Юлия Викторовна Нефедова, методист Московской педагогической академии, к. пед. н. посвятила свое выступление «Преподобной Евфросинии Полоцкой и ее просветительской деятельности». Преподобная Евфросиния Полоцкая была самоотверженно предана православной вере, возводила монастыри и храмы, покровительствовала отечественной школе зодчества, изобразительному искусству, открыла одно из первых учебных заведений Древней Руси, сама переписывала и распространяла книги, несла свет в мир. Плоды ее деятельности – это результат ее просвещенного ума, для которого характерны здравые понятие о Боге, окружающем мире, о самом человеке. Залина Константиновна Кусаева, сопредседатель Фонда содействия возрождению этнокультурных и духовных ценностей осетинского народа «Аланское наследие», к. филол. н. сделала интересный доклад «Аланская княжна, святая Владимирская княгиня Мария Ясыня в истории России». В 1170 году Всеволод Большое гнездо, ставший князем Владимирским, женился на Аланской княжне, благодаря чему породнились Русь и Алания – Северный Кавказ, где жили предки современных осетин. В 2015 году будет отмечаться 1100 лет с того времени, как аланы приняли христианство (11 веков назад). Мария Ясыня канонизирована в числе первых русских святых. Мудрая княгиня руководствовалась идеей о крепкой и дружной семье – для служения своему Отечеству. Ее завещание по глубине и мудрости не уступает завещанию Владимира Мономаха. В нем говорится: прежде всего имейте любовь к Богу и Богородице, всегда имейте кротость и нелицемерную любовь, милостыню всегда творите. Недавно прошла научная конференция о Марии Ясыне. Многое делается для увековечения ее памяти. По словам о. Всеволода Чаплина, Мария Ясыня повлияла на историческую судьбу России. Богатство – это разнообразие наших народов. Краевед Вера Алексеевна Никонова рассказала об «Истории прославления благоверной княгини Анны Кашинской». Анна Кашинская – идеал благоверной княгини – венчалась с Михаилом Тверским. Родила четырех сыновей. Михаил Тверской после кончины был причислен к лику святых. Анна пережила его на 50 лет, приняла схиму. Окончила жизнь в монастыре в городе Кашин. Спустя столетие явила себя покровительницей Кашина. Была изъята из числа русских святых, но в 1909 г. были большие празднества, посвященные второй канонизации Анны Кашинской. Это единственная двойная канонизация. Великая княгиня Елизавета Федоровна приезжала в Кашин с серебряной иконкой Анны Кашинской и молилась ей. Паломникам раздавались иконы на жести. Сейчас в Кашине возрождаются монастыри, молитвенное служение, потомки кашинских родов дарят старые иконы. |
В. Гофман . Изборник . Стихи. – Н. Новгород: издательство «Пламя», 2010. – 92 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Седьмая книга стихов протоиерея Владимира Гофмана. Это тихая лирика вдумчивого и замкнутого человека, пребывающего в постоянном мысленном диалоге с друзьями, с природой и, конечно, с Богом. Сила поэзии отца Владимира – не в стихотворных проповедях, а в мгновенно запоминающихся живых образах. Мокрые георгины, собранные в осеннем саду, августовское солнце в стрельчатых окнах церкви на Успенье, и «цикория дым голубой, голубее, чем небо в июле»…, - во всем этом больше России, молитвы и Божьей «безответной любви», чем в самом лучшем стихотворном рассуждении о судьбах родины и необходимости молитвы. «Наш долг служить и сеять …». Миссионерская деятельность преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны . Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. – М.: ДАРЪ, 2011. – 112 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Каталог двух выставок, работавших в 2010-2011 годах в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» храма Спаса Нерукотворного села Усово в Московской области. Село это тесно связано с именем великой княгини Елизаветы Федоровны: имение Усово подарил ей муж, великий князь Сергей Александрович. Обе выставки посвящены благотворительной деятельности великой княгини в качестве председателя Императорского православного палестинского общества (об этой ее работе рассказывают включенные в книгу историко-биографические очерки). В качестве иллюстраций воспроизводятся многочисленные реликвии, привезенные паломниками и сохранившиеся в частных коллекциях, а также иконы св. Николая – русские и афонские, копии барийского образа и деревянные скульптуры святителя. Юрий Нечипоренко . Помощник царям . – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 127 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2011. – С.72. - (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). |
