Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе Нью-Йорка 24 марта 2009 г. 12:52 22 марта 2009 года, в Неделю Крестопоклонную Великого поста, Его Блаженство Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США епископа Зарайского Меркурия совершил в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка Божественную литургию. Его Блаженству сослужили епископ Зарайский Меркурий, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле архимандрит Закхей , сотрудники представительства МП в США в священном сане, клирики Свято-Николаевского Патриаршего собора и Русской Зарубежной Церкви , сотрудники канцелярии Блаженнейшего Митрополита Ионы. По отпусте Божественной литургии епископ Зарайский Меркурий огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю первой Божественной литургии, совершаемой Митрополитом Ионой в Патриаршем соборе Нью-Йорка. Приветствуя Предстоятеля Православной Церкви в Америке, владыка Меркурий высказал убеждение, что совместные богослужения выражают дух братских отношений и единства во Христе, присущее взаимодействию Московского Патриархата и Американской Православной Церкви. Как отметил преосвященный Меркурий, добрые связи между двумя Церквами являются залогом правильного развития двусторонних отношений Соединенных Штатов и России, в чем нуждаются жители обеих стран. Хороший пример плодотворной работы в постоянном взаимодействии друг с другом дает нам деятельность Представительства Московского Патриархата в США и Представительства Православной Церкви в Америке в Москве. На молитвенную память управляющий Патриаршими приходами преподнес Его Блаженству комплект святых рипид. В ответном слове Блаженнейший Митрополит Иона выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу — настоятелю Свято-Николаевского собора — за благословение совершить в этом историческом храме богослужение Крестопоклонной недели. Его Блаженство также выразил признательность преосвященному Меркурию за неизменное стремление к доброму соработничеству в духе любви Христовой. Во внимание к миссионерским трудам на Североамериканском континенте Предстоятель Православной Церкви в Америке удостоил епископа Зарайского Меркурия ордена Святителя Иннокентия Московского, Просветителя и Апостола Америки, II степени. На память о своем посещении Митрополит Иона передал в дар Свято-Николаевскому собору икону небесного покровителя храма. Общение с Предстоятелем Православной Церкви в Америке и сопровождающей его делегацией продолжилось за братским обедом в трапезном зале Свято-Николаевского собора. Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в США /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/595855.htm...

При богослужении во дни, посвященные памяти св. Алексия митрополита, в обители, где почивают чудотворные его мощи, на малом входе во время литургии выносят Евангелие, рукописанное самим святителем, в знак благоговения к его св. трудам 1574 , и читается над болящими для их исцеления 1575 . Благоговение к мощам св. Алексия митрополита русские летописи представляют особенно в лицах царского дома 1576 . Дни св. Ионы митрополита Его преставление 15 (28) июня Первосвятитель Иона, Всероссийский митрополит (1449–1461), родился в пределах Костромы, в селении близ Солигалича, от благочестивых родителей. С юности своей Иона имел расположение к уединению и трудам монашеского жития. Подобно св. Петру митрополиту, он 12-ти лет принял пострижение иноческое и смиренно нес подвиги послушания сначала в галичском, потом в московском Симоновом монастыре, укрепляя себя молитвою и чтением Божественных книг. Митрополит Фотий, посетив однажды Симоновскую обитель и увидев там юного инока Иону, мирно спящего и персты десной руки имеющего согбены как бы для благословения, с удивлением смотрел на его кроткое и величественное лице, расспрашивал о нем архимандрита и предрек, что этот юноша будет первым святителем земли Русской 1577 . Действятельно, за благочестивую и добродетельную жизнь преподобный Иона по благословению Божию, избранию Собора и желанию великого князя Василия Васильевича Темного, в 1433 году возведен был на степень архиепископа Рязанского и Муромского. Здесь святитель Иона утверждал и распространял прав. веру между косневшими еще в язычестве финскими племенами, жившими в пределах древней Рязани. Между заслугами Ионы, епископа Рязанского, особенно замечательно то постоянное предстательство его пред мятежным и жестоким князем Дмитрием Шемякою за детей ослепленного им великого князя Василия Васильевича. Шемяка убедил Иону принять на свою ответственность детей Темного и привезти из Мурома, где их укрывали, в Москву, дав обещание помириться с великим князем и осчастливить его детей. Но Шемяка не сдержал своего слова и отослал их в Углич в заточение. Тогда св. Иона был неусыпным обличителем неправд Шемяки и вынудил его освободить слепца с детьми из заточения 1578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Великому князю Василию пришлось продолжать борьбу с сыновьями его, особенно одним из них – Димитрием Шемякой. После смерти Герасима святитель Иона отправился для посвящения в Константинополь, но опять запоздал: тем временем Патриарх Иосиф посвятил на русскую Митрополию Исидора († 1462, в Риме), по всей видимости, грека или болгарина, впоследствии униата, который в 1438 году подписал решения Флорентийского собора и за это был низложен паствой с Московского престола. В 1448 году Собор русских епископов на основании 1 Апостольского правила и 4 правила Никейского Собора, по примеру времен князей Киевских Ярослава и Изяслава, определил посвятить Иону в Митрополита всея Руси. 15 декабря на святителя Иону возложили митрополичий омофор и вручили ему посох святителя Московского Петра. Новопоставленный митрополит счел нужным объяснить законность своего