По этой причине наши благословенные предшественники – Вселенские Патриархи – продолжали признавать последователей канонического порядка, коими являлись православные эстонцы в рассеянии. Их возглавил канонический митрополит Эстонии Высокопреосвященный Александр, сам ушедший в изгнание. После его смерти они (Вселенские Патриархи) назначили на вакантную должность в Эстонской Церкви исполняющего обязанности Предстоятеля вплоть до 1978 г. Поэтому мы не видим канонических препятствий для восстановления положений Патриаршего Томоса 1923 г. в нынешней свободной Эстонии, чего мы и желаем. Тем более мы верим, что никто не может присвоить себе канонического права на изменения в Эстонской Церкви, которые были насильственно введены сталинской диктатурой. Прежде всего, не могла этого сделать святая Русская Православная Церковь , которую особо жестоко преследовала сталинская тирания и которая понесла бесчисленные жертвы от этого антихристианского чудовища; Церковь , которая, не имея никаких возможностей для протеста, стала свидетелем разрушения знаменитого храма Христа Спасителя в Москве; Церковь, которая была вынуждена молча смиряться с уничтожением или осквернением десятков тысяч церквей и монастырей; Церковь, которая недавно праздновала во Христе свое освобождение от семидесятилетнего вавилонского пленения Сталиным и его соратниками по воинствующему атеизму. Мы знаем, кроме того, что наш возлюбленный брат, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, не оставляет без внимания того факта, что, будучи рожден около 1929 г. в Эстонии, он крещен и провел свою молодость в автономной Церкви под омофором Вселенского Константинопольского Патриарха под Предстоятельством Высокопреосвященного митрополита Александра. Кроме того, отец Его Святейшества Михаил Ридигер учился в Таллиннской семинарии под началом митрополита Александра и, очевидно, им же в 1940 г. был посвящен в сан священника. Поэтому Его Святейшество Патриарх Алексий II определенно не станет отрицать канонического статуса тогдашней автономной Эстонской Церкви под Предстоятельством митрополита Александра, который оставил о себе блаженную память. Также не станет Его Святейшество выдвигать возражений канонического характера против восстановления канонического порядка в Эстонской Церкви, порядка, который позднее был упразднен сталинской тиранией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Утверждение Константинопольского Патриарха о том, что его права были ущемлены, так как Киевский митрополит не поминает его имени за богослужением, несостоятельно, но используется как формальный повод для отмены документа от 1686 года. Но это положение не было оспорено в течение 300 лет. Три века православный народ Украины жил в полном единстве с Русской Православной Церковью и был ее нераздельной частью. С тех пор и до сегодняшнего дня Киевские митрополиты были членами Святейшего Синода Русской Церкви, имели право избирать и быть избранными ее Патриархами. В течение этих 300-лет украинские верующие признавали своим духовным Предстоятелем Московского Патриарха. Может ли через 300 лет появиться кто-то извне и сказать «я ваш отец»? Кто за ним последует, и кто ему поверит? Как может кто-то провозгласить себя духовным отцом народа, если этот народ помнит и почитает отцов, которые его родили и воспитали в вере? Священные каноны четко определяют эти взаимоотношения. — Но людям не всегда ясно, почему Украина как самостоятельное государство не имеет права на свою независимую Церковь? — Этот вопрос, действительно, задают. Но, прежде всего, надо понять, что говорит православный народ и его канонические архиереи на Украине, потому что это очень существенно. Созванный 13 ноября сего года в связи с этими событиями Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали 83 архиерея, определенно высказался против вторжения Константинопольского Патриархата в ее канонические границы и заявил, что «Украинская Православная Церковь имеет все права независимости и самостоятельности, которые сегодня необходимы для плодотворного служения Богу и народу Украины». Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) имеет более 12 тысяч приходов, больше, чем две вместе взятые раскольнические группы — так называемые Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Автокефальная украинская православная церковь (УАПЦ). Поэтому в своих письмах Болгарскому Патриарху и Предстоятелям других Поместных Церквей с полным основанием митрополит Онуфрий выражает недоумение, почему никто не обратил внимания на обращения тысяч членов Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею, чтобы тот не предоставлял автокефалии этим раскольническим группам.

http://patriarchia.ru/db/text/5324102.ht...

