Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между Православными Церквами перед июньской встречей Поместных Православных Церквей? Как развиваются отношения между Константинопольским и Московским Патриархатами на нынешнем этапе после разногласий последних лет? - Встречаясь регулярно с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, я обращаю внимание на то, что сегодня Православный мир все более ощущает необходимость активизации сотрудничества между Церквами. Важным шагом на пути к этой цели стала прошедшая в прошлом году встреча глав и представителей Православных Церквей в Константинополе. В ходе ее была сформулирована единая православная позиция по многим проблемам современности. Принято важное для всего Православия решение о возобновлении процесса подготовки Святого и Великого Собора, и сейчас мы готовимся к проведению IV Всеправославного Предсоборного совещания, посвященного актуальной для многих Церквей проблеме православной диаспоры. Все это во многом стало возможным благодаря сотрудничеству Константинопольского и Московского Патриархатов и их Предстоятелей. Отношения двух Церквей прекрасно характеризует тот факт, что после кончины Святейшего Патриарха Алексия Предстоятель Константинопольской Церкви лично прибыл в Москву, чтобы проститься с почившим собратом, а на интронизацию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Константинополя прибыла представительная делегация, передавшая поздравление Святейшего Патриарха Варфоломея. Важно, что обе наши Церкви настроены на братское сотрудничество, и я надеюсь, что это поможет нам преодолеть имеющиеся разногласия и укрепить всеправославное единство. Бытует мнение, что издавна и по многим причинам, русских и греков можно «разделять» скорее по церковным, нежели по политическим вопросам, в числе которых соперничество юрисдикций, упреки в национализме, в панславизме, в концепциях «третьего Рима» и т.д. Как Вы объясняете столь частое проявление разногласий между нашими Церквами? Происходит ли это на национальной почве или из присущего скорее человеку, чем Церкви желания доказать свое превосходство?

http://pravoslavie.ru/37582.html

Подготовку к Собору нужно вести активно, а для этого необходимо привлечение творческих сил, уверен Святейший Патриарх Кирилл. Он призвал создать эффективный орган из представителей Поместных Церквей, который бы мог регулярно собираться, обмениваться мнениями, материалами, в том числе с использованием современных средств коммуникации, которые делают это совсем не трудным. " Если мы действительно хотим созвать Всеправославный Собор, мы должны научиться работать в таком режиме " , – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, упомянув о том, что еще предстоит большой объем работы и по тематике Собора, и по его регламенту. Ведь, как об этом говорил в своем выступлении Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, даже те восемь тем, которые уже проработаны и согласованы, требуют определенной доработки с учетом изменившихся за прошедшие десятилетия реалий. " Все темы повестки дня Собора необходимо хорошо и совместно подготовить, найти по ним согласие. Если какие-то вопросы не сумеем сразу согласовать, не надо бояться отложить их на рассмотрение следующих Соборов. Если мы сумеем достойно подготовить этот Собор, думаю, он не будет последним " , – поделился мнением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он также обратил внимание собравшихся на вызовы современности, которые Собор не может обойти: " Это и массовое изгнание христиан из ближневосточного и североафриканского региона, грозящее исчезновением христианского присутствия на исконных землях первоначального распространения христианства. Это и духовная губительность культа потребления, лежащего в основе экономического кризиса, поразившего многие страны христианского мира. Теперь уже, к сожалению, псевдохристианского мира. Это и попытки внедрения так называемой гендерной философии, разрушающей основы нравственности и семьи, – попытки, которые затронули западные страны и сейчас надвигаются на православный восток. Это и проблемы биоэтики, такие как клонирование, суррогатное материнство и все, что претендует на вторжение в саму богозданную человеческую природу " .

