Митрополит Нестор также передал митрополиту Варненскому Иоанну соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла. После Божественной литургии состоялось отпевание Святейшего Патриарха Неофита, которое совершили Константинопольский Патриарх Варфоломей, члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и клира Софийской епархии. В храме находились члены высшего государственного руководства Республики Болгарии — Президент Р. Радев, председатель Народного Собрания Р. Желязков, премьер-министр в отставке Н. Денков, члены Правительства, мэр города Софии В. Терзиев, а также Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Болгарии Э.В. Митрофанова. Присутствовали представители традиционных религиозных конфессий Болгарии, дипломаты, общественные и культурные деятели. Заупокойные песнопения исполнил хор Патриаршего кафедрального собора. Во время отпевания проходила церемония прощания со Святейшим Патриархом Неофитом: архиереи и высокопоставленные гости поочередно подходили к гробу для последнего целования. Затем траурной процессией, состоящей из почетного караула, духовенства и многочисленных верующих, гроб почившего Предстоятеля Болгарской Церкви был перевезен в древний собор святой Недели, где состоялось погребение. К сожалению, отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, который организовал патриарх Константинопольский Варфоломей. Во-первых, он привёз с собой на отпевание непризнанного Болгарской Православной Церковью главу раскольничьей ПЦУ Сергея Думенко, что вызвало недовольство среди православных верующих Болгарии. В частности, как отмечает тлг-канал «Правблог», «скандальный приезд в Софию лидера украинских раскольников Думенко вызвал большое отторжение как на уровне священнослужителей, так и паствы Болгарской Православной Церкви (о том, что Думенко прибыл в собор св. Александра Невского многие верующие узнали непосредственно на службе)». В частности, во время Литургии верных, когда диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите!», находящиеся у солеи, где стоял Сергей Думенко, православные верующие выкрикивали такие слова:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/ra...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с приветственным словом: «Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей! Преосвященные собратья архиереи! Досточтимые отцы, братья и сестры! Вот уже почти год миновал со времени моего последнего визита в царственный Константинов град . И сейчас мне радостно приветствовать Вас, Ваше Святейшество, на своей малой родине, во святом граде Петровом. Несмотря на разность возраста и прожитых эпох, между этими городами много общего. И тот, и другой осенены молитвенным предстательством святого первозванного апостола Андрея; каждому из них суждено было стать опорой и средоточием великой культуры; оба града были столицами двух великих православных империй. Но не только это объединяет их судьбы. В человеческой истории было много славных городов и цивилизаций. Могущественные, как исполины, грандиозные, как Вавилонская башня — они вздымались над миром до небес, их имена и деяния гремели по всей земле. Но, — по слову Писания, — не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости (Вар. 3, 27). Не спасались исполины множеством крепости своея (Пс. 32, 16), по слову псалмопевца, и вавилонские башни без следа уходили в песок. Их единство не выдержало проверки временем, оно оказалось непрочным, ибо стояло не на том основании. Бывали и другие города, что живы вопреки всем испытаниям. Их сила — не в торжестве земной власти, не в экономике и военной мощи, но в духовном величии, которое они собой воплотили. К этим городам я отношу мой родной Петербург и тот град, где находится Ваш Патриарший Престол. В их истории было немало скорбей и обстояний, но в них всегда святилось имя Христово и оно хранит их от немощи и забвения. Город — это опора цивилизованного мира, выражение его общности и единства. Основа любого человеческого объединения есть стремление к одной и той же цели. Если цель низменна и сиюминутна, ей не дано объединить надолго. Если цель прекрасна и высока, то живо и стремление к ней, и существо того, кто устремлен: вместе, единым целым, они вступают в историю, запечатлеваются в вечности.

http://patriarchia.ru/db/text/1170621.ht...

