Серафиме Саровском]. М., 1996; Церкви и ереси. М., 1996; Мир вам и благоволение Божие: Рождественские и пасхальные поздравления. Печоры. 1998; Opyt postrojenija ispovedi=Katumuksesta. Heinävesi, Проповеди. М., 2003. 2 т.; «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице: На притчу о Милосердном Самарянине. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице: Спасение человека совершается только верой и только в Церкви: [Проповеди]//ЖМП. 2007. 2. С. 38-45; Воспоминание Адамова изгнания: Поучение в Прощеное воскресенье. [Б. м.], 2007; Келейная книжица. Печоры, 2007; Прп. Серафим Саровский чудотворец и его значение для рус. религиозно-нравственной жизни того времени. Печоры, 2008; Главное - быть с Богом. М., 2009; Настольная книга для монашествующих и мирян. М.; Печоры, 2009; Неведомому чаду: Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Печоры, 2009; Опыт построения исповеди: Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста. М.; Печоры, 2009; Письма. Печоры, 20099; Проповеди, размышления, поздравления. М., 2009; Размышления о бессмертной душе. Печоры, 20095; Семейная жизнь: (Из писем)//Еще раз о любви: Беседы о семье. М., 2009. С. 165-190; Чадцам Божиим: (Фрагменты наставлений). Печоры, 2009. Лит.: «Видевше свет вечерний»: Встреча со старцем. Печоры, 2004; Тихон (Секретарев), архим. Горение духа во славу Божию: К 60-летию служения в священном сане архим. Иоанна (Крестьянкина)//ЖМП. 2005. 10. С. 76-79; он же. Архим. Иоанн (Крестьянкин): [Некролог]//Там же. 2006. 4. С. 54-57; Архим. Иоанн (Крестьянкин)//АиО. 2006. 1(45). С. 361-367; Земной ангел и небесный человек: Жизнь и труды старца архим. Иоанна (Крестьянкина)/Сост.: архим. Тихон (Секретарев). М., 2006; Смирнова Т. С. Память сердца: Мат-лы к биографии архим. Иоанна (Крестьянкина). Печоры, 2006; Правдолюбов С., прот. Серия аудиодисков с записью голоса приснопамятного архим. Иоанна (Крестьянкина)//ЖМП. 2007. 2. С. 46-47; Светлый старец о. Иоанн Крестьянкин: Жизнеописание, восп., письма к духовным детям/Сост.: И. Шполянский. М., 2007; Сретенский календарь-дневник на 2008 г.: Год со старцем архим. Иоанном (Крестьянкиным)/Сост.: иеродиак. Никон (Париманчук). М., 2007; Adviezen voor het geestelijk leven. Almere, 2008; Архим. Иоанн (Крестьянкин)//Псково-Печерский патерик: Жизнеописания подвижников благочестия Псково-Печерских, ХХ в. Печоры, 2009. С. 91-95; Божий инок: К 100-летию со дня рождения архим. Иоанна (Крестьянкина), 1910-2010 гг./Сост.: Т. С. Смирнова. Псков, 2009; Живое Предание: Архим. Иоанн (Крестьянкин): Жизнеописание и восп. СПб., 2009. Прот. Сергий Правдолюбов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1860) и ц. Всех святых (1819). Фотография. 10-е гг. XXI в. В июне 1791 г. состоялся первый после возобновления крестный ход в К. п. В апр. 1792 г. в Синод поступило еще одно прошение. Отмечая, что в торжестве участвовало неск. тысяч паломников, не только местных, но и «из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска жаловались: соборные богослужения, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». Горожане просили «учредить общежительство» в К. п. по подобию «Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной» иером. Никандра. 