Другой - это Феодосий Михайлович Вахрушов (1870-1931 годы) - тотемский художник и исследователь Русского Севера, основатель собрания Краеведческого музея Тотьмы. После окончания Академии художеств и до 1914 года жил и работал на Украине, затем вернулся в родной город. В 1919 - 1922 годы он совершил несколько экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея. В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез и спас драгоценную старинную утварь и иконы из Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой, передав их в собрание музея. Феодосий Михайлович был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде. Еще одним драгоценным наследием художника стал альбом его акварелей, который он привез из своих путешествий. Рисунки, на которых запечатлены тотемские храмы и дома, сейчас хранятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Тотемского музейного объединения, Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа, позволяя нам судить о былой красоте этого края. С большой долей вероятности можно предположить, что сам Верховской погост появился (или был восстановлен) не ранее 1616-1617 годов, так как в 1615 год тотемские земли подверглись почти полному разорению польско-литовской армией. Скорее всего, большая часть деревянных построек при этом сгорела. Оба упомянутых художника в своих рисунках отдали должное своеобразной красоте летней - Зосимо-Савватиевской церкви, а И. Я. Билибин составил и подробное ее описание Ранние упоминания об этом храме не сохранились. Все обращавшиеся к его изучению исследователи уверенно датируют его концом XVII столетия Местные жители относят храм к середине XVII века, так как краеведами любителями был найден колокол из его подбора, согласно тексту надписи на нем отлитый в 1653 году Столетием позже на погосте появилась теплая - зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней. На Ивана Яковлевича церковь произвела глубокое впечатление. В своей статье он пишет о ней так: «Самую интересную шатровую церковь из виденных мною я нашел в погосте Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии. Там три церкви - одна каменная, новейшая, другая - испорченная ремонтом - деревянная церковь XVIII века и третья - воспроизводимая здесь. Старенькая, престаренькая, заброшенная деревянная шатровая церковь, неизвестно какого времени; называется она Богородицкой. Теперь, может быть, ее уже и нет. Я видал ее летом 1903 г., и тогда еще мне говорили, что ее хотят снести, а на месте ее поставить новую, точно такую же. Воображаю, что это будет за копия!» И.Я. Билибин ошибся, церковь тогда не снесли, и она просуществовала до 1940-х годов…

http://sobory.ru/article/?object=35197

К 1785 г. на территории К. м. были выстроены 3-купольная Екатерининская ц., 8 деревянных братских келий, гостиничные кельи на кирпичном фундаменте, деревянная ограда. Возможно, одно из келейных помещений было построено во 2-й пол. XVIII в. известным архит. И. Г. Григоровичем-Барским. 9 дек. 1785 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) разрешил игум. Иакову в течение года собирать милостыню для ремонта построек с обязательством вписывать имена жертвователей в «шнурозапечатанную» книгу, выданную Духовной консисторией. Насельником К. м. был обучавшийся в 1790-1794 гг. в Киево-Могилянской академии иеродиак. (впосл. патриарх К-польский) Констанций I . В нач. 1796 г. он был вызван в К-поль, рукоположен во иеромонаха, назначен архимандритом К. м. и оставался в этой должности до 1804 г. Он «успел усилить и упрочить монастырские доходы в пользу Синайской обители» и привел мон-рь «в лучшее устройство, внешнее и внутреннее» ( К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константии//Странник. 1860. Июнь. С. 249). «Константий был человек очень ученый и образованный... отличался кротким нравом и был исполнен многих добродетелей» ( Соколов. 1901. С. 72). Вероятно, некоторое время в К. м. скрывался осужденный в 1751 г. бывш. игумен Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Иоанн (Ястрембский). Среди проживавших в обители гостей был серб. иером. Захария (Алексеев), в 1751 г. прибывший в Киев для обучения иконописи. Ок. 5 лет в К. м. прожил архим. Порфирий I (Павлидис), буд. Синайский архиепископ, отличавшийся «выдающимся умом, энергией и дипломатическим тактом» (История Христианской церкви. 1901. С. 333). 1786-2013 гг. Статус архимандритии мон-рь получил 10 апр. 1786 г. и именным имп. указом 15 марта 1787 г. переведен на территорию упраздненного киевского Петропавловского муж. мон-ря. Тем же указом предписывалось «оставить тому монастырю в подворье и нынешний дом, им занимаемый, с церковью; в прочем сему греческому мон-рю быть на том основании, как Московский Греческий Николаевский мон-рь состоит; следственно, отчета в деньгах от него не требовать, и остатки оных от годового содержания оставить в пользу его в милостинное подаяние православным монастырям в варварских местах, от коих сей находится так сказать отделенным» (Там же. Оп. 182. Д. 33). Благодаря такому статусу К. м. получил возможность регулярно направлять в синайский Екатерининский мон-рь пособия и пожертвования. В частности, из Киева в Синайский мон-рь поступали иконы и утварь, созданные гл. обр. в художественных мастерских Киево-Печерской лавры ( Порфирий (Успенский). Синайский полуостров. 1848. С. 169; он же. Первое путешествие. 1856. С. 152-153).

