Эти скорбные дни стали для нас великими праздниками, потому что святые мученики ХХ века, разлучившись с нами, остаются с нами своим духом. Святые страстотерпцы до сих пор царствуют над нашей страной в Царствии Божием, а святая преподобномученица великая княгиня Елисавета до сих пор пребывает в своей обители. Она утешает нас и помогает тем, кто трудится здесь: матушке игумении, сестрам, сотрудникам и всем, кто приходит сюда с просьбами о помощи, всем паломникам. Невидимо руководя обителью, она помогает нам обрести духовную радость и показывает пример той праведной жизни, которая ведет в Горний Иерусалим к нашему Небесному Отцу. Я очень рад, дорогие братья и сестры, что сегодня вы в таком множестве собрались здесь, чтобы почтить память преподобномученицы. Вчера 100 тысяч паломников вместе со Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Кириллом прошли крестным ходом более 20 километров от Храма-памятника на Крови в Екатеринбурге до монастыря святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. С каждым годом число людей, почитающих преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну, увеличивается, все больше людей узнает о ее подвиге, и церковные праздники в ее честь становятся более торжественными и радостными. Это явный признак святости человека, ведь о таких людях не забывают после их смерти, а, наоборот, любят и ценят их еще больше, обращаются к ним с молитвой. В ответ на нашу любовь Царственные страстотерпцы, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, и ее сподвижница преподобномученица Варвара, и все святые, которые жили в обители в трудные и страшные времена, молятся о нас у Престола Божия. И поэтому нам с вами ни в коем случае не стоит унывать, малодушествовать и скорбеть. Нам нельзя печалиться даже о мирском, а только радоваться и всегда Бога благодарить. Аминь " . В завершение прихожане и гости обители были приглашены на праздничное чаепитие. В течение всего дня для паломников были организованы экскурсии по территории обители милосердия, Покровскому собору и дому-музею преподобномученицы Елисаветы.

http://religare.ru/2_115999_1_21.html

Отец не дал Элле желаемого ответа, но сообщил в письме, что ее решение причиняет ему боль, и что он не может дать благословения. Елизавета Феодоровна, несмотря на свои переживания, не поколебалась в решении стать православной христианкой: «…Моя совесть не позволяет мне продолжать в том же духе – это было бы грехом; я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере… Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила… Даже по-славянски я понимаю почти все, хотя никогда не учила этот язык. Библия есть и на славянском, и на русском языке, но на последнем легче читать… Ты говоришь…, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминают мне о внутреннем… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». 25 апреля, в Лазареву субботу было совершено Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, в честь святой праведной Елизаветы – матери святого пророка Иоанна Предтечи. После Миропомазания император Александр III благословил невестку иконой Нерукотворенного Спаса, с которой Елизавета не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину. После убийства мужа в 1905 году Елизавета Феодоровна посвятила себя Господу. Она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности. Вырученные средства были направлены на создание Марфо-Мариинской обители , а часть из них была отдана в казну и родственникам. 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с келейницей Варварой и великими князьями была сброшена большевиками в шахту под Алапаевском и закидана гранатами. 31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Когда останки убитых были извлечены из шахты, обнаружили, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле Великой княгини Елизаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника. Местные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

http://azbyka.ru/way/svjataja-prepodobno...

Как созвучно принятие этого нового рождения от Господа с седьмым правилом Второго Вселенского Собора — о порядке введения в Церковь приходящих к вере! «В первый день делаем их христианами, во второй — оглашенными, в третий — заклинаем их и заставляем пребывать в Церкви и слушать Писания (в истинном толковании), и тогда уже крещаем их». Тому, что называется «делать христианами» в установлениях Церкви, соответствовало у нас наречению младенцам имени. Имя тотчас вносилось в списки Церкви, называемые у древних «диптихами». Это значит в списки святых. Так как все принявшие крещение должны быть святыми. Как приняли святая мученица царица Александра Федоровна и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна свое прекрасное именование? Их отчество — от небесного отечества, по благодати Феодоровской иконы Божией Матери. Приведем два важных исторических свидетельства об этой иконе. Первое — о чудесном хранении ее Промыслом Божиим, приводимое известным историком и краеведом XIX века: «Деревянный храм, в котором была поставлена икона, сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня невидимой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе». И в ХХ столетии грозные события не миновали ни Кострому, ни чудотворный образ. Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Феодоровскую икону Божией Матери не дает умереть нашей надежде на восстановление в России православной монархии? Второе свидетельство — о том, с какой любовью и щедростью икона украшалась драгоценными окладами. На средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Как будто благодарные христиане готовы были отдать Божией Матери все лучшее, что у них есть, и не знали, чем еще ответить на Ее милости. Вот описание иконы, составленное Успенским собором Костромы в начале XIX века.

