Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?! – А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания... – Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред. ). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти. По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора! Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

2). Слова «в послушании лицемерно» мы еще разберем. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова: «в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно». То есть тех, кто избрал путь Марии, уныние толкает на путь Марфы. Поэтому они с охотой и большим старанием берутся за всякое внешнее дело, за послушание Марфы, чтобы найти благовидный предлог и отвлечься от более высокого дела Марии. Где-то у святых Отцов мы можем встретить другие слова: что уныние отвращает нас и от всяких телесных трудов богоугодных. Здесь нет противоречий, просто речь идет уже о следующей ступени. Эта ступень, может быть, к нам даже больше относится, потому что в нашей жизни дело Марии занимает лишь очень небольшое время. В основном, конечно, мы – Марфы. И дай нам Бог Марфами спастись. Обе сестры прославлены как святые Марфа и Мария. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета организовала Марфо-Мариинскую обитель, символизирующую образ жизни, в которой по силе человеческой должны сочетаться и служение Марии, и служение Марфы. Вот так и в нас сочетаются некоторые пропорции, которые нам приемлемы и нашим силам сообразны: немножко Марииного и большая часть Марфиного. Но бес уныния, спустив человека на одну ступеньку ниже, на этом не успокоится. Он будет тянуть нас дальше вниз. Дальше он будет отвращать нас от дел богоугодных к делам мирским, чтобы мы, оставив труд ради Бога, сохранили только труд ради устроения своей материальной жизни. И тогда одна и та же работа, делаемая ради Бога и делаемая ради чего-то мирского, будет восприниматься нами по-разному. Первое нам будет трудно, а второе нам будет легко и в удовольствие. Но бес уныния не остановится и на этом, а будет тянуть нас ко всяческой бездеятельности. Мы это видим на подрастающем поколении. Многие его представители не считают нужным вообще что-либо делать, а считают возможным прожить всю жизнь, не делая ничего. Для нашего поколения это не так характерно, не так ярко выражалось, хотя было и у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кабинет великого князя Константина Константиновича в Павловске Примирение Елизаветы Федоровны с князем Владимиром также произошло у гробовой черты. Великая княгиня Елизавета Федоровна, воспитывавшая детей Павла Александровича от первого брака, свое неприятие княгини Палей переносила и на ее детей. Однажды, когда великая княгиня Елизавета Маврикиевна в разговоре с ней заметила, что хорошо, что в семье есть два поэта – великий князь Константин Константинович и князь Владимир, Елизавета Федоровна ответила, что Владимир Палей не принадлежит к семье. Оказавшись в изгнании, сначала она не очень была рада тому, что ей приходится разделять заточение с князем Владимиром. Однако в Алапаевске великая Княгиня Елизавета и князь Владимир близко узнали и полюбили друг друга. Сводная сестра князя, воспитанница Елизаветы Федоровны Мария Павловна рассказывала впоследствии: «…Володя и тетя Элла по-разному помогали ободрять и поддерживать своих соузников... Володя был совсем необычайной личностью, и он и моя тетя, до того как они умерли одной смертью, разделили дружбу, о которой он писал домой с великим воодушевлением» . «Время, проведенное вместе в стенах алапаевской школы, раскрыло сердца узников. Мир и любовь царили в этом скорбном доме. Каждый вечер все собирались вместе в комнате Елизаветы Федоровны, и она читала молитвы попеременно с князем Иоанном Константиновичем» , – отмечает Т.А. Александрова. Среди молитв и скорбных бесед узники Алапаевска могли вспомнить строки стихотворения К.Р.: Великая княгиня Елисавета Феодоровна Мы свято совесть соблюдем, Как небо утреннее, чистой И радостно тропой тернистой К последней пристани придем («О если б совесть уберечь…» – I, 164). Вместе с князем Палеем, нареченным сыном поэта К.Р., с тремя родными сыновьями великого князя Константина Константиновича и остальными царственными мучениками встретила свой смертный час святая преподобномученица Елисавета. 18 июня 1918 года, на другой день после убийства царской семьи, в Алапаевске было продолжено истребление членов Фамилии Романовых. Второе злодейское убийство превзошло по жестокости и цинизму даже екатеринбургскую трагедию: великокняжеских узников отвезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту. Первой столкнули в яму великую княгиню, которая крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят!» Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров.

