Письмо подобного содержания было направлено также митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.   19 февраля 2005 года неизвестные экстремисты предприняли еще одну попытку нападения на резиденцию Константинопольского Патриарха в Стамбуле. На крышу Патриаршего собора святого Георгия была брошена граната, которая, к счастью, не разорвалась и была своевременно обезврежена.    В связи с совершенным нападением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею письмо следующего содержания 790 от 24 февраля 2005 года):   " Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!   С возмущением получили Мы известие о попытке нападения на резиденцию Вашего Святейшества на Фанаре. Благодарим Бога, что эта попытка не увенчалась успехом, и террористам не удалось осуществить свой замысел.   Мы решительно осуждаем террористические действия экстремистов и выражаем Нашу поддержку Вашему Святейшеству и Святейшей Константинопольской Церкви.   Братски обнимая Ваше Святейшество, молитвенно желаем Вам помощи Божией и заступления Его Пречистой Матери во всех обстояниях и неизменно пребываем с любовью о Господе " .     Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл также направил Святейшему Патриарху Варфоломею письмо 569 от 24 февраля 2005 года), в котором говорится:   " С тревогой узнали мы из сообщений информационных агентств о предпринятой на днях попытке неизвестных экстремистских сил совершить нападение на резиденцию Вашего Святейшества в Стамбуле, в результате чего на крыше Свято-Георгиевского кафедрального собора была обнаружена и обезврежена граната.   К счастью, эта попытка не причинила никакого вреда Патриаршей резиденции на Фанаре. Тем не менее, само намерение неизвестных экстремистов заслуживает всяческого осуждения, и мы присоединяем свой голос к тем, кто осудил этот акт.   Надеемся, что правоохранительные органы Турецкой Республики будут более тщательно охранять Патриархию от повторения подобных происшествий " .

http://mospat.ru/archive/86406-24-02-200...

ОБРАЩЕНИЕ Верховной Рады Украины к Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине Его Святейшеству Варфоломею Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху Ваше Святейшество! Обратиться к Вам, Главе Святой Церкви Константинополя и Вселенскому Патриарху, нас побуждают особые обстоятельства, сложившиеся сегодня в жизни Украины. Вот уже два года, как Украина страдает от вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации, признанной «государством-агрессором» решением Верховной Рады Украины от 27 января 2015. Вопреки всем международным нормам права, аннексирован Крым. Продолжается развязанная и искусственно поддерживаемая сегодня Россией война в Донбассе. В сложившихся условиях народ Украины уже не воспринимает идею церковного единения с Блаженнейшим Патриархом Московским Кириллом, который не только не выступил в защиту православных христиан Украины, страдающих от российской агрессии, но и стал одним из главных идеологов «русского мира», а следовательно, и одним из архитекторов нынешней гибридной войны России против Украины. 26 июля 2008, находясь с визитом в нашей стране по случаю празднования 1020-летия крещения Киевской Руси, Вы, Ваше Всесвятейшество, в своем обращении к украинской нации на Софиевской площади четко обозначили несколько вопросов, имеющих исключительное значение для решения украинской церковной проблемы: исключительную ответственность и обязательную миссию заботиться о соблюдении канонического порядка; взращенные историей материнские права Константинопольской Церкви относительно Православной Церкви в Украине; а также отношение к акту 1686, или, как Вы выразились, «аннексии [Украинской Церкви] к Российскому государству». Содержался в этой исторической речи и другой, очень важный для украинского народа месседж. Вспоминая о реакции Вселенского патриархата на желание автокефалии со стороны правительств новообразованных государств Балканского полуострова, Ваше Святейшество заметило, что, руководствуясь интересами национальной целостности этих народов и идя даже вопреки интересам собственной юрисдикции, Константинополь благословил образования четырех автокефальных Церквей: Греческой (1850), Сербской ( 1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937). Остались в сердце нашего народа и другие, полные пастырской ответственности, слова Вашего Святейшества, которые были сказаны Вами на Софийской площади по печальному поводу церковного разделения в Украине: «Церковь-Мать имеет не только право, но и обязанность поддерживать в пределах установившейся православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое бы как можно скорее ликвидировало опасные разделения в церковном теле, «чтобы зло не стало большим» для Святой Церкви в Украине и Церкви вообще».

http://pravmir.ru/rada-ukrainyi-poprosil...

