Вологды (ВГИАХМЗ); на иконе «Спас обыденный» XIX в. (списка с иконы, написанной за один день в 1654 во время моровой язвы) из Андреевской Фрязиновской ц. Вологды (ВГИАХМЗ). На иконе «Спас Вседержитель, с 32 вологодскими святыми» XVIII в. из Троице-Герасимовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) и образе XVIII в. из Николаевской Золотокрестовской ц. Вологды (ВГИАХМЗ) у святого широкая окладистая борода, волосы спадают 2 прядями. В иконописном подлиннике сер. XIX в. об облике А. сказано: «Надсед, брада аки Василия Великаго, поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския и во омофоре, в руках Евангелие» (РНБ. СПбДА. A.II.54. Л. 38 об. 18 авг.). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 54. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/115856.html

М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия , кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. 751. Л. 8). Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова , 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского , 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св.

http://pravenc.ru/text/Андроником ...

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.22-23, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Молченский монастырь представлен единым объектом, однако на его территории имеется: Собор Рождества Пресвятой Богородицы (бывший Софийский собор), XVI - XVIII (престолы: Рождества Богородицы (центральный), Зосимы и Савватия Соловецких (северный), Симеона и Саввы Сербских (южный, не восстановлен), Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (нижний, до закрытия в 1922 г. был освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы). Тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи 1866-1869, архитектор (предположительно) Гримм Д.И. (престолы: Рождества Иоанна Предтечи (центральный), свт. Николая Чудотворца (северный), свт.Тихона Задонского (южный). Храм перестроен под общежитие, сейчас положено начало его возрождения. Надвратная колокольня XVII - XVIII вв. Трапезная XVII - XIX вв. Настоятельский (ныне сестринский) корпус XVIII в. Просфорня. Северо-восточный корпус (на рубеже XVIII - XIX вв в нём помещалось духовное училище). Корпуса гостиного двора. Современные строения - игуменский дом, дом священников, гаражи. В конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, неоднократно упоминаемого в летописяъх XII века, была построена каменная цитадель. Она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной башней. Уповая на надежность Кремля, здесь в 1570 году устроили свое подворье монахи загородного Молчанского монастыря (ныне Софрониевский монастырь у села Новая Слобода в 20 км от города). В 1580-1590-х годах они построили посреди крепостного двора каменный собор Рождества Богородицы, а к 1597 году всю крепость превратили в монастырь. В случае войны монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. Нельзя не сказать, что в 1604 году за стенами монастыря скрывался царь-самозванец Лжедмитрий I, выступив отсюда на Москву после смерти Бориса Годунова. В XIX веке оборонные стены и башни стали разбирать на кирпич, так что от старых укреплений сохранилась лишь надвратная башня, перестроенная в колокольню, да круглая наугольная слева при входе в монастырь с примыкающим небольшим участком крепостной стены. Сохранился также собор Рождества Богородицы, неоднократно перестраивавшийся в XVII и XVIII веках. Это собор - уникальное явление в украинской архитектуре. Высказывались гипотезы, что это только часть древней, гораздо более крупной постройки или наоборот, что собор - поздняя пристройка к древней крепостной башне, превращенной ныне в алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

мощи свт. Иоасафа обретены и перенесены в Спасо-Преображенский собор С.-Петербурга. После освидетельствования состоялось торжественное перенесение мощей сначала в московский Богоявленский собор, затем в Казанский собор в Курске. С 16 сент. 1991 г. мощи хранятся в Преображенском кафедральном соборе Белгорода, торжества в честь второго обретения мощей свт. Иоасафа возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В Преображенском кафедральном соборе находятся подлинная чудотворная икона свт. Николая Ратного, благодаря к-рой в нач. XVIII в. спасена от разорения Коренная Николаевская пуст. (близ с. Устинка, совр. окраина г. Шебекино), и икона Божией Матери «Знамение», чудесно обновившаяся в выставочной витрине Белгородского краеведческого музея. Среди др. правосл. святынь епархии - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Смоленском соборе Белгорода, чудотворный Кошарский крест XVII в. в Крестовоздвиженском храме Белгорода, Казанская икона Божией Матери в Троицком храме Ст. Оскола, икона «Живоносный Источник» XVIII в. в Крестовоздвиженском храме Ст. Оскола, икона Божией Матери «Помощница в родах» XVII в. в Спасо-Преображенском соборе г. Губкина, икона вмц. Параскевы Пятницы XVIII в. и явленная в кон. XVIII в. икона вмч. Пантелеимона в Успенском соборе Нов. Оскола. Мон-ри Троицкий мужской монастырь в с. Холки Чернянского р-на (основан в 1620, упразднен в 1764, открыт в 1999), белгородский Марфо-Мариинский жен. (учрежден в 1999), Воскресенский женский монастырь в с. Зимовенька Шебекинского р-на (учрежден в 1993). Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. из состава Белгородской епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии . Епархия разделена на 8 благочиний: 2 Белгородских, 2 Старооскольских, Корочанское, Новооскольское, Шебекинское. Лит.: Анненков А. С. Краткое историческое описание Белгорода//Курские ГВ. 1851. 18; Багалей Д. И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства.

