Архивный документ дает убедительное основание утверждать, что тема апелляции Филарета была по существу закрыта Патриархом Варфоломеем еще в 1992 году, когда он написал: «В ответ на соответствующие телеграмму и письмо Вашего зело возлюбленного и досточтимого Блаженства по поводу возникшей в Вашей Святейшей Сестре — Русской Церкви проблемы, которая привела ее Священный Синод по известным ему причинам к низложению до недавнего времени ведущего члена Синода митрополита Киевского господина Филарета, мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому поводу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви». Несмотря на то, что суд над архиереем, пусть и старейшим, является внутренним делом каждой Поместной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II направил официальные сообщения о судебном деянии Архиерейского Собора Патриарху Варфоломею и Патриархам Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, как и другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей. В Окружном Послании Восточных Патриархов (1848 г.) говорится, что есть обычай, когда Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима «в случае дел необыкновенных и запутанных» «пишут к Патриарху Константинополя», обращаясь к нему «за братским содействием», но «сие братское содействие в христианской вере не бывает на счет свободы Церквей Божиих» (гл. 14). Вместе с сообщением из Московской Патриархии в одно и то же время Патриарх Варфоломей получает апелляцию от уже низложенного митрополита Более того, Филарет после низложения прибыл на прием к Патриарху Варфоломею, о чем тот сам сообщает в своем письме. Прежде чем объявить от имени Святой Великой Христовой Церкви о согласии с определением Московского Собора и признании полноты исключительной компетенции Русской Церкви, Патриарх Варфоломей направил в Киев митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), ведущего богослова и умудренного опытом иерарха, и епископа Всеволода (Коломыйцева-Майданского), иерарха «Украинской Православной Церкви в США» в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Следовательно, его решение о согласии с низложением Филарета было взвешенным и обдуманным.

http://patriarchia.ru/db/text/5834780.ht...

Архивный документ дает убедительное основание утверждать, что тема апелляции Филарета была по существу закрыта Патриархом Варфоломеем еще в 1992 году, когда он написал: " В ответ на соответствующие телеграмму и письмо Вашего зело возлюбленного и досточтимого Блаженства по поводу возникшей в Вашей Святейшей Сестре - Русской Церкви проблемы, которая привела ее Священный Синод по известным ему причинам к низложению до недавнего времени ведущего члена Синода митрополита Киевского господина Филарета, мы желаем братски сообщить Вашей любви, что наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому поводу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном, не желая доставлять никакой трудности Вашей Сестре-Церкви " . Несмотря на то, что суд над архиереем, пусть и старейшим, является внутренним делом каждой Поместной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II направил официальные сообщения о судебном деянии Архиерейского Собора Патриарху Варфоломею и Патриархам Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому, как и другим Предстоятелям Поместных Православных Церквей. В Окружном Послании Восточных Патриархов (1848 г.) говорится, что есть обычай, когда Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима " в случае дел необыкновенных и запутанных " " пишут к Патриарху Константинополя " , обращаясь  к нему " за братским содействием " , но " сие братское содействие в христианской вере не бывает на счет свободы Церквей Божиих " (гл. 14). Вместе с сообщением из Московской Патриархии в одно и то же время Патриарх Варфоломей получает апелляцию от уже низложенного митрополита Филарета (3). Более того, Филарет после низложения прибыл на прием к Патриарху Варфоломею, о чем тот сам сообщает в своем письме. Прежде чем объявить от имени Святой Великой Христовой Церкви о согласии с определением Московского собора и признании полноты исключительной компетенции Русской Церкви, Патриарх Варфоломей направил в Киев митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), ведущего богослова и умудренного опытом иерарха, и епископа Всеволода (Коломыйцева-Майданского), иерарха " Украинской Православной Церкви в США " в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Следовательно, его решение о согласии с низложением Филарета было взвешенным и обдуманным.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Как бы Вы могли охарактеризовать отношения между Православными Церквами перед июньской встречей Поместных Православных Церквей? Как развиваются отношения между Константинопольским и Московским Патриархатами на нынешнем этапе после разногласий последних лет? - Встречаясь регулярно с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, я обращаю внимание на то, что сегодня Православный мир все более ощущает необходимость активизации сотрудничества между Церквами. Важным шагом на пути к этой цели стала прошедшая в прошлом году встреча глав и представителей Православных Церквей в Константинополе. В ходе ее была сформулирована единая православная позиция по многим проблемам современности. Принято важное для всего Православия решение о возобновлении процесса подготовки Святого и Великого Собора, и сейчас мы готовимся к проведению IV Всеправославного Предсоборного совещания, посвященного актуальной для многих Церквей проблеме православной диаспоры. Все это во многом стало возможным благодаря сотрудничеству Константинопольского и Московского Патриархатов и их Предстоятелей. Отношения двух Церквей прекрасно характеризует тот факт, что после кончины Святейшего Патриарха Алексия Предстоятель Константинопольской Церкви лично прибыл в Москву, чтобы проститься с почившим собратом, а на интронизацию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Константинополя прибыла представительная делегация, передавшая поздравление Святейшего Патриарха Варфоломея. Важно, что обе наши Церкви настроены на братское сотрудничество, и я надеюсь, что это поможет нам преодолеть имеющиеся разногласия и укрепить всеправославное единство. Бытует мнение, что издавна и по многим причинам, русских и греков можно «разделять» скорее по церковным, нежели по политическим вопросам, в числе которых соперничество юрисдикций, упреки в национализме, в панславизме, в концепциях «третьего Рима» и т.д. Как Вы объясняете столь частое проявление разногласий между нашими Церквами? Происходит ли это на национальной почве или из присущего скорее человеку, чем Церкви желания доказать свое превосходство?

