Скачать epub pdf 38. 6 седмица Великого поста. Лазарева суббота. О воскрешении Лазаря. Вечерняя беседа о воскрешении Лазаря и его значении в искупительном подвиге Спасителя и в нашем спасении (Ин. 11:1–45) «Лазарь, гряди вон!» ( Ин. 11:43 ) Кончились дни святой четыредесятницы. Остаются считанные дни до Воскресения Христова. Эти дни святая Церковь называет «великими» или «страстными» (страстная седмица) так как посвящает их великим «страстям» Христовым. Это будут дни невыразимых, захватывающих воспоминаний и спасительных переживаний, ибо душа наша будет следовать за Христом в последние мучительные дни Его земной жизни. То будет время, когда святая Церковь проникновенными песнопениями («Благообразный Иосиф», «Да молчит всяка плоть» и другими) и богослужебным чином (чтение двенадцати Евангелий, вынос Плащаницы, погребение Спасителя и другими) сделает нас соучастниками спасительных для нас Христовых страданий, чтобы духовно соумирая с Ним, с Ним же духовно и совоскреснуть в светлый день Его Воскресения. Теперь же, накануне великих дней Страстной Седмицы, святая Церковь назидает нас чудом воскрешения четырёхдневного Лазаря. Кратко коснёмся сначала истории этого события, а затем и его значения в искупительном подвиге Спасителя. В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь со своими сёстрами – Марфой и Марией. Это были те Марфа и Мария, в дом которых приходил однажды Христос, найдя в лице Марфы попечительную хозяйку, а в лице Марии – примерную ученицу ( Лк. 10:38–42 ). У них был брат Лазарь. Все трое любили друг друга и Христа. Он отвечал им тем же ( Ин. 11:35–36 ). И вот Лазарь заболевает. Сёстры через особых посланцев известили Христа об этом в надежде на Его своевременную помощь. Христос мог бы, конечно, оправдать эти надежды, поспешив в Вифанию. Но Он не делает этого из-за промыслительного значения этой болезни ( Ин. 11:4 ) и нарочито задерживается в пути. Когда же пришло время отправиться в Вифанию, Он сообщает апостолам, что Лазарь уснул и что идёт разбудить его ( Ин. 11:11 ). На замечание апостолов если уснул, то выздоровеет, говорит им прямо: Лазарь умер ( Ин. 11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В 5-ю неделю поста 20. О совершенном предании воли нашей в волю Божию Радуйся благодатная: Господь с тобою. ( Лук. 1:28 ) Еще в первый раз на земли чрез небесного благовестника слышится приветствие радости. Не только из жен, но никто из великих пред Богом мужей не был доселе приветствован гласом небесной радости. Много было у Бога в ветхом завете верных рабов, даже друзей и мужей по сердцу: угодил Богу Ной ( Быт. 6:9 ); Авраам наречен другом Божиим ( Иак. 2:23 ); Моисей был верный слуга во всем дому Божием ( Евр. 3:5 ); Давид был муж по сердцу Божию ( Деян. 13:22 ); каждый из них много слышал от Бога благословений, много испытал милостей. Но ни один при самых утешительных изъявлениях Божия благоволения не был утешен приветствием радости. А в Назарете Дева, обрученная мужу, приветствуется от небесного посланника гласом радости и в приветственном гласе нарицается новым, толико же радостотворным наименованием благодатным: радуйся, благодатная: Господь с тобою. Подлинно это новое наименование, которое никому особенно не было доселе так усвояемо, не только в законе Моисееве, но ни в пророческих проречениях, ни в песнопениях Церкви ветхозаветной. Что же значит наименование: благодатная? Благодатная, наименование колико для слышания сладостное, толико же и по силе своей много- знаменательное, есть тоже, что исполненная Божественного благоволения, так исполненная, что от изобилия свыше излиянных на нее даров, она сама составляет для нас дар, составляет явление небесного к нам благоволения, как виновница дарования нам Божественных благ. Так и Архангел изъявляет наименование благодатное, когда говорит: радуйся, благодатная: Господь с тобою, – с тобою, благодатная, вещает Архангел, Господь всем своим благоволением, какое только возможно для человека. Согласно с сим и Святая Церковь , немолчная воспевательница доброт Богоневесты, в воспеваемой в сие время сладкой песни своей изъясняет силу наименования благодатной, – что благодатная, как великий дар, составляет предмет всемирной радости неба и земли: о тебе радуется, благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и человеческий род!