«Принципиальное решение архиереев Украинской Православной Церкви отказаться от участия в собранном Вами лжесоборе объясняется не мифическим «давлением Москвы», что в данных политических условиях было бы и невозможно, а единством архипастырей со своим духовенством и верующими, — свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл. — Такому единству не страшны ни грубое вмешательство властей Украины во внутрицерковную жизнь, ни многократно возросшее за последние месяцы государственное давление на Церковь. Его не упразднить единым росчерком пера». Отвечая на предпринятую в письме Константинопольского Патриарха попытку пересмотреть смысл комплекса документов, подписанных в 1686 году его предшественником Патриархом Дионисием IV и Священным Синодом Константинопольской Церкви, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «О содержании этих исторических документов на протяжении сотен лет между нашими Церквами не было разногласий. А теперь Вы заявляете об «отмене действия» Патриаршей и Синодальной грамоты, поскольку «внешние условия изменились». Я предлагал Вам провести собеседования по данному вопросу с привлечением авторитетных историков, богословов и специалистов по церковно-каноническому праву. Вы отказались, сославшись на недостаток времени. Могу лишь выразить сожаление, что Ваши разрушительные для общецерковного единства решения так сильно зависят от «внешних», то есть от политических условий, о чем Вы не стесняетесь прямо сообщить». Что же касается содержащихся в письме Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви очередных повторений весьма спорных утверждений о якобы принадлежащих его Церкви «исключительной ответственности предоставлять автокефалию» и рассматривать апелляции из других Поместных Церквей, согласно «духовному содержанию» 9 и 17 правил Халкидонского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответном послании констатировал: «Предпринимаемая Вами трактовка будто бы принадлежащих Вам прав никогда не имела общецерковного признания. Против Вашего понимания апелляционных прав Константинопольского Престола свидетельствует целый ряд возражений авторитетных комментаторов церковного права».

http://patriarchia.ru/db/text/5333830.ht...

4 июля в тронном зале Патриархии состоялась официальная встреча со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. В братской и конструктивной атмосфере прошли переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Вечером Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Святой Софии. 5 июля в Георгиевском Патриаршем соборе двумя Патриархами была совершена Божественная литургия, по окончании которой Святейший Патриарх Варфоломей устроил обед в честь Святейшего Патриарха Кирилла и членов делегации Русской Православной Церкви. Вечером Предстоятели присутствовали на концерте хора московского Сретенского монастыря в здании древнего храма Агиа Ирини. 6 июля Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл освятили возрожденный храм святых равноапостольных царей Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил в обновленном храме первую Божественную литургию, за которой молился Святейший Патриарх Варфоломей и сопровождавшие его архипастыри. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил Анкару, где встретился с Премьер-министром Турецкой Республики Р.Эрдоганом и руководителем Управления по делам религии при правительстве Турецкой Республики А.Бардакоглу. Святейший Патриарх также посетил посольство Российской Федерации в Анкаре, где состоялась его встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Турции В.Е.Ивановским, аккредитованными в турецкой столице дипломатами из разных стран и проживающими в Турции соотечественниками. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с сопровождающей его делегацией возвратился в Москву. ПОСТАНОВИЛИ : Журнал 59 СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продвижении диалога Русской Православной Церкви с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Справка: 22 июля 2009 года в Москве в Патриаршей резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и группы религиозных лидеров с генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, в рамках которой обсуждались перспективы выстраивания диалога религиозных общин с этой организацией.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

