Эти вопросы еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

16 декабря, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, в ставропигиальном Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде прошло праздничное богослужение. Божественную литургию в Богородице-Рождественском соборе, где покоятся мощи святого основателя обители, совершил Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. После чтения Евангелия Патриарший Местоблюститель обратился к молящимся с архипастырским словом. «Сегодня все говорят, что современная Россия должна быть великой страной. Но это величие должно достигаться не силой власти и не силой оружия, но силой Духа Божия», — подчеркнул иерарх. По завершении Божественной литургии митрополит Кирилл совершил литию по блаженнопочившему Святейшему Патриарху Алексию. От лица насельников, попечительского совета и прихожан обители Патриаршего Местоблюстителя приветствовал наместник Саввино-Сторожевского архимандрит Савва (Фатеев). Затем архипастыри посетили церковь Преображения Господня, где ознакомились с ходом реставрации храма, осмотрели новый иконостас и престол и встретились с детьми, участвовавшими во втором Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси», посвященном 90-летию памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Также состоялась презентация альбома «Открытое сердце. Святая великая княгиня Елисавета Феодоровна», изданного по итогам детского конкурса. 18 декабря, накануне дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. По окончании всенощного бдения митрополит Кирилл совершил литию по почившему Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Патриарху Алексию II. Обращаясь к верующим, Патриарший Местоблюститель поздравил собравшихся с престольным праздником. 18 декабря 2008 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с Председателем Правительства Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Милорадом Додиком.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В академии Виктор Милов ревностно занимался богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку «пять с плюсом», было сочинение о Филоне Александрийском. Однако «сердце льнуло больше к монахам и церкви», – записывает он в своем «Дневнике». По счастью, в Казани ему наконец удалось встретить преподавателей, сочетавших в себе глубокую ученость, личный монашеский подвиг и миссионерские устремления. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у старца Гавриила (Зырянова ; 1844–1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период – наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших не последнюю роль в судьбах Русской Православной Церкви в 1920–1930 годах. Это архиепископы Феодор (Поздеевский) , Гурий (Степанов) , епископы Иона (Покровский), Варнава (Беляев) , архимандрит Симеон (Холмогоров) и многие другие 5 . Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители. Почти все указанные отцы, архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой именно академического иночества был инспектор академии архимандрит Гурий (Степанов) 6 , будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в духовном становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал встречи, на которых присутствующие – преподаватели и студенты – могли свободно обмениваться мнениями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова – и все это имело место быть по благословению отца инспектора. За неделю до Рождества 1917/18 года по совету отца Гурия Виктор съездил в город Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако наступил 1918 год. Тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. Большинство студентов академии после летних каникул так и не возобновило обучения, разъехались кто куда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Пасмурный день в Свияжском монастыре Когда после его лекций я шел в Третьяковскую галерею: зал древнерусского искусства, мимо которого я раньше пробегал, спеша туда, к XIX веку, вдруг тоже стал притягивать меня. Я стал осмысленно смотреть на иконы, понимая, какой безбрежный, глубокий и прекрасный мир мне открывается. А еще, конечно, сыграли важную роль непосредственные занятия по овладению мастерством. Монументальная мастерская Евгения Николаевича Максимова для многих стала шагом на пути воцерковления. Когда ты изучаешь, копируешь шедевры церковного искусства под руководством такого мастера, как Евгений Николаевич, слушаешь его объяснения, ты тоже погружаешься в их осмысление. Удивляет, когда говорят, что в церковном искусстве нет места для творчества. Работа для Церкви очень интересна для меня в творческом плане. Всякий раз новая работа, новый заказ – одновременно и возможность поделиться своим опытом, и приобретение опыта, и ответственность. Ведь ты делаешь не просто картину (хотя любое творчество – всегда ответственность) – а образ, перед которым люди будут молиться, обращаясь к Первообразу. Когда сделанная тобой мозаичная икона монтируется и к ней начинают подходить верующие, прикладываться, ты понимаешь, насколько ответственная твоя работа. Святой источник Для Церкви я делаю в основном мозаики, реже – росписи. Мне интересно и работать самому, делать отдельные образы, и работать как часть бригады, над большими объектами. Важной в этом смысле была работа над мозаиками храма Святого Саввы Сербского в Белграде. Это масштабный проект, в котором учувствовало много художников-монументалистов, и здесь как раз проверяется умение работать в бригаде, понимание соборности монументального церковного искусства. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, мозаичное панно на западном фасаде Казанского собора в Казанско-Богородицком монастыре в Казани Когда я пишу свои светские картины – для меня это не что-то противоположное церковным проектам. Я иду к мольберту, завершив тот или иной заказ, как мы выходим из храма после богослужения и восхищаемся красотой окружающего нас мира. Церковное искусство для меня – способ говорить о мире Горнем, светское – размышлять о нашем, здешнем, созданном Богом мире.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/08/hudozh...