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В неделю православия 12. Слово 1. О чествовании св. икон Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий! Совершаемая ныне Церковью неделя православия так названа по совершившемуся некогда в сию неделю, после низложения иконоборной ереси, торжественному восстановлению чествования святых икон, коими оттоле во всем благолепии украсилась и доселе украшается святая Церковь . Православие, как правая вера, правое исповедание веры, по своему значению, объемлет внутреннюю и внешнюю сторону благочестия. Но преимущественно Церковью почтено сим наименованием торжество восстановления свят. икон, которыми православная вера внутреннюю лепоту святыни своей явила во внешнем благолепии благочестия. И по достоинству св. Церковь почтила чествование св. икон наименованием православия. С восстановлением чествования св. икон, утвердилась и вся внешняя сторона благочестия, в которую дух и тайны веры внутреннего богослужения облечены, как в свое тело, олицетворены для нашего взора, изображены для внешних чувств в свойственном виде. Если бы в храмах Божиих не было священных образов, не было бы и свещи, и кадила; то не было бы благоговейного поклонения и служения пред святыми иконами. A без сего в самых храмах Божиих какая была бы скудость, какое лишение для нашего духовного назидания? Пет пред очами нашими священного образа, нет и возбуждения благоговения к святыне. He горит свеща пред божественным изображением, нет и в сердце нашем горения к Изображенному. Не приносится кадило Богу в воню благоухания, и для нас нет ощутительного знамения к молитвенному возношению мыслей наших к Богу. Нет молитвенного преклонения долу: нет и побуждения к излиянию смиренного пред величием Божиим чувства. Как душа наша облечена телом, является и действует чрез тело: так и дух веры знаменуется во внешних обрядах, как облачениях внутренней святыни. Внешними священными знамениями дух наш живее возбуждается к благоговению пред Богом, удобнее возводится к созерцанию тайн небесных, глубже проникается внутренним духом богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иконография Страшного Суда В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). 26 февраля, 2011 В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечныя, злое же творя не престаю… Прп. Иоанн Дамаскин   В чреде дней, приготовительных к Святой Четыредесятнице, неделя мясопустная – о Страшном суде – является, пожалуй, наиболее выразительной как в гимнографическом, так и иконографическом отношении. Конечно, и в другие приготовительные дни Евангельские чтения – о Закхее (еще до начала пения Триоди), о мытаре и фарисее, о блудном сыне, недели сыропустной, – имеют первостепенное значение для христианина, готовящегося вступить на спасительное поприще Великого Поста. Чинопоследования этих дней глубоки и важны, но в чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). В своей заботе о спасении каждого Церковь и предлагает воспоминания об этом суде, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). Напоминая о Страшном суде, святая Церковь зовет каждого к покаянию, при этом указывая и на истинный смысл надежды на милосердие Божие: Господь милосерд, но при этом Он праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его (Откр. 22:12). Поэтому не следует заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим Обращая наш мысленный взор на «огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быть без меры согрешившим», «трепет неисповедимый и страх», «неумытное истязание» и «ад душетленный», Святая Церковь внушает нам мысль о необходимости покаяния и исправления, и заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще к тому время и возможность, и от лица всех нас восклицает: «днесь брашен отрекшися, потщимся делом и прегрешений достойно каятися»

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

Неделя Ваий 28. О торжественном вшествии Иисуса Христа во Иерусалим Радуйся зело дщи Сионя. Ce Царь твой грядет тебе кроток ( Зах. 9:9 . Мф. 21:5 ). Настоящее празднество, неделя ваий, восприяло наименование свое от торжественной встречи Спасителя с вайями, зеленеющими древесными ветвями, при вшествии Его во Иерусалим. Святая Церковь , усугубляя для чад Своих торжество славного вшествия Спасителева во Иерусалим, предваряет оное другим торжеством о чудесном воскресении из мертвых Лазаря. Препровождая Спасителя на крестную смерть для совершения общего всех воскресения от духовной смерти, она прежде торжествует воскресение Лазаря, друга Христова, как опытное удостоверение в общем всех воскресении по кончине мира. Эти священнейшие происшествия, исполненные Божественной сладости и утешения, и по времени, и по своему спасительному действию неразрывно между собою связуются. Воскрешение Христом друга Своего возвеличивает славу Его пред народом. A слава воскрешения Лазаря, преисполнив народ, во множестве собравшийся на