Затем Святейший Патриарх Варфоломей выступил перед присутствующими с лекцией «Мир как таинство. Богословское и духовное видение мира» . По завершении лекции Предстоятель Константинопольской Православной Церкви вновь обратился к собравшимся со словом: «Дорогие братья и сестры! Я счастлив, что этот день начинается со встречи с вами, и я приветствую вас от всего сердца во имя Господа нашего. Я очень рад, что владыка Иларион включил в программу нашего пребывания в России посещение Отдела внешних церковных связей. 17 лет назад я действительно уже бывал здесь. Мы очень высоко ценим работу ОВЦС, потому что от имени Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла Отдел занимается тем, что позволяет развивать братские отношения не только между Поместными Православными Церквами, но и с инославными христианскими церквами и деноминациями. Я высоко ценю тот факт, что вы посвятили себя служению Церкви, что вы отдали себя в распоряжение Церкви, приготовили себя к благословению Церкви с тем, чтобы в дальнейшем служить ей. Мы, пожилые люди, нуждаемся в вас, в новом поколении молодых людей, хорошо подготовленных и хорошо образованных для того, чтобы будущее служение Церкви было плодотворным. Я скажу несколько слов относительно проблемы окружающей среды. Как вы знаете, Вселенский Константинопольский Патриархат уже в течение ряда лет занимается этим вопросом в свете учения о Боге-Творце для того, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей к этой проблеме. Владыка Иларион сказал, что он приглашает в аспирантуру выступать выдающихся людей и выдающихся ученых. Я, к сожалению, ни выдающимся человеком, ни выдающимся ученым не являюсь, но я очень счастлив провести с вами это утро и оставить вам некоторые соображения относительно проблемы окружающей среды. В наши дни здесь, в России, я очень рад видеть, что Церковь сотрудничает с людьми науки, с обществом, с политиками. Его Святейшество Патриарх Кирилл встречался со многими представителями российского общества буквально вчера. Мы очень высоко ценим эту открытость Патриарха Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/1166704.ht...

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу наместник обители преподнес изготовленную в лаврских мастерских миниатюрную скульптуру святого благоверного князя Александра Невского, напомнив, что именно святого князя Святейший Владыка, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, отстаивал в рамках проекта по выбору «Имени России». Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей обратился к собравшимся в храме со словом: «Преосвященный собрат, епископ Выборгский! Благодарю за теплый прием в лавре, которую Вы возглавляете, а также выражаю свою радость и волнение в связи с тем, что нахожусь в этом прекрасном храме вместе со своими честными спутниками. Мне радостно вдвойне, поскольку мы находимся здесь вместе со Святейшим Патриархом Кириллом, гостим в его родном городе, там, где он родился. Вы, жители Санкт-Петербурга, можете по праву гордиться вашим Патриархом, потому что в продолжение этих дней мы были его гостями, потому что ни он, ни его сотрудники не жалели ни трудов, ни сил для того, чтобы достойно принять нас, приехавших из Константинополя. Мы еще раз выражаем свою радость и благодарность Вашему Святейшеству. А завтра мы завершим свой визит совершением Божественной литургии в храме святого Исаакия, тем более что завтра празднуется и память этого святого. А послезавтра, в понедельник, мы возвращаемся во своя си, в Царьград, с прекрасными воспоминаниями об этом визите. Благодарим собратьев архипастырей, которые собрались здесь, чтобы встретить нас. Благословляем народ Божий и особенно братию лавры, а также учащих и учащихся, находящихся в стенах лавры. В этой академии, надо сказать, в течение трех лет обучался наш отец Виссарион, великий проповедник Константинопольской Церкви, благодаря той стипендии, которую выделил ему присноблаженный приснопамятный Патриарх Алексий. Через некоторое время мы перейдем на кладбище, где покоится прах бывшего пастыреначальника этого града — владыки Никодима, духовного отца Его Святейшества Святейшего Патриарха Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/1169437.ht...