http://pravoslavie.ru/37582.html

Александр Владимирович, братский визит Святейшего Патриарха Кирилла к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви, упоминаемый Вами, носит принципиально иной характер. В семье Православных Поместных Церквей существует непреложный обычай извещать все Церкви об избрании и интронизации нового Предстоятеля направлением особых посланий. В наше время относительная легкость передвижения прибавила к этому древнему обычаю возможность личного посещения новоизбранным Первоиерархом своих собратьев-Предстоятелей для совместного совершения Евхаристии и свидетельства братских отношений. Порядок этих посещений соответствует принятому перечню Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей, называемому Диптихами. Первым после своей интронизации Святейший Патриарх Кирилл посетил Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, занимающего первое место в Диптихах. Следующий братский визит Святейшего Патриарха Кирилла будет нанесен Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II. Помимо общения с собратьями-Предстоятелями, в этих посещениях Святейший Патриарх Кирилл пользуется возможностью встречи с соотечественниками, проживающими за рубежом, для оказания им духовной поддержки, а также с представителями государственных властей и общественности для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. – Весной этого года Вы стали Председателем Отдела внешних церковных связей. Одновременно с Вашим назначением на этот пост в ОВЦС МП были проведены важные структурные изменения. По прошествии полугода, каким Вы видите результат этих изменений, и каковы приоритетные направления в работе ОВЦС МП? – Действительно, согласно решению Священного Синода, к компетенции Отдела были отнесены исключительно внешние церковные связи, тогда как ранее ОВЦС приходилось заниматься еще некоторыми вопросами и внутренней церковной жизни. В остальном деятельность Отдела осталась без изменений. При этом надо заметить, что и до изменений основная часть нашей работы приходилась на внешние контакты.

http://religare.ru/2_70931.html

От лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в паломничестве на Святую гору Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали митрополит Милетский Апостол и архимандрит Виссарион (Комзиас). В ходе пребывания на Святой горе Предстоятель Русской Православной Церкви  посетил административный центр Афона, совершил молебен в Успенском соборе Протата и имел встречу с членами Священного Кинота Святой Горы Афон, в которой принял участие также гражданский губернатор Афона А.Казмироглу. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в соборе святого великомученика Пантелеимона, всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском соборе обители, вручил церковные награды ряду лиц, особо потрудившихся над восстановлением мест русского монашеского присутствия на Святой горе. Святейший Владыка посетил скит Старый Русик, где совершил освящение соборного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и Божественную литургию в этом храме, и побывал в древнейшей русской обители на Афоне — скиту Ксилургу, где возглавил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе и молебен в нем. 28 мая на Святую Гору Афон прибыл Президент России В.В. Путин. После молебна в Успенском соборе Протата и встречи с членами Священного Кинота Глава Российского государства отправился в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где его встречали Святейший Патриарх Кирилл, игумен и братия обители. После молебна в Пантелеимоновском соборе, Президент России и Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрели храмы монастыря и провели беседу. В богослужениях участвовал праздничный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). Возвращаясь с Афона, Его Святейшество совершил молебен в кафедральном соборе Фессалоникийской митрополии, где его приветствовал митрополит Фессалоникийский Анфим . ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 46 СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Сейчас последняя вечеря Вашего визита, но, конечно, не последняя вечеря в наших отношениях. Сама природа радуется нашему общению, как радуется этот прекрасный восстановленный из руин зал, как радуются члены наших Церквей и наши братья и сестры по всему миру. В полной мере разделяя эту радость, я хотел бы пожелать Вашему Святейшеству долгих лет жизни и доброго здоровья; я хотел бы пожелать Вам много раз приезжать на Святую Русь, поддерживать нас своей молитвой, передавать нам мудрость предания Константинопольской Церкви и вместе с нами работать для того, чтобы лучше становился мир, в котором мы живем. Это непростая задача, на этом пути множество искушений, трудностей и опасностей, но именно к этому совместному деланию нас призывает Господь. Я приветствую всех членов Вашей делегации, моих дорогих братьев — членов Священного Синода, представителей местных властей, общественности, благотворителей, представителей Вооруженных сил. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24). Многая и благая лета Вашему Святейшеству!» В ответном слове Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей сказал: «Ваше Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл! Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир! Преосвященные собратья, дорогие сотрапезники! Пресвятой Бог наш, в Троице поклоняемый, удостоил нас возможности еще раз приехать с ответным визитом на рождающую святых Русскую землю после мирного визита Патриарха Московского и всея Руси, дорогого и любимого брата нашего и сослужителя Кирилла. Любовь Святейшего расширила рамки и традиционные временные ограничения официального Патриаршего визита, превратив его в многодневное, братолюбивое, поистине авраамово гостеприимство. Не только наш дорогой Собрат Кирилл был весьма любезным, но и все его сотрудники, и первым среди них — митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей. Нам была предоставлена благословенная возможность порадоваться, как никогда ранее, о рождающей святых России, которая и в наши дни являет новых Христовых мучеников. Мы смогли больше общаться друг с другом, помолиться вместе, праздновать Святую Пятидесятницу, поклониться великой тайне Святой Троицы, почувствовать живоносное дуновение Утешителя. Мы имели возможность вместе отпраздновать тезоименитство Святейшего в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Наконец, сегодня мы благополучно праздновали неделю Всех святых и испросили богоугодные молитвы просиявших в веках святых — пророков, патриархов, апостолов, мучеников, исповедников, отцов, учителей, преподобных и праведников как о полноте Константинопольской, Московской и остальных Святейших Православных Церквей, так и о всем христианском мире.