http://religare.ru/2_103882.html

Александр Владимирович, братский визит Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви, упоминаемый Вами, носит принципиально иной характер. В семье Православных Поместных Церквей существует непреложный обычай извещать все Церкви об избрании и интронизации нового Предстоятеля направлением особых посланий. В наше время относительная легкость передвижения прибавила к этому древнему обычаю возможность личного посещения новоизбранным Первоиерархом своих собратьев-Предстоятелей для совместного совершения Евхаристии и свидетельства братских отношений. Порядок этих посещений соответствует принятому перечню Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, называемому Диптихами. Первым после своей интронизации Святейший Патриарх Кирилл посетил Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, занимающего первое место в Диптихах. Следующий братский визит Святейшего Патриарха Кирилла будет нанесен Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II. Помимо общения с собратьями-Предстоятелями, в этих посещениях Святейший Патриарх Кирилл пользуется возможностью встречи с соотечественниками, проживающими за рубежом, для оказания им духовной поддержки, а также с представителями государственных властей и общественности для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. – Весной этого года Вы стали Председателем Отдела внешних церковных связей. Одновременно с Вашим назначением на этот пост в ОВЦС МП были проведены важные структурные изменения. По прошествии полугода, каким Вы видите результат этих изменений, и каковы приоритетные направления в работе ОВЦС МП? – Действительно, согласно решению Священного Синода, к компетенции Отдела были отнесены исключительно внешние церковные связи, тогда как ранее ОВЦС приходилось заниматься еще некоторыми вопросами и внутренней церковной жизни. В остальном деятельность Отдела осталась без изменений. При этом надо заметить, что и до изменений основная часть нашей работы приходилась на внешние контакты.

http://religare.ru/2_70931.html

От лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в паломничестве на Святую гору Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали митрополит Милетский Апостол и архимандрит Виссарион (Комзиас). В ходе пребывания на Святой горе Предстоятель Русской Православной Церкви  посетил административный центр Афона, совершил молебен в Успенском соборе Протата и имел встречу с членами Священного Кинота Святой Горы Афон, в которой принял участие также гражданский губернатор Афона А.Казмироглу. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в соборе святого великомученика Пантелеимона, всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском соборе обители, вручил церковные награды ряду лиц, особо потрудившихся над восстановлением мест русского монашеского присутствия на Святой горе. Святейший Владыка посетил скит Старый Русик, где совершил освящение соборного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и Божественную литургию в этом храме, и побывал в древнейшей русской обители на Афоне — скиту Ксилургу, где возглавил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе и молебен в нем. 28 мая на Святую Гору Афон прибыл Президент России В.В. Путин. После молебна в Успенском соборе Протата и встречи с членами Священного Кинота Глава Российского государства отправился в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где его встречали Святейший Патриарх Кирилл, игумен и братия обители. После молебна в Пантелеимоновском соборе, Президент России и Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрели храмы монастыря и провели беседу. В богослужениях участвовал праздничный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). Возвращаясь с Афона, Его Святейшество совершил молебен в кафедральном соборе Фессалоникийской митрополии, где его приветствовал митрополит Фессалоникийский Анфим . ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 46 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Сейчас последняя вечеря Вашего визита, но, конечно, не последняя вечеря в наших отношениях. Сама природа радуется нашему общению, как радуется этот прекрасный восстановленный из руин зал, как радуются члены наших Церквей и наши братья и сестры по всему миру. В полной мере разделяя эту радость, я хотел бы пожелать Вашему Святейшеству долгих лет жизни и доброго здоровья; я хотел бы пожелать Вам много раз приезжать на Святую Русь, поддерживать нас своей молитвой, передавать нам мудрость предания Константинопольской Церкви и вместе с нами работать для того, чтобы лучше становился мир, в котором мы живем. Это непростая задача, на этом пути множество искушений, трудностей и опасностей, но именно к этому совместному деланию нас призывает Господь. Я приветствую всех членов Вашей делегации, моих дорогих братьев — членов Священного Синода, представителей местных властей, общественности, благотворителей, представителей Вооруженных сил. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24). Многая и благая лета Вашему Святейшеству!» В ответном слове Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей сказал: «Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир! Преосвященные собратья, дорогие сотрапезники! Пресвятой Бог наш, в Троице поклоняемый, удостоил нас возможности еще раз приехать с ответным визитом на рождающую святых Русскую землю после мирного визита Патриарха Московского и всея Руси, дорогого и любимого брата нашего и сослужителя Кирилла. Любовь Святейшего расширила рамки и традиционные временные ограничения официального Патриаршего визита, превратив его в многодневное, братолюбивое, поистине авраамово гостеприимство. Не только наш дорогой Собрат Кирилл был весьма любезным, но и все его сотрудники, и первым среди них — митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей. Нам была предоставлена благословенная возможность порадоваться, как никогда ранее, о рождающей святых России, которая и в наши дни являет новых Христовых мучеников. Мы смогли больше общаться друг с другом, помолиться вместе, праздновать Святую Пятидесятницу, поклониться великой тайне Святой Троицы, почувствовать живоносное дуновение Утешителя. Мы имели возможность вместе отпраздновать тезоименитство Святейшего в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Наконец, сегодня мы благополучно праздновали неделю Всех святых и испросили богоугодные молитвы просиявших в веках святых — пророков, патриархов, апостолов, мучеников, исповедников, отцов, учителей, преподобных и праведников как о полноте Константинопольской, Московской и остальных Святейших Православных Церквей, так и о всем христианском мире.

