Юлия Викторовна Нефедова, методист Московской педагогической академии, к. пед. н. посвятила свое выступление «Преподобной Евфросинии Полоцкой и ее просветительской деятельности». Преподобная Евфросиния Полоцкая была самоотверженно предана православной вере, возводила монастыри и храмы, покровительствовала отечественной школе зодчества, изобразительному искусству, открыла одно из первых учебных заведений Древней Руси, сама переписывала и распространяла книги, несла свет в мир. Плоды ее деятельности – это результат ее просвещенного ума, для которого характерны здравые понятие о Боге, окружающем мире, о самом человеке. Залина Константиновна Кусаева, сопредседатель Фонда содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа «Аланское наследие», к. филол. н. сделала интересный доклад «Аланская княжна, святая Владимирская княгиня Мария Ясыня в истории России». В 1170 году Всеволод Большое гнездо, ставший князем Владимирским, женился на Аланской княжне, благодаря чему породнились Русь и Алания – Северный Кавказ, где жили предки современных осетин. В 2015 году будет отмечаться 1100 лет с того времени, как аланы приняли христианство (11 веков назад). Мария Ясыня канонизирована в числе первых русских святых. Мудрая княгиня руководствовалась идеей о крепкой и дружной семье – для служения своему Отечеству. Ее завещание по глубине и мудрости не уступает завещанию Владимира Мономаха. В нем говорится: прежде всего имейте любовь к Богу и Богородице, всегда имейте кротость и нелицемерную любовь, милостыню всегда творите. Недавно прошла научная конференция о Марии Ясыне. Многое делается для увековечения ее памяти. По словам о. Всеволода Чаплина, Мария Ясыня повлияла на историческую судьбу России. Богатство – это разнообразие наших народов. Краевед Вера Алексеевна Никонова рассказала об «Истории прославления благоверной княгини Анны Кашинской». Анна Кашинская – идеал благоверной княгини – венчалась с Михаилом Тверским. Родила четырех сыновей. Михаил Тверской после кончины был причислен к лику святых. Анна пережила его на 50 лет, приняла схиму. Окончила жизнь в монастыре в городе Кашин. Спустя столетие явила себя покровительницей Кашина. Была изъята из числа русских святых, но в 1909 г. были большие празднества, посвященные второй канонизации Анны Кашинской. Это единственная двойная канонизация. Великая княгиня Елизавета Федоровна приезжала в Кашин с серебряной иконкой Анны Кашинской и молилась ей. Паломникам раздавались иконы на жести. Сейчас в Кашине возрождаются монастыри, молитвенное служение, потомки кашинских родов дарят старые иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/27/sv...

В. Гофман . Изборник . Стихи. – Н. Новгород: издательство «Пламя», 2010. – 92 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Седьмая книга стихов протоиерея Владимира Гофмана. Это тихая лирика вдумчивого и замкнутого человека, пребывающего в постоянном мысленном диалоге с друзьями, с природой и, конечно, с Богом. Сила поэзии отца Владимира – не в стихотворных проповедях, а в мгновенно запоминающихся живых образах. Мокрые георгины, собранные в осеннем саду, августовское солнце в стрельчатых окнах церкви на Успенье, и «цикория дым голубой, голубее, чем небо в июле»…, - во всем этом больше России, молитвы и Божьей «безответной любви», чем в самом лучшем стихотворном рассуждении о судьбах родины и необходимости молитвы.   «Наш долг служить и сеять …». Миссионерская деятельность преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны . Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. – М.: ДАРЪ, 2011. – 112 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Каталог двух выставок, работавших в 2010-2011 годах в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» храма Спаса Нерукотворного села Усово в Московской области. Село это тесно связано с именем великой княгини Елизаветы Федоровны: имение Усово подарил ей муж, великий князь Сергей Александрович. Обе выставки посвящены благотворительной деятельности великой княгини в качестве председателя Императорского православного палестинского общества (об этой ее работе рассказывают включенные в книгу историко-биографические очерки). В качестве иллюстраций воспроизводятся многочисленные реликвии, привезенные паломниками и сохранившиеся в частных коллекциях, а также иконы св. Николая – русские и афонские, копии барийского образа и деревянные скульптуры святителя. Юрий Нечипоренко . Помощник царям . – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 127 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

