Послание 18(206). Огласительное к ученикам своим Так как уже наступает Святая Четыредесятница, то я признал благовременным кратко побеседовать с вами, возлюбленные дети и почтеннейшие братья, имея заповедь от апостола «умолять, обличать, запрещать во время и не во время» ( 2Тим.4:2 ). Теперь же и само время поста заключает в себе назидание, может и сурового привести в сокрушение. Итак, братия, с охотою встречайте эти радостные дни, совершая каждый по силам своим обычное в том месте, где остановился, чтобы нам посредством спокойствия и воздержания в пище очистить сердце, окрылить душу, обуздать страсти. Ибо в этом состоит пост, в этом – спокойствие, этого требует заповедь, это – глава нашего спасения, от этого и причащение Святых Таин может быть для нас благоприятно, или лучше сказать, может послужить напутствием к вечной жизни. «Ибо, кто ест и пьет недостойно», т.е. не чисто, насколько доступно нашей природе, «тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем», по апостольскому изречению ( 1Кор.11:29 ). Поэтому, братья мои, нужно подвизаться и соблюдать себя чистыми от непристойной похоти, от зависти, снедающей душу, от сребролюбия, потопляющего ум, и от нерадения, омрачающего око души, постоянно ожидая исхода из тела, чем и истребляются страсти, и укрепляется душа. Заключайте вход для страстей, избегайте мест падения, избегайте бесед и обращения с женщинами. Ибо может ли не возгореться, не воспламениться сердце, обмениваясь словами с девицею, с поющею или с какою-либо другой женщиной? Может ли, скажу словами Григория Богослова , спасти чужая того, кого погубила своя? И хотя бы кто казался соблюдшим себя на деле, не спасется в сердце, по изречению Господа ( Мф.5:28 ). Пусть же гонение будет не для погибели, а для спасения, и нет теперь такой нужды, которая заставляла бы общаться с женщиной, как некогда обстоятельства принудили славного между отцами Афанасия жить семь лет у девы или других святых принимать услуги от женщины 228 . Но теперь и города, и селения располагают свободой гостеприимства, так что не нужно общаться с женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Разделы портала «Азбука веры» Четыредесятница – 1) также Святая или Великая четыредесятница – первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост. Первые 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи . Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей ) 7 недель. В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен. Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей , прилежание к молитве , духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником. Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице. Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого , а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста . В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8м веке после победы над ересью иконоборчества. Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы , раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте. В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту . В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника , написавшего « Лествицу » – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

http://azbyka.ru/chetyredesyatnica

Скачать epub pdf 12. Неделя 1 Великого поста. О призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. О начале подготовки к «спогребению» и «совоскресению» Христу (Ин. 1:43–51) Прошла первая седмица Великого поста. Мы сделали, братия и сестры, первый шаг на пути очищения от греховной скверны, положили начало воздержанию в пище, слове, помыслах, в осуждении друг друга, в празднословии и других грехах. И многим из нас, быть может, показалось трудным это начало, тяжёлым этот шаг следования за Христом. Но без этого первого шага, без начала покаяния и борьбы с грехами не может быть спасительного поста. Если мы вспомним, что первыми словами при выходе Спасителя да общественное служение были слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие ( Мф. 4:17 ), то для нас станет особенно ясным, что без сокрушения о грехах, без искреннего и глубокого покаяния и очищения не может быть ни «спогребения» Христу, ни «совоскресения» с Ним, как того хочет от нас святая Церковь в дни святой четыредесятницы и святой Пасхи. В дни святой четыредесятницы Спаситель наш наиболее приближается к нам и хочет иметь наше сердце, наш