Варсонофий, святитель, епископ Тверской (Иван Васильевич) († 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона. С 1544 года (по Строеву – с 1545 года) – игумен Николаевского Пешношского монастыря. В 1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом. В 1565 году (по другим источникам – в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского. Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Таин и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом. Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью. Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека. Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы. Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености. Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в столичном храме Христа Спасителя мая 2017 В день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар (1087), 22 мая, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в столичном храме Христа Спасителя, куда был накануне доставлен ковчег с частью честных мощей святителя и чудотворца Николая. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Волоколамский Иларион, Некресский Сергий (Грузинская Православная Церковь), Феодосийский и Керченский Платон, Самарский и Тольяттинский Сергий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Тульский и Ефремовский Алексий, Тверской и Кашинский Виктор, Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Брянский и Севский Александр, Тамбовский и Рассказовский Феодосий, Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Саранский и Мордовский Зиновий, Барнаульский и Алтайский Сергий, Смоленский и Дорогобужский Исидор, Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий с собором других иерархов и духовенства, в числе которых были епископ Кронштадтский Назарий и секретарь петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич. В храме присутствовали апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильор, члены итальянской делегации. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. Архиепископ Солнечногорский Сергий огласил патриаршее обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая. Были совершены праздничное славление и молитва перед ковчегом с частью мощей святителя. Святейший Патриарх Кирилл обратился верующим с первосвятительским словом. За 930 лет пребывания в Бари честных мощей святителя Николая они никогда не покидали этот город. Договоренность о принесении мощей была достигнута по результатам встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Их имена на небесах " октября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в резиденции на Каменном острове   В день памяти обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595), 17 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери резиденции петербургских митрополитов на Каменном острове. Правящему архиерею сослужили игумен Фома (Василенко) и священник Павел Ермошкин. В храме молился благочинный Василеостровского округа, настоятель Смоленского храма на одноименном кладбище протоиерей Евгений Шогенов. Богослужебные песнопения исполняло трио духовенства под управлением игумена Силуана (Туманова) . Было совершено славление перед иконами чтимых святых. " Мы помним слова Господа, сказанные избранным 70-ти апостолам, которые пошли проповедовать по городам, - сказал владыка в проповеди. - Ученики Христовы пришли радостные: " Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем " (Лк. 10:17). Он ответил, что не тому надо радоваться, что духи им повинуются, но " тому, что имена ваши написаны на небесах " (Лк. 10:20). Имена, которые мы сегодня проставляем, написаны не только в церковном календаре, но и на небесах. В этом и есть цель нашей христианской жизни - чтобы наши имена были написаны на небесах. Тогда мы исполним то, что Бог заповедовал всем нам " . " Заповедь Господа " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Мф. 28:19) дошла до сердец двух святых, которых мы сегодня вспоминаем, - продолжил архипастырь. - Святитель Гурий, архиепископ Казанский, был из дворянской семьи, образованный, грамотный, писал книги в темнице, куда был заключен по оговору. Выйдя из тюрьмы, пошел в монастырь, принял монашество. Он подходил для проповеди Евангелия, и был послан в Казань после ее покорения царем Иоанном Грозным, где по жребию его избрали архиепископом на архиерейскую кафедру. Святитель Варсонофий был из семьи священника, в 17 лет попал в рабство. В плену изучил татарский язык - это пригодилось потом: ничего без промысла Божия не бывает. Отец выкупил сына и тот сразу дал обет принять монашество, который вскоре исполнил. Уже будучи игуменом, был направлен в новую Казанскую епархию. Там был образован Спасо-Преображенский монастырь. Позже митрополит Филипп поставил его епископом Тверским. В 76 лет он ушел на покой и скончался в Казани " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576) , произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: " Видехом диво, его же не надеяхомся. - Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае " . Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: " Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие " . (Сведения о святителе Гурии помещены 5 декабря, о святителе Варсонофии - 11 апреля); в соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; † 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

http://patriarchia.ru/db/text/912934.htm...

Церковь отмечает обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского 17 октября, 2015. Новостная служба Обретение мощей этих святых произошло в Казани, в 1595 году. 17 октября. ПРАВМИР. Церковь отмечает обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Обретение мощей этих святых произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: “Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае”. Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

Церковь празднует обретение мощей святителя Гурия, епископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского 17 октября, 2019. Новостная служба Это произошло при строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в 1595 году 17 октября. ПРАВМИР. Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых; память свт. Гурия празднуется также 5 дек. в день преставления, а память сет. Варсонофия 11 апр. в день преставления Святитель Гурий , в миру Григорий Руготин, родился в Радонеже, в бедной боярской семье, и в юности поступил на службу к князю Пенькову. Уже тогда он проводил подвижническую жизнь. Князь полюбил кроткого юношу и поручил ему заведовать всем его домом, но сослуживцы из зависти оклеветали его перед князем в прелюбодеянии с его женой, и только заступничество сына князя спасло ни в чем не повинного юношу от смерти. Но его посадили в глубокий ров и бросали ему на 3 дня по снопу овса и немного воды. Григорий ободрял себя примером древних мучеников и благодарил Бога за уединение. Один друг тайно доставлял ему бумагу, перья и чернила. Григорий составлял азбуки для детей, а друг его продавал их, деньги же по его просьбе раздавал нищим. Так прошло 2 года. Раз Григорий увидел в дверях свет. Он стал на молитву. Свет усилился. Тогда он коснулся двери. Дверь открылась, и Григорий, никем не замеченный, вышел на свободу, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы. Он ушел в Иосифов Волоколамский монастырь, принял постриг с наречением ему имени Гурий и впоследствии был там 10 лет игуменом. Потом безмолвствовал 2 года, после чего его поставили игуменом Селижарова монастыря. В 1552 г. царь Иоанн IV Васильевич покорил Казань. Он искал, кому бы поручить просвещение светом веры Христовой завоеванного края. Знакомый ему инок Волоколамского монастыря Герман (память его 6 нояб.) указал ему на архимандрита Гурия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437732/

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свт. Ермоген (Гермоген), патриарх Московский Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (+ 1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

4/17 Священномученика Иерофея, епископа Афинского (I). Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595). Благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Преподобного Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Пиора, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Святого праведного Стефана Щиляновича, Сербского (1515). Собор Казанских святых. Тропарь священномученику Иерофею, епископу Афинскому, глас 4 Благости научився, и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная,/и веру соблюл, равное течение совершил еси,/священномучениче Иерофее,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/яко тайноучившеся тобою странным и неизреченным,/явился бо еси богоприятный песнословец./Но моли, всеблаженне Иерофее,/от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/радуйся, отче Богомудре. Ин кондак, глас 4 Якоже столп непоколебим, Иерофее,/прещения врагов не устрашился еси,/но прелести разрушил еси твердыню,/яко камень честен отче./Тем Владыка тя храбрствовавша венчает/Живоначальною и Божественною десницею,/Егоже о всех нас умоли. Величание Величаем тя,/священномучениче Иерофее,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителям Гурию и Варсонофию, глас 3 Первии учителие прежде темному,/ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/первии возвестителие пути спасительнаго,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, благочестия учителие/и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/Владыку всех молите,/мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак святителю Гурию, архиепископу Казанскому, глас 4 Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси,/чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/и того ради от Бога нетлением почтен был еси, и чудесы удивляемь./Молим тя, святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение. Кондак святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010