В жизнеописании И. о многочисленных трудностях, связанных с его поступлением в Саровскую пуст., окормлением сестер основанных прп. Серафимом общин, и о др. событиях сказано лишь неск. слов: Господь попустил «различныя искушения», чтобы подвижник «явился пред Ним якоже злато, огнем искушенное». Пройдя испытания, И. стал опытным старцем, уважаемым иноками. Братия избрала его общим духовником. По отзывам насельников, И. стяжал «любовь и кротость», провинившихся «никогда не порицал укоризненно, не делал строгих выговоров... если же и обличал кого, то всегда тихо». Духовник призывал не осуждать согрешившего брата, чтобы Господь не попустил такого же грехопадения, не разглашать «ни малого преткновения братня» ( Авель (Ванюков). 1996. С. 170). И. похоронен в Саровской пуст. за алтарем храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (взорвана в 1954). Памятник над могилой не сохранился; неизвестно, уцелело ли захоронение. Изданы «Наставления новоначальным» И. о молитве, кротости, смирении, послушании, молчании, прощении и терпении (Там же. С. 157-167). Литографическое изображение И. помещено в 3 изданиях книги иером. Авеля (Ванюкова). Арх.: Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся/Записки, собр. иером. Троице-Сергиевой лавры Авелем. Сер. XIX в. (до 1856)//РГАДА. Ф. 357. Собр. Саровской пуст. Оп. 1. Д. 315; Личное дело иером. Илариона (1805-1831)//ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1: Саровский мон-рь. Оп. 1. Д. 351; Описание ист. памятников Саровского мон-ря (1870)//Там же. Д. 990. Лит.: Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p; Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского. Н. Новг., 2003. С. 19, 22, 76; Житие прп. и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца/Сост.: Л. И. Денисов. М., 20033. С. 190-191, 405; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский мон-рь и его покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 82-83, 641; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров, 20063. С. 122; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 20083. С. 124.

http://pravenc.ru/text/389177.html

По словам иером. Авеля (Ванюкова), «смиренный, подвиголюбивый старец возлюбил совершенное безмолвие. Любимое его занятие было: уединенный труд в келье, безмолвная молитва и чтение духовных книг. Лобызая пустынную жизнь, он всегда поучал и братию быть ревностными любителями пустынного безмолвия» ( Авель. С. 58). Е. скончался в день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов, в год прибытия в Саров Прохора Мошнина, буд. прп. Серафима Саровского . Е. похоронен рядом с Успенским собором, на зап. стороне, слева от входа. После освящения собора 15 авг. 1778 г. еп. Владимирский Иероним посвятил подвижнической жизни скончавшегося строителя особую проповедь. До закрытия пустыни в 20-х гг. XX в. по Е. служились соборные панихиды. К 1951 г. собор был взорван, захоронение подвижника утрачено. Арх.: ГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1145. Л. 46-107. Соч.: Келейные записки Саровской пуст. отца строителя Ефрема//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 215-226. Лит.: Иероним [Фармаковский], еп. Слово, говоренное... в Саровской пуст. при освящении... построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 1778; Маркеллин, игум. Краткое ист. описание Саровской пуст. М., 1819; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996р; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р; Записки Афанасия Илларионовича//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 112; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90-97. Д. Б. Кочетов Иконография В Саровской Успенской пуст. хранился портрет Е., предположительно посл. трети XVIII в., с виршами: «Не Сирин ты, но Русский ты Ефрем; Саровской пустыни броня еси и шлем!» ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2002. С. 33). По-видимому, этот ранний портрет воспроизведен на гравюре И. Шелковникова с цензорским разрешением 1849 г., выполненной в качестве отдельного листа (ГИМ) и для кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся (М., 1853). Е. представлен вполоборота вправо, по пояс, опирающимся на посох, в мантии и клобуке, с четками в левой руке, с длинными волосами и окладистой, слегка раздвоенной седой бородой. Во 2-й пол. XIX в. гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, помещенных в саровских изданиях (напр., 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова; ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182129.html