В итоге торжества в Киеве стали впечатляющим подтверждением непреклонной воли народа Божия на Украине к сохранению и защите единства Святой Руси, рожденной 1020 лет назад на берегах Днепра в результате исторического выбора святого равноапостольного князя Владимира. Состоявшееся у памятника великому князю сослужение Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, их переговоры в древней Киево-Печерской Лавре, участие представителей Поместных Церквей в киевских торжествах, – все это способствовало улучшению взаимопонимания в отношении церковной ситуации на Украине и в целом укреплению единства Святого Православия. Визит в Белоруссию прошел в атмосфере единодушия и согласия. Он позволил Святейшему Патриарху еще раз увидеть своими глазами мирное и поступательное развитие церковной жизни в стране, а белорусской пастве – молиться и общаться со своим Патриархом. Той же цели упрочения православного единства служило участие делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10–12 октября 2008 года. В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Было достигнуто компромиссное решение: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах. Конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена с пониманием и одобрением делегациями братских Поместных Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы имели возможность в сотый раз заявить о неразрывном единстве и глубокой любви не только между двумя Церквами, но и их Предстоятелями. Мы знаем Святейшего с молодого возраста и ценим те качества, которыми одарил его Бог, знаем его любовь и преданность Церкви благочестивому русскому народу. Мы абсолютно уверены в том, что мы будем гармонично сотрудничать для преодоления существующих в Православии проблем в рамках будущего Святого и Великого Собора, чтобы Поместные Автокефальные Церкви смогли дать убедительный ответ страдающему от глубокого кризиса человечеству. Этот ответ будет основан на евангельской любви, смирении во Христе, единстве в Святом Духе и надежде, обращенной к Богу-Отцу. После того, как Россия приняла от Константинополя святое Крещение и Евангелие, она дала Церкви много святых, преподобных, исповедников, богомудрых святителей и новомучеников, являющихся ее прекрасным венцом и вечной ее славой. Святейший Патриарх Кирилл и Священноначалие его Церкви продолжают молитвенное воспитание народа во Христе. Монашество процветает, храмы переполнены верующими, слово Божие доходит до самых отдаленных мест огромной страны. Раны, которые нанесла долгая ночь воинствующего атеизма, закрылись. Крест уже сияет не только в храмах и в домах, а даже в государственных учреждениях и — а это самое главное — в сердцах и в повседневной жизни большинства народа. Мы в этом убедились воочию. В самом деле, сия измена десницы Вышняго ! (см. Пс. 76:11). Кроме дорогого брата нашего Кирилла, почтенного Священноначалия и членов церковной администрации, мы считаем своим долгом сердечно поблагодарить российские государственные власти за проявленное к нашей Смиренности и к членам нашей делегации уважение, которое, конечно, обращено и к Святейшему Апостольскому и Вселенскому Константинопольскому Престолу». Его Святейшество также выразил благодарность множеству верующих Русской Церкви, которые приветствовали Константинопольского Патриарха, молились за богослужениями, просили благословения. В продолжение своей речи он обратился ко всем с призывом:

http://patriarchia.ru/db/text/1170654.ht...

В 1991 г. здание церкви, сильно поврежденное, было передано Русской Православной Церкви. Возможность осуществлять восстановительные работы в храме появилась со времени учреждения в Баку архиерейской кафедры. Попечением и заботами Преосвященного Александра, Епископа Бакинского и Прикаспийского, были проведены ремонтно-восстановительные работы, и храм был подготовлен к освящению. Во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 мая 2001 г. совершил великое освящение храма во имя Святых Жен-Мироносиц и присвоил ему статус кафедрального собора епархии. Вторую жизнь кафедральный собор обрел благодаря вниманию и поддержке азербайджанского мецената и предпринимателя Айдына Самедовича Курбанова. На средства этого незаурядного человека в кафедральном соборе были проведены комплексные ремонтно-восстановительные работы: был сооружен каменный резной иконостас, проведены росписи, была приобретена необходимая церковная утварь. После ремонтно-восстановительных работ 24 марта 2003 г. состоялось открытие обновленного храма. В торжественном мероприятии принял участие Президент Азербайджанской Республики г-н Гейдар Алиев, Председатель Управления Мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам гаджи Аллахшукюр Паша-заде, а также дипломаты и сотрудники, аккредитованных в Азербайджане дипломатических миссий, культурные и общественные деятели. В апреле 2003 г. кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей I, который передал в дар православным христианам Азербайджана частицу мощей своего небесного покровителя – апостола Варфоломея. В июне 2005 г. собор посетил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. В сентябре 2005 г. кафедральный собор вновь посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II. Во время своего визита Предстоятель Русской Православной Церкви освятил надкладезную часовню при кафедральном соборе.  Автор: С.П. Колтунов. Информация: http://www.ourbaku.com/index.php/Церковь_206

http://sobory.ru/article/?object=08532

В 2010 году Русскую Православную Церковь посетил с официальным визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, также в гостях побывали Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Среди важнейших форумов минувшего года Святейший Патриарх Кирилл назвал Всемирный саммит религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), XIV Всемирный русский народный собор (25-26 мая 2010 г.), празднование Дней славянской письменности и культуры (24-27 мая 2010 г.), IV Ассамблею Русского мира (02-04 ноября 2010 г.), IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (11-13 октября 2010 г.), VI Международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г.), IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16-18 ноября 2010 г.), XIX Международные Рождественские образовательные чтения (23-26 января 2011 г.). Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал архипастырям о состоявшихся встречах с руководителями государств, на которые простирается каноническая территория Московского Патриархата. В отчетный период Священный Синод Русской Православной Церкви заседал шесть раз: два раза в Санкт-Петербурге, один раз в Киеве, три раза в Москве. В продолжение предпринятых в 2009 году административных преобразований в истекшем году были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре. Также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, были уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

