Мощи К. покоились под спудом в ц. сщмч. Киприана, где находилась его гробница. В описных книгах 1750 г. сказано: «Во оной церкви гробница преподобного Киприана... деревянная, над ней образ Киприана преподобного, писан на краске, на нем покров бархатный черный, на покрове крест серебряный, копие и трость, шиты серебром» (Там же. С. 59-60). Образ К. также помещался на его гробнице: «Имеется на гробе написанный на дцке образ» (Там же. С. 64). Иконы К. до наст. времени не дошли. В сер. XVIII в. в монастыре имелись молитва и тропарь К.: «И у того же гроба на бумажке приклеенной на дщице имеющийся на стене оному Киприану преподобнический тропарь и молитва письменные» (Там же). По данным 1750 г., в мон-ре велись записи о чудесах и случаях исцелений от мощей К., но они сгорели 26 янв. 1730 г., когда пожаром была уничтожена теплая ц. Смоленской иконы Божией Матери. К. почитался местным населением. Согласно рапорту настоятеля Николо-Тропского мон-ря игум. Иоакима в духовную консисторию от 1750 г., ежегодно 2 окт., на память сщмч. Киприана, «в том монастыре во оной церкви бывает молебщиков немалое число, и после литургии совершают по оном начальнике Киприане панихиды» (Там же. С. 65). Большим почитанием в мон-ре пользовался явленный К. образ свт. Николая. В описных книгах 1750 г. о нем сказано: «А тот образ, писаный на дцке малой, в вышину и ширину четырех вершков, вставлен в дцку же, на которой дцке написаны от жития Николая Чудотворца чудеса. Иной образ и чудеса имеются письма старинного, не поновлены, которому образу приходские и другие люди верующие на память чудотворца Николы и в прочие дни молебствуют» (Там же. С. 40-41). В 1764 г. Николо-Тропский монастырь был упразднен, собор был обращен в приходский храм. После этого известий о гробнице К. не встречается. Можно лишь предполагать, что местное население продолжало чтить его память. В нач. XIX в. взамен прежнего был выстроен и в 1812 г. освящен каменный 5-главый храм, имевший 3 престола: в честь Смоленской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя сщмч. Киприана, еп. Антиохийского. Храм был закрыт в 1935 г., сохранился до наших дней в руинированном виде.

http://pravenc.ru/text/1684700.html

Сегодня церковь безхозна, заброшена. Сохранились внешние очертания, внутри помещения - фрагменты фресок. Среди заросшей травы можно найти фрагменты икон. На некоторых окнах металлические решетки. Пока восстановлению храм не подлежит. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Село Губино, что в 6 верстах от Козельска, было центром одноимённой волости Козельского уезда. Известно, что в 1782 г. в селе было 42 двора, жило 229 мужчин и 254 женщины. Судя по " Описанию и алфавитам к Калужскому атласу " , до 1700-х гг. в селе было 2 каменные церкви, одна во имя пророка Илии с приделом свт. Николая Чудотворца, другая - во имя св. Василия Кессарийского. Принадлежало село Александру Фёдоровичу и Анне Тимофеевне Нестеровым, было здесь два господских дома, окружённые садами. В начале XVIII века Губиным владел Алексей Степанович Шепелев. Это по его просьбе Екатерина I повелела восстановить упразднённый в 1724 г. по указу Петра I Свято-Введенский Оптин монастырь. В самом же селе Губино в 1706 г. на средства Шепелева строится взамен двух обветшавших церквей храм во имя Зачатия Иоанна Предтечи в стиле нарышкинского барокко (восьмерик на четверике). В " Ведомости о церкви Предтеченской, состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Губине " за 1915 и 1916 гг., есть такие слова, повествующие, что в 1706 г. на средства Шепелева была возведена одна из старейших в крае каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. Колокольня и ограда вокруг храма были также каменные. На месте бывшей церкви имелась часовня. Храм имел три престола во имя Зачатия Иоанна Предтечи, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя свт. Василия Великого. Приход храма состоял из: села Губино (95 дворов), деревни Дол (58 дворов), деревни Петелино (42 двора), сельца Парфёновское (59 дворов). Всего 254 двора, 628 мужчин, 682 женщины. В приходе была церковно-приходская школа в сельце Парфёновском, учреждена в 1899 г., церковно-приходская в деревне Дол, земская в селе Губине. В 1915 г. в них обучалось 40 мальчиков и 14 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=07404

