Перед началом утрени на амвоне собора Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илию от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приветствовал митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, который огласил послание Предстоятеля Русской Православной Церкви и передал дары Его Святейшества. В качестве личного подарка Святейшему Илии II была вручена икона Ангела Хранителя в драгоценном окладе с памятной надписью: «Ангелу Грузинской Церкви Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II к 30-летию Патриаршей интронизации от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Святейший Католикос-Патриарх осенил многочисленных молящихся этой иконой, после чего она была по благословению Его Святейшества положена на аналое в центре храма. Кроме того, в дар монастырю Джвари от Предстоятеля Русской Православной Церкви была передана икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, 100-летие преставления которого отмечается в будущем году. В тот же день состоялась встреча глав делегаций Поместных Православных Церквей с Президентом Грузии Михаилом Саакашвили. С гостями встречались также Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели и мэр Тбилиси Гиги Угулава, устроившие обед и ужин в честь Святейшего Католикоса-Патриарха Илии и прибывших представителей Поместных Церквей. 14 октября Божественную литургию в кафедральном соборе Светицховели, расположенном в древней столице Грузии Мцхете, возглавили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, представители Поместных Православных Церквей и архиереи Грузинской Православной Церкви. После Литургии состоялся обмен приветствиями между Святейшими Патриархами Константинопольским Варфоломеем и Грузинским Илией. С приветственным словом выступил также Президент Грузии М. Саакашвили. Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин приветствовал Святейшего Патриарха Илию на праздничной трапезе и выразил сердечную радость делегации Русской Православной Церкви в связи с впечатляющим развитием церковной жизни в Грузии, которое произошло за годы Первосвятительского служения Его Святейшества. В свою очередь, Святейший Католикос-Патриарх Илия произнес слова благодарности Святейшему Патриарху Алексию, а также поздравил митрополита Валентина с его днем рождения и возгласил Владыке многая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/309542.htm...

По окончании заупокойной Литургии Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей возглавил чин отпевания новопреставленного Святейшего Патриарха Болгарского Максима. Вместе с Главами и представителями Поместных Православных Церквей в путь всея земли Святейшего Патриарха Максима провожали собор архиереев Болгарской Православной Церкви, Президент Болгарии Р. Плевнелиев, председатель болгарского Парламента Ц. Цачева, другие представители болгарских властей, многочисленные клирики и миряне, представители католической, армянской общин и мусульманской уммы Болгарии. После трогательного прощания с блаженнопочившим Патриархом члены Священного Синода Болгарской Православной Церкви совершили погребение своего Предстоятеля в Успенском соборе Троянского ставропигиального монастыря, где в юности будущий Болгарский Патриарх начинал свой монашеский путь. В завершение траурных мероприятий состоялась поминальная трапеза, на которой Главами и представителями Поместных Православных Церквей были оглашены соболезнования в адрес Священного Синода Болгарской Церкви. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Викентий зачитал послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: «Возлюбленные о Господе собратья-архипастыри! Весь православный мир сопереживает сегодня Болгарской Православной Церкви, которая провожает в путь всея земли своего любимого Первосвятителя и одного из выдающихся Первоиерархов нашего времени Святейшего Максима, Митрополита Софийского и Патриарха Болгарского. С отроческих лет будущий Патриарх последовал за Господом Иисусом Христом, приняв ангельский образ и вступив на стезю пастырского служения. Подвигом добрым (см. 2 Тим. 4:7) подвизался он на поприще сем, восходя от силы в силу и возрастая во многих добродетелях, которые на протяжении более четырех десятилетий являл во всей полноте и красоте на Патриаршем престоле древней Болгарской Церкви. Пламенная ревность о святой православной вере, глубокое смирение и несгибаемое духовное мужество Патриарха Максима стяжали ему искреннюю любовь и почитание народа Божия. Во время смуты и нестроений он оставался неколебимым столпом Православия, твердо противостоя силам, покушавшимся разодрать хитон Христов. В борьбе за Церковь Патриарх Максим полагал душу свою, чтобы чад Божиих собрать воедино (см. Ин. 11:52) славящими Господа в лоне канонического Болгарского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/2579988.ht...