http://patriarchia.ru/db/text/1170634.ht...

Генеральный секретарь ВСЦ назвал нынешнюю встречу прекрасной возможностью обсудить важные вопросы, касающиеся, в том числе, положения христианского населения в различных регионах мира. Он особо отметил, что в нынешнем году исполняется сто лет геноцида армян и ряда других меньшинств в Османской империи; многие из убитых тогда были верующими христианами. «Мне кажется, это дает возможность посмотреть на случившуюся трагедию не только сквозь призму истории, но также и в контексте происходящего в наши дни. То, что происходит, позволяет нам не только привлечь внимание к тому, что творится с христианами по всему миру, это также напоминает о нашей общей ответственности за поддержание человеческого достоинства. Генеральный секретарь ВСЦ рассказал о шагах, предпринимаемых Всемирным советом церквей для улучшения ситуации с положением христиан в разных странах мира. «Разрушение государства, а также уничтожение правопорядка может вести к серьезным жертвам, как мы уже были тому свидетелями в Сирии, в Ираке, в Ливии, — считает Олаф Фюксе Твейт. — Поэтому мы как христиане должны подумать о своих братьях и сестрах, подумать о том, каким образом мы можем призвать глав государств и правительств способствовать достижению мира». «Мы можем призвать всех людей доброй воли защищать друг друга, а также защищать христианские меньшинства, — продолжил генеральный секретарь Всемирного совета церквей. — Мы напоминаем себе, что должны творить мир – это наша базовая идентичность как христиан. Очень многое сейчас стоит на кону, поэтому необходимо укрепить наши совместные усилия во многих направлениях». Вице-модератор Центрального комитета ВСЦ митрополит Сассимский Геннадий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Воскресения Христова и передал ему сердечные приветствия от Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви Святейшего Патриарха Варфоломея. «Ваше Святейшество, Вы подняли тему, касающуюся ситуации на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Пакистане, Ираке, и должен Вам сказать, что Вселенский Патриархат, Патриарх Константинопольский и Синод тщательно следят за ситуацией, — сказал митрополит Геннадий. — Равно как и другие Церкви и церковные лидеры, мы заявляем о своей солидарности, о единстве в молитве. Особенно нас волнует то, что происходит в Сирии, вызывает беспокойство исход христиан из этого региона. Нам необходимо попытаться найти пути решения этой проблемы».

http://patriarchia.ru/db/text/4053279.ht...

