Слово, сказанное в Свято-Николаевской церкви, что в Хамовниках в Москве, в день празднования в честь чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных». Все мы знаем, мои дорогие, что скоро придет весна. Еще она борется с зимой, но ни у кого нет сомнений в том, что весна ее победит. Под дыханием теплого весеннего воздуха растопятся снега и льды, обнажится земля, покроется зеленью, появятся листочки на деревьях, зацветут весенние цветы и птицы запоют свои песни. Со временем весны в природе у нас, православных людей, совпадает особое время церковного года, называемое Великим постом. Еще отцы и учители первых веков христианства назвали это священное поприще Святой Четыредесятницы духовной весной. Посмотрите, дорогие, как много общего между весной в природе и нашей православной духовной весной. Весна в природе – это время пробуждения природы от зимнего сна, время обновления природы и украшения ее сверкающей, присущей только весне красотой. Время Великого поста, эти дни духовной весны, – время нашего пробуждения от греховного сна, нашего духовного обновления и украшения души христианскими добродетелями. У весны в природе есть свои предвестники: длиннее становится день, теплее солнечные лучи, временами вода течет с крыш и оттаивает земля. У нашей духовной весны есть свои предвестники. Уже за четыре недели до Великого поста Святая Церковь начинает нас к нему готовить. Своими евангельскими чтениями и связанными с ними песнопениями она хочет возбудить в нас дух покаяния и научить нас на евангельских примерах тому, каким должно быть наше покаяние. За четыре воскресенья до Великого поста вы все слышали евангельское сказание о Закхее, сребролюбивом и жестокосердом к слезам и горю людей начальнике сборщиков податей. Вы знаете, как он, этот Закхей, под влиянием обращенного на него взора Господа Иисуса Христа и посещения его дома Спасителем, внезапно переродился, восклицая: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо ( Лк. 19, 8 ). Вы слышите: Закхей, сознав свои вины перед Богом и людьми, хочет искупить свои грехи. Жестокий сердцем становится милосердным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Установление в христианской Церкви предпасхального поста, получившего затем название Великого, или Святой Четыредесятницы, связано со словами Христа, сказанными Им о Своих учениках: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ). Вне сомнения, апостолы запечатлели в своем сердце эти слова и, вспоминая последние дни Его жизни и Голгофу, ежегодно проводили их в посте. Сколько дней они постились и как, мы не знаем, но обычай этот рано распространился всюду, где только проповедано было Евангелие. Св. Ириней Лионский (II век) писал Римскому епископу Виктору, что «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других, – два дня, по мнению третьих, – даже больше, притом некоторые мерою своего дня почитают сорок дневных и ночных часов» 1 . Памятник III века говорит уже о недельном посте, отправляемом христианами во дни еврейской пасхи. «На пасхе, – читаем мы в нем, – поститесь от 10-го дня (месяца Нисана), от понедельника и до пятка употребляйте один лишь хлеб, соль и воду в девятом часу (по нашему в 3 часа дня), в пятницу же и субботу поститесь целиком, не вкушая ничего» 2 . Ужасные гонения, каким подвергались христиане того времени со стороны Римской империи, постоянное ожидание ареста, пыток и казни призывали их к неослабному духовному бодрствованию и высоким добродетелям. Отсюда недельный пост расширяется и перерастает в Четыредесятницу, причем само число сорок заимствуется из подражания сорокадневному посту Христа ( Мф.4:2 ). В IV веке св. Афанасий Великий писал Серапиону Тмуитскому : «Я прошу тебя объявить братьям начало Четыредесятницы и убеждать их соблюдать пост, дабы в то время как весь мир постится, нам, египтянам, не подвергнуться насмешкам за то, что не постимся и проводим эти дни в веселии. А чтобы кто-нибудь не воспользовался отговоркой, что он не мог знать об обязанности поститься, так как не было прочитано послание об этом, то следует совершенно уничтожить возможность такого предлога и приложить старание к тому, чтобы послание было прочитано непременно раньше Четыредесятницы, дабы предупредить нарушение поста. Конечно, братия узнают об обязательном соблюдении поста из чтения послания, но, помимо этого, и ты, мой возлюбленный, со своей стороны, всеми мерами убеждай их и учи исполнять пост: это будет очень худо, если в то время как весь мир