Завершил второй день конференции круглый стол «Проблема границ Церкви и исторические мегарасколы». Участники круглого стола коснулись отдельных аспектов проблематики границ Церкви, связанных с историческими периодами V-VII веков, X века, а также особенностей расколов второго тысячелетия как особого исторического явления. В докладах и последующем обсуждении темы был затронут широкий контекст полемики о границах Церкви в русском богословии XX века; особое внимание было уделено экклезиологической концепции священника Михаила Легеева, предпринявшего попытку преодоления противоречий этой полемики. Участниками круглого слова была подчеркнута важность созидательной экклезиологической работы сегодня — перехода от критики к формулировкам положительного содержания, учитывающим опыт разных богословских школ. 21 февраля в преддверии открытия конференции состоялось два круглых стола, которые также прошли в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии. Тема первого заседания — «Троический аспект экклезиологии и история». Ученые обсудили, как догматическое понимание бытия Святой Троицы применялось различными богословами для обоснования собственных представлений об устройстве Церкви. Центральное внимание было уделено экклезиологической концепции митрополита Иоанна (Зизиуласа), которая, как отметили участники круглого стола, выстраивается на основании искаженного троического богословия, идущего вразрез с богословием каппадокийских отцов (идеи «сверхипостаси» Отца и конституции Божественной сущности общением Лиц). В ходе обсуждения были сформулированы перспективные направления для дальнейших разработок в этой области, основанные на адекватном применении таких положений каппадокийской мысли, как «монархия Отца», «кинония», «перихоресис», «обладание природой», «отношения Лиц» к области экклезиологии. Оживленную дискуссию также вызвал вопрос о значении троически-экклезиологических разработок протоиерея Думитру Станилоае для современных исследований. Второй круглый стол организаторы посвятили теме «Свобода и необходимость в истории». Секция стала площадкой для обсуждения историософских положений концепций Н.А. Бердяева, А.В. Карташева, протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Сергия Булгакова и протопресвитера Александра Шмемана. Также ученые рассмотрели развитие подходов к моделированию истории в современных богословских концепциях, отметив факторы определенного преемства и развития в подходах отца Сергия Булгакова, архимандрита Софрония (Сахарова) и священника Михаила Легеева; были рассмотрены такие понятия, используемые в различных моделях, как «модальная свобода», «предельные состояния», «серая область», «нарастающая синусоида», «двухвекторный подход». Отдельное внимание было уделено идеям апокатастасиса в современной экклезиологической мысли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6006705...

Затем делегация посетила Академию имени святителя Афанасия Александрийского и встретилась с ее руководством и студентами. В актовом зале академии был проведен совместный семинар, посвященный современной системе церковного образования в России и актуальным направлениям профессиональной деятельности Санкт-Петербургской духовной академии и других высших учебных заведений Московского Патриархата. Состоялось детальное обсуждение процесса реализации договоренностей, достигнутых в рамках предыдущего раунда переговоров, который прошел в июне 2022 года в Санкт-Петербурге, планов дальнейших совместных проектов СПбДА, ОЦАД и Эль-Мухарракской обители, а также иных вопросов, представляющих взаимный интерес. Стороны согласовали ряд совместных предложений, которые будут вынесены на рассмотрение двусторонней Комиссии по диалогу и на утверждение Священноначалия. В завершение в честь представителей Русской Православной Церкви был дан торжественный прием. Пребывание делегации в Египте продлилось до 4 декабря. Гости посетили основанные на рубеже IV-V столетий на территории нынешней провинции Сохаг коптские обители — монастырь святого Шенуды (Белый монастырь), монастырь святого Псоя (Красный монастырь) и два монастыря в границах городского поселения Ахмим, освященные во имя Пресвятой Богородицы и 8000 мучеников, пострадавших за Христа в 284 году при императоре Диоклетиане. В Каире делегация посетила христианские святыни и культурные достопримечательности египетской столицы, в числе которых Патриаршие кафедральный собор в честь апостола Марка и собор первоверховных апостолов Петра и Павла; знаменитая «Висячая церковь» (Муалляка), построенная на развалинах древнеримской крепости «Вавилон египетский», долгое время являвшаяся кафедральным собором Коптских Патриархов; храм мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство; церковь Божией Матери в Зейтуне, в небе над которой в 1968-1971 годах происходили таинственные явления Пресвятой Богородицы; Коптский музей, Египетский музей и Национальный музей египетской цивилизации.

http://radonezh.ru/2023/12/08/v-egipte-r...

