В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

В церкви Рождества Богородицы богослужения были прекращены только в 1938 году. Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду - по огородам. Последней исчезла черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых. Страшно было смотреть на развалины храма но еще страшнее становилось от сознания того, что это был только видимый знак ужасной духовной разрухи. 10 февраля 1990 года началась новая жизнь храма - после более чем полувекового перерыва был совершен первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. 16 февраля 1990 г. была отслужена первая Божественная Литургия в сторожке около развалин храма, а на Благовещенье этого же года - в самом храме. Текст с официального сайта храма http://www.aniskino.orthodoxy.ru/ Кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1738-1742 гг. (по другим данным, 1758 г.) на средства полковника А.Г.Плещеева вместо прежних деревянных, существовавших в XVI-XVIII вв. на соседнем Дмитриевском погосте. От этого периода сохранился основой объем типа " восьмерик на четверике " с алтарной апсидой. В 1808-1813 гг. были выстроены трапезная с приделами свт.Николая Чудотворца (южный) и свт.Алексия Митрополита (северный), а также колокольня со шпилем, в стиле ампир, тогда же изменен декор первоначальной части. В 1938 г. (по другим данным, в 1941 г.) церковь была закрыта, до 1970-х гг. использовалась в производственных целях. Затем здание было заброшено и разрушалось. В 1989 г. церковь была возвращена верующим и ныне восстановлена. Святынями храма являются иконы, привезенные из Иеруалима и со Святой горы Афон, частицы мощей святых угодников Божиих. Использованы материалы сайта " Храмы России " . Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по адресу: Щелковский район, с.Анискино, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=00759

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

http://pravenc.ru/text/154305.html

Доксарас ушел в отставку. Занявший его место и столкнувшийся с недовольством закинфцев Никодим II Метаксас отлучил их от Церкви в 1630 г. Когда те обратились в Сенат Венеции, обвиняя архиепископа в превышении полномочий и требуя отмены его избрания, кефалинийцы попытались там же оспорить этот иск. Сенат отверг жалобы закинфцев, но распорядился отменить наложенное на них отлучение. Вынужденный последовать этому указанию, архиепископ лишил закинфского протопопа ряда полномочий и назначил на остров своего управляющего. Эти действия Метаксаса получили одобрение близкого ему К-польского патриарха Кирилла Лукариса, однако закинфцы обратились с жалобой к дожу, а Коринфский митрополит обвинил Метаксаса перед патриархом в интриганстве и в издании «соблазнительных» для Церкви книг. В 1639 г. Сенат Венеции детально определил полномочия Закинфского архиепископа, запретив впредь совмещение этой должности с хорепископским саном. В 1718 г. было определено, что отныне архиепископ будет избираться попеременно из среды кефалинийского и закинфского духовенства. После падения итал. господства и захвата Закинфа в кон. XVIII в. рус. эскадрой под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова на острове была учреждена архиерейская кафедра, остававшаяся незанятой вплоть до 1824 г. Тогда с согласия К-польского патриарха и англ. наместника Т. Мейтленда прот. Георгий Гарзонис стал митрополитом Закинфа. С 1994 г. митрополитом Закинфа является Хризостом (Синетос). Часть произведений церковного искусства была перенесена на Закинф после завоевания Крита турками в 1669 г. Статус памятника архитектуры имеют находящиеся в г. Закинтос храмы Всех Святых (1617), свт. Николая Чудотворца «тон Ксенон», Св. Троицы, Богородицы Фанеромени (1650), Богородицы Владычицы ангелов (1687), свт. Дионисия Закинфского (XVII в.) и др.; известны также ц. св. Мавры в дер. Махерадо с примечательным иконостасом, св. Марины в Айия-Марине. Почти все островные храмы сильно пострадали от землетрясения 1953 г. В митрополии наиболее известен мон-рь Преображения Господня на о-вах Строфадес, основанный в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/182503.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