так делает, египтяне одни станут предаваться удовольствиям. Так как мне тяжело, что некоторые из-за этого насмехаются над нами, то я и вынужден был написать тебе об этом» 3 . Из этого письма св. Афанасия видно, что в его время почти весь христианский мир соблюдал Четыредесятницу и относился неодобрительно к тем церковным общинам, которые не соблюдали почему-либо поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Размышления на рассвете Афон. Скит Фиваида (Сама Святая Гора вдали справа)     Размышления на рассвете   Шлют небеса свое напутствие Всем, чьи сердца удручены, Даря им тихое присутствие Святой сердечной тишины. Пусть прозревают — ослепленные, Поют — кто полон немоты, Пусть тихо ливни просветленные На них струятся с высоты. Им невдомек, что в шуме мысленном, Где от скорбей все запеклось, Сияет всем святая Истина, Кому с Ней встретиться пришлось...   Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 18 2016/05/05, 14:11:41 Рассвет Всякое дыхание да хвалит Господа.(Пс.150;6) Зарёю красной пред рассветом Залился края неба склон. С росою чистой, полной света Трава склоняется в поклон. Окрасились верхушки леса, Холодным солнечным лучом. Встречая утро, птица где-то Пропела ввысь, взмахнув крылом. Уходит ночь, ложатся звёзды За шторой неба на покой. Луна, всевидящее око, Сокрылась где-то под горой. Создатель наделил дыханьем Весь мир, что хвалит Отчий дом. Прекрасно всё Твоё созданье Живущее в Лице Твоём. 03.08.12г. Иота Христолюбов 2015/04/15, 17:49:59 Внимая утреннему солнцу, Стекает талая вода. В земле пригретой, непросохшей Пробилась гребешком трава. Местами снег лежит чернея, А ночью звёздною - мороз. Тюфяк осенних листьев греет Подножье стареньких берёз. Уходит март, отец апреля, Оставив холод и тепло. Весна небесные качели Нам раскачает всё равно. Погодой, чувствами плотскими Нахлынут страсти, как всегда Всем скопом помыслы, за ними Конкретных действий череда. Внимая утренней молитве Блюдутся страсти в тишине, Не в похоти плотских наитий, Но вспять безудержной весне. Христолюбов Иота 2015/04/05, 18:32:45 Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=9&iid=20...

В 4-ю неделю поста 19. О действии молитвы и поста в уврачевании душевных болезней Сей род ни чим же может изыти, токмо молитвою и постом. (Мк. 9:29). Спаситель в ныне чтенном Евангелии показывает нам способ, как изгонять злых духов, а также исцелять себя и других от разных болезней. Этот способ – молитва и пост. Некоторый отец привел, к Иисусу Христу сына, одержимого злым духом. Злой дух, возобладав несчастным юношей, лишил его слуха, связал язык, сделал его глухим и немым: в каждое новомесячие схватывал его, и в это время терзаемый падал на землю, валялся, испускал пену, скрежетал зубами, впадал в оцепенение, или в бешенстве бросался в огонь, в воду, и если бы не был удерживаем, давно бы погубил себя. В отсутствии Спасителя, отец обратился к ученикам Его и просил, чтобы они изгнали из сына его духа нечистого. Ученики употребляли с своей стороны данные им способы, – призывали имя Божие и имя Христово для изгнания беса; но ничего не могли сделать; бес не выходил. Пришел Сам Учитель; отец, описав несчастное положение сына, заключил тем, что ученики по просьбе его пытались изгнать беса, но не могли. По требованию Спасителя представлен пред Него бесноватый сын; маловерный отец словом Спасителя приведен в живое чувство веры. Когда не оставалось препятствия к спасительному действию Божественного врача, Он повелел духу нечистому выйти из отрока, и отрок сделался здрав, стал слышать и говорить. Оставшись наедине, ученики спрашивали Учителя, почему они не могли выгнать беса из отрока? Спаситель ответствовал им: сей род бесов не может изыти, токмо молитвою и постом. Как молитва и пост дают силу изгонять духов, с тем вместе врачевать глухоту, немоту и бешенство: то стоит нашего внимания рассмотреть: как молитва и пост производят такие чудные действия в уврачевании тяжких душевных болезней? Часть 1. Что есть дух немый и глухий – духовная немота и глухота? В беснуемом отроке мы примечаем двоякую болезнь, телесную и душевную. Отрок на каждый новый месяц был схватываем неудержимой силой недуга, повергаем на землю, терзаем, и в этом мучительном состоянии испускал изо рта пену, скрежетал зубами, наконец впадал в бесчувствие, покрывался бледностью и был как мертвый. В этих мучительных действиях видна телесная болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В День Благовещения 21. Слово 1. О благодатных