http://patriarchia.ru/db/text/1170634.ht...

Генеральный секретарь ВСЦ назвал нынешнюю встречу прекрасной возможностью обсудить важные вопросы, касающиеся, в том числе, положения христианского населения в различных регионах мира. Он особо отметил, что в нынешнем году исполняется сто лет геноцида армян и ряда других меньшинств в Османской империи; многие из убитых тогда были верующими христианами. «Мне кажется, это дает возможность посмотреть на случившуюся трагедию не только сквозь призму истории, но также и в контексте происходящего в наши дни. То, что происходит, позволяет нам не только привлечь внимание к тому, что творится с христианами по всему миру, это также напоминает о нашей общей ответственности за поддержание человеческого достоинства. Генеральный секретарь ВСЦ рассказал о шагах, предпринимаемых Всемирным советом церквей для улучшения ситуации с положением христиан в разных странах мира. «Разрушение государства, а также уничтожение правопорядка может вести к серьезным жертвам, как мы уже были тому свидетелями в Сирии, в Ираке, в Ливии, — считает Олаф Фюксе Твейт. — Поэтому мы как христиане должны подумать о своих братьях и сестрах, подумать о том, каким образом мы можем призвать глав государств и правительств способствовать достижению мира». «Мы можем призвать всех людей доброй воли защищать друг друга, а также защищать христианские меньшинства, — продолжил генеральный секретарь Всемирного совета церквей. — Мы напоминаем себе, что должны творить мир – это наша базовая идентичность как христиан. Очень многое сейчас стоит на кону, поэтому необходимо укрепить наши совместные усилия во многих направлениях». Вице-модератор Центрального комитета ВСЦ митрополит Сассимский Геннадий поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со светлым праздником Воскресения Христова и передал ему сердечные приветствия от Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви Святейшего Патриарха Варфоломея. «Ваше Святейшество, Вы подняли тему, касающуюся ситуации на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Пакистане, Ираке, и должен Вам сказать, что Вселенский Патриархат, Патриарх Константинопольский и Синод тщательно следят за ситуацией, — сказал митрополит Геннадий. — Равно как и другие Церкви и церковные лидеры, мы заявляем о своей солидарности, о единстве в молитве. Особенно нас волнует то, что происходит в Сирии, вызывает беспокойство исход христиан из этого региона. Нам необходимо попытаться найти пути решения этой проблемы».

http://patriarchia.ru/db/text/4053279.ht...