http://moral.ru/feodorovskaya/

В 1905 году она становится вдовой. И все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье трансформируются в ней в любовь к страждущим. И навыки, привитые в семье, и, конечно, новый опыт, к которому она приобщилась здесь, на страждущей русской земле, как до принятия Православия, так особенно и после, вдохновили ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым осуществлять Евангелие, осуществлять слово Божие.  В сегодняшнем Апостольском чтении (2 Кор. 3:12-18) апостол Павел говорит, что иудеи, израилитяне с покрытыми головами внимают Ветхому Завету. Он проводит аналогию, напоминая, что Моисей ходил в покрывале после боговидения на горе Синайской, а его народ слово Божие воспринимал с покрытой головой. Имеется в виду не физическое покрывало, а некие шоры, которые не дают проникнуть в смысл и глубину Божественного слова. И замечательные слова произносит апостол Павел о том, что это покрывало срывается, снимается Христом. Христос есть толкование Ветхого Завета, Христос открывает это понимание Божественного откровения, понимание слова Божия. А Христос это и слово, и дело, это и проповедь, и помощь страждущим, а значит и христианин это человек, который не только философски и умозрительно верит в высшую силу, не только тот, кто признает Богочеловечество Христа и спасительную силу Церкви, но который жизнью своей свидетельствует, что он Христов. А жизнь требует, чтобы мы помогали страждущим, помогали тем, кто нуждается в помощи.  Причем Господь не призывает нас к какому-то особенному жертвенному образу жизни. Он не говорит: отдай всё ради помощи другим. Он только один раз сказал это богатому юноше, который требовал совета. И Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение свое, и раздай нищим и следуй за Мной (см. Мф. 19:21). Эти слова Господь не обращает к каждому человеку, но каждый человек, видевший Христа, обязывается идти по Его пути, совершая добрые дела. И святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам пример такого прочтения христианства. Она воспринимала слово Божие без всякого покрова. Христос снял с нее этот покров и дал возможность сердцем своим чувствовать боль другого человека и разделять с ним всё, что имела. Мы знаем, что после трагической кончины супруга она всё и имение, и связи, и знакомства, и свою личную жизнь посвящает тому, чтобы приносить пользу страждущим.

http://patriarchia.ru/db/text/3821877.ht...

По-человечески ее судьба была глубоко трагической, но Божественный промысл, который действует и в судьбах целых народов, и в судьбе Церкви, и в судьбе каждого отдельного человека, распорядился ее судьбой совершенно особым образом. Вряд ли она могла представить, когда ехала в Россию, как закончится ее жизнь. Когда же заканчивалась жизнь Елисаветы Феодоровны, вряд ли она могла представить себе, что сегодня, спустя 150 лет после ее рождения, мы будем вспоминать и прославлять ее как преподобномученицу и нашу небесную покровительницу. Святая великая княгиня Елисавета делала очень много доброго до начала и во время Первой мировой войны, а также в начале гражданской войны, и это ее доброе делание прервалось только тогда, когда она была арестована и вслед за Христом взошла на свою Голгофу. Мы вспоминаем ее как выдающийся образец христианского смирения, христианского доброделания, христианской доброты. В наше время, когда нам порой так не хватает доброго и ласкового слова, когда оскудела в людях любовь, когда нам просто не хватает доброты и человеческого тепла, образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны согревает наши сердца и служит путеводной звездой для всех, кто хочет сегодня повторять ее подвиг и продолжать ее служение». Все присутствовавшие в зале вставанием почтили память великой княгини. Затем состоялся концерт, в рамках которого артист Московского академического театра имени Маяковского Михаил Филиппов и артистка театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Кутепова прочли отрывки из воспоминаний великой княгини Елисаветы и ее переписки с супругом — великим князем Сергеем Александровичем. В концерте участвовали солистка Московской филармонии Катя Сканави (фортепиано) и Академический хор имени Кожевникова. Были исполнены произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, В.С. Калинникова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, С.В. Рахманинова и Д.Д. Шостаковича. В фойе Дома музыки была представлена фотовыставка, посвященная жизни и делам милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны, современной жизни основанной ею обители, а также социальным проектам службы помощи «Милосердие».

http://patriarchia.ru/db/text/3822759.ht...

