Получив вольную у Шереметевых, он 26 мая 1822 г. был определен послушником Кривоезерской пуст. и 18 февр. 1823 г., в 1-ю субботу Великого поста, пострижен в рясофор. 25 дек. того же года, в праздник Рождества Христова, удостоился пострига в мантию с именем Никон (в честь Киево-Печерского прп. Никона Сухого). Его духовником в то время был игум. Феодосий (Крюков). Для Н. игум. Феодосий навсегда остался примером настоятеля обители, к-рому он старался подражать. Игумен хорошо знал древние знаменные распевы, пел на клиросе; он ввел в мон-ре общежительный устав, построил каменный храм с 2 приделами; при новом настоятеле число братии увеличилось до 100 чел. После его кончины в 1827 г. мон. Никон записал в дневнике: «Преставился достопамятный игумен Феодосий, ревностный пастырь, много попекшийся о благосостоянии обители и о устроении оныя и братии» (Там же. Л. 51 об.). 31 авг. 1824 г. мон. Никон был рукоположен во диакона. В качестве послушания игумен благословил молодого иеродиакона совершать богослужения в приписной Надеевской Никольской пуст., находившейся на расстоянии 90 верст от мон-ря. Великим постом, когда в лесу еще лежал глубокий снег, монах пошел из мон-ря в пустынь в кожаных ветхих и весьма тесных сапогах (другие он попросить в мон-ре не решился). Уже в начале пути иеродиак. Никон в кровь стер ноги и решил взять у своего спутника иером. Павла благословение идти босым. Тот после долгого размышления дал согласие. Чудесным образом Н. избежал обморожения. Его духовником в Надеевской пуст. стал прп. Тимон (Фёдоров) , ученик прп. Серафима Саровского. 9 мая 1828 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский) рукоположил мон. Никона во иерея. В 1829 г. новый игум. Кривоезерского мон-ря Макарий благословил его на постоянное жительство в Надеевской пуст. Здесь на средства родственников иером. Никон построил себе келью. Вскоре он был назначен строителем пустыни и оставался им на протяжении 8 лет. В Надеевской обители иером. Никон построил каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольню и др. здания; «украсил храмы иконами своих трудов, много приобрел... священной утвари и ризницы и, вообще, после старца Тимона, много послужил к внутреннему и внешнему благоустройству этой обители» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 306-307). Однако в период настоятельства иером. Никона резко ухудшились его отношения со старцем Тимоном, к-рый добивался независимости Надеевской пуст. от Кривоезерского мон-ря. Ситуацию усугубил случай с келейником, о к-ром подвижнику было тяжело вспоминать даже в конце жизни. Пользуясь излишней доверчивостью иером. Никона, его келейник от имени настоятеля собрал значительную сумму денег у родных и знакомых Никона и скрылся из обители. После этого происшествия иером. Никон передал настоятельские обязанности старцу Тимону и стал жить уединенно.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

