Если говорить о диссертантах, то это самые разные люди из разных регионов нашей страны. Большинство из них — священнослужители из епархий Русской Православной Церкви. Я думаю, это хорошая тенденция, поскольку все они являются преподавателями наших духовных школ — семинарий и академий. Священнику-преподавателю ученые степени и звания необходимы не только для поддержания его личного научного статуса в научном сообществе, но еще и для поднятия авторитета самой духовной школы, где он трудится. Наши диссертационные советы работают на развитие образовательной и научной сферы деятельности Русской Православной Церкви, на общий успех деятельности наших духовных школ. — Всегда ли защиты в диссертационных советах бывают успешными? — В основном защиты диссертаций в наших диссертационных советах проходят с положительным результатом. И в этом нет ничего удивительного, поскольку диссертация и сам диссертант на пути к защите проходят несколько инстанций, выполняющих роль фильтров, призванных не допускать к защите некачественные работы. Диссертант проходит предзащиту, работу читают официальные оппоненты и специалисты ведущей организации, которые выражают свое мнение относительно ее достоинств и недостатков. Отрицательный отзыв оппонента или ведущей организации — это тревожный сигнал, который получает диссертант еще до защиты, и, получив его, имеет возможность снять свою работу с рассмотрения и заняться ее доработкой до нужной кондиции. Одним словом, в подавляющем большинстве до защиты доходят качественные работы и в случае уверенной защиты достигают цели — присуждения искомой степени кандидата или доктора наук. Замечу, что за всю историю работы диссертационных советов, созданных на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, в Кандидатском совете успешно защитили диссертацию 17 диссертантов, в Общецерковном докторском совете — 13 диссертантов. Отдельно хочу сказать о защитах по специальности «Теология». Их становится все больше, что говорит об успешном развитии этой научной отрасли. Только в нашем Объединенном совете по специальности «Теология» защищено 12 кандидатских и 2 докторские работы. Кроме этого, 1 кандидатская и 1 докторская работа по теологии защищены в Санкт-Петербургском государственном университете.

http://patriarchia.ru/db/text/5803723.ht...

Знаменательным явилось выступление митрополита Никодима на торжественном акте по случаю 30-летия ЛДА 9 октября 1976 года которое, по выражению Патриарха Кирилла, стало «духовным завещанием школе, в которой он сам получил богословское образование и которой потом отдал немало энергии» После небольшого исторического обзора, митрополит изложил понимание им «задач и проблем современного богословия» Он характеризовал богословие как посредника «между Богооткровенным учением и человеческим разумом», вследствие чего богодухновенное Священное Писание наряду с церковным Преданием, является «непоколебимой основой богословия» Их изучение возможно только через призму святоотеческой письменности, поэтому «нужно выражать самосознание Церкви в духе святоотеческого богословия», но на современном языке, стремясь к высокому научному уровню богословских исследований Митрополит высказал также ряд методических наставлений в преподавании различных дисциплин: «естественно каждому учащему заботиться, чтобы его лекции будили мысль студентов, заставляя ее работать, а это возможно только в преподавании, связанном через весь курс лекций одной нитью. ‹...› Существенное требование, предъявляемое к чтению лекций – это живость, наглядность, творческий подход к подаче учебного материала» В качестве важного примера использования наглядного материала митрополит указал на пользу от изучения библейской археологии на уроках по Священному Писанию Коснулся он и преподавания гомилетики, нравственного богословия, канонического права и церковной истории. Митрополит напомнил таже, что «нужно сочетать постижение учения Церкви с постоянным христианским благочестием» Именно в замечательную для духовных школ эпоху Никодима началось ректорство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, тогда — архимандрита, затем епископа и архиепископа Выборгского. Будучи назначенным на эту должность 26 декабря 1974 г., он в течение последующих десяти лет не только развил принципы, заложенные митрополитом Никодимом в основу академической жизни, но добился осуществления ряда важных перемен в жизни школ и организовал деятельность по новым направлениям.

http://patriarchia.ru/db/text/1295612.ht...