дух, «отверстым» для единения с Ним. Святая Церковь стремится помочь этому единению. Она предлагает нам сегодня Евангельское чтение о встрече Спасителя в первые же дни Его общественного служения с Нафанаилом, посланным к Христу апостолом Филиппом. Апостол Филипп, найдя Нафанаила, говорит ему: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей... Иисуса, сына Иосифова, из Назарета ( Ин. 1:45 ). Нафанаил ответил: Может ли быть что доброе из Назарета? На это сомнение и неверие апостол Филипп ответил решительно и мудро: Пойди и посмотри. И Нафанаил пошёл. Произошла встреча и беседа его с Христом. Спаситель открыл ему сокровенную тайну его жизни о том, что произошло под смоковницей. Во время беседы прямая честная «нельстивая» натура Нафанаила подпала под сильнейшее воздействие Божественной Личности Христа-Сердеведца и вострепетала. Его сердцу открылась истина. Он понял, что апостол Филипп прав, что с ним беседует действительно тот, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру о том, о Ком вещал Моисей и пророки и тут же исповедал свою веру в Него: Равви! Ты Сын Божий, Ты – Царь Израилев. Первым, кто признал Иисуса Христа Сыном Божиим, был святой Иоанн Креститель ( Ин. 1:36 ). Вслед за ним веру в Него, как Христа «Мессию», исповедал святой Андрей Первозванный ( Ин. 1:41 ). И, наконец, веру в Него, как Сына Божия, исповедал и Нафанаил. Кто он был? Он был призван стать апостолом, известным под именем Варфоломея. Христос, открыв Нафанаилу сначала его земную греховную тайну, открыл ему затем Свою небесную тайну, тайну о том, что Он как Сын Божий сошёл с неба, принял образ человека и стал Сыном человеческим? но небо осталось отверстым, открытом и, ангелы Божии восходят и нисходят к Сыну человеческому. Это открытое небо узрят подлинные последователи Христа, и оно будет обозначать для них открытый путь к Отцу Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 52. 32–37 по Пятидесятнице. О Закхее. Первые шаги к возрождению (Лк. 19:1–10) «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя» ( Лк. 19:5 ). Наступают, благочестивые слушатели, недели, подготовительные к святой Четыредесятнице, в которые святая Церковь будет подготавливать нас к ней (святой Четыредесятнице) особыми словами, как бы сигналами, располагающими к тому, чтобы мы заранее «вошли в себя», отверзли «двери» нашего сердца, для покаяния и узрели образцы этого покаяния. В сегодняшнюю неделю, подготовительную к неделе о мытаре и фарисее, святая Церковь предлагает нашему назиданию Евангельское чтение о Закхее. Кто такой Закхей и какое назидание содержит Евангельское повествование о нём? Закхей по своему служебному положению был начальником, главой мытарей, т. е. сборщиков податей, налогов и недоимок. Народ не любил мытарей за их грубость, жадность, несправедливость при взимании налогов, за обиды и слёзы от них. Народ считал их особо грешными, нечистыми, зазорными и избегал всякого общения с ними, осуждая и тех, кто это общение поддерживал. Среди них, однако, встречались люди, сознающие, что живут неправильно и тяготились этим, ища выхода из своего кризисного внутреннего состояния. В числе этих мытарей оказался и их начальник в городе Иерихоне – Закхей. Уже давно он слышал о Христе, как о Чудотворце и Учителе обновления и возрождения человека. Эти слухи ещё более усилили его сомнение в правильности своего жизненного пути и вселили в него надежду, что Христос может помочь и ему. И вот, узнав, что Христос идёт в его родной город, Закхей воспылал желанием увидеть Его, чтобы узнать – кто Он ( Лк. 19:3 ) т. е. каков Он, и может ли помочь ему. Будучи мал ростом, он при входе Христа в город взбирается на ягодичину, т. е. на масленичное дерево, надеясь получше рассмотреть Его. Христос, зная тайны сердца Закхея, его потребность в духовном возрождении, проходя мимо, говорит ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня Мне надлежит быть у тебя в доме ( Лк. 19:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Благодарение Богу – святая Четыредесятница прошла, или великий пост. Как же она прошла? Кто постился по правилам церкви, – а кто провел в невоздержании; кто достойно отговелся, а кто нет, – это один Господь знает. Теперь наступают страшные дни страстей Господних, – и если в пост дозволялось вкушение пищи только однажды в день, то в эти дни полагается одно сухоядение. – Если предписывалось в пост ходить в церковь ; то теперь постоянно