Во-первых, Константинопольский Патриарх четко и ясно заявил, что основополагающим принципом распределения церковной юрисдикции является принцип территориальный. Потому любые " сепаратистские, этнофилетические и националистические тенденции в Церкви " он квалифицировал как " экклезиологическую ересь " . Во-вторых, Патриарх Варфоломей изложил ставшее в последние годы традиционным для Константинополя учение о первенстве во Вселенской Церкви. Хотя Церковь Христова и выполняет свою духовную миссию " посредством созыва Вселенских или Поместных Соборов " , тем не менее " Вселенскому Патриархату, как Первому Престолу в Православной Церкви была предоставлена исключительная ответственность и обязательная миссия заботиться о сохранении веры в таком виде, как она нам была передана, и за соблюдение канонического порядка " . В подтверждение этого тезиса Патриарх сослался на третье правило Второго, девятое, семнадцатое и двадцать восьмое правила Четвертого и тридцать шестое правило Пято-Шестого Вселенских Соборов. Таким образом, Константинопольский Патриарх уже в течение семнадцати веков несет свое служение в этом качестве, и кроме того " он принял на себя исключительную миссию распространения Православной веры среди всех народов Восточной и Центральной Европы " . В-третьих, Вселенский Патриарх (в соответствие с указанными канонами) имел возможность " узурпировать исключительные полномочия Соборов " , но добровольно от этого отказался. Более того, ради церковной пользы Вселенский Патриархат готов был идти на умаление своих законных прав обладания теми или иными церковными областями. Предоставление автокефального статуса Элладской, Сербской, Болгарской и Албанской Церквам Патриарх Варфоломей оценил исключительно как уступку воле национальных правительств. Однако лучшим примером икономии (или " самоумаления " ) Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей назвал согласие на переход Украинской Церкви под юрисдикцию Московского Патриарха (1686). Версия событий XVII века, изложенная Патриархом Варфоломеем, заслуживает внимания. Переход Киевской Митрополии в состав Московского Патриархата Святейший Варфоломей квалифицировал как " аннексию " , совершенную Российским государством. Присоединение Украины к России Патриарх Варфоломей также назвал аннексией. Тем не менее Константинопольский Патриархат (в лице Патриарха Дионисия IV) все же согласился на отторжение от него самой богатой из митрополий, чтобы " оказать Украинской Церкви всемерную церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на более полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления " .

http://religare.ru/2_56521.html

В посланиях Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту, а также Генеральному секретарю ООН А. Гутерришу, Генеральному секретарю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Т. Гремингену, Президенту Франции Э. Макрону и канцлеру ФРГ А. Меркель как главам государств, входящих в " Нормандскую четверку " , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил их внимание на массовые случаи нарушений прав и свобод иерархов, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви. " В последнее время вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской Православной Церкви, что позволяет говорить о начале полномасштабных гонений " , – констатировал Святейший Владыка. Он отметил, что поводом к усилению такого давления послужил отказ украинского православного епископата участвовать в получившем поддержку руководства Украины " объединительном соборе " , на котором Украинская Православная Церковь, самая многочисленная религиозная конфессия страны, объединяющая тринадцать тысяч приходов, более двухсот монастырей и миллионы верующих, должна быть заменена на некую новую религиозную организацию, создаваемую Президентом Украины П. Порошенко совместно с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Как сообщается в посланиях, направленных религиозным деятелям, руководителям международных организаций и главам ряда государств, " чтобы принудить епископат Украинской Православной Церкви к участию в данном мероприятии органами государственной власти и правоохранительными органами Украины предпринимается ряд действий, вопиющим образом нарушающих конституционные права и свободы граждан Украины " . Святейший Патриарх Кирилл упоминает о том, что архиереев Украинской Православной Церкви вызывают на " беседы " и допросы в Службу безопасности Украины, задерживают под различными предлогами, в том числе при пересечении государственной границы Украины, и подвергают унизительным обыскам. В частности, 9 декабря с.г. Служба безопасности Украины запретила въезд на территорию страны гражданину Украины митрополиту Донецкому Илариону, сославшись на " особое распоряжение из Киева " .