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией Матери — Тихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998 Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским. В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма. Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 3200187000, решение облисполкома 406 от 10 июля 1979 г. В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=10825

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

С 1876 г. причт составляют священник и псаломщик. Церковь имеет 400 руб. капитала и церковный дом, в котором живет священник. Дом для священника деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом, построенный на церковной земле священником Янусовым и в 1872 г. купленный церковью. Прочие члены причта имеют собственные дома на церковной земле. На отопление домов выдается от церкви 60 руб. сер. Кроме земледелия прихожане занимаются ловлею рыбы, особенно форели, сбытом масла, творога и сметаны в Петербург. Всех прихожан обоего пола 2694 души. Часовни находятся: в дер. Городне - во имя Тихвинской Божией Матери и в Ястребине, Недоблицах, Ветках и Среднем Селе – во имя св. Николая чудотв. Попечительство учредили в 1869 г. священник Врудский и помещики - князь Владимир Владимирович Оболенский, супруга его Лидия Александровна, Павел Александрович и Александр Федорович Веймарн и Наталия Ивановна Таптыкова. Попечительство имеет два дома: в одном – училище с ночлежным приютом, в другом – богадельня. При школе есть небольшая библиотека. Неприкосновенного капитала в попечительстве до 5000 руб. сер. Священник Александр Альбов «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Усадьба Ястребино была создана в середине XVIII вице-адмиралом Захаром Даниловичем Мишуковым. Императрица Елизавета Петровна в 1747 году пожаловала ему деревни Петровскую и Ястребино, расположенные на левом берегу реки Хревицы. Усадьбу Захар Данилович устроил на противоположном берегу реки и здесь же выстроил на месте старой церкви новую деревянную. В 1767 г. священник Симеон Михаилов, диакон Иоанн Иоаннов и прихожане написали Санкт-Петербургскому архиепископу Гавриилу, что церковь сильно обветшала. Тот в свою очередь разрешил постройку, и уже через два года новая церковь была освящена во имя свт. Николая, покровителя моряков, а старая была разобрана в 1782 году и употреблена на печение просфор. В конце XVIII в. усадьба перешла во владение жены майора, Евгении Томасовны Михельсон. К этому же времени относится весьма подробное описание усадьбы, сделанное А.В. Хуппелем в 1787 году: «Встречаются такие поместья, где прекрасное расположение и приволье окружающей природы притягивают взгляд и вызывают желание посетить его. Примером этому служит усадьба Ястребино в Ямбургском уезде…»

http://sobory.ru/article/?object=00538

Источники агиографии. Стб. 365). Из сообщений «Книги, глаголемой...» следует, что М. был мирянином и почитался в лике праведных. Однако, поскольку определить точное место подвижничества М. оказалось невозможно, ему было приписано ( Токмаков. 1903; Зверинский. 1890. Т. 2. 926. С. 205) основание Михайловой пуст. на р. Клязьме (ныне дер. Пустынка Ковровского р-на Владимирской обл.), вслед. чего он стал почитаться в чине преподобных. Основанием для отождествления М. с основателем Михайловой пуст. стало свидетельство, оставленное диак. Федором Ивановым в письме к семье прот. Аввакума Петрова на Мезень в 1669 г.: «Да и в Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мору (1601-1603 гг.- Авт.) еще преставился; ныне тут и пустынь заведена над мощми его...» (Пустозерская проза. М., 1989. С. 221). Однако в Михайловой пуст. не было храмов, освященных в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Существовавшие здесь деревянные церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Честной главы прор. Иоанна Предтечи сгорели в 1763 г., после чего пустынь прекратила существование. Вероятно, в письме диак. Федора и в «Книге, глаголемой...» речь идет о 2 подвижниках, связанных с разными обителями. Сведения из «Книги, глаголемой...» об облике М. с нек-рыми разночтениями содержатся в иконописных подлинниках: ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 84, 30-е гг. XIX в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 169); РНБ. Тихан. 402. Л. 62 об., XVIII в. («Стар без брады возрастом велик в свитке белец был...»); Тихан. 413. Л. 60, XVIII в. («Стар без брады возрастом высок в схиме а был до кончины бельцем...»); Вяз. Q. 162. Л. 83, XIX в.; Тит. 3117. Л. 84, XVIII в. («Стар безбрад возрастом велик в свитке белец был камень на гробе его...); ОСРК. F. XIII, 19. Л. 18 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД). Во всех перечисленных списках иконописных подлинников память М. отмечена под 9 нояб. Святой канонизирован в составе Собора Владимирских святых, празднование к-рому установлено в 1982 г.