нужно пребывать в церкви. Если мы позволяли себе в пост мало говорить; то теперь следует пребывать в молчании. Теперь никаких книг не дозволяется читать, кроме святого Евангелия. Искупитель мира – возлюбленный наш Жених – в эти дни учредил тайную вечерю, умыл ноги своим ученикам, продан Иудою, был водим от судии к судье, днем и ночью, был поруган, был бичуем, оплеван, страдал и умер на кресте. – За кого? – За наши грехи. И неужели ты, христианин, эти краткие дни не посвятишь богомыслию, делам благочестия и милосердия? Что тебе делать в эти дни, как не ходить в церковь , и говеть; зайти к братьям Христовым в больницу, в темницу; накормить голодного, утешить прискорбного, подать милостыню всякому бедняку, особенно тому, кто стыдится руку протянуть? И неужели мы, не успев отговеться, омыть грехи свои – бросимся в эти святые дни на работу, или станем думать об одном чреве, – чем бы оное в праздник насытить, напоить? Пасха наша есть Христос, – так ты подумай о том: не спасительнее ли было бы тебе причаститься на Светлое Воскресение? А ты думаешь, что святая церковь восхваляет в песнях своих ту пасху, которую ты готовишь на дому. – Ошибаешься, – наша пасха есть Христос 185 , сказал Апостол. Так ты ту пасху старайся вкушать – Тело Христово, пить Кровь Христову, – ту пасху, которая делает тебя святым, которая отверзает для тебя двери рая, которая доставляет тебе бессмертие и вечное блаженство. Вот какую пасху ты, как можно чаще, вкушай, и церковь тебе в этом никогда не откажет. Правда, что святая церковь освящает и хлебную пасху, потому, что ты состоишь не только из души, но и из тела. Разрешает на все, но запрещает навсегда объядение, сластолюбие и пьянство. Поэтому, – мы должны и пасху праздновать духовно, а не телесно, по-христиански, а не по-иудейски. Давно ли ты смирил постом и говением свои страсти, а с праздником неужели намерен опять оживить врагов твоих – страсти твои? Апостол говорит: празднуйте не в квасе ветсе, но в безквасии чистоты и истины 186 . Ветхий квас – наши грехи, безквасие – святость, благочестие, чистота души, совести, сердца. – Но праздники впереди, – и вы постарайтесь провести достойно и свято страшные дни страданий Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Всуе храниши гроб, кустодие: Не бо содержит рака Саможивотия. Во Святую и Великую Субботу, боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и еже во ад сошествие празднуем: имже от тли наш род воззван быв, к вечной жизни прейде. Всех бо дней святая Четыредесятница превосходит: сея же паки, сия Святая и Великая седмица больши: и Великия седмицы паки больши си Великая и Святая Суббота. Глаголется же Великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог , и последи господьственнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядне вся соделавый, и в шестый наздав паки истлевшаго человека, и обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий паки седмый день упокои, совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным сном. Снизходит убо Божие Слово с плотию во гроб, сходит же и во ад с нетленною и Божественною Своею душею, раздельшеюся смертию от телесе, юже и в руце предаде Отцу, Емуже и Свою Кровь принесе, не просившу, избавление нам бывшую. Не бо во аде Господня душа, якоже других святых души, удержана бысть. Како бо? Ничтоже прародительней наносиме клятве, якоже оны. Но и крови же взят враг наш диавол, аще и нас держаше, еюже куплени быхом. Како бо аще не точию от Бога, но и Бога Его разбойник диавол яти имяше? Обаче телесне и с Божеством вселися во гроб Господень наш Иисус Христос, крайне плоти соединившимся. Бяше же с разбойником и в раи, и во аде бяше, якоже речеся, со обоженною Своею душею. Преестественно же и со Отцем бе, и Духу седяй, яко Бог Неописанный, везде же бе, ничтоже Божеству во гробе страждущу, якоже ниже на Кресте. И тление убо Господьское тело претерпе, еже есть разрешение души от тела: растления же, сиречь разрушения плоти и удес, совершеннаго погубления никакоже. Но Иосиф убо, святое тело Господне снем, во гробе нове погребает, и близ иудей в вертограде камень велий зело над входом гроба положи. Иудее же убо по пятце, приступивше, глаголют Пилату: господи, помянухом, яко льстец Оный рече, егда жив бе, яко по триех днех востану: мнится убо нам добро быти, да твоя власть повелит воинству затвердити гроб. Отвеща Пилат: аще убо льстец бе, что о глаголех Его печетеся? Егда