Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский и многие еще. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий († 1563; память 5 декабря) и Герман († 1567, память 6 ноября), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11 апреля). Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. " Вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагашася, тишины же и покоя наслаждашеся. И Иосифо имя, яко священие некое, во устах всех обношашеся " . Монастырь был прославлен не только благочестием и помощью страждущим, но и проявлениями Божией благодати. Праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую Субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный авва Иосиф. Игумен, приказав иноку молчать о виденном, сам радовался духом, надеясь, что Бог не оставит обители. Тот же инок видел души умирающих братий, белые, как снег, исходящие из уст их. Ему самому открыт был день его кончины, и он почил с миром, причастившись Святых Таин и приняв схиму. Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

В 1483 г. Тверской епископ Вассиан, по личному соизволению великого князя Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в Спасском приделе храма Богоматернего; тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела 30 . В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения 31 . Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверский рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой, и внезапно мёртвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебряной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвёртое – исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого; седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая Русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе с всадником; и конь, и всадник остались мёртвыми на месте; чудесный покров ещё цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей Московского Алексиевского монастыря Феогнией Огневой 32 . – В 1637 г. по воле царя Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены были в церкви Печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за крылосом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божию»? Пав от страха полумёртвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя 33 . † Память о пр. Саввы и Варсонофии Тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подъятая от земли Чудотворная икона стала путеводительницею священника на высшие ступени служения Церкви и отечеству. „Служителю чудесе“ суждено было привезти в царствующий град Москву и представить царю и всероссийскому митрополиту первое краткое сказание о явлении чудотворной Казанской иконы и первый с нее список. Вероятно, в другой свой приезд в Москву, уже в царствование Феодора Иоанновича (в 1587 году),Казанский священник, принял иночество с именем Гермогена. Можно думать, что пострижение его было совершено в Чудовом монастыре: ибо он называл эту обитель „обетною“, т. е. такою, где он давал свои обеты. По возвращении в Казань, он был поставлен архимандритом тамошнего Спасо-Преображенского монастыря, который обстроил после недавнего пожара и которым управлял в течении двух лет. В 1589 году, когда царь Феодор Иоаннович,с согласия Восточных патриархов, учредил в Москве всероссийское патриаршество, Казанская архиепископская кафедра возведена была на степень митрополии и первым – Митрополитом Казанским и Астраханским (всего среднего и нижнего Поволжья) поставлен был Патриархом Иовом архимандрит Гермоген.В этом высоком сане он, в течение17 лет, много потрудился для поднятия значения православной церкви в этом крае. Находясь в сношениях с благочестивым царем и первым патриархом, он, но их указанию, составил свое повествование о явлении Казанской Иконы Божией Матери и ее чудесах. При постройках в Спасо-Преображенском монастыре были обретены нетленные мощи просветителей этого края – Святителей Гурия (первого архиепископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского, скончавшегося в Казани на покое). Митрополит Гермоген свидетельствовал эти мощи и открыл их для всенародного чествования и, по царскому и патриаршему приказу, составил жития новопрославленных святителей. Он также участвовал в прославлении и второго архиепископа Казанского Святителя Германа, который скончался и был погребен в Москве. Митрополит встретил принесенный из столицы его гроб, свидетельствовал честные его мощи и поставил его для всенародного чествования в Свияжском Успенском монастыре. Прославляя святых молитвенников за свою паству,ревнитель Православия энергически поднимал в ней православно-государственный дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины , убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий. Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г.