20 окт. 1792 г. Синод назначил настоятелем К. п. саровского иером. Илария, с ним в обитель прибыли иеродиак. Парфений и 2 послушника. Но из 5 насельников К. п. лишь иером. Протерий пожелал остаться в общежительном мон-ре, все другие выпросили разрешение о переводе в Белгород. По инициативе старца Илария в Богородице-Рождественском соборе был упразднен ветхий трапезный придел св. Иоанна Предтечи, в котором устроены хлебня и квасоварня, а под бывш. трапезной 18 нояб. 1793 г. освящена зимняя ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; при св. вратах за оградой возведены 2 гостиных двора (1793) и новый конюшенный двор (1793), устроена пасека. В кон. 1795 г. иером. Иларий «по крайнему с преклонностию лет изнеможению» вернулся в Саровскую пуст. В 1795-1799 гг. в К. п. настоятельствовал иером. Софроний. С 1799 г. К. п. возглавлял иером. (с 1806 игумен) Макарий (Каменецкий; † 1815), прежде служивший трапезарием в с.-петербургской Александро-Невской в честь Св. Троицы лавре . Личные связи в столице, в т. ч. с С.-Петербургским архиеп. Гавриилом (Кременецким) , помогли ему в деле возрождения пустыни. В кон. 1797 г. иером. Макарию удалось добиться возвращения К. п. земель и угодий, отнятых в 1764 г., в т.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Упраздненные: Бударинский Иоанновско-Предтеченский скит (муж., близ Бударинского форпоста (ныне пос. Бударино Западно-Казахстанской обл.), основан в 1752 старообрядцами-беглопоповцами, в 1859 стал единоверческим, в 1879 упразднен); Чаганский Свято-Сергиевский скит (муж., при умете Соболевский близ с. Чаган (ныне Шаган Западно-Казахстанской обл.), основан в 1793 старообрядцами-беглопоповцами, в 1858 преобразован в Уральскую единоверческую муж. пуст., в 1866 упразднен, братия переведена в новообразованный уральский Никольский скит); Бородинский Покровский скит (муж., в пос. Бородин Уральской обл. (ныне с. Чапаев Западно-Казахстанской обл.), основан в кон. XVIII в. старообрядцами, в 1858 стал единоверческим, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Уральский Успенский скит (муж., основан в кон. XVIII в. старообрядцами-беглопоповцами, в 1842 преобразован в единоверческий, упразднен в 60-х гг. XIX в.); Садовский Ильинский скит (жен., основан не позднее 1831 старообрядцами в пос. Садовский близ Уральска, являлся крупнейшим старообрядческим жен. скитом на Юж. Урале, в 1859 преобразован в единоверческий скит, впосл. упразднен); Уральский Никольский единоверческий мон-рь (муж., на о-ве Сутягин на р. Деркул, близ совр. с. Выселки Западно-Казахстанской обл., основан в 1866 как скит вслед. перенесения на р. Деркул Чаганского Сергиевского единоверческого скита, в 1879 преобразован в самостоятельный мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); кустанайский Иверский мон-рь (жен., в г. Костанай, основан в 1894 как община, с 1908 мон-рь, упразднен в 20-х гг. XX в.); Казинский Михаило-Архангельский мон-рь (жен., на Кабаньем оз., близ ст-цы Пресногорьковская (ныне с. Пресновка Северо-Казахстанской обл.), основан в 1901 как община, в 1908 преобразованная в мон-рь, уничтожен в 1921), Кара-Обский Никольский мон-рь (муж., в с. Кара-Оба совр. Костанайской обл., основан в 1905, упразднен в 20-х гг. XX в.); петропавловский Всехсвятский монастырь (жен., в Петропавловске, основан в 1908, упразднен в 1918); Серафима Саровского, прп., скит (жен., в местности Медео у подножия г. Мохнатка, в окрестностях Алматы, существовал в 1913-1921).