Православное сектоведение Необходимость изучения сектоведческой проблематики в рамках богословских дисциплин в Русской Православной Церкви впервые была заявлена в начале 1850-х годов в рамках решения задач миссиологии и расколоведения. Духовно-учебным правлением при Святейшем Синоде в 1853 году принято решение об открытии при Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а в 1854 году при Казанской духовной академии и семинарии миссионерских отделений по " Истории и обличению русского раскола и сектантства " . Первая попытка учреждения кафедры сектоведения в Московской духовной академии на средства Московской епархии в порядке частной инициативы была предпринята митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в 1905 году, но она не была успешной. Как самостоятельная академическая дисциплина в Уставе духовных академий сектоведение появилось в 1912 году . Православное сектоведение развивалось в рамках противокультовой, или конфессиональной школы сектоведения. Ведущая задача православного сектоведения это богословское обоснование и защита основных положений учения Церкви от ересей и сектантских доктрин. Исторически, вместе с католическим сектоведением, это была первая попытка конфессионального осмысления сектантства, которая во многом повлияла на формирование прочих сектоведческих школ. В рамках академической школы до конца 1950-х годов подавляющее большинство ученых создавало и развивало свои теории на основе анализа христианских сект. Специфически конфессиональные задачи православного сектоведения закономерно привели к изоляции его от других школ. К настоящему времени оформление понятийного и методологического аппарата православного сектоведения в рамках конфессиональной школы практически завершено, развитие происходит не за счёт качественных прорывов, а за счёт накопления количества противокультовых работ. В современном мире православное сектоведение столкнулось с вызовами, к которым оказалось не готово. Так, метод богословской критики не подходит для реакции на возникшие в XX веке нерелигиозные формы сектантства (политические, псевдонаучные и проч.).

http://drevo-info.ru/articles/13678091.h...

Этот небольшой исторический экскурс понадобился нам для того, чтобы лучше понять судьбы нашей русской богословской мысли, церковной науки и духовной школы. Со времени принятия святым князем Владимиром христианства в качестве государственной религии Руси предпринимаются попытки ввести в нашей стране просвещение, что включало в себя и элемент богословского образования - как в целях лучшего научения новообращенных христиан истинам веры, так и в целях теоретической подготовки отечественного духовенства. Неудачи школ, устроенных тогда в Киеве и Новгороде, принято объяснять тем, что в основе их организации лежал византийский образец, т. е. это были частные школы. Между тем, едва ли у всех представителей «нарочитой чади», детей которых там обучали, было четкое сознание необходимости получения образования. Но все же просвещение распространялось. Появлялись учителя, образовывались целые книжные центры - каким была, например, устроенная Ярославом Мудрым библиотека при Софийском соборе в Киеве. Россия входила в кирилло-мефодиевское наследие. А это означало, что здесь не только переписывали церковнославянские тексты Священного Писания и творений святых отцов, богослужебных последований и канонических сборников, но и стремились развивать свое церковно-учительское творчество в русле воспринятой традиции. Характеристика «муж книжен», «учителен», «философ» в отношении представителя русского духовенства XI-XIII вв. звучала как констатация его высокой добродетели. Хотя первые пять веков своей христианизации Россия имела не так уж мало замечательных церковных писателей, хотя в ее культурном развитии произошел элементарный прогресс, все же отсутствие организованной системы богословского образования давало себя знать самым отрицательным образом. Нужда в духовенстве возрастала; между тем образование большинства кандидатов священства не простиралось дальше элементарной грамотности. Русские школы появляются теперь только в конце XVI - начале XVII в. и то не в пределах Московского государства, а в находившейся тогда под польским владычеством Малой России. Их возникновение вызвано во многом стремлением православных противостать католической экспансии в связи с насаждением Брестской унии 1596 г. Кругом было немало польских латинских школ, так что в заведении своей, «славяно-елленской», не было ничего странного и удивительного. Такую школу создает в Остроге князь Константин Константинович, надеявшийся со временем превратить свой «трехъязычный лицей» в подлинную Академию, как бы в противовес униатской коллегии св. Афанасия в Риме. Позднее во Львове организуется школа знаменитым архиепископом Элласонским Арсением (впоследствии Суздальский). К латинской схоластической науке здесь пока относятся очень настороженно, как к чуждым «софистиям» . Однако историческая ситуация складывается так, что вскоре она заняла в русской богословской школе господствующее положение.

