О ежедневных церковных службах Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем) Иеросхимонах Михаил (Питкевич) Во время нашей беседы я рассказал отцу Михаилу о моем друге, докторе Гуннере Розендэле, настоятеле лютеранского прихода в Осби, в Швеции. Посещаемость храмов в Швеции очень низка. Так было и в Осби, когда доктора Розендэла назначили туда более двадцати лет назад. Новый настоятель начал служить шведскую мессу в церкви ежедневно, что являлось неслыханной вещью в Швеции, и, кроме того, совершать все ежедневные службы, предписанные Шведской Церковью, которые едва ли отправлялись даже в соборах. Делая все это благоговейно и неизменно, доктор Розендэл постепенно создал большое религиозное сообщество. На ежедневных вечернях в его храме — больше народа, чем во многих приходах на воскресной мессе. Постепенно Осби превратилось в место паломничества. Люди изо всех частей Скандинавии и более отдаленных мест прибывают в Осби индивидуально и группами, восхищаясь здесь многочисленностью прихожан и духовно возвышенными службами. «Твоему другу следует оставаться там, где он есть, и упорно продолжать свои усилия. Он еще более будет поражен результатами, — сказал отец Михаил. — Я расскажу тебе подобный же случай из жизни нашего великого валаамского игумена — отца Назария Саровского , современника преподобного Серафима. Он [оставив игуменство на Валааме] покинул монастырь в 1804 году и вернулся в Саров. Перед поселением в Сарове отец Назарий совершил путешествие в Южную Россию для ознакомления с тамошними монастырями. Его сопровождал другой инок — отец Иларион. Однажды в субботу наши путешественники прибыли к некоему приходскому настоятелю. Игумену священник понравился. Он был удивлен, однако, что последний не сделал никаких приготовлений в отношении песнопений вечерней службы. Игумен поинтересовался причиной этого. Настоятель ответил, что он не собирается петь за службой. Он также добавил, что служит редко — даже Литургию. “Мой приход, отец игумен, весьма большой, — сказал священник, — и раскольников у нас нет, но люди равнодушные. Они редко приходят в церковь. Я не вижу никакого смысла служить с большей частотой в пустом храме”. — “Отче, — ответил огорченный игумен, — если твои прихожане пренебрегают своими важнейшими обязанностями, то тыто, их пастырь, не должен пренебрегать своими! Храм Божий никогда не бывает пуст. Со времени его освящения он имеет своего собственного Ангела Хранителя. Если твои прихожане не исполняют своего долга, то их Ангелы Хранители так не поступают. Они наполняют храм. Когда ты служишь, Ангелы сослужат тебе. Ты должен служить постоянно и просить Бога обратить твоих прихожан к молитве и покаянию. Господь же укажет их Ангелам Хранителям убедить их прийти. Ты отвечаешь за свою собственную душу и души твоей паствы. Ты должен ясно понимать это и исполнять”.