праздник пасхи во Иерусалим, благоговением к Иисусу, уготовила Ему славное сретение и торжественное вшествие во Иерусалим. Сего ради и срете Его народ, замечает Евангелист, яко слышаша Его сие сотворша знамение. ( Ин. 12:18 ). В ознаменование настоящего торжества, после повествования о воскресении Лазаря, предложим повествование о торжественном вшествии Спасителя во Иерусалим. Шествуя во Иерусалим на конечный подвиг для совершения великого дела искупления, Господь, не доходя до Иерусалима, остановился в Вифании. Здесь на вечери, уготованной любовью и преданностью друзей, сестра Лазарева Мария, движимая благоговением и благодарностью к Благодетелю, возливает на главу Его многоценный сосуд с благовонными мастьми. Народ, который в бесчисленном множестве отовсюду шел во Иерусалим на праздник пасхи, услышав о приходе Иисуса в Вифанию, во множестве поспешил и туда, дабы видеть не только Иисуса, но и Лазаря. А распаляемые завистью фарисеи положили убить и самого Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий Пост. Страстная седмица Слова великого проповедника в Великий Пост Страстную Седьмицу, время покаяния и обновления. Великий пост Иннокентий Херсонский (Борисов) Слово в неделю о мытаре и фарисее    С нынешнего дня, братие, Святая Церковь начинает приуготовление к Святой и великой Четыредесятнице, почему и начала оглашать слух наш трогательным воззванием к покаянию. Заблаговременно начинает Церковь свое дело; ибо великие дела и приготовления требуют немалого. У кого есть намерение сразиться с сильным и многочисленным неприятелем, тот заранее собирает силы для его низложения; а какой враг опаснее и хитрее нашей плоти, которая непрестанно воюет на дух наш? Кто предпринимает врачевание упорной и застарелой болезни, тот заранее берет на свои руки недужных и разлучает со многими вещами; а какая болезнь старее и упорнее греха, живущего в нашем сердце?    Итак, не будем удивляться и сетовать, если еще до наступления поста будем не раз слышать из уст Церкви воззвание к покаянию, это - глас здравия душевного для немощных; глас победы для имеющих выйти на сражение! Напротив, чувствуя всю нежность матернего попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание и послушание, войдем в ее благие намерения о нас и последуем за ее руководством, как немощные следуют за советами врача, воины за указаниями опытного полководца.    Что же представляет пред очи наши Святая Церковь, изводя нас ныне на поприще покаяния? Представляет двух человек: фарисея и мытаря; фарисея, хвалящегося своими совершенствами, осуждающего тех, кои не имеют их, и за это самое осужденного Богом, и мытаря кающегося, со смирением исповедующего свои грехи, и за это самое отходящего в дом свой оправданным. Не без великого намерения, братие, представляются ныне вниманию нашему эти, а не другие лица. В них должно быть означено, что надобно делать и чего удаляться нам при покаянии. В самом деле, в отношении к покаянию, все мы разделяемся на два вида: одни думают, что не имеют нужды в покаянии, и потому, или не приносят оного, или каются поверхностно; таковых Церковь вразумляет примером фарисея. Другие из нас находят для себя нужным покаяние, и желали бы принести оное, но не знают, чего требуется от кающегося. Таковым Церковь подает наставление в лице мытаря. То и другое наставление весьма ясно и понятно для каждого! Посему нам надлежало бы только обратить ваше внимание на картину мытаря и фарисея, и сказать от имени Церкви: смотрите и поучайтесь! Но поскольку плотской человек наш, для коего покаяние есть смерть, умеет в этом случае и ясное делать темным, то попытаемся пресечь ему пути к тому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

III. Страстная седмица Взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест, осрамот нерадив, – помыслите таковое пострадавшего от грешника на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. He у до крове стасте, противу греха подвизающеся. ( Евр. 12:2–4 ). 26. Суббота Лазарева. Сказание о воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый. ( Ин. 2:43,44 ). Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всей подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса Своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти Своей ключи ада и смерти ( Апок. 1:18 ). Почему всенощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дни тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и св. Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразднственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом Еврей, по образу учения и жизни фарисей, был из числа тех немногих Израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян. 26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лук. 2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Беседа 1. Последнее предсказание Спасителя о Своей смерти и вызов Иуды на предательство (середа) Мф. 26:1–5, 14–16 ; Мк. 14:1–2, 10–11 ; Лк. 22:1–6 С первых времен христианства Святая четыредесятница посвящается воспоминанию о крестных страданиях Спасителя нашего. И как нужно, как спасительно изучать повествования о крестных страданиях Господа нашего! Апостол Павел свидетельствовал о себе: «Я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и при том распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Так считал он важным знание Христа распятого! Грешники! Чем спасены мы от осуждения вечного? Страданиями Иисуса Христа, только Его страданиями. Как же не знать, как не изучать нам спасительных для нас страданий, в их точном и полном виде? Может ли быть что-нибудь дороже, что-нибудь важнее для нас страданий Спасителя нашего? Апостол называет Христа распятого Божиею силою и Божиею премудростию ( 1Кор. 1:24 ). Какой высокий, какой обширный предмет для размышлений – распятый Иисус! Самые частные черты того, кто обещан был человечеству древним откровением, выполнялись со всею точностию в истории страждующего Иисуса. Сколько утешений, сколько силы для веры в Иисуса! Дни страданий Иисуса – сокращение целой жизни Его, столько чистой, святой, божественной. В каком свете являются здесь любовь Его к людям, Его покорность Отцу небесному, Его небесная кротость, Его невинность и чистота, Его отрешенность от всего земного для славы Божией. А наставления последних дней Его, высокие и святые, не тем ли более дороги для нас, что они были последние, составляли как бы завещание умирающего отца? Какой сын не дорожит последними словами отца своего? Какой ученик не сокрывает в глубину души своей наставления навсегда прощающегося достойного наставника? После сего уверен, слушатели, что, при благоговейной любви вашей к страданиям Спасителя, вы охотно, с любовию, будете слушать объяснение евангельских повествований о сих страданиях в Святую четыредесятницу. Сколько дозволит нам наше разумение, мы будем показывать вам у святых Евангелистов наставление за наставлением, событие за событием, в их исторической последовательности; и при объяснении высоких слов евангельских будем держаться не своего произвола, а указаний святых отцов и Учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». После этого могут быть прочитаны молитвы на начало Святой Четыредесятницы из Дополнительного требника 5 , где их приводится две. По своему происхождению первая молитва — значительно древнее второй, поэтому, с рассуждения настоятеля, вторая молитва может быть как прочитана, так и опущена. Прежде, чем читать молитвы (или молитву), предстоятель, обращаясь к собравшимся в храме, говорит о том, что Святая Церковь, заботясь о своих верных чадах, предлагает после взаимного прощения испросить благословения от Господа на предстоящий подвиг поста, и завершает свое слово возгласом: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Все преклоняют колени, предстоятель читает молитвы лицом к народу. В конце молитв хор поет: «Аминь». Приведенный в Требнике возглас «Благословение Господне на вас…» по окончании молитв не произносится, так как переносится в конец чина прощения. Завершив молитвы и коленопреклонение, предстоятель берет напрестольный крест с аналоя или столика и начинает подавать его верующим. В многоштатных приходах первыми к предстоятелю подходят священнослужители: целуют крест и предстоятеля в ланиты, испрашивая прощения. Затем священники берут напрестольные кресты (или иконы), которые должны быть положены заранее на уготованном месте, и становятся один за другим после настоятеля, по старшинству. Если имеются диаконы, они встают следом за священниками, также по старшинству, держа в руках святые образа Спасителя, Божией Матери, храмовых и чтимых святых. В монастырях уместно, чтобы игумен держал напрестольный крест, один из старших иеромонахов может держать Евангелие, а остальные иеромонахи — и, после них, иеродиаконы — могут держать святые иконы. Молящиеся подходят к целованию креста сначала к предстоятелю, а затем поочередно ко всем клирикам. Согласно обычаю, лобызая крест, прихожане обращаются к предстоятелю со словами: «Простите меня, грешного (грешную)», на что тот отвечает: «Бог простит». Во время целования креста хор поет «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и иные песнопения покаянного характера 6 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010