(БАН. 4.9.40 и 4.9.42), списком 1407 г. БАН. 33.16.15 и др. (К перечню из 12 рукописей, содержащих краткую редакцию «З.», к-рый приведен в ст.: Фомина. 1987. С. 188, необходимо добавить след. списки: РГАДА. Ф. 196. Мазур. Оп. 1. 1679 (см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-102, 104, 25), переписан в 1461 г. в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре со списка БАН. 22.16.15; ЯИАМЗ. Инв. 15480 (см.: Лукьянов В. В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского обл. краевед. музея. Ярославль, 1958. С. 108, 475. (Краевед. зап.; Вып. 3)), переписан также в 1461 г. в московском в честь Преображения Господня монастыре (Спаса на Бору) в Кремле. «З.» краткой редакции представлен на рус. почве также выборкой в составе 2 пергаменных сборников, восходящих к общему оригиналу: ГИМ. Чуд. 21, кон. XIV - нач. XV в.; РГАДА. Ф. 357 (собр. Саровской пуст.). 2, нач. XV в. (см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (1-я ст.)//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 202-203 13, 18); Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. 2000. С. 259-260, 264, 92).) Южнослав. (серб.) списки краткой редакции: Хиландар. 383, нач. (?) XIV в. (отрывки - БАН. 13.7.1; РГБ. Григор. 19/М.1702); Хиландар. 386, 1-я треть XIV в. (отрывок - БАН. 13.7.9) (датировки Н. Б. Тихомирова ), и ГИМ. Воскр. 115 (атрибуция текста и почерка сделана А. А. Туриловым ) - представляют выборки разного объема из сборника краткой редакции, вероятно находившегося в Хиландаре по крайней мере до сер. XIV в. М. С. Фомина выделила внутри краткой редакции 3 группы. Списки 1-й группы, в к-рую входит, в частности, пергаменный список XII в. РНБ. F.n.I.46 (неполный), помимо Слов свт. Иоанна Златоуста содержат произведения, надписанные именами др. авторов, а также Житие св. Таисии. В списках 2-й группы читается 1-я полная редакция апокрифического «Евангелия Никодима». Два списка 3-й группы содержат наименьшее число текстов: 21 и 53. Т. о., число глав в сборниках краткой редакции может варьироваться.