Ковчег, сделанный в России в Софрино. Десница св.препмуч. Елисаветы была предоставлена Синодом РПЦЗ. Совершив путешествие по России, мощи вернуться в синодальный собор в Нью-Йорк в феврале 2005 г. Завершен только один этап принесения святых мощей. Впереди еще долгие месяцы их путешествия по городам России и странам СНГ, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это событие является важной вехой в истории Русской Православной Церкви XXI века. В первую очередь потому, что оно явилось реальным шагом к сближению Русской Православной и Русской Православной Зарубежной Церквей. Об этом свидетельствовал в своем послании, посвященном принесению в Россию святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Об этом же не раз говорили, отвечая на вопросы журналистов, епископы Александр и Михаил. Принесение святыни в Россию и страны СНГ послужит и укреплению духовных связей между независимыми государствами на всем постсоветском пространстве. Надежду на это выразил один из членов делегации протоиерей Игорь Собко, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Днепропетровска, руководитель православного духовного центра «Лествица», съемочная группа которого присутствовала на торжествах. «Святая преподобномученица Елисавета вселяет надежду не только на добрые взаимоотношения и понимание между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, но и на то, что православные страны СНГ также не будут разобщены. Замечательно, что предусмотрено пребывание мощей не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Сегодня имя преподобномученицы Елисаветы хорошо известно на Украине, многие почитали ее святой еще до прославления. Благодаря этому событию получат духовную поддержку те люди, которые действительно любят свое Отечество и видят спасение в лоне канонической Православной Церкви Украины Московского Патриархата. Но не только для нас, для всех стран СНГ очень важно, чтобы они были объединены не только политическими и экономическими интересами, но, прежде всего, молитвенным общением. Мы верим, что предстательством и молитвами преподобномученицы Елисаветы будут развиваться именно такие взаимоотношения, и целостность Православия нашего общего Отечества будет крепнуть. Это в свою очередь  даст возможность народам наших стран, объединяясь в молитве, осуществлять другие важные дела, возрождать подлинный патриотизм и традиции милосердного служения ближним, пример которого явила нам Великая княгиня Елизавета».

http://pravoslavie.ru/165.html

Инструменты Каждый мой день начинается с молитвы Господу и Богородице. В нашем домовом храме Благоверного Царевича Димитрия каждый день служится Божественная литургия. Преподобномученице Елисавете я молюсь во время ухода за больными. Для всех сестер милосердия именно она должна служить путеводной звездой, образцом для подражания. Ее духовная красота всегда стоит перед моими глазами. А вот для врачей идеалом я бы назвала архиепископа Луку – врача с мировым именем. Многие наши врачи и сестры милосердия верят в помощь Господа по молитвам святителя Луки. Идя на собственную операцию, я взяла с собой иконку и маслице, освященное на его мощах. Я все время им себя мазала, не сомневаясь в успехе операции. Так и вышло. В нашем музее есть экземпляр его книги «Очерки гнойной хирургии», изданной в 1946-м году. До сих пор это настольная книга многих врачей и студентов. Святитель получил за нее Сталинскую премию. Также у нас есть лекарства первой половины XX века и офтальмологические инструменты того времени, когда крестьян Красноярского края владыка Лука лечил от трахомы. Есть очки, похожие на те, что он носил, походный набор врача XIX века, в том числе саквояж времен Первой мировой войны. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна – Елена Васильевна, какими заветами Елизаветы Федоровны вы делитесь со своими студентами? – В 1990-м году к нам приходила Агриппина Николаевна Кутомкина 1901 года рождения. Это была последняя сестра, которую очень хорошо знала как свою ученицу Матушка Елизавета (так называли ее в обители). Она учила ее в 1914-м году. Жизнь Агриппины Николаевны удивительна. После учебы в Марфо-Мариинской обители она поехала с иеромонахом Даниловского монастыря Павлом (Троицким) в Казахстан, в ссылку, где ухаживала за ним. Позже она всю жизнь проработала медицинской сестрой в поликлинике. Я 3 года помогала ей и многому от нее научилась, согласно ее заветам. Она передала нам три правила, которые неукоснительно надо было соблюдать, чтобы следовать заветам преподобномученицы Елисаветы. Вот эти правила.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/02/tri_pr...