http://religare.ru/2_116819.html

Проявляя полную готовность к активному сотрудничеству в подготовке Собора, Русская Православная Церковь незамедлительно назначила своих представителей во Всеправославный секретариат и Организационный комитет Собора (письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею 01/818 от 26 февраля 2016 года), но в Организационный комитет представителя Русской Православной Церкви, несмотря на напоминания, пригласили к участию лишь с 7 июня (письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от 31 мая 2016 года). В апреле 2016 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был определен (журнал 34) состав делегации Русской Православной Церкви на Всеправославный Собор, о чем письмом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был уведомлен Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. Одновременно с этим в отношении проектов соборных документов вскоре после их публикации стали высказываться критические замечания со стороны епископата, духовенства и мирян Русской Церкви. В Московскую Патриархию, Отдел внешних церковных связей и другие синодальные учреждения во множестве поступали письма православных верующих с критикой соборных текстов и самого процесса подготовки Собора. В ответ на смущения в пастве Отдел внешних церковных связей выступил с необходимыми разъяснениями и комментариями, опубликовав соответствующее заявление. С целью более широкого обсуждения проектов документов Собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля в Москве в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция на тему " Всеправославный Собор: мнения и ожидания " . По итогам конференции были подготовлены и переданы на рассмотрение Священноначалию поправки к соборным документам " Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром " и " Миссия Православной Церкви в современном мире " . Несмотря на всё сокращающийся срок до созыва Собора, сохраняется множество нерешенных проблем, которые ставят под вопрос возможность достижения на Соборе общеправославного консенсуса.

http://religare.ru/2_109110.html

«Достаточно прочесть " томос " о предоставлении автокефалии Украинской Церкви, изданный Константинопольским Патриархом, чтобы ужаснуться всем тем новациям, которые в отрыве от всякого канонического предания сформулированы Патриархом Варфоломеем и его советниками, — в частности, сказал Патриарх Кирилл. — Нужно обратить на этот " томос " пристальное внимание, потому что в нем содержатся все те новации, которые Константинопольский Патриарх себе присвоил без всякого одобрения Православных Церквей». По словам Его Святейшества, если антиканонические действия Константинополя не получат в православном мире должной оценки, то это будет означать появление опасного прецедента, когда вопреки традиции Вселенского Православия Константинопольский Патриарх присваивает себе полномочия, которые ему никто не делегировал. «Это удивительно: исходя из некоего константинопольского понимания того, что есть первый, создана целая концепция, которую можно назвать неопапизмом и которая абсолютно не соответствует традиции Вселенского Православия. То, что совершил Константинопольский Патриарх, является отступлением от канонической традиции, связанной с определением того, что из себя представляет власть Первоиерарха в любой Православной Церкви», — констатировал Святейший Владыка. «Я не вижу сейчас никакой другой площадки, кроме нашей с вами, где может и должен быть выработан канонический комментарий ко всему тому, что произошло в связи с предоставлением Константинополем так называемого томоса украинским раскольникам. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть особую важность той работы, которая должна быть совершена на этой конференции», — сказал Патриарх Кирилл. «Нам предстоит серьезно поработать над синодальным документом, который, думаю, нужно будет представить Архиерейскому Собору. Полагаю, что Архиерейский Собор может быть собран осенью текущего года, и одним из главных вопросов должен быть вопрос нашего отношения к тому нововведению, которое Константинополь сформулировал в связи с предоставлением " автокефалии " украинским раскольникам и в связи с тем огромным соблазном, который это решение посеяло во Вселенской Православной Церкви», — резюмировал Предстоятель Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5843966.ht...