свойствах Отныне ублажат мя вси роди ( Лук. 1:48 ). Так возвеличенная от Елисаветы названием матери Господа, и тогда же в благодарственной песни возвеличившая Господа за благоволительное призрение на смирение ее, Благодатная в полном излиянии небесной радости сама поведала будущее величие, – всеродную славу свою: отныне ублажат мя вси роди. Велика честь быть материю царя земного, родительницей властелина человеков, питательницей повелителя народов. Но быть материю Бога, родительницей Творца человеков, питательницей Царя царствующих и Господа господствующих, это честь и величие не земное, а небесное, Божественное. И таковой чести, такового величия сподобилась смиренная Дева. Что же? смиренная Мария нимало не изменила своему смирению и тогда, когда, по видимому, сама поведала о своем величии, – что будет ублажаема всеми родами. За что она долженствует быть ублажаема? За то, что сподобилась Божественной чести быть Материю Господа своего. Честь несравненная! Но честь царева, честь Божия суд любит ( Пс. 98 ). И смиренная Мария в Божественной чести зрела особенную, сердцу Ея всего более сродную, истинно блаженную радость, – ту радость, что она, соделавшись Материю кроткого Царя – Господа, и вкупе благого Искупителя грешных и бедствующих человеков, будет всем в напастях испрашивать небесных милостей и щедрот у Сына и Бога своего, и будет иметь все возможные способы к тому, чтобы являть благотворение бедствующим в злоключениях, боримым искушениями, обуреваемым соблазнами; а посему в самой славе и величии будет иметь Божественное наслаждение – соскорбеть скорбящим, соболезновать болезнующим, сострадать страждущим и быть радостью не радующихся только, но радостью печальных, утешением плачущих, отрадой безотрадных. Бот какая Божественная радость преисполняла душу Богорадованной Девы, когда она, величая возвеличившего Ее Господа, смиренномудренно исповедала и свое величие в имеющих ублажать Ее родах! Се бо отныне ублажат мя вси роди.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Отдел историко-статистический Отдел церковно-практический Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) Издание третье, исправленное и дополненное Извлечения из некоторых отзывов печати о первом издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» Содержание Извлечение из некоторых отзывов печати о втором издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» А. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Б. Триодион I. Триодь Постная А. Приготовление к Великому посту Седмица Мясопустная Б. Святая Четыредесятница В. Страстная седмица II. Триодь Цветная А. Пасха Недели по Пасхе Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи В. От отдания Пасхи до недели Всех Святых Указатель гласов и чтений из Апостола и Евангелия на недели по Пятидесятнице Указатель чтений Паремий, Апостолов и Евангелий, общих на праздники Господни, Богородичны и дни памяти разного лика Святым Апостолы и Евангелия за упокой Апостолы и Евангелия на разные случаи Величания Пасхалия Счисление времени Время празднования Пасхи Основания Пасхалии Правила для вычислений Ход вычислений для определения дня Пасхи в данном году Переходящие праздники и другие времена церковные Употребление зрячей пасхалии I. Таблица для определения дней недели, соответствующих числам месяцев каждого года Указатель праздников, сплошных недель, постов, дней поминовения и имен святых Праздники великие Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения I. Указатель имен святых А. Мужские имена Б. Имена женские II. Указатель имен русских святых III. Указатель имен грузинских святых Отдел церковно-практический Примечание     «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства, как полный сборник по всем вопросам церковно-гражданской жизни и православного богослужения, так чтобы вместо десятка, а иногда и более пособий, священник вполне мог быть обеспечен одной книгой, представляющей, так сказать, ручную церковную библиотеку. Этой потребности старается удовлетворить г. Булгаков своей «Настольной книгой». «Глубокая благодарность автору должна быть уже за его поистине удивительное терпение и энергию, с какими он внимательно просмотрел громадную массу книг, журналов, епархиальных ведомостей, и из всего этого разнообразного материала составил стройный и обширный сборник». «Цена книги 5 рублей, что, при 83 с небольшим печатных листах, довольно дешево».