поставления и составил соответствующие послания ко всем православным русским христианам, к киевскому князю Александру Владимировичу и ко «всему купно литовско-галицкому христолюбивому людству», убеждая содействовать воссоединению Русской Митрополии под властью одного Митрополита. Старания святителя Ионы увенчались успехом, хотя и не вполне; король польский и великий князь литовский Казимир (согласившийся на избрание Ионы еще в 1448 году) вручил ему в 1451 году «столец Киевский и всея Руси», сохранив независимой от него галицкую половину Киевской митрополии. Получив в 1451 году грамоту от короля, святитель Иона поставил наместником в Киеве старца Михаила, но и сам неоднократно посещал западную половину своей Митрополии. После падения Константинополя (1453) колебания греков в сторону унии с Римом прекратились, так что святитель Иона вступил в дружественные сношения с Патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием. Святитель Иона был ревностным архипастырем, старавшимся всемерно насаждать в пастве своей глубокое и искреннее благочестие, искоренять пережитки язычества и дурные нравы. К новгородцам, например, после того, как предложил наставление о пагубе вражды (убеждая их прекратить заведенные у них кулачные и палочные бои), святитель Иона писал: «Как сладко, дети мои, покаяние! Оно – корень жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях, составлено, вероятно, в половине XVI-ro столетия. Оно напечатано в Степенной Книге Ч. II. стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. Святой Иона родился близ Солигалича, ныне уездного города Костромской губернии, в селении, которое, по прозванию отца его, благочестивого Феодора Одноуша, называлось Одноушевым 1 . Год рождения св. Ионы неизвестен: но вероятно он родился в последней четверти XIV столетия 2 . Еще в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галичской, которыми она была богата 3 . Из неизвестной Обители Промысл Божий вскоре перевел его в столицу Отечества и Церкви, для которых назначил его быть светильником. Иона перешел в Московский Симонов Монастырь 4 . Основанная, по благословению преподобного Сергия Радонежского, Обитель сия славилась святостию жизни своих первых настоятелей: Феодора, племянника Сергиева, в последствии архиепископа Ростовского, и Кирилла, в последствии игумена Белоезерского. Святой Иона еще застал здесь иноков, которые хорошо помнили и неизменно хранили их правила и учреждения. Между ними известны: Варфоломей, строитель (эконом) Симонова монастыря, Иоанн Златой и Игнатий иконник. Собственная ревность Ионы к подвигам иноческим скоро сдружила его с сими благочестивыми старцами, а их наставления и пример воспитали в нем самом строгого подвижника. Подобно им, он неуклонно стоял за исполнение правил монастырских, и, не выходя из границ послушания, с дерзновением напоминал новым настоятелям о преданных святыми предшественниками их правилах благочиния монастырского 5 . А сам подвизался в непрерывных трудах, пощении, молитве и чтении слова Божия, проходя разные иноческие послушания. – В сих подвигах дух его возрастал и совершенствовался столь быстро, что прозорливому оку и в простом послушнике можно было провидеть будущего великого Пастыря Церкви Российской. Жизнеописатель святого Ионы повествует, что в один раз Митрополит Фотий, посещая Симонов монастырь и обходя церкви и службы, нашел в пекарне монастырской инока Иону спящим. Он не потревожил покоя хлебопекаря, на лице которого изображалось изнурение трудами телесными и духовными; но, заметив, что держит он на голове своей руку, как бы сложенную на благословение, тут же сказал окружающим его, что сей Иона будет великим святителем в земле Русской, приведет многих неверных к Богу истинному и наконец будет поставлен пастырем и учителем самому царствующему граду – Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона рассказал о принципах миссионерской работы 4 мая 2009 г. 10:12 В субботу 2 мая в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялись Свято-Иннокентьевские чтения , посвященные святителю Иннокентию (1797-1879), Митрополиту Московскому и Коломенскому, апостолу Америки и Сибири, в которых принял участие Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона . Чтения открылись приветственным словом ректора Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева . Он подчеркнул, что их проведение приурочено к приезду в Россию Блаженнейшего Митрополита Ионы и посещению высоким гостем ПСТГУ. Отец Владимир отметил, что личность святителя Иннокентия, которого можно назвать апостолом Америки, является объединяющей фигурой для Русской и Американской Православных Церквей. Также отец ректор рассказал, что нынешнего Предстоятеля Американской Православной Церкви знают в ПСТГУ очень давно: будущий Митрополит приезжал сюда в 90-е годы, когда был еще мирянином. В ответном слове Предстоятель Американской Православной Церкви сказал, что очень рад снова посетить Свято-Тихоновский университет, встретиться с отцом ректором, преподавателями и студентами вуза. В своем докладе, посвященном святителю Иннокентию, Блаженнейший Иона проанализировал миссионерские принципы, которыми в своей деятельности должен руководствоваться христианский проповедник. Первый основополагающий принцип, подчеркнул Предстоятель Асмериканской Церкви, — это молитва: «И когда мы служим в Церкви, и когда мы занимаемся миссионерством, следует много и глубоко молиться». Другой важнейший принцип, лежавший в основе служения святителя Иннокентия, — это необходимость глубоко уважать и любить людей, к которым миссионер послан с проповедью Евангелия. Нельзя смотреть на них свысока, недооценивать их. Святитель Иннокентий говорил об этом 150 лет назад, и это очень важно для нас и сегодня, подчеркнул Блаженнейший Митрополит Иона.