Мудьюгин работал в конструкторском бюро при станкостроительном заводе, а в начале войны был эвакуирован, работал в Свердловске и Новосибирске. Доцент, ставший епископом К 1946 г. Михаил заочно окончил энергетический факультет Института металлопромышленности. Но, занимаясь научной работой и трудясь на производстве, будущий архиерей посещал храм при любых обстоятельствах. В 1947 г. Мудьюгины вернулись в Ленинград. В 1953 г. Михаил защитил кандидатскую диссертацию и, получив звание доцента, преподавал теплотехнику в Ленинградском горном институте. Все же мечта о священстве не оставляла его. Она смогла исполниться только во второй половине 1950-х годов. Маститый доцент Горного института, автор многих научных трудов, неожиданно для всех уехал в Вологду, подальше от " колыбели трех революций " . Он снова учится – теперь заочно в Ленинградской духовной семинарии. Под руководством протоиерея Михаила Гундяева (отца ныне здравствующего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) Мудьюгин стал проходить заочно семинарский курс, готовясь к рукоположению. По окончании семинарии в 1958 г. Михаил Мудьюгин был посвящен в сан священника епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым) и начал служить в кафедральном соборе в Вологде. В 1963 г. священник пережил смерть своей супруги, которая многие годы была его другом и помощником. В 1964 г. он заочно окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В том же году он был оставлен при Академии преподавателем латинского языка и истории. В начале 1966 г. протоиерею Михаилу Мудьюгину было присвоено звание доцента. Указом Патриарха Алексия I от 13 октября 1966 года его назначили на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. 31 октября того же года он принял иноческий постриг с сохранением прежнего имени. А 4 ноября митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) возвел его в сан архимандрита. Через два дня архимандрит Михаил был посвящен в епископа Тихвинского. От Волги до Вологды Однако ректорство новопосвященного епископа продлилось недолго. Это было время, когда РПЦ пыталась обновить стареющий епископат. Уже 30 июля 1968 г. решением Патриарха и Синода епископ Тихвинский Михаил был назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Для высокообразованного иерарха перевод из богословского центра в глубинку, на берега Волги был ударом по научному самолюбию.

http://religare.ru/2_15027_1_21.html

Первым новомучеником Русской Православной Церкви, растерзанным революционной чернью уже 31 октября 1917 года в Царском Селе, стал почти четверть века со смирением осуществлявший свое приходское служение многодетный протоиерей Иоанн Кочуров, который своей мученической смертью выразительно засвидетельствовал глубокий смысл слов св. апостола о силе Божией, в немощи совершающейся. В то же время первым архиереем-мучеником суждено было стать одному из самых авторитетных епископов Русской Православной Церкви, почетному председателю происходившего тогда Поместного Собора митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому), который был расстрелян отрядом красногвардейцев 25 декабря 1918 года в Киеве. Эти мученические кончины не только ознаменовали собой начало первого этапа гонений, воздвигнутых большевистским режимом на Православную Церковь в России, но и содержали в себе характерные черты тех многочисленных и жестоких бессудных расправ большевиков над духовенством и активными мирянами, которые были характерны для гонений периода гражданской войны. Действительно, до восьми тысяч представителей православного духовенства и монашества, уничтоженных во время гражданской войны, погибали либо в результате спровоцированных большевистской политикой массовых убийств духовенства и активных мирян революционной чернью, либо в процессе проведения чекистами акций, направленных на физическое устранение ведущих представителей церковной иерархии, либо в связи с повсеместными расстрелами заложников, в числе которых значительную долю составляли священнослужители. Начинавшиеся в крупных городах церковные гонения по мере распространения на территории страны гражданской войны охватывали провинцию, где они приобретали особенно жестокий и кровопролитный характер. Объявив в опубликованном уже 23 января 1918 года декрете " о свободе совести " о национализации всего церковного имущества и запретив любые формы церковной деятельности кроме богослужебной, большевистский режим усугубил свою призванную убить " тело " церковного народа репрессивную политику призванной убить и его " душу " кощунственной пропагандистской кампанией вскрытия мощей, развернувшейся в феврале 1919 года.