дозволил особый подвиг - затворничество в келье. В Саровской пуст. по инициативе И. были перестроены и благоукрашены в 1843-1846 гг. зимний храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (установлено 5 позолоченных глав вместо одной, поставлен новый иконостас, произведена роспись стен) и в 1848-1849 гг. Зосимо-Савватиевская больничная ц., расширена ризница Успенского собора, построены купеческая гостиница (1847) с 13 номерами, сушильный сарай для прачечной и кладовая за конным двором (1845). В 1849 г. по инициативе И. и Муравьёва собирались средства для постройки нового, каменного Преображенского храма около Тайной канцелярии - над местом упокоения иеросхим. Иоанна (Попова) , основателя Саровской пуст. И. был в числе первых жертвователей на храм. И. привел в образцовый порядок архив и б-ку пустыни. По его поручению рясофорный инок Иоанн (впосл. иером. Иаков (Невельский; † 1884)) переписал монастырский устав и др. труды первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова), с 1853 г. составлял опись архива и ризничного имущества. Также по благословению И. иером. Авель (Ванюков) начал собирать материалы к истории Саровской пуст. (М., 1853). В течение мн. лет И. вел регулярные календарные заметки на чистых листах в 18 книгах-месяцесловах. В них строитель отмечал стихийные бедствия (половодья, пожары, температуру воздуха в пиковых значениях), разнообразные события из повседневной жизни мон-ря (посещения архиереев, поступления и кончины насельников), ухудшение своего самочувствия и способы лечения. При И. в авг. 1850 г. в Саровской пуст. был сильнейший пожар, сгорело более четверти леса монастырской дачи, что существенно подорвало экономическое положение мон-ря (лесопромышленность была одним из основных доходов). В дек. 1852 г. при поддержке митр. Филарета (Дроздова) строитель добился разрешения Синода продать «обгорелый лес с тем, чтобы... деньги, по мере выручки, отсылаемы были в казенные кредитные заведения для приращения процентами» (цит. по: Подурец. 2006. С. 144). Горелый лес шел на производство смолы и древесного угля, поэтому на территории монастырской дачи И.

http://pravenc.ru/text/674848.html

Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 281. Л. 1-5 [Офицерская опись 1762 г.]; 735. Л. 5 об. [Опись Флорищевой пуст. 1762 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 156, 234; ГВСМЗ ОР (г. Владимир). 258. Л. 1-57 об. Ист.: Писцовая книга Гороховца 1687 (1676) г.//Владимирские ГВ. 1865. 31. С. 201; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. Прил. 5, 11, 20, 25, 29, 32; [Добронравов В. Г. ]. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 416-417; [Резолюция Свящ. Синода об открытии Г. м.]//ЖМП. 2000. 4. С. 21; Орлов С. А. Флорищева пуст. Н. Новг., 2002. С. 99-105, 112, 158-165, 189. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 125; ИРИ. Т. 3. С. 751-752; Авель (Ванюков), иером. Общежит. Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 18844, 1996п. С. 50-51; Т[ихонравов] К. [Н. ] Мон-ри, бывшие во Владимирской губ.//Владимирские ГВ. 1854. 32. Ч. неофиц. С. 251; он же. Ист. заметки о г. Гороховце//Там же. 12. Ч. неофиц. С. 88; он же. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 109; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст. Вязники, 1896. С. 150-153; Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст./Под ред. прот. В. В. Косаткина. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 130-131; Сухов Д. Красногривский мон-рь и церкви в с. Нижний Ландех Гороховецкого у. Владимирской губ.//Древности: Тр. комиссии по сохранению др. памятников МАО. 1909. Т. 3. С. 52-54; Скворцов А. И. , Строгова Л. Гороховец: Фотоальбом. М., 1985. С. 11-12; Андреев Н. И. , Скворцов А. И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль, 1988. С. 66-68; Якунин М. Красив мон-рь издали//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1988. 15 марта. С. 4; Булгаков С. В. Рус. мон-ри в 1913 г.//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. Прил. С. 361. Стб. 1; Харузина Н. На Знаменке - благодать//Новая жизнь: Газ. Гороховец. 1995. 24 окт. С. 3; Памятники истории и культуры Владимирской обл.: (Вязники, Мстера, Гороховец). Владимир, 1996. С. 156; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, Православия. Саров; Саранск, 1999. С. 45; Гациский А. С. В вотчине князя Пожарского// Он же. Нижегородский летописец. Н. Новг., 2001. С. 580-581; Андреев Н. И. Гороховецкая ист. хроника: Сб. ист.-краевед. очерков. Владимир, 2002. Вып. 2. С. 96-99: Путев. по рус. городам: Север, восток/Сост.: Д. Семеник. М., 2003. С. 231-232; Ракитин А. А. , Слёзкин А. В. Гороховец//Моск. журн. 2003. 9. С. 50.