http://pravoslavie.ru/5264.html

В немецком церковном искусстве створка раковины является также символом святого апостола Иакова и посвященного ему святилища в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Со времен Средневековья это – главное место паломничества верующих Западной церкви. В таком качестве изображение раковины известно с начала XII века, одновременно раковина стала атрибутом и самого святого апостола Иакова, и паломников вообще. Кстати, створку раковины можно обнаружить и в гербе монастыря Schottenkloster в Регенсбурге, а также в Мюнхенской Резиденции, где морскими и речными раковинами выложены стены в отдельных залах и беседках, они также инкрустированы и в уникальные произведения искусства. И вот, размышляя по дороге в Бухендорф о паломнической раковине, я перевел глаза на высокие стебли июльской травы, украшенной бусинами утренней росы. Она напомнила и немецкий рассказ о жемчужине, скрывающейся в той же морской раковине. В старых книгах, написанных готическим шрифтом, можно встретить информацию о том, что обыкновенная жемчужина в раковине якобы «рождалась из утренней росы». Не случайно в Баварии жемчугом украшали золотые оклады ценнейших церковных книг, бархат на реликвариях и русскую икону Смоленской Божией Матери. Чудной «жемчужиной» в когорте-короне русских святых является и святая преподобномученица Елисавета, чьи мощи возвратились на ее историческую родину в Германию и хранятся теперь в основанном в 2005 году женском скиту в Бухендорфе, посвященном Великой княгине. Недавно в Мюнхене стало известно и о том, что из родного города святой Елисаветы Дармштадта монашествующим русского скита подарены и власы 12-летней Елисаветы. Почтить память святой Елисаветы в Бухендорф прибыли и паломники из Дармштадта, где выросла русская святая. Они привезли букеты цветов для украшения ими праздничной иконы святой. На молебен с водосвятием и на крестный ход с иконой святой Елисаветы, а также на устроенную трапезу в скитском саду взирали многие баварские жители соседних со зданием скита домов. Великая княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; официально в России — Елисавета Феодоровна) (1864–1918), принцесса Гессен-Дармштадтская, была замужем за русским великим князем Сергеем Александровичем; она хорошо известна в современной Германии.

http://bogoslov.ru/article/1470136

– Что, безусловно, противоречит канонам… В Уэльсе – Но в Британии положение дел иное, чем в России или на Украине, – говорит отец Стефан. – В России неправославных христиан немного, здесь же прихожане наших церквей – это зачастую единственные православные в своих семьях. Их родственники крещены в англиканстве, католичестве или других деноминациях. Для нас непросто отказать нашим прихожанам в молитвах за их родных и близких. Согласен, что вопрос спорный, но митрополит Антоний аргументировал такой подход тем, что литургия служится «за всех и за вся», и в это число включаются и неправославные. Что касается нашего монарха – мы ведь в любом случае молимся за «власти и воинство» своей страны, это общее правило. Хотя, конечно, поминание неправославного правителя по имени создает определенные проблемы. В некоторых юрисдикциях, например в Русской Зарубежной Церкви, королеву Елизавету по имени не поминают. Для меня это не столь существенно – все равно Богу известны все имена. – Отец Стефан, с православными верующими Британии незримо молятся местные святые. Думаю, забывать о них нельзя. Что делается для того, чтобы имена британских святых стали более узнаваемы? – В третье воскресенье после Пятидесятницы установлен праздник в честь святых Британских островов и Ирландии. Святые Албаний, Айдан , Хильда , Колумб и многие другие становятся все более близкими нашим прихожанам; мы составляем для британских святых службы, пишем тропари, кондаки и акафисты. Не забываем о почитании местных святых – например, святой Фридесвиды из Оксфорда. В одной из деревень вблизи нашего города есть ее святой источник – мы обычно приезжаем туда в день памяти святой, служим водосвятный молебен. Молебен также служится в англиканском кафедральном соборе, где хранятся ее мощи. В день памяти святого Албания организуется православное паломничество – с молебном в англиканском соборе. Наконец, мы помним не только о древних, но и о современных святых. Например, святая преподобномученица великая княгиня Елисавета – это внучка английской королевы Виктории, правившей с 1837 по 1901 годы. В какой-то мере святая Елисавета символизирует связь между Британией и Россией. Стоит отметить, что ее переписка с царем Николаем II велась на английском языке.

