Апостольское чтение 6-й Недели Великого поста начинается неожиданным призывом: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Почему Церковь предлагает нам, постящимся и кающимся в своих грехах, эти слова? Уместна ли радость на переломе Великого поста и Страстной Недели? Совместима ли она с покаянием, к которому ежедневно призывала нас Святая Четыредесятница? Углубим вопрос. В самом Писании как совмещаются: «блаженны плачущие» (Мф. 5:4) и «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)? Дело в том, что есть угодная Богу печаль и неугодная. Неугодная – печаль мирская, связанная с материальными ценностями и страстями человеческими. Такая печаль не имеет веры, она опасна и может привести к унынию – духовной смерти. Угодная же Творцу есть наша печаль о своих и чужих грехах. Это то, что святые отцы называли «радостотворным плачем». За такую печаль Господь дарит сердцу мир и утешение. «Как мирская радость бывает смешана с печалью, так от слез по Боге вырастает постоянная и неувядающая радость», – говорит Златоуст . Парадоксальная радость покаяния нигде более не явлена так, как в службах Великого поста. «Печальный свет: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божьего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в дом Отца» , – так характеризует богослужение Святой Четыредесятницы протопресвитер Александр Шмеман. Эта светлая печаль придает великопостным службам особую красоту, преображающую молящегося; дарит внутренний мир и какое-то новое, таинственное счастье. «Это не то шумное, поверхностное счастье, которое приходит и уходит двадцать раз в день, такое хрупкое и непостоянное; это – глубокое счастье, которое происходит не от одной определенной причины, но оттого что душа наша, по словам Достоевского, прикоснулась к «иному миру». И прикоснулась она к тому, что полно света, мира, радости и невыразимой надежды», – говорит отец Александр . Удивительна эта связь радости и скорби в христианстве! Все преобразил в нашей жизни Христос – и радость, и печаль. Только явление Царства Небесного уже здесь, в этой реальности, может родить слова, подобные апостольским: «радуйтесь, поскорбев теперь немного» (1 Пет. 1:6), или: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1 Пет. 4:13). Вот и возвещает сегодня Церковь об этой радости в преддверии Страстной седмицы, чтобы наша скорбь о Христе страдающем была растворена светом приближающего Воскресения. Опыт переживания этой светлой печали должен стать главной драгоценностью, которую мы вынесем из Святой Четыредесятницы. Это и есть та радость о Господе, о которой говорит апостол и которая должна быть духовным стержнем нашей жизни.

http://pravoslavie.ru/111915.html

     Мы проходим поприще Великого поста для того, чтобы очистить свою душу, освятить себя благодатью Божией, укорениться в правде Божией, научиться сопротивляться греху, злу, неправде — в первую очередь, в своей собственной жизни. Пост является средством, используя которое человек может реально повлиять на состояние своей души. Потому что через воздержание от пищи, от развлечений, от различного рода соблазнов мы воспитываем свою волю, мы возвышаем свои чувства. Пост и молитва великие средства возвышения души, преодоления грехов, изменения внутреннего состояния человека. В Великом посту особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь сами себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы быть ближе к Богу. Дни Великого поста и даны нам для того, чтобы мы могли подумать о нашей внутренней жизни, проанализировать наши мысли, поступки, определить, насколько мы способны противостоять греховным искушениям, насколько мы готовы строить жизнь по Божиему закону. Великий пост мы посвящаем тому, чтобы проанализировать свою внутреннюю духовную жизнь, подвергнуть строгому экзамену свои мысли, чувства, волевые устремления, поступки. Святая Четыредесятница представляет нам особую возможность углубиться в самосозерцание. Время Великого поста — это время освобождения от болезни, время исцеления. Это некий духовный санаторий, в который мы входим, имея надежду на выздоровление, на освежение своих чувств, на обновление своих мыслей, на укрепление нашей веры. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем и которое считаем для себя удобным, привычным, на самом деле является регрессом. Если в душе человека не происходит нечто, что возвышает эту душу, то он понижает уровень своей духовной жизни. Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста. Тысячелетний опыт духовной жизни, начавшийся на самой заре человеческой истории, свидетельствует о том, что воздержание в пище обостряет ум и человеческие чувства, мобилизует волю.