http://pravenc.ru/text/166263.html

Нетленное состояние мощей М. М. саровские монахи засвидетельствовали дважды. В 1833 г., когда при подготовке могилы для захоронения прп. Серафима обнажилась зап. сторона гроба М. М., устроитель могилы, выбив прогнившую сердцевину гроба, удостоверился в нетлении мощей подвижника. В 1903 г. при расширении могилы прп. Серафима и устройстве склепа нетление мощей М. М. засвидетельствовал Тамбовский и Шацкий еп. Иннокентий (Беляев) . После закрытия мон-ря и изъятия мощей прп. Серафима саровские иноки поселились в окрестных деревнях и селах. Среди крестьян, почитавших М. М., распространялось поверье о необходимости открытия мощей преподобного. Подтверждением этому служит письмо адм. отдела г. Краснослободска от 4 июля 1927 г.: «В бывшем Саровском монастыре в дореволюционное время предполагалось к открытию мощей могилы схимонаха «Марка» находящейся рядом с бывшей могилой Серафима Саровского и существующей до настоящего времени. По поводу открытия мощей в то время монахами и духовенством велась соответствующая агитация, каковая с ликвидацией Саровского монастыря и мощей Серафима начала снова распространяться монахами среди населения и рассказами о святости могилы и нетления праха Марка, а поэтому прошу Вашего распоряжения о создании комиссии для вскрытия этой могилы с представителями от населения и об уничтожении могущих быть обнаруженными остатков от гроба и праха именуемого Марка» (Архив ФСБ РМ. Д. 29. Л. 526). Достоверные сведения о вскрытии могилы отсутствуют. Вероятно, мощи схимонаха покоятся на месте захоронения. М. М. прославлен в 1988 г. как местночтимый святой Тамбовской епархии. К 2016 г. на монастырской площади Саровской пуст., над могилами М. М. и прп. Серафима Саровского, восстановлена часовня с надгробием. Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 570. Л. 61; ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 108. Л. 581. Лит.: Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимонаха и пустынника Марка. М., 1839; Эльсон И. П. Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пуст., схимонаха и пустынножителя Марка. М., 1905; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 20083.