После вступительных слов иерархи имели возможность еще раз изучить текст послания, работа над которым проходила на протяжении предшествующих дней. Затем был оглашен окончательный текст, после чего его подписали Предстоятели и представители поместных Православных Церквей, присутствовавшие в храме. После подписания документа был пропет тропарь и кондак Пресвятой Троице и другие песнопения на греческом, славянском, румынском, сербском, грузинском, албанском, финском, чешском и эстонском языках. В заключение заседания Вселенский Патриарх поздравил всех присутствующих с подписанием документа. Вечером, после заседания Предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей, в гостинице «Мовен-Пик» в Стамбуле началась работа симпозиума, посвященного году апостола Павла. В работе симпозиума приняли участие высокие гости из всех поместных Православных Церквей, представители Римско-Католической Церкви и протестантских деноминаций. В начале заседания архиепископ Американский Димитрий (Константинопольский Патриархат), ведущий заседание, выступил со вступительным словом, в котором кратко охарактеризовал основные направления деятельности Апостола языков. «Апостольское служение — это принесение Евангелия всем народам и каждому человеку», — отметил выступавший, также подчеркнув, что страдания, о которых многажды говорит апостол Павел в своих посланиях, есть незаменимая часть апостольского служения. Затем перед высоким собранием выступил Патриарх Константинопольский Варфоломей, охарактеризовавший в своем докладе вселенский масштаб служения апостола Павла. По мнению Святейшего Патриарха Варфоломея, учение апостола Павла имеет огромное значение для единства Церкви, ее открытости и свободы. «Понимание апостолом Павлом единства и вселенскости имеет онтологическое содержание для всего православного мира на последующие века», — отметил Константинопольский Патриарх. Святейший Патриарх Алексий, приветствовав всех прибывших в город царя Константина на торжества в честь святого апостола Павла, отметил, что Церковь по праву считает святого Павла венцом апостолов.

http://e-vestnik.ru/world/vstrecha_preds...

«Я надеюсь, что наша мечта осуществится. Историческая справедливость восторжествует, и на Украине будет создана национальная церковь. Прошу вашего благословения ради нашей мечты, ради нашей надежды, ради нашей страны», -- обратился г-н Ющенко к Константинопольскому патриарху после субботнего праздничного молебна на Софийской площади Киева. В том же выступлении президент Украины несколько раз подчеркнул, что государство не вмешивалось и не вмешивается в межконфессиональные дела. Но патриарх Варфоломей не дал искомого благословения. В его ответной речи прозвучал призыв к восстановлению церковного единства на Украине, но сделано это было весьма дипломатично. «Забота о защите и восстановлении церковного единства является нашей общей обязанностью, которая перевешивает какие бы то ни было политические или церковные цели, -- заявил Вселенский патриарх. -- Продолжение путаницы в целях, не соответствующих духовному характеру Церкви, забрало бы объединяющую силу Крещения и еще больше обострило бы опасное разделение церковного тела». Как бы то ни было, и на следующий день украинские власти продолжали демонстрировать «особый подход». Так, прибыв к месту совершения воскресной праздничной литургии, г-н Ющенко приветствовал патриарха Варфоломея троекратным поцелуем, а Алексия II -- кратким рукопожатием. Предстоятель РПЦ в отличие от своего константинопольского «коллеги», обращаясь к пастве на Владимирской горке, высказался более определенно. Сделав экскурс в историю, святейший патриарх Московский подчеркнул, что с благодарностью вспоминает патриарха Константинопольского Дионисия, который в 1686 году признал вхождение Киевской митрополии в состав Московской церкви, ибо благодаря этому произошло «воссоединение некогда единой, но затем по стечению исторических обстоятельств разделенной Русской церкви» в России и на Украине. «Единство русского православия не препятствует полноценной жизни суверенных государств, являющихся преемниками Киевской Руси», -- сказал Алексий II, дав, таким образом, отповедь сторонникам «самостийной церкви». Кроме того, глава РПЦ поблагодарил патриарха Константинопольского за «выраженную приверженность каноническим устоям Церкви» (заметим, что «Киевский патриархат» Филарета Денисенко канонически не признан ни одной из православных церквей). Когда в завершение речи предстоятель РПЦ поблагодарил православных, пришедших на литургию, его слова были встречены возгласами: «Алексий -- наш патриарх!»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По предложению Святейшего Патриарха Варфоломея, была сформирована редакционная комиссия по доработке документа, в которую вошли Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополиты Пергамский Иоанн и Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей продолжилась 11 октября. Для участия в ее заключительной части в Стамбул прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В поездке Патриарха Алексия сопровождали главы самоуправляемых Церквей в составе Русской Православной Церкви — Митрополит Киевский и всей Украины Владимир, Митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, Митрополит Таллинский и всей Эстонии Корнилий, а также другие лица Сразу после прибытия в Стамбул Святейший Патриарх Алексий вместе с сопровождающими его лицами направился в Константинопольскую Патриархию, которая находится в районе Фанар. У входа в Патриархию Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Московского Патриархата и архиепископ Американский Димитрий, возглавляющий Греческую архиепископию в Америке (Константинопольский Патриархат). Святейший Патриарх Алексий поднялся в резиденцию Константинопольских Патриархов, где его встречал Вселенский Патриарх Варфоломей. Здесь же состоялась краткая братская беседа Предстоятелей Православных Церквей, после которой Патриархи проследовали в Патриарший храм вмч. Георгия, где уже собрались Предстоятели и представители поместных Православных Церквей. Здесь Святейший Патриарх Варфоломей официально приветствовал Предстоятеля Русской Церкви. Также Патриарх Варфоломей поздравил Святейшего Патриарха Алексия с приближающимся 80-летием со дня рождения. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что для него радостно иметь общение со Святейшим Патриархом Варфоломеем и со всеми Предстоятелями поместных Православных Церквей. «Для всех нас очень важно в этом разделенном мире внести свой вклад в единство Церкви, которое необходимо явить миру. Я уверен, что та братская атмосфера, которая имела место во время работы над документом, будет способствовать и нашему дальнейшему братскому общению», — отметил Святейший Патриарх Алексий.

