В ходе братского общения Святейший Патриарх Варфоломей засвидетельствовал, что «визит дорогого брата и выдающегося Предстоятеля братской Русской Православной Церкви» есть визит «поистине важный для Вселенской Патриархии». «Мы желаем, чтобы Ваше пребывание здесь, Ваше Святейшество, было приятным во всех отношениях, — подчеркнул далее Святейший Патриарх Варфоломей. — Да благословит Бог Вас и наши действия, наши переговоры, наше завтрашнее богослужение. Мы благодарны Вам за то, что Вы отправили своих представителей и для подготовки этого визита во всех деталях. Я выражаю чувства всего Священноначалия Вселенской Патриархии — всех присутствующих братий и тех, кого с нами нет, кто служит в епархиях — мы все счастливы возгреванию отношений между нашими Патриархатами». Напомнив слова председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона о том, что визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла призван открыть новую страницу отношений между двумя Церквами, Святейший Патриарх Варфоломей сказал: «Уверяем Вас, что это и наше истинное желание». Говоря о широком поле деятельности, которое открывается перед Предстоятелем Русской Православной Церкви, он, в частности, отметил: «Ваши действия будут конструктивными для всеправославного единства и сотрудничества, во славу Единого Бога, и станут живым и динамичным свидетельством всему миру». Поблагодарив за добрые слова, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, обращаясь к Предстоятелю Константинопольской Церкви: «После восшествия на Патриарший престол я принял решение в возможно скором времени приехать сюда для того, чтобы иметь братское общение с Вами. Я полагаю важным, и это также отвечает Вашему подходу, открыть новую страницу в наших отношениях». «Мне всегда легко было приезжать в этот город, даже когда мы принимали участие не в самых легких переговорах, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Это было связано и с личными отношениями, которые меня всегда связывали с Вами. Мы, действительно, знакомы с Вами долгие годы и в бытность еще митрополитами имели тесные братские, дружественные отношения. Я храню в сердце Ваш братский визит в Смоленскую епархию , те замечательные дни, которые мы проводили вместе, молились. Поэтому общение с Вами мне всегда было по-человечески приятным и полезным. Из недавних воспоминаний я особенно хотел бы отметить наше с Вами совместное путешествие в Каппадокию, когда Вы пригласили меня сопутствовать Вам, что дало мне возможность прикоснуться к святыням этой земли и от сердца к сердцу поговорить с Вами. Именно сегодня я хотел бы также вспомнить и историческую беседу, которая состоялась здесь в прошлом году в преддверии встречи Предстоятелей Поместных Православных Церквей; беседу, которая, я полагаю, помогла “приподнять” новую страницу наших отношений, которую нам осталось ныне до конца открыть».

http://patriarchia.ru/db/text/685828.htm...

Болея за судьбу Первого Престола в православном мире и нашей древней Киевской Церкви, искренне надеемся, что благодаря участию Вашего Святейшества в урегулировании церковного кризиса и становлению единой поместной Церкви в нашей стране, между Киевом и Константинополем в будущем сложатся совершенно уникальные отношения, которые позволят преодолеть немало негативных тенденций в жизни современного Православия. Народные депутаты Украины: Парубий А.В. Высоцкий С.В. Левус А.М. Княжицкий М.Л. Матиос М.В. Еленский В.Е. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту постановления Верховной Рады Украины Об Обращении Верховной Рады Украины к Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине 1. Обоснование необходимости принятия акта В связи с агрессией Российской Федерации против Украины и оккупацией части украинских территорий, большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного единения с Блаженнейшим Патриархом Московским Кириллом, который имеет не последнюю роль в гибридной войне, которая продолжает осуществляться против Украины. Именно поэтому актуальным вопросом является получение Православной Церковью в Украине автокефалии. 2. Цели и задачи акта Целью проекта постановления является обращение Верховной Рады Украины к Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. Проект Постановления имеет целью ускорение изменения статуса украинской церкви и утверждения ее независимости от государства-агрессора. 3. Общая характеристика и основные положения акта Проект Постановления содержит текст обращения Верховной Рады Украины к Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. Верховная Рада Украины обращается к Вселенскому Патриарху с просьбой: признать недействительным акт 1686 как такой, который был принят с нарушением священных канонов Православной Церкви;

http://pravmir.ru/rada-ukrainyi-poprosil...