http://pravoslavie.ru/56741.html

И я взмолилась: — Святитель Николай, я же к тебе еду! Мгновенно ко мне подходит женщина — а я даже её не останавливала и ни о чем не спрашивала. И она интересуется, какая у меня проблема и чем она может мне помочь. И по-английски тут же мне все объясняет и про дорогу, и про поезд в Бари, и про билеты. Такой мгновенный ответ на молитву! Скоропослушливый Николай Чудотворец... Святая Нино... Её не нужно ни о чем просить — она и так сама поможет! Когда мне было тяжело, я каким-то образом оказывалась у её могилы, и она мне давала силы. У неё самой были такая сила и такая вера непоколебимая — и она делится этой верой и силой с нами. И она помогает Святейшему и Грузии. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна... Её житие произвело на меня очень большое впечатление. Она тоже помогала больным, немощным, как это делаем мы в нашем монастыре, поэтому она особенно близка нам. Она мне очень помогает своим примером. Очень люблю святую великомученицу Кетеван (1565-1624). Это царица востночногрузинского царства Кахетия. У неё необыкновенное житие — очень тяжелое. По меркам земной жизни у неё никогда не было ни радости, ни утешения. Рано овдовела. После смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Она любила свою страну — страну отняли. Шах Аббас I угрожал обратить Грузию в руины, и Кетеван пожертвовала собой: желая предотвратить войну, отправилась к шаху с богатыми дарами и даже предложила себя в заложницы за свой народ. Её саму мучили, её внуков мучили — их бросили в темницу, где они страдали десять лет. Очень тяжелая жизнь! Шах предлагал ей стать его женой, требовал перейти в ислам. Но ни пытки, ни подкуп не могли сломить Кетеван. Многие её оставили, и она осталась совсем одна, но была непоколебима как скала. Она спасла всю Грузию! Великая святая! Необыкновенная вера и любовь к Богу! И она видела, как другие люди отказывались от веры в обмен на земную жизнь и земные блага — а она стояла как столп. И ещё Кетеван была очень красива. Единственное, о чем она просила: чтобы её не раздевали перед муками — даже это не исполнили. Ей не оставили никаких человеческих утешений. Тело великомученицы раздирали раскаленными крюками, а она перед каждой пыткой осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В конце мучений ей надели на голову чан с горящими углями, но она до конца осталась верна Христу.