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Узрев народы, (Иисус) взыде на гору; и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его, и отверз уста Своя, учаше их» ( Мф.5:1–2 ). Братия святая! Вступив в поприще сего великого поста, конечно, мы имеем святое желание быть блаженными, сделаться наследниками Царствия небесного. Где же можем найти верное руководство к достижению блаженства, как не в учении Господа нашего о блаженствах? Итак, думаю, не без приличия и не без пользы употребим мы в продолжение сей Великой Четыредесятницы несколько священных часов на размышление о блаженствах Евангельских. И, на первый раз, обратим внимание наше на те обстоятельства, которыми Св. Евангелист предваряет Божественную проповедь Спасителя, и в которых мы найдем для себя предварительные наставления. «Узрев народы, взыде на гору; и седшу ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их». «Узрев народы». Слушатели Божественных поучений нашего Спасителя всегда были столь многочисленны, что часто наполняли собой целые дома, берега и горы. Смотря на таковую ревность благочестивых Иудеев, нельзя не скорбеть о холодности нашей к святому Божественному Слову; нельзя не удивляться, что у нас не народы, а, часто, один или два слушают Евангельскую проповедь Спасителя. «Узрев народы», а не князей, не фарисеев, не книжников. Так-то открывает Господь Божественную волю Свою младенцам, людям простым, неученым, незнатным, и утаивает оную от премудрых и разумных ( Мф.11:25 ); не потому утаивает, чтобы не хотел открыть им пути спасения, а потому, что они, обожая свой плотской разум сами отметают словеса жизни вечной. Князи Иудейские, фарисеи и книжники не хотели слушать Божественного учения от Спасителя нашего, как такого Учителя, Который не был князь, ни фарисей, ни книжник; а народ, простые люди, не помраченные гордостью века сего, со всей ясностью усматривали в Нем Небесного Посланника и Учителя, и со всем усердием принимали преподаваемое Им спасительное учение. Научитесь из сего примера, рабы Господни, вы, простые и необразованные, быть мудрыми и разумными. Пусть и ныне мудрые, и ученые ищут для себя блаженства в знаниях и учениях человеческих: вы ищите небесного блаженства лишь в том учении, которое преподал Спаситель наш Господь Иисус Христос . Ибо и великие, и мудрые в мире сем, ежели пожелают блаженства истинного, блаженства вечного, не иначе могут достигнуть оного, как покорив свой ум «в послушание Христово» ( 2Кор.10:5 ), и с кротостью приняв проповеданное Господом слово, едино «могущее спасти души наши» ( Иак.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Протоиерей Александр Авдюгин: Впервые в моей жизни столь трагично начинается Святая Четыредесятница… Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. 28 февраля, 2014 Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Вспомним путь нашего «прости», по годам своей же собственной жизни расписанный. Первое «мамочка прости больше не буду», чуть позже «Марь Ивановна, простите, не выучил», затем «прости дорогая (дорогой)». И нынешнее высшее, если добрались к нему, – «Господи, прости!» Тернист путь к этому крику к Богу… Чувство вины жить во мне не желает. Постоянно хочется от него избавиться или на кого-нибудь рядом живущего переложить. По всей вселенной крик стоит: «Вот если бы кто-то вот так-то не поступил, то я бы ни в жизнь этого не совершил!» Принцип волка из басни Крылова:  «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» никуда не делся. Конечно, изысканность манер, мыслей и одежды придает нашим оправданиям внешнюю правдивость. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:28). Почти каждый это понимает. Понимать понимаем, а вот признать – гласно и откровенно не желаем. Вот для этого и пост дан, Великим названный. Время, когда нужно с повинной прийти, суету остановить, от веселья уйти, «любезного для всех и лукавого владыку – чрево» (авва Дорофей) угомонить. Тогда станет понятно, что именно твоего личного, покаянного и искреннего «Прости, Господи!» не хватает всему миру. Ни виртуальный «кто-то», а объективный «я» есть причина раздоров, нестроений и катастроф. Впервые в моей жизни столь трагично начинается Святая Четыредесятница. Казалось бы, храм тот же, прихожане все свои, деревья растут там же, и компьютер по-прежнему раз за разом глючит, а все по иному… Даже солнышко с болью светит и ранние весенние дни не радуют. За что, Господи? Да все за то же. Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Через силу.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010