http://pravenc.ru/text/199905.html

В 1825 г. временно управляющим К. м. был назначен насельник Гледенского во имя Св. Троицы монастыря иером. Варлаам. Однако вскоре его уличили в пьянстве и подаче «бессмысленных рапортов», запретили в священнослужении и вернули в Гледенскую обитель (Там же. С. 317-318). К. м. возглавил архимандрит сольвычегодского Введенского мон-ря Августин (Марсов). В это время в К. м. числились лишь белый свящ. Михаил Селянинов (более 90 лет), иеродиакон и 2 несовершеннолетних послушника. По просьбе архим. Августина иером. Варлааму вернули право священнослужения и вновь поставили управлять обителью. С 1828 г. настоятелем стал бывш. строитель Лальского мон-ря Иероним. При нем был произведен ремонт обветшавших монастырских зданий, пополнилась ризница. Последним настоятелем К. м. до приписки к сольвычегодскому Введенскому мон-рю в 1864 г. был Фалласий. 22 янв. 1864 г. К. м. потерял самостоятельность: монастырскую казну описали и сочли ее скудной (ок. 400 р.), штатный оклад К. м. по решению Синода был переведен во вновь учрежденный Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . (Неверно интерпретировав понятие «штаты», В. С. Безроднов посчитал, что в Самарский Никольский мон-рь переехали насельники К. м.- Безроднов. 2011. С. 57.) Немногочисленную братию (10 чел.) перевели в Сольвычегодский мон-рь. В 1896 г. указом Синода была восстановлена самостоятельность К. м. и был введен строгий устав Саровского мон-ря. Возможно, причиной такого решения стало завещание 1-й гильдии купца М. А. Хаминова мон-рю 40 тыс. р. при условии его восстановления как общежительной обители. Помимо этого К. м. получил 5 тыс. р., на проценты с которых следовало ремонтировать постройки. Игуменом был назначен казначей вологодского Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса монастыря Нектарий (Акиндинов). Вместе с ним в К. м. переехали насельник Заоникиевской пуст. иером. Амфилохий и послушник. В мон-ре они обнаружили запустение и нищету. Один из прибывших в К. м. вместе с игум. Нектарием подробно описал неприглядную обстановку и бедность жилых помещений.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В 1918 г. сгорела Воскресенская ц., в нач. 30-х гг. XX в. был разобран Рождественский храм. В 1927 г. трудовая коммуна распалась, здания И. м. остались без надзора. Некоторые меры по охране имущества И. м. принял Пугачёвский музей. Самарский губ. отдел народного образования решение вопроса о сохранности монастырских построек передал в Главное управление по науке Наркомпроса РСФСР, но в связи с переходом в мае 1928 г. соответствующих территорий из Средневолжской обл. в Нижневолжскую он так и не был решен. В кон. 20-х гг. ХХ в. в И. м. был устроен санаторий, затем детдом, в 1956-2003 гг.- психиатрическая больница. С 2004 г. настоятелем основанного на месте старообрядческой обители И. м. стал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иером. Максимилиан (Кононенко; впосл. игумен). В 2005 г. в перестроенном монастырском здании был освящен храм, стали совершаться регулярные богослужения. К 2011 г. в И. м. находятся Иоанно-Богословский и Воскресенский (с приделом мц. царицы Александры Римской) храмы, звонница. 21 мая 2010 г. еп. Саратовский Лонгин (Корчагин) освятил Богословскую ц. и мон-рь. К И. м. приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Балакове. Ист.: Тихомиров М. Н. Письмо в редакцию//ВИ. 1948. 3. С. 159; Наживина С. Я. Рукописи Иргизских мон-рей и Саровской пуст. в собрании Куйбышевской областной б-ки//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 624-627; Доклад о поездке М. Н. Тихомирова в Иргизские мон-ри с 31 мая по 17 июня 1919 г.//Классика Самарского краеведения. Самара, 2006. Вып. 2. С. 84-86. Лит.: Дубакин Д. Н. Иргизские раскольнические мон-ри. Самара, 1882; он же. Обращение иргизских раскольнических мон-рей в единоверие. Самара, 1883; Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае: Опыт исслед. по неизд. мат-лам. [Т. 1]: Поповщина до 50-х гг. настоящего столетия. Саратов, 1888; Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958; Chrysostomus P. J. Aufstieg und Untergang der russischen Altglaubigen Kloster am Flusse Irgiss//Wegzeichen: Festgabe zum 60.