http://pravoslavie.ru/102426.html

Три парохода «Межень», «Царевич Алексей» и «Тургенев» доставили в Кострому Государя Императора Николая Александровича, Государыню Императрицу Александру Федоровну, наследника Цесаревича Алексея Николаевича и Великих княжон Ольгу Николаевну, Татьяну Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну. В Кострому прибыли также Великая княжна Мария Александровна, Герцогиня Саксен-Кобург-Готская, Великая княгиня Анастасия Михайловна, Великая герцогиня Мекленбург-Шве-ринская, Великая княгиня Мария Павловна, Великий князь Кирилл Владимирович, Великая княгиня Виктория Федоровна, Великий князь Борис Владимирович, Великий князь Андрей Владимирович, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Дмитрий Павлович, Великий князь Николай Николаевич, Великая княгиня Анастасия Николаевна, Великий князь Дмитрий Константинович, Великий князь Петр Николаевич, Великая княжна Милица Николаевна, княжна Елена Георгиевна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, Сергей Георгиевич, князь Романовский, герцог Лейхтенбергский, княжна Мария Петровна, Великий князь Георгий Михайлович, Великий князь Александр Михайлович, Великая княгиня Ксения Александровна, Великий князь Сергей Михайлович, Великая княгиня Ирина Александровна, Великая княгиня Ольга Александровна, Принц Петр Александрович Ольденбургский, Великий князь Иоанн Константинович, Великая княгиня Елена Петровна, Великий князь Гавриил Константинович, Великий князь Константин Константинович, Великий князь Дмитрий I Константинович, князь Александр Георгиевич, Герцог Лейхтенбергский, княгиня Елена Георгиевна, герцогиня Саксен-Альтенбургская, Михаил Георгиевич, герцог Мек-ленбург-Стрелецкий . Этот великий общенациональный праздник получил обширное отражение в современной данному событию прессе. А впоследствии были подготовлены более солидные работы, всесторонне обозначившие место Костромы в истории Отечества. Поэтому специально рассматривать мотив пребывания здесь в 1913 году Великой княгини Елисаветы Феодоровны мы не будем. Но обратить внимание на пребывание Ее Высочества в Костроме в 1916 году считаем необходимым.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