Далее Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, сказал: «Мы прибыли на землю Каппадокии, которая родила множество святых, просиявших, как звезды небесные. К сожалению, многие десятилетия назад вследствие переселения жителей-христиан ее храмы опустели». Святейший Патриарх призвал к братству народов, во многом различающихся между собою. Его Святейшество с удовлетворением отметил, что турецкие власти выдают необходимые разрешения для совершения богослужений у христианских святынь страны. Остановившись на значении вечерни, предшествующей воскресному дню, Святейший Патриарх Варфоломей в завершение сказал: «Воскресение Христово — источник надежды, света и радости. У гроба каппадокийского христианства мы зажгли пасхальную лампаду и пели гимны победы жизни над смертью. Мы поклонились Богочеловеку, соединяющему расстоящаяся. Мы принесли ладан в память вечную о тех, кого уже нет с нами, и в благоухание любви к тем, кто ныне сохраняет храмы святых Константина и Елены, святого Василия Великого, а также ко всем людям, которые протягивают нам руку дружбы». Со словом об исторических духовных связях Константинопольской и Александрийской Церквей выступил также Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор. По окончании вечернего богослужения паломническая группа продолжила посещение святых мест Каппадокии. Делегация направилась на руины пещерного монастыря. В бывшем храме святого Николая Чудотворца неподалеку от Синасоса иерархи пропели тропарь святителю Николаю. В завершение дня иерархи посетили пещерный монастырь святителя Василия Великого, также находящийся в окрестностях Синасоса. Святейшего Патриарха Варфоломея и его спутников встречали монашествующие и паломники, молившиеся за вечерней службой. У входа в монастырь собравшиеся пропели тропарь святителю Василию, песнопения «Свете тихий» и «Тебе Бога славим». Затем паломники проследовали под своды храма и осмотрели сохранившиеся детали фресок. У изображения креста Христова прозвучал тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» на славянском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/340203.htm...

— Как Вы прокомментируете отсутствие на торжествах Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима ? — Конечно, нам хотелось, чтобы Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей присутствовали на торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Этот юбилей имеет и радостные, и печальные стороны, ведь именно 100 лет назад начались масштабные гонения на верующих в нашем Отечестве. Апостол Павел говорит о теле Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все» (1 Кор. 12:26). И исповедническое служение святого Патриарха Тихона, и подвиг новомучеников являются достоянием всей полноты Православной Церкви. Жаль, что обстоятельства не позволили Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму приехать в Москву. Но это нисколько не уменьшило нашей любви к Элладской Церкви и Матери-Церкви Константинопольской. Прежде всех выступлений Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Архиерейском Соборе Русской Церкви было зачитано послание Патриарха Варфоломея . — В этих торжествах среди прочих приняли участие и представители Болгарской Церкви . Как Вы смотрите на вмешательство Болгарской Церкви в вопрос о т.н. раскольнической «Македонской Церкви», и какова позиция Москвы в этом вопросе? — В Русской Православной Церкви глубокую озабоченность вызывает судьба Православия на земле древнего Охрида, откуда в X веке на Киевскую Русь прибыли миссионеры, приобщившие наших предков к святой православной вере и к сокровищнице славянской письменности и культуры. Очень важно, чтобы православные верующие, живущие на этой земле сегодня и являющиеся наследниками великих правителей былых времен, вернулись к каноническому общению со всем православным миром. Мы знаем о том внимании, которое Болгарская Православная Церковь уделяет македонской церковной проблеме. Вместе с тем убеждены, что вопросы македонского церковного урегулирования должны решаться в строго каноническом ключе, что немыслимо без учета первостепенной роли в этом процессе Сербской Православной Церкви, ибо именно от нее откололась Македонская Церковь 50 лет назад.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5146221...

Ранее, в 1996 г., на имя Святейшего Патриарха Алексия II также поступил ряд откликов на направленное Предстоятелем Русской Православной Церкви извещение о вынужденном приостановлении евхаристического общения со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в связи с неканоническими действиями последнего в Эстонии. Тогда Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист выразил сожаление, что не было найдено решения, позволяющего разрешить юрисдикционную проблему при полном учете необходимости канонического устройства и пастырской реальности. Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом I в своем отклике также заявил о негативном отношении к недавно образовавшемуся неполезному положению в Эстонской Православной Церкви и вследствие этого прекращению евхаристического общения. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II сообщил, что считает целесообразным до принятия соответствующего согласованного решения воздержаться от односторонних действий. А именно к таковым, по мнению Московского Патриархата, надо отнести несогласованные попытки включения представителей церковной структуры, не имеющей общеправославного признания, в круг участников различных межправославных мероприятий. Тема церковного урегулирования в Эстонии была центральной в серии встреч между делегациями двух Патриархатов. Со стороны Московского Патриархата при этом проявлялась готовность к братскому диалогу и поиску взаимопонимания, несмотря на предпринятые Константинопольским Патриархатом действия, внесшие прискорбное разделение в жизнь православных верующих Эстонии. Православные общины на ее территории в течение семи столетий пребывают в составе Русской Православной Церкви, усилиями которой построены на этой земле все православные храмы. Вслед за провозглашением государственной независимости Эстонской Республики Московский Патриархат в 1920 г. предоставил Эстонской Церкви автономию. Однако в 1923 г. Святейший Патриарх Константинопольский Мелетий IV в нарушение священных канонов провозгласил эту автономную Церковь митрополией Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010