«Преподобный Серафим: житель Святой земли», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие и Мир» 05.02.2013 08:20:41 Протоиерей Андрей Ткачев Серафима Саровского знают все в Церкви и многие за ее пределами. Отдельные факты его бездонной биографии сияют, как звезды на фоне перевернутой чаши неба. Ангельские руки мягко опустили его на землю, когда он (тогда еще – мальчик Прохор) упал с верха недостроенной колокольни. Матерь Божия исцелила его через святой Свой образ, проносимый мимо окон дома, где он лежал больной. Христос, окружаемый Ангелами, как «матица в улье – пчелами», явился Серафиму-иеродиакону. Столпничество, затвор, многолетнее молчание и постоянное богомыслие сменяли и дополняли друг друга долгими годами. Только деревья смиренно склоняли кроны, прислушиваясь к его молитвам, да дикий зверь приходил съесть сухарь из рук старца и послушать звуки его голоса. Всенародная известность, наполнявшая Саров тысячами паломников, и слово Богородицы, повелевшей не уклоняться от вразумления многих. Берите на выбор эти и другие факты, здесь все знаменательно и пречудно. Перечитывайте поучения старца, обновляйте в памяти смысл его беседы с Мотовиловым, удивляйтесь неусыпному попечению о Серафиме Матери Господа. Все будет вас назидать, тем более что воспоминаемы события относятся не к четвертому или пятому веку, и не к египетским отцам, а к веку девятнадцатому, то есть к историческому вчерашнему дню. А я сегодня хочу вспомнить о том, что места вокруг своей уединенной в лесу кельи Серафим назвал библейскими именами. Горы Фавор и Голгофа, поток Кедрон, речка Иордан. Никогда не бывший за пределами России, умом Серафим жил в Святой земле. Любая земля способна превратиться в святую, если живут на ней святые люди. О, сколько нас, изъездивших страны и континенты, понавозивших домой килограммы святынь и сувениров: масел, икон, камушков, листиков, но не привезших самого главного – благого изменения жизни. Сколько людей способны поселиться в двух минутах ходьбы от Святого Гроба, и прожить там долгое время, едва-едва раз в год вспоминая о том, Кто был погребен неподалеку и почему Гроб сей пуст. Серафим же телесно был вне прикосновения к вещественным святыням, стяжая Самого Христа внутрь сердца своего. Серафимов путь правильный, а все остальное сомнительно.

http://radonezh.ru/monitoring/prepodobny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ I (Зубков Илья Гавриилов; 1741, г. Суздаль Московской губ.- 4.12.1807, Саровская пуст.), иером., строитель Саровской пуст. Род. в купеческой семье Гавриила и Агриппины Зубковых. В 1763 г., получив увольнение от суздальского купечества, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру . В 1770 г. в Москве, во время остановки на пути из лавры домой, встретился с родственником, московским купцом 1-й гильдии Г. В. Лихониным. Крупный благотворитель Саровской пуст., Лихонин посоветовал Зубкову поступить в Саровскую обитель. В авг. 1770 г. он «как временный посетитель» прибыл в Саров. В мае 1771 г. подал прошение о постриге еп. Владимирскому и Муромскому Иерониму (Фармаковскому) . В ответ на запрос архиерея 12 июня 1771 г. строитель Саровской пуст. иером. Ефрем (Коротков) свидетельствовал: И. «с августа 1770 послушание имеет пономарское, и прочие разные проходит послушания в кротости и трезвости и прочим смиренномудрием, пострижение в монашество истинно непременное его желание. А чтоб до него касались какие дела и подозрения в суевериях к расколу, за ним, Зубковым, не предвидится» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 3; Саровская общежительная пуст. 1908. С. 98-99). Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ) 27 апр. 1772 г. в г. Владимире послушник И. Зубков был пострижен в монашество с именем Исаия. За неимением штатной вакансии И. был зачислен в гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь , но фактически оставался в Сарове. 6 авг. 1772 г. в г. Владимире еп. Иеронимом (Фармаковским) рукоположен во диакона. Указом от 19 нояб. 1772 г. И. был переведен из Гороховецкого мон-ря в Саровскую пуст. на иеродиаконскую вакансию, образовавшуюся в сент. В Саровской обители И. проходил пономарское послушание во время ранней литургии, затем служил помощником ризничего и казначея иером. Иосифа. Строитель иером. Ефрем полностью доверял И., часто посылал его с различными поручениями, в т. ч. за покупками в Москву. 13 июля 1774 г. во Владимире еп. Иеронимом И. был рукоположен во иерея. После кончины иером. Иосифа (21 мая 1785) общим собранием братии 16 июня И. был избран на должность казначея, к-рую «исправлял по самой чистой христианской совести, со всевозможным усердием и рачением».

