Наши труды благословили: митрополит Одесский и Измаильскй Агафангел, епископ (а ныне митрополит) Почаевский Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; а также приснопамятные старцы: архимандрит Кирилл (Павлов), схиигумен Гавриил (Виноградов) и еще ряд подвижников высокой духовной жизни. Почему я сразу вошел в это Движение? Рассматривая проблемы цифровой идентификации личности с двух сторон - как писатель-агиограф, изучавший восхождение святых к высотам христианского совершенства, и как специалист в области систем управления - я увидел, что идет построение глобального социума, в котором невозможно будет стяжание Духа Святаго Божия, а спасение души будет возможно только на путях исповедничества и мученичества. Нашим Движением было проведено несколько десятков представительных международных и всероссийских конференций на тему «Спасение души в современном мире» и «Тайна беззакония в действии». Одной из первых стала конференция «Духовные и социальные проблемы глобализации» под эгидой Санкт-Петербургской духовной академии и Санкт-Петербургского университета, прошедшая 3-4 мая 2001 года под председательством ректора Петербургских духовных школ, профессора богословия, епископа Тихвинского Константина, ныне митрополита Петрозаводского и Карельского, председателя Синодальной богослужебной комиссии. Мой доклад на этом форуме назывался «Глобализм как идеология подмены Нового Завета утопией " нового мирового порядка " ». Думается, что название этого доклада говорит само за себя. Уже 22 мая 2001 года в Государственной Думе прошел Круглый стол на тему: «Цифровая идентификация личности как основа глобализационного процесса», организованный Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций. Мне выпала честь выступать с пленарным докладом «Электронное рабство: кто " за " ?» Доклад был единодушно поддержан всеми участниками форума. В последующие годы в Думе с нашим участием прошел еще целый ряд Круглых столов и Парламентских слушаний по проблемам глобализации и цифровой идентификации граждан, на которых была подробно раскрыта антихристианская сущность построения глобального информационного цифрового общества.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

  Сергей Чапнин 16 августа 2013 г. 11:00  О новых подходах в учебном процессе СПбДА и реформе духовных школ рассказывает заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской  духовной академии — протоиерей Владимир Хулап. Сергей Чапнин 15 августа 2013 г. Санкт-Петербургские духовные семинария и академия признаны одними из лучших по итогам проверки, проведенной Учебным комитетом Русской Православной Церкви в конце 2012 года. О своем видении задач по подготовке священников, организации учебного процесса и научной работе ­рассказывает ректор СПбДА, епископ Петергофский Амвросий.   Сергей Чапнин 12 августа 2013 г. Интервью митрополита Архангельского Холмогорского Даниила о епархиальной жизни очень перекликается с  размышлениями митрополита Саратовского и Вольского Лонгина . И это связано не только с тем, что оба они вышли из стен Троице-Сергиевой лавры. Их объединяет стремление организовать приходскую жизнь, вдохновить священников на самоотверженное пастырское служение, поддержать их миссионерские труды. Сергей Чапнин 26 июня 2013 г. 09:00 В марте Священный Синод назначил одного из самых авторитетных иерархов Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия председателем Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомученников и исповедников Российских. Статус у нового совета высокий — это совет при Патриархе Московском и всея Руси. Чем он будет заниматься? И как сегодня строится работа самого Священного Синода? Об этом митрополит Ювеналий рассказывает ответственному редактору ЖМП Сергею Чапнину. Сергей Чапнин 20 мая 2013 г. 12:38 В день основания Александро-Невской лавры, 7 апреля, в обители начнутся торжества, посвященные ее 300-летнему юбилею. О том, как сегодня здесь устраивается духовная жизнь монашеской общины, послушниках, экскурсоводах, туристах и о своих надеждах ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. Сергей Чапнин

http://e-vestnik.ru/persons/id189/

Без религиозных ориентиров такие люди становятся легко уязвимыми для зла, и мир из них делает пьяниц, наркоманов, воров и даже убийц. Вот чем нередко кончается, когда человек отходит от Бога, забывает то, к чему он при­зван Святым крещением. Чтобы укрепить наш дух, церковь имеет много средств. Участие в таинствах церкви воспитывает сердца человека в Боге, настраи­вает его душу. Святой Игнатий Брянчанинов как-то сравнивал душу человека с полем, огородом. Он говорил, что как земле требуется орудие - лопата, плуг, борона для разрыхления почвы, так и человеческой душе требуются пост, молитва, хождение в храм - всем этим душа рыхлится, оживает. В такую душу можно сеять Слово Божие, такая душа расцветает и приносит плоды добрых дел. Люди вырастают добрыми, милосердными, сострадательными. Отзывчивые милосердные люди всегда оставляют о себе хорошую память на земле. И этим мы уподобляемся Богу. Ведь кто больше милосерд и сострадателен, как не Господь? В церковь никто не тянет людей насильно. У большинства нет никакого духовного опыта. Каждый сегодня испытывает духовный голод, задает себе рано или поздно вечные вопросы. И церковь - то место, где человеку стоит искать ответы на эти вопросы. " Петербургский дневник " : Я часто прохожу мимо одной из воскресных школ, вижу радостных детей, которые там занимаются. Насколько, на ваш взгляд, востребованы детские религиозные заведения? Митрополит Варсонофий: Несомненно, воскресные школы очень нужны и востребованы сегодня, поскольку многие дети лишены религиозного воспитания дома и в образовательных учреж­дениях. Да и вообще семейные традиции религиозного воспитания не только нарушены, но и во многом потеряны. По идее при каждом храме нужно иметь воскресную школу, если, конечно, есть помещение. Должны быть классы, этого не хватает пока. Если воскресной школы нет, то необходимо, чтобы преподавали основы право­славной культуры хотя бы в школе. Правильно, чтобы ребенок на службе бывал, получал какие-то нравственные азы. Если человек не имеет понятия о грехе, то, конечно, он потом не остановится ни перед чем. Понятия добра и зла закладываются именно в воскресной школе: что можно, а что нельзя, за что Бог накажет, а за что помилует.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