бе жив, яко исповедаемый умре. Когда же рече, востану? Негли от Ионина указания собираху то. Всяко же аще утвердится гроб, не украдется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Приложение I. ЛитургиЯ Преждеосвященных Даров по кодексам Барберини 336 и Ленинградский-Успенский 226 605 1 1 . – Барб. лист 38(37)об; Усп. л. 66: В Светильничном (лухникон) [Усп.: Постов] после чтений и Да исправится и Господи, помилуй совершается молитва оглашенных на Преждеосвященные: Боже, Боже наш, создателю и содетелю всех... (См. Служебник) 2 . – Б. 37(38); У. 67: Молитва на готовящихся к святому просвещению [Усп.: совершается со среды средней седмицы постов до святой пятницы]: Яви, Владыко лице Твое на иже ко святому просвещению... 3 . – Б. 37(38)об; У. 67об: Первая молитва верных: Боже великий и хвальный, иже животворящею... 4 . – Б. 39об; У. 68: Вторая молитва верных: Владыко святый, преблагий, молим Тя в милости... 5 . – Б.40; У. 68об: [Усп.: И сразу: Ныне силы.] И после того, как было исполнено [Усп.: народ исполнил] Ныне силы небесныя [Усп.: и иерей положил святые дары на святую трапезу, диакон начинает: Исполним () молитву..., иерей молитву :] молится иерей: Иже неизреченных и невидимых тайн Боже... 6 . – Б. 42; У. 70об: Иерей: И сподоби нас, Владыко. Народ : Отче наш. Иерей: Яко Твое есть царство. Народ: Аминь. Иерей: Мир всем. Народ : И духови твоему. Диакон: Главы нашя. Иерей молится: Боже, единый благий и благоутробный, иже в высоких... 7 . – Б. 43; У. 71: Диакон: Вонмем. Иерей: Преждеосвященная святая святым. Народ: Един свят, един Господь Иисус Христос . [ Усп.: И после причащаться всем диакон: Прости; приимше божественных. Иерей :] 8 . – Б. 43; У. 71: Молитва после причащения: Благодарим Тя спаса всех Бога о всех... 9 . – Б. 43об: Диакон: С миром изыдем. Народ: О имени Господни. КОНЕЦ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ В БАРБЕРИНИ; ДАЛЬШЕ ИДУТ МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИ (см. выше с. 264) 10 . – Успенский л. 71 об: Иерей молитву заамвонную: Владыко, Господи Боже наш, иже всю тварь... (Барб. в приложении, л. 257: Владыко, Боже вседержителю, иже всю тварь...) 11 . – У. 72: Причастен святой четыредесятницы: Святая Твоя трапеза уготованная. 12 . – У. 72:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Праведная Еввула – матерь великомученика Пантелеимона Праведная Еввула – матерь великомученика Пантелеимона Святая Еввула преставилась ко Господу 30 марта около 303 года в г. Никомидии, незадолго до начала масштабных гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана, во время которых пострадал и ее сын – великомученик Пантелеимон. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре память матери св. Пантелеимона традиционно чтут с особой любовью. Здесь один из храмов обители посвящен святой праведной Еввуле и считается одним из местных " панигиров " . Поскольку память святой праведной Еввулы всегда попадает на дни Святой Четыредесятницы, по древней традиции русского святогорского монастыря этот месточтимый праздник является " подвижным " , то есть совершаемым не в определенный календарный день, а в 4-е или 5-е воскресения Великого Поста. В ΧΙΧ столетии монастырскими песнотворцами была составлена служба святой Еввуле, с учетом особенностей, соответствующих великопостным воскресным дням. В Синаксарии, читаемом в этот день в обители, говорится, что эта дивная и благодатная жена воистину явила, по Писанию " венец честен мужу своему, славу спасения возведший на глау его " , " матерь, о чаде своем веселящаяся " . Имя, данное ей от рождения, – Еввула, которое с греческого переводится как благосоветливая, – она оправдала всем своим житием, несмотря на его краткость. Будучи рожденной в семье христианских родителей и воспитанной в христианском правоверии, она была сопряжена браку с мужем неверным, то есть – язычником, которого звали Евсторгий. Родители надеялись, что таким образом на дочери их исполнятся слова апостольские: " святится муж неверен о жене верне " . И так, браком сочетавшиеся, были они сопряжены телесами, но духом – разделены. Муж приносил со усердием тучные жертвы языческим идолам, жена же – Истинному Богу жертву хвалы и благодарения на всякий час совершала. Когда же стяжала она во утробе долгожданный плод супружества, возблагодарила Господа и боголюбия ради, добродетели преумножила, всецело во дни и в ночи в молитве к Богу простираясь. Провидев скорое свое отшествие из временной жизни, стремилась святая еще от самой утробы посвятить сына своего Богу. Когда же родилось на свет отроча, Евсторгий, муж праведной Еввулы, нарек ему имя Панталеон, что означает – по всему подобный льву, в надежде, что сын его станет великим воином.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2857

