6 декабря. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вчера и сегодня мы были свидетелями важных и радостных событий Августейшего Дома: вчера миропомазания высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича, а сегодня обручения Их Высочеств. Благоверная Княжна произнесла исповедание веры с величественной скромностию и благоговением и таким чистым словом, какого нельзя было ожидать от ее недавнего знакомства с Россиею. Нынешний праздник исполнен был тихосветлой радости. Принесите Господу молитву благодарения и надежды» (Письма преподобному Антонию. С. 226. 278). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Чтобы к житию о. Серафима припечатать бывшее исследование о его житии, о сем нельзя думать. Я думал было предположить, что-бы напечатать вместо предисловия донесение Преосвяшенного Тамбовского, но и сие сделать не оказалось возможным; владыка Новогородский 95 опять восстал с своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона жаловался, что Преосвященный Тамбовский не назвал по имени свидетелей и даже сказал, что больше было свидетелей противного мнения и что Преосвященный утаил сие. Видно, согрешил Саровский игумен, написал к митрополиту Ионе свои несветлые помыслы» (Письма преподобному Антонию. С. 226–227. 279). Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Вчера высоконареченная невеста государя наследника цесаревича прияла святое миропомазание и соделалась дщерию восточной церкви; а сегодня совершилось их обручение. Вчерашнее торжество было умилительно; нынешнее светло обильным, и весьма мирным, светом радости. Благоверная государыня Мария Александровна произнесла исповедание веры с величественною скромностию, таким светлым, чистым, чуждым иноземнаго звука, словом, какого нельзя было ожидать от ея недавняго знакомства с Россиею. Как будто жемчуг падал с ея уст на книгу, которую она имела в руках. Все августейшие здравы и зело возлюбленны Не писал к вам скорее потому между прочим, что с неделю не без труда борюсь с простудою, по случаю внезапно сильных морозов, которые, впрочем, ныне уже кончились» (Письма. 1887. С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

2) Свойство Ионы, который убегает служения Богу при угрозе опасности кораблекрушения и испрашивании всеми помощи свыше, спит спокойно, а после сам себе назначает смерть и, наконец, беспрестанно прекословит своему Господу. 3) Умолчание некоторых обстоятельств, которые должны бы упомянуты быть в истории, именно: в какую страну извержен был Иона, какое было преступление Ниневитян, – о чём в подобных случаях пророки упоминают, – так же, какой казнью надлежало погибнуть беззаконному городу и при покаянии оного уничтожено ли было идолопоклонство? 4) Самое всеобщее покаяние, совершённое по первому слову одного неизвестного человека, пост и облечение во вретище всех, даже младенцев и скотов. XXIII. Мнение о ней, как о притче Толкователи во все времена чувствовали сии трудности и старались решить оные. Иные думали, что здесь описывается сновидение; но в целой истории нет никаких следов оного. Почему многие из новейших говорят, что это есть притча, коей цель состоит в том, чтобы научить, что язычники удобно могут быть обращены к покаянию, и не столько достойны наказания, как бы об них думали иудеи; но, что напротив, иудеи всегда упорны и возмутительны, и, несмотря на бесчисленные благодеяния Божии, часто пребывают в ожесточении. Некоторые присовокупляют, что притча означает ещё будущее некогда обращение язычников к Богу. XXIV. Истина повествования её На таком произвольном изъяснении, конечно, успокоиться нельзя: ибо если бы книга Ионы была ни что иное, как только притча: то 1 . Таким образом, многие происшествия, повествуемые в св. истории, но превышающие законы природы, нужно было бы обращать в притчи. 2 . О сем упомянуто было бы в самой книге, так как и в других местах Св. Писания, где писатель удобно познает притчу, или из ясного наименования её, или из приложения к оной нравственной истины, или из других признаков, заключающихся в самом составе речи. 3 . Не было бы тогда нужды упоминать о месте, лицах и других некоторых обстоятельствах или подробностях мнимых происшествий 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Прошу обратить внимание на чистоту в гостинице. И желаю знать, кто это Рудаков, и другой с ним. Писанное доселе писано в прошедший понедельник. По вторник пришли ко мне подобные сведения о гостинице, – которых источники одна генеральша, один генерал, один жандармский офицер, и более одного из купечества. Жандармскому офицеру с семейством дали худую комнату, обещали лучшую по отъезде других, но отдали другому, и он переехал на постоялый двор. Говорят, что для занятия хорошего помещения надобно рубль в кружку, и два гостинику. На возражение, что Иона человек добрый, отвечают, что может быть спешит запастись деньгами, пока имеет послушание, дающее к тому способ. Не желая дать сему веру, и не имея основания подозревать неблагосклонных судей, прошу вас обратить внимание на гостиницу. Теперь, когда посетителей, думаю, немного, не будет ли удобно перекрасить в ней стены, и восстановить чистоту. Говорят, что на лестнице худ запах от нечистого места. Простите за неприятные речи. Об о. Иоанне представление разрешено. Достойных пострижения представьте. Для опыта к определению в научение аптекарскому искусству на первый раз не довольно ли одного мальчика? Когда одного примут: вернее посылать другого. Туровская скучает остановкою своего дела, и говорит, если незаконно, пусть откажут, только бы развязаться. И за это Бог дает путь делу. Через Щастнева я сообщил завещание князю Трубецкому: и нашли справедливым выдать деньги, если при прошении будут представлены свидетельства о смерти детей. О смерти Феодора надобно дать свидетельство от Собора. Будучи в Лавре, я просил вас отпустить со мною два экземпляра службы Преподобному Сергию нового издания. Опросил их в Москве; сказали: нет. Пришлите. В Москве приметны поджигательства: а под Москвою сильны и дерзки. Наблюдите, чтобы стража и осторожность были неослабны. Ждем добрых вестей с юга: но они не спешат, как наши желания. Говорят, что ваше воинство теперь сильно; что врагам трудно. Но еще не видим в руце Господней жребий брани. Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но вот, кончен уже училищный курс; мальчик стал юношей: ему девятнадцать лет. Надежда пробилась, как солнечный луч после ночной тьмы, в сердце убогой старушки: внучок может стать пономарем, место и кров будет; не надо будет скитаться и просить милостыню. С юношей пошла она в Москву к святителю. Пришла и стала просить. Великий, проницательный Платон участливо ее выслушал, но просьбы не исполнил. «Оставь, сказал мудрый архипастырь, старушка, своего внука у меня. Он потом за нас с тобою будет Бога молить». Заплакала старушка, померкла ее надежда. Но Платон, собеседник Царственных Особ, был благороден и отзывчив сердцем; слава не ожесточила его сердце: оно было чутко к горю бедной вдовицы. Он утешил старушку, дал ей от себя пять рублей и назначил пособие. Тогда и обрадованная бабушка согласилась оставить своего дорогого внучка как бы под крылом орла и возвратилась в Калугу. Юноша был определен в Перервинскую семинарию, которую и кончил успешно. Затем он был переведен в Московскую дух. академию, называвшуюся тогда еще Лаврской семинарией. Академию он окончил в 1790 г. Назначенный, было, смотрителем Звенигородского духовного училища, Иван Семенович Васильевский, однако, отказался от этого места. Он пожелал лучше занять священническое место в родной ему Калуге, при церкви Воскресенской. Был определен туда и женился на бедной дочери причетника московской Скорбященской церкви, и, тридцати лет от роду, в день трех святителей, 30 января 1792 г., был рукоположен в сан иерея. Кончились тяжелые годины сиротства. Только грустно было молодому пастырю, что не было уже в живых его любимой слепой бабушки; она уже мирно покоилась под святым крестом в сырой земле; почила с миром от трудов горькой своей доли. В последний раз виделся с нею он, когда был еще в Перервинской семинарии и однажды побывал в Калуге, где гостил у бабушки и у сестры, выданной к тому времени за одного хорошего мещанина, которые п принимали его с трогательной сердечностью. С радостными надеждами и грустными воспоминаниями ехал в Калугу молодой батюшка. Вспоминались ему и годы сиротства; тем горячее благодарил он Матерь Божию за настоящее счастье и теплился любовью к родине и святым желанием послужить ближнему. И Господу были угодны эти святые мечты!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16 июля 1832 г. Извините меня, о. наместник, что долго не писал к Вам. Путь мой начался с трудом. Боль в ухе и в левой половине головы заставляла заботиться, чем сие кончится. Однако по закрытии окон боль сделалась легче; на подворье топленая комната помогла мне ночью, а утром – врач и лекарство. Теперь имею остатки простуды терпимые. Вы что-то опять долго не присылали ризницы для Симбирска, и я получил от преосвященного Анатолия вторичное требование. Преосвященный митрополит Иона, бывший экзарх Грузии, будет в Лавре в начале следующей недели. Я пригласил его остановиться в моих келлиях. Примите его со вниманием, угостите, упокойте, покажите ему, что пожелает видеть, и представьте ему святую икону от обители и настоятеля. За мирное мое у Вас пребывание благодарю Вас и братию. Мир и благословение Божие всем Вам призываю. Письмо 10(31). 30 июля 1832 г. Прискорбно, о. наместник, замечать разделение там, где должно быть единство. Но поскорбим о вещи и не оскорбимся на людей. Да сотворит Господь, да вси едино будут, как Он хощет. Уважаю намерение, которым Вы оправдываете дело. Может быть, и я что-нибудь делал по такому намерению, но не всякое дело оправдывается намерением. Впрочем, да простится Вам человекоугодие дела, а мне самоугодие спора. Что Вы принялись за исправление Ваших келлий прежде утверждения сметы, в том никакой беды нет. И я буду покоен, когда Вы устроитесь покойно. Вениамина я рукоположил, и он, кажется, принял сие со вниманием. Над Л. я задумался. Лучше бы Вам подождать ответа на письмо прежде отправления его. Вы знаете завещание: «Руки не скоро возлагай» ( 1Тим.5:22 .), а это было бы слишком скоро, когда недели за три встретил я Л. под руками инвалидов. Не сержусь, не осуждаю, но