http://pravenc.ru/text/2562264.html

присвояя себе обязанности, монашеству неприличные», чем нарушал предписания Духовного регламента (Там же. Л. 18 об.- 19). Вслед. разбирательства в мае 1828 г. за «предосудительные монашескому званию поступки для исправления» И. был направлен под строгий надзор настоятеля в козловский во имя Святой Троицы монастырь «с отлучением от священнодейства и допущением до онаго для спасения души во дни только праздничные» (Там же. Л. 19 об.). Во время этих событий в письме (от 21 мая 1828) духовному ученику И. упоминал, что посетивший обитель «архимандрит Н.» оказал ему «снисхождение, удостоил с собой служить. Взял мой указ и обещал облегчить мою участь». При этом И. советовал ученику «сносить жребий свой великодушно и без роптания... забывать нанесенные нам обиды», помнить, что дням «печальным всегда последуют радостные» ( Авель (Ванюков). 1853. С. 167-169; 1996. С. 151). Приписка к письму: «Козловский Троицкий монастырь, где по ложному доносу О. Иларион был под эпитимиею» - в следующем, «исправленном и дополненном» издании 1883 г. книги иером. Авеля исчезла. Характерно, что это единственная редакционная правка гл. 12 «Духовник Саровской братии иеромонах Иларион». Всего через месяц прещение, наложенное на И., было снято. 19 июня 1828 г. казначей козловского Троицкого мон-ря иером. Димитрий сообщал: И. «в течение мая месяца никуда из монастыря не отлучался, вел себя хорошо и соответственно монашескому званию равно и ни в каких худых поступках никогда не замечен». Вскоре И. вернулся в Саровскую пуст. (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Д. 351. Л. 21). В 1-ю неделю 1833 г. И. участвовал в отпевании прп. Серафима. По преданию, когда И. вкладывал в руку почившего разрешительную молитву, «рука сама разжалась» (Житие прп. Серафима. 2003. С. 405). И. один из первых засвидетельствовал факт паломничества ко гробу прп. Серафима Саровского (ЦГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 252. Л. 61). Посетивший в 1838 г. Саровскую пуст. инок Парфений (Агеев) «многажды беседовал с старцем и духовником иеромонахом Иларионом» ( Парфений (Аггеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. земле. М., 2008. Т. 1. С. 163).

http://pravenc.ru/text/389177.html

Серафима Саровского. Именно это Житие Д. получило наибольшее распространение и известность, в ХХ - нач. XXI в. вышло неск. брошюр с пересказами этого предания с искажениями исходного варианта. В 2003 г. в Киеве издано Житие с акафистом и молитвой Д. (Новая редакция выполнена по переизданию 1911 книги тогда уже свящ. В. Зноско с некоторыми изменениями и дополнениями.) Предполагаемое место захоронения прп. Досифея в Китаевской пуст. Фотография. 2996 г. Предполагаемое место захоронения прп. Досифея в Китаевской пуст. Фотография. 2996 г. Работая над жизнеописанием старца, Зноско, по-видимому, осознавал отсутствие убедительных доказательств в предании о Дарье Тяпкиной, в результате чего в конце составленного им жизнеописания появился рассказ об узнавании старца-девицы его сестрой: «И только по смерти Досифея, когда сестра его во второй раз приехала в Киев и, не застав старца в живых, стала осведомляться о его жизни и взглянула на его портрет, всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных». Косвенным доказательством такого отождествления послужила и якобы имевшаяся посмертная записка Д., к-рая приводится Зноско, но не упоминается ни в других жизнеописаниях старца, ни в сохранившихся документах: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению» ( Зноско. 1906. С. 72). После издания книги Зноско существование этой записки не вызывало сомнений у почитателей старца. Более того, данный «факт» повлек за собой новые вымыслы. Так, в 1999 г. была переиздана вышедшая впервые в 60-х гг. XX в. в Мюнхене книга И. Н. Никодимова «Воспоминание о Киево-Печерской лавре», в к-рой к неверно пересказанному повествованию о «Досифей-девице» добавлено то, что братия вопреки завету старца переоблачили его, с удивлением обнаружив, «что старец Досифей был женщиной». В «Воспоминаниях» приведен также никогда не существовавший текст с надгробной плиты старца: «Здесь покоится прах Досифей-девицы», несмотря на то что надпись с реально существовавшего памятника процитирована Зноско: «1776 года сентября 25 умре Досифей».