Хочу вновь повторить — не Русская Церковь несет ответственность за разрыв общения между нашими Церквами. Я даже больше скажу — Константинопольский Патриархат сам прекратил общение с Украинской Православной Церковью, ведь по его мнению такой Церкви больше не существует. Разве можно теперь представить, что Патриарх Константинопольский пригласит к сослужению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия? Со своей стороны мы были вынуждены прекратить общение с Константинопольской Церковью, руководствуясь церковными канонами, согласно которым вступивший в общение с отлученным сам отлучается от общения. Мы не теряем надежды, что общение между нашими Церквами будет восстановлено. Но для этого Святейший Патриарх Варфоломей должен отказаться от действий, которые являются не просто нарушением канонов, но отрицанием самой православной экклезиологии. — В годы президентства Порошенко мне приходилось бывать на Украине, встречаться с общинами, пострадавшими от захватов храмов. Видео захватов меня просто потрясли. Конфликты между общинами, массовые избиения духовенства и верующих — это было ужасно. Какова ситуация при новом президенте Зеленском? Снизилось ли количество конфликтов? — Да, захваты храмов — одно из самых тяжелых последствий предоставления украинской «автокефалии». Захваты оформлялись как «добровольные переходы» общин в «автокефальную» Церковь, но на деле храмы у общин отбирали часто силой, на основании поддельных документов, вопреки решениям судов. В сети немало видео, где крепкие молодые люди бьют старушек и ломают им руки, срывают кресты со священников и вышвыривают их из храма… Есть даже запись, на которой сторонник украинской «автокефалии» бьет епископа. Большинство участников захватов — люди радикальных убеждений, но я уверен, что они не ходят в церковь. Предоставление «автокефалии» спровоцировало их на насилие. Но к реальной жизни Церкви это не имело отношения. Зайдите в Интернет, посмотрите текущую хронику богослужений: у раскольников храмы стоят пустыми. Захваты храмов — это чистая политика. Основная волна захватов была организована к президентской кампании 2019 года. С уходом Порошенко и сменой подконтрольных ему местных властей напряжение спало. Захваты продолжаются в тех регионах, где Порошенко еще сохранил влияние.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5802927...

Хочу вновь повторить – не Русская Церковь несёт ответственность за разрыв общения между нашими Церквами. Я даже больше скажу – Константинопольский Патриархат сам прекратил общение с Украинской Православной Церковью, ведь по его мнению такой Церкви больше не существует. Разве можно теперь представить, что Патриарх Константинопольский пригласит к сослужению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия? Со своей стороны мы были вынуждены прекратить общение с Константинопольской Церковью, руководствуясь церковными канонами, согласно которым вступивший в общение с отлучённым сам отлучается от общения. Мы не теряем надежды, что общение между нашими Церквами будет восстановлено. Но для этого Святейший Патриарх Варфоломей должен отказаться от действий, которые являются не просто нарушением канонов, но отрицанием самой православной экклезиологии.   – В годы президентства Порошенко мне приходилось бывать на Украине, встречаться с общинами, пострадавшими от захватов храмов. Видео захватов меня просто потрясли. Конфликты между общинами, массовые избиения духовенства и верующих – это было ужасно. Какова ситуация при новом президенте Зеленском? Снизилось ли количество конфликтов?  – Да, захваты храмов – одно из самых тяжёлых последствий предоставления украинской «автокефалии». Захваты оформлялись как «добровольные переходы» общин в «автокефальную» Церковь, но на деле храмы у общин отбирали часто силой, на основании поддельных документов, вопреки решениям судов. В сети немало видео, где крепкие молодые люди бьют старушек и ломают им руки, срывают кресты со священников и вышвыривают их из храма… Есть даже запись, на которой сторонник украинской «автокефалии» бьёт епископа. Большинство участников захватов – люди радикальных убеждений, но я уверен, что они не ходят в церковь. Предоставление «автокефалии» спровоцировало их на насилие. Но к реальной жизни Церкви это не имело отношения. Зайдите в интернет, посмотрите текущую хронику богослужений: у раскольников храмы стоят пустыми. Захваты храмов – это чистая политика. Основная волна захватов была организована к президентской кампании 2019 года. С уходом Порошенко и сменой подконтрольных ему местных властей напряжение спало. Захваты продолжаются в тех регионах, где Порошенко ещё сохранил влияние.