Ковчег, сделанный в России в Софрино. Десница св.препмуч. Елисаветы была предоставлена Синодом РПЦЗ. Совершив путешествие по России, мощи вернуться в синодальный собор в Нью-Йорк в феврале 2005 г. Завершен только один этап принесения святых мощей. Впереди еще долгие месяцы их путешествия по городам России и странам СНГ, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что это событие является важной вехой в истории Русской Православной Церкви XXI века. В первую очередь потому, что оно явилось реальным шагом к сближению Русской Православной и Русской Православной Зарубежной Церквей. Об этом свидетельствовал в своем послании, посвященном принесению в Россию святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Об этом же не раз говорили, отвечая на вопросы журналистов, епископы Александр и Михаил. Принесение святыни в Россию и страны СНГ послужит и укреплению духовных связей между независимыми государствами на всем постсоветском пространстве. Надежду на это выразил один из членов делегации протоиерей Игорь Собко, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Днепропетровска, руководитель православного духовного центра «Лествица», съемочная группа которого присутствовала на торжествах. «Святая преподобномученица Елисавета вселяет надежду не только на добрые взаимоотношения и понимание между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, но и на то, что православные страны СНГ также не будут разобщены. Замечательно, что предусмотрено пребывание мощей не только в России, но и на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Сегодня имя преподобномученицы Елисаветы хорошо известно на Украине, многие почитали ее святой еще до прославления. Благодаря этому событию получат духовную поддержку те люди, которые действительно любят свое Отечество и видят спасение в лоне канонической Православной Церкви Украины Московского Патриархата. Но не только для нас, для всех стран СНГ очень важно, чтобы они были объединены не только политическими и экономическими интересами, но, прежде всего, молитвенным общением. Мы верим, что предстательством и молитвами преподобномученицы Елисаветы будут развиваться именно такие взаимоотношения, и целостность Православия нашего общего Отечества будет крепнуть. Это в свою очередь даст возможность народам наших стран, объединяясь в молитве, осуществлять другие важные дела, возрождать подлинный патриотизм и традиции милосердного служения ближним, пример которого явила нам Великая княгиня Елизавета». |
Инструменты Каждый мой день начинается с молитвы Господу и Богородице. В нашем домовом храме Благоверного Царевича Димитрия каждый день служится Божественная литургия. Преподобномученице Елисавете я молюсь во время ухода за больными. Для всех сестер милосердия именно она должна служить путеводной звездой, образцом для подражания. Ее духовная красота всегда стоит перед моими глазами. А вот для врачей идеалом я бы назвала архиепископа Луку – врача с мировым именем. Многие наши врачи и сестры милосердия верят в помощь Господа по молитвам святителя Луки. Идя на собственную операцию, я взяла с собой иконку и маслице, освященное на его мощах. Я все время им себя мазала, не сомневаясь в успехе операции. Так и вышло. В нашем музее есть экземпляр его книги «Очерки гнойной хирургии», изданной в 1946-м году. До сих пор это настольная книга многих врачей и студентов. Святитель получил за нее Сталинскую премию. Также у нас есть лекарства первой половины XX века и офтальмологические инструменты того времени, когда крестьян Красноярского края владыка Лука лечил от трахомы. Есть очки, похожие на те, что он носил, походный набор врача XIX века, в том числе саквояж времен Первой мировой войны. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна – Елена Васильевна, какими заветами Елизаветы Федоровны вы делитесь со своими студентами? – В 1990-м году к нам приходила Агриппина Николаевна Кутомкина 1901 года рождения. Это была последняя сестра, которую очень хорошо знала как свою ученицу Матушка Елизавета (так называли ее в обители). Она учила ее в 1914-м году. Жизнь Агриппины Николаевны удивительна. После учебы в Марфо-Мариинской обители она поехала с иеромонахом Даниловского монастыря Павлом (Троицким) в Казахстан, в ссылку, где ухаживала за ним. Позже она всю жизнь проработала медицинской сестрой в поликлинике. Я 3 года помогала ей и многому от нее научилась, согласно ее заветам. Она передала нам три правила, которые неукоснительно надо было соблюдать, чтобы следовать заветам преподобномученицы Елисаветы. Вот эти правила. |