— Как Вы полагаете, откуда у Патриарха Варфоломея информация, будто у Русской Церкви есть епископ в Абхазии и Южной Осетии? — Возможно, от некомпетентных советчиков? Я ознакомился с грузинским интервью и неавторизованным английским переводом, но греческая речь самого Патриарха на записи плохо слышна. Если Патриарх Варфоломей действительно так сказал, то это заблуждение. У Русской Церкви нет никакого епископа ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы давно заметили, что Константинопольская Патриархия бывает плохо информирована — например, по украинскому вопросу. — А что с информированностью по украинскому вопросу? — О том, что у части признанных им раскольников на Украине не было апостольской преемственности, Патриарху Варфоломею, как я слышал, своевременно не сообщали его советники. А наши сообщения на эту тему либо не доходили до Патриарха, либо им игнорировались. На Украине он «восстановил в сане митрополита Львовского» — бывшего женатого протоиерея, который до своего ухода в раскол ни митрополитом не был, ни Львовской кафедры не занимал. Доклады и документы, официально и неофициально публиковавшиеся в защиту вторжения Константинополя на Украину, содержат ряд грубых ошибок в области истории и устройства внутренней жизни Русской Церкви. Думаю, и в этом случае речь идет о каком-то недоразумении, о плохой информированности первого лица. Либо же об очередной пропагандистской мифологеме — в духе басни о «Третьем Риме» и о нашем якобы стремлении к «мировому господству». — Есть ли, на Ваш взгляд, для Константинополя возможность исправить ситуацию? — В русском языке есть поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если мы хотим восстановить единство Православия, нам нужен диалог. В августе 2018 года Святейший Патриарх Кирилл приезжал в Стамбул: он предлагал Патриарху Варфоломею не спешить с выводами, но совместно и на весомой научной основе изучить украинский церковный вопрос. К прискорбию для всего Православия, Патриарх Варфоломей тогда сказал, что у него нет на это времени.

http://patriarchia.ru/db/text/5809556.ht...

— Как Вы полагаете, откуда у Патриарха Варфоломея информация, будто у Русской Церкви есть епископ в Абхазии и Южной Осетии? — Возможно, от некомпетентных советчиков? Я ознакомился с грузинским интервью и неавторизованным английским переводом, но греческая речь самого Патриарха на записи плохо слышна. Если Патриарх Варфоломей действительно так сказал, то это заблуждение. У Русской Церкви нет никакого епископа ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы давно заметили, что Константинопольская Патриархия бывает плохо информирована — например, по украинскому вопросу. — А что с информированностью по украинскому вопросу? — О том, что у части признанных им раскольников на Украине не было апостольской преемственности, Патриарху Варфоломею, как я слышал, своевременно не сообщали его советники. А наши сообщения на эту тему либо не доходили до Патриарха, либо им игнорировались. На Украине он «восстановил в сане митрополита Львовского» — бывшего женатого протоиерея, который до своего ухода в раскол ни митрополитом не был, ни Львовской кафедры не занимал. Доклады и документы, официально и неофициально публиковавшиеся в защиту вторжения Константинополя на Украину, содержат ряд грубых ошибок в области истории и устройства внутренней жизни Русской Церкви. Думаю, и в этом случае речь идет о каком-то недоразумении, о плохой информированности первого лица. Либо же об очередной пропагандистской мифологеме — в духе басни о «Третьем Риме» и о нашем якобы стремлении к «мировому господству». — Есть ли, на Ваш взгляд, для Константинополя возможность исправить ситуацию? — В русском языке есть поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Если мы хотим восстановить единство Православия, нам нужен диалог. В августе 2018 года Святейший Патриарх Кирилл приезжал в Стамбул: он предлагал Патриарху Варфоломею не спешить с выводами, но совместно и на весомой научной основе изучить украинский церковный вопрос. К прискорбию для всего Православия, Патриарх Варфоломей тогда сказал, что у него нет на это времени.

http://radonezh.ru/2021/05/17/mitropolit...