http://pravoslavie.ru/35682.html

сост. Александр Ратшин Тамбовской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРЕГУЛЯЕВ-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 8 вертах от Тамбова, на берегу речки Трегуляйки, впадающей в Цну; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1688 году первым Тамбовским епископом Питиримом, и был прежде заштатным, а в 3 класс возведен в 1811 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Иоанна Предтечи, 2) теплая, Введения во храм Богородицы. В этой обители находится дом Тамбовских архиереев, для летнего пребывания. ТРОИЦКИЙ, муж., 3 класса, близ уездного города Козлова, на берегу реки Лесного Воронежа; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тамбовской семинарии. Основан в 1627 году. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, 2) Николая Чудотворца. При этой обители бывают ежегодно ярмарки: в день Пятидесятницы и 15 августа. ЧЕРНЕЕВ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж., 3 класса, в 20 верстах от уездного города Шацка, на левом берегу реки Цны, близ так называемого Черного леса; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1584 году. В нем соб. церковь Николая Чудотворца существует с 1663 года. При обители бывает ежегодно в день св. Николая Чудотворца, 9 мая ярмарка. ЕЛЕЦКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., общежительный, в уездном городе Лебедяни; находится под управлением игумена. Основан в 1621 году. По уничтожении, 1775, Троицкого Елецкого монастыря, бывшего Орловской губернии в уездном городе Ельце, штат оного переведен сюда и этой обители велено именоваться Елецким-Троицким монастырем, который и был положен тогда в 3 классе, а в 1811 году оставлен заштатным, с учреждением общежития. Здесь две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Успения Божией Матери, теплая. На колокольне находится колокол, вылитый в 1698 году и замечательный тем, что при сооружении его был вкладчиком император Петр Великий, со всеми своими любимцами. При сем монастыре бывают ежегодно две ярмарки: Троицкая и Покровская. САРОВСКАЯ пуст. муж., в 30 верстах от уездного города Темникова, между речек Сатиса и Сарова, на горе; находится под управлением игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ САРОВСКИЙ (Краснослободский; † ок. 1700, 4 марта, Краснослободская пуст. Пензенской губ.), иеросхим., настоятель Краснослободской Спасской пуст. (см. Преображения Господня монастырь в пос. Преображенский Краснослободского р-на Мордовии). Сведения о Г. С. содержатся в «Повествовании о Саровской пустыни» (Список 1850 г.- РГАДА. Ф. 357. 103), составленном иеросхим. Иоанном (Фёдоровым) на основе рассказов братии Краснослободского мон-ря и местных жителей, беседовавших с подвижником. Ок. 1655 г. Г. С. пришел в Краснослободскую пуст. и ок. 1660 г. принял иноческий постриг от основателя обители мон. Дионисия. В сер. 60-х гг. XVII в. он перебрался в местность Ст. Городище, где впосл. была основана Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. В это время в пещере городища на склоне холма уже подвизался мон. Феодосий (впосл. ушел в один из мон-рей Пензы). Выкопав к востоку от устья р. Сатис др. пещеру, Г. С. поселился в ней. Молитву совмещал с рукоделием, рубил лес, «копал бо мотыкою землю и сеяше хлеб, какой прилучашеся, и собирая по пустыни всякое овощие» (Там же. 103. Л. 18 об.). Раз в день ел вареные овощи, щи, горох или репу смешивал в одном горшке и «тако ядяше всегда едино видно брашно». Хлеб Г. С. выпекал из муки пополам с высушенной гнилой древесиной, иногда уменьшая количество муки. Приходившие к нему местные жители брали этот хлеб в благословение: он был «плевельный и черный зело, а сладость несравненно паче добраго и чистаго хлеба». Среди посетителей Г. С. был и насельник арзамасского Введенского мон-ря, буд. основатель Саровской пуст. иеросхим. Иоанн (Фёдоров). Г. С. рассказывал, что неоднократно слышал колокольный звон над Ст. Городищем. Однажды местные жители, искавшие клад на городище, обрели древний крест-мощевик и отнесли его подвижнику. Эту находку Г. С. посчитал знаком особой избранности Саровского холма. Впосл. крест был положен под престолом пещерной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, освященной в 1711 г. в Саровской пуст.

http://pravenc.ru/text/164635.html

(Воинов Алексей Карпович; 10.03.1805, с. Мостье Сапожковского у. Рязанской губ.- 4.02.1860, Тверь), архим. Ниловой Столобенской пуст. Род. в семье священника, в 6 лет лишился отца. Несмотря на жестокую нужду, выучился грамоте, поступил в Сапожковское ДУ. Собирался жениться, не помышляя о монашестве, однако в 1822 г. по внезапному откровению принял решение уйти из мира и поступил послушником в рязанский Свято-Троицкий мон-рь , где часто проводил дни и ночи в коленопреклоненной молитве; пользовался уважением всех насельников обители за свое благочестие, смирение и незлобивость. В 1823 г. принял монашество. Обладая прекрасным голосом, нес послушание уставщика на клиросе. Вскоре был рукоположен во иеродиакона. Особо почитал прп. Сергия Радонежского , к к-рому часто прибегал с молитвой. После явления во сне прп. Сергия, исцелившего его от болезни, А. отправился на поклонение к мощам преподобного, затем посетил Саровскую пуст. , где прожил нек-рое время у прп. Серафима , к-рый увидел в нем избранника Божия и предрек его буд. настоятельское служение. В 1828 г. рукоположен во иеромонаха, причислен к архиерейскому дому архиеп. Рязанского Григория (Постникова) и вместе с ним переехал позднее в С.-Петербург. В 1831 г., во время эпидемии холеры в городе, А. ежедневно оказывал помощь больным, исповедовал и причащал умирающих. Вскоре А. последовал за архиеп. Григорием в Тверь и был назначен экономом архиерейского дома и настоятелем Малицкого Николаевского мон-ря, где выстроил каменную часовню и братский корпус. Затем в сане строителя был перемещен в селижаровский в честь Св. Троицы мон-рь , а через год стал его игуменом. Здесь он завершил строительство колокольни, начатое его предшественником, и построил гостиницу. А. пользовался необыкновенной любовью жителей Селижарова, к-рым много благодетельствовал. Спустя 7 лет в сане архимандрита А. был переведен в Нилову Столобенскую Богоявленскую пуст., где привел в порядок корпуса и отстроил пристань. Отличался смирением, милосердием, нищелюбием. Обладая слабым здоровьем, был строгим постником и молитвенником, спал на голых досках, носил вериги, имел большое число духовных детей. Оклеветанный недоброжелателями, в течение 2 лет подвергался судебному разбирательству, был оправдан церковным судом, награжден золотым наперсным крестом. Скончался от тифа, за полгода предвидел свою кончину. Погребен в склепе под соборным храмом Ниловой пуст.