В качестве председателя церковного суда он с удовлетворением отметил, что это подразделение в течение года не имело работы, и его бездействие вызывает радость. В отсутствие ректора  Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии   архиепископа Петергофского Амвросия , находящегося в командировке, отчет о деятельности духовных школ северной столицы в виде видеофильма представил секретарь ученого совета СПбДА священник Константин Костромин. В академии серьезно обновлены образовательные программы, развиваются заочное отделение, бакалавриат и магистратура. Студенты произносят проповеди в храмах города, несут социальное служение, проводят уроки в школах. Аспиранты оказывают поддержку студентам-первокурсникам. Состоялась VI научно-богословская конференция. На выходящий в академии журнал «Христианское чтение» теперь можно подписаться в любом отделении связи, а студенческий журнал «Небо» благотворительно распространяется среди молодежи.  Председатель миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе рассказал о VII конференции по изучению деструктивных сект (делегаты конференции посетили петербургский парламент), о своем участии в миссионерской конференции Северо-Западного федерального округа, которая была посвящена работе среди молодежи, об участии в V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров , на котором выступал Святейший Патриарх Кирилл. Важным направлением работы отдела, как отметил отец Георгий, является разработка обучающих программ для помощников благочинных: нужно, чтобы на эти должности выбирали людей, обладающих желанием и способностями. В ближайших планах отдела — составление карт миссионерского поля и противодействие неоязычеству в искажении образа равноапостольного князя Владимира. Протоиерей Николай Брындин, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению, напомнил, что отдел был создан в сентябре 2014 года взамен работавшего ранее отдела по церковной благотворительности. Изменилась концепция этого направления деятельности епархии: появилось пять координационных центров — по работе с нарко- и алкоголезависимыми, бездомными, инвалидами, детьми-сиротам, добровольцами и сестрами милосердия. Действуют братства социальной направленности, благотворительные столовые, медицинские учреждения и сестричества, в которых состоят 250 сестер милосердия. Отдел провел несколько «круглых столов», принял участие в «Доброфоруме» . Продолжают работу Общество православных психологов, епархиальный телефон доверия. Храмы при медучреждениях выделены в отдельное благочиние. Новорукоположенные священнослужители будут проходить часть сорокоуста в больничных храмах: ставленники должны проникнуться идеей помощи, научиться окормлению не в теории, а на практике.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В то же время было введено преподавание финского языка в Санкт-Петербургской духовной семинарии, преподавателем при этом был назначен Фома Густавович Фриман (фин. Tuomas Friman), лютеранин по вероисповеданию, также преподававший и эстонский язык. С 1846 г. он активно участвовал в организации школ для карелов, а впоследствии трудился над переводами православных богослужебных текстов на финский язык. Всего Фриман перевел более 1200 страниц, в том числе в 1862 г. на средства Священного Синода им был издан Пространный катехизис свт. Филарета (Дроздова), а в 1867 г. – краткий Требник с опущением таинства елеосвящения. Кроме того, к концу 70-х гг. XIX в. были переведены Служебник, Часослов, чины молебных пений, воскресная служба 1-го гласа и сокращенная праздничная Минея. Фому Густавовича на поприще преподавательских и переводческих трудов в 1872 г. сменил бывший настоятель прихода Иломантси священник Иоанн Альбинский. Указом императора Александра II 6 июля 1865 г. разрешалось проводить богослужения в православных храмах Великого княжества Финляндского на финском языке «в тех церквях, где церковное начальство и местные чиновники сочтут это необходимым» . Большую роль в данном деле оказало вмешательство финляндского генерал-губернатора Платона Ивановича Рокасовского, предложившего Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) «…сделать распоряжение относительно православного духовенства озаботиться обучением детей прихожан катехизису и краткой Священной Истории» . К концу 60-х годов XIX в. практика совершения храмовых богослужений и треб на финском языке