В предыдущий мой визит в Санкт-Петербург я побывал на его могиле и совершил литию. Я ощущаю внутреннюю необходимость совершить литию и сегодня, потому что митрополит Никодим являлся выдающимся представителем не только Русской Православной Церкви, но и всего Православия — в те трудные годы, которые мы пережили, он имел дерзновение вести себя открыто, открыться внешнему миру. Мы помним о нашей совместной работе в Константинополе, а также на различных конференциях и симпозиумах за рубежом. И его духовным чадом стал не только Святейший Патриарх Кирилл — благодаря ему в Русской Православной Церкви имеется целая плеяда выдающихся иерархов. Я думаю, что его душа сейчас радуется на небесах, видя всех своих последователей. С разрешения Святейшего Патриарха Кирилла я хотел бы также побывать на могиле Ф.М.Достоевского, хотел бы там помолиться за выдающегося представителя русской интеллигенции и русского благочестия. В России и в Русской Церкви действительно  были великие личности — она породила великих защитников веры и страны, таких, как святой Александр Невский. Гордитесь тем, что вы имеете, гордитесь вашей верой и вашей национальной идентичностью и самобытностью! После бури и шторма 70-летнего безбожия Россия, ее Церковь и народ начали новый период истории. Этот период будет еще более славным, потому что у вас такой замечательный Патриарх. Мы передаем вам нашу любовь и благословение Святейшей Константинопольской Церкви. Да пребывает с вами благословение Господа Иисуса Христа, вера в Которого помогла Вам столько выдержать в трудные годы. Мы благодарим вас за вашу любовь и теплый прием». Его Святейшество подарил наместнику Александро-Невской лавры панагию, а в дар храму передал серебряное кадило. Далее слово произнес Святейший Патриарх Кирилл: «Ваше Святейшество, я хотел бы сердечно поблагодарить Вас за эти теплые слова, которые Вы сказали в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Это особый храм, имеющий большое историческое значение. В течение 200 лет так называемого Синодального периода, начиная с императора Петра I и до революции, практически все иерархи Русской Православной Церкви получали свою архиерейскую хиротонию в этих стенах. Это была купель, рождавшая несколько поколений иерархов нашей Церкви. И я, недостойный, имею счастье все три хиротонии — диаконскую, священническую и архиерейскую — также получить в этом храме.

http://patriarchia.ru/db/text/1169437.ht...

Многомиллионная украинская аудитория была покорена яркой личностью, искренностью и интеллектом новоизбранного Предстоятеля Русской Православной Церкви. К сожалению, лидеры некоторых религиозных конфессий не нашли добрых слов, для того чтобы радоваться успеху евангельской проповеди собрата. Еще до патриаршего визита, глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар попытался подвергнуть сомнению пастырский характер миссии Святейшего Патриарха Кирилла в Украине. «Если кто то пожелает пойти послушать его, у меня нет никаких возражений для наших верующих. Но если церковь, не дай Бог, станет средством удержания Украины как части Российского государства, то это очень опасная игра», - заявил кардинал. В еще более безапелляционной форме повторил это абсурдное обвинение глава УПЦ КП Филарет: «Он едет пропагандировать политический проект интеграции Украины в Россию, возвращения к единству под властью Кремля, чтобы лишить Украину ее независимости». Президент В. Ющенко, устроивший помпезную встречу Константинопольскому Патриарху Варфоломею, на этот раз демонстрировал подчеркнутую отстраненность от церковных вопросов. Впрочем, отсутствие Президента Украины в аэропорту и во время литургии в Киево-Печерской Лавре вряд ли могло сильно расстроить Предстоятеля РПЦ, получившего недавно предложение о сотрудничестве от президента США Барака Обамы. Недружественное высказывание кардинала Гузара, также, было оперативно нейтрализовано Ватиканом, направившим приветствовать Патриарха Московского на земле Украины, Апостольского нунция, архиепископа Ивана Юрковича. Украинскому обществу в очередной раз представился повод поразмыслить о том, в самом ли деле наш Президент больший демократ, чем Президент США, а кардинал Гузар более католик, чем Папа Римский. Определенная часть украинских СМИ пыталась сделать Патриарха Кирилла заложником конфликта между украинскими властями и российским правительством. Однако, каждый имеющий уши услышал позицию Патриарха по этому вопросу: «Русская Православная Церковь это не Церковь Российской Федерации.