— В Стамбуле подвергаются тяжелым испытаниям и угрозам со стороны экстремистов резиденция Константинопольского Патриарха и лично Его Святейшество Патриарх Варфоломей. Хотелось бы услышать в связи с этим Ваш комментарий. Каковы отношения Вашего Святейшества с Патриархом Варфоломеем? — Нападения экстремистов на резиденцию Константинопольского Патриарха не могут не вызывать протеста и возмущения. Как возможно такое в стране, желающей вступить в Европейский Союз, в стране, где Православная Церковь существует с глубокой древности? Мы неоднократно выражали категорическое осуждение экстремистских действий и свою поддержку Святейшему Патриарху Варфоломею, в частности, в связи с нападениями на Патриаршую резиденцию на Фанаре в октябре прошлого и феврале нынешнего года. В наших отношениях со Святейшим Патриархом Варфоломеем, равно как и с другими Предстоятелями братских Православных Церквей, мы исходим из того, что Церковь Христова едина, и поэтому нашей ответственностью является сохранение и упрочение всеправославной общности. Мы должны единым сердцем и едиными устами свидетельствовать о Православии перед лицом современного мира, которому пытаются навязать радикальную секуляризацию. — В другой стране, Албании, православные, по признанию бывшего президента этой страны Бериша, сделанному мне в ходе недавнего интервью, терпят утеснения. Несмотря на это, Блаженнейший Архиепископ Анастасий возводит храмы, выделяет средства на общественно значимые программы, причем помогает не только православным людям. Что Вы можете сказать о Блаженнейшем Анастасии? — Блаженнейший Архиепископ Анастасий — мудрый пастырь, опытный миссионер и эрудированный богослов. Эти качества помогают ему в нелегком служении Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Как опытный миссионер Блаженнейший Анастасий понимает, что самая действенная проповедь — это свидетельство о Христе служением ближним. Активная социальная деятельность Албанской Православной Церкви является исполнением заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Мы молимся о возрождающейся Албанской Церкви, сочувствуем ее скорбям, чувствуем общность с ее судьбой. Ведь в нашей стране православные христиане также пережили суровые гонения в прежние десятилетия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201353...

С особым волнением я присутствовал сегодня в этом храме, где исполнялось мое музыкальное произведение, вспоминая, что с ним связано великое событие — Второй Вселенский Собор, что в этих стенах проповедовал святитель Григорий Богослов. Под сенью креста, который изображен в алтаре сего величественного здания, сегодня прозвучали слова о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя. Это не было богослужением — то был концерт, но исполнялась на нем музыка, которая вдохновлена богослужением и которая посвящена Христу. Музыканты, которые приехали сегодня из России, — хор, оркестр и солисты — вместе со мной преподнесли эту музыку Вашему Святейшеству и этому прекрасному городу. Это знак нашего уважения, нашего почтения и нашей любви. Благодарю Ваше Святейшество за присутствие на концерте, за Ваше благосклонное отношение к этому начинанию. Я хотел бы поблагодарить послов и представителей дипломатического корпуса, которые пришли на концерт, а также всех, кто участвовал в подготовке этого события, в особенности дирижера Алексея Пузакова, Московский синодальный хор и Российский национальный оркестр. Хотел бы пожелать Вашему Святейшеству помощи Божией. Хочу пожелать, чтобы Константинопольская Православная Церковь процветала, чтобы в ближайшие месяцы была открыта богословская школа на острове Халки. Это событие, которого ждет весь православный мир, а не только Константинопольская Церковь. Мы с любовью ожидаем Ваше Святейшество в Москве и Петербурге. Желаю Вам и всем присутствующим многая и благая лета». Отвечая на приветствие митрополита Илариона, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей высказал глубокое удовлетворение в связи с тем, что благодаря одному из собратьев-архиереев многие жители Константинополя получили возможность накануне Пасхи присутствовать на духовном концерте в историческом храме Агиа Ирини. Исполненная в этих стенах оратория владыки Илариона «Страсти по Матфею» является введением к Страстной седмице, отметил он. «Я от всего сердца поздравляю Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, которого Бог наделил многими дарами и талантами: он выдающийся богослов и прекрасный музыкант, очень динамичный деятель Церкви, правая рука Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», — сказал Патриарх Варфоломей. Он также поздравил председателя ОВЦС с возведением в сан митрополита.

http://patriarchia.ru/db/text/1124507.ht...