http://sedmitza.ru/text/823747.html

Учил я все курсы, начиная с первого – монашеского – набора. – У вас есть возможность сравнения воспитанников Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовной школ… – В Сретенской семинарии много позитивного . Она маленькая. У студентов есть возможность факультативных занятий. Ребята живут в хороших условиях. Четыре человека в комнате, все-таки, не двадцать (как в МДС). Преимущество еще заключается в том, что Сретенская духовная школа находится в центре Москвы – все библиотеки рядом. Кроме того, студентам Сретенской семинарии преподают в основном сотрудники Московской академии. Работают здесь и великолепные специалисты из светских вузов. Если обратиться к Петербургской семинарии, то там у студентов больше свободного времени. Данное обстоятельство на моей учебе сказалось положительно. Я, например, мог много времени проводить в библиотеках, читать богословские книги, писать научные работы. Я уже в семинарии имел несколько публикаций. – А по какому принципу вы проводите экзамены, опросы? – Я преподаю на пятом курсе, и стандартных опросов на каждом занятии у меня нет. Но у нас есть семинары, на которых мы обсуждаем определенную тему: студенты самостоятельно что-то обдумывают, готовятся, мы устраиваем дискуссии, и они достаточно осмысленно отвечают на вопросы. Меня больше это интересует, а не механическое воспроизведение моих лекций. Воспроизведение, возможно, и чем-то полезно, но только на первых курсах. Да и предмет, который я преподаю, – апологетика – требует соображения, а не зазубривания. Я как преподаватель учу методу, а не сумме знаний. Апологетика подразумевает использование информационного объема, который уже есть у студента, хотя, конечно, в курсе есть и совершенно новые сведения. Что же касается библейской археологии (второй предмет, который я преподаю в семинарии), это вспомогательный курс, который позволяет лучше и глубже изучить Священное Писание. Полагаю в связи с этим, что данную дисциплину надо читать на втором или третьем курсах, то есть пораньше, чтобы она действительно позволила погрузиться в жизнь Священного Писания, в его обстановку и среду в то время, когда студенты изучают курс Писания.

http://pravoslavie.ru/30446.html

В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще корпус студентов — будущих регентов — весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках — в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях — упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. — Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? — Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три — в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру .

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_ma...

- Проректором Сретенской духовной школы долгое время был отец Амвросий (Ермаков) - ныне епископ Гатчинский. Расскажите о нем. - Я с большим чувством вспоминаю о епископе Амвросии, я встречалась с ним уже тогда, когда он стал ректором Санкт-Петербургских духовных школ. Считаю, что владыка - человек, который сам любит учиться и очень уважает людей, которые могут научить студентов. И он очень строгий, требовательный, замечательный администратор. Кроме этого, меня всегда поражал его музыкальный талант. - Ольга Юрьевна, что вы можете пожелать студентам в связи с юбилеем их духовной школы? - Я желаю, чтобы воспитанники Сретенской духовной семинарии стали хорошими священниками. Это, конечно, главное. Хочется, чтобы они занимались самообразованием, потому что сейчас нужно разговаривать с паствой на понятном языке и разбираться в ситуациях, складывающихся в стране и мире. Пусть наши студенты будут счастливы и пусть никогда не забывают свою семинарию! Беседовал Владислав Павлушенко, студент 4-го курса СДС http://www.pravoslavie.ru/sm/30696.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Сейчас чаще в семинарии приходят вчерашние школьники – и в этом есть как плюсы, так и минусы. Безусловно, юноши не испорчены сложными жизненными обстоятельствами, не наломали еще дров, как это было у нас, но, с другой стороны, их жизненный опыт объективно недостаточен, что может стать причиной ошибок. Зачастую такой молодой человек, уже получивший богословское образование, еще лишен личной зрелости. Он не готов взять ответственность за свой личный поступок и тем более за другого. И это, на мой взгляд, проблема, которую надо решать. – Батюшка, а кто преподавал вам в духовной школе? – Это очень уважаемые и любимые мною люди. Многие преподают и сейчас: ректор – архиепископ Евгений, архимандрит Матфей (Мормыль), профессор Константин Ефимович Скурат, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Валентин Асмус, профессор Алексей Иванович Сидоров, профессор Алексей Константинович Светозарский и многие другие. Они делились с воспитанниками своим личным духовным опытом и, конечно же, обширнейшими богословскими знаниями. И для меня они являются примером в моей преподавательской деятельности. – Как вы познакомились с ректором Сретенской духовной семинарии архимандритом Тихоном (Шевкуновым)? – Об отце Тихоне я слышал, конечно же, давно. Еще когда я только воцерковлялся, имя его уже постоянно появлялось в различных СМИ, церковных и светских. Он всегда впечатлял меня своей активной и плодотворной деятельностью. А в 2003 году, по ходатайству инспектора Амвросия (Ермакова), тогда еще иеромонаха, а ныне епископа Гатчинского, ректора Санкт-Петербургских духовных школ, я был приглашен в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия. Тогда и состоялось наше личное знакомство, и оно до сих пор продолжается. Архимандрит Тихон – удивительно тонкий, мудрый человек. И находится на своем месте. Дай Бог ему сил, чтобы он и дальше с такой же любовью и вниманием относился к семинарии, к ее учащимся и преподавателям. – Как, с вашей точки зрения, надо преподавать догматическое богословие?