http://pravenc.ru/text/1684557.html

К началу XX в. в монастыре было 2 храма: деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний - во имя прп. Александра Куштского, нижний - во имя свт. Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоились мощи прп. Александра Куштского). Успенская церковь была построена вскоре после пожара 1519 года. Деревянная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы одна из старейших в России. Крестчатый сруб храма завершен восьмериком под шатром с главкой, с запада окружен галереей на консолях. Рукава креста завершены кровлей бочкой. Перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1960-х годах. Для богослужений не используется. Сохранился праздничный резной золоченый иконостас (ок. 1718) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв., находящийся в Вологодском областном краеведческом музее. Использовалась информация из православной энциклопедии К вопросу о датировке храма Успения Пречистой Богородицы, находившейся в Александро-Куштском монастыре Успенская церковь Александро-Куштского монастыря относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в известных источниках она датируется 1519 годом. Датировка эта основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты возведения. До настоящего времени во внимание не принимался тот факт, что храм 1519 года мог впоследствии быть перестроен или возведен заново, например, вследствие пожара или ветхости. Такие примеры известны во множестве в истории русского северного зодчества. Ряд особенностей облика Успенской церкви наводят на мысль о несколько более позднем времени возведения. Сходное предположение высказывал архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский, изучавший храм в 1922 году. Он датировал его рубежом XVI-XVII веков, произвел обмеры и составил проект реставрации Обратимся к наиболее характерным особенностям архитектуры этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Каменная церковь Рождества Пресвятой Троицы на Пустопольском погосте была построена в 1832 г. Представляет собой храм типа " восьмерик на четверике " (внутри - круглое помещение) с обширной трапезной и двухъярусной колокольней. Приделы трапезной - свт.Николая Чудотворца и прп.Сергия Радонежского. В 1938 г. церковь была закрыта; утрачены завершения храма и колокольни, внутренняя отделка и своды трапезной. В 1953 г. все окрестные деревни были выселены при расширении артиллерийского полигона. В настоящее время храм бывшего пустопольского погоста (урочище Курилово) стоит вдали от жилья и находится в тяжелом техническом состоянии. На госохране церковь не числилась. По материалам сайта " Храмы России " . Кирилл Аминов 19 мая 2015 г. Связь с историческим прошлым помогает созидать настоящее. Вокруг порушенной святыни собирается народ, начинается жизнь, совершается общая молитва. Но что делать, если разрушенный храм стоит далеко от современных населённых пунктов, как например, церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Николопустопольском погосте близ деревни Курилово в Шатурском районе? Храм находится в аварийном состоянии. Земля, на которой он расположен, принадлежит Министерству обороны. Вокруг - леса, болота. А некогда здесь было более десяти деревень: Курилово, Баженово, Спиридово, Илкодино... Поселения в этих местах известны с XV-XVI вв. В материалах переписи 1705 г., что проводилась при Петре I, есть информация о здешнем Никольском деревянном храме, который к тому моменту простоял уже 38 лет. В деревне Курилово, находящейся в строне от Никольского погоста, в начале XVIII века насчитывалось девять крепких дворов, а в церковь стекался народ отовсюду окрест. Здешние земли принадлежали помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущёву. Народ занимался натуральным хозяйством, добычей и продажей леса. В 1773 году был построен новый деревянный храм. Примерно ко времени открытия в соседнем Мишеронске стекольного завода известного фабриканта Ивана Ивановича Костерёва, ставшего работодателем для многих местных селян, относится строительство здешнего каменного храма с посвящением центрального престола празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Никольским остаётся один из приделов, другой придел посвящён преподобному Сергию Радонежскому. Начали строить новый храм в 1832 году. Его возведение - достаточно большого храма на несколько сот прихожан - и величественной колокольни шло три года. В 1835 году храм освятили. В 1851 году жители наиболее отдалённых деревень - Селищи, Мишунино и других отделились от прихода и построили свою - тоже каменную - церковь Рождества Христова в селе Илкодино (там сейчас также урочище, а разрушенная церковь, как и храм Рождества Богородицы в Курилово, приписана к действующему Крестовоздвиженскому в Мишеронском).