http://pravenc.ru/text/1319866.html

ФЕДОРОВСКИЙ-ГОРОДЕЦКИЙ, или РАДИЛОВСКИЙ, муж. заштатный, в Балахнинском уезде, на левом берегу Волги, в селе Городце. – Когда основана эта обитель, верного сведения нет; а известно только, что она существовала еще задолго до нашествия Батыя, которым она в 1238 году разорена. Чрез 25 лет после того, монастырь этот приобрел историческую известность: в 1263 году св. в. к. Александр Ярославич Невский, на возвратном пути из орды, заболел в Нижнем-Новгороде и потом разнемогаясь еще более, прибыл в здешнюю обитель, где чрез несколько времени и скончался, приняв иночество и схиму; кельи, в которых последовала его кончина, и теперь еще целы. – Здесь соб. церковь Феодоровской Божией Матери, с приделом Александра Невского, древнего построения; в XVIII веке она возобновлена и освящена в присутствии императрицы Екатерины II, в 1767 году. Есть предание, что в этом соборном храме, до нашествия монголов, была запрестольною та самая чудотворная икона Богородицы, именуемая Феодоровскою, которая находится теперь в Костромском Успенском соборе. Существующее ныне подле монастыря село образовалось из бывшего тут в древности города Радилова, принадлежавшего к удельному княжению Городецкому. Этот Радилов, или Городец Волжский, известный в истории с 1171 года, разорен до основания Батыем. ОСТРОВОЕЗЕРСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный в Горбатовском уезде, при селе Ворсме, среди озера, на острове. О времени основания его сведений нет. В нем три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Казанской Богородицы и 3) Михаила Малеина. ВЫСОКОГОРСКАЯ пуст. муж. в 5 верстах от уездного города Арзамаса, на высокой горе, окруженной лесом; когда основана, неизвестно. Здесь две церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, 2) теплая Покрова Богородицы, с приделом Димитрия Ростовского , возобновленная в 1810 году. – Устав отправления церковной службы в этой обители, во всем одинаков с уставом Саровской пустыни. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, женский общежительный, 3 класса, в Нижнем-Новгороде, у заставы, на Арзамасской дороге, на высоком берегу Оки. Монастырь этот основан был в 1618 г. не в дальнем расстоянии от того места, где он теперь существует, и в 1811 году сгорел совершенно; после чего в 1812, старанием игуменьи Дорофеи (Новиковой), с пособием разных вкладчиков, большею частью москвитян, удалявшихся сюда во время нашествия французов, воздвигнут на новом месте и в лучшем против прежнего виде, с каменною оградою и башнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ч. женщин и отроков (на 1-й неделе Великого поста им запрещался вход в обитель), писать и получать письма без ведома настоятеля, принимать беглых монахов. Искус послушников из местных жителей продолжался по уставу 6 месяцев, для «незнаемых» - 3 года, в настоятели устав рекомендовал избирать своих пострижеников. 4 главы (главы 15-18) регламентировали имущественные отношения в обители, являясь основой общежительного устава. Все имущество в мон-ре было общим, ни братия, ни настоятель не имели ничего своего не только в кельях, но и вне мон-ря. Любое, даже небольшое рукоделие инок мог выполнять только по благословению настоятеля: «...делать все обще и во общую братию». Послушник, поступавший в обитель, обязывался отдать эконому все свое «имение» для общего пользования. При этом он не мог в дальнейшем попросить свое имущество назад, а также претендовать на к.-л. часть для себя в мон-ре, ссылаясь на свой вклад (в этих положениях Саровского устава обнаруживается сходство с главами «О укупех» и «О укорех братии» устава прп. Евфросина Псковского). Гл. 18 частично переписана из 8-й гл. Устава прп. Корнилия Комельского - «О еже не взимати кому ничтоже нигдеже без благословения игумена и келаря». Она запрещает утаивать пожертвования, данные на нужды мон-ря, присваивать или раздавать монастырское имущество. Устав строго предостерегал братию от всякого рода «свар» по поводу утраты личного имущества. Гл. 19 осуждает использование насильственно присвоенных результатов чужого труда и обязывает монаха питаться от труда рук своих (в этом пункте И. следовал за «Преданием» прп. Нила Сорского и «Уставом» прп. Евфросина Псковского). Особое место в уставе занимает завет страннолюбия: «Странных и нищих поити и кормити, и не боятися никакия скудости». Дополнением к уставу являются «Правило общежительное» и «Правило келейное» Саровской пуст., составленное И. (древнейший список: РГАДА. Ф. 357. 139 - сборник-конволют 20-х гг.- сер. XVIII в.; 95, 1773 г.- автограф строителя Ефрема). «Правило общежительное» представляет собой главы о церковном благочинии, изложенные в соответствии с традициями древнего пустынножительства.