http://pravenc.ru/text/120349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тамбовской епархии (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), названо по г. Козлову (с 1932 Мичуринск (ныне Тамбовской обл.)), существовало в 1869, 1904-1930 (1935?) гг. 10 дек. 1868 г. имп. указом утверждено синодальное постановление о назначении епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, инспектора Тамбовской ДС и протоиерея тамбовского кафедрального Преображенского собора Иоанна Москвина по пострижении его в монашество. 16 апр. 1869 г. прот. Иоанн принял постриг с именем Иоанникий, 9 мая 1869 г. в С.-Петербурге был хиротонисан во епископа Козловского. Местом жительства нового архиерея стало Козловско-Трегуляевское Иоанно-Предтеченское подворье в Тамбове. 25 окт. того же года еп. Иоанникий скончался. К. в. было возобновлено синодальным указом от 5 февр. 1904 г. 29 февр. на Козловскую кафедру был хиротонисан ректор Тамбовской ДС архим. Нафанаил (Троицкий) . Викарий получил должность настоятеля козловского во имя Святой Троицы мужского монастыря , он мог жить в находившихся в Тамбове подворьях 3 монастырей: Козловского, Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи и Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Также было определено ежегодно выделять на нужды К. в. 1,5 тыс. р. от Саровской пуст. и 1 тыс. р. от Вышенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Тамбовский еп. Иннокентий в марте 1904 г. передал в ведение еп. Нафанаила Тамбовское отд-ние Православного миссионерского об-ва, епархиальное попечительство и Лебедянский епархиальный приют для бедных духовного звания. Впосл. К. в. возглавляли епископы: Григорий (Яцковский ; 21 нояб. 1908 - 13 дек. 1912), Зиновий (Дроздов ; 17 янв. 1913 - 22 мая 1918, переведен на Тамбовскую кафедру). 25 мая 1918 г. указом патриарха Тихона титул правящих Тамбовских архиереев был изменен с «Тамбовский и Шацкий» на «Тамбовский и Козловский», хотя К. в. продолжало существовать (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 143-144). В послереволюционные годы Козловскую кафедру занимали епископы Павел (Поспелов ; 1918-1923), Димитрий (Добросердов ; 26 сент. 1923 - нач. 1926), Алексий (Буй ; февр. 1926 - июнь 1927), священноисп. Вассиан (Пятницкий ; 22 июня 1927 - 9 апр. 1930 (1935?)). С 1923 г. епископы Козловские жили, как правило, в Тамбове. С 26 сент. 1923 по 1924 г. еп. Козловский Димитрий (Добросердов) временно управлял Тамбовской епархией, местом его пребывания был Тамбов (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 110).