http://sobory.ru/article/?object=01579

- М., Наука, 1997 Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный и Рождества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа. Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи. На правах рукописи. В начале ХХ века Новозыбковский уезд был крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Но ещё раньше там начали строить уникальные деревянные храмы. Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является Никольско-Рождественская церковь, считающаяся одним из крупнейших деревянных храмов в Центральной России, жемчужиной русского деревянного зодчества. XVIII век был временем быстрого развития старообрядческой слободы Зыбкой, ставшей с 1809 года городом Новозыбковом. Местные жители занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кёнигсберг, торговали пенькой и конопляным маслом. Всё это способствовало росту капитала отдельных купцов, который они вкладывали не только в торговлю и производство, но и в материальное воплощение своей веры: иконы, книги, храмы. Закладка дервянного храма состоялась в 1774 году, а освящение - в 1782 году. Церковь строилась на средства злынковского купца Осипова для беглопоповской общины. В 1791 году была совершена попытка отобрать её у старообрядцев с помощью подразделения Изюмского гусарского полка. В 1817-18 годах храм полностью перестроен в стиле классицизма. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определён бывший старообрядческий священник Александр Арсеньев. В храме было два престола: Св.

http://sobory.ru/article/?object=01639

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Крестовая палата В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града. В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами. В XVII – первой половине XVIII в. Воскресенский храм обновился, а в 1788 году был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. «Новый» Успенский собор стал приходским храмом, в домовой же церкви надобности не было. До Октябрьской революции здесь находились военные склады. В 1930-е годы Воскресенскую церковь приспособили под жилой дом, древняя усыпальница была осквернена, часть древних надгробий разбита. В 1947 году комплекс Крутицкого подворья, в том числе и Воскресенский храм, снова решили реставрировать, но здание все равно оставалось в распоряжении светских учреждений, арендовавших его помещения. В 1960-е – 1980-е годы проводилась реставрация храма Воскресения Словущего в Крутицах под управлением известного архитектора П.Д. Барановского. После передачи подворья Русской Православной Церкви в храме Воскресения словущего некоторое время – до того как были восстановлены Успенский и Петропавловский храмы – совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05431

