Итак, если все успехи нашей Родины связаны с обращением ко Христу — Крещением, то очевидно и то, что будущее России зависит от верности тому выбору, который когда-то сделал святой князь Владимир, и который каждый человек подтверждает, принимая Таинство Крещения и учась верности и любви ко Христу Спасителю. Достаточно одного беглого взгляда на историю России в XX веке, для того, чтобы увидеть, какими трагичными последствиями оборачивается забвение своего призвания и вражда против Бога. И сегодня мы благодарим Господа Бога за ту удивительную возможность, которая открылась для Церкви в наше время. После беспрецедентных по своему масштабу гонений, которые пережила Русская Православная Церковь в ушедшем XX столетии, за 25 лет, минувших со дней празднования 1000-летия Крещения Руси, произошло неслыханное возрождение церковной жизни. Было возрождено и отстроено около 25 тысяч православных храмов. Таким образом, миссия святых апостолов, их преемников и последователей и доныне продолжается в Церкви: проповедь о Господе Иисусе Христе и сегодня мы обращаем ко всем нашим современникам, чтобы на всех исполнилось слово Христово о Боге Отце: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). В год 1025-летия Крещения Руси из Греции в Россию, Украину и Белоруссию прибыла святыня христианского мира — Крест святого апостола Андрея Первозванного. Это событие стало знаком единства народов трех стран, восходящее к «Киевской купели» и благословению апостола Андрея, которое согласно древнему преданию, он произнес о будущем русской земли. Отрадно, что пребывание Креста святого апостола Андрея Первозванного на территории трех стран, объединенных православной верою, началось с нашего города, носящего имя брата апостола Андрея — святого апостола Петра. Во всем этом мы видим нашу духовную связь и со святыми апостолами и со святым равноапостольным князем Владимиром, трудами которого русская земля просветилась светом святого крещения. Всечестные владыки, дорогие отцы, матушки, братья и сестры, труженики, служители, учащие и учащиеся Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии!

http://pravmir.ru/mitropolit-sankt-peter...

Мудьюгин работал в конструкторском бюро при станкостроительном заводе, а в начале войны был эвакуирован, работал в Свердловске и Новосибирске. Доцент, ставший епископом К 1946 г. Михаил заочно окончил энергетический факультет Института металлопромышленности. Но, занимаясь научной работой и трудясь на производстве, будущий архиерей посещал храм при любых обстоятельствах. В 1947 г. Мудьюгины вернулись в Ленинград. В 1953 г. Михаил защитил кандидатскую диссертацию и, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском горном институте. Все же мечта о священстве не оставляла его. Она смогла исполниться только во второй половине 1950-х годов. Маститый доцент Горного института, автор многих научных трудов, неожиданно для всех уехал в Вологду, подальше от " колыбели трех революций " . Он снова учится – теперь заочно в Ленинградской духовной семинарии. Под руководством протоиерея Михаила Гундяева (отца ныне здравствующего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) Мудьюгин стал проходить заочно семинарский курс, готовясь к рукоположению. По окончании семинарии в 1958 г. Михаил Мудьюгин был посвящен в сан священника епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым) и начал служить в кафедральном соборе в Вологде. В 1963 г. священник пережил смерть своей супруги, которая многие годы была его другом и помощником. В 1964 г. он заочно окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В том же году он был оставлен при Академии преподавателем латинского языка и истории. В начале 1966 г. протоиерею Михаилу Мудьюгину было присвоено звание доцента. Указом Патриарха Алексия I от 13 октября 1966 года его назначили на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. 31 октября того же года он принял иноческий постриг с сохранением прежнего имени. А 4 ноября митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) возвел его в сан архимандрита. Через два дня архимандрит Михаил был посвящен в епископа Тихвинского. От Волги до Вологды Однако ректорство новопосвященного епископа продлилось недолго. Это было время, когда РПЦ пыталась обновить стареющий епископат. Уже 30 июля 1968 г. решением Патриарха и Синода епископ Тихвинский Михаил был назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Для высокообразованного иерарха перевод из богословского центра в глубинку, на берега Волги был ударом по научному самолюбию.

