Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 9.12.1879, дер. Керенка Мокшанского у. Пензенской губ.- 3.11.1937, Сибирский ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.)), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), архиеп. Могилёвский. Из крестьянской семьи. Рано лишился отца, воспитывался матерью. Первоначальное образование получил в церковноприходской школе, затем поступил в городское уч-ще в г. Мокшане Пензенской губ. По праздникам бывал в местном Богородице-Казанском мон-ре, во время этих посещений у него зародилось желание посвятить жизнь иноческому служению. Не смог окончить Мокшанское уч-ще из-за болезни. После выздоровления посетил вместе с матерью Киево-Печерскую лавру и Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , во время паломничества окончательно решил принять монашеский постриг. В 1895 г. поступил послушником в Саровскую пуст., работал на кухне, затем в прачечной. В 1898 г. был вынужден покинуть Саров, поступил послушником в Николо-Бабаевский муж. мон-рь в Костромской епархии. Вскоре перешел в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж. мон-рь, где был пономарем и певчим. Через 2,5 года вернулся в Николо-Бабаевский мон-рь, служил пономарем, читал Псалтирь по умершим. В свободное от послушаний время занимался самообразованием. Сщмч. Павлин (Крошечкин). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Сщмч. Павлин (Крошечкин). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. В 1904 г., получив благословение и рекомендации монастырского начальства, отправился в Москву, чтобы поступить в одну из московских обителей для духовного образования. Был принят в число братии Новоспасского московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря , проходил там пономарское и клиросное послушание. Продолжал усиленно заниматься самообразованием. С 1909 г. преподавал в послушнической монастырской школе. 27 февр. 1910 г. принял монашество с именем Павлин в честь свт. Павлина Ноланского. 14 марта рукоположен во диакона, затем во иерея. В том же году поступил в МДС. Прошел курс семинарии за 2 года и в 1912 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1916 г. со степенью кандидата богословия. С 16 авг. того же года преподаватель общей и рус. церковной истории, истории старообрядчества и каноники Пастырско-миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской епархии, оставался причисленным к братии Новоспасского мон-ря. В 1918 г. вернулся в Москву, до нояб. 1919 г. исполнял обязанности наместника Новоспасского мон-ря. В 1920 г. назначен наместником обители, возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРСАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Кирсанов Тамбовской губ. 1780-1917 гг. Кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Основан прп. Марфой (Апариной; в схиме Маргарита; † 1 сент. 1800), в 1780 г. переселившейся в Кирсанов из Саранска Пензенского наместничества. Ок. 1783 г. при своем доме Марфа устроила небольшую общину, состоявшую из девиц и вдов; хозяйственное руководство она поручила младшей сестре Пелагее Петровне Апариной († 20 авг. 1819). Считается, что духовниками Марфы были свящ. Гавриил, служивший в Архангельской ц. Тамбова, а также насельник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни иером. Исаия I (Зубков) . По преданию, старицу Марфу неоднократно посещал по пути из Саровской пуст. игум. Назарий (Кондратьев ; впосл. настоятель Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря ). Он вспоминал сияющее лицо старицы, «казалось, что от нее исходила какая-то неведомая сила». В 1800 г., после кончины прп. Марфы, по ее благословению общину возглавила Татьяна Пахомова († 1848), происходившая из гос. крестьян пригородной слободы Кирсанова. Но фактически делами по-прежнему заведовала П. Апарина, «строгая до чрезмерности». Под ее началом сестры «не только не могли переступить за порог своей келии, но даже не смели и выглянуть лишний раз в окно своего затвора» (Т. Пахомова. 1999. С. 157). Ок. 1814 г. рядом с городским Успенским собором был построен отдельный дом для общины, к-рая к 1819 г. насчитывала 30 чел. 11 февр. 1816 г. по благословению еп. Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского) община получила официальный статус богадельни, ее настоятельницей оставалась Пахомова. Сестры обеспечивали свое существование в общине тем, что пряли, ткали, красили полотна, шили ризы; изделия продавали в Кирсанове, Арзамасе, Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка. В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым. Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь , к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей , о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь , затем Саровскую пуст. , где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря , служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.