http://pravenc.ru/text/77866.html

Сохранились резные барочные иконостасы, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным по эскизам Чевакинского, одобренным 23 нояб. 1755 г. Иконы написали иконописцы братья Колокольниковы из крестьян Пафнутиева Боровского монастыря: Федот Лукич - в верхней церкви (32 иконы за 1 тыс. р.), Мина Лукич - в нижней (42 иконы за 1 тыс. р.). Договор с ними был заключен 7 дек. 1755 г. Работы в основном были завершены в 1757 г., но только в кон. 1759 г. иконы установили в храме. Нек-рые иконы были заказаны ктиторами, на них, в частности, изображены небесные покровители императриц Елизаветы и Екатерины II, имп. Петра III. Особенно выделяется колоннада коринфского ордера иконостаса верхнего собора, увитая цветочными гирляндами. Колонны в нижней части обработаны каннелюрами с побегами листвы. Антаблемент раскрепован над колоннами и украшен резными головками херувимов. В том же стиле в верхнем храме выполнены резная надпрестольная сень, кафедра у сев. столба и царское место. Трехъярусное паникадило для верхнего храма с литыми скульптурами Спасителя, св. Иоанна Предтечи, евангелистов и ангелов было изготовлено в Нюрнберге и вызолочено в С.-Петербурге. В нижнем храме находились ктиторские иконы разных команд (подразделений) Адмиралтейского ведомства. Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер. XVIII в. (?) (Николо-Богоявленский Морской собор, С.-Петербург) Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер. XVIII в. (?) (Николо-Богоявленский Морской собор, С.-Петербург) В память о победах, одержанных рус. флотом в 70-90-х гг. XVIII в., имп. Екатерина II пожертвовала в верхний храм 2 креста, в каждый из которых входило по 5 богато украшенных икон в золотых окладах. На них были изображены праздники и святые, в дни памяти к-рых флот одержал победы над шведами и турками: на 1-м кресте (1790) - св. Иоанн Предтеча (Чесменская битва 24 июня 1770), святые Максим Исповедник и блж. Максим Московский (Роченсальмское сражение 13 авг. 1789), св. Сисой Великий (Гогландское сражение 6 июля 1788), прп. Сергий Радонежский (сражение при Балаклаве 23 июня 1773), свт.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война . В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь , а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

http://pravenc.ru/text/Калужской ...

На гравюрах 3-й четв. XVII в. состав святых, изображенных в медальонах на концах креста, варьируется. Изображения К. и. на основе гравюры 1638 г. в нач. XVIII в. появляются в золотном шитье: воздухи (пелены?) нач. и 1-й четв. XVIII в. (Черниговский исторический музей, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей), палицы нач. и 2-й четв. XVIII в. (НКПИКЗ, НХМУ). В Киево-Печерской лавре хранится фелонь сер. XVIII в., на оплечье которой вышито изображение иконы. Из иконописных изображений К. и. наиболее интересна икона XVIII в. (ГМИР) с символическим сюжетом и пространной композицией. В переносе образа К. и. в лицевое шитье и иконопись заметно «игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией» ( Пуцко. 2010). После перенесения К. и. в Киев в старинный киот в купятицкой церкви была помещена ее деревянная копия, вставленная в гнездо в квадратной пластине, украшенной гравировкой и накладным венцом с датой 23 июля 1658 г. К оправе прикреплена круглая серебряная крышка, на к-рой выгравировано изображение К. и. (по гравюре 1638), с внутренней стороны - образ Св. Троицы. Благодаря тому, что в годы борьбы советских властей с религией с. Купятичи находилось за пределами СССР, в Зап. Белоруссии, ц. свт. Николая Чудотворца и находящаяся в ней чтимая копия К. и. уцелели. В последние десятилетия почитание К. и. в Купятичах, как святыни Полесья, оживилось: расширяется паломничество, появляются свидетельства благодеяний Богородицы через Ее образ. В 2006 г. составлен «Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ея образа Купятицкого». Ист.: Athanasius Kalnofojskij, mon. Τερατοργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim, iako y w obudwu witych pieczarach, w których po woli Boey bogoslawieni oycowie pieczarscy, poywszy, ciary cia swoich zoyli. [К.], 1638. Прил. после Л. 322: Paregron cudów witych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie (1-52); Иоанникий (Галятовский), архим.