http://pravoslavie.ru/37705.html

Сегодня ровно восемь лет со дня кончины моего блаженнопочившего предшественника Святейшего Патриарха Алексия II, вместе с которым я посетил это место во время его визита во Францию в 2007 году. Поэтому сегодня наши молитвы о тех, кто покоится на сем кладбище, будут также сопровождаться молитвой и о покойном Святейшем Патриархе Алексии. Да упокоит Господь души всех, кто лежит здесь, и души всех православных христиан». Фото: patriarchia.ru Его Святейшество поблагодарил архиепископа Хариупольского Иоанна за добрые слова и приветствие от имени патриарха Константинопольского Варфоломея, пожелав иерарху помощи Божией в его служении и поделившись воспоминаниями о соработничестве и братском общении с владыкой Иоанном в разные годы. Фото: patriarchia.ru Пройдя в крипту Успенского храма, где покоятся тела митрополита Евлогия (Георгиевского), митрополита Владимира (Тихоницкого), епископа Кассиана (Безобразова), патриарх совершил заупокойную молитву. Далее на кладбище была отслужена лития, за которой возносились молитвы об упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Aлekcuя II, «всех на месте сем погребенных архипастырей, пастырей, всех православных христиан, вдали от отечества своего в вере скончавшихся», а также детей, погибших в страшной автокатастрофе, случившейся 4 декабря на трассе Ханты-Мансийск Тюмень. Фото: patriarchia.ru По окончании поминальной службы патриарх посетил могилы знаменитых русских соотечественников, захороненных в этом некрополе, в том числе протоиерея Сергия Булгакова, историка Церкви А.В. Карташева, иконописца и богослова Л.А. Успенского и других. Визит в Русский дом Накануне Предстоятель Русской Православной Церкви также посетил Русский дом в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Приют для престарелых соотечественников основала здесь в 1927 году русская эмигрантка княгиня В.К. Мещерская. Сейчас в нем проживают порядка 80 пансионеров, в том числе около пятнадцати русских эмигрантов. «Я всегда с особым чувством прихожу в Русский дом», сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, впервые посетивший это место в 1969 году. Его Святейшество также упомянул о своих встречах с прежней руководительницей дома для пожилых людей Антуанеттой де Буаю, преемницей княгини Мещерской. Фото: patriarchia.ru

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pomoli...

В XXI веке для Церкви непозволительно изолировать себя стенами храма. Мы нуждаемся в открытости по отношению к обществу. Я очень счастлив видеть молодых людей, таких как вы, потому что вы готовите себя для служения Церкви, для этой великой миссии. Поздравляю своего собрата Патриарха Кирилла, Его Высокопреосвященство владыку Илариона и его сотрудников с началом реализации этого нового проекта — Общецерковной аспирантуры, начало которому было положено в прошлом году. Благодарю всех вас за внимание». Митрополит Иларион поблагодарил Святейшего Константинопольского Патриарха за визит и за выступление перед учащимися: «Ваше Святейшество! Позвольте мне от имени преподавателей и учащихся Общецерковной аспирантуры и докторантуры поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и возможность посетить ОВЦС и выступить с лекцией перед учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Вы известны во всем мире не только как первый среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей, не только как человек, который по своему положению является координатором межправославных усилий в самых разных областях, но и как человек, который уделяет особое внимание экологии. И в Вашей лекции Вы очень ясно показали, почему православный христианин, православный церковный лидер должен быть озабочен экологической проблематикой. Хотел бы отметить, что около 30 лет назад ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II , тогда митрополит Ленинградский и Таллинский, выступил с большим докладом на тему экологии. Этот доклад был впоследствии опубликован в журнале «Церковь и время», издаваемом ОВЦС. Удивительным образом многое из того, что Вы говорили сегодня, перекликается с тем, что говорил покойный Святейший Патриарх. Защита окружающей среды является нашей общей задачей. Это наш священный долг как религиозных людей, как христиан. И Вы напомнили нам, цитируя слова преподобного Исаака Сирина, о том, что любовь к окружающей среде является и святоотеческим советом, а процитировав слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского, Вы напомнили нам о том, что этот святоотеческий завет проходит красной нитью и через русскую литературу и культуру.

http://patriarchia.ru/db/text/1166704.ht...