http://patriarchia.ru/db/text/636244.htm...

То, что слова отца Ионы оказались пророческими, на данном этапе уже ни у кого не вызывает сомнения. На Украине против Православия объявлена война. На фоне создания так называемой «Поместной Украинской Православной Единой Церкви» (сокращенно - ПУПЕЦ) участились призывы со стороны радикалов уничтожать духовенство УПЦ МП. При этом украинский режим не брезгует ничем, даже похищением и допросами священников. ...18 декабря - день памяти одесского старца, духовника Свято-Успенского Одесского мужского монастыря схиархимандрита Ионы. Он умер 18 декабря 2012 года на 88-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Предан земле на братском кладбище Свято-Успенского мужского монастыря. Отец Иона родился в 1925 году в многодетной бедной семье. С малых лет тяжело работал. Во время Великой Отечественной войны трудился на оборонном заводе, а после победы - и трактористом, и шахтером, и на нефтяных промыслах... К 40 годам он заболел туберкулезом. Видя в больнице, как умирают больные, он поклялся Богу, что если Господь его исцелит, то он примет монашество. Несколько лет прожил среди монашеской братии в Абхазии. Потом отправился в Одессу, в Свято-Успенский монастырь, где первые годы выполнял послушания как разнорабочий... А последующие 40 лет своей жизни отец Иона прожил монахом. И не просто монахом, а, по свидетельствам его духовных чад, исцелителем и провидцем. К нему приезжали за советом со всех стран бывшего Советского Союза. Последние годы одесский старец тяжело болел - онкологическое заболевание позвоночника. При этом до последних дней своей жизни исцелял мирян... « У схиархимандрита Ионы три небесных покровителя , - говорил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, - святой равноапостольный Владимир, святитель Иона, митрополит Московский, в честь которого он принял свой первый постриг, и в схиме пророк Иона. Благодатные качества сих трех великих святых Православной церкви по благодати Божией присущи старцу Ионе и его подвижнической жизни ». Схиархимандрит Иона с одинаковым вниманием принимал всех: и высокопоставленных правительственных чиновников, и простых селян и рабочих. Он свято верил, что Господь не оставит Святую Русь, и скорбел о том, что политики отрывают Украину от России. Батюшка говорил: « Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/19/eg...