http://pravenc.ru/text/76028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЯ (Логинова (Логачёва) Анастасия Семеновна; 16.12.1809, с. Кудлей Ардатовского у. Нижегородской губ.- 12.02.1875, Улалинский мон-рь), схим., игум. Улалинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Род. в крестьянской семье. Отец Анастасии нес военную службу, мать с младшей дочерью сопровождала его, поэтому Анастасия росла у родственников. С 8 лет у девочки появилось стремление к молитве и уединенной жизни, с 12 лет она уходила в лес на урочище Куриха (в 12 верстах от с. Кудлей), на пчельник к своему деду, где пыталась вырыть пещеру и питалась ягодами и диким луком. Неск. раз Анастасия приходила к прп. Серафиму Саровскому , благословившему девушку на отшельничество. Однако при жизни родителей Анастасия не смогла начать подвиг пустынножительства. Ок. 17 лет она зарабатывала на жизнь чтением Псалтири по усопшим, пряла, работала в поле; в эти годы она ходила на поклонение святыням в Муром, где встречалась со старцем Антонием Ардатовским . Схиигум. Афанасия (Логинова) Схиигум. Афанасия (Логинова) После смерти родителей Анастасия удалилась на урочище Куриха, устроила землянку и огород и начала вести подвижническую жизнь: выполняла молитвенное правило Саровской пуст. , каждый день читала по Евангелию, пищу вкушала один раз к вечеру, совершала многодневные стояния на камне, позволяя муравьям и оводам жалить свое тело. Подвижнице помогали 2 девушки-сироты, впосл. с ней поселились еще 3 ученицы. Анастасия сподобилась видения святых Иоанна Крестителя, Симеона Богоприимца и Серафима Саровского, избравших место для создания мон-ря (в 1899 здесь была создана Знаменская жен. община). Каждый год в Великий пост Анастасия посещала ардатовский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь , где исповедовалась и приобщалась Св. Таин. Со временем из окрестных селений к подвижнице стали приходить люди за советом и духовной поддержкой; для приема приходящих она вырыла особую землянку, а затем попросила разрешения на строительство дома. Боясь, что Анастасия создаст мон-рь, к-рому могут быть отписаны земли и угодья, волостной старшина и крестьяне объявили подвижницу умалишенной. В 1855 г. волостное правление решило выслать ее из Курихи, а пещеры разрушить. Анастасия была причислена к ардатовскому Покровскому мон-рю, но поселилась в родном с. Кудлей, в келье, построенной близ храма. Спустя нек-рое время подвижница совершила паломничество в Иерусалим, затем вернулась на Куриху, но вновь была изгнана оттуда и поселилась в ардатовском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/77040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Сахновский; 1693 - 28.03.1743, Воронеж), еп. Воронежский и Елецкий. Место рождения неизвестно. По одной версии, Косово (Сербия), по др.- г. Косов, совр. Ивано-Франковская обл., Украина ( Комолов. Еп. Вениамин (Сахновский). С. 128). Из семьи протоиерея-серба. Большую часть юности провел в Валахии, где учился в местных католич. школах, хорошо знал румын. язык. Тайно ушел из дома и отправился в Россию к своему соотечественнику Воронежскому митр. Пахомию (Шпаковскому) . 19 марта 1718 г. принял монашеский постриг, служил иеромонахом при воронежском архиерейском доме. 19 февр. 1721 г. переведен в с.-петербургский Александро-Невский мон-рь, 23 июля назначен флотским иеромонахом. 24 янв. следующего года подал прошение об увольнении для жительства «в Волоскую землю», в мон-рь Бисерикани (на территории совр. Румынии), по-видимому, прошение не было удовлетворено. В 1725 г. исполнял обязанности священника на фрегате «Амстердам-Галей». Служа флотским иеромонахом, сблизился с обер-иером. Рафаилом (Заборовским) , другом еп. Феофана (Прокоповича) . В 1724 г. был выдвинут кандидатом в советники Синода. 19 июля (по др. данным, 20 июня или 8 июля) 1726 г. Псковским еп. Рафаилом (Зборовским) В. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского Опочецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1728 г. сопровождал еп. Рафаила в С.