Как отметил Патриарх Кирилл, сегодня в мире иная ситуация, «но христиане, христианские Церкви и организации могут сделать многое для того, чтобы мир стал лучше». «Русская Православная Церковь, как Вы знаете, живет своей жизнью. Мы в полной мере осознаём ответственность за духовное состояние нашего народа и особенно обращаем пристальное внимание на молодежь. Современные вызовы формируют нашу повестку дня и наши приоритеты. Мы глубоко убеждены в том, что свидетельство Православной Церкви внутри секулярного общества сейчас очень важно, потому что оно гуманизирует общество или, по крайней мере, призвано гуманизировать», — заявил Его Святейшество. «Существуют и внешние вызовы, на которые необходимо реагировать. Конечно, я не могу не разделить с Вами свою озабоченность ситуацией, которая сложилась на Украине. Я не буду обсуждать действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, с которыми не согласен. Просто хочу сказать, что Патриарх Варфоломей не имел право вмешиваться во внутренние дела Украинской Церкви. Не существует таких законов, на основании которых он мог бы сделать то, что сделал», — сказал Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви указал на нарушение религиозных прав и свобод, которое сегодня имеет место на Украине: «Была искусственно создана " объединенная церковь " из двух раскольничьих групп. Эта " объединенная церковь " не признаётся ни одной Православной Церковью, кроме Константинополя, но поддерживается правительством, государством. Все, кто не желают входить в эту " церковь " , подвергаются дискриминации. Я не побоюсь употребить такое сильное слово, как гонение на каноническую Украинскую Православную Церковь со стороны власти. Именно это сейчас и происходит». Святейший Владыка также с сожалением отметил, что ни общественность, ни правозащитные организации не реагируют должным образом на проблему дискриминации православных верующих на Украине. По словам Патриарха Кирилла, куда меньшие случаи нарушения прав человека и свободы вероисповедания вызывали соответствующую реакцию со стороны христианской общественности Западной Европы и США, правоохранительных организаций.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5381548...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Как отметил Святейший Владыка, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей  Украинской Православной Церковью  и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, с благодарностью упомянув открытую поддержку, которую Блаженнейший Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Его Святейшество также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное  заявление , в котором ситуация, сложившаяся на Украине в результате действий  Константинопольского Патриархата , названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, — также упомянул Святейший Патриарх Кирилл. — Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», — сказал далее Святейший Владыка. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Послушайте, послушайте, послушайте! В ходе многих диалогов и пространных дискуссий в течение всех семи дней этого Собрания Патриарх Варфоломей среди прочего прямо, недвусмысленно и ясно заявлял: 1) «Единство Церкви должно проявляться и по отношению к внешним не только в словах, но и в делах» (стр. 62). 2) «Я официально заверяю, что святейшая Константинопольская Церковь не имеет намерения предпринимать любого рода действий, связанных с церковной жизнью на Украине, особенно же в отношении легализации раскола и предоставления автокефалии» (стр. 150). 3) «Мы все здесь присутствующие признаем владыку Онуфрия единственным каноническим митрополитом Киевским» (стр. 71). 4) «Перед лицом священного собрания я повторяю, что всякий раз, когда архиереи Вселенского Патриархата приезжают на Украину, они в первую очередь наносят визит митрополиту Киевскому Преосвященному Онуфрию» (стр. 151). 5) «Филарет является раскольником. Я дал ясные указания находящимся в юрисдикции Вселенского Патриархата украинским клирикам диаспоры, чтобы, будучи в Киеве, они воздерживались от всякого общения в таинствах и от совместных богослужений с раскольниками» (стр. 77-78). 6) «Мы считаем, что братские отношения между Константинопольской и Московской Церквами являются драгоценным благом» (стр. 78). «Нет никаких сомнений в отношении канонических прав Святейшей Русской Церкви на Украине» (стр. 77). 8) «Святейшая Константинопольская Церковь никоим образом не собирается вмешиваться во внутренние дела автокефальных Церквей, всегда действуя по просьбе, выраженной заинтересованной Церковью» (стр. 77). 9) «Вселенский Патриарх занимается разрешением вопросов, используя предусмотренные каноническим порядком подходящие способы» (стр. 77). 10) «Я предлагаю принять совместное с братской Русской Церковью решение, чтобы содействовать уврачеванию церковного раскола на Украине» (стр. 155). 11) Все участники данного Собрания вместе с Патриархом Варфоломеем соглашаются и признают, что Украинская Православная Церковь входит в церковную юрисдикцию Московского Патриархата.