25 апреля, 11.00 Благотворительная программа Пансионат для ветеранов труда 31 (ул. Островитянова, 16, корп. 5) Камерный хор «Озарение» (Москва). Худ.рук. и дирижер — Ольга Бурова 25 апреля, 14.00 Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11) Пасхальный звон 25 апреля, 14.00 Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Большой академический хор «Российского государственного музыкального телерадиоцентра» (Москва). Худ.рук. и дирижер — Л.Конторович 25 апреля, 14.30 Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2) Пасхальный звон 26 апреля , 19.00 Большой зал Консерватории (Б.Никитская, 13) Абонемент Филармонии 73 «Московский Пасхальный фестиваль». Солисты, симфонический оркестр и хор Мариинского театра. Дирижер — В.Гергиев. В программе: Римский-Корсаков — III акт из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Вагнер — III акт из оперы «Парсифаль» 26 апреля, 14.00 Храм Святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее) (Малый Толмачевский пер., 9) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 26 апреля, 14.00 Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке (Б.Ордынка, 20) Хор Самарского академического театра оперы и балета. Главный хормейстер и дирижер — В.Навротская 26 апреля, 14.30 Храм Свт. Николая в Пыжах (Б.Ордынка, 27-а) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 26 апреля, 15.15 Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (Б.Ордынка, 20) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 27 апреля , 14.00 Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине (Столешников пер., 2) Хор «Возрождение» (Республика Южная Осетия, г.Цхинвал). Худ.рук. и дирижер — А.Хугаева 27 апреля, 15.00 Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10) Пасхальный звон 28 апреля, 14.00 Храм Ризоположения в Леонове (Докукина, 19) Пасхальный звон 28 апреля , 14.00 Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской Слободе (Николоямская, 57–59)

http://e-vestnik.ru/culture/pashalnyj_fe...

В 1704 – 22 гг. владельцами села показаны Герасим Алексеевич и Максим Андреевич Мансуровы; в 1704 г. в селе находилось 2 двора вотчинниковых, в которых жили 43 чел. дворовых людей и 22 двора крестьянских, в них 97 чел. 20 сентября 1711 г. по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину стольника Максима Мансурова, в новопостроенную церковь, в придел во имя Николая чудотворца. В 1755 г. владельцем села Сынкова был Николай Максимович Мансуров. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVIIXVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Первое упоминание о храме относится к 1628 году. Тогда в Сынково была выстроена деревянная церковь Иоанна Богослова с приделом во имя свт. Николая архиепископа Мир Ликийских. В окладных книгах Патриаршего приказа 1628 года записано: " Церковь Ивана Богослова в вотчине Петра Мансурова, в селе Медведкове, а Сынкове тож, декабря в 13 день на нынешний 136 (1627) год, по жалованной несудимой грамоте, вдвое дани 16 алтын, наместничьих 6 алтын, заезда 2 алтына взято, платил поп Евтихий " . В 1755 году в прошении на имя императрицы Елизаветы Петровны испрашивалось благословение на строительство новой церкви вместо старой и очень обветшавшей. Новый деревянный храм был построен в 1757 году. Этот храм просуществовал до 1892 года, когда во время Великого Поста, 29 марта, во время службы, в церкви произошёл пожар, от которого он полностью сгорел. В связи с этим трагическим событием, а также в связи с увеличением жителей села Сынково, в 1893 году на месте сгоревшей церкви возвели сельчане временный деревянный храм. Колокола в это время размещались на четырёх деревянных столбах. Церковь была однопрестольной, во имя Иоанна Богослова. Проект деревянного храма составил архитектор Н. Марков. 2 сентября 1899 года местный причт обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) за благословением на постройку новой церкви на 400 человек. После положительного решения, полученного из Московской Духовной консистории, был объявлен сбор средств на строительство каменного храма. Быстро помогли в этом богоугодном деле неравнодушные благотворители. В конце 1899 года были закончены работы по архитектурному проектированию здания, и, уже 18 июня 1900 года церковь была заложена. Рядом со строящимся храмом, ещё в 1893 году была построена церковно-приходская школа. Новопостроенная церковь во имя Иоанна Богослова была освящена в 1906 году.

http://sobory.ru/article/?object=07000

В 1771 г. старанием помещика Алексея Васильевича Лихарева в Калугино возводится новая деревянная Никольская церковь при колокольне; правый её придел, во имя прп. Сергия Радонежского и левый – свв. мучеников Адриана и Наталии; причём антиминс Адриано-Наталиинского придела был священнодействован в 1768 г. митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари). На рубеже XVIII-XIX вв. Калугино отнесено к Тарусскому уезду Калужской губернии. С 1861 г., более 40 лет обязанности местного церковного старосты исполнял серпуховской промышленник Николай Николаевич Коншин, владевший имением по соседству. В приход с. Калугино также входили сельцо Неботово и дер. Романовка. В нач. 1890-х гг. более чем столетняя сельская церковь ещё признавалась крепкой, но в 1895 г. крестьянин дер. Романовка Семён Матвеев Мелёшин взамен её заложил каменный храм (по местному преданию, обратив на это свой крупный выигрыш в лотерею). Сначала строительство велось стихийно и вызвало тревогу у местных властей; в июле 1895 г. губернский архитектор осмотрел начатое здание и признал его постройку правильной, однако обязал храмоздателей пригласить для руководства работами специалиста, которым с 1 августа стал городской архитектор г. Серпухова Александр Дмитриевич Кондаков. Видимо, при его участии, начальный замысел был изменён – 25 мая 1896 г. строители просят губернские власти о добавлении к центральной главе храма ещё 4-х боковых и 3-х наалтарных главок. Свое прошение они объясняют той необходимостью, «чтобы храм, вследствие своей широты и сравнительно небольшой средней главы,… не походил на дом, обыкновенное жилище людей». Разрешение от губернских властей было получено, и в 1897 г. новый храм с колокольней и двумя приделами освящается – центральный алтарь во имя Покрова Богородицы, правый – свт. Николая и левый – прп. Сергия Радонежского. Архитектурное своеобразие калугинского храма определяется прежде всего тем, что храм – трехпрестольный, и ширина его превышает длину. Декор выдержан в традициях русского историзма конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=07310