Инокиня Варвара, бывшая при Великой княгине-матушке во дни ее трудов, не пожелала оставить ее и в последнем подвиге – умирания. И она восхитила мученический венец своим самоотречением и самоотдачей. В тяжелые мятежные дни 17-го года, когда рушились устои былой России, когда готовились в лице Государя убить русскую государственность, когда все святое подвергалось поруганию, а святыни Кремля – обстрелу, Великая княгиня Елисавета писала, что именно в этот трагический момент она почувствовала, до какой степени “Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям,– пишет она,– которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок... Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему... Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет”. “Полностью разрушена “Великая Россия, бесстрашная и безукоризненная”. И из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит глас святой жертвы, утверждающий жизнь: “Святая Россия” и Православная Церковь, которую “врата ада не одолеют”,– существует, и существует более , чем когда бы то ни было”. Эти слова были написаны ею в преддверии могилы. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна – настоятельница Марфо-Мариинской обители. “Я ... уверена, – продолжает Великая княгиня, – что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит”. Вот мера ее духовного возраста, вот мера ее истощания. Она уже сама добровольно стала жертвой, и Господь принял ее жертву за Россию, которую она так любила. И ни единой бы власти не имели над ней эти, невесть откуда появившиеся на ее жизненном пути люди-палачи, если бы не было дано им свыше. Всех, кто был с Великой княгиней Елисаветой, побросали в шахту живыми, кроме одного, оказавшего сопротивление. Они умерли не сразу. Еще долго слышали местные жители Херувимскую песнь, пробивающуюся из-под земли. А Великая княгиня и там, в этой их братской могиле, продолжала делать дело Божие – голова одного из тех, кто был с ней, перевязана была ее апостольником.

http://pravoslavie.ru/1896.html

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье. В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя». Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители. С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.   5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!». Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Встреча святыни в аэропорту Домодедово (Крестный ход) Великая княгиня наряду с царской  семьей стала одной из первых жертв революции. Ночью 18 июля 1918 года ее вместе с инокиней Варварой Яковлевой живыми сбросили в шахту заброшенного рудника под Алапаевском, и в последние минуты жизни она молилась за убивающих. Патриарх отметил важность того, что " в год празднования 140-летия со дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летия основанной ею Марфо-Мариинской обители, ее святые мощи прибывают в Россию " . Он выразил надежду, что это событие - " Божие благословение начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви " . По состоянию здоровья Патриарх Алексий не смог участвовать во встрече святыни. Однако через несколько дней он совершит торжественную службу у мощей преподобномучениц Елисаветы Федоровны и Варвары, которые будут находиться в Москве до 5 августа. В продолжении шести дней честные останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары останутся в храме Христа Спасителя, затем с 30 июля до 5 августа будут перенесены в Свято-Данилов монастырь. На два часа 30 июля святыню примет Марфо-Мариинская женская обитель, основательницей которой явилась преподобномученица Елисавета Феодоровна. Затем святыня отправится в путь по России. Святая преподобномученица Елисавета Мощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары посетят все федеральные округа России и Калининградскую область, а также Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Приднестровье, Таджикистан, Киргизстан, Азербайджан и стары Балтии.. В каждом городе она будет находиться два дня. Свое шествие по России она начнет с Якутска, зетам последуют Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Южно-Курильск и Владивосток. Из столицы Приморья святые мощи по железной дороге дороге будут перевозиться вглубь России. Для этого оборудован специальный храм-вагон, который будут цеплять к обычным пассажирским поездам и таким образом  передвигаться от города к городу. Фото: Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/10560.html