После многочисленных ходатайств саровской братии (1743-1747) Е. был освобожден из заключения в 1755 г. По преданию, пребывая в Орской крепости, Е. нашел «значительный» клад и «с полной заботливостью и неприкосновенностью» передал его властям, что также способствовало его освобождению (Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 51). Нек-рые исследователи не исключают, что история с кладом была «подстроена» саровскими иноками, т. о. «выкупившими» Е. из заключения (см.: Агапов А., Кожевников В., Подурец А. Настоятели Саровского мон-ря. Саров, 1991. С. 67-68; Подурец. 2006. С. 83). Указом Синода от 5 июля 1755 г. Е. был направлен в Саровскую пуст. в сане иеромонаха. Как ближайший ученик первоначальника Иоанна Е. пользовался значительным авторитетом у насельников. 24 сент. 1758 г. общим решением братии Е. был избран и утвержден в Тамбове в должности строителя Саровской пуст. К сер. XVIII в. внутренняя жизнь Саровской пуст. пришла в упадок, распри и раздоры среди братии, происходившие при прежних строителях, особенно при иеромонахах Маркелле и Исаакии, привели к отступлению от заветов первоначальника Иоанна, к уменьшению числа насельников. Поэтому Тамбовский еп. Пахомий (Симанский) при поставлении Е. рекомендовал ему и инокам хранить общежительный устав иеросхим. Иоанна «как зеницу ока», «а ежели первоначальника вашего устав положите в презрение и будете его разрушать и оставлять, то может воспоследовать вам бесславие, бесчестие, оскудение всяких потребностей» (Записки Афанасия Илларионовича. С. 187-188). Е. «поставил обитель Саровскую на степень высокого внутреннего и внешнего благоустройства» ( Авель. С. 58). По его инициативе активизировалось каменное строительство, возведены Успенский собор (1770-1777), братские келии и трапезная. Как опытный наставник Е. стал известен во мн. епархиях, в 60-70-х гг. XVIII в. он переписывался со свт. Тихоном Задонским, был наставником прп. Феодора (Ушакова) . Авторитет пустыни возрастал, с 30-х гг. XVIII в. до 1765 г. число братии увеличилось вдвое. Особое внимание Е. уделял уставной жизни братии. По его благословению в обители был введен обычай ежегодного прочитывания за трапезой устава иеросхим. Иоанна; в 1765 г. на специально изготовленной копии «Общежительного правила Саровской пустыни» каждый монах и каждый послушник поставил свою подпись. Согласно неопубликованным материалам иером. Авеля (Ванюкова), Е., учредив в пустыни «вечное поминовение по усопших ея благодетелях, отцах и братьях и всех тех, коих имена вписаны в заведенный для поминовения книги», «сам приходил к ранней литургии читать синодик на проскомидии и часто говорил: «Совершение литургии за усопших так важно, сила поминовения так велика, польза от него умершим, если это бывает с верою и усердием, так несомненна, что от посредства их зависит весь успех, вся отрада, все спасение усопших»» (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Ед. хр. 315. Л. 44 об.- 45).

http://pravenc.ru/text/182129.html

13 мая 1805 г. Иона официально поступил в Саровский монастырь (позже, вероятно ошибочно, он обозначил год своего прихода в Саровскую пуст. как 1808-й (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 656 [Личное дело игум. Исайи]. Л. 11). Первоначально трудился в хлебне, на кухне, а затем вместе с Тимофеем ухаживал за больным строителем Исаией (Зубковым). «Мы оба,- писал Тимофей старице Досифее,- находимся при батюшке отце строителе Исайе, ево немощам служим щастливыми себе почитателями, что привел нас Господь послужить ему добродетельному старцу и отцу нашему - м. с., что по Исайе нет другово Исайи» (Там же. Л. 1 об.). Вскоре Иона стал келейником парализованного иером. Исаии: возил его на тележке в храм, др. места, в т. ч. и в Дальнюю пустыньку к прп. Серафиму Саровскому . Позже И. рассказал А. Н. Муравьёву о первой встрече с прп. Серафимом: «Он взял меня за голову и поцеловал, потому что был чрезвычайно ласков к каждому приходящему, и сказал только: «Спасайся, будешь монах»» ( Муравьёв. 2006. С. 119). После кончины строителя иером. Исаии (4 дек. 1807) И. стал келейником и письмоводителем нового настоятеля иером. Нифонта (Черницына). В личном деле, в разд. «Где обучался и окончил курс учения», И. записал: «Никаким высшим наукам школьным не обучался, кроме изучения одной русской грамоты читать и писать». Из переписки с братом Тимофеем ясно, насколько старательно Иона выполнял послушания одновременно и келейника, и письмоводителя, трудясь иногда в ущерб здоровью. В письме от 11 нояб. 1808 г. старший брат советовал И. «щадить грудь свою слабую», не обременяя чрезмерно; «делать столько, сколько можно, по совести, невозможного же и Бог не требует», верить, что послушание выше всех добродетелей (Личное дело игум. Исайи. Л. 4, 6, 10-11). 8 июня 1811 г. купеческого сына И. Путилова было дозволено принять в число саровских послушников (Там же. Л. 7). 3 июня 1812 г. Иона был посвящен в стихарь, 6 сент. того же года пострижен в монашество с именем в честь прор. Исаии. 15 авг. 1813 г. при посещении Саровской пуст. еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский) рукоположил И. во диакона, 14 марта 1815 г.- во иерея. В 1817 г. И. сопровождал о. Нифонта (Черницына) во время поездки в С.-Петербург. С назначением 1 нояб. 1822 г. казначеем Саровской пуст. И. стал 1-м помощником и доверенным лицом игум. Нифонта. 26 июня 1827 г. И. был награжден набедренником.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Г. упоминается в «Описании о российских святых» (список Киево-Софийской б-ки, XVIII в.- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143). Молитва Г. появилась впервые в изданном по благословению Святейшего Синода сб. «Молитвы Господу Богу, Пресв. Богородице и св. угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях» (Пг., 1915). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению митр. Антония (Мельникова) (праздн. известно с 1831). Иконография Внешний облик святого описан в иконописных подлинниках XVIII в. под 14 нояб.: «Подобием сед, брада и власы аки Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39); «Иже на Моли реце, Шалацкаго, Устюжны Железнополския новаго чудотворца: сед, брада Никона Радонежскаго во всем» (БАН. Строг. 66. Л. 54). Сохранилось 2 единоличных образа преподобного (оба в Устюженском краеведческом музее). На небольшой паломнической иконе кон. 90-х гг. XIX в. Г. предстоит Иисусу Христу в облачном сегменте на фоне Шалочской Успенской пуст., изображенной достаточно условно в виде 3 белых шатровых храмов на берегу р. Шалочи. Святой представлен старцем с непокрытой головой и седой короткой бородой (как у прп. Серафима Саровского), в светло-оливковом подряснике, схиме на плечах и длинной черной мантии, руки скрещены на груди. Такие пядничные образки для паломников выполнялись в Моденском мон-ре близ Устюжны, к к-рому была приписана упраздненная Шалочская пуст., и получили распространение в Устюженском у. Новгородской губ. На иконе 1903 г. (на листе фанеры) Г. изображен в коленопреклоненном молении на правом берегу р. Шалочи, в схиме серо-голубого цвета, с куколем на голове, с короткой седой бородой, левая рука прижата к груди, в правой - развернутый свиток с нечитаемым текстом. На левом берегу реки - каменная ц. Рождества Христова с колокольней (обнесена деревянной оградой), построенная в 1837 г. на месте прежних строений Шалочской пуст. Изображение заключено в рамку, внизу написан текст молитвы преподобному («О преподобне и богоносне отче Гурие, прими ныне нас, к тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное положися тело...»).