Архивный документ дает убедительное основание утверждать, что тема апелляции Филарета была по существу закрыта Патриархом Варфоломеем еще в 1992 году, когда он написал: «В ответ на соответствующие телеграмму и письмо Вашего зело возлюбленного и досточтимого Блаженства по поводу возникшей в Вашей Святейшей Сестре — Русской Церкви проблемы, которая привела ее Священный Синод по известным ему причинам к низложению до недавнего времени ведущего члена Синода митрополита Киевского господина Филарета, мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому поводу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви». Несмотря на то, что суд над архиереем, пусть и старейшим, является внутренним делом каждой Поместной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II направил официальные сообщения о судебном деянии Архиерейского Собора Патриарху Варфоломею и Патриархам Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, как и другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей. В Окружном Послании Восточных Патриархов (1848 г.) говорится, что есть обычай, когда Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима «в случае дел необыкновенных и запутанных» «пишут к Патриарху Константинополя», обращаясь к нему «за братским содействием», но «сие братское содействие в христианской вере не бывает на счет свободы Церквей Божиих» (гл. 14). Вместе с сообщением из Московской Патриархии в одно и то же время Патриарх Варфоломей получает апелляцию от уже низложенного митрополита Более того, Филарет после низложения прибыл на прием к Патриарху Варфоломею, о чем тот сам сообщает в своем письме. Прежде чем объявить от имени Святой Великой Христовой Церкви о согласии с определением Московского Собора и признании полноты исключительной компетенции Русской Церкви, Патриарх Варфоломей направил в Киев митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), ведущего богослова и умудренного опытом иерарха, и епископа Всеволода (Коломыйцева-Майданского), иерарха «Украинской Православной Церкви в США» в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Следовательно, его решение о согласии с низложением Филарета было взвешенным и обдуманным.

http://patriarchia.ru/db/text/5834780.ht...

Архивный документ дает убедительное основание утверждать, что тема апелляции Филарета была по существу закрыта Патриархом Варфоломеем еще в 1992 году, когда он написал: " В ответ на соответствующие телеграмму и письмо Вашего зело возлюбленного и досточтимого Блаженства по поводу возникшей в Вашей Святейшей Сестре - Русской Церкви проблемы, которая привела ее Священный Синод по известным ему причинам к низложению до недавнего времени ведущего члена Синода митрополита Киевского господина Филарета, мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому поводу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви " . Несмотря на то, что суд над архиереем, пусть и старейшим, является внутренним делом каждой Поместной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II направил официальные сообщения о судебном деянии Архиерейского Собора Патриарху Варфоломею и Патриархам Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, как и другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей. В Окружном Послании Восточных Патриархов (1848 г.) говорится, что есть обычай, когда Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима " в случае дел необыкновенных и запутанных " " пишут к Патриарху Константинополя " , обращаясь  к нему " за братским содействием " , но " сие братское содействие в христианской вере не бывает на счет свободы Церквей Божиих " (гл. 14). Вместе с сообщением из Московской Патриархии в одно и то же время Патриарх Варфоломей получает апелляцию от уже низложенного митрополита Филарета (3). Более того, Филарет после низложения прибыл на прием к Патриарху Варфоломею, о чем тот сам сообщает в своем письме. Прежде чем объявить от имени Святой Великой Христовой Церкви о согласии с определением Московского собора и признании полноты исключительной компетенции Русской Церкви, Патриарх Варфоломей направил в Киев митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), ведущего богослова и умудренного опытом иерарха, и епископа Всеволода (Коломыйцева-Майданского), иерарха " Украинской Православной Церкви в США " в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Следовательно, его решение о согласии с низложением Филарета было взвешенным и обдуманным.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010