http://e-vestnik.ru/world/vstrecha_preds...

Послушайте, послушайте, послушайте! В ходе многих диалогов и пространных дискуссий в течение всех семи дней этого Собрания Патриарх Варфоломей среди прочего прямо, недвусмысленно и ясно заявлял: 1) «Единство Церкви должно проявляться и по отношению к внешним не только в словах, но и в делах» (стр. 62). 2) «Я официально заверяю, что святейшая Константинопольская Церковь не имеет намерения предпринимать любого рода действий, связанных с церковной жизнью на Украине, особенно же в отношении легализации раскола и предоставления автокефалии» (стр. 150). 3) «Мы все здесь присутствующие признаем владыку Онуфрия единственным каноническим митрополитом Киевским» (стр. 71). 4) «Перед лицом священного собрания я повторяю, что всякий раз, когда архиереи Вселенского Патриархата приезжают на Украину, они в первую очередь наносят визит митрополиту Киевскому Преосвященному Онуфрию» (стр. 151). 5) «Филарет является раскольником. Я дал ясные указания находящимся в юрисдикции Вселенского Патриархата украинским клирикам диаспоры, чтобы, будучи в Киеве, они воздерживались от всякого общения в таинствах и от совместных богослужений с раскольниками» (стр. 77-78). 6) «Мы считаем, что братские отношения между Константинопольской и Московской Церквами являются драгоценным благом» (стр. 78). «Нет никаких сомнений в отношении канонических прав Святейшей Русской Церкви на Украине» (стр. 77). 8) «Святейшая Константинопольская Церковь никоим образом не собирается вмешиваться во внутренние дела автокефальных Церквей, всегда действуя по просьбе, выраженной заинтересованной Церковью» (стр. 77). 9) «Вселенский Патриарх занимается разрешением вопросов, используя предусмотренные каноническим порядком подходящие способы» (стр. 77). 10) «Я предлагаю принять совместное с братской Русской Церковью решение, чтобы содействовать уврачеванию церковного раскола на Украине» (стр. 155). 11) Все участники данного Собрания вместе с Патриархом Варфоломеем соглашаются и признают, что Украинская Православная Церковь входит в церковную юрисдикцию Московского Патриархата.

http://radonezh.ru/2023/12/26/patriarh-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010