поиск:   разделы   рассылка Пасхальное послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия " Войдите все в радость Господа своего " Слово Огласительное святителя Иоанна Златоуста Возлюбленные служители Алтаря Господня, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Завершив спасительный подвиг периода Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, мы зрим духовными очами светлое Христово Воскресение. Каждый из нас реально переживает ту же радость, какую испытали жены-мироносицы и святые апостолы, пришедшие ко Гробу Господню и убедившиеся, что Его там нет – Он воскрес! (Мф. 28. 6). Вера в Воскресение Христово служит неисчерпаемым источником благодатной силы, укрепляющей нас на жизненном пути. " Настоящий день облегчает всякую скорбь, – говорит святитель Григорий Нисский, – и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника " . Святая Церковь призывает как можно дольше сохранять это благодатное состояние, стремясь, по примеру преподобного Серафима Саровского, во все дни жизни своей вдохновляться спасительным Пасхальным чувством. Православные призваны исполнять евангельские заповеди, укрепляясь молитвой, творя добрые дела. В эти праздничные дни необходимо особенно проявить сострадание и милосердие к тем, кто нуждается в нашей помощи, поддержке и заботе. На Руси издревле семья была основой общества и непреходящей ценностью. Святая Церковь через духовное просвещение и религиозное возрождение всемерно стремится укрепить семейные и нравственные устои в обществе, обращает постоянное внимание на возрождение в народе идеалов супружеской верности и целомудрия, ответственного отношения к воспитанию детей. Как назидательно звучит сегодня свидетельство святителя Григория Богослова о христианском отношении к семье: " Супружество и слабого делает вдвойне сильнее... Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости для них прекраснее " . Духовное возрождение народа, возвращение его к богоданным нравственным ценностям приносит в российское общество благоденствие, согласие и процветание.

http://religare.ru/2_53553.html

Разделы портала «Азбука веры» Синаксарь (от греч. σναξις (синаксис) — собрание) – сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени , после шестой песни канона . В синаксарях содержится объяснение или описание празднуемого события (синаксари на все праздники, жития) или указывается значение и причина того или другого установления  Церкви (поминовения умерших и т. д.), или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание (синаксари в седмицы мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной седмицы и др.). Содержащиеся в синаксарях суждения о нравственном, догматическом и идейной содержании дней периода Триоди интересны и часто имеют несомненную ценность, или, как минимум, дают пищу для серьезных и плодотворных размышлений. Например, в синаксаре Недели сырной преступление Адама рассматривается как нарушение заповеди о посте; в синаксаре Недели 2й поста развернуто представлено учение о нетварных энергиях, а в синаксаре Великой Субботы есть замечательное рассуждение о высочайшем статусе этого дня: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота». С другой стороны, многие отечественные литургисты критически оценивают содержание синаксарей, особенно их историческую ценность. «Неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений этих синаксарей… давно уже получили надлежащую оценку со стороны различных авторов» 1 . В частности, «синаксари изобилуют апокрифическими преданиями, которые расцвечивают известные факты. К примеру, в чтении на Неделю о расслабленном говорится, что Мария Магдалина возвестила императору Тиберию о воскресшем Христе, и по ее слову Пилат и первосвященники были преданы казни. Это, конечно, противоречит всем историческим свидетельствам» 2 . А архиепископ Филарет (Гумилевский) даже предлагает удалить их из Триоди: «По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди» 3 .

http://azbyka.ru/sinaksar

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010