http://mospat.ru/ru/news/87095/

2. Наличием молитвенно-евхаристического общения с раскольниками на Украине в лице так называемых " Украинской православной церкви Киевский Патриархат " и " Украинской автокефальной православной церковью " . 3. Нарушением священных канонов, выразившимся в принятии раскольников, отколовшихся от одной Поместной Православной Церкви, в данном случае, Русской, в юрисдикцию другой Поместной Церкви, в данном случае Константинопольской, не только без отпускной грамоты, но даже без подобающего заблаговременного уведомления. Этот вопрос также рассматривался на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18-27 февраля 1997 года), в итоговых документах которого выражена " озабоченность в связи с пребыванием в юрисдикции Константинопольского Патриархата группы украинских автокефалистов в диаспоре, история которой изобилует каноническими нарушениями и которая оказывает активную поддержку раскольникам на Украине " . Однако, даже находясь в канонической юрисдикции Константинопольской Церкви, митрополит Константин (Баган) не перестал общаться с раскольническими группировками на Украине, что и стало предметом переписки между Патриархом Московским Алексием и Патриархом Константинопольським Варфоломеем. В частности, в письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 224 от 22.01.2002 года указывается, что митрополит Константин обратился к схизматической группе " Украинская автокефальная православная церковь " с Рождественским посланием, в котором он " ... называет себя " Первоиерархом Украинской автокефальной православной церкви " . Само же содержание послания создает у читающих несомненное впечатление, что получатели его являются отнюдь не членами схизматического образования, но пребывают в ограде канонической церкви. Митрополит Иринупольский Константин, обращаясь к " епископам " неканонической структуры, именует их " возлюбленные братья во епископстве Святой Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине " . Далее в письме указано, что такая характеристика полностью противоречит официальной позиции Константинопольского Патриархата, выраженной его представителями на двусторонних переговорах, в частности в Цюрихе 29-30 октября 2001 года. " А теперь мы узнаем, что митрополит Константин называет лиц, незаконно восхитивших епископское достоинство, " возлюбленные братья во епископстве " , причем делает это в заявлении, предназначенном для публичного распространения. Когда же мы прочитали в послании митрополита Иринупольского хвалебное упоминание о " блаженной памяти архипастыре Христова стада митрополите Василии " , то это повергло нас в крайнее изумление. Ибо не было в истории УАПЦ другого " митрополита " Василия, кроме Василия Липковского, который, как всем хорошо известно, никогда не являлся архипастырем, но как бы в насмешку над святыми канонами Церкви был " хиротонисан " пресвитерами и мирянами обоего пола, за что верующие стали называть Василия и его последователей " самосвятами " .

http://mospat.ru/archive/86408-03-10-200...

В рассмотренном здесь случае речь идет о давности более чем в 300 лет. Необходимо ли напоминать, что за более чем тысячелетие взаимоотношений между Болгарской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, а также остальными автокефальными Церквами, созданными на Балканах позднее, границы епархий одной или другой из этих Поместных Церквей менялись неоднократно согласно превратностям исторических событий и изменениям границ государств, в которых находилась данная Церковь. Означает ли это, что допустимо производить переоценку юрисдикции территории, скажем, древлепросиявшей Месемврийской епархии – к какой Поместной Церкви на Балканах она принадлежит? Как было указано в недавнем письме Его Святейшества Патриарха Сербского Иринея Вселенскому Патриарху, «в священноканоничном предании и практике Церкви, кроме других, существует критерий древности и " древних обычаев " (8-е правило III Вселенского Собора), принятых всеми отношений, которые такой выдающийся канонист, как Вы, лучше нашего смирения знает» (письмо от 13 августа 2018 г.) То есть установления, принятые всеми Церквами на протяжении веков, не могут отменяться или оспариваться одной Поместной Церковью (в данном случае – Константинопольской), какими бы ни были для этого мотивы. Допустимость претензий Константинопольской Патриархии означает буквальное рассечение единства Православной Церкви. Полагаем, в данном случае уместно напомнить некоторые заявления Патриарха Варфоломея по той же теме из недалекого прошлого. В своем письме от 11 июля 1995 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей пишет Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ΙΙ следующее: «В этой связи хотим заверить Вас, что включение украинских общин [из диаспоры, то есть за пределами России и Украины] в каноничный порядок Православной Церкви через принятие их под омофор Вселенского Патриархата окажется, в конечном счете, благотворным, уверены, и для отношений святейшей Русской Церкви с верующими на Украине. Потому что, с одной стороны, принятые будут обязаны официально заявить, что они не станут стремиться к автокефалии Украинской Церкви или ее части через известные методы действующих всеми способами " автокефалистов " , а с другой стороны, потому что они не смогут сотрудничать или входить в общение с другими украинскими раскольничьими группами, находящимися вне общения с Православной Церковью, без вреда для себя, так как для них будет в силе канонический принцип: " кто общается с поставленным вне общения, сам становится вне общения " ». Этой позиции Константинопольский Патриархат придерживался строго и последовательно до недавнего времени.