http://pravenc.ru/text/180355.html

Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221). Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

http://pravicon.com/info-1709

И. часто посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь , общался со старцами, дружил с иером. Нифонтом (Черницыным), жестким и требовательным строителем мон-ря. Впервые приехав в Саровскую обитель 15 авг. 1813 г., И. посетил кельи всех насельников. По свидетельству очевидцев, прп. Серафим Саровский не открыл дверь кельи архиерею. Разгневанный строитель иером. Нифонт уже собирался взломать дверь затворника на виду у братии, но И. проявил деликатность и смиренно удалился. Позже И., вероятно, все же встречался с преподобным. В письмах иером. Нифонту архиерей неизменно просил кланяться «батюшке отцу Серафиму, в безмолвии пребывающему», просил его святых молитв, благословения «у боголюбезных старцев». После кончины прп. Серафима в письме от 19 апр. 1833 г. И. благодарил за передачу ему 2 четок на память о старце (ГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 511). Вместе с тем отношения И. с саровской братией не всегда складывались мирно. Когда в 1813 г. И. впервые в истории Саровской обители наградил ее строителя иером. Нифонта набедренником, старшая братия во главе с казначеем возмущалась такому отличию «одного из равных» (Там же. Ед. хр. 361; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 47, 48, 67-71, 119). При И. впервые саровским строителем стал игумен: 12 марта 1818 г. И. возвел в этот сан иером. Нифонта. Архиерей неизменно помогал Саровской пуст.: из Тифлиса прислал 15 тыс. р. для росписи Успенского собора, 16 тыс. р. на изготовление колокола (причем 10 тыс. из них - «секретно»). 26 апр. 1821 г. И. был возведен в сан архиепископа и назначен на Астраханскую и Кавказскую епархию. Прибыл в Астрахань 28 июля. Управлял епархией лишь 3 месяца, но приобрел любовь паствы - астраханцы запомнили И. как милосердного и отзывчивого архипастыря. Д. Б. К. Служение в Грузии 1 окт. 1821 г. И. был переведен в Грузинский Экзархат на место экзарха митр. Феофилакта (Русанова), избран членом Святейшего Синода ( Бельский. 1852. С. 3). 22 авг. 1828 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/578300.html

10 янв. 1893 г. было открыто попечительство о бедных воспитанниках Тамбовской ДС. С 1893 г. «Тамбовские ЕВ» стали выходить еженедельно. 20 мая 1894 г. И. совершил чин закладки 3-этажного каменного корпуса с церковью в 1-м Тамбовском ДУ (Тамбовские ЕВ. 1894. 23. С. 460-472). Многократно посещал семинарию (о ней и о др. учебных заведениях он проявлял постоянную заботу) и приходы епархии. Только в одну из поездок в 1891 г. И. осмотрел 41 храм в 6 уездных городах, 100 сельских, 3 единоверческих храма, 3 муж. и 2 жен. мон-ря и ознакомился с документами 166 приходов. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Иероним (Экземплярский), архиеп. Варшавский и Прислинский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Посетив большую часть тамбовских обителей, И. обратил внимание на нарушения уставной жизни и духовную безграмотность насельников. Для исправления положения впервые в истории епархии 5-6 февр. 1892 г. и 25-26 янв. 1893 г. в архиерейских покоях тамбовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря были проведены собрания настоятелей и настоятельниц епархиальных обителей. Вводились чин о Панагии по воскресеньям и праздничным дням, обиходное пение (древние напевы сохранялись в Саровской пуст. и Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре ). Рекомендовалось организовывать мастерские, а также понуждать иноков читать духовную лит-ру, в муж. мон-рях завести «книги проступков», в женских - запретить пускать квартиранток. В 1890 г. был основан монастырь во имя св. Александра Невского в Кирсановском у., в 1891 г. в нем заложен собор (не сохр.). В тамбовском Вознесенском мон-ре в 1891-1893 гг. построен 3-этажный корпус, в к-ром 7 нояб. 1894 г. И. освятил ц. во имя прп. Антония Печерского (не сохр.). В лебедянском Троекуровском мон-ре 19 авг. 1893 г. И. освятил собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, устроил пещерную ц. святых Мефодия и Феодосии (1894; не сохр.). В 1892 г. учредил специальную комиссию для рассмотрения собранных игум.

http://pravenc.ru/text/293716.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010