http://pravenc.ru/text/674846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 30.10.1786, г. Борисоглебск Ярославской губ.- 16.04.1858, Саровская пуст.), игум., настоятель Саровской пуст. Родной брат оптинских старцев преподобных Антония (Путилова) и Моисея (Путилова) . Род. в многодетной семье купца Ивана Григорьевича Путилова († 1809). Родители отличались благочестием и дали детям христианское воспитание. В праздничные дни отец пел в церкви на клиросе, дома обучал детей церковному пению. Осенью 1800 г. отец вместе с сыновьями Ионой и Тимофеем (впосл. архим. Моисей) приехал в Москву и в дек. того же года определил их на службу к откупщику Карпышеву. Братья, намеревавшиеся принять монашество, познакомились с затворницей московского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря мон. Досифеей (по преданию, кнж. А. Тараканова, дочь имп. Елизаветы Петровны), к-рая посоветовала им окормляться у насельников Новоспасского мон-ря бывш. наместника иером. Александра Арзамасского (Подгорченкова) и старца иером. Филарета (Пуляшкина; в схиме Феодор). Игум. Исаия (Путилов), настоятель Саровской пуст. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Игум. Исаия (Путилов), настоятель Саровской пуст. Литография. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) В 1804 г., после кончины старшей сестры Путиловых Анисии, ее муж К. Д. Крундышев († 1823) поступил в Саровскую пуст. В дек. того же года по благословению новоспасского иером. Александра, но без ведома отца братья отправились в эту обитель. Тимофей писал мон. Досифее из Сарова: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благость Божия привела нас в сие жилище» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). Зная об отказе отца благословить их на монашество, Путиловы написали ему письмо, заявив, что ушли от прежних хозяев «за невозможностью жить у них», но «есть у них на примере другой Хозяин, Человек хороший и благочестивый, Которому они дали слово поступить в услужение». Иван Григорьевич разгневался и приказал сыновьям вернуться домой, но они остались в мон-ре. Проживая в Саровской пуст., Путиловы переписывались с иером. Александром (Подгорченковым), к-рый советовал им «никуда не выходить», во всем слушаться строителя Исаию I (Зубкова) и духовника Илариона (Здобина) , «послушания проходить без роптания», но беречься «тяжелых подъемов и хранить здоровье». 29 окт. 1805 г. мон. Досифея писала Тимофею и его брату в Саров: «Будучи наставляемы отцом Александром, не страшитесь мирнаго возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, иже на Небеси... Может быть, Бог смирит сердца ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце вашем и не сделаете отступления» (Прп. Моисей. 2004. С. 250, 255-256). Действительно, позже И. Г. Путилов дал родительское благословение на монашество сначала Тимофею, а 1808 г.- Ионе.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694, Тула - 30.05. 1778, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Род. в семье купца, в 1710 г. поступил в Марчуговскую Соловецкую пуст. Московской губ., 30 нояб. 1712 г. принял монашеский постриг. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) 16 марта 1716 г. в Москве Е. был рукоположен во иерея и направлен в гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь . Здесь Е. познакомился с первоначальником Саровской пуст. схииером. Иоанном (Поповым) , к-рый ок. 1722 г. благословил его нек-рое время служить в Кержебелбашском Успенском мон-ре Нижегородского у., окормляя бывш. раскольников, обращенных о. Иоанном в Православие. Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) По Указу духовной дикастерии от 16 янв. 1727 г. Е. поступил в Саровскую пуст. и стал ближайшим помощником схииером. Иоанна (Попова), проходил послушания на клиросе, занимался переписыванием книг. К нач. XX в. в обители хранились написанные им полууставом Ирмологии, Обиходы и стихиры праздничные, Псалтирь с канонами, различные канонники и келейное правило (частично сохр. в РГАДА. Ф. 357 и в фондах ГА Респ. Мордовия). 24 окт. 1734 г. по, вероятно сфабрикованному, «делу первоначальника» Иоанна (Попова), Е. был арестован, лишен сана, заключен в Тайную розыскных дел канцелярию. В числе прочего Е. обвиняли в переписывании запрещенных сочинений архим. Маркелла (Радышевского) . В 1738 г. Е. был отправлен в ссылку в крепость г. Орска. Служил пономарем сначала при крепостной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, затем при ц. в честь Преображения Господня. «Этот великий монах был особенно замечателен... терпением, твердостью в искушениях и незыблемой надеждой на Промысл Божий»,- писал о Е. в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митр. сщмч. Серафим (Чичагов) .