http://pravoslavie.ru/101374.html

Блаженнейший Митрополит Владимир: Спаситель наш настолько любвеобильный, что все, что делается во имя Его для бедных, беспризорных и страждущих больных, Он принимает как то, что делается непосредственно для Него Самого. Помня об этом, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа посредством помощи Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ею в дни Страстной седмицы 9 апреля 2012 г. 16:50 Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев 28 марта отметил 71-летие. ПСТГУ — первый светский вуз в истории России, который предоставил возможность мирянам получить полное высшее богословское образование. Александра Боровик 28 марта 2012 г. 16:40 И сейчас, взирая на портрет почившей настоятельницы, мы не можем оторвать глаз от ее убеленного и умягченного скорбями лица. Ее материнский взор пронизан той светлой печалью и сострадательностью любви, которые всего лучше говорят о том, что евангельская соль не оскудела в сердцах духовных наставников наших... протоиерей Артемий Владимиров 6 апреля 2011 г. Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций. инокиня Ксения (Чернега) 6 апреля 2011 г. В современном обществе неожиданное широкое распространение получил миф о богатстве духовенства. Но в реальной жизни всё иначе: многие пожилые священнослужители, особенно это касается отдаленных приходов, по причине бедности храма живут только на свою гражданскую пенсию. А если это настоятели не пенсионного возраста, да еще многодетные, то в этом случае уровень дохода на каждого из членов их семей намного ниже прожиточного минимума. 5 апреля 2011 г. Святая четыредесятница — личный подвиг каждого христианина и одновременно молитвенное предстояние всей Церкви. Но «Церковь не вне нас, не над нами, а мы во Христе и Христос в нас». О трудностях узкого пути и о специфике библейско-христианского переживания поста размышляет архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

http://e-vestnik.ru/jmp/2011/4/

Во вторую Неделю Великого поста епископ Митрофан совершил Литургию в Саблино марта 2016 За Литургией Владыка совершил хиротонию Евгения Плеханова во диаконы 27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил  Божественную литургию свт. Василия Великого в храме свт. Николая Чудотворца п. Саблино . Его Преосвященству сослужили: настоятель храма, благочинный Тоснеского округа протоиерей Николай Аксенов ; протоиерей Михаил Бреславский; иерей Иоанн Аксенов; иерей Виктор Плеханов. После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. За Литургией владыка совершил хиротонию Евгения Плеханова во диаконы ко храму святой великомученица Параскевы Пятницы п. Красный Бор . По окончании богослужения архиерей поздравил верующих с воскресным днем и обратился со словом проповеди. Преосвященнейший владыка отметил, что подошла к концу вторая седмица Святой Четыредесятницы, приближая нас ко светлому празднику Христова Воскресения. Архипастырь подчеркнул особую важность молитвы во дни поста и напомнил, что во вторую Неделю мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, великого молитвенника и аскета. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой - тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: " Сказал Бог, да будет свет " . Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Д.В. Дементьев Понедельник четвертой седмицы Великого поста Благоговея пред животворящим Крестом Святая Церковь призывает нас на поклонение ему. Божественный и Всечестный Крест Господень является для нас сокровищем освящения и силы. Примером Господа, смирившего себя до смерти крестной. Церковь , по достижении средины поприща Великого поста, призывает нас к смирению, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, чтобы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Великого поста говорил: «Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Великого поста, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве, или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать». О СИЛЕ КРЕСТА Для того Церковь и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знамением, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов, и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает. Святитель Димитрий Ростовский Смотри как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче, – силу Креста, знамение сущей над демонами победы. Святитель Иоанн Златоуст Я сам пользовался этим оружием (т.е. оружием святого Креста) против всех врагов. Вооружи им себя, дабы, вооружившись, мог и ты победить сего врага. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский Нам ныне также является на небе церковном Крест Христов, чтобы и мы этим знамением побеждали врагов и держались около него. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы мы побеждали и поражали бесов, и мы сами, падшие, восстали и исправились.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий: На добродетелях может взращиваться и гордыня В первую очередь мы должны искать смирения 4 марта, 2014 В первую очередь мы должны искать смирения Подготовительные седмицы перед началом святой Четыредесятницы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде, открывают нам смысл христианского поста. Это не просто диета, воздержание от скоромной пищи, воздержание от пития. Всякое дело, которое мы начинаем, должны посвящать Господу. Так и начало Поста должно посвящаться Богу и своей душе. Премудрый Соломон говорил, что есть время камни разбрасывать, а есть время камни собирать. Есть время смеяться, есть время плакать. Это мы должны понимать и должны иметь правильное отношение к тому, чему учит нас Святая Церковь. Потому что пост – это деятельное время, которое человек посвящает именно Богу, когда человек смотрит внутрь себя, когда он смотрит в свое сердце. Пост – это воздержание, в первую очередь, от своих телесных и душевных чувств. Если человек в чем-то грешит, он должен стараться избавляться от этого греха. Во время поста человек прославляет Бога. В Библии написано, что «не может из одного источника истекать и горькая и сладкая вода» (Иак. 3:12). То есть мы не можем злословить, проклинать и в то же время благословлять  друг друга. Это неправильно. Пост – это время, когда человек старается избавиться от своих дурных наклонностей и приобрести себе что-то полезное. Когда человек осознает свою немощь в борьбе со страстями и просит помощи у Бога — Господь всегда помогает. Так что в преддверии Великого поста мы должны обозначить себе ориентиры. Сейчас в умы и сердца людей вливается очень большое количество информации. Та информация, которую в древности можно было собирать в течение полугода, сегодня воспринимается человеком в течение одного дня. Конечно же, надо от этого воздерживаться. В прощеное воскресенье читалось Евангелие, в котором Спаситель, устами евангелиста Матфея, рассказывает о том, как будет судиться человеческая душа, по каким делам, какими критериями. Господь говорит: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня» (Мф. 25:35-36). Праведники спросили Христа: «Господь, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, жаждущим — и напоили? Когда видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели? Когда видели Тебя больным — и ходили за Тобой и когда навестили Тебя в тюрьме?» (Мф. 25:37-39). На что Богочеловек ответил: «Говорю вам, все, что вы сделали для одного из самых малых  братьев Моих, вы сделали для Меня» (Мф. 25:40).