  Православные праздники 4 октября — Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). 7 фактов о святителе Димитрии Ростовском Жития святых святителя Димитрия Ростовского Святитель Димитрий Ростовский и его «Руно орошенное» Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.) был ревностным христианином, развивал православное образование, основал Славянскую-Греко-Латинскую школу в Ростове, боролся с невежеством, пьянством, раскольничеством и католицизмом, написал множество житий святых. В 1752 г. произошло обретение мощей Димитрия, его мощи почитаются чудотворными. Православные праздники 5 октября — Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Иона, неправильный пророк Значение имени Иона Пророк Иона: 40 изображений  Ветхозаветный пророк, жизнь которого описана в «Книге пророка Ионы», один из первых проповедников Единобожия среди язычников. Услышав призыв Господа проповедовать покаяние в городе Ниневия, Иона попытался скрыться от этого призвания за морем, попал в кораблекрушение и был проглочен китом на три дня и три ночи. Раскаявшись и взмолившись, Иона оказывается выброшен на берег. Он принимает призвание и начинает проповедовать покаяние в Ниневии, жители города каются и обретают веру в Бога. Православные праздники 6 октября — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель (Предтеча) Родители Иоанна Предтечи, священник Захария и праведная Елизавета, до преклонного возраста были бесплодны, что считалось бесчестьем у евреев. Праведные супруги много молились и их молитвы были услышаны, во время службы в храме Захарии явился ангел и возвестил ему о рождении сына, «который будет велик пред Господом… и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».   — Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). 8 таких разных московских святых Святитель Иннокентий Вениаминов (1797-1879 гг.) был миссионером в Русской Америке и Дальнем Востоке, крестил тысячи аборигенов-язычников, строил храмы, школы, боролся с эпидемией оспы, создал алфавит алеутского языка, участвовал в присоединении к России Амурского края, с 1868 г. митрополит Московский. 6 октября 1977 г. причислен к лику святых.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность. В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи. Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства. Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость. 31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом. В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему. В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября. Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Недоставало только Архиепископа Новгородского Ионы, который не задолго пред тем, по рукоположении, был отпущен из Москвы, и Тверского Епископа Илий, к которому святой Иона неоднократно посылал с требованием его в Москву 71 . На сем Соборе, прежде всего Архиепископ Ростовский и прочие владыки письменно обязались соблюдать свою верность Митрополии Московской. В своей грамоте они писали: «все мы поставлены в соборной церкви Пресвятыя Богородицы в Москве, у гроба Святителя и Чудотворца Петра, все при своем поставлении обещались быть неотступными от соборной Московской церкви Пресвятыя Богородицы и от нашего Митрополита. Потому и теперь повторяем обещание никогда не отступать от них и во всем повиноваться своему Митрополиту, а от пришедшаго из Рима Григория, и именующаго себя Митрополитом, не принимать никаких грамат и не иметь с ним никаких совещаний 72 ». Потом Собор издал от себя воззвание к Литовским епископам и всему духовенству с убеждением не принимать Григория, и быть верным святому Ионе: «Тот Григорий, писали они, не истинный Митрополит, но ложный; он принес с собою граматы от Папы и от лжепатриарха Григория, в которых нашего Иону Митрополита Киевскаго и всея Руси называют отщепенцем и отступником: но сами они отступники от православия, основаннаго на учении Апостольском и Святых Вселенских Соборов» 73 . В то же время и сам святой Иона писал к епископам Литовским, и к князьям и боярам. Напоминая епископам об отпадении Исидора от православия, он показал, что и Григорий, именующий себя Архиепископом Константинопольским, подобно Исидору, изменивший православию, не может присвоять себе прав патриаршеских, а потому и Митрополит Григорий, ученик Исидоров, поставленный лжепатриархом, не может быть правильным Митрополитом. «А я, писал святый Иона, поставлен соборне, на основании священных правил, не от двух, или трех, не от пяти епископов, но от всех архиепископов и епископов здешняго православнаго самодержства господина и сына моего Великаго Князя». Увещавая пребывать верными православию, святой Иона продолжал: «сколько раз Константинополь подвергался бедствиям от Болгар и Персов: но доколе соблюдал он православие, дотоле каждый раз избавлялся от опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Будучи в положении естественного помощника великого князя московского, митрополит Иона имел многократные поводы послужить своим иерархическим авторитетом интересам его власти и возвышению Москвы. Так, св. Иона принимал деятельное участие в продолжительной борьбе московского князя Василия Васильевича из-за великого княжения с Дмитрием Юрьевичем Шемякой, который имел претензии на великокняжеский стол по древнему праву родового старшинства. В начале, правда, Шемяка, завладевший великокняжеским столом в 1446 г., своими вероломными обещаниями склонил Иону к одному действию, направленному во вред Василию Васильевичу. Иона выдал Шемяке, за своим ручательством, сыновей Василия, но тотчас же восстал против вероломного князя, как только тот злоупотребил его доверчивостью. И сам Василий Васильевич впоследствии ничего не имел против митрополита Ионы, очевидно зная, что поступок святителя был результатом просто незлобивой ошибки. С тех же пор, как в 1447 г. Василий Васильевич согнал Шемяку с великокняжеского стола, св. Иона уже не переставал всячески помогать великому князю смирить его соперника. Писал Шемяке от лица всего русского духовенства смирительную грамоту с угрозой церковного отлучения. Такие же грамоты разослал к сторонникам Шемяки: неоднократно писал новгородцам и в мятежную колонию – Вятку. Помогал митрополит Иона московскому князю насколько мог своим авторитетом и в борьбе с внешними врагами – татарами. Татарское иго над Русью почти уже совсем ослабело, но приходилось еще считаться с частыми набегами и расплачиваться с эфемерными победителями не совсем легкой «данью». Великому князю существенно необходима была для облегчения этой борьбы согласная помощь князей удельных, о чем и просил последних митрополит в специальных к ним посланиях, стараясь иногда действовать на них и через местных епископов. Еще одно церковно-правительственное деяние митр. Ионы также может быть учитываемо, как содействие возвышению авторитета Москвы. Это – торжественное причтение к лику святых митр. Алексия, нетленные мощи которого были найдены по случаю постройки церкви в Чудовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010