Ирмос: Ризу мне подаждъ светлу,/одеяйся светом яко ризою,/многомилостиве Христе Боже наш.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. К кому прибегну в нищете моей,/аще не к тебе, святая преподобномученице Елисавето?/Обнажися душа моя от всякия добродетели,/уязвися от прилогов вражиих./Но вем нищелюбие твое,/яко николиже отринула еси просящаго:/аще ли убог, и аще и грешен, аще и злое сердце име./Тако и мене недостойнаго и уничиженнаго не отжени,/но помолися Господеви о исправлении жития моего.  Припев: Святая преподобномученице Елисавето, моли Бога о нас. Да не будет мне в осуждение молитвословие сие,/из глубины зол моих возносимое:/хотят бо сомкнутися надо мною волны моря житейскаго,/и пути благаго не вем./Но ты помолися о мне, святая Елисавето,/хотящи мене спасти и на стезю правую наставити./Ты бо и прежде, никем не гнушающися и к немощем грешных снисходящи,/многим путь ко спасению показа.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Приими мене с любовию, милостивая Елисавето,/якоже и всегда принимала еси подобных мне больных и сирых,/и крепостию оскудевших./Утоли глад и жажду,/исцели болезни души моея и, присно ко Христу молящися,/испроси мне у Него еже потребно ко спасению.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Богородице Дево,/радости Виновнаго рождшая,/просвети радостию Твоею сердце мое,/помраченное страстьми многими,/тьмою уныния плененное,/лютым разслаблением недугующее./Омый скверну души моея и подаждь ми светлую одежду,/в нейже представ ко Господу, не изгнан буду из чертога брачнаго.  Кондак, глас 2 Величие подвига веры кто повесть:/во глубине земли, яко в раи светлости,/страстотерпица Великая княгиня Елисавета/со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся/и, убиение претерпевающи,/о безбожных мучителех взываше:/Господи, прости им грех сей,/не ведят бо, что творят./Тоя молитвами, Христе Боже,/помилуй и спаси души наша. Икос Прежде кончины убиение претерпела еси, Елисавето мученице, егда убийца мужа твоего порази неисцельною раною душу твою, и тако для радостей мира сего умерши, воскресла еси, якоже древле Тавифа, во еже немощным послужити. Сему же подвигу радости нескончаемыя причастившися, напитала еси душу свою светом Божественныя любве; сего ради не убоялася еси мучителей, убивающих тело, егоже разрешившися, душею востекла еси ко Господу, Егоже моли помиловати и спасти души наша. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет. Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Великая княгиня Елисавета была прославлена Русской Церковью Заграницей в 1981 году, а в 1992 году она была прославлена Архиерейским Собором Русской Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2018 1 ноября, 2017 4 февраля, 2023 30 августа, 2022 16 февраля, 2022 10 ноября, 2021 16 декабря, 2019 18 июля, 2019 1 ноября, 2018 16 февраля, 2018 1 ноября, 2017 4 февраля, 2023 30 августа, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Снег, кровь, обрывки искорёженной кареты, куски разорванной плоти. В современных фильмах этот эпизод не раз пытались показать, но, наверное, все равно тяжело представить себе состояние Елизаветы, прибежавшей на место убийства любимого мужа. Она бросилась к нему, растерзанному взрывом. Никакой истерики, никаких слез – великая княгиня, бледная, со стеклянным взглядом, стала собирать по площади обрывки одежды, вещи, останки мужа. Позже она говорила своей сестре, что в тот момент думала только об одном: «Скорее, скорее, Сергей так не любил беспорядок и кровь». В первые дни после трагедии она ничего не ела, много молилась. И на похоронах словно была в оцепенении, не плакала, а только повторяла, держа за руки племянников: “Он так вас любил”. Потом — пришло решение идти в камеру к убийце, просить его подумать о душе, о покаянии и – показавшееся многим безумием – прошение императору о помиловании преступника. А после — она приняла постриг. Кажется, она уже была святой… Благотворительность – как мода? Бог судил ей дополнить личную святость делами, которым несть числа. После пострига Елизавета Федоровна воплотила свою мечту — сестричество милосердия, Марфо-Мариинскую обитель. Обитель и по сей день носит отпечаток светлой грусти. Елизавета с двойной энергией взялась за то, что сегодня бы назвали социальной работой. Кому-то благотворительность, которой занималась фамилия Романовых и знать вообще в конце 19 — начале 20 веков, покажется крошками с барского стола, небрежно кидаемыми нуждающимся как дань моде и своему положению. Это заблуждение — во всяком случае, в отношении великой княгини Елизаветы Федоровны. Вся ее сущность была в том, чтобы отдавать себя — впитанная с молоком матери, с опытом жизни. Достаточно было видеть, о каких бытовых мелочах она заботится, устраивая больницу или гимназию. Это было делом жизни, работой, своего рода профессией, которой отдавались все силы, вся изобретательная и творческая энергия. “Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь”, — писала великая княгиня.