http://pravmir.ru/episkop-voznesenskij-i...

И чего не было говорено, чего не было писано в защищение св. икон против иконоборцев! Было говорено и писано, что иконы почитаются не за украшение, не за вещество, не за искусственное и художественное изображение, поскольку всякая драгоценность на иконах есть ничто иное, как свидетельство достоинства изображаемого лица и усердия изображающих, и приносится в честь и славу изображенного; что иконы чествуются, как изображение Божественных и священных лиц, каковы суть: изображение Бога Отца, Ветхого деньми, изображение воплощенного Сына Божия, Богочеловека, Матери Божией, Приснодевы Марии, св. Ангелов, окружающих престол Вышнего и посылаемых на землю для служения призываемых к наследованию спасения, также изображения святых Угодников Божиих. Кто же не воздаст чести, кто в благоговении не поклонится лицу Божию, лицу Матери Божией, изображению лиц Угодников Христа Спасителя, подражателей Божественной жизни и действий Его? Кто не поклонится, когда это несомненная истина, что честь, воздаваемая изображению лица, восходит к самому Первообразу, к самому живому, всевидящему и всеведущему Богу, к святым Божиим, живущим и действующим в Боге, прославившим Бога и прославленным от Бога; почему, кто не воздаст чести образу, бесчестит самых тех, которые изображены на образе; что нам, которые сами составляем образ Божий, и живем и мыслим и действуем в мире образов, и одушевлять себя к благочестию вполне невозможно без начертаний и образов; что истинный, живой образ есть выражение внутренней силы и свойств своего первообраза; а начертанный на веществе, священный или Божественный образ есть истое или сходное подобие своему первообразу, и со стороны чествующего, составляет выражение чести и благоговения к достоинству и величию изображаемого. Ничто не убеждало ослепленных иконоборцев. Св. иконы были изметаемы из храмов, влачимы по презренным местам, попираемы, сжигаемы, и всякому уничижению подвергаемы; вместе с тем и почитатели св. икон подвергаемы были поношению, изгнанию, пыткам, мучению и даже мучительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провесть его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, – освятим восстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением Церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием тела и крови Христовых. – Смотрите, как говорят о нем святые отцы! – Один говорит (Дни Богослужения, ч. 2, стр. 33, Симеон Солунский – в ответах на вопросы): «пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово – не на камнях начертанное, по от Девы воплотившееся и родившееся, – и приобщаемся Его Божественной плоти». – Другой учит (Лев. вел. бес. XCII): «хранение воздержания запечатлено у нас 4-мя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда должно стараться нам – постом и милостынею истреблять грех , который бренностью плоти и нечистотою пожеланий приумножается». Вот как рассуждают Богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! – Примем же к сердцу внушение, – столько нам благопотребное и спасительное. Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета – очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты, – нередко и против воли их, – И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие: так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви уставила посты, – все четыре, – с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, в отдых тем, кои утомлены многозаботливостию житейскою, в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбою или падением. Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою небесною пищею, – и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись пути пустынного, пока достигнешь высокого Синая – праздника Рождества – для восприятий ощущений Бога, к нам приближающегося, но мере труда твоего и степени приготовления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