http://religare.ru/2_15027_1_21.html

Первым новомучеником Русской Православной Церкви, растерзанным революционной чернью уже 31 октября 1917 года в Царском Селе, стал почти четверть века со смирением осуществлявший свое приходское служение многодетный протоиерей Иоанн Кочуров, который своей мученической смертью выразительно засвидетельствовал глубокий смысл слов св. апостола о силе Божией, в немощи совершающейся. В то же время первым архиереем-мучеником суждено было стать одному из самых авторитетных епископов Русской Православной Церкви, почетному председателю происходившего тогда Поместного Собора митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому), который был расстрелян отрядом красногвардейцев 25 декабря 1918 года в Киеве. Эти мученические кончины не только ознаменовали собой начало первого этапа гонений, воздвигнутых большевистским режимом на Православную Церковь в России, но и содержали в себе характерные черты тех многочисленных и жестоких бессудных расправ большевиков над духовенством и активными мирянами, которые были характерны для гонений периода гражданской войны. Действительно, до восьми тысяч представителей православного духовенства и монашества, уничтоженных во время гражданской войны, погибали либо в результате спровоцированных большевистской политикой массовых убийств духовенства и активных мирян революционной чернью, либо в процессе проведения чекистами акций, направленных на физическое устранение ведущих представителей церковной иерархии, либо в связи с повсеместными расстрелами заложников, в числе которых значительную долю составляли священнослужители. Начинавшиеся в крупных городах церковные гонения по мере распространения на территории страны гражданской войны охватывали провинцию, где они приобретали особенно жестокий и кровопролитный характер. Объявив в опубликованном уже 23 января 1918 года декрете " о свободе совести " о национализации всего церковного имущества и запретив любые формы церковной деятельности кроме богослужебной, большевистский режим усугубил свою призванную убить " тело " церковного народа репрессивную политику призванной убить и его " душу " кощунственной пропагандистской кампанией вскрытия мощей, развернувшейся в феврале 1919 года.

http://religare.ru/2_80390.html

Подводя итог своего выступления, отец Георгий отметил, что пастырь не должен забывать о главной цели пастырского душепопечения — привести человека ко спасению, а не сделать комфортной его земную жизнь. Дискуссию после доклада открыл преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. В ответном слове он обратил внимание на неоднородность психологии, различие психологических школ и их практик, а также прокомментировал тезис о преподавание психологии в дореволюционных семинариях: «В XIX веке психология, выделившись из философии, еще несла в себе христианские следы, в частности, в ее научной терминологии присутствовала " душа " , и ее преподавание в духовных школах не являлось диссонансом по отношении к богословским наукам. Но с тех пор, как в XX веке понятие " души " исчезает из психологии, она во многом начинает противостоять христианскому мировоззрению». При осмыслении внутреннего содержания конкретной психологической школы отец Вадим предложил критерий — соотносить антропологическую модель человека, используемую той или иной психологической школой, на предмет ее соответствия православной антропологии. Если соответствие есть, то возможно ставить вопрос о взаимодействии и практическом использовании такого психологического знания, если нет — такую психологическую школу пастырю необходимо отвергать. В ходе дальнейшего обсуждения председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев выступил с докладом «Психологическое консультирование в душепопечении кризисных семейных пар». Отец Александр проанализировал такое явление, как алекситимия — неспособность человеком осмыслить и дать описание собственному состоянию, поделился тем, как возникла идея организации «Супружеских встреч» в Санкт-Петербурге, и рассказал об азах психологического консультирования кризисных супружеских пар, находящихся на грани развода, которые необходимо знать каждому приходскому священнику. Дополняя выступление отца Александра, настоятель храма князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов напомнил участникам обсуждения главную задачу пастыря: решать в первую очередь не земные проблемы человека, которые нередко посылаются для того, чтобы человек задумался о духовном, а способствовать соединению человека с Богом и спасению его души.

http://pravoslavie.ru/132550.html

Постройка и отделка церкви Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове были завершены к концу 1785 г., когда состоялось освящение церкви. Ветхая деревянная церковь простояла рядом с каменной еще несколько лет и была разобрана в 1793 г. В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сообщается: «В 1823 году петербургский купец Василий Семьянов пристроил каменный притвор». В 1831 г. была построена каменная часовня, находившаяся в церковной ограде. Одновременно с церквями строились каменные дома для священников и приходских школ также по проекту Кваренги. Сохранилось подробное описание проекта дома для священников, составленное архитектором Кваренги . Приход церкви, помимо села Большое Пулково, составляли еще пять деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1883 г. прихожан было: мужского пола - 1384, женского - 1780. С 1885 г. при церкви работала церковно-приходская школа, сначала в наемном доме, а с 1903 года - в новом, специально для нее выстроенном доме. Церковь в Пулкове была официально закрыта в 1938 г. В 1943 г. во время боев церковь была разрушена. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