-Петербург для погребения цесаревны Анны Петровны. При проезде через Псков из Митавы в Москву буд. имп. Анны Иоанновны сумел снискать ее расположение. 8 июня 1730 г. еп. Рафаил доносил Синоду, что императрица велела определить В. архимандритом в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) 15 июля 1731 г. вышел указ о хиротонии В. во епископа Коломенского и Каширского. Наречение состоялось 23 июля в Синодальной крестовой палате в присутствии членов Синода и др. архиереев, хиротонисан во епископа 25 июля в московском Успенском соборе . Пытался добиться отмены уплаты недоимок, числившихся за архиерейским домом, и выделения средств для строительства подворья на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В 1731 г. основал школу при архиерейском доме. 28 нояб. 1734 г. был вызван в Москву и назначен проводить следствие по делу монахов Саровской пуст., в к-рое оказались втянуты Ростовский архиеп. Иоаким и нек-рые члены Синода. 3 апр. 1735 г. Высочайшим указом назначен членом Московского синодального правления. 6 мая 1735 г. участвовал в погребении бывш. Смоленского еп. Филофея. В 1737 г. совместно с московским вице-губернатором П. И. Вельяминовым-Зёрновым проводил разбор духовенства (детей священно- и церковнослужителей) по Коломне и Кашире.

http://pravenc.ru/text/150313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 10.02.1810, дер. Комодеево (Погиблово) Ардатовского у. Нижегородской губ.- 21.08. 1829, с. Дивеево, там же), прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых), схим. Основным источником сведений о М. является ее жизнеописание ( Кондратьев. 1906) и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архим. Серафимом (Чичаговым) . М. род. в семье удельных крестьян. Отец - Семен Дмитриевич Милюков; старший брат Иван († 23 авг. 1882) был насельником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , нес послушание привратника; старшая сестра Прасковья по благословению прп. Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, а в 1834-1837 гг. являлась начальницей т. н. Мельничной общины (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ). М. была крещена 13 февр. 1810 г. С детства любила богослужения, молилась в приходском храме с. Хохлова Ардатовского у. Во время Великого поста 1823 г., на обратном пути из церкви, при переходе через р. Иржу М. провалилась в полынью и спасение от гибели восприняла как чудо. Вскоре за сестрой Прасковьей она «увязалась» в Саровскую пуст. к прп. Серафиму, который благословил отроковицу не возвращаться домой, а идти в Дивеево ( Серафим (Чичагов). 1903. С. 172). 21 нояб. 1823 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, 13-летняя Мария поступила в жен. Казанскую общину при приходской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой). М. вела подвижнический образ жизни, стремилась к непрестанной молитве, уклонялась от бесед с сестрами, с кротостью отвечала только на необходимые вопросы. Стала одной из преданнейших учениц прп. Серафима. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «скорее отроковица Мария Семеновна и Михаил Васильевич Мантуров слышали о бывших о. Серафиму откровениях и даваемых ему поручениях Божией Матерью, чем саровские иноки». Считается, что прп. Серафим именно ей рассказал о будущей славе Дивеевской обители, но заповедал не говорить об этом «до времени» насельницам и родным. После бесед со старцем Мария «сияла неземною радостию» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2562492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ Блж. Пелагия Дивеевская. Икона. 2016 г. Худож. В. М. Семоненко (частное собрание) Блж. Пелагия Дивеевская. Икона. 2016 г. Худож. В. М. Семоненко (частное собрание) Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 30.04. 1807, г. Арзамас Нижегородской губ.