Мы обязательно должны помогать тем, кто находится рядом. Отзываться на их беды, на их нужды, жертвовать собой. Потому что только такая Любовь спасает мир. Если мы замыкаемся в себе, если мы только молимся, постимся, соблюдаем благочестивые правила, храним традиции, но не имеем Любви к тем, кто нуждается в помощи, тогда это какое-то музейное, внешнее делание, которое не помогает душе. Конечно, мы понимаем, что Земля отличается от Царствия Небесного не только тем, что там нет греха, нет насилия и злобы, но и тем, что там нет страдания. На Земле это страдание есть. На Земле страдают все: и грешники, и праведники, и святые, и злодеи. Каждый человек переживает страдания. Это качество нашей земной жизни. Стремление же к комфорту – это ложное стремление, которое пытается Землю превратить в Рай, но без изменения ее греховной сущности земного бытия. Поэтому приобщиться к страданию нас призывает Сам Господь. Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф. 16:24). Страдание бывает разное. Мы знаем три вида страданий: невольное, вольное и сострадание. К невольному страданию мы так или иначе приобщаемся своим рождением, когда мы с плачем появляемся из утробы. Конечно, и в нашей жизни нам очень многое не нравится. Хотим мы этого или нет, мы приобщены к этому страданию невольно. Вольное страдание означает смирить себя. Выпить не два бокала, а один. В пост не есть мясо, может быть, для кого-то: сократить часы проведенные в Интернете. Для кого-то: смотреть только на свою жену. К этому надо себя приучить. Такое вольное страдание помогает бороться со грехом. А есть и со-страдание. Это со-участие страданиям другого. Соучастие не только сердцем и душой, но и всем, что у тебя есть: своим имуществом, своими силами, знаниями. И это есть исполнение заповеди Христа. Примеры такого следования за Христом дают нам святые. Это не только русские святые. Ведь и среди русских святых мы знаем множество с немецкими корнями. В царских страстотерпцах, например, было много нерусской крови. Ярчайший пример — святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Когда мы вспоминаем примеры святости, мы не говорим о каком-то национальном качестве, а только о принадлежности к Церкви. |
Разделы портала «Азбука веры» Великая княгиня Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в традициях лютеранства. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой императора Всероссийского Николая II Александровича и приняла через миропомазание Православие с именем Александра, а сама Елизавета в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна – в честь Феодоровской иконы Божией Матери . Немка по происхождению, Елизавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила свою новую родину всем сердцем. Здесь она немало потрудилась на ниве благотворительности: посещала детские приюты, больницы, тюрьмы. Еще исповедуя лютеранство, она посещала православные богослужения, а в 1888 году, вместе с супругом Сергеем Александровичем, совершила паломническую поездку на Святую Землю . В 1891 году, на седьмом году брака, Елизавета приняла православную веру. При желании, она могла оставаться лютеранкой всю жизнь, поскольку каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие лишь тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы Феодоровны, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако после нескольких лет размышлений и наблюдений, немецкая принцесса приняла решение стать православной. Такой шаг сделать Елизавете Феодоровне было нелегко, ведь она понимала: ее твердое решение перейти в Православие будет ударом для членов ее семьи, верных протестантизму, и в первую очередь для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Тем не менее, 1 января 1891 года Элла (так звали Елизавету в семье) пишет дорогому отцу: «…А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. |