http://pravenc.ru/text/1841698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ардатове Нижегородской губ., первоначально жен. общежительная община. Основательница общины В. Д. Полюхова ок. 1800 г. поселилась в доме на берегу р. Леметь, где вела уединенный, молитвенный образ жизни. Ок. 1808 г. прп. Серафим Саровский благословил подвижницу принимать приходивших к ней за духовным наставлением женщин. Вскоре сложилась община, духовное руководство к-рой осуществляли саровские старцы прп. Серафим и иером. Иларион . В 1810 г. Полюхова приобрела для общины дом с земельным участком в Ардатове на Темниковской ул., недалеко от собора. После кончины основательницы в 1823 г. общину возглавила по благословению прп. Серафима Е. А. Кежутина. Сестры (40 чел.) доставляли себе средства к жизни изготовлением просфор, шитьем жен. одежды, ткачеством, работой в саду и огороде и т. д. После пожара 1837 г., уничтожившего постройки общины, городские власти не разрешили восстановить общину на прежнем месте, и сестры переселились на участок земли за городом, приобретенный по совету прп. Серафима в 1832 г. В 1838-1844 гг. на новом месте было построено 19 келий. По ходатайству Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) 9 мая 1842 г. община была утверждена Святейшим Синодом, в 1860 г. на пожертвования был построен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря 3-го класса. В 1865 г. его настоятельницей, возведенной затем в сан игумении, стала Серафима (Синицына). За 20 лет ее управления мон-рем были построены двухэтажный трапезный корпус для 200 сестер, 2 каменных келейных корпуса, больница с ц. в честь Владимирской иконы Пресв. Богородицы. Строительная деятельность в А. м. продолжалась и при последующих игумениях Магдалине и Тарасии - была сооружена ц. во имя мучеников Димитрия Солунского и Стефана Нового. В 1895 г. в мон-ре открылась школа для девочек. В нач. XX в. в обители жили более 300 сестер. В А. м. по благословению саровских старцев подвизалась А. Ф. Петрова († 8.03. 1854), перед кончиной принявшая постриг с именем Афанасия. Будучи в течение почти 40 лет прикована к постели, подвижница кротко переносила страдания и стяжала дары прозорливости и непрестанной молитвы. В мон-ре скончался и был похоронен постриженик Саровской пуст . старец схим. Антоний , подвизавшийся в Ардатове в 1851-1861 гг.

http://pravenc.ru/text/75878.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРИЯ Тимагина († 18.08.1919, с. Пуза Ардатовского у. Нижегородской губ., ныне с. Суворово Дивеевского р-на Нижегородской обл.), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в кон. 70-х гг. XIX в. Когда Д. исполнилось 15 лет, она стала ходить к жившей в с. Пуза мц. Евдокии Шейковой , прославившейся подвижнической жизнью и чудесами. Один из монахов Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. благословил Д. идти в келейницы к Евдокии, но ее неверующие родители были против этого. Они просватали Д. замуж, но она убежала к Евдокии. Родители, избив, увели Д. домой и просватали 2-й раз, но она вновь ушла к подвижнице. Д. прожила у Евдокии 20 лет, к-рые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда под руководством подвижницы. 16 авг. 1919 г. Евдокия по доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии была приговорена командованием карательного отряда к расстрелу. Д. вместе с др. послушницами, мученицами Дарией Улыбиной и Марией , добровольно решила разделить участь наставницы. За 2 часа до смерти свящ. ц. Успения Богородицы с. Пуза о. Василий Радугин причастил их. Послушницы сопровождали Евдокию к месту казни, закрывая собой от ударов плетей, были вместе с ней расстреляны на сельском кладбище и погребены в общей могиле, почитавшейся местными жителями все годы советской власти. Д. прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В 2001 г. мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в ц. Успения Богородицы с. Суворова. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 93-122; Житие, страдания, подвиги, чудеса святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии в селе Суворове/Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский мон-рь. [Саранск; Саров], 2001; Курякина Д. Евдокия, Дария, Дария, Мария//Городской курьер: Газ. Саров, 2001. 34, 23 авг.; Святые мученицы пузовские Евдокия, Дария, Дария, Мария. Мурманск, 2002; Акафист св. преподобномц. Евдокии и святым мученицам Дарии, Дарии и Марии. [Мурманск, б. г.]; Проценко П. Г. Мироносицы в эпоху ГУЛАГа. Н. Новг., 2004.