http://pravmir.ru/svyataya-eisaveta-ange...

А то, что женщины начинают играть большую роль, когда меняются условия церковной жизни – это неизбежно. И, собственно, в роли помощниц в Церкви женщин никто не отрицает. И чтение, и пение, и хозяйственная помощь женщин в храмах существует до сих пор. Но всё это до определенных пределов – женщина по-прежнему, несмотря ни на какие изменения, не может выполнять священнических функций в Церкви. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета (в центре) – Какие основные препятствия для введения женщин в число служителей алтаря сегодня – догматические, антропологические, иерархические? – Существует целый ряд аргументов, связанный с тем, почему женщина не может быть священником. Например, что священник должен являть собой образ Христа. Этот вопрос активно дискутируется на Западе. Но мне кажется, что главным аргументом является антропологическое препятствие. Разделение на два пола есть некое естественное установление, существующее изначально. Оно заложено Богом в человека как естественное устройство мира. Половое разделение предполагает и наличие определенных функций, связанных с полом. Для женщины – это семья, рождение и воспитание детей, для мужчины – защита и пропитание семьи и в целом – труд в поте лица. Так было изначально. Это естественное разделение определяло полномочия людей в обществе и Церкви. Собственно, Церковь приняла это естественное разделение, и его пересмотр неизбежно должен привести к искажению не только церковной, но и общественной жизни. Ведь у каждого пола есть определенные полномочия и функции, которые ему свойственны. Сторонники женского священства как раз пытаются преодолеть этот вопрос о естественном состоянии полов, когда начинают говорить, что пол не естественное состояние, а социальная функция, и женщина может быть не только матерью и домохозяйкой, но и общественным работником, в том числе священником. Например, англиканская церковь после признания за женщинами права совершать богослужения в конечном счете также признала, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации могут занимать церковные посты и быть равноценными членами религиозной общины. А это и есть следствие искажения естественного природного установления.

http://pravmir.ru/svyashhennik-andrey-po...