Потому что каждый монастырь имеет статус патриаршей ставропигии, то есть верховный духовный руководитель каждого из 20 монастырей - это Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, имя которого возносится за каждым богослужением. Е.Никифоров: - Вместе с тем мы знаем, что настроения на Афоне свободолюбивые. Они говорят о себе, как о монашеской республике: мол, Константинопольского Патриарха даже и не поминаем. М.Клименко: - Может создаться такое впечатление, что Афон -  это такое Гуляй-поле времен батьки Махно. Но это совершенно не так. Начиная с XIV столетия, когда святая гора Афон и все проживающие на ней монахи были решением византийского императора изъяты из юрисдикции местного епископа. Он до сих пор там есть, митрополит Элладской Церкви, это местный митрополит, у него это осталось в титуле: митрополит Иериссоса и Святой Горы Афон. Но Гора была изъята из ведения этого епископа и передана в прямое управление Патриархом Константинопольским. И, начиная с XIV столетия, каждый Константинопольский Патриарх является правящим епископом Афона, как например Патриарх Московский и всея Руси является правящим епископом города Москвы. То есть все храмы московские подчинены Патриарху всея Руси. Так же на Афоне все монастыри и так далее признают своим епископом Патриарха Константинопольского. Это не значит, что он живет на Афоне и реально им управляет в ручном режиме. Для этого есть институт экзархов. Мы слышали о тех экзархах, которых патриарх отправил на Украину, это старинная форма управления: когда епископ находится в отдалении от кафедры, которой управляет -  он это делает через экзархов. То же самое происходит с Афоном: патриарх раз  в несколько лет наносит визит на Афон, совершает там богослужение, но в остальное время все вопросы от его имени решают присланные им экзархи. Экзархи бывают там несколько раз в год по мере необходимости, они разрешают конфликты. Экзархи рукополагают священников для монастырей. Е.Никифоров: - Очень важно: клирики принадлежат какой Церкви? М.Клименко: - Все монахи и священнослужители, проживающие законным образом на Афоне -  мы не говорим о паломниках, которые приезжают на Афон из разных церквей -  все они клирики Константинопольской Патриархии, более того  - прямой епархии Константинополя.

http://radonezh.ru/2018/10/23/zachem-rva...

Далее Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, сказал: «Мы прибыли на землю Каппадокии, которая родила множество святых, просиявших, как звезды небесные. К сожалению, многие десятилетия назад вследствие переселения жителей-христиан ее храмы опустели». Святейший Патриарх призвал к братству народов, во многом различающихся между собою. Его Святейшество с удовлетворением отметил, что турецкие власти выдают необходимые разрешения для совершения богослужений у христианских святынь страны. Остановившись на значении вечерни, предшествующей воскресному дню, Святейший Патриарх Варфоломей в завершение сказал: «Воскресение Христово — источник надежды, света и радости. У гроба каппадокийского христианства мы зажгли пасхальную лампаду и пели гимны победы жизни над смертью. Мы поклонились Богочеловеку, соединяющему расстоящаяся. Мы принесли ладан в память вечную о тех, кого уже нет с нами, и в благоухание любви к тем, кто ныне сохраняет храмы святых Константина и Елены, святого Василия Великого, а также ко всем людям, которые протягивают нам руку дружбы». Со словом об исторических духовных связях Константинопольской и Александрийской Церквей выступил также Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор. По окончании вечернего богослужения паломническая группа продолжила посещение святых мест Каппадокии. Делегация направилась на руины пещерного монастыря. В бывшем храме святого Николая Чудотворца неподалеку от Синасоса иерархи пропели тропарь святителю Николаю. В завершение дня иерархи посетили пещерный монастырь святителя Василия Великого, также находящийся в окрестностях Синасоса. Святейшего Патриарха Варфоломея и его спутников встречали монашествующие и паломники, молившиеся за вечерней службой. У входа в монастырь собравшиеся пропели тропарь святителю Василию, песнопения «Свете тихий» и «Тебе Бога славим». Затем паломники проследовали под своды храма и осмотрели сохранившиеся детали фресок. У изображения креста Христова прозвучал тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» на славянском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/340203.htm...