При этом было отмечено, что лица, лишенные епископского и пресвитерского сана, не могут быть лидерами в установлении мира в Православной Церкви Украины, так как их действия становятся причиной еще большего беспорядка и соблазна. «Лишь только соблюдение догматических и канонических норм Церкви, а также сохранение многовековых традиций защитит Православие от сложных церковных последствий в международном масштабе», — подчеркнули участники Архиерейского Собора. Собор запретил клиру Польской Православной Церкви входить в литургическое и молитвенное общение с «клиром» так называемых Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, «которые в предшествующих действиях причинили много зла». «Так называемый " объединительный собор " , который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усугубил ее, привнеся в жизнь общества многие болезненные явления не только церковные, но и социально-политические. Это касается и Польши», — констатировал в своем послании Митрополит Савва. Его Блаженство указал на то, что участие в «объединительном соборе» приняли представители раскольнических церковных групп, лишенные священнического и епископского сана. «Главный " герой " , Филарет Денисенко, был лишен сана и сведен к мирскому положению. Затем он " рукополагал " своих новых последователей, — напомнил Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в письме Патриарху Константинопольскому Варфоломею. — Это люди без благодати таинства. Мы — Ваше Всесвятейшество и все Предстоятели Поместных Православных Церквей — признали это». Его Блаженство также отметил, что «в соответствии с древней церковной традицией запрещение снимает тот, кто его применил». «Во всяком случае, у Филарета и его последователей мы не видели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запрещений, — подчеркнул Предстоятель Польской Православной Церкви. — Этого не было. И здесь проблема. Поэтому их нельзя признать настоящими душепастырями, которые могут совершать святые таинства. Для так называемого " митрополита Епифания " , в действительности светского человека, сделан вред». Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва выразил уверенность, что предпринятые Константинопольским Патриархатом действия относительно церковной ситуации на Украине требуют всеправославного обсуждения, и в очередной раз обратился к Святейшему Патриарху Варфоломею с просьбой изменить свою позицию относительно предложений о созыве собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей. «Преклоняясь пред значением Константинопольского Престола и выражая свою любовь к Вашему Всесвятейшеству, мы хотим слышать, что Ваши действия объединяют Православие, а не разделяют его. Ибо такому положению дел радуется сатана и наши " друзья " », — подчеркнул Предстоятель Польской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5337261...

Тексты документов были розданы участникам прошедшего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, и в соборных Постановлениях говорится: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». «Святейший Патриарх в своем докладе на Архиерейском Соборе подробно рассказал о подготовке к Всеправославному Собору, осветил вкратце содержание каждого из документов и сказал об еще одной очень важной теме, которая для нас была ключевой при подготовке этого Собора, — продолжил владыка Иларион. — К сожалению, некоторые иерархи Константинопольского Патриархата из США и Канады (там есть украинские структуры, бывшие раскольники, которые в 1990-е годы были приняты в лоно Константинопольской Церкви) постоянно приезжают на Украину, встречаются с раскольниками и говорят, что Константинопольский Патриарх обязательно предоставит им автокефалию… Святейший Патриарх Кирилл прямо поставил этот вопрос на Собрании Предстоятелей, поскольку у нас было честное и братское общение, Предстоятели видели друг друга лицом к лицу и у нас не должно было оставаться никаких сомнений в отношении позиции, которая озвучивается». Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей, Святейший Патриарх Варфоломей заверил Святейшего Патриарха Кирилла — сначала на двусторонней встрече, а затем на общей встрече всех делегаций — что ни на Соборе, ни после Собора со стороны Константинопольского Патриархата не будут предприняты какие-либо шаги по предоставлению автокефалии украинским раскольникам или по какой-либо иной форме легитимации раскола. «Думаю, эти обещания, которые были сделаны публично, сняли напряженность, которую в наши отношения, к сожалению, внесли иерархи украинских структур Константинопольского Патриархата из США и Канады. И мы сейчас можем спокойно смотреть в наше ближайшее будущее и участвовать во Всеправославном Соборе», — констатировал митрополит Волоколамский Иларион.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

Нельзя вычеркнуть из истории и из современной действительности тесные связи, соединяющие наши соседние народы. В Эстонии были и ныне существуют как эстонские, так и русскоязычные храмы. Не упомянуто в Вашем обращении и то, что именно Мать Церковь в лице ее Предстоятеля – святителя Патриарха Тихона при участии Священного Синода и Высшего церковного совета 27 апреля/10 мая 1920 г. даровала автономию православной Церкви в Эстонии. Вынужденное же путешествие архиепископа Александра в Константинополь было явно вызвано трудностями политической ситуации того времени, когда контакты со Святейшим Патриархом Тихоном были невозможны (последний находился в заключении) и вся Русская Церковь претерпевала невиданное со времен римских императоров гонение. Деяние же Святейшего Патриарха Константинопольского Мелетия и подписанный им Томос, датированный 7 июля 1923 г., был только вторичным подтверждением уже данной ранее Матерью Церковью автономии. При этом надо заметить, что текст Томоса явно свидетельствует о временном характере его действия и что Святейший Патриарх Мелетий, выдавая этот Томос, вполне сознавал его обусловленность временными историческими и политическими причинами, прежде всего вынужденной изоляцией священноначалия Русской Церкви от эстонской паствы. Почему-то Вы забыли, дорогой Собрат, и о том, что в вышеупомянутом Томосе не было речи об Эстонской Православной Церкви, а только об «Эстонской православной митрополии» в составе Константинопольского Патриархата. Забыли Вы и о Соборе Эстонской Православной Церкви 1935 г. и принятом на нем Уставе, где было обозначено ее новое наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь» и где ничего не говорилось о подчинении ее Константинополю. Временный характер Томоса о канонической зависимости эстонских православных общин от Константинопольского Патриархата хорошо сознавал и блаженно почивший Святейший Патриарх Константинопольский Димитрий, который в мае 1978 г. официально указал в послании Преосвященному митрополиту Шведскому Павлу, экзарху Скандинавии, на прекращение действия Патриаршего Томоса 1923 г. об Эстонской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Свершившийся акт вопиющего беззакония преподносится властями страны и Константинопольской Церковью как объединение украинского Православия, — обратил внимание Предстоятелей Поместных Церквей Святейший Патриарх Кирилл. — Однако объединения на самом деле не произошло. Раскольники как были раскольниками, так и остались вне Церкви. И даже объединившись друг с другом, они по-прежнему остаются меньшинством на православной карте Украины». Его Святейшество указал на то, что согласно государственной статистике, приводимой Министерством культуры этой страны, каноническая Украинская Церковь насчитывает 12348 приходов, что вдвое больше совокупного количества приходов, составивших новую псевдоцерковную структуру. Число священнослужителей канонической Украинской Церкви составляет 10424, количество монастырей — 211, а число монашествующих – 4721. «Украинская Православная Церковь — самая многочисленная религиозная организация Украины. Епископат Украинской Православной Церкви, имеющей в составе Московского Патриархата статус широкого самоуправления, на состоявшемся 13 ноября сего года Соборе епископов единодушно высказался за сохранение этого статуса, за сохранение многовекового единства с Русской Церковью, — засвидетельствовал Патриарх Кирилл. — Однако украинская власть делает все, чтобы разорвать эту историческую связь». Его Святейшество подчеркнул, что раскольники, объединившись друг с другом, не сделали самого главного шага — покаяния в грехе раскола и возвращения в ту Церковь, из которой они вышли и от единства с которой отпали. Вместо этого налицо легализация раскола Константинопольским Патриархатом под видом «автокефалии». Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Именно этих действий Святейший Патриарх Варфоломей на прошедшем в январе 2016 года Синаксисе в Шамбези в присутствии Предстоятелей Православных автокефальных Церквей обещал не предпринимать ни до Критского Собора, ни после его проведения». Нарушение данного им слова привело к трагедии в православном мире, резюмировал Святейший Патриарх Кирилл. Он подчеркнул: «Происшедшее 15 декабря беззаконное действо означает, что для Константинопольской Церкви девяносто епископов, более десяти тысяч священников, диаконов и монашествующих, десятки миллионов верующих Канонической Церкви по всей Украине более не существуют лишь потому, что не захотели быть участниками навязанного им извне проекта предоставления " автокефалии " и желают строить церковную жизнь в соответствии с церковными установлениями, а не политическими амбициями властей».