Евхаристическое общение с раскольниками, в которое вступил Варфоломей и служившие с ним иерархи Константинопольского патриархата, классифицируется священными и богодухновенными канонами Православной Церкви как тяжкое каноническое преступление. Так, 10 апостольское правило говорит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». 11 апостольское правило: «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам». 2 правило Антиохийского Собора: «Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном». 4 правило Антиохийского Собора: «Аще который епископ, изверженный от сана собором, или пресвитер, или диакон своим епископом, дерзнет совершити какую-либо священную службу... таковому отнюдь не позволяется, на другом соборе, ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену быти. Но и все сообщающиеся с ним да будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда, зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнуть имели общение с ними». 9 правило Карфагенского Собора: «Аще который епископ, или пресвитер, приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви: да будет и сам повинен равному осуждению...». Константинопольский патриарх не легитимировал схизму, но делегитимировал себя. Не раскольники стали частью Церкви Христовой, но Константинопольский патриархат - расколом. Причем не новым расколом, а частью уже существующего, церковное осуждение которого ранее признавал сам Варфоломей совершенно свободно и без всякого принуждения. Вот, например, какой была реакция Константинопольского патриарха на решение Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви о низложении бывшего Киевского митрополита Филарета Денисенко (1992 г.) и о анафематствовании последнего (1997 г.): «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном» и «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нём иерархии нашего Вселенского Престола и просили её впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь». Воистину, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матфея, 12:37).

http://pravoslavie.ru/118786.html

Именно это полное встраивание себя и своего сознания в сугубо политическую повестку, причем, скажем так, весьма специфического типа, ведет Варфоломея к немыслимому для православного иерарха заявлению: «В Православии нет раскола». Вступление в полное общение с самосвятами, вторжение на чужую каноническую территорию, создание параллельной иерархии (к тому же, фиктивной), полный разрыв Евхаристического и иного церковного общения с крупнейшей Православной Церковью мира, разделение внутри Поместных Церквей, руководство которых пошло на единство с раскольниками, угрозы авторитетных иерархов Кипрской Церкви полностью прекратить общение со своим, идущим на поводу у Варфоломея Предстоятелем — все это, по мнению Константинопольского Патриарха, не раскол. Здесь, конечно, и посыл всем нам: нашему Священноначалию, богословам, верным священнослужителям и мирянам, особенно страдающим за Правду Божию на Украине — вы никуда не денетесь, смиритесь. Он не понимает, что не смиримся. Не понимает, ибо давно забыл, что такое подлинная церковность, любовь к Православию, «ревность по Доме Твоем» (Ин. 2:17), и почему-то решил, что Дом Божий — его дом, что это к нему пришли православные народы, а не ко Христу, и что у него ключи от этого Дома. 2. «В течение трех десятилетий Москва демонстративно закрывала глаза на трагическую ситуацию в Украине. Реально мешала найти решение, чтобы, не потерять контроль над Киевом, который она оторвала у Константинопольской Церкви, пользуясь сложными временами и ситуациями» . Здесь каждое слово — ложь и манипуляция. Не Москва, а вся полнота Русской Православной Церкви и, прежде всего, самоуправляемая каноническая Украинская Православная Церковь не приняли раскольнического, деспотического, навязанного враждебными Церкви политиками раскола, созданного нарушившим клятвы на Кресте и Евангелии и поправшим монашеские обеты Филаретом Денисенко, который был лишен сана и впоследствии предан анафеме законным Священноначалием Русской Православной Церкви, от которой он в свое время получил все, что имел как христианин и иерарх, от крещения до епископской хиротонии. Напомним, что сам Варфоломей в письме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II еще на заре раскола в 1992 году признал решение Священного Синода Русской Церкви о лишении Филарета священного сана «исключительной компетенцией» Московского Патриархата. Эти слова навечно останутся свидетельством против устроителя раскола мирового Православия Патриарха Константинопольского Варфоломея, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).

http://patriarchia.ru/db/text/5780681.ht...