http://pravenc.ru/text/469526.html

В. А. Степашкин Иконография Известно несколько гравированных и живописных изображений М. М., созданных после его кончины. Наиболее ранним является поясной портрет, награвированный пунктиром и резцом А. Г. Афанасьевым ок. 1839 г. для жизнеописания подвижника ( Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимон. и пустынника Марка. М., 1839. Вклейка; переиздано с портретом в 1844 и 1851 вместе с Житием прп. Серафима Саровского, см.: Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 18, 20, 58, 60). Облик М. М. на гравюре необычен, он напоминает юродивого; по-видимому, портрет был выполнен на основе натурных зарисовок. М. М. представлен вполоборота влево, в рубахе с отложным воротником и ветхом рубище с опушкой, на шее висит лестовка, в правой руке - камыш и посох с крестом в навершии. Лицо не лишено индивидуальных особенностей: широко посаженные глаза, короткий мясистый нос, впалые щеки, прорезанные, как и лоб, глубокими морщинами; жидкие волосы до плеч разделены на прямой пробор, борода широкая, сбившаяся в космы, средней величины. Под образом, заключенным в двойную прямоугольную рамку, подпись гравера и текст: «Схимонахъ Марко, Саровской Пустыни Пустынникъ». Этот портрет воспроизводился также в изданиях нач. XX в. (напр., в погрудном типе: Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р. С. 185). Большая литография с портретом М. М. была отпечатана по рис. А. Дейнерта и И. Совинова в с.-петербургской мастерской П. Ж. Поль-Пети в 1858 г. (ГИМ, НГХМ; экземпляр из собрания Оптиной пуст.- РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 8). Преподобный представлен на фоне саровских храмов вполоборота влево, в препоясанной рясе и небрежно накинутой верхней одежде, ниспадающей крупными складками с плеча; в правой руке подвижника лестовка. Обращает на себя внимание «иконописный» жест монаха - перст, указывающий на уста (подобный жесту ап. Иоанна Богослова, изображенного «в молчании»). Эта подробность, наглядно выражающая подвиг безмолвия, дополнена соответствующей цитатой из Псалтири: «Положи, Г[оспо]ди, xpahehie   моимъ» (Пс 140. 3). У М. М. благообразное лицо с крупными чертами и широкими скулами, немного волнистые волосы, густые усы и широкая короткая борода, в середине раздвоенная. Эстамп имеет помету: «Uздahie собственность Саровской Пустыни».

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Особый интерес Д. вызывало исследование древней истории мон-ря. В 1858 г. стараниями игумена из Васильевского погоста близ Ст. Ладоги на о-в Валаам была перенесена деревянная церковь, построенная валаамскими монахами в 1611 г., приобретались рукописные книги валаамских иноков и др. реликвии. При Д. фонд б-ки пополнялся большим кол-вом книг как духовного содержания, так и посвященных разным отраслям ведения хозяйства, покупались редкие рукописи. В 1847, 1857, 1864 гг. составлялись каталоги книжного собрания. В клировых ведомостях периода настоятельства Д. отмечено, что мн. монахи проходили иконописное послушание, нек-рые обучались в АХ. Д. оказывал покровительство художникам-академистам (среди них - И. Г. Давыдов (1852-1853), М. К. Клодт (1857), И. И. Шишкин (1858, 1859, 1860, 1867, 1878), А. В. Гине и П. П. Джогин (1858-1859), П. И. Балашов (1859), Ф. А. Васильев (1867), А. И. Куинджи (1873). В 1868 г. в АХ был открыт пейзажный класс, в программу к-рого входила обязательная работа с натуры на Валааме. Близкие отношения связывали Д. с ректором АХ проф. Ф. И. Иорданом. Д. оказывал гостеприимство писателям, запечатлевшим Валаам в своих произведениях: Ф. И. Тютчеву (1850), А. Дюма (1858), А. Н. Апухтину (1866), Н. С. Лескову (1872), Вас. И. Немировичу-Данченко (1876). Мон-рь активно помогал продуктами, одеждой, семенами окрестным жителям независимо от их вероисповедания. 9 июля 1868 г. за помощь голодавшим зимой финнам и за содействие Дирекции призрения Д. была объявлена Высочайшая благодарность. В 1870 и 1879 гг. Д. была вынесена благодарность Синода за пожертвования на сооружение церкви в Мегрецком приходе Олонецкого у. и восстановление Сяндемской пуст. 2 нояб. 1879 г. в память об участии в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. от Главного управления Российского об-ва Красного Креста Д. получил знак Красного Креста. Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов) на смертном одре. 1881 г. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Трудами Д. мон-рь стал известен в России как один из наиболее благоустроенных. Значительно выросло число братии: в 1852 г.- 172, в 1881 г.- 263 чел. Д. строго следил за исполнением Саровского устава обители. В мон-ре воспрещалось употребление вина и табачных изделий, без благословения игумена запрещалось читать книги, посылать и получать письма, принимать в келье братию, разговаривать насельникам с паломниками.