http://pravenc.ru/text/168362.html

З. всю жизнь хранил духовные связи с воспитавшей его Глинской пуст.: ближайшими его сподвижниками были глинские старцы схиархимандриты Андроник (Лукаш) и поселившийся в Сухуми Серафим (Романцев), архим. Серафим (Амелин) , на отпевании к-рого З. был в Глинской пуст. в окт. 1958 г. Братия и воспитанники пустыни всегда находили приют и окормление у З. в Александро-Невском приходе, который называли «тбилисская Глинская пустынь». Митрополит никогда не расставался с Глинской иконой Рождества Пресв. Богородицы. Схиархим. Андроник (Лукаш) с 1961 г. и до своей кончины в 1974 г. проживал в Тбилиси и находился на непосредственном попечении З. Он говорил о З.: «Владыка Зиновий прошел через всю жизнь и, как алмаз, не имеет ни единого пятна» ( Тихон ( Емельянов ) , Диденко М. 1985. 6. С. 59). В 1963 г. в Александро-Невском храме З. по благословению Патриарха Московского Алексия I возвел схиигум. Андроника в сан архимандрита. Сохранились письма глинского старца схиархим. Иоанна (Маслова) , адресованные З. В 1975 г. З. и схиархим. Виталий (Сидоренко) основали в пригороде Тбилиси Дидубе (ныне в черте города) жен. мон-рь, ставший рус. духовным центром Закавказья. Незадолго до кончины З. принял схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского . Предсказав день своей смерти, он собрал у себя всех живших в Грузии в то время монахов Глинской пуст. Отпевание, согласно воле почившего, было совершено по монашескому чину Католикосом-Патриархом Илией II. Погребен в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси, близ придела свт. Николая. З. награжден орденами св. Нины 1-й и 2-й степени (ГПЦ); св. Владимира 1-й степени (РПЦ); ап. Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь); святых Кирилла и Мефодия 2-й степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). Арх.: ГАСО. Ф. 454. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 75 об.- 76; Ф. 750. Оп. 1. Ед. хр. 266. Л. 3 об.- 4. Лит.: Радковский Н., свящ. У святынь Грузии//ЖМП. 1957. 10. С. 73-74; Торжество в Богоявленском патриаршем соборе//Там же. 1960.