Президент также подчеркнул, что сделает " все зависящее от светской власти,... чтобы привести Украину к церковному согласию, чтобы вывести Украину из церковного, межконфессионального кризиса " . Эти заявления дают основания думать, что " Единой Поместной Церковью " , о которой мечтает Президент, станет именно та церковная структура, которую планирует создать в Украине Патриарх Варфоломей. По всей видимости, ей будет оказана мощная государственная поддержка, что может выразиться в предоставлении ей статуса юридического лица (Украинская Православная Церковь сегодня такого статуса не имеет), признании ее правопреемницей Православной Церкви, исторически существовавшей на территории Украины, проведении в ее пользу реституции церковной собственности, предоставлении ей права преподавания основ православного учения в школах и официального доступа в вооруженные силы и пенитенциарные заведения. Возможно, права новосозданной Киевской Митрополии будут оформлены в особом соглашении между Украинским государством и Константинопольским Патриархатом. Поскольку Русская Православная Церковь активно противодействует планам Константинопольской Церкви, Патриарх Варфоломей, скорее всего, во время своего пребывания в Киеве не будет делать никаких официальных заявлений о пересмотре канонического статуса Украинской Православной Церкви. По предварительной информации уже перед отъездом Патриарха Варфоломея из Киева (27 июля вечером) главы УПЦ-КП и УАПЦ вручат ему прошения о своем приеме в юрисдикцию Вселенского Патриархата. Официальный ответ на эти прошения будет дан уже после окончания Киевских торжеств. Назревающий конфликт заставил Предстоятелей ряда Поместных Церквей отказаться от приезда в Киев. В частности, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом и Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, отозвали данное ими прежде согласие на участие в Киевских торжествах. Кроме Святейшего Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Алексия, в Украину прибудут лишь Предстоятель Элладской Церкви Блаженнейший Архиепископ Афинский Иероним и Предстоятель Албанской Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский Анастасий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Поминовение всех Восточных Патриархов на проскомидии совершалось как до, так и после революции 1917 года, она в этом смысле ни на что не повлияла. Б. Константинополь был в теснейших, дружеских и даже задушевных отношениях с богоборческим режимом большевиков практически на протяжении всего периода 20-х – начала 30-х гг. ХХ столетия. Об этом свидетельствует вся позорная деятельность активно поддерживавшего обновленческих раскольников экзарха Константинопольского престола в советской Москве архимандрита Василия (Димопулоса). Мнения и высказывания Константинопольского экзарха, направленные против канонической Русской Православной Церкви, распространялись на передовицах большевистских газет. По поводу отношений Константинополя с советской властью можно напомнить обращение архимандрита Василия от имени Константинопольского Патриарха Григория VII и " всего Константинопольского пролетариата " к главе секретариата по делам культов при Президиуме ЦИК СССР Петру Смидовичу: " Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках, тов. Смидович, сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал " утверждает протоиерей Андрей. Он также добавляет, что покойный Святейший Патриарх Московский Алексий II не мог говорить Святейшему Патриарху Варфоломею слов, приписываемых ему Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом, поскольку Вселенский Патриархат «до 2018 года ни разу ни в какой форме не поднимал вопроса о необходимости поминовения Константинопольского Патриарха на Украине». Комментируя слова Блаженнейшего Хризостома: «Я знаю, что сейчас он [Московский Патриархат] захватил две епархии Грузии, две епархии Украины, захватил половину христиан Польши, захватил две епархии Румынии», протоиерей Андрея заявляет следующее: «Утверждения о " захвате " каких-то епархий в этих странах не выдерживают элементарной критики и проверки фактами.

http://patriarchia.ru/db/text/5723016.ht...

Я также от всего сердца желаю разума и во всем бодрствования всем начальствующим нашей Святой Церкви к сдерживанию и преодолению наступающего духовного кризиса, а также к преодолению болезненных последствий для единства святейшей православной паствы Христа. Потому что всем известны слова святителя Иоанна Златоуста, что «раскол не смывается даже мученической кровью». ОБ АВТОРЕ Митрополит Кифирский Серафим (Стергиулис) родился в 1950 г. В 1978 г. закончил магистратуру Богословского факультета Фессалоникийского университета по специализации «Систематическое богословие». В 1979–2005 гг. служил иерокириксом (официальным проповедником) Эгинской митрополии. В 2005 г. избран и хиротонисан во епископа, назначен митрополитом Кифиры.  В соответствии с журналом Внеочередного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, приняты следующие решения: «1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. 3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского Патриархата. 4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата в Украине». См.  http://www.patriarchia.ru/db/text/5268260.html  В тексте «архиепископа» –  Ред .  О проблемах, связанных с проведением Критского собора, и его постановлениях, противоречащих догматам Православия, можно прочитать, напр., в статье Павла Кузенкова «О соборности подлинной и мнимой: Куда ведет экклезиология критского “Великого Собора”?»//  http://www.pravoslavie.ru/95312.html  В соответствии с постановлением этого Синода, священникам Константинопольского Патриархата может быть разрешено второбрачие в особых случаях. См.  http://www.pravoslavie.ru/115494.html скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина 28 сентября 2018, 12:52 Наконец-то! Вот и я о том же.

http://pravoslavie.ru/115870.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Священный Синод, вознося молитвы ко Господу Вседержителю о упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выражает глубокую скорбь в связи с кончиной Первосвятителя, который в течение 18 лет окормлял Русскую Православную Церковь в особо ответственное время духовного возрождения народа и восстановления всех форм свидетельства и служения, традиционных для тысячелетней истории нашей Церкви. 2.Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. 3.Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010