http://religare.ru/2_80390.html

Подводя итог своего выступления, отец Георгий отметил, что пастырь не должен забывать о главной цели пастырского душепопечения — привести человека ко спасению, а не сделать комфортной его земную жизнь. Дискуссию после доклада открыл преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. В ответном слове он обратил внимание на неоднородность психологии, различие психологических школ и их практик, а также прокомментировал тезис о преподавание психологии в дореволюционных семинариях: «В XIX веке психология, выделившись из философии, еще несла в себе христианские следы, в частности, в ее научной терминологии присутствовала " душа " , и ее преподавание в духовных школах не являлось диссонансом по отношении к богословским наукам. Но с тех пор, как в XX веке понятие " души " исчезает из психологии, она во многом начинает противостоять христианскому мировоззрению». При осмыслении внутреннего содержания конкретной психологической школы отец Вадим предложил критерий — соотносить антропологическую модель человека, используемую той или иной психологической школой, на предмет ее соответствия православной антропологии. Если соответствие есть, то возможно ставить вопрос о взаимодействии и практическом использовании такого психологического знания, если нет — такую психологическую школу пастырю необходимо отвергать. В ходе дальнейшего обсуждения председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев выступил с докладом «Психологическое консультирование в душепопечении кризисных семейных пар». Отец Александр проанализировал такое явление, как алекситимия — неспособность человеком осмыслить и дать описание собственному состоянию, поделился тем, как возникла идея организации «Супружеских встреч» в Санкт-Петербурге, и рассказал об азах психологического консультирования кризисных супружеских пар, находящихся на грани развода, которые необходимо знать каждому приходскому священнику. Дополняя выступление отца Александра, настоятель храма князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов напомнил участникам обсуждения главную задачу пастыря: решать в первую очередь не земные проблемы человека, которые нередко посылаются для того, чтобы человек задумался о духовном, а способствовать соединению человека с Богом и спасению его души.

http://pravoslavie.ru/132550.html

Руководитель пресс-центра Александро-Невской лавры и сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова напомнила, что в новейшей истории крестный ход по Невскому проспекту пройдет в восьмой раз. В нем, как и в прежние годы, примут участие духовенство и прихожане храмов, учащиеся духовных школ, курсанты военных училищ, православные общественные организации, гости из других городов. Протоиерей Алексий Исаев , ответственный за построение колонны, рассказал, что построение начнется в 10:00 на Казанской улице. Важно прийти заблаговременно для прохождения через рамки досмотра, которые будут расположены на пересечениях Казанской улицы с Гороховой и переулком Сергея Тюленина. Основная часть крестоходцев будет проходить по каналу Грибоедова через переулок Сергея Тюленина. Для тех, кто будет организованно прибывать на автобусах, местом высадки участников крестного хода определено пересечение Гороховой и Казанской улиц. Волонтеры буду подсказывать дорогу и помогать всем, кто к ним обратится. Епископ Назарий дополнил, что Божественная литургия в Казанском кафедральном соборе , которую возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , начнется в 9:00. Вход молящихся в собор будет осуществляться после прохождения рамок металлоискателей через южную паперть - со стороны канала Грибоедова. Участники архиерейского богослужения, которые пожелают пройти с крестным ходом, выйдут для построения вслед за митрополитом и духовенством через западные врата на Казанскую улицу.  В Александро-Невской лавре богослужение начнется в 9:45, по его окончании малый крестный ход с мощами святого князя выйдет навстречу главному крестному ходу на площадь Александра Невского.  Начальник отдела по вопросам безопасности публичных мероприятий городского комитета по вопросам законности и правопорядка Александр Равин отметил, что в качестве мер безопасности по всему маршруту следования крестного хода будут установлены металлические ограждения, при этом движение пешеходов по Невскому проспекту ограничиваться не будет.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Святейший Патриарх Кирилл, будучи правящим архиереем, возрождал семинарию по образцу Петербургских духовных школ, все первые учебные планы, программы, пособия и т.д. были взяты именно отсюда. Причем, по сути, это было восстановление традиции дореволюционного времени, поскольку тогда Смоленская духовная семинария входила в учебный округ Санкт-Петербургской духовной академии. Тесные связи между Смоленском и Петербургом давали студентам СДС, в том числе и мне, возможность учиться у интересных профессоров СПбДА, среди которых хотелось бы особенно отметить блаженной памяти архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , протоиереев Владимира Мустафина и Георгия Митрофанова, причем последний был научным руководителем моей семинарской дипломной работы. Стоит сказать и о том, что на различных церковных торжествах и богословских конференциях в Смоленске довольно часто бывали представители СПбДА, ее преподаватели и старые сотрудники, а также выпускники-архиереи, общение с которыми погружало в подлинно петербургскую атмосферу. Среди них — митрополит Новгородский и Старорусский Лев , протоиереи Николай Гундяев, Владимир Федоров, многолетняя заведующая канцелярией академии Наталья Федоровна Устименко, Елена Михайловна Гундяева и уже почившие архиепископ Берлинский и Германский Феофан , сотрудница регентского отделения Нина Федоровна Павлючук и другие. Говоря о чертах «петербургской школы», полагаю, каждый наверняка назовет свои особенности, однако я бы отметил такие характеристики, как гибкость, историческое преемство, рациональное свободолюбие, душевную открытость. — Какие существуют недостатки у духовного образования в нашей стране? Каковы пути для их исправления? — Полагаю, что крылатое выражение «нет предела совершенству» вполне приложимо и к сфере отечественного богословского образования. Не стал бы сейчас говорить непременно о недостатках: они всегда есть и будут в любой области нашей жизнедеятельности. Скажу о том, что один из основных векторов развития системы нашего богословского образования вижу в дальнейшем совершенствовании научной работы. С одной стороны, необходимо стимулировать студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности. С другой, нужно постоянно поддерживать уровень работ — он должен соответствовать современным российским и европейским научным стандартам. Для этого следует уделять особое внимание непосредственному исследованию источников, изучению языков, взаимным научным коммуникациям и т.д. Конечную цель вижу в достижении нашими богословскими учебными заведениями таких показателей в образовательной и научно-исследовательской деятельности, какими они обладали в дореволюционный период. Безусловно, это довольно далекая перспектива, на достижение таких целей уйдет еще не один год, однако стремиться к этому — наш профессиональный долг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5262219...