На датируемом 30-50-ми гг. XVIII в. местночтимом чудотворном образе из Казанского собора г. Людиново (празд. 9 февр.) Богомладенец локотком правой руки опирается на плечо Богородицы, Которая поддерживает Его ступни, свиток в левой руке отсутствует. На плате Богоматери, покрывающем Ее правое плечо,- звезда. Предположительно образ был написан по заказу заводчика Н. Н. Демидова или членов его семьи для строящегося на Людиновском заводе храма во имя пророков Илии и Елисея (освящен в 1750). Сначала икона находилась в деревянном храме, позже - в каменном Казанском соборе, построенном рядом в 1802-1820 гг. В нем образ пребывал до 1930 г. 14 февр. храм был закрыт, ценная церковная утварь изъята и по описи передана в Госбанк, часть икон уничтожена, уникальный хрустальный иконостас разорен. Среди икон, к-рые верующим удалось спасти, оказалась икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»: П. С. Финаева скрыла ее на чердаке своего дома (ул. Первомайская, д. 30); в 1987 г. дом перешел во владение родственников О. В. Черноусова. Последнему передали икону, после смерти Черноусова в 1993 г. его мать пожертвовала образ в Сергиевский храм в Людинове. 9 февр. 2000 г. икона с крестным ходом была возвращена в открывшийся в Людинове Казанский храм, настоятелем к-рого назначен свящ. Алексий Жиганов, знавший о желании своего друга (Черноусова) передать икону в эту церковь, когда там возобновятся богослужения. С 2000 г. в Казанском храме ведется летопись чудесных событий и исцелений, связанных с этим образом. Перед иконой читается особый акафист, составленный на основе арзамасского,- первые буквы его кондаков и икосов составляют акростих с названием иконы. Е. Г. Донской, произведший в 2008 г. реставрацию иконы, приписывает ее исполнение одному из царских иконописцев, выселенных во множестве при имп. Петре I из Москвы «за ненадобностью» и осевших на землях, позднее отнесенных к Калужской губ. На образе нач. XIX в. из Богоявленского собора арзамасского во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой Ее шеи, локотком опираясь на плечо Богородицы, прикрывающей Его ступни. Гиматий Божией Матери без застежки, на правом плече - звезда.

http://pravenc.ru/text/293830.html

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв. Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря С сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Над местом погребения И. Д. была устроена часовня из тесаного камня. Гробница, обозначавшая в часовне место захоронения святого, неск. раз осквернялась из-за многочисленных нападений на мон-рь Девич. Во время первой мировой войны в поисках сокровищ ее разбил венг. офицер. Весной 1941 г. албан. нацисты почти стерли часовню с лица земли (могилу завалило камнями, поэтому она уцелела), а также уничтожили источник и пещеру И. Д. на холме близ мон-ря. В июне 1999 г. Девич был вновь разграблен и подожжен албанцами, к-рые разбили мраморную плиту гробницы святого. В сер. марта 2004 г. 2 тыс. албанцев развели в гробнице костер и сожгли обитель. Однако мощи святого сохранились, т. к. они все время находились под спудом. Почитание И. Д. распространилось в Сербии (он считается покровителем Косова и Метохии), Болгарии и России. Вероятно, во 2-й пол. XVIII в., в эпоху национального возрождения, имя И. Д. было включено в список святых из болг. народа, помещенный в «Истории славяноболгарской» прп. Паисия Хиландарского (1762), в зографскую «Историю вкратце о болгарословенском народе» (1785) ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19702. С. 641). Но список имеет и самостоятельную рукописную традицию. Так, он представлен в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. N 14. Л. 11). Фрагменты службы И. Д. с кратким Житием преподобного находятся в рукописном сборнике рус. извода 1757 г. (САНУ; Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске akaдeмuje. Београд, 1901. 21/32). В монастыре Девич сохранилось несколько настенных изображений И. Д. (в 2004 они пострадали при пожаре и пока не расчищены): в сев. парекклисионе он представлен как преподобный со свитком, на к-ром надпись: «Первый ктитор места сего» (2-я пол. XV в.); в часовне над погребением - изображение святого и композиция «Успение прп. Иоанникия» (святой лежит на одре, архиерей, диакон и группа монахов совершают отпевание; 1578). Также известны изображения И. Д. в притворе монастыря Печская Патриархия (1565) и в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Млечане на северо-западе Косова и Метохии (1601-1602). Единственный известный храм во имя Иоанникия Девичского находится в мон-ре Девич.

http://pravenc.ru/text/578010.html

Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. Вероятно, главный храм монастыря был освящен в честь Благовещения. В 1723 году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким. Постепенно монастырь пришел в упадок, в 1780 году его покинула последняя монахиня. Однако в 1786 году униаты снова вернулись. В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам 1842 года монастырь был возведен в 1 класс. Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем монастырь был полностью восстановлен на новом месте. К началу XX века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары. В 1847 году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

http://sobory.ru/article/?object=23606

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010