http://pravenc.ru/text/171386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Карельской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г., отделена от Петрозаводской и Карельской епархии . Включила Костомукшский городской окр., Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Сегежский районы Карелии. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы в Костомукше. Правящий архиерей - еп. Борис (Баранов; с 25 авг. 2020). Разделена на 7 благочиннических округов в границах соответствующих районов Карелии. Епархия насчитывает 16 зарегистрированных приходов и мон-рь, на территории епархии открыт скит-подворье ставропигиального Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . При ЕУ действуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, социальный, молодежный. После образования К. и К. е. в Сев. Карелии активизировалась миссионерско-катехизаторская работа. Освящены новые храмы: временная ц. прп. Серафима Саровского в с. Ругозеро Муезерского р-на (март 2014), часовня св. Георгия в пос. Кереть Лоухского р-на (июль 2014), церковь на месте подвижнической жизни прп. Варлаама Керетского. С территорией К. и К. е. связаны подвиги преподобных Елисея Сумского, Кассиана Муезерского, Варлаама Керетского , широко почитаемых в Карельском Поморье. В XVIII-XIX вв. в Сев. Карелии действовали многочисленные общины беспоповцев , преимущественно филипповцев . Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский мужской скит на Святом о-ве Топозера (совр. Лоухский р-н, известен с 1711-1714 как принадлежавший поморцам ), на др. острове был основан жен. Говин скит. В подчинении у Топозерского скита состояли многочисленные общины (на Ковдозере и Вожмозере в Сев. Карелии и на островах Белого м. Великая Луда, Полтам-Карга, Кильяки), Нюхчинские муж. и женский скиты близ с. Нюхча (ныне Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (ныне Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский жен. скит (ныне Беломорского р-на). Монашеские общины были закрыты в 50-х гг. XIX в., к нач. ХХ в. старообрядчество в этом регионе пришло в упадок. Монастыри

http://pravenc.ru/text/2458869.html

Разделы портала «Азбука веры» АДАМ (букв. «человек», от евр. адама – «земля»), согласно Библии – первый на земле человек, непосредственно сотворенный Богом. Автор «Шестоднева» ( Быт. 1:1– 2:4 ) ( VI в. до н. э. ) представляет Адама «венцом творения» и «царем» мира. Он появляется в шестой день для хранения и «обладания» ради него ранее сотворенной землей. При этом слово «Адам» понимается и как личное имя первого человека, и как нарицательное обозначение всего человечества ( «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», – Быт. 1:28 ) . Согласно св. Григорию Нисскому (†  после 394 ), Адам – наименование «Всечеловека», потенциально содержавшего в себе всех людей. (Отсюда богословский параллелизм: Адам «Книги Бытия» – Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Христос, восприявший в Себя полноту человеческой природы, – Второй Адам, или Новый Адам.) Человек в его духовной субстанции сотворен «по образу и подобию» Бога ( Быт. 1:27 ). В этом – сущность библейской антропологии. Образ Божий в человеке понимается реалистически – как повторение (но не тождество!) Первообраза, благодаря которому он воистину является «сыном Божиим» ( см.: Лк. 3:23-38 ). Образ Божий вложен в него как неустранимая основа его бытия; подобие (сходство) – то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни. Второе, более древнее ( X в. до н. э. ) библейское повествование об Адаме ( Быт 2 ) подчеркивает исключительную роль человека в мироздании тем, что говорит о «пустоте» земли. Отсутствие растений означает, что мир не завершен и пуст без своего владыки. Человек появляется на «пустынной» земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. В первую очередь Адам нарекает имена уже сотворенному, тем самым довершая дело самого Бога! (Согласно древневосточным представлениям, то, что не имеет имени – реально не существует.) Адам создан и возведен на вершину мироздания из «праха земного», – т. е. тело его состоит из тех же элементов, что и окружающая природа, – о чем напоминает имя! (ср. лат. homo от humus – «земля»), – но лишь ему одному непосредственно Богом вложена разумная душа («дыхание жизни»). Появление Духа Божия в человеке означает «прорыв сознания» из мира коллективной природной необходимости в царство разумной индивидуальной свободы и фиксирует онтологический разрыв между животным миром и человеком. Здесь нет противоречия эволюционной теории: носителем души могло стать любое живое существо, у ж е развившееся в лоне природы до уровня, на котором оно стало достойным принять в себя образ Божий, т. е. стать собственно человеком. «До того как Бог вдул в Адама душу, он был подобен животному» (св. Серафим Саровский ).

http://azbyka.ru/adam-ruban

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010