— Насколько оправдались ваши ожидания? — Я думал, что святые места не примут меня грешного. Это ожидание не оправдалось, и это чудо Божие и радость для меня. — Паломничество – это еще и способ укрепления духовных связей между православными разных стран. Ваша программа включала в себя встречу с Иерусалимским Патриархом Феофилом III. Как вы могли бы охарактеризовать эту встречу? — Такие встречи обычно носят протокольно-деловой характер. Речь шла о согласовании взаимодействия по ряду вопросов, в том числе связанных с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества, которое представлял Игорь Рауфович. Я очень рад, что мы при этом присутствовали и получили благословение Патриарха. Официальная встреча ктитора Патриаршего подворья храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игоря Ашурбейли и епископа Каменского и Алапаевского Мефодия с Патриархом Иерусалимским Феофилом III — Что вы думаете о деятельности Императорского Православного Палестинского Общества? — Замечательно, что оно продолжает ту работу, ради которой и было в 1882 году создано. И если прежде его функцией была помощь русским паломникам в нелегких на тот момент условиях, то теперь оно начинает возвращать утерянное за годы советской власти. — Как вы относитесь к разговорам о том, что нужно выполнить волю Великой княгини и перезахоронить ее в России, согласно её завещанию? — Если есть завещание, то его надо постараться исполнить. Один архиерей, недавно по долгу службы побывавший в Гефсимании, в монастыре, где сейчас покоится тело святой Елизаветы, рассказывал, как спрашивал сестёр обители, часто ли они приходят за помощью к Великой княгине. И узнал, что сестры чаще обращаются к ее сподвижнице, инокине Варваре. Его и нас, когда мы слушали его рассказ, это удивило, ведь всё-таки духовной наставницей сестер была, конечно, Елизавета Феодоровна. Но когда я стоял у раки с мощами святой, мне кажется, понял, почему так происходит. Если Великая княгиня собирается оттуда переместиться в Россию, тогда духовной наставницей сестер становится инокиня Варвара, и святые преподобномученицы насельниц к этому готовят. Это отчасти явилось для меня указанием, что всё-таки есть её воля перебраться в Россию.

http://pravmir.ru/episkop-kamenskiy-i-al...

СВ.Преподобномученица Великая княгиня ЕЛИСАВЕТА помолись о бол отр Варвары Елены Ксении отр Киры отр Анастасии Екатерины мл Алексея Андрея Александра Софии Дарии Димитрия!!! М 11 октября 2019, 15:07 Благодарю Владислав 18 июля 2017, 10:01 Я верую в такие отношения, И радует меня событье это, По каплям своё сердце раздавать, Целую руки вам,в поклон,Елизавета Лариса 15 октября 2016, 09:54 Замечательный рассказ! Спасибо большое Наталье Романовой-Сегень за минуты предоставленного удовольствия от чтения произведения. Наталья 19 июля 2016, 12:57 Спаси Христос ! Душа радуется и греется от таких строк! Матушка Елисавета моли Бога о нас! евгений 18 июля 2016, 18:39 Святая,воистину,Святая. Преподобномученица Елисавета,моли Бога о нас,грешных. Надежда Цветкова 18 июля 2016, 12:38 Невозможно без слёз читать. валера 17 октября 2015, 12:04 Спасибо.Приклоняешся,читая строки ,перед великодушием и мужеством Святых Женщин.Святая великомученица Елисавета и инокиня Варвара молите Бога о нас грешных. Наталия Плужникова 19 июля 2015, 00:17 Светло и трогательно! Слёзы капают от дивного духовного, немеркнущего Света! Святая преподобная великая кн. ЕЛИСАВЕТА моли Бога о нас грешных! Olga Slapa 18 июля 2015, 06:38 Дыхание перехватило...У меня доченька болеет...Я бы и ножки поцеловала...Матушка Елизавета , моли Бога о нас грешных. Вячеслав 17 июля 2015, 21:39 слезы капали Светлана 17 июля 2015, 13:33 Святая великомученица Елисавета, моли Бога о нас грешных! Reka 21 сентября 2014, 21:57 Очень тронула это " А теперь целуйте ручку " . И впрямь мало кто ТАК отреагировал бы на детскую непосредственность. Очень тронула. Ольга Осенская 18 сентября 2014, 00:17 Наталья спасибо. Отлично изложено. Боже какие были люди и впрямь святые Успехов. Жду книгу в подарок Антонина 23 августа 2014, 15:08 Очень понравился отрывок!Спаси Господи! Olga Vivienn 21 июля 2014, 23:59 Нежная истинно женская грация Великой княгини.. моли Господа о недостойных нас. Мне вчера перед вечерней службой Казанской иконы Божьей Матери, мало знакомая девушка с клироса подарила, с большим волнением, маленький образок Елизаветы, привезённый с Алапаевска в день памяти.. и рассказала историю выздоровления в Питере.. а сегодня, всматриваюсь в фотографии княгини и вижу глаза девушки, которые встречала и раньше.

http://pravoslavie.ru/72317.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010