То, что мы видели и ощутили в дни нашего благословенного пребывания здесь, еще раз служит подтверждением глубочайшей веры благочестивого русского народа. Мы ощутили это благочестие, не поверхностное, но действительно подвиг духовного благочестия всех, начиная от престарелых женщин и до самых малых детей. Самое приятное, самое утешительное — это то, что руководство этой страны хранит православную веру и руководствуется тем, что лежит в сердце русского народа. Другой момент — это красота. Где бы мы ни были, что бы мы ни видели — все это было прекрасно, начиная от произведений искусства и заканчивая букетами цветов в православных храмах. Когда некоторое время назад мы с моим собратом Святейшим Патриархом Кириллом посетили могилу Ф.М. Достоевского, я вспомнил слова о том, что красота спасет мир. И эта красота действительно глубоко запечатлена в душе этого народа. И третье, в чем мы убедились — это любовь русского народа к музыке. Везде мы слышали прекрасные хоры, даже там, где мы слышали пение двух-трех человек, они образовывали хор. И поэтому я хочу сказать перед всеми вами, что Россия излучает гармонию, здесь все показывает утонченность и благородство русской души. Позвольте эти добродетели славного русского народа считать наследием и добродетелями всех православных. Благодарим вас всех. Благодарим Бога за все, что Он даровал русскому народу. Благодарим за то, что вы сохранили и преумножили те таланты, которые вам даровал Бог!» Со словами приветствия к Предстоятелям двух Церквей обратились губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков, ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий , председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, настоятель Богоявленского Морского собора северной столицы протоиерей Богдан Сойко. Перед гостями торжественного приема выступили участники детского хора при Владимирском соборе. Этому хоровому коллективу в нынешнем году исполняется 20 лет. Дети исполнили церковные песнопения, а также песни на греческом языке.

http://patriarchia.ru/db/text/1169435.ht...