http://pravenc.ru/text/182129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕБЯЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Лебяжская Черноморская Екатерино-Николаевская пуст.) (Ейской и Тимашевской епархии), находится в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на Краснодарского края. 1794-1918 гг. Основан в 1794 г. как общежительная Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст. 24 апр. 1794 г. руководство Черноморского казачьего войска отправило еп. Феодосийскому и Мариупольскому Иову (Потёмкину) письмо для предоставления в Синод, в к-ром просило поддержать их намерение устроить небольшую пустынь «на войсковой земле ради престарелых и раненых и изувеченных сего войска старшин и казаков». Уже 24 июля 1794 г. именным указом имп. Екатерина II разрешила казакам «в избранном ими месте устроить монашескую пустынь» по подобию «состоящей на своем содержании» Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ( Дмитренко. 1898. Т. 2. С. 774). Новую обитель решили построить на 2 небольших полуостровках Лебяжьего лимана, куда впадали реки Бейсуг и Бейсужек. Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в. Лебяжский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Литография. Нач. XX в. 7 авг. 1794 г. Синод, отправляя указ императрицы, предписал еп. Феодосийскому Иову (Потёмкину) возвести в Л. м. храм с колокольней, трапезную, кельи на 30 монашествующих и 10 «больничных». Первым настоятелем казачья рада избрала иером. Феофана, бывш. начальника Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Екатеринославской епархии. 24 нояб. 1795 г. он был возведен в сан архимандрита и в нач. 1796 г. вместе с самарскими иером. Иосифом и иеродиак. Галактионом прибыл в обитель. Вскоре в Л. м. поселились и 20 послушников, направленных из Черноморского казачьего войска. 17 сент. 1798 г. войсковой атаман Т. Т. Котляревский обратился в Синод с ходатайством о разрешении принимать постриг престарелым и находящимся при смерти послушникам-казакам. В др. ходатайстве атаман просил передать Л. м. ризницу и б-ку упраздненного Межигорского в честь Преображения Господня (свт. Николая Чудотворца) мон-ря, поскольку новая обитель нуждалась в церковной утвари и богослужебных книгах. Обе просьбы были удовлетворены. В 1801 г., когда архим. Феофан «по старости» вернулся в Самарско-Николаевскую пуст., настоятелем Л. м. был назначен, но не признан войсковым начальством архим. Дионисий (Деляграммати). С 1802 г. Л. м. возглавлял бывш. игумен Клопского Михайловского во имя Св. Троицы монастыря архим. Товия (Трубачевский), выходец из казачьей семьи, при котором в обители началось каменное строительство.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 6.10.1792, с. Лысково Макарьевского у. Нижегородского наместничества - 12.05.1877, ТСЛ), прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых ), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры (с 1831). Род. в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. И. Головиной, служившего поваром у кн. Е. А. Грузинского в с. Лыскове. Отец умер, когда Андрею было 4 года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христ. воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове, впосл. кн. Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 г., из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению, А. Г. Медведев получил офиц. разрешение на врачебную практику. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской жен. общины (см. Арзамасский во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-рь ) игум. Олимпиады (Стригалёвой) решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне прп. Андрея Критского , его небесного покровителя, 27 июля 1818 г. А. Г. Медведев стал послушником в Саровской пуст . Пробыв ок. 1,5 года в Сарове, вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пуст. 27 июня 1822 г. принял монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского. 20 июля 1822 г. еп. Нижегородским Моисеем (Близнецовым-Платоновым) рукоположен во иеродиакона, а 22 июля - во иеромонаха. Игум. Олимпиада оставалась духовной наставницей А. до своей кончины в 1828 г. Прп. Антоний (Медведев). Портрет. Неизв. худож. Сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ) Прп. Антоний (Медведев). Портрет. Неизв. худож. Сер. XIX в. (Патриаршие покои ТСЛ) 9 июля 1826 г. еп. Нижегородским Мефодием (Орловым-Соколовым) А. был определен строителем Высокогорской пуст. и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, к-рые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. При вступлении А. в должность строителя пустыни в ней было 20 чел. братии, при переходе его в ТСЛ - 90 чел. В сент. 1826 г. еп. Нижегородский Афанасий (Протопопов) возложил на А. набедренник, в 1829 г.- палицу. А. неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с прп. Серафимом Саровским .