http://pravenc.ru/text/673917.html

в честь Успения Пресв. Богородицы (1785; перестроена в 1796) и возведен 2-этажный 5-главый каменный собор в честь Преображения Господня с колокольней (34,8 м) над папертью. 28 июня 1789 г. освящена нижняя соборная ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В этот день стала праздноваться их память, т. к. впервые был освящен престол в их честь, что означало восстановление почитания преподобных. В 1794 г. освящены верхний Преображенский храм и его придел во имя апостолов Петра и Павла. Впосл. по благословению Н. мон. Герасимом был составлен канон преподобным, ставший основой службы, и начата запись чудес от их мощей. В 1793 г. на вост. стороне юж. линии келий построена ц. свт. Николая Чудотворца. В 1801 г. достроили внешнее каре. Вся монастырская усадьба (по периметру более 300 м) была возведена за 8 лет с использованием кирпича и извести местного производства. Вероятно, Н. составил общий план построек. Преображенский собор повторял хорошо знакомый Н. Успенский собор (1778) Саровской пуст. ( Кудрявцев И. Н. Первый каменный храм на Валааме. Н. Валаам, 1981), в свою очередь ориентированный на архитектуру Успенского кафедрального собора в Астраханском кремле. В 1783 г. было выполнено размежевание монастырских земель. В 1787 г. составлена 1-я географическая карта Валаамского архипелага. В скиту, в полутора верстах от монастыря, на месте, где, как полагал Н., жил прп. Александр Свирский , построили 6 небольших каменных келий и храм. 30 июня 1793 г. митрополит дал указание об освящении церквей во имя Всех святых, такое же посвящение получил и скит; церковь в главной усадьбе была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Неск. отшельников попеременно день и ночь читали в скиту Псалтирь по усопшим. Вблизи монастыря было возведено неск. каменных зданий: 2 дома для рабочих, гостиница для богомольцев, «пустынная келия» для Н.- место отдохновения старца. Каменная келья состояла из 5 небольших комнат, в одной из к-рых хранился пожертвованный митр. Гавриилом деревянный токарный станок (к сер.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Всенощное бдение продолжалось до рассвета. Значительное время на службе отводилось чтению святоотеческих писаний: читать должен был старейший из братьев, «добре разумеющий силу Писания и места трудные к уразумению могущий изъяснять». Гл. 8 представляет собой чин неусыпаемого псалмопения в 1-ю седмицу Великого поста по образцу Студийского монастыря в К-поле. Гл. 9 посвящена наставлениям о непрестанной умной молитве, к-рую должен творить монах: «Таким упражнением при сохранении себя от разсеянности и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться. Иначе, как только непрестанною молитвою, по словам св. Исаака Сирского, приблизиться к Богу не можем». По Уставу Саровской пуст. настоятель и братия вычитывали келейное правило в церкви сообща - «единогласно» («а в два голоса ни петь, ни говорить ни единого стиха».) В состав келейного правила И. включил каноны Иисусу Сладчайшему и Ангелу-хранителю, а также Акафист Пресв. Богородице (впосл. был добавлен канон Пресв. Богородице), к-рые читались в определенной последовательности вместе с Иисусовой молитвой, с поклонами. После чтения канонов и Акафиста братия собиралась на общую трапезу, затем возвращалась в храм для продолжения келейного правила. Насельники совершали 100 земных поклонов, сопровождаемых чтением Иисусовой молитвы, после чего прочитывались еще 300 молитв Иисусовых и 100 Богородичных, 5 раз возглашалось «Богородице Дево, радуйся». Затем полагалось читать творения прп. Ефрема Сирина, помянник и молитвы на сон грядущим. Завершалось правило чином «прощания» настоятеля и братии. Устав И. способствовал возрождению аскетического монашеского идеала во мн. обителях: его переняли Санаксарский и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри , Флорищева в честь Успения Пресвятой Богородицы и Высокогорская пустыни. С 1714 по 1873 г. более 40 саровских насельников стали настоятелями др. мон-рей. Устав, составленный И., явился связующим звеном между традициями мон-рей Сев. Фиваиды XIV-XV вв. и монашеской практикой Нового времени.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Заботясь о нравственном состоянии монашества, он содействовал переходу обителей на общежительный устав, что произошло в 10 мон-рях Новгородской епархии и в 2 С.-Петербургской. В 1795 г. составил краткие правила общежития для новгородских обителей, в 1797 г.- новые штаты для мон-рей (были повышены оклады священнослужителям, увеличены ассигнования на хозяйственные и бытовые нужды, земельные наделы мон-рей и архиерейских домов). По инициативе Г. был возрожден Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь , строителем к-рого митрополит поставил постриженика Саровской пуст. игум. Назария (Кондратьева) . Ученику прп. Паисия (Величковского) старцу Адриану Г. поручил возобновить Коневецкий мон-рь . Благодаря участию Г. был восстановлен Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В 1774 г. он возглавил дирекцию по строительству зданий Александро-Невского мон-ря (в 1797 получил статус лавры), проявил большие хозяйственные способности. Благодаря Г. в 1790 г. было окончено строительство Троицкого собора, в апр. 1791 г. завершен ансамбль мон-ря. Для увековечивания заслуг Г. скульптор Ф. И. Шубин по распоряжению Екатерины II создал поясной бюст митрополита, установленный в Троицком соборе. В 1798 г. Г. принимал участие в прославлении мощей прп. Феодосия Тотемского . Благодаря активной политике Г. по отношению к старообрядчеству в Нижегородской и Славянской епархиях единоверцам были предоставлены храмы, поставлены священники, подчинявшиеся местным архиереям. Г. предлагал постепенно распространять этот опыт на др. епархии, но резко высказывался против самостоятельной старообрядческой иерархии, а также против строительства большой старообрядческой часовни-церкви в честь Покрова Божией Матери на Рогожском кладбище в Москве. Г. лично занимался увещанием старообрядческих вероучителей. Предлагал более жесткие меры против сектантов, прежде всего духоборов. После 2-го и 3-го разделов Польши принял участие в решении униатского вопроса, много сделал для устройства новых правосл.