«Великий князь, говорит историк Татищев, повелел немедленно, во-первых, церкви все строить от своего имения, затем, убогим раздавал много на построение; княгиня же, преимущественно, убогим раздавала, хотя ее уборы богатые едва не все погорели» (Книга 3, стр. 225). Но все подобные скорби и бедствия служили, так сказать, только приготовительным испытанием для благочестивой княгини, укреплявшим ее веру и нравственные силы к поднятию тяжкого креста, который Провидением назначено было нести ей в продолжение нескольких лет под конец ее жизни. Около времени рождения последнего сына, Великая княгиня заболела тяжким недугом и лежала на одре болезни до самой своей кончины, лет 7 или 8 139 . Никоновская летопись и Степенная книга называют эту болезнь «великою». Из древних источников мы видим, что Великая княгиня в своей «немощи» именно лежала на одре болезни. Писатель жития св. Георгия, сообщая об этой болезни, говорит, что Великая княгиня «посещением Божиим была в великой скорби» и далее вспоминает даже праведного Иова. «И пришла к ней, говорит он, как на праведнаго Иова, рана искушения». Праведному Иову уподоблялась Великая княгиня и в великодушном перенесении своей болезни. По свидетельству Степенной книги и Жития св. Георгия, Великая княгиня, для укрепления своего терпения, и сама вспоминала о праведном Иове: «и лежала в немощи семь лет, говорит писатель Жития св. Георгия, и никакого слова хульнаго не произнесла, но (лежала) благодарно терпя, часто молясь, и поминала праведнаго Иова, сказавшаго: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго» 140 . Великая княгиня черпала и там свое утешение, где всего более можно и должно почерпать его христианину, – в воспоминании о страданиях Христовых: «она поминала, говорится в Степенной книге, и вольныя страсти Христовы за жизнь и спасение мира». Она утешала себя также словами одного из наиболее спострадаваших Христу Апостолов. «Прилагала же к себе, говорится в Степенной книге, и Апостольское слово: «ничтожны страдания нынешняго века в сравнении с будущей славой, имеющей явиться в нас» 141 . В болезни всей душой обращалась Великая княгиня к Господу Богу, – и вот в 1200 году она совершила то великое дело благочестия, которое остается нерушимым и благоплодным и доныне. Она основала во Владимире, на горе над маленькой речкой Лыбедью, женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Житие этого святого мужа ставило перед Великой княгиней старый и неизменно актуальный вопрос — о духовной результативности бытия человека, стремящегося с детства соблюдать заповеди Спасителя, не отступая от главной — о любви. Именно так была выстроена жизнь святого подвижника, что находило отражение не только в явных откликах горнего мира на мольбы святого, но и в скупых свидетельствах о непреклонном авторитете св. Корнилия у братии . Воздав молитвенное поклонение Комельскому преподобному, Великая княгиня продолжала прерванный путь. Войдя в храм, где почивал прп. Павел Обнорский, приложившись к кресту и приняв окропление водой, она проследовала к недавно пожалованной Их Императорскими Величествами освященной высокохудожественной раке угодника, где стояла в течение краткого молебна. По совершении его вологодский епископ Преосвященный Александр, сердечно поприветствовав царственную паломницу, преподнес ей св. икону прп. Павла в среброзлащенном окладе и цате, в стиле XV века, исполненную Оловянниковыми, предварительно освященную на раке чудотворца. До начала всенощного бдения Ее Высочество внимательно осмотрела новоосвященный храм (а утром Троицкий собор и Предтеченскую церковь), царскую раку прп. Павла и выразила желание прийти в рощу за рекой Нурмою, где некогда стояла убогая келья Павла Обнорского, выкопавшего здесь колодец, над которым были поставлены две скромные деревянные часовни. К шести часам, когда начался благовест ко всенощной, Великая княгиня вошла в храм и встала возле раки преподобного. По желанию Великой княгини всенощная совершалась как обычно, по уставу. И несмотря на то что служба продолжалась пять часов, Елисавета Феодоровна отстояла всю всенощную, отдыхая лишь во время чтения кафизм. «Глубокое молитвенное чувство, — писал автор статьи, — выражавшееся во всех движениях Царственной Паломницы, были красноречивым уроком и назиданием для всех присутствующих, как подобает в дому Божий жити» . В пять часов утра 1 августа царственная паломница в сопровождении преосв. Александра отбыла в бывшую Спасо-Нуромскую обитель, где почивал прп. Сергий Нуромский — ученик преподобного Сергия Радонежского, духовный отец, друг и собеседник прп. Павла Обнорского. После молитвы на Нурме Великая княгиня в 7 утра возвратилась в монастырь. Во время литургии священник обратился к Елисаве-те Феодоровне с проникновенным словом, где отметил, что она, чужая нам по происхождению, необыкновенно близка и дорога по духу святого православия, служа для верующих образцом высокого благочестия и неисчислимыми дарами милосердия. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняла участие Великая княгиня, неся в руках Корсунскую икону Богоматери. В память о посещении ею монастыря Елисавета Феодоровна принесла в дар на раку преподобного Павла шелковый покров красного цвета, оставив обители свой фотопортрет с дарственной надписью, а в иконно-книжной монастырской лавке на значительную сумму приобрела образки преподобного .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Миллер Л. Святая мученица россииская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 1994. С.115. Елизавета Федоровна, великая княгиня. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия//Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. Н. Новгород, 1996. С. 79–80. Внутренняя миссия (Die innere Mission). Доклад протоиерея А. П. Мальцева, заслушанныи в IV и VII соединенных отделах 20 апреля 1906 г.//Журналы и Протоколы Высочаише учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1907. Т. 2. С. 38–45. Там же. С. 42, 45. Урожденная графиня Ефимовская, сотрудница известного педагога С. Рачинского. После революции эмигрировала в Сербию, где основала несколько новых монастыреи и женских общин. Скончалась в 1925 г. в Сербии. Докладная записка настоятельницы Леснинского женского монастыря… об основании общины диаконисс, 1905 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 2–3. Отчет обители за 1910 г.//Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1996. С. 199–200. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия//Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. С. 83. Из письма Елизаветы Федоровны от 1 января 1912 г.//Материалы к житию преподобномученицы великои княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 52. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Пояснительная записка о задачах и целях открывшеися в Москве Марфо-Мариинскои обители милосердия. С. 83–84. Переписка А. А. Дмитриевского и великои княгини Елизаветы Федоровны опубликована М. Скляровои в книге: Великая княгиня Елизавета Федоровна. О служении женщин в православнои церкви. Н. Новгород, 1996 — без указания источника и в статье Лобикова К. И. А. А. Дмитриевскии и великая княгиня Елизавета Федоровна (несколько штрихов к биографии ученого)//Мир русскои византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С. 249–250.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010