боюсь. Вчера неудержимо слабый, а сегодня иеродиакон – какое тут уважение к таинствам? Какое наставление для братии? Не соблазн ли это? Не искушение ли самому, кому поблажают? Вы хотите, чтобы благодать сделала то, чего мы с Л. не начали? Не то говорит благодать: «Сии убо да искушаются прежде, потом же да служат непорочни суще...» ( 1Тим.3:10 ). Вы и Л. не должны гневаться на то, что я покоряюсь сему правилу. Я бы удивился, что Вы так его мне подкинули, но думаю, не назвали ль Вы его мне пред моим отъездом? Если это и так, не надобно мимоходом подкидывать слова о таких предметах, над которыми надобно остановиться и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Декабря 6-го 1840. К преосвященному Анастасию желаю писать особо. Но между тем свидетельствуйте ему мое почтение. Письмо 276 Благодарение Богу, спасшему от новой беды пожара 9 ноября. А ко мне от 23 того месяца пишет преосвященный Ярославский, что его напугал пожар, бывшим в лавре, близ келлий, в которых он думал безмолвствовать. Я испугался бы, если бы тогда же не имел от вас письма, от того же дня. Что это значит? Иеромонаха Владимира здесь одобряют. Но отчего же принужден выйти из Невской лавры? – Принять не отрекаюсь, если не явится признаков сомнительных. По сообщению медицинской конторы, вам нечего, думаю, делать более, как предложить оное Собору, а он представит мнение мне. Я не думаю, чтобы нужно было искать уклонения от закона, особенно для человека, которого искушение состоит в том, что он развлекает себя мирскими людьми и запутывается в деньгах. Чтобы к житию о. Серафима припечатать бывшее исследование о его житии, о сем нельзя думать. Я думал было предложить, чтобы напечатать вместо предисловия донесение преосвященного Тамбовского, но и сие сделать не оказалось возможным: владыка Новогородский опять восстал с своими недоумениями о чудесных событиях, а митрополит Иона жаловался, что преосвященный Тамбовский не назвал по имени свидетелей, и даже сказал, что больше было свидетелей противного мнения, и что преосвященный утаил сие. Видно, согрешил Саровский игумен, написал к митрополиту Ионе свои несветлые помыслы. Мне удалось ослабить сомнения Ионы, а с владыкою помириться на том, что если и преосвященный Подольский, который не читал книги, прочтет ее и не усомнится, то голосов в ее пользу будет достаточно. На сем остановилось дело. В мезонине больницы женской удобно ли быть училищу иконописания, особенно, если оно не малолюдно будет? Хождение учеников по лестницам, запах красок, вообще близость не будет ли в затруднение для больных? Надобно, чтобы вы сие хорошо сообразили, дабы решиться на предполагаемое. Жаль, что о предметах, которых последствия не на день, говорить доводится не на месте, где удобнее было бы поверить и решить недоумения и возражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Русскую Православную Церковь с первым официальным визитом посетит Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона 24 апреля 2009 г. 11:03 25 апреля в Москву прибывает Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона . Об этом в интервью порталу Православие.ru рассказал представитель Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма святой великомученицы Екатерины на Всполье архимандрит Закхей (Вуд) . Как сообщил отец Закхей, Блаженнейший Митрополит Иона прилетает в Москву утром 25 апреля. В аэропорту его будет встречать председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриахата архиепископ Волоколамский Иларион . Сопровождать Предстоятеля Американской Церкви в течение всего его визита будет епископ Дмитровский Александр . Из аэропорта владыка прибудет на московское подворье ПЦА, где возглавит пасхальный крестный ход. Вечером в субботу Митрополит Иона будет молиться в Свято-Даниловом монастыре . В воскресение, 26 апреля, в неделю апостола Фомы, Митрополит Иона и Святейший Патриарх Кирилл совершат совместную Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . После этого Блаженнейший Митрополит совершит молебен перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского, именуемого апостолом Америки, в Донском монастыре. На понедельник 27 апреля запланированы посещение Троице-Сергиевой лавры и встреча с послом США в России. На следующий день состоится встреча Митрополита Ионы и Святейшего Патриарха Кирилла. Затем Блаженнейший Иона отправится с паломническим визитом на Валаам. По словам отца Закхея, Валаам для владыки своего рода духовный дом, поскольку до монашеского пострига Блаженнейший, тогда еще мирянин, почти год жил на Валааме. «Для него это будет как возвращение домой. Но теперь уже не в чине послушника, а в качестве Предстоятеля Церкви», сказал священник. В субботу 2 мая, в день памяти блаженной Матроны Московской, владыка Иона совершит Божественную литургию в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье. В воскресение, 3 мая, в неделю Жен-мироносиц, в Успенском соборе Московского Кремля состоится второе в ходе этого визита совместное служение со Святейшим Патриархом Кириллом. В понедельник, 4 мая, Блаженнейший Митрополит Иона отбудет из Москвы обратно в Америку. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/625976.htm...