http://mospat.ru/ru/news/47078/

«Как мы знаем и как учат Отцы Церкви, начиная от святого мученика Игнатия Антиохийского и кончая Симеоном, архиепископом Солунским, и Николаем Кавасилой, Церковь имеет свое бытие и проявляется как Тело Христово главным образом в Божественной Евхаристии. Как правильно отмечает святой Николай Кавасила, между Церковью и Божественной Евхаристией не существует “соотношения сходства”, а существует “тождество вещей”. Следовательно, “если кто-то увидел Церковь Христову, то он увидел не что иное, как Тело Христово”. Совершив только что совместную Божественную литургию, мы явили во времени и пространстве саму Церковь Христову и, причастившись от единого Хлеба и единой Чаши, соединились друг с другом в общении Святого Духа», — подчеркнул он. Предстоятель Константинопольской Церкви засвидетельствовал: «Никто не сможет отнять у нас того единства, которое мы обрели в общей Чаше. Мы, как говорил и божественный Апостол, скажем, что скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8, 35) или любая другая сила или коварный план сатаны не смогут преодолеть наше единство в Теле Христовом. Тени или тучи, время от времени возникающие в отношениях между нашими братскими Церквами, имеют лишь временный характер и “быстро проходят”, как говорил наш святой предшественник Иоанн Златоуст. Так или иначе, долг тех, кто принял на себя ответственность и служение руководителей Церквей, — находить решение всех возникающих вопросов в духе мира и любви для того, чтобы сохранить единство нашей Святой Православной Церкви». В качестве примера доброго соработничества двух Патриархатов он назвал работу в рамках IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези. В связи с этим Его Святейшество высказал удовлетворение и благодарность «за конструктивный вклад, внесенный делегацией Русской Церкви». Святейший Патриарх Варфоломей добавил: «Мы существуем как Церковь не ради себя, но ради человека и творения. Следовательно, мы не можем самонадеянно и тщеславно игнорировать тех, кто находится вне ограды Православной Церкви, хвастаясь тем, что мы нашли истину ». Вот почему так важно сегодня нести свидетельство о Православии в области межхристианских контактов, подчеркнул он.

http://patriarchia.ru/db/text/686809.htm...

— Православная Церковь как единое целое не имеет единого структурного или административного оформления. По своей административной структуре она представляет собой, если можно так сказать, конфедерацию автокефальных (то есть полностью независимых одна от другой) Православных Церквей. Таковых по нашему диптиху (списку церквей, принятому в Русской Церкви) — 15, а по списку, принятому, например, в Константинопольской Церкви — 14. Один этот факт свидетельствует о том, что одна из Церквей —  Православная Церковь в Америке — не имеет сегодня всеправославного признания. Проблемы, возникающие между Православными Церквами, носят не богословский или догматический характер, а связаны, например, с тем, кто именно должен управлять теми или иными территориями. Исторически некоторые регионы в разное время входили в состав разных Поместных Церквей. И сегодня могут существовать две Церкви, которые оспаривают тот или иной регион. Вся эта и другая проблематика, связанная с взаимодействием Церквей, в частности, выработка общей позиции по различным современным вопросам, находится в ведении нашего Отдела. — Как сейчас развиваются отношения с Константинопольским Патриархатом? — В 1990-х годах у нас была очень трудная полоса во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом, который в одностороннем порядке создал свою церковную юрисдикцию на нашей канонической территории, а именно в Эстонии. Это было связано с тем, что в 20-30-е годы Эстонская Православная Церковь временно находилась в составе Константинопольского Патриархата. Из-за этого на несколько месяцев были полностью прерваны наши отношения с Константинополем, потом они были восстановлены, но оставались очень напряженными. Эстонская проблема по-прежнему продолжает существовать, но в последний год Святейший Патриарх Кирилл сделал целый ряд шагов навстречу Константинопольскому Патриархату именно для того, чтобы снять создавшееся напряжение и от отношений конфронтации и соперничества перейти к отношениям доверия и взаимопонимания. Смысл заключается в том, чтобы Церкви не предпринимали односторонние шаги, чтобы создать механизм регулярных консультаций по тем или иным вопросам. И конечно, Русская Церковь готова оказывать помощь Константинопольскому Патриархату, поскольку он расположен на территории современной Турции и находится в очень стесненных обстоятельствах, нуждаясь  в помощи и поддержке. Благодаря визиту Патриарха Кирилла в Константинополь и ответному визиту Патриарха Варфоломея в Русскую Церковь , состоявшемуся совсем недавно, удалось очень существенно продвинуть эти отношения в позитивном направлении и есть надежда, что они будут развиваться так и дальше.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1224726...