http://pravenc.ru/text/199827.html

И. добился увеличения вдвое (до 2 тыс. р.) штатной суммы, выделяемой на Владимирскую ДС, а также введения денежных премий за успешную учебу. С 1781 г. в семинарии действовал класс философии. В нояб. 1779 г. И. благословил зачислить в певчие Владимирского архиерейского дома сына священника с. Черкутина М. Васильева, 7-летнего Михаила, буд. выдающегося гос. деятеля М. М. Сперанского ; в 1780 г. он поступил во Владимирскую ДС. Распоряжением И. с 6 янв. 1772 г. во владимирском Успенском соборе в богослужении на праздник Рождества Христова должны были участвовать настоятели всех штатных обителей, а с 1776 г.- заштатных: вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , Санаксарского мон-рей, Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саровской пустыней, также протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Священнослужители, разговаривавшие во время богослужения, штрафовались. Клирики епархии не должны были появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. В июне 1771 г. И. под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Д. И. Ростиславов по воспоминаниям своего деда, сельского священника, характеризует И. как властного, порой жестокого архиерея. По инициативе И. наказания плетьми провинившихся церковнослужителей стали делом обычным и проводились почти ежедневно в особой приемной архиерейского дома, называвшейся «подача». Вместе с тем Ростиславов отмечал честность и бессребничество архиерея. И. был погребен в Успенском кафедральном соборе Владимира. В XIX в. в соборе проводились реставрационные работы, к 2009 г. точное местонахождение захоронения И. неизвестно. Немногочисленные сочинения И., написанные простым, разговорным русским языком, напоминают знаменитые проповеди Псковского еп. Гедеона (Криновского) , старшего товарища, а потом, вероятно, и преподавателя И. в Казанской семинарии. Соч.: Слово при встрече имп. Екатерины II в Спасо-Преображенском мон-ре 26 мая 1767 г.//Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея имп. величества вел. государыни премудрейшия монархини и попечительнейшия матери Екатерины Вторыя в Казани. СПб., 1769; Слова при открытии Владимирского наместничества. М., 1778; Слово, говоренное в Саровской пуст. при освящении великолепно вновь построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 17802, 17863; [Письма настоятелям Саровской пуст.]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 18844.

http://pravenc.ru/text/293708.html

и прислать в консисторию «письменное показание, располагается ли он остаться в Саровской пустыни или отправиться обратно в Валаамский монастырь». Строитель доносил, что И. «объявил, что желает остаться в сей (Саровской) пустыне». В 1804-1806 гг. еп. Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев) переписывался с о. Исаией, требуя удаления И. в Валаамский мон-рь (Там же. Л. 3 об.- 8). Вероятно, поэтому И. и старец Назарий в 1-й пол. 1805 г. отправились на Кавказ, прожили неск. месяцев в екатеринодарском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, затем вернулись в Саров. Благоволивший к И. строитель Исаия добился офиц. зачисления подвижника 31 июля 1806 г. в состав братии Саровской пуст. (Там же. Л. 9). Первоначально И. служил келейником игум. Назария, подвизавшегося в 3 верстах от пустыни, в уединенной хижине на правом берегу р. Саровки. Уже в эти годы И. пользовался уважением братии. Так, в 1804 г. и особенно в 1809 г. в переписке с братом, саровским послушником Ионой Путиловым, послушник Тимофей, буд. архим. оптинский прп. Моисей (Путилов) , часто упоминал «отца моего Илариона», благодарил «за почтенные писания» к нему, «за любовь» (Там же. Д. 367. Л. 5, 16 об., 27 об.). После кончины старца Назария (1809) И. намеревался вернуться в Валаамский мон-рь, но в 1814 г., «получа от простуды сильную болезнь», остался в Саровской пуст. (Там же. Д. 351. Л. 11-13 об.). Взаимопонимание и доверие связывали И. с прп. Серафимом Саровским , к-рый «всех приходящих» направлял к нему на исповедь «и даже поручил постригать в рясофор дивеевских девушек» ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032. С. 307). И. помогал преподобному в окормлении сестер ардатовской общины-богадельни (см. в ст. Ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ). Так, ок. 1808 г. основательница обители В. Д. Полюхова (мон. Вера) обратилась с уставными вопросами к саровским старцам и получила от прп. Серафима и И. благословение принимать благочестивых женщин в общину, как «в семью» (ЖПодв.