В 1431 году святой Иона был поставлен епископом на Рязанскую и Муромскую кафедру. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь . В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую Митрополию Русскую». Однако междоусобная борьба за великокняжеский престол великого князя Василия II Васильевича и его дяди галицкого князя Юрия Дмитриевича не позволили святителю выехать в Константинополь к Патриарху Иосифу II (1416–1439) для посвящения. В это время литовский князь Свидригайло послал в Константинополь для посвящения в митрополита Литовского Смоленского епископа Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси; в 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен. После кончины митрополита Герасима в Константинополь отправился епископ Иона. По прибытии в столицу Византии он узнал, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую Митрополию некоего Исидора. В 1439 году Исидор принял унию на Флорентийском Соборе и по возвращении в Москву в 1441 году был заточен в Чудов монастырь. Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово всё дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь встала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван Церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран Митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также Митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя, она положила начало своей автокефалии. Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона приложил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию. Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, наиболее почитаемым в России остается святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец. Его память совершается четыре раза в году, в том числе 28 июня Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец Будущий святитель Иона был родом из Костромской земли. Он родился в конце XIV века в Солигаличе. Как говорит житие, мальчик был благочестив и богобоязнен, с ранних лет мечтал подвязаться в монастыре. Свою мечту осуществил, когда в возрасте двенадцати лет был пострижении в монахи одной из обителей Галича. Вскоре он перебрался в Москву и стал подвязаться в Симоновом монастыре. Он отличался не только смирением, послушанием, но и трудолюбием. Однажды в обитель должен был приехать московский митрополит Фотий. Вся братия с нетерпением ждала встречи с ним. После службы митрополит отправился благословлять иноков, которые находились на послушаниях. Как рассказывает житие, митрополит пришел в пекарню и обнаружил инока Иону спящим. Юноша долго и много работал, сильно устал и, не дождавшись митрополита, заснул. Более того, правая рука у него замерла в благословляющем жесте. Увидя его, митрополит Фотий не только не позволил разбудить инока, но и предсказал, что Иона будет великим русским святителем, через которого многие спасутся. И действительно, уже вскоре, в 1431 году Иона был поставлен епископом в Рязань и Муром, где он проповедовал и обращал в христианство мордву. После смерти святителя Фотия, епископ Иона был избран митрополитом всея Руси. Впрочем, здесь не обошлось без казуса. Святитель Иона отправился в Константинополь за благословением к патриарху Иосифу II. Но оказалось, что незадолго до этого, болгарин по происхождению Исидор, подсуетившись, уже был поставлен на русскую митрополию. Кроме прочего, в 1438 году от лица Русской церкви он отправился на Флорентийский собор и принял унию. Конечно же, этот поступок не остался незамеченным, тем более, что вернувшись в Москву в 1441 году, на праздничном богослужении в Успенском соборе вместо имени патриарха, Исидор произнес имя Папы римского. Позже объявил себя еще и кардиналом. Митрополит Исидор, который даже не пытался отстаивать независимость Русской Церкви на Флорентийском соборе, был объявлен князем Василием еретиком и низложен Собором русских архиереев. Великий князь Василий также приказал схватить и заточить отступником в Чудов монастырь. Но Исидор успел тайно бежать в Рим. Только после этих событий, митрополит всея Руси Иона, избранный всеобщим решением, смог занять митрополичью кафедру. Он получил благословение теперь уже другого Константинольского патриарха Григория III Мелиссины. Между тем московский князь, приводя многочисленные аргументы, требовал самостоятельности Русской Церкви, прежде всего в избрании претендентов на митрополичью кафедру. С избранием митрополита московского Ионы Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от константинопольского патриарха.

http://foma.ru/znachenie-imeni-iona.html

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010