http://pravenc.ru/text/161309.html

Иконописец архим. Киприан (Пыжов) является также автором рисунка с изображением Г. в лодке перед берегом с пустынькой (1963); в посл. четв. XX в. мон. Вениамином создана серия рисованных композиций праведных трудов Г. и надвратная икона преподобного в коленопреклоненном молении с мч. Петром алеутом в ц. во имя Г. в г. Уасилла (шт. Аляска, США). В роспись 1995 г. часовни в честь Сретения Господня на Нов. Валааме включены сюжеты из Жития Г., в т. ч. прибытие в 1794 г. валаамских монахов на Аляску; подобная живописная композиция написана в посл. четв. XX в. А. Смит из Линкольна (США). Одна из первых появившихся в России икон традиц. стиля с образом Г., исполненная Сасаки, была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (Извекову) во время посещения Финляндии в 1974 г. (ЖМП. 1974. 12. С. 16, 18-19. Вкл.). В центре в рост представлен прп. Сергий Радонежский, по сторонам от него - по 3 фигуры преподобных отцов - просветителей Карелии, вверху - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Г. в монашеском облачении, со сравнительно короткими волосами и небольшой окладистой бородой, находится в центре правой группы за преподобными Германом Валаамским и Трифоном Печенгским, во 2-м ряду. В 70-х гг. ХХ в. появилось неск. росписей в академической манере с ростовым образом Г.: фронтальное изображение в МДА (не сохр.) - в коричневой рясе и черной мантии, с большим наперсным крестом, руки тоже на рукояти посоха; композиция в галерее рус. святых в Почаевской Успенской лавре, созданная ок. 1977 г. (дописана при поновлении живописи галереи в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в.),- Г. в том же типе изображения, стоит с прп. Серафимом Саровским, святителями Мелетием Харьковским и Иннокентием Московским (прославлен в 1977) на фоне Саровской Успенской пуст. Вместе со свт. Николаем Японским (Касаткиным) Г. представлен в росписи сев. придела Троицкого собора Данилова муж. мон-ря в Москве (ок. 1986, художники Л. Н. Шархун, прот. Герасим Иванов, Н. И. Бурейченков). Образ Г. встречается в совр., дополненных изображениями новых святых вариантах иконографии «Все святые, в земле Русской просиявшие» (разработана мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.), в частности на иконе 2002 г. мастера М. В. Пыжова (ц. Воскресения Христова в Сокольниках в Москве), наряду со свт. Николаем Японским в числе просветителей.