http://patriarchia.ru/db/text/5326894.ht...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с приветственным словом: «Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей! Преосвященные собратья архиереи! Досточтимые отцы, братья и сестры! Вот уже почти год миновал со времени моего последнего визита в царственный Константинов град . И сейчас мне радостно приветствовать Вас, Ваше Святейшество, на своей малой родине, во святом граде Петровом. Несмотря на разность возраста и прожитых эпох, между этими городами много общего. И тот, и другой осенены молитвенным предстательством святого первозванного апостола Андрея; каждому из них суждено было стать опорой и средоточием великой культуры; оба града были столицами двух великих православных империй. Но не только это объединяет их судьбы. В человеческой истории было много славных городов и цивилизаций. Могущественные, как исполины, грандиозные, как Вавилонская башня — они вздымались над миром до небес, их имена и деяния гремели по всей земле. Но, — по слову Писания, — не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости (Вар. 3, 27). Не спасались исполины множеством крепости своея (Пс. 32, 16), по слову псалмопевца, и вавилонские башни без следа уходили в песок. Их единство не выдержало проверки временем, оно оказалось непрочным, ибо стояло не на том основании. Бывали и другие города, что живы вопреки всем испытаниям. Их сила — не в торжестве земной власти, не в экономике и военной мощи, но в духовном величии, которое они собой воплотили. К этим городам я отношу мой родной Петербург и тот град, где находится Ваш Патриарший Престол. В их истории было немало скорбей и обстояний, но в них всегда святилось имя Христово и оно хранит их от немощи и забвения. Город — это опора цивилизованного мира, выражение его общности и единства. Основа любого человеческого объединения есть стремление к одной и той же цели. Если цель низменна и сиюминутна, ей не дано объединить надолго. Если цель прекрасна и высока, то живо и стремление к ней, и существо того, кто устремлен: вместе, единым целым, они вступают в историю, запечатлеваются в вечности.

http://patriarchia.ru/db/text/1170621.ht...