— Как Вы прокомментируете отсутствие на торжествах Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима ? — Конечно, нам хотелось, чтобы Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей присутствовали на торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Этот юбилей имеет и радостные, и печальные стороны, ведь именно 100 лет назад начались масштабные гонения на верующих в нашем Отечестве. Апостол Павел говорит о теле Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все» (1 Кор. 12:26). И исповедническое служение святого Патриарха Тихона, и подвиг новомучеников являются достоянием всей полноты Православной Церкви. Жаль, что обстоятельства не позволили Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму приехать в Москву. Но это нисколько не уменьшило нашей любви к Элладской Церкви и Матери-Церкви Константинопольской. Прежде всех выступлений Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Архиерейском Соборе Русской Церкви было зачитано послание Патриарха Варфоломея . — В этих торжествах среди прочих приняли участие и представители Болгарской Церкви . Как Вы смотрите на вмешательство Болгарской Церкви в вопрос о т.н. раскольнической «Македонской Церкви», и какова позиция Москвы в этом вопросе? — В Русской Православной Церкви глубокую озабоченность вызывает судьба Православия на земле древнего Охрида, откуда в X веке на Киевскую Русь прибыли миссионеры, приобщившие наших предков к святой православной вере и к сокровищнице славянской письменности и культуры. Очень важно, чтобы православные верующие, живущие на этой земле сегодня и являющиеся наследниками великих правителей былых времен, вернулись к каноническому общению со всем православным миром. Мы знаем о том внимании, которое Болгарская Православная Церковь уделяет македонской церковной проблеме. Вместе с тем убеждены, что вопросы македонского церковного урегулирования должны решаться в строго каноническом ключе, что немыслимо без учета первостепенной роли в этом процессе Сербской Православной Церкви, ибо именно от нее откололась Македонская Церковь 50 лет назад.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5146221...

К сожалению, Его Святейшество воспроизводит здесь далеко не лучшие образцы прошлого, в частности — предисловие к Эпанагоге, или Исагоге, принятой было при Василии Ι Македонянине, но отвергнутой при Льве Мудром, где Патриарх Константинопольский именуется «живой и одушевленной иконой Христа и ему принадлежит попечение о всех Церквах во вселенной» . На практике попечение зачастую перерастало в диктат, доходивший до вторжения в местные литургические обычаи , а при первой возможности — замены местной иерархии на греческую. Стоит вспомнить также Пасхальное послание 1951 г. Патриарха Афинагора: «Смиренная вначале и малочадная Церковь апостола Андрея Первозванного, сразу возвеличившись, возросла в кафедру вселенскую и центр, на который взирает Богом определенный и очерченный круг Церкви, центр, в котором соединяются и содержатся все по местам и странам существующие и – в том, что касается канонической икономии церковных дел, – самодействующие (ατοενεργες) и автокефальные Православные Церкви и, в нем согласованные, составляют единое и неделимое тело» . С грустью приходится признать, что Константинопольский Патриарх стремится сделать себя «епископом епископов», что, как свидетельствуют отцы Карфагенского собора 256 года, совершенно недопустимо: «Никто не должен из нас делать себя епископом епископов или тираническими угрозами принуждать своих собратьев к необходимости подчинения, ибо каждый епископ в силу свободы и власти имеет право своего собственного выбора и как не может быть судим другим, так и сам не может судить другого, но будем ожидать суда Господа нашего Иисуса Христа, Который один только имеет власть поставить нас для управления Своей Церковью и судить о наших действиях» . К сожалению, в послании Патриарха Варфоломея присутствует элемент «тиранических угроз», в частности — угроза публикации конфиденциальных церковных документов в открытой печати, что отчасти уже и происходит: ответное личное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель Христофора, имевшее целью достижение церковного мира и компромисса, было вынесено в Интернет и стало причиной новых нестроений и недоумений. Наконец, с христианским духом любви и уважения совершенно несовместимо властное требование публичного покаяния как со стороны лично Блаженнейшего Митрополита Христофора, так и всей Чешской Церкви: вольно или невольно оно ассоциируется с образом грозного папы Григория VII и императора Генриха IV, босиком по снегу шествующего в Каноссу.

http://bogoslov.ru/article/2584819

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010