О постах Пост был установлен еще в ветхом завете и подтвержден в новом: Господь наш Иисус Христос Сам постился в пустыне 40 дней (Искушение Иисуса Христа в пустыне, §75), учил о посте ( Мф.6:16–18 ) и важности поста, который вместе с молитвой дает силу изгонять бесов ( Мф.17:21 ) исцеление глухонемого мальчика (§ 81). Постились апостолы ( Деян.13:2; 14:23 ) и все святые. Пост установлен для того, чтобы дать возможность человеку воздержанием от пищи ослабить плоть свою, тело, с его страстями и, таким образом, дать власти над ним духу. Постясь, мы должны сокрушаться о грехах, горевать о них. Человеку, когда он, в горе, не до пищи, и он ослабляя постом греховные страсти тела может лучше углубиться в себя, подобно распутному сыну, который почувствовал раскаяние под влиянием неимения пищи (Притча о распутном сыне, § 108). Но пост телесный действителен только тогда, когда он соединяется с постом духовным, т. е. на самом деле с воздержанием от всякого зла, гнева, со строгим соблюдением заповедей Божиих, с молитвой и добрыми делами. Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным принадлежат: а) день предшествующий празднику Крещения Господня, для достойного приготовления к нему; б) день Воздвижения Креста Господня (Воздвижение святого Креста Господня, §149); в) память крестных страданий Спасителя; г) день усекновения главы Иоанна Предтечи (Усекновение главы Иоанна Предтечи, § 78), из благоговения к памяти этого великого святого и постника; кроме того, на каждой неделе: д) среда в память предания Спасителя Иудой (Предательство Иуды, §120) и е) пятница в память страданий и смерти Иисуса Христа (Распятие и смерть Иисуса Христа,§127). Многодневных постов четыре: а) Апостольский (Петров), в память святых апостолов, постившихся перед отправлением на всемирную проповедь Евангелия. Он начинается через неделю после Троицина дня и продолжается до дня памяти святых, апостолов Петра и Павла – 29-го июня (12-го июля); б) Богородичный (Успенский), от 1-го (14-го) до 15-го (28-го) августа, для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери (Успение Божией Матери, §135); в) Рождественский или Филиппов, от 15-го ноября (28-го ноября) (после дня памяти апостола Филиппа) до 25-го декабря (7-го января), для приготовления к празднику Рождества Христова (Рождество Христово, §68); г) Великий, или святая четыредесятница, в подражание сорокадневному посту Господню. Он бывает перед Пасхой (Воскресение Христово, § 129). За ним следует пост страстной недели в память страданий Господних. Вербное воскресенье и суббота пред ним служат переходными днями от одного поста к другому, и пост в эти дни не отменяется. На страстной неделе в пятницу, во время утрени читаются двенадцать евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа; во время вечерни выносится на ризницы на средину церкви изображение Христе лежащего в гробе, то есть плащаница в воспоминание смерти Иисуса Христа; а на утрени в субботу плащаница обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступаем в последнюю седмицу Святой Четыредесятницы. В течение всех этих недель святая Церковь открывала нам Божественные тайны. Торжество Православия, сияние Фаворского Света, поклонение Кресту Христову. И наконец, нам предлагаются образы восхождения к Богу: в прошлое воскресенье — преподобный Иоанн Лествичник и сегодня — преподобная Мария Египетская. В минувшую среду у нас было Мариино стояние, когда целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — то покаяние, которое принесла Мария Египетская в своей борьбе с грехом. И то покаяние, через которое должен пройти каждый христианин, чтобы достигнуть спасения. Мы помним, из какой пропасти Господь возвел эту женщину, в каком грехе блуда она пребывала долгое время. И как бы нечаянно, не ища, внезапно обрела Бога. Потому что Господь Сердцеведец знает глубины каждой души человеческой, даже погибающей в нераскаянных грехах. Она отправилась во Святую Землю с паломниками с целью греховного увеселения, и не смогла войти вместе со всеми в Иерусалимский храм Воскресения Господня, чтобы поклониться Кресту Христову. Тогда заступничеством Божией Матери ей вдруг открылся весь ужас ее состояния. Она увидела, что отвергнута от лица Божия, что не может, не имеет права даже войти в храм Господень. Со слезами взмолилась она перед образом Божией Матери. Вспомним наш вчерашний  праздник — Похвалу Пресвятой Богородицы, предваряющий память преподобной Марии Египетской. «Какую похвалу принесу я Тебе, Пречистая Дева, своей развратной жизнью? Через Тебя пришел Спаситель мира, чтобы привести всех погибающих в грехе к покаянию. Будь моей Поручительницей перед Ним, и я навсегда отвергнусь гнусного греха». Заступничеством Богородицы она вошла в храм и поклонилась Кресту Христову. Ей дано было прикоснуться к жизни, которую Господь Своей Крестной смертью принес для каждого человека. Она узнала о какой радости, о каком вечном покое идет речь в Церкви Христовой, и исполнилась решимости принять любой труд, любые скорби, чтобы не осквернить никогда эту благодать. Не напрасно Божия Матерь сказала ей: «Там за Иорданом найдешь покой».

http://moral.ru/5_nedelia/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010