http://pravoslavie.ru/30383.html

Что же касается единого образовательного стандарта для основных дисциплин, соответствующие учебные планы не только разработаны, но и активно внедряются. В прошлом учебном году число обучавшихся по единому стандарту достигло 3439, или 58, 5% от общей численности студентов бакалавриата, а в 2018/2019 учебном году этот переходный процесс полностью завершится. Кроме того, Высший Церковный Совет уже утвердил единый образовательный стандарт регентских факультетов, на которых студенты станут получать полноценное высшее образование на уровне бакалавриата. Вообще, корпус студентов — будущих регентов — весьма солиден: в 23 духовных учебных заведениях эту профессию осваивают 566 человек. Но раньше обучение на регентских отделениях длилось где два года, где три, и выходили оттуда выпускники, значительно уступавшие в профессиональном мастерстве окончившим светское музыкальное училище (не говоря уже о Консерватории или Российской академии музыки им. Гнесиных) дирижерам-хоровикам. В новом учебном году на четырех инновационных площадках — в Екатеринбургской, Кузбасской, Самарской и Пензенской семинариях — упомянутый образовательный стандарт начал апробироваться. В дальнейшем их опыт будет перенесен на другие регентские отделения с поэтапным их преобразованием в полноценные факультеты церковного пения. В начальной стадии аналогичная работа по выработке образовательного стандарта для иконописных школ. — Программы бакалавриата, как ясно из ваших слов, действуют во всех семинариях. А магистратуры? — Само собой, магистратуры открыты в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а также в восьми наиболее подготовленных семинариях: Белгородской, Казанской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Сретенской и Тобольской. Только что появились еще три — в Оренбургской, Омской и Екатеринбургской семинариях. Все магистратуры у нас двухлетние и специализированные, при этом магистерские профили разрабатываются самими учебными заведениями и утверждаются Учебным комитетом. Такой порядок предоставляет право каждому магистранту (в прошлом году их общее количество составляло 837 обучающихся) претендовать на поступление в аспирантуры обеих российских духовных академий, равно как и в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Сейчас уже реализуются 25 магистерских программ, в основном по богословию, библеистике, церковной истории, конфессионально-государственным отношениям, апологетике, церковному искусству.

http://patriarchia.ru/db/text/5022211.ht...

…Разумеется, при нужде всякий православный человек может ходить в храм и жить церковной жизнью, не внося в церковную кассу вообще ни копейки… Важнейшие из таинств — исповедь и причастие — всегда совершаются безо всяких «плат». Если у человека нет средств внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение — по церковным правилам священник обязан согласиться на безвозмездный труд. Патриархия живет скромно Рассказывая о финансах Русской Православной Церкви, главный бухгалтер Московской патриархии Наталья Дерюжкина напоминает, что по церковному Уставу каждый приход является юридическим лицом и финансово самостоятелен. Сама Патриархия — это канцелярия патриарха, орган, решающий основные административные вопросы, но вовсе не сосредоточивший в себе экономическую власть. Что касается приходов, то они существуют в основном на пожертвования от треб и гораздо в меньшей степени на средства от доходов церковных лавок. Общее собрание прихода утверждает смету. Это основной финансовый документ, по которому и живет приход. В ней предусмотрена статья «отчисления на общецерковные нужды и целевые программы». Обычно — это не более 10 процентов. Именно эти средства направляются в епархию, а оттуда — в Патриархию. «На всех уровнях, — говорит Наталья Александровна, — существует своя финансовая отчетность». Смета расходов утверждается Священноначалием и включает в себя расходы на содержание самой Московской патриархии, Синода, Московских и Санкт-Петербургских духовных академий и семинарий, различных синодальных подразделений. Из этих средств идет помощь в восстановлении некоторых монастырей и храмов, порой оказывается помощь отдельным лицам. На содержание Патриархии идет примерно 15 процентов от общих расходов, что, по словам Н. Дерюжкиной, совсем немного, особенно если учесть, что доходная часть бюджета сопоставима с оборотом средней столичной фирмы. Основная часть затрат приходится на содержание духовных школ. Это примерно 60 миллионов рублей в год. Ведь только в Москве учится 900 студентов, и все они находятся на полном содержании: общежитие, четырехразовое питание, одежда, учебные пособия, интернет и т.д.

http://zavet.ru/blog/index.php?itemid=19...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010