http://pravenc.ru/text/164717.html

написал прошение на Высочайшее имя, в к-ром обличал неправославие Феофана (Прокоповича). Также под влиянием В. архим. Маркелл написал «Возражения на «Объявление о монашестве», на «Регламент Духовный» и на Книгу о блаженствах» с жесткой критикой этих сочинений. В дальнейшем кельи В. стали местом совещаний противников Феофана, среди к-рых наиболее активными были архим. Маркелл, келейник В. иеродиак. Иона и Аврамов. Когда факт распространения Ионой анти-феофановского пасквиля, написанного архим. Маркеллом, стал предметом расследования, В. представил данное сочинение лично императрице и остался в стороне от этого дела. Покровительство императрицы обеспечило неприкосновенность В., но он был бессилен защитить своих единомышленников. В 1731 г. он жаловался императрице, что из Троице-Сергиева мон-ря в Тайную канцелярию забраны люди на 50 подводах. Архиеп. Феофилакт (Лопатинский) , искавший помощи духовника императрицы для издания «Апокризиса, или Возражения на письмо Буддея», был по сути выдан последним Тайной канцелярии. Впосл. имя В. фигурировало во всех делах, связанных с обвинениями в адрес архиеп. Феофана (дело монахов Берлюковской и Саровской пустыней, дело Г. Зворыкина); 12 сент. 1736 г. участвовал в погребении архиеп. Феофана (Прокоповича). В. является автором рукописного «Слова» на «преложение» мощей прп. Даниила Переяславского, произнесенного 16 окт. 1716 г., тропаря и кондака прп. Корнилию Переяславскому. Похоронен в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. в особой часовне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18. 26, 96, 159, 371; Оп. 205. 7; Ф. 834 [Рукописи Синода]. Оп. 4. 787. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 223; Т. 2. Ч. 1. 1879. 7, 202; Ч. 2. 1878. 1086; Т. 3. 1878. 246, 571; Т. 4. 1883. 29, 204; Т. 7. 1885. 264, 318; Т. 8. 1891. 51, 91, 125, 211, 402, 742; Т. 9. 1913. 10, 51, 300, 326, 433, 549, 564; Т. 10. 1901. 88, 98, 102, 117, 158, 200, 301, 341, 415, 421, 470, 498; Т. 11. 1903. 6, 22, 30, 125, 141, 159, 214, 270, 291, 343, 369, 433, 482; Т. 12. 1902. 105, 149, 176; Т.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Никон настоял на проведении дознания о нарушении саровскими монахами офиц. регламента, потребовав братскую ведомость и др. документы. Саровские старцы немедленно известили об этом архим. Троице-Сергиевой лавры прп. Антония (Медведева) , к-рый ходатайствовал за них перед митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) . Митрополит Московский вместе с Киевским свт. Филаретом (Амфитеатровым) защитил саровских насельников. «Что мог я сделать к миру Саровской обители, то сделал,- писал святитель.- Сообщил все нужное преосвященнейшему Киевскому, а он написал к преосвященнейшему Тамбовскому. Это в сем случае лучший путь дать движение полезной мысли. Предложить Синоду было бы не так в порядке, потому что Синод официально не знает о вакансии; притом она может быть уже занята епархиальным архиереем, по его праву, нежели Синод сделает распоряжение» ( Филарет (Дроздов). 2007. С. 262). Указом от 11 июля 1842 г. И. был вызван в Тамбов для офиц. поставления в строители пустыни, причем еп. Николай (Доброхотов) оказал ему «теплый прием». Указом от 26 авг. того же года дело об избрании настоятеля «вопреки предписанию» было прекращено. 15 авг. 1846 г. Тамбовским еп. Николаем И. был возведен в сан игумена. Прп. Моисей (Путилов), поздравляя брата с избранием на должность строителя обители, напоминал ему об обязанностях начальника с кротостью и беспристрастием «носить немощи немощных». По свидетельству монахов, в годы настоятельства И. «пустынь пользовалась таким спокойствием и согласием в братии, каких при других настоятелях не было», число насельников увеличилось до 300 чел. (Саровская общежительная пуст. 1908. С. 143). В то же время И. скорбел об «оскудении монашества» и о прекращении пустынножительства после кончины прп. Серафима. После смерти отшельника иеродиак. Александра (1840) ни игум. Нифонт (Черницын), ни И. никому не давали благословения на «пустынное житие, хотя и были желающие». Лишь бывшему насельнику Троице-Сергиевой лавры рясофорному послушнику Иоанну Короткову († кон. 1849) И.

http://pravenc.ru/text/674848.html

«Руководство к русской церковной истории» З. написал для своих студентов, готовившихся к курсовым экзаменам (Каз., 1870). Это пособие выдержало 5 изданий, дополненных главами, посвященными истории Церкви при Екатерине II и Павле I (Каз., 1876 2), Александре I (Каз., 18864, 1888 5). Большинство духовных семинарий и академий пользовались этим сочинением как учебником по курсу рус. церковной истории. В сер. 90-х гг. XIX в. Учебный комитет при Святейшем Синоде выкупил у З. авторские права на «Руководство...» и издал его под названием «Учебное руководство по истории Русской Церкви» в 1896 и 1904 гг. с изменениями, касавшимися как структуры, так и содержания, в соответствии с учебной программой семинарий. В «Историю...» были добавлены тексты по 2-й пол. XIX в., а также материалы об Оптиной пуст. и о прп. Серафиме Саровском . Согласно концепции Учебного комитета текст переработал сам З. Изданная «История...» по научному уровню была ниже оригинального «Руководства...», а также меньше по объему. До 1918 г. «История...» оставалась основным учебником по истории Русской Церкви. Т. о., влияние З. на периодизацию, на оценки отдельных событий и деятелей, на развитие церковно-исторической науки в сознании учащихся было основным. В 1996 и 2000 гг. «История...» переиздана в соответствии с изданием 1896 г. и используется как учебное пособие в духовных учебных заведениях. З. издал отдельные монографии по истории Церкви в царствование Екатерины II и Александра I, более подробные по сравнению с главами в «Руководстве...». Для описания церковной жизни и церковной политики в контексте общей рус. истории им были привлечены все доступные источники и новейшие труды по рус. гражданской истории. З. не боялся давать отрицательные оценки действиям прокуроров Святейшего Синода, др. церковных деятелей. Особое значение имели его «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования имп. Александра I». Характеристики имп. Александра, М. М. Сперанского , обер-прокурора А. Н. Голицына , архим. Фотия (Спасского) , М. Л. Магницкого и др. вошли в историографию александровской эпохи.

http://pravenc.ru/text/199943.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010