- 30.01.1884, Серафимов Дивеевский мон-рь), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых). Род. в семье потомственного купца г. Арзамаса Ивана Ивановича Сурина и его супруги Прасковьи Ивановны, в тот же день крещена в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Арзамаса с именем Пелагия в честь мц. Пелагии Тарсийской (ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1695. Л. 106 об.). Отец П., добрый и благочестивый человек, владел кожевенным заводом. В семье Суриных было не менее 8 детей, до совершеннолетия дожили 3: П., Иван (род. в 1810) и Андрей (род. после 1817). Отец П. рано умер, в апр. 1819 г. Прасковья Ивановна вышла замуж за купца Алексея Никитича Королёва-Иконникова, вдовца с 6 детьми (Там же. Д. 1720. Л. 199). Дети Прасковьи Ивановны остались в отеческом доме под присмотром прислуги и редко видели мать. П. была на редкость умным ребенком, но однажды начала вести себя как глупая, несмотря на уговоры и побои. Она выросла высокой и красивой девушкой, у нее было большое приданое, но она стремилась избежать замужества. Когда П. шел 19-й год, к ней посватался Сергей Васильевич Серебренников, бедный мещанин, служивший приказчиком у купца Н. И. Попова. Жених П. был грубым человеком, он считал, что сможет силой избавить ее от чудачеств. Их венчание состоялось 23 мая 1826 г. в ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Несмотря на все усилия мужа, П. вела себя по-прежнему. Надеясь исцелить ее, муж и мать привезли П. в Саровскую пуст. к прп. Серафиму Саровскому, к-рый неск. часов беседовал с ней в келье, благословил ее поступить в Дивеевскую обитель и со словами: «Побереги моих сирот» вручил ей четки для молитвы. После этого странности П. заметно усилились. Она сдружилась с юродивой арзамасской купчихой Прасковьей Ивановной, к-рая научила ее Иисусовой молитве, и молилась по ночам в холодной пристройке к дому, с радостью принимая смех и поношение окружающих.

http://pravenc.ru/text/2579926.html

Прп. Александра Дивеевская Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семёновна; † 13.06.1789), прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), схим., первоначальница Дивеевского Серафимова мон-ря. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском у. Сохранилось описание внешности А. Д.: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Нек-рое время жила во Флоровском киевском мон-ре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев А. Д. скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Ок. 1760 г. по пути в Саровскую пуст. А. Д. остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. А. Д. обратилась к саровским старцам, к-рые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. А. Д. поселилась в дер. Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, А. Д. отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам. В 1767 г. заботами А. Д. было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). А. Д. ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей - в Киев, за колоколом - в Москву. После освящения всех 3 приделов храма (правый - в честь свт. Николая, левый - в честь явившегося ей во сне св. архидиак. Стефана) А. Д. решила устроить общину. В 1788 г. А. Д. получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями. Вместе с А. Д. жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками А. Д. были строитель обители иером. Пахомий и казначей иером. Исаия. Незадолго до кончины А. Д. посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, к-рого она попросила позаботиться об общине. Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра. Похоронена в Серафимо-Дивеевской обители. Почитатели А. Д. свидетельствуют о явлениях подвижницы во сне, о колокольном звоне и благоухании, исходящем от ее могилы. 27 сент. 2000 г. были обретены мощи схим. А., схим. Марфы и мон. Елены, в дек. того же года дивеевские матушки были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. К лику общецерк. святых А. причислена определением Архиерейского Собора 2004 г.

http://sedmitza.ru/text/713584.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРАСИМ (Никитин Глеб; 1833 - 1913), игум., настоятель Ниловой Сорской во имя Сретения Господня муж. пуст. и Филипповой Ирапской во имя Св. Троицы муж. пуст. ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694 - 1778), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121800_3.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010