В итоге торжества в Киеве стали впечатляющим подтверждением непреклонной воли народа Божия на Украине к сохранению и защите единства Святой Руси, рожденной 1020 лет назад на берегах Днепра в результате исторического выбора святого равноапостольного князя Владимира. Состоявшееся у памятника великому князю сослужение Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, их переговоры в древней Киево-Печерской Лавре, участие представителей Поместных Церквей в киевских торжествах, – все это способствовало улучшению взаимопонимания в отношении церковной ситуации на Украине и в целом укреплению единства Святого Православия. Визит в Белоруссию прошел в атмосфере единодушия и согласия. Он позволил Святейшему Патриарху еще раз увидеть своими глазами мирное и поступательное развитие церковной жизни в стране, а белорусской пастве – молиться и общаться со своим Патриархом. Той же цели упрочения православного единства служило участие делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10–12 октября 2008 года. В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Было достигнуто компромиссное решение: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах. Конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена с пониманием и одобрением делегациями братских Поместных Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мы имели возможность в сотый раз заявить о неразрывном единстве и глубокой любви не только между двумя Церквами, но и их Предстоятелями. Мы знаем Святейшего с молодого возраста и ценим те качества, которыми одарил его Бог, знаем его любовь и преданность Церкви благочестивому русскому народу. Мы абсолютно уверены в том, что мы будем гармонично сотрудничать для преодоления существующих в Православии проблем в рамках будущего Святого и Великого Собора, чтобы Поместные Автокефальные Церкви смогли дать убедительный ответ страдающему от глубокого кризиса человечеству. Этот ответ будет основан на евангельской любви, смирении во Христе, единстве в Святом Духе и надежде, обращенной к Богу-Отцу. После того, как Россия приняла от Константинополя святое Крещение и Евангелие, она дала Церкви много святых, преподобных, исповедников, богомудрых святителей и новомучеников, являющихся ее прекрасным венцом и вечной ее славой. Святейший Патриарх Кирилл и Священноначалие его Церкви продолжают молитвенное воспитание народа во Христе. Монашество процветает, храмы переполнены верующими, слово Божие доходит до самых отдаленных мест огромной страны. Раны, которые нанесла долгая ночь воинствующего атеизма, закрылись. Крест уже сияет не только в храмах и в домах, а даже в государственных учреждениях и — а это самое главное — в сердцах и в повседневной жизни большинства народа. Мы в этом убедились воочию. В самом деле, сия измена десницы Вышняго ! (см. Пс. 76:11). Кроме дорогого брата нашего Кирилла, почтенного Священноначалия и членов церковной администрации, мы считаем своим долгом сердечно поблагодарить российские государственные власти за проявленное к нашей Смиренности и к членам нашей делегации уважение, которое, конечно, обращено и к Святейшему Апостольскому и Вселенскому Константинопольскому Престолу». Его Святейшество также выразил благодарность множеству верующих Русской Церкви, которые приветствовали Константинопольского Патриарха, молились за богослужениями, просили благословения. В продолжение своей речи он обратился ко всем с призывом:

http://patriarchia.ru/db/text/1170654.ht...

4 июля в тронном зале Патриархии состоялась официальная встреча со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. В братской и конструктивной атмосфере прошли переговоры Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. Вечером Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Святой Софии. 5 июля в Георгиевском Патриаршем соборе двумя Патриархами была совершена Божественная литургия, по окончании которой Святейший Патриарх Варфоломей устроил обед в честь Святейшего Патриарха Кирилла и членов делегации Русской Православной Церкви. Вечером Предстоятели присутствовали на концерте хора московского Сретенского монастыря в здании древнего храма Агиа Ирини. 6 июля Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл освятили возрожденный храм святых равноапостольных царей Константина и Елены на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил в обновленном храме первую Божественную литургию, за которой молился Святейший Патриарх Варфоломей и сопровождавшие его архипастыри. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил Анкару, где встретился с Премьер-министром Турецкой Республики Р.Эрдоганом и руководителем Управления по делам религии при правительстве Турецкой Республики А.Бардакоглу. Святейший Патриарх также посетил посольство Российской Федерации в Анкаре, где состоялась его встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Турции В.Е.Ивановским, аккредитованными в турецкой столице дипломатами из разных стран и проживающими в Турции соотечественниками. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с сопровождающей его делегацией возвратился в Москву. ПОСТАНОВИЛИ : Журнал 59 СЛУШАЛИ : Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о продвижении диалога Русской Православной Церкви с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Справка: 22 июля 2009 года в Москве в Патриаршей резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и группы религиозных лидеров с генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой, в рамках которой обсуждались перспективы выстраивания диалога религиозных общин с этой организацией.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010