http://sobory.ru/article/?object=07055

Руководитель пресс-центра Александро-Невской лавры и сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова напомнила, что в новейшей истории крестный ход по Невскому проспекту пройдет в восьмой раз. В нем, как и в прежние годы, примут участие духовенство и прихожане храмов, учащиеся духовных школ, курсанты военных училищ, православные общественные организации, гости из других городов. Протоиерей Алексий Исаев , ответственный за построение колонны, рассказал, что построение начнется в 10:00 на Казанской улице. Важно прийти заблаговременно для прохождения через рамки досмотра, которые будут расположены на пересечениях Казанской улицы с Гороховой и переулком Сергея Тюленина. Основная часть крестоходцев будет проходить по каналу Грибоедова через переулок Сергея Тюленина. Для тех, кто будет организованно прибывать на автобусах, местом высадки участников крестного хода определено пересечение Гороховой и Казанской улиц. Волонтеры буду подсказывать дорогу и помогать всем, кто к ним обратится. Епископ Назарий дополнил, что Божественная литургия в Казанском кафедральном соборе , которую возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , начнется в 9:00. Вход молящихся в собор будет осуществляться после прохождения рамок металлоискателей через южную паперть - со стороны канала Грибоедова. Участники архиерейского богослужения, которые пожелают пройти с крестным ходом, выйдут для построения вслед за митрополитом и духовенством через западные врата на Казанскую улицу.  В Александро-Невской лавре богослужение начнется в 9:45, по его окончании малый крестный ход с мощами святого князя выйдет навстречу главному крестному ходу на площадь Александра Невского.  Начальник отдела по вопросам безопасности публичных мероприятий городского комитета по вопросам законности и правопорядка Александр Равин отметил, что в качестве мер безопасности по всему маршруту следования крестного хода будут установлены металлические ограждения, при этом движение пешеходов по Невскому проспекту ограничиваться не будет.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Святейший Патриарх Кирилл, будучи правящим архиереем, возрождал семинарию по образцу Петербургских духовных школ, все первые учебные планы, программы, пособия и т.д. были взяты именно отсюда. Причем, по сути, это было восстановление традиции дореволюционного времени, поскольку тогда Смоленская духовная семинария входила в учебный округ Санкт-Петербургской духовной академии. Тесные связи между Смоленском и Петербургом давали студентам СДС, в том числе и мне, возможность учиться у интересных профессоров СПбДА, среди которых хотелось бы особенно отметить блаженной памяти архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , протоиереев Владимира Мустафина и Георгия Митрофанова, причем последний был научным руководителем моей семинарской дипломной работы. Стоит сказать и о том, что на различных церковных торжествах и богословских конференциях в Смоленске довольно часто бывали представители СПбДА, ее преподаватели и старые сотрудники, а также выпускники-архиереи, общение с которыми погружало в подлинно петербургскую атмосферу. Среди них — митрополит Новгородский и Старорусский Лев , протоиереи Николай Гундяев, Владимир Федоров, многолетняя заведующая канцелярией академии Наталья Федоровна Устименко, Елена Михайловна Гундяева и уже почившие архиепископ Берлинский и Германский Феофан , сотрудница регентского отделения Нина Федоровна Павлючук и другие. Говоря о чертах «петербургской школы», полагаю, каждый наверняка назовет свои особенности, однако я бы отметил такие характеристики, как гибкость, историческое преемство, рациональное свободолюбие, душевную открытость. — Какие существуют недостатки у духовного образования в нашей стране? Каковы пути для их исправления? — Полагаю, что крылатое выражение «нет предела совершенству» вполне приложимо и к сфере отечественного богословского образования. Не стал бы сейчас говорить непременно о недостатках: они всегда есть и будут в любой области нашей жизнедеятельности. Скажу о том, что один из основных векторов развития системы нашего богословского образования вижу в дальнейшем совершенствовании научной работы. С одной стороны, необходимо стимулировать студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности. С другой, нужно постоянно поддерживать уровень работ — он должен соответствовать современным российским и европейским научным стандартам. Для этого следует уделять особое внимание непосредственному исследованию источников, изучению языков, взаимным научным коммуникациям и т.д. Конечную цель вижу в достижении нашими богословскими учебными заведениями таких показателей в образовательной и научно-исследовательской деятельности, какими они обладали в дореволюционный период. Безусловно, это довольно далекая перспектива, на достижение таких целей уйдет еще не один год, однако стремиться к этому — наш профессиональный долг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262219...