В красивом майоликовом иконостасе, сделанном в мастерской П. К. Ваулина в Петербурге, находятся иконы Спасителя, Богоматери и св. Александра Невского — неплохие копии образов работы В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Храмовый образ свт. Николая — список с находящейся в том же соборе иконы кисти М. В. Нестерова. Все иконы работы Васильева из Петербурга при участии Ткаченко. Царские врата вырезаны и позолочены в мастерской П. С. Абросимова. Автор запрестольного креста — Е. И. Брагин из Москвы. В южном нефе находится несколько больших икон, написанных Ростовцевым, а также греческая икона Спасителя XVIII века, отреставрированная тем же художником. По мысли устроителей «богослужебная утварь и облачения должны быть если не роскошны, то выдержаны в общем стиле храма», т. е. в московском стиле XVII века. В этом стиле на фабрике А. П. Захряпина и была исполнена серебряная утварь, в мастерской П. И. Оловянишникова и С. С. Мешкова — облачения, Ченского — мебель. Три паникадила и семисвечник тоже изготовил Захряпин, колокола отлил завод П. Н. Финляндского в Москве. Позолоту куполов делали мастера от Абросимова. Болгарам досталось немногое: гранитная отделка (Янко Тасев) и железная ограда (Стоян Кипов). Немцы изготовили мозаику пола (Генрих Дуновиц), фонари (фирма «Кейлинг и Томас») и разбили вокруг церкви сад (Карл Бетц). Храм, который являлся посольским и строился на казенные средства, был освящен 11ноября 1914 митрополитом Доростольским и Червенским Василием и архим. Николаем при участии русского и болгарского духовенства, премьер-министра Болгарии и послов. Российский Синод, согласившись на освящение русской церкви болгарским духовенством, просил, чтобы это сделал лично экзарх Иосиф I, однако, тот из-за болезни поручил освящение своему заместителю. Как известно, в 1872 Константинопольский Патриарх объявил Болгарскую Церковь схизматической. Хотя Русская Церковь не присоединилась к этому определению, но, не желая осложнять отношения с Вселенской Патриархией, она воздерживалась от богослужебного общения с Болгарской Церковью. Совместное освящение посольского храма в Софии свидетельствовало, что Русская Церковь признает Болгарскую Церковь равночестной. В 1945 при активном участии Русской Церкви Константинопольский Патриарх, наконец, снял схизму с Болгарской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07086

С 1913 по 1933 годы Нишскую кафедру занимал священноисповедник Досифей, митрополит Загребский. Епископы Нишские дважды избирались на Сербскую Патриаршую кафедру: Димитрий (1920-1930), который занимал Нишскую кафедру с 1884 по 1889 годы, а также ныне здравствующий Святейший Патриарх Сербский Ириней, управлявший Нишской епархией с 1975 года вплоть до своего избрания на патриаршество в 2010 году. В настоящее время в епархии насчитывается 299 действующих храмов и 16 монастырей, а также духовная семинария. Епархия разделена на десять архиерейских наместничеств. В Нишской епархии имеется много памятных мест, связанных с русскими эмигрантами и Русской Церковью. Неподалеку от монастыря святого Романа (XI в.), в селе Алексинац, находится храм, построенный вдовой русского полковника Николая Раевского, убитого в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Там же захоронено его сердце. Храм бережно поддерживался и реставрировался сербами. В монастыре Темска (XI в.), находящемся ныне под охраной ЮНЕСКО, после революции проживало 40 монахинь из России. Среди святынь епархии — привезенная русскими эмигрантами чудотворная икона «Коронование Пресвятой Богородицы», хранящаяся во Введенском монастыре в Сичево (XVII в.). В монастыре Лешье (XIV в.) хранится епитрахиль святого Иоанна Шанхайского. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010