Так что сказанное Патриархом Варфоломеем в интервью вашей газете о Македонии и Черногории вовсе не гарантирует, что украинский сценарий там не повторится. Македония и Черногория сейчас являются независимыми государствами, а значит, актуальность границ Сербской Православной Церкви согласно Томосу 1922 года может быть легко оспорена Фанаром, как случилось с упомянутым актом 1686 года. Вовсе не случайно Патриарх Варфоломей в этом интервью упомянул, что принадлежащее Сербии принадлежит ей канонически и экклезиологически — он специально говорил не о Сербской Церкви, а именно о Сербии как государстве, намекая тем самым на его современные границы. Хоть Патриарх Варфоломей и говорит, что сейчас не собирается менять границы Сербской Православной Церкви, он также заявляет и о способности Константинопольского Патриархата переступить эти границы в случае, если поступит соответствующее ходатайство или появится некая «высшая церковная необходимость». Эту «высшую церковную необходимость» на Фанаре понимают по-своему. И в случае с Украиной Константинополь решился на вторжение тогда, когда накопилась некоторая сумма политических факторов и когда украинские политики и раскольники обратились к нему с ходатайствами. Кто из жителей Балкан, положа руку на сердце, возьмется поручиться, что рано или поздно не появится ходатайство на Фанар об автокефалии от какого-то нового или уже действующего политического лидера? Более того, не будем забывать, что такое ходатайство уже имеется — от Премьера Македонии Зорана Заева. Оно было направлено еще в прошлом году, почти одновременно с печально известным ходатайством Президента Украины Петра Порошенко, и принято к рассмотрению Синодом Константинопольского Патриархата в мае, о чем Синодом была распространена официальная информация. Однако зачем Синоду Константинопольского Патриархата было изучать вопрос, заведомо не имеющий под собой оснований, как об этом заявил в недавнем интервью Патриарх Варфоломей? Разве наличие Томоса 1922 года не являлось в данном случае достаточным основанием для отказа? Очевидно, замысел повторить «украинский рецепт» в Скопье все же имеет место.

http://patriarchia.ru/db/text/5427970.ht...

И если (боюсь поверить!) Константинополь решил отказаться от тяжкого бремени канонического окормления диаспоры, то где проходят границы «географического округа» Вселенского Патриархата? Неужели они совпадают с границами Турции, слегка захватывая, по старой памяти, северную часть Греции, Додеканесские острова и Крит? Или география географией, а диаспора – «по умолчанию»? Тогда давайте уж определяться с понятием диаспоры и «географических округов», чтоб не возникало неудобных ситуаций из-за несовпадающих трактовок, а то у нас еще много территорий за пределами России. Ну и мой любимый в этом документе пункт – 2.е): «В случае предоставлении двумя Автокефальными Церквами автономного статуса в одной и той же географической церковной области и, как следствие, возникновения разногласий по поводу этих автономий, участвующие стороны совместно или отдельно обращаются к Вселенскому Патриарху, чтобы тот изыскал каноническое решение вопроса согласно всеправославной процедуре». А когда одной из «участвующих сторон», как это в случае с Эстонией, является сам Вселенский Патриарх? Вот я прямо-таки представил, как Святейший Патриарх Кирилл обращается к Блаженнейшему Патриарху Варфоломею: «Рассуди между мной и тобой». Не менее забавно пофантазировать на тему аналогичного обращения Предстоятелей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии к тому же Патриарху Варфоломею. К тому, кто «отечески» откликнулся в середине 90-х на «печалования» высших госчиновников Эстонской Республики о православных эстонцах, якобы задыхающихся в удушающих объятиях «оккупационной Церкви»? К тому, кто пальцем не пошевельнул, чтобы воплотить в жизнь Цюрихские соглашения 1996 г. (поправьте меня, если я несправедлив) о каноническом размежевании при соблюдении гражданского равноправия; к тому, кто приезжает с первосвятительским визитом в Эстонию (на каноническую территорию Московского Патриархата), как к себе домой, даже из вежливости не спрашивая разрешения у Московского Патриарха, тем самым показывая, чьим «географическим округом» является Эстония – к этому человеку мы будем обращаться, как якуты к отцу Кириаку в «На краю света»: «Разбери по-христосикову»?

http://pravmir.ru/o-tserkovnoy-avtonomii...

Особой темой доклада стало сообщение об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата: «Сегодня православный мир переживает непростые времена. Грубое вмешательство внешних сил, амбиции нечистоплотных политиков, натиск антихристианской и раскольнической идеологии обращают к Вселенскому Православию новые вызовы, ставят Поместные Церкви перед проблемами, которые сразу не удается разрешить. Речь идет о трагической ситуации на Украине, о которой многие священнослужители Казахстана хорошо знают, потому что все мы имеем близких знакомых, родственников, принадлежащих к Украинской Православной Церкви, любим посещать православные святыни и испытываем самые теплые чувства по отношению к братьям и сестрам, проживающим в этой стране. Попытка легализации церковного раскола на Украине, предпринятая Константинопольским Патриархатом, не имеет аналогов в церковной истории. Вмешательство Константинопольского Патриарха Варфоломея в процессы, происходящие на канонической территории Московского Патриархата, может привести к катастрофическим последствиям: к подрыву фундаментальных принципов православной экклезиологии. С глубокой скорбью, но и с чувством высочайшей ответственности Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 15 октября постановил прекратить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Обращаю внимание всего духовенства Астанайской и Алма-Атинской епархии на необходимость довести это решение Священного Синода и Святейшего Патриарха до каждого верующего, который отправляется в паломническую поездку в те страны, где присутствуют приходы Константинопольской Поместной Церкви. Нужно понимать, что данное решение продиктовано не желанием отомстить или наказать тех представителей, которые ведут себя не по-братски по отношению к нашей Церкви, но выражает солидарность и поддержку православным верующим единственной канонической Церкви Украины и полагает препятствие дальнейшему усилению раскола. Как неоднократно заявлял Святейший Патриарх Кирилл, мы продолжаем надеяться, что здравый смысл восторжествует, и деструктивные процессы будут обращены вспять. Христос Спаситель оставил своим верным последователям заповедь: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Пропаганда раскола является тягчайшим преступлением против духа евангельской любви. Всякий, кто ее инициирует и поддерживает, не может называться учеником Христовым, он выводит себя из Церкви. Процесс уврачевания расколов длительный, но не безнадежный. На рубеже XX и XXI веков мы обрели пример воссоединения Русской и Русской Зарубежной Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5321037.ht...

– Хотел бы сказать, что моя встреча с архиепископом Стефаном, на мой взгляд, была очень дружественной и корректной. Более того, мы договорились о каких-то возможных совместных шагах. Однако уже после этой встречи я получил довольно резкое письмо, в котором, по сути дела, все наши договоренности сводились на нет. Мне показалось, что тон этого письма был совсем другим, чем тон нашей встречи. Конечно, мы будем работать в направлении нормализации отношений, но думаю, этот процесс будет небыстрым. – Когда я находился в Москве в ожидании встречи с Вами, из Эстонии пришла весть о том, что митрополит Стефан побывал в мэрии Таллина, встретился с мэром Эдгаром Сависааром и заявил, что в сентябре этого года по приглашению властей Эстонии, на государственном уровне, в страну прибудет с официальным визитом Константинопольский Патриарх Варфоломей. 6 сентября мэрия Таллина собирается дать торжественный прием в честь Патриарха Варфоломея, в ходе которого, очевидно, будут подняты вопросы статуса Эстонской Апостольской Православной Церкви. В то же время известно, что до сего дня мэрия Таллина и лично г-н Сависаар активно помогали Московскому Патриархату – в частности в строительстве храма в Ласнамяэ. Что Вы можете сказать по этому поводу? – Я не думаю, что эти два визита как-то связаны между собой. У каждого Патриархата есть своя повестка дня и свои интересы. У каждого главы Церкви есть свое расписание поездок. Я не хотел бы комментировать визит Патриарха Варфоломея, потому что полагаю, что это – прерогатива представителей церковной структуры, которую он возглавляет. Я готов комментировать только визит Святейшего Патриарха Кирилла. Радуюсь тому, что этот визит состоится. Надеюсь сопровождать его в ходе этой поездки, как это бывает всегда, когда Патриарх посещает зарубежные страны. Надеюсь, что этот визит принесет большую пользу нашим православным верующим Эстонии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nad...

Было достигнуто компромиссное решение: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах. Конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена с пониманием и одобрением делегациями братских Поместных Церквей. Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений. Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви , Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия. Из последних деяний почившего Первосвятителя, продиктованных его постоянной заботой об упрочении единства Православия, хотел бы упомянуть также встречу с делегацией Грузинской Православной Церкви (6 ноября 2008 года), на которой обсуждались совместные усилия, направленные на восстановление дружественных отношений между Грузией и Россией и на разрешение проблем пастырского окормления православных верующих на территории Абхазии и Южной Осетии.

http://patriarchia.ru/db/text/538707.htm...

Василий Анисимов Так чего же ждёт священноначалие? Даже не стадо малое «Остается только молиться, чтобы Господь избавил Константинопольского патриарха от влияний, которые могут пагубно отразиться на жизни всей Церкви», – признался патриарх Московский на одной из трапез. Но неужели в том видит Святейший задачу объявленного им архиерейского собора и последующей встречи предстоятелей, чтобы только помолиться об избавлении Варфоломея от «пагубных влияний»? Неужели именно такой представляется ныне та самая «икономия», которую уж слишком часто стали поминать церковные спикеры разных рангов? «Бездействие в наложении анафемы в данном случае будет не «икономией», а именно ненадлежащим бездействием, – писал протоиерей Всеволод Чаплин. – Ведь «икономии» должны предшествовать рассмотрение дела и некий итог этого рассмотрения. Просто уходить от вопроса нельзя». На протяжении года о. Всеволод ересь за ересью вскрыл преступную сущность Экуменического патриархата Однако, похоже, в последнее время только «православную общественность» этот вопрос и волнует. Почти год назад Крестный ход на Торжество православия в Киеве зачитал анафему Варфоломею. Как пояснил тогда замглавы Союза православных братств Украины Владислав Пустовой, «анафематствования, перечисленные на молебне мирянским чином, означают побуждение священноначалия к провозглашению анафемы на епископском уровне. Исходя из принципа соборности Церкви, это первый необходимый и, главное, решающий шаг для этого». Затем православные братства обратились к священноначалию УПЦ (МП) с прошением инициировать перед синодом РПЦ вынесение анафемы Экуменическому патриарху Варфоломею. Однако, как видим, повторяется история 20-30-летней давности, когда Варфоломей совершил вторжение на каноническую территорию РПЦ в Эстонии и Китае, принял под свой омофор первую партию украинских самосвятов (в Америке), наладил связи с «Киевским патриархатом», «автокефалами» и униатами на Украине, но это не послужило поводом к осуждению фанарских ересей. «Не было проведено даже элементарной научно-богословской конференции, посвященной юбилею (50-летию антиэкуменического Московского всеправославного совещания 1948 года. – Д.С.), не говоря уже о более масштабных вещах, – вспоминал епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит. И тогда уже призывал «перейти от бессистемной хаотической защиты к хорошо организованному, стратегически выверенному, идеологически и информационно обеспеченному православному контрнаступлению по " всем фронтам " »: «Как говорит народная мудрость, " не было бы счастья, да несчастье помогло " … Если бы материалы Совещания были переизданы и легли в основу церковной политики, по " варфоломеевщине " был бы нанесен серьезный удар. Надо честно признать, что идеи Всеправославного Совещания 1948 года невыгодны сторонникам продолжения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/29/es...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010