Синод удовлетворил рапорт митрополита об освобождении по состоянию здоровья от должности настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Николая (Парамонова) и о назначении на эту должность игумена Варлаама (Переверзева) . Владыка напомнил, что 31 января на 78-м году жизни скончалась настоятельница Староладожского Свято-Успенского монастыря игумения Ангелина (Васильева) , и исполняющей обязанности настоятельницы назначена насельница Новодевичьего монастыря монахиня Евфросиния (Берлизова) - ее кандидатура предложена для утверждения Синодом. Митрополит еще раз обратился к теме недавно прошедших в Москве XXXI Международных Рождественских образовательных чтений и к докладу Святейшего Патриарха Кирилла. В выступлении Предстоятеля говорилось, с какими сложными, поистине историческими вызовами столкнулось Отечество в последнее время. Это касается не только политики или экономики, но и того, что относится к внутреннему миру человека - явлениям культуры, нравственности и религии. В этой области гражданам России пытаются навязать чуждые нам ценности и установки. Предстоятель говорит, что необходимо уделять особое внимание укреплению в обществе духовно-нравственных ценностей, и важную роль в этом должна играть Церковь. Святейший упомянул документы, уже принятые для успешной работы в этом направлении, - в частности, " Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей " .  Владыка подчеркнул, что многое зависит от деятельности духовенства на местах: священнослужителям следует продолжать ревностно трудиться на благо воспитания молодежи в духе христианской нравственности - входить в диалог с представителями образования и культуры, способствовать увеличению процента выбора модуля ОПК, предлагать собственные инициативы - например, по созданию православных школ. Там, где есть возможность открыть хотя бы начальную школу с православным компонентом в учебе и воспитании, надо ее использовать. Правящий архиерей обратил внимание присутствующих на то, что в этом году будет отмечаться ряд памятных дат, полный список которых указан в его докладе на епархиальном собрании. Он попросил владыку Силуана поделиться соображениями относительно проведения мероприятий в связи с 45-летием со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) . Протоиерею Евгению Шогенову было предложено сообщить о плане мероприятий по случаю 35-летия со дня прославления блаженной Ксении Петербургской, а протоиерею Роману Ковальскому - о грядущем праздновании 165-летия освящения Исаакиевского собора . 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 1908 году иеромонах Виктор был направлен в Киев, где в течение двух недель, с 12-го по 26 июля, проходил 4-й Всероссийский миссионерский съезд. В работе съезда принимали участие митрополиты: Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий) – тридцать пять архиепископов и епископов, а всего участвовало более шестисот деятелей Русской Православной Церкви. Миссионерский съезд проходил во время празднования 800-летия Киевского Михайловского монастыря, и поэтому торжества по случаю этого юбилея и обычный крестный ход в день памяти святого равноапостольного князя Владимира были особенно величественными и торжественными. Вечером 18 июля проходило третье собрание съезда. После оглашения съезду приветственной телеграммы Патриарха Константинопольского Иоакима иеромонах Виктор прочел обширный доклад о прошлом и настоящем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Этот доклад отец Виктор построил как «живое слово о живых же нуждах» Миссии и высказал в нем самые сокровенные, глубоко им продуманные мысли о Православной Церкви и о миссионерском служении в Святой Земле. «Церковные ведомости» следующим образом изложили содержание доклада отца Виктора: «…Мы необходимо должны признать, что у нас еще и не было в Иерусалиме духовной миссии как посланничества высшей духовной властью Русской Церкви духовных лиц с определенными и чисто церковными религиозными целями, а между тем для такой миссии настало время. Палестина и Сирия – это центр, куда стекаются представители всякого рода религиозных вероисповеданий, и притом в самом цвете их сил. Тут сосредоточена едва ли не главная работа Рима, который с наглою беззастенчивостью стремится поглотить народы Востока: католическое духовенство всевозможных видов, монашеские ордена, братства, союзы положительно наводнили города Востока. За папизмом следует мертвящий внутренний дух жизни личности протестантизм с бесчисленными своими школами, приютами, больницами. В самое последнее время образовалось целое социалистическое общество, поставившее себе дикую задачу посредством школ и воспитания юношества вытравить всякое религиозное чувство у местных жителей и этим путем надругаться над главными святынями всего христианского мира. Армяне и сирийцы и всякие американские выходцы в виде баптистов, свободных христиан довершают эту плеяду волков в овечьей шкуре, бороться с которыми одной Восточной Церкви положительно не по силам. Восток нуждается в помощи, и в настоящее время более чем когда-либо, ввиду особенной силы католицизма и нового направления его деятельности. Папизм усиливается теперь встать на путь братских отношений к восточным иерархам, на путь сочувствия, почтительности, всякой предупредительности и материальной поддержки – для выражения своих чувств любви к восточным братьям…

http://fond.ru/kalendar/385/viktor/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010