http://pravenc.ru/text/389177.html

По свидетельству иером. Ефрема (Короткова), главной отличительной чертой И. была «простодушная кротость, но не без смиренномудрия». Слава о добродетелях И. достигала отдаленных мест, привлекая к нему большое число иноков и мирян. Старец-строитель советовал «сидети иноку хотящему спастися в келии своей», подвизаться в непрестанной молитве, «воздерживати чрево свое от брашен» и «язык от многоречия» ( Авель (Ванюков). 1853. С. 101-103). В 1803 г. штат монашествующих был увеличен на 20 чел., общее число с 13 больничными монахами составило 63 чел. (кроме послушников). При И. Саровская пустынь стала славиться как «рассадник истинного монашества», ежегодно опытные саровские насельники отзывались в другие российские монастыри. Так, в 1796 г. прп. Серафиму предложили возглавить алатырский во имя Св. Троицы мон-рь с возведением в сан архимандрита. Он отказался ехать в эту обитель, и туда был послан иером. Авраамий Алатырский . После перевода в 1796 г. казначея иером. Маркеллина настоятелем новгородского Клопского мон-ря 28 июля того же года И. писал Тамбовскому еп. Феофилу, что скорбит о «лишении первого и лучшего своего помощника, разделявшего с ним тягость первых годов настоятельства». В ответ еп. Феофил порадовался, что Саровская пуст. «прославляется примерным образом жизни», и провидчески поскорбел, «что обители небезопасно страшным упадком, если избранных разберут, которых везде, по слову евангельскому мало, и оставят только званых» (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 100-101). За советом к И. (а не к саровскому игум. Исаии II (Путилову) , с которым его иногда отождествляют) обращалась первоначальница екатеринбургского (Новотихвинского) мон-ря Т. А. Митрофанова (игум. Таисия). В нач. XIX в. И. передал Митрофановой Саровский устав и отправил Пермскому еп. Иустину (Вишневскому) ходатайство об учреждении в г. Екатеринбурге общежительной жен. обители. В 1802 г. Митрофанова передала привезенный ей Саровский устав еп. Пермскому Иустину, к-рый утвердил его. Многолетняя дружба связывала И. с архиеп. Астраханским Никифором (Феотоки) . Пребывая на покое в Даниловом московском мон-ре , свт. Никифор переписывался с саровским строителем.

http://pravenc.ru/text/674846.html

К кон. XVIII в. от частых перемен настоятелей К. м. пришел в упадок. Тамбовский и Шацкий еп. Феофил (Раев) предполагал перевести штат К. м. в Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь близ Тамбова, чтобы дать возможность ректору семинарии управлять обителью, ближайшей к месту училищной должности. В 1802 г. К. м. возглавил архим. Израиль, ранее восстановивший Сканов мон-рь. Перед вступлением в управление К. м. архим. Израиль подал в Синод проект о введении в обители общежития по подобию устава Саровской пуст. Из Синода проект был возвращен еп. Тамбовскому Феофилу (Раеву) для обсуждения. К тому моменту, когда были получены разъяснения устава от игумена Саровской пуст., вышло постановление Синода «немедленно привести проект в исполнение», руководствуясь собственными средствами ( Евпсихий (Горенко). 1891. С. 38). В 1814 г. архим. Израиль был переведен в Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь . С 13 июля 1829 г. К. м. возглавлял архим. Иоанникий (Образцов ; впосл. епископ Кавказский). Настоятель (1843-1875) архим. Евпсихий (Горенко) провел масштабные работы по ремонту построек монастыря, «возвысил религиозно-нравственное состояние братии» ( Дворжанский. 1999. Кн. 1. С. 101), опубликовал «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного муж. мон-ря» (1891). В 1889-1911 гг. К. м. возглавлял архим. Гедеон (Котлов), член-сотрудник имп. Палестинского православного об-ва , автор книги «Нижнеломовский Казанский второклассный мужской монастырь» (1911). После 1764 г. количество насельников сократилось до 17 чел. братии и 17 служителей. К нач. XX в. в К. м. проживало 45 монахов и послушников. Постройки Первоначальные деревянные храмы в честь Казанской иконы Божией Матери (1648) и во имя св. Иоанна Предтечи сгорели во время пожара в сент. 1709 г. По грамоте митр. Рязанского Стефана (Яворского) в 1710-1722 гг. была построена каменная холодная Казанская ц. (высота с крестом на куполе - ок. 44, ширина 28, длина 33 аршина); 5-ярусный иконостас (1722-1724) изготовлен московскими иконописцами Михаилом Закониным и Андреем Диаконовым.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010