http://pravenc.ru/text/168712.html

В 1678 г. в Г. м. проживали строитель Иосиф и 8 монахов, в 1686 г.- 5 монахов и 2 трудника. До 1723 г. мон-рь управлялся строителями, после приписки к Флорищевой пуст. и до нач. XX в. штат Г. м. состоял из 1 иеромонаха-наместника. 13 марта 1716 г. в Москве буд. строитель Г. м. иером. Макарий облек в схиму строителя Саровской пуст. мон. прп. Иоанна . А 16 янв. 1727 г. по просьбе схим. Иоанна из Г. м. в Саровскую пуст. был переведен инок Ефрем, ставший ближайшим учеником Иоанна и впосл. строителем Саровской пуст. О материальном обеспечении братии в переписной книге 1678 г. указано: «питаются милостыней». К 1723 г. за счет вкладов посадских Гороховца Г. м. владел покосами, около мон-ря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градцких людей». Очевидно, Г. м. получал деньги за поминание усопших. В сохранившемся синодике XVII в. записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, крестьян Гороховецкого, Балахнинского и Суздальского уездов, роды князей Волконских, Козловских, дворян Кавериных, Кучумовых, Наумовых, а также принявших православие татар. князей Армаметевых и Смаиловых. Указом Святейшего Синода 3 июля 1723 г. «малобратный» мон-рь был приписан к Флорищевой пуст. Гороховецкого у. После учреждения Владимирской епархии в 1749 г. факт приписки подтвердил указ еп. Владимирского Платона (Петрункевича) . До нач. XX в. Г. м. являлся подворьем пустыни. В апр.-мае 1923 г. подворье было ликвидировано, имущество конфисковано, здания переданы в ведомство Губмузея, к-рый пытался сдавать их в аренду частным лицам и орг-циям. В 20-х гг. XX в. в храме размещалась бумажная фабрика, а также совхоз под склад соломы. В 30-60-х гг. XX в. здания Г. м. арендовали совхозы «Комсомолец» и «Гороховецкий». В них размещались скотный двор и склады, предпринимались попытки разобрать храм на кирпич, в 60-х гг. была разрушена ограда. 26 нояб. 1994 г. Г. м. был открыт как подворье-скит гороховецкого во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Указом архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) от 28 мая 1999 г. скит был обращен в жен. мон-рь. 6 окт. 1995 г. архиеп. Владимирским Евлогием был освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, 11 окт. 2003 г.- восстановленный Знаменский собор. Отремонтирован келейный корпус кон. XIX в. В соборе хранится ковчег с частицами мощей прмц. Елисаветы Феодоровны , прп. Германа Аляскинского и др. святых. В мон-ре имеется небольшое хозяйство: коровы, свиньи, кролики. К кон. 2005 г. в Г. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница - мон. Раиса (Шибеко), богослужения совершает свящ. Ф. Закиров.