Руководство же Института прямо обвиняет архиепископа в попытке перенаправить пожертвования прихожан Епархии, собираемые в пользу Института каждое Рождество, в некую созданную Иовом структуру, «умышленно названную схоже с Институтом – «Colline Saint-Serge». Напомним, институт всегда существовал и до сих пор существует исключительно на благотворительную помощь и на пожертвования православных. Руководство Института приняло решение, говорится в заявлении, «о прекращении преподавательской деятельности и учебного года 2015-2016». «Мы просим Его Святейшество Патриарха Константинопольского Варфоломея и Его Высокопреосвященство митрополита Франции Эммануила, известных своей глубокой симпатией к Институту, оказать нам духовную и каноническую поддержку и дать нам возможность и дальше нести нашу миссию в атмосфере подлинного духовного общения, соблюдения правовых норм и человеческого общения», говорится в заявлении коллектива Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. Свято-Сергиевский Православный богословский институт (Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge) — высшее учебное заведение Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата . Он был учрежден в 1925 году на втором съезде Русского студенческого христианского движения и стал духовным центром русской эмиграции . Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт празднует в этом году свое девяностолетие. Столь продолжительное существование высшей богословской школы, возникшей в эмигрантских условиях, прожившей почти век безо всякой материальной базы, — явление исключительное. По словам прот. Алексея Князева, выпускника Института, «в начале нынешнего столетия…самым упорным и нерастворимым ядром русского религиозного и национального самосознания оказалась Православная Церковь. Последняя, для того чтобы иметь возможность выжить в беженских условиях и продолжать организованное существование, нуждалась в богословской школе». Отцами-основателями Института стали такие легендарные для Русской Православной Церкви личности, как прот. Сергий Булгаков, епископ Вениамин Федченков, прот. Георгий Флоровский, проф. Лев Зандер, протопресвитер Василий Зеньковский и многие другие.

http://pravmir.ru/svyato-sergievskiy-pra...

Тем не менее мы не хотим обращаться ни к прошлому и ни к предписаниям священных канонов, толкование которых вызывает раздоры и юридические споры, ибо перед нами общепринятый факт недавних дней, когда ради мира в разделенной православной пастве, по крайней икономии и ввиду возможного преобладания противоканонических националистических оценок, между нами состоялась договоренность, чтобы он [митрополит Корнилий. – Ред.] сохранял свою юрисдикцию над теми эстонскими верующими, которые этого хотели, и чтобы остальные продолжали жить под властью собственного архиерея православной автономной Церкви Эстонии, причем юрисдикция ее канонического митрополита, коим является господин Стефан, будет соответствующим образом ограничена. Следовательно, не было никакого антиканонического избрания и поставления последнего в качестве Предстоятеля Автономной Апостольской Православной Церкви Эстонии, потому что в ней якобы существовал уже иной канонический митрополит, поскольку избрание и подавление в ней [т. е. в Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата, – Ред.] архиерея было ожидаемым следствием соглашения о сосуществовании в Эстонии двух церковных юрисдикций. Относительно же аргумента, что Эстония составляла часть многовековой канонической территории святейшей Русской Церкви, на котором покоится вывод, будто такое положение должно сохраниться непреложным в веках, следует заметить, что, здраво рассуждая таковым образом, следует признать, что как сама святейшая Русская Церковь , так и многие позднее возникшие автокефальные Церкви, должны навсегда оставаться частями канонической территории нашей Вселенской Патриархии, в которой они пребывали на протяжении многих веков. Широчайшая (почти всемирная) юрисдикция Вселенской Патриархии в конечном счете обусловила то, что почти все новейшие автокефальные и автономные Церкви возникали из ее канонической территории, против чего никто не возражает. Тогда почему возникают возражения, когда часть какой-либо автокефальной Церкви стремится отделиться, эмансипироваться путем признания ее в качестве территории автокефальной или автономной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010