Отец Константин Махаев с супругой Великая княгиня Елисавета Феодоровна помогала Махаевым, молитвенно заступалась за них Старшая дочь Соколовых Ольга была замужем за одним из братьев Махаевых – Георгием. Семейное предание гласит, что великая княгиня особенным образом помогала им. На свадьбу Ольги и Георгия она приготовила приданное: шкатулку с драгоценностями, благодаря которым Георгий смог продлить годы жизни, получая необходимое лечение на средства с продажи драгоценностей. Денис осознает, что именно молитвенное предстательство преподобномученицы спасло эту семью от арестов в годы гонений. А вот про отца Сергия родственники никогда не говорили. Теперь Денис понимает, что старшее поколение таким образом уберегало молодежь от нежелательных последствий. О том, как трагически закончилась жизнь священника, узнали лишь в начале 2000-х годов, когда он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Денис крестился совершенно осознанно в 16 лет. Уже тогда, будучи юношей, повстречав крестный ход, он невольно вспоминал предков, и душа его тянулась к вере. Глубокий, думающий, тонко чувствующий свою связь с прошлым, Денис объединяет сегодня всех потомков своего большого и достойного рода. Усово для него – «святая земля». Мама привезла его совсем маленьким к бабушке, дочери Василия Соколова Варваре Васильевне, он научился здесь ходить, говорить, здесь ему знаком каждый закуток. Именно в семье бабушки он многократно слушал рассказы о великих князьях, семье настоятеля Константина Махаева, у которого так любила причащаться маленькая Варя. Бабушка, умирая, еще до строительства Спасского храма, благословляла потомков ходить туда на службы. Думаю, совсем не случайно именно к Денису попал семейный альбом Ольги и Георгия Махаевых. Фотографии из этого альбома легли в основу экспозиции, которая была представлена в просветительском центре «Усово-Спасское» Спасского храма на торжественном мероприятии, посвященном 145-летию со дня рождения священномученика Сергия, 2 декабря 2019 года.

http://pravoslavie.ru/128825.html

     В сердцевине иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской – царская семья. Она олицетворяет ту трагедию, которая произошла с нашим народом. И о ней, конечно, нужно говорить. Тем более что личность последнего императора, царя-мученика за последние сто лет была многократно оболгана. Да и сейчас, в столетие страшных событий, этот устоявшийся образ Николая II никуда не ушел из умов людей. Даже фильмы снимают о нем, основанные не на исторических фактах, а на вымысле и клевете. А ведь есть что рассказать детям о жизни императора как истинного христианина, семьянина, претерпевшего все даже до смерти за свой народ. Или еще прекрасный пример для детей – преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Принцесса, у которой было все, что только можно было пожелать! Приехала в Россию, всем сердцем приняла Православие. Она – образец настоящей христианской любви. После страшной смерти мужа целиком посвятила себя служению Богу и людям. Она основала обитель милосердия, в которой сама неутомимо помогала страждущим. После революции ее не раз пытались «спасти», вывезти из бушующей страны. При содействии немецкого кайзера у нее были для этого все возможности. Но она отказалась – ведь теперь в революционной Москве люди как никогда нуждаются в помощи. Недаром ее называли Белым Ангелом. Ее святость была несовместима с идеалами революции, с новой властью. И эта власть сначала арестовывает Елисавету Феодоровну, а 18 июля 1918 года, вместе инокиней Варварой и некоторыми членами царской фамилии, ее сбрасывают в шахту под Алапаевском. Так святая княгиня удостоилась от Господа мученического венца. В большинстве традиционных епархий Русской Православной Церкви есть святые мученики, жившие, несшие свои труды и пострадавшие в тех местах. Рассказы о них могут быть интересны детям, живущим там, где жили эти святые.      Так, например, в подмосковном селе Усово жил священномученик Сергий Махаев. Само село принадлежало великокняжеской чете – великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елисавете Феодоровне. При них было построено две школы для мальчиков и для девочек, один из первых родильных приютов. В здании бывшей церковно-приходской школы до сих пор размещаются начальные классы современной школы. Ученикам этой школы можно рассказать, чем они связаны с преподобномученицей Елисаветой и священномучеником Сергием.

http://pravoslavie.ru/99890.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010