Среди наиболее крупных специалистов по расколоведению в дореволюционный период можно отметить митрополита Московского Макария (Булгакова) , митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова) ; профессоров Санкт-Петербургской духовной академии И.Ф. Нильского , П. С. Смирнова ; профессоров Московской духовной академии Н.И. Субботина , Е.Е. Голубинского , профессоров Казанской духовной академии А.П. Щапова , Н. И. Ивановск ого , М.Н. Васильевского и многих других. Естественное развитие расколоведения как самостоятельной отрасли церковной науки было прервано революционными событиями 1917 г. и последовавшими за ней трагическими событиями большевистского антицерковного террора, к концу 1920-х гг. практически полностью уничтожившего систему православного духовного образования. Однако определенное продолжение преподаванию расколоведения обеспечила русская эмиграция. Так, в 1923–1936 гг. при монастыре святого Кирика в Станимаке (Болгария) действовало четырехклассное пастырско-богословское училище Русской Православной Церкви Заграницей, программа которого была ориентирована на традиционный семинарский курс и включала в себя предмет «История и обличение русского старообрядчества и сектантства» 6 . Изменение общей линии советской религиозной политики, произошедшее в годы Второй мировой войны, имело своим следствием начало восстановления высших и средних духовных школ Русской Православной Церкви, каковыми стали Московский богословский институт и богословско-пастырские курсы в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Минске, Луцке, Саратове, Ставрополе и Львове 7 . Процесс возрождения церковной науки и образования не обошел стороной расколоведение. Так, учебная программа Православного богословского института, открытого в Москве летом 1944 г., включала в себя предмет «История и разбор русского сектантства и раскола». Аналогичным образом в учебные планы богословско-пастырских курсов был включен курс «Сектоведение и расколоведение» 8 . Постановлением Ученого совета Православного богословского института от 7 июня 1944 г. заведующим кафедрой Истории обличения раскола и сектантства был назначен доцент протоиерей Димитрий Иванович Боголюбов 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Существовавшее в Саратове Братство Святого Креста преосвященный расширил открытием при этом Братстве бесплатной столовой для бедных и учреждением духовно-просветительского союза. Открытие этого союза состоялось 5 ноября 1877 года и имело целью содействовать распространению религиозно-нравственного просвещения среди населения губернии путём устройства публичных чтений, собеседований, строительства библиотек, церковных школ и т. д. В члены этого союза преосвященный предлагал войти всем лицам епархии и содействовать ему, кто чем может. В этом же году он учредил общество взаимного вспоможения от пожаров. Архиепископ Тихон был почётным членом Церковно-археологического общества. Труды: Помещены в «Духовной Беседе»: за 1862 год: Невольное повиновение твари суете людской. Благие начатки и плоды в современных преобразованиях в России. Поучение по случаю заложения трёхпрестольного храма в Колтовской. Празднование тысячелетия России в праздник Рождества Богоматери. за 1863 год Духа не угашайте. Общественная благотворительность в Санкт Петербурге. Значение Православной Церкви в России.. за 1864 год Слепота телесная и слепота духовная. Житейские неудачи. за 1865 год О христианской обязанности в отношении к болящим. за 1866 год О происхождении физического зла на земле. за 1869 год Попечение об одежде. за 1870 год Попечение святой Церкви о православных христианах в различных их нуждах и состояниях. Речь Святейшему Синоду при наречении во епископа Выборгского//Христианское чтение. СПб., 1869, ч. 2. О церкви, как матери всех православных христиан по долгу их назидания домашнего и общественного. СПб., 1862. Литература: Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912. вып. 5. –С. 139–140. Языков Д.Д. Писатели умершие в 1885 году//Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912. Хойнацкий А. Ф. Почаевская Успенская лавра. Почаев, 1897, стр. 186. Правдин А.М. Биографический очерк. Родосский. А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. СПб., 1907, стр. 490–491.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

То, что мы видели и ощутили в дни нашего благословенного пребывания здесь, еще раз служит подтверждением глубочайшей веры благочестивого русского народа. Мы ощутили это благочестие, не поверхностное, но действительно подвиг духовного благочестия всех, начиная от престарелых женщин и до самых малых детей. Самое приятное, самое утешительное — это то, что руководство этой страны хранит православную веру и руководствуется тем, что лежит в сердце русского народа. Другой момент — это красота. Где бы мы ни были, что бы мы ни видели — все это было прекрасно, начиная от произведений искусства и заканчивая букетами цветов в православных храмах. Когда некоторое время назад мы с моим собратом Святейшим Патриархом Кириллом посетили могилу Ф.М. Достоевского, я вспомнил слова о том, что красота спасет мир. И эта красота действительно глубоко запечатлена в душе этого народа. И третье, в чем мы убедились — это любовь русского народа к музыке. Везде мы слышали прекрасные хоры, даже там, где мы слышали пение двух-трех человек, они образовывали хор. И поэтому я хочу сказать перед всеми вами, что Россия излучает гармонию, здесь все показывает утонченность и благородство русской души. Позвольте эти добродетели славного русского народа считать наследием и добродетелями всех православных. Благодарим вас всех. Благодарим Бога за все, что Он даровал русскому народу. Благодарим за то, что вы сохранили и преумножили те таланты, которые вам даровал Бог!» Со словами приветствия к Предстоятелям двух Церквей обратились губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий , председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, настоятель Богоявленского Морского собора северной столицы протоиерей Богдан Сойко. Перед гостями торжественного приема выступили участники детского хора при Владимирском соборе. Этому хоровому коллективу в нынешнем году исполняется 20 лет. Дети исполнили церковные песнопения, а также песни на греческом языке.

http://patriarchia.ru/db/text/1169435.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010