http://pravenc.ru/text/2563614.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

Дальнейшая история мон-ря не поддается детальной реконструкции. В предисловии к «Списку настоятелей монастыря», составленному в 1840 г. временно управляющим П.-З. Н. м. казначеем Данилова мон-ря (см.: Переславль-Залесский Данилов во имя Святой Троицы мужской монастырь ) Мефодием, утверждается, что после прп. Димитрия до XVII в. обитель пребывала в запустении (ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 530. Л. 1 об.). Делекторский полагал, что мон-рь был сожжен ханом Тохтамышем в 1382 г., но позже восстановлен. В монастырском архиве он обнаружил копии данной грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича 1506 г. и вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Крячка Чемоданова, сына Воропанова, 1560 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г. ( Делекторский. 1904. С. 7, 9). В Смутное время нач. XVII в. мон-рь вновь подвергся опустошению. Восстановление П.-З. Н. м. после Смуты связывается с деятельностью строителя, а затем игумена (1613-1645) старца Дионисия († 1645), армянина, родом из купеческого сословия, впосл. схимонаха и затворника. В Синодике мон-ря он именован Дионисием Карловым (ПЗИХМЗ. Инв. 1272. Л. 18). По монастырскому преданию, еще в мирской жизни Дионисий после усердной молитвы перед сном сподобился видения свт. Николая Чудотворца, повелевшего возобновить переславскую обитель его имени. Старец отстроил мон-рь, в т. ч. деревянные Никольский храм и ограду, ввел в нем общежительный устав ( Делекторский. 1904. С. 9-10). После кончины схим. Дионисия похоронили в П.-З. Н. м., однако место его погребения было утрачено. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) (Владимир, 1876. Т. 2) он включен в сонм неканонизированных святых Владимиро-Суздальской епархии. В 1665 г. в обители жил известный деятель раскола инок Феоктист. Временем расцвета П.-З. Н. м. стал кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. В этот период мон-рем управляли архимандриты Варлаам, Питирим (Ведерницын?). При них и при игуменах Романе, Павле, Пахомии (1719-1727) и при Иакове (Певницком) (1733-1749) в обители развернулось каменное строительство на средства переславских и московских купеческих семей. В 1759-1761 гг. настоятелем был архим. Филарет. Во 2-й пол. XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г., начался постепенный упадок П.-З. Н. м., к-рый был отнесен к заштатным мон-рям. К кон. XIX в. его братия состояла из 2 иеромонахов, иеродиакона, 2-3 послушников. От частой перемены настоятелей страдало монастырское благочестие ( Делекторский. 1904. С. 15). Благотворитель мон-ря переславский купец А. А. Варенцов предложил для сохранения и благоустройства древней обители обратить ее в женскую. Последним настоятелем муж. мон-ря был архим. Пимен (Малиновский) (1896-1898). Указом Синода от 10 июня 1898 г. заштатный мон-рь был обращен в общежительный женский, в 1898-1913 гг. его возглавляла игум. Антония, а до закрытия в 1923 г.- казначея Аглаида (?). В нач. XX в. в мон-ре проживало ок. 100 сестер.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010