http://pravenc.ru/text/115982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРФА Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) Прп. Марфа (Апарина) Тамбовская. Икона. 2005 г. (ц. иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Вознесенского мон-ря в Тамбове) (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740, г. Саранск Пензенской пров. Казанской губ.- 1.09.1800, Тамбов), прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), схим., основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря . Немногочисленные сведения о жизни М. собрал и в 1861 г. опубликовал прот. И. М. Сладкопевцев, преподаватель Тамбовской ДС. М. родилась в дворянской семье. В 1780 г., после смерти отца, вместе с матерью М. Г. Апариной, братьями Иваном и Сергеем и сестрой Пелагеей переехала в г. Кирсанов, Сергей позднее жил в г. Тамбове. По свидетельству И. Апарина, М., старшая из сестер, с раннего возраста стремилась к подвижнической жизни, не вкушала скоромную пищу, даже рыбу, молилась по ночам втайне от матери и родных, исполняла обязанности слуг. В юности М. безуспешно уговаривала мать благословить ее на монашеский постриг. После смерти матери ок. 1783 г. М. устроила при своем доме общину для девиц и вдов, поручив хозяйственное руководство младшей сестре Пелагее Петровне Апариной († 20 авг. 1819). Духовниками М. и сестер были свящ. Гавриил, служивший в Михаило-Архангельской ц. Тамбова, и старец Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни иером. Исаия I (Зубков) . Подвижница часто ездила по св. местам, в т. ч. в Тихвин к чудотворной иконе Божией Матери, в Саровскую пуст. Игум. Назарий (Кондратьев) , впосл. настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря , вспоминал сияющее лицо М., «казалось, что от нее исходила какая-то неведомая сила». По преданию, в Киеве М. тайно приняла постриг в схиму с именем Маргарита. Ок. 1800 г., перед кончиной, М. благословила Татьяну Пахомову, происходившую из государственных крестьян пригородной слободы Кирсанова, возглавить общину. Однако административно-хозяйственными делами обители продолжала заведовать сестра подвижницы П. Апарина, «строгая до чрезмерности». М. завещала насельницам соблюдать устав общежительной Саровской пуст., что было крайне важно, поскольку единственный в епархии жен. тамбовский в честь Вознесения Господня монастырь был особножительный.

http://pravenc.ru/text/2562490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Жадановский Александр Иванович; 6.03.1874, слобода Писаревка Волчанского у. Харьковской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), еп. Серпуховской, вик. Московской епархии. Неск. поколений священнослужителей из рода Жадановских, в т. ч. отец А. прот. Иоанн, братья - протоиереи Алексий и Андрей, свящ. Николай, служили в храмах г. Чугуева Харьковской губ. В 1884 г. А. Жадановский поступил в Харьковское ДУ. Посетивший уч-ще Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) предсказал мальчику епископское служение. В 1888-1894 гг. Жадановский учился в Харьковской ДС, по окончании к-рой был назначен учителем Закона Божия в церковноприходской школе в слободе Осиновке близ Чугуева, в 1896-1899 гг. служил надзирателем-репетитором в Сумском ДУ. Родные, желавшие, чтобы Жадановский занял место отца в ц. Рождества Богородицы, просили молодого человека вернуться в Чугуев. Жадановский послал письмо св. прав. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помочь ему в выборе жизненного пути. В письме от 17 янв. 1898 г. прот. Иоанн благословил молодого человека принять иночество. 17 июля 1899 г. в Святогорском Зимненском мон-ре архиеп. Амвросий (Ключарёв) совершил монашеский постриг Жадановского с наречением имени А., 14 авг. архиеп. Амвросий рукоположил А. во иеродиакона. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской 1 окт. 1899 г. А. поступил в МДА. 9 мая 1902 г. ректором еп. Арсением (Стадницким) рукоположен во иеромонаха. Во время учебы А. часто посещал Гефсиманский скит лавры, скит св. Параклита и Зосимову в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст. , к-рую в «Воспоминаниях» назвал «духовной врачебницей». Общение со старцами преподобными Алексием (Соловьёвым) , Варнавой (Меркуловым) и игум. Германом (Гомзиным) , духовным отцом А., оказало огромное влияние на формирование духовного облика молодого иеромонаха. Впосл. он с благодарностью вспоминал также преподавателей академии Д. Ф. Голубинского и прот. Е. А. Воронцова . А. окончил академию в 1903 г. со степенью канд. богословия за соч. «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»; 17-19 июля 1903 г. присутствовал на торжествах прославления прп. Серафима Саровского в Саровской пуст .