Святая преподобномученица Елизавета Федоровна и вопрос о пути русского монашества 17 июля, 2003 Святои преподобномученице Елизавете Федоровне (1864–1918) принадлежит особое место в русскои истории. Ее прекрасныи светлыи образ (не только «кротости и грусти сокровеннои», но и спокоинои решительности) все больше привлекает внимание наших современников, и изображение ее на иконах можно увидеть во многих церквах. Е. В. Белякова, Н. А. Белякова В 1884 году Гессенская принцесса Элла вышла замуж за брата государя Александра III, великого князя Сергия Александровича. В Россию она пришла уже с высокими христианскими традициями семьи родителеи — дочери англиискои королевы Виктории Алисы и великого герцога гессенского Людвига. Еще ребенком она вместе со своими родными регулярно посещала больницы. Через 7 лет после свадьбы она приняла православие, что было для нее глубоко продуманным шагом. Уже в 1892 году она создает благотворительное общество помощи детям бедных матереи, получившее название «Елисаветинское общество». Комитеты общества были созданы при 224 московских приходах. Елизавета Федоровна возглавила и Дамскии комитет Красного Креста. С начала русско-японскои воины она организовала Особыи комитет помощи воинам. Еи пришлось занимать более 150 почетных должностеи в разных организациях. После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает следующии шаг в делах милосердия, решаясь изменить свои образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинскои обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующеи жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия. Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакои другои практическои работои не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия1. Как недостаток в деятельности обителеи сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личнои настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этои же причине забыт и путь истинных врачеи в подвигах святых целителеи и истинных сестер милосердия, явленныи в диаконисском служении»2. |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) июля Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (Яковлева) П реподобномученица Елисавета [a] (Элизабет-Александра-Луиза-Алиса, принцесса Гессен-Дармштадтская) родилась 20 октября 1864 года в семье принца Гессенского Людвига [b] и принцессы Гессенской Алисы, дочери королевы Английской Виктории, имя которой тесно связано с эпохой расцвета Британской империи. Королева Виктория показала себя в своем политическом прагматизме истинной патриоткой своего отечества; браки ее детей и внуков воспринимались ею исключительно как составляющая часть строительства Британской империи. Она считала делом первостепенной государственной важности выгодно выдавать своих дочерей и внучек за императоров других государств, хотя бы при этом и пришлось поступаться конфессиональными или религиозными принципами. Елизавета была названа в честь Елизаветы Тюрингской, одной из родоначальниц Гессенского дома, которая отличалась милосердием, сострадательностью к бедным и щедрой благотворительностью. В семье ее звали по-домашнему – Эллой. После ее рождения принцесса Алиса писала своей матери королеве Виктории: «Мы любим Елизавету, потому что святая Елизавета была родоначальницей Гессенского дома так же, как и Саксонского». Детство Эллы пришлось на время очень значимых для Европы событий. «Летом 1866 года совершилось событие огромной исторической важности. Германия, раздробленная в течение столетий, начала сплачиваться под руководством гениального прусского министра в одно сильное целое». Этим министром был Отто Бисмарк, а начало объединению положила Австро-прусская война, продолжавшаяся семь недель и закончившаяся победой Пруссии. Гессен-Дармштадт выступал на стороне Австрии, и после ее поражения прусские войска оккупировали его. Все политические силы при этом остались на своих местах, но побежденным пришлось платить дань победителям, что существенно отразилось на материальном положении семьи принца Людвига, воевавшего на стороне Австрии. |
Соборование. Ответы на вопросы Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым? 23 марта, 2006 Разве соборуются не только умирающие? Миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже? Всем ли можно собороваться? Как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Зачем соборование нужно здоровым? Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и то же или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. |
Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Фрагмент совершения Соборования в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря (г. Москва). Скачать видеофайл (3,5 мб winamp) Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов |
| |