http://pravenc.ru/text/2462269.html

Жанр Акафиста был унаследован униатской Церковью, но здесь новые произведения получили католический оттенок: униатские типографии в XVIII в. издали Акафист «Пречистым страстям о душах в мучении чистительном болезнуемых» (Львов, 1751; см. Чистилище) и «Непорочному зачатию» (Почаев, 1769; см. Непорочное зачатие). А. А. Турилов В синодальный период до кон. XVIII в. интерес к жанру Акафиста на Московской Руси был невелик в отличие от юга и запада России, где он имел широкое распространение. Митрополит Платон (Левшин) кроме двух Акафистов прп. Сергию исправил и издал службу с Акафистом святителю Николаю Чудотворцу, в 1795 г. составил Акафист благоверному князю Даниилу Московскому. С 1798 по 1813 г. появляются Акафисты ап. Иоанну Богослову (2 изд.: 1798, 1801) и свт. Димитрию Ростовскому (1799) (оба написаны тайным советником князем Г. П. Гагариным), свт. Стефану Великопермскому (1799, сочинение священника Ивана Алексеева), свт. Димитрию (1801), прп. Никандру Псковскому (1802), свт. Алексию Московскому (1802, сочинения иеромонаха Ювеналия (Медведского)), вмц. Екатерине (1802), вмч. Геор-гию Победоносцу (1808), прп. Савве Вишерскому (1813). Расцвет акафистного творчества в России приходится на 40-е гг. XIX в.– 10-е гг. XX в. Общее число изданных за это время новых Акафистов равно 157; не одобрено духовной цензурой более 300 (на 1901). Импульсом к созданию Акафистов стала деятельность архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова), который переработал Акафисты, употреблявшиеся тогда униатами: Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Святой Троице (вышли в 40-е гг.), архистратигу Михаилу (1855). Будучи епископом Харьковским (1843–1848), он установил исполнять их в местных храмах, т. к. «действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное» (Иннокентий (Борисов), архиепископ. Письма к Макарию, митрополиту Московскому//ЦВ. 1883. 17, 18; цит. по: Лебедев. С. 132). Перу преосвященного Иннокентия принадлежит Акафист ко Причащению Святых Таин (1849), издан посмертно (до этого в употреблении были 2 одноименных Акафиста: «читаемый самим токмо иереем» (1798) и рукописный, приписываемый митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову)). В 1842 г. был издан Акафист святителю Митрофану Воронежскому, составленный князем П. А. Ширинским-Шихматовым.

http://sedmitza.ru/text/409457.html

Таблица частотности использования выражения «Николай Чудотворец» в греческой христианской литературе Византии Жития и служба свт. Николаю Житие и чудеса свт. Николая Мирликийского VII-XI вв. Многократно Декабрьская служба свт. Николаю (6 декабря) Византийские и поствизантийские авторы (по хронологии) VIII-IX в. X-XI в. Филагаф Неофит Затворник, прп. XII-XIII в. Георгий Пахимер XIII-XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул XIII-XIV в. Кириак Анконский Дамаскин Студит, иером. Франциск Скуф XVII в. Житие и чудеса св. Никона XI-XVII в. Монастырские акты и типиконы Акты Констамонита XI-XVI в. Акты монастыря Иоанна Предтечи XIV-XVIII в. Акты Ивирона X-XIX в. Акты Дионисиата XI-XVI в. Акты Кутлумуша XI-XIX в. Акты Лавры IX-XV в. Акты Ксиропотама X-XVI в. Акты Ватопеда X-XIV в. Акты Хиландара XI-XIV в. Акты монастыря Лембиотиссы XII-XIII в. Монастырские типиконы V-XV в. Астрологические тексты Из таблицы видно, что эпитет «чудотворец» по преимуществу используется в текстах II тысячелетия. В конце I тысячелетия эпитет используется только один раз в «Хронографии» Феофана Исповедника . Чаще всего этот эпитет встречается в богатой житийной традиции святителя, а также у прп. Неофита Затворника (шесть раз). Но какова более древняя история данного термина? В античной литературе он используется дважды в качестве характеристики женщин, занимавшихся постановкой театральных или цирковых представлений 50 . «Древние называли делающих такие (театральные эффекты) чудотворцами за отличное [театральное] зрелище» 51 . Данный смысл сохраняется и в эпоху средней Византии – в корпусе поэта Георгия Писидийского 52 . В IV в. свт. Григорий Нисский написал «Житие святого Григория Чудотворца » 53 , известного святого III в. 54 , составившего, в свою очередь, благодарственную речь великому христианскому мыслителю Оригену . Появление в IV в., уже на христианской почве, эпитета «Чудотворец» как свойственного святым не случайно – он возникает в период максимального синтеза античной и библейской традиции в каппадокийской среде, под влиянием аллегорезы Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010