http://pravenc.ru/text/164699.html

17 января 1589 г. в Москве был созван Собор высших иерархов Русской Церкви. На Соборе присутствовали: царь. Митрополит Иов, архиепископы Новгородский и Псковский Александр, Казанский и Свияжский Иеремия, Ростовский и Ярославский Варлаам; епископы: Суздальский и Тарусский Иов, Рязанский и Муромский Митрофан, Смоленский и Брянский Сильвестр, Тверской и Кашинский Захарий, Коломенский и Каширский Иосиф, Сарский и Подонский Геласий, архимандриты московских монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Симонова Тихон, Иона из Владимира, Мисаил из Новгорода; игумены монастырей: Кириллова Марк, Хутынского Сильвестр, Волоколамского Левкий, Пафнутиевского Варлаам; соборные старцы: Леонид Ширшиков из Кириллова монастыря, Исмаил Сназин и Варсонофий Криницын из Иосифова монастыря . Феодор Иоаннович открыл соборное заседание речью, в которой сообщил о предварительных переговорах с патриархами Иоакимом и Иеремией об учреждении Патриаршества в России, в результате которых этот вопрос был решен Патриархом Константинопольским положительно. Затем царь предложил Митрополиту Иову совместно с духовенством обсудить с отцами Собора конкретные пути осуществления этого великого для России дела. При участии Константинопольского Патриарха был составлен Чин поставления Патриарха в Русской Церкви . 19 января совместный Собор духовенства и бояр, на котором присутствовали государь Феодор Иоаннович и Митрополит Иов, одобрил это чинопоследование и постановил отправить особых посланников к Патриарху Иеремии, чтобы тот назначил день избрания и наречения Московского Патриарха и день его посвящения. В состав представителей Русской Церкви входили архиепископ Ростовский Варлаам, епископ Смоленский Сильвестр; архимандриты монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Преображенского в Казани Гермоген; игумены монастырей: Пафнутиевского Левкий, Хутынского Сильвестр, Кириллова старец Леонид Ширшиков, Иосифова старец Исмаил Сназин, строитель Серапион Марков и царский дьяк Андрей Щелкалов. Патриарх Иеремия, посовещавшись с прибывшими к нему, вынес решение: на Московское Патриаршество будет возведен тот, кого изберет Бог, Пречистая Богородица и великие чудотворцы Московские Петр, Алексий и Иона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В Зеленую пустынь с любовью приходили близкие и дальние, слушать наставления преподобного Мартирия. Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге 1582 года читаем: «в Михайловском погосте на Ладожском подго­рье монастырь называемый Зеленая пустынь, на острове, вновь строится в черном лесу. В монастыре церковь Живоначальной Троицы, другая церковь – Благовещение с трапезою, обе деревянные; в монастыре игу­мен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря – деревянная; за монастырем двор коровий и конюшенный; пашни нет» 394 . Как видите, богатство – не великое. Мартирий терпел нужды и рос в жизни духовной. По слову Апостола, от скорби рождалось в нем терпение, терпением при­обреталась опытность, опытностью образовалась надежда, та надежда, которая никого не оставляет в стыде (см.: Рим. 5, 3–4 ). Вот что рассказы­вает преподобный о небесном утешении, посетившем его. «Спал я в своей келлие, в чулане, – пишет он, – и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе; благолепна была Она на вид: не видел я между людьми такой красивой девицы; умиленна лицом и прекрасна; брови черные, нос средней величины, нагнутый (похил). На голове у Нее был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Ее, ни выразить языком. Сидит же в келлие моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. А я будто вышел из чулана и стою пред Нею, смотрю на Нее прилежно, не сводя очей с красоты Ее. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи Ее были полны слез, чуть не канут на Ее пречистое лице. И вдруг стала Она невидима. Я про­снулся и был в ужасе. Встал и вышел из чулана; зажег свечу от лампады и хотел видеть Пречистую Деву, не сидит ли Она в келлие, где сидела. Я подошел со свечой к пречистому образу Одигитрии и понял, что ис­тинно явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на келейной иконе моей» 395 . В последние годы жизни блаженный просла­вился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был весьма болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его прийти помо­литься за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери, и больной исцелел. После того при­знательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. За полтора года до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Наконец, причастясь Святых Таин, мирно почил он 1-го марта 1603 года. Мощи преподобного Мартирия почивают в гробнице, устроенной Новгородским митрополитом Корнилием, бывшим прежде того Зеленецким игуменом, который, по­читая сего угодника Божиего, описал житие его и сочинил службу ему 396 День второй. Память преподобных Саввы и Варсонофия Тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В канун праздника Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение на площади у Михайловского собора Успенского Псково-Печерского монастыря, а в самый день праздника Божественную литургию в Троицком соборе Псковского кремля. За богослужениями Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Нарвский Лазарь, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, духовенство Псковской епархии. На Божественной литургии присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, губернатор Псковской области А.А. Турчак, представители администрации Пскова. 19 августа по окончании Божественной литургии состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил Правительство России, руководство области и города за предпринятые усилия, благодаря которым святыня станет доступной для молитвенного поклонения верующих. Затем святыня была доставлена в собор Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. 25 августа 2010 года начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Липецкую епархию. В аэропорту города Липецка Его Святейшество встречали епископ Липецкий и Елецкий Никон, глава администрации Липецкой области О.П.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1292009...

В плену Иоанн выучился татарскому языку, так что мог свободно не только говорить, но и писать на этом языке. Через три года отец выкупил Иоанна у татар. Тогда он пришел в царствующий град Москву и постригся в монастыре, называемом Андроников 6316 , причем был назван Варсонофием. Здесь Варсонофий стал проводить жизнь свою в строгих подвигах благочестия и добродетели; за свою строгую подвижническую жизнь Варсонофий поставлен был митрополитом Макарием в игумена Песношского 6317 монастыря. Потом он был архимандритом в городе Казани 6318 ; там он основал монастырь в честь преславного Преображения Господня и поставил в нем церкви и келии. В сане архимандрита Варсонофий проводил такую же богоугодную жизнь: умерщвлял тело свое великим воздержанием и бдением, а на теле своем носил вериги, хотя сего никто не знал. Так был он во всем образцом добродетели для братии. В Казани Варсонофий ревностно помогал святителю Гурию в деле распространения христианства между магометанами и язычниками. Знание языка и знакомство с бытом татарским принесли ему в этом случае большую пользу: многих неверующих обратил он Богу и крестил их. К святителю же Гурию Варсонофий питал искреннюю любовь и во всем ему повиновался. Из Казани святой Варсонофий был вызван на святительскую кафедру в Тверь 6319 . Здесь, будучи добрым пастырем словесного стада Христовых овец, он особенно предался подвижничеству и всегда пребывал в посте, молитвах, слезах и всенощных бдениях. Многих больных он исцелил, ибо был сведущ и во врачебной науке; но платы за сие он отнюдь ни от кого не брал, а лечил даром; особенно же прославился он врачеванием душевных страстей, которые он исцелял благодатию Духа Святого. Не оставлял он и ручного труда, и обычным занятием его было шитье клобуков, которые он раздавал братии своей, прося их молиться о нем Богу. Когда же святой достиг глубокой старости, то оставил свою паству и снова переселился в основанный им монастырь, что в городе Казани. Здесь он принял на себя великую схиму. Несмотря на свои старческие годы и великую слабость, он не изменил правилам подвижнической жизни, и когда от дряхлости не мог сам совершать Богослужение, то просил своих учеников привозить его в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010