Мы обязательно должны помогать тем, кто находится рядом. Отзываться на их беды, на их нужды, жертвовать собой. Потому что только такая Любовь спасает мир. Если мы замыкаемся в себе, если мы только молимся, постимся, соблюдаем благочестивые правила, храним традиции, но не имеем Любви к тем, кто нуждается в помощи, тогда это какое-то музейное, внешнее делание, которое не помогает душе. Конечно, мы понимаем, что Земля отличается от Царствия Небесного не только тем, что там нет греха, нет насилия и злобы, но и тем, что там нет страдания.  На Земле это страдание есть. На Земле страдают все: и грешники, и праведники, и святые, и злодеи. Каждый человек переживает страдания. Это качество нашей земной жизни. Стремление же к комфорту – это ложное стремление, которое пытается Землю превратить в Рай, но без изменения ее греховной сущности земного бытия. Поэтому приобщиться к страданию нас призывает Сам Господь. Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). Страдание бывает разное. Мы знаем три вида страданий:  невольное, вольное и сострадание. К невольному страданию мы так или иначе приобщаемся своим рождением, когда мы с плачем появляемся из утробы. Конечно, и в нашей жизни нам очень многое не нравится. Хотим мы этого или нет, мы приобщены к этому страданию невольно. Вольное страдание означает смирить себя. Выпить не два бокала, а один. В пост не есть мясо, может быть, для кого-то: сократить часы проведенные в Интернете. Для кого-то: смотреть только на свою жену. К этому надо себя приучить. Такое вольное страдание помогает бороться со грехом. А есть и со-страдание. Это со-участие страданиям другого. Соучастие не только сердцем и душой, но и всем, что у тебя есть: своим имуществом, своими силами, знаниями. И это есть исполнение заповеди Христа. Примеры такого следования за Христом дают нам святые. Это не только русские святые. Ведь и среди русских святых мы знаем множество с немецкими корнями. В царских страстотерпцах, например, было много нерусской крови. Ярчайший пример — святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Когда мы вспоминаем примеры святости, мы не говорим о каком-то национальном качестве, а только о принадлежности к Церкви.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-volonter...

Разделы портала «Азбука веры» Великая княгиня Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в традициях лютеранства. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой императора Всероссийского Николая II Александровича и приняла через миропомазание Православие с именем Александра, а сама Елизавета в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна – в честь Феодоровской иконы Божией Матери . Немка по происхождению, Елизавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила свою новую родину всем сердцем. Здесь она немало потрудилась на ниве благотворительности: посещала детские приюты, больницы, тюрьмы. Еще исповедуя лютеранство, она посещала православные богослужения, а в 1888 году, вместе с супругом Сергеем Александровичем, совершила паломническую поездку на Святую Землю . В 1891 году, на седьмом году брака, Елизавета приняла православную веру. При желании, она могла оставаться лютеранкой всю жизнь, поскольку каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие лишь тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы Феодоровны, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако после нескольких лет размышлений и наблюдений, немецкая принцесса приняла решение стать православной. Такой шаг сделать Елизавете Феодоровне было нелегко, ведь она понимала: ее твердое решение перейти в Православие будет ударом для членов ее семьи, верных протестантизму, и в первую очередь для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Тем не менее, 1 января 1891 года Элла (так звали Елизавету в семье) пишет дорогому отцу: «…А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение.

http://azbyka.ru/way/svjataja-prepodobno...

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   5 (18) июля Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (Яковлева) П реподобномученица Елисавета [a] (Элизабет-Александра-Луиза-Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская) родилась 20 октября 1864 года в семье принца Гессенского Людвига [b] и принцессы Гессен­ской Алисы, дочери королевы Английской Виктории, имя которой тесно связано с эпохой расцвета Британской империи. Королева Виктория показала себя в своем политическом прагматизме истин­ной патриоткой своего отечества; браки ее детей и внуков воспри­нимались ею исключительно как составляющая часть строительства Британской империи. Она считала делом первостепенной государ­ственной важности выгодно выдавать своих дочерей и внучек за им­ператоров других государств, хотя бы при этом и пришлось посту­паться конфессиональными или религиозными принципами. Елизавета была названа в честь Елизаветы Тюрингской, одной из родоначальниц Гессенского дома, которая отличалась мило­сердием, сострадательностью к бедным и щедрой благотворитель­ностью. В семье ее звали по-домашнему – Эллой. После ее рож­дения принцесса Алиса писала своей матери королеве Виктории: «Мы любим Елизавету, потому что святая Елизавета была родона­чальницей Гессенского дома так же, как и Саксонского». Детство Эллы пришлось на время очень значимых для Европы событий. «Летом 1866 года совершилось событие огромной исто­рической важности. Германия, раздробленная в течение столетий, начала сплачиваться под руководством гениального прусского министра в одно сильное целое». Этим министром был Отто Бисмарк, а начало объединению положила Австро-прусская вой­на, продолжавшаяся семь недель и закончившаяся победой Прус­сии. Гессен-Дармштадт выступал на стороне Австрии, и после ее поражения прусские войска оккупировали его. Все политические силы при этом остались на своих местах, но побежденным при­шлось платить дань победителям, что существенно отразилось на материальном положении семьи принца Людвига, воевавшего на стороне Австрии.

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Соборование. Ответы на вопросы Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым? 23 марта, 2006 Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым?   Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.

http://pravmir.ru/soborovanie-otvety-na-...

Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

http://pravmir.ru/soborovanie-videozaris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010