http://pravenc.ru/text/166263.html

Ириней (Корелин) остался присматривать за Саровской пуст., в к-рой в 1700-1706 гг. проживало уже 11 чел. И. регулярно посещал пустынь. В 1704 г. в Патриарший приказ поступил донос на И., в к-ром насельник арзамасского Свято-Троицкого мон-ря мон. Авраамий обвинял его в связях с раскольниками. Разбирательство завершилось оправданием И., после чего подвижник решил добиться придания Саровской пуст. офиц. статуса. 2 апр. 1705 г. ученик И. мон. Афиноген был рукоположен во иерея и стал настоятелем Введенского мон-ря. 5 мая И. прибыл в Саровскую пуст., а осенью того же года получил в Патриаршем казенном приказе благословенную грамоту на строительство и освящение церкви в Саровской пуст. Храм строился с 28 апр. 1706 г. саровскими монахами и окрестными крестьянами. Во время строительства несколько крестьян с. Кремёнки с приказчиком помещиков Леонтьевых Андреем Трофимовым пытались «запугать» монахов, И. сумел разрешить конфликт. 16 июня 1706 г., когда торжественно была освящена ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», традиционно считается днем основания Саровской пуст. В июле 1706 г. в обители состоялись 2 собрания братии, на к-рых И. представил свой проект монастырского устава (древнейший список: РГАДА. Ф. 357. 267. Л. 11-48 об., посл. четв. XVIII в.). В нояб. 1710 г. насельники представили этот проект Местоблюстителю патриаршего престола митр. Рязанскому Стефану (Яворскому) , к-рый утвердил устав грамотой от 15 марта 1711 г. При составлении устава И. использовал уставы прп. Кирилла Белозерского, прп. Евфросина Псковского, прп. Нила Сорского, прп. Корнилия Комельского , «Последование старческое новоначальным инокам, како подобает жити у старца в послушании» (известно в списках XV-XVI вв.). Автор цитирует также творения свт. Василия Великого, прп. Феодора Студита, Скитский патерик, Устав церковный, Номоканон. Саровский устав состоит из 24 глав, посвященных правилам монашеского общежития. Устав строго запрещал держать в мон-ре и приносить «пиянственное питие» в мон-рь, принимать в кельях мирских людей, в т.

http://pravenc.ru/text/469526.html

По словам художника, он работал над росписями храмов Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, в частности, под его рук. выполнена стенопись больничной ц. Владимирской иконы Божией Матери (не сохр.). Существует предположение об исполнении им росписи в трапезной Оптиной пуст. (80-90-е гг. XIX в.). Д. приписывалось авторство иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в наст. время высказано сомнение в обоснованности этой версии (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В. , Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов»//Оптинский альманах. Вып. 2 (в печати)). Д. основал иконописные мастерские с обучением по программе художественных уч-щ в Оптиной пуст. и в Шамординском монастыре (напр., копировались картины В. Л. Боровиковского), ввел в обиход этих обителей фотографию (фотографии Д. использовались в качестве иллюстраций оптинским изд-вом). В это время Д. продолжал работать над произведениями светского характера (портреты близких к Оптиной пуст. людей, детей, напр. А. П. Воронцовой-Вельяминовой, 1905, частное собрание). Сохранились биографические записи, дневники (с размышлениями Д. об искусстве), переписка и рисунки Д. из архива Оптиной пуст. (РГБ ОР). Там же находится перечень сюжетов его картин, среди к-рых упоминаются «Похоронная процессия в ненастный осенний день», «Страшный Суд», «Распятие», «Спаситель, окруженный несчастными страдальцами», «Матерь всех скорбящих», «Блудный сын у ног отца своего», «Смерть праведника, окруженного ангелами», «Смерть грешника», «Мучения в аду», «Моления о чаше», «Иисус Христос в облаках, указывающий на небеса», «Человек один в своей комнатке занимается при свете лампы», «Иисус Христос, умывающий ноги апостолу Петру», «Мучающийся умирающий младенец». В частных собраниях хранятся иконы работы Д. «Спас Нерукотворный» и «Божия Матерь» (с подписью художника) кон. XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/171244.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010