http://pravenc.ru/text/76226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (1751/57- 15.11.1836, о-в Еловый (ныне Спрус), Кадьякский архипелаг), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых). Из благочестивой семьи. В 16 лет ушел в Саровскую пуст. В 1777 г. поступил послушником в Троицко-Сергиеву пуст. под С.-Петербургом, где пребывал 6 лет. Тяжело заболев, был чудесным образом по молитвам к Божией Матери исцелен. В 1782 г. переведен в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь , проходил различные послушания. 1 нояб 1782 г. принял монашеский постриг с именем Герман. По благословению духовного наставника игум. Назария (Кондратьева) был отпущен на жительство в пустынь, расположенную в 2 км от мон-ря. Г. дважды отказывался от рукоположения во иерея и до конца жизни остался простым монахом. В 1793 г. Г. был включен в состав Аляскинской миссии . Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Прп. Герман Аляскинский. Икона. XX в. (Воскресенский собор на о-ве Кадьяк). Фрагмент Миссионерская деятельность Г. проходила на о-ве Кадьяк, куда он прибыл в сент. 1794 г. В 1796 г. было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работала школа, пекарня, к-рой заведовал Г. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-Американской торговой компании, и их главным защитником стал Г. После гибели в 1799 г. во время кораблекрушения еп. Иоасафа (Болотова) на о-ве осталось всего 4 миссионера. Иером. Гедеон (Федотов), посетивший Алеутские о-ва по поручению Святейшего Синода, оставил после отъезда в 1807 г. главой Кадьякской миссии Г. С 1807 г. он заведовал школой, в к-рой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, Свящ. истории и церковному пению, навыкам земледелия. Между 1811 и 1817 гг. в поисках уединения Г. переселился на пустынный о-в Еловый в 2 верстах от о-ва Кадьяк, назвав свою обитель Нов. Валаамом. Г. выкопал землянку, позднее построил возле нее бревенчатую келью. Постелью старцу служила небольшая скамья, под голову он подкладывал 2 кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Время, свободное от богослужения, проводил в трудах - занимался огородом, к зиме запасал грибы и рыбу. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в к-ром также находилось уч-ще для сирот. Г. учил детей Закону Божию и пению.

http://pravenc.ru/text/164717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) (Мирошниченко [Мирошин] Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?), Полтавская губ.- 9.01. 1902, Киев), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря . Род. в семье мещан. В детстве мальчику трижды являлся ап. Иоанн Богослов, к-рый водил его по «небесным обителям», показывал «новую землю» и «новое небо». В юные годы Иван решил посвятить жизнь служению Богу. Он оставил отчий дом, странствовал, посетил неск. обителей. Ок. 8 лет прожил в Саровской пуст. , находился в духовном общении с прп. Серафимом Саровским . В 1836 г. поступил послушником в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пуст. Брянского у. Орловской губ., 4 марта 1838 г. был зачислен в обитель, 19 дек. 1843 г. пострижен в монашество, 20 июня 1845 г. рукоположен во диакона. В пустыни И. трижды сподобился явления Божией Матери и Ее благословения на основание нового мон-ря на берегу Днепра. Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Вскоре И. отправился в Киев; с 3 авг. 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в Слупском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, с 1856 г.- в киевском Братском в честь Богоявления монастыре , с 6 сент. 1857 г.- в киевском во имя вмц. Екатерины мон-ре, где 29 июля 1858 г. был рукоположен во иерея. В 1860 г. И. переселился в киевский Выдубицкий монастырь , стал известен как старец, принимал паломников, кротко терпел непонимание казначея и некоторых насельников. Вместе со своим келейником И. часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Свято-Троицкого мон-ря. Именно здесь ему вновь явилась Богородица в «неисповедимом свете»: 1 марта 1861 г.- с 33 святыми, 9 марта 1862 г.- в сопровождении 12 апостолов, равноапостольных Константина и Елены, кн. Владимира и кнг. Ольги, блгв. кн. Александра Невского, святых Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/578266.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010