http://radonezh.ru/2023/12/26/patriarh-v...

С другой стороны, отпадение маленькой Эстонской Православной Церкви заметно не уменьшит огромного величия Русской Церкви, объединяющей двести миллионов русских. Однако имеются все-таки личные возражения Его Святейшества Патриарха Алексия II, не в противостоянии вам, эстонцам, но ввиду его тесных личных связей с любимой родиной – Эстонией. Поэтому вы, отечественные эстонцы, сможете лучше, чем кто-либо иной, понять любовь Его Святейшества Московского Патриарха к Эстонии, к которой, действительно, склоняется его сердце. Он родился в Эстонии, прожил там большую часть своей жизни, там находятся могилы его родителей, там в 16-летнем возрасте он начал служение иподиаконом в Таллиннском Александро-Невском соборе. С 1961 г. он постоянно окормлял Эстонию как епископ; продолжал он управление Эстонской Церковью и когда его назначили в 1986 г. митрополитом Ленинградским, и с 1990 г., когда его избрали Московским Патриархом и интронизировали. Он никогда не хотел отделяться от своей любимой Эстонии. Как же мог бы он сделать это сегодня? Действительно, мы понимаем отношение Его Святейшества так же, как мы понимаем желание православных русских не отделяться от Святейшей Русской Церкви, которая на сегодняшний день определенно не находится под игом атеистических властителей, как это было в 1923 г. Однако мы не можем отрицать того, что если бы Эстонская Православная Церковь осталась в юрисдикции Русского Патриархата, то могли бы возникнуть весьма нежелательные последствия для будущего эстонского Православия. Эстонская душа связала свое подчинение Русской Церкви с оккупацией страны Советским Союзом. Русская Церковь страдала во время советской власти гораздо больше и дольше, чем Эстонская Церковь. Зависимость эстонского Православия от Москвы представляется последним остатком сталинской тирании. Однако же, если бы воспоминания о советском периоде могли в будущем изгладиться из памяти, мы хорошо знаем, что размеры и мощь русского гиганта будут казаться Эстонии угрожающими опасностью. Поэтому мы понимаем некоторые имеющиеся опасения, что если вы, православные эстонцы, будете продолжать находиться в зависимости от Русского Патриархата, то вас будут считать чуждыми эстонскому обществу, и даже сотрудниками опасного соседа. Мы знаем уже, какое преследование испытывали наши православные собратья в Польше, Словакии и в Западной Украине только потому, что в них видели орудие Москвы. Конечно, в Эстонии нет опасности преследования, но все же сохранение и развитие Церкви стоит под вопросом, если она не пользуется полностью народным доверием, если национальное достоинство ее членов будет ущемляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому Священноначалию. В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовали несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Священного Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт Константинопольского Патриарха Варфоломея, обратились к нему с посланием, в котором заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митрополитом Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митрополит Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. В результате 2 туров голосования первоиерархом Украинской Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан). На заседании, состоявшемся 28 мая, Священный Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывшего митрополита Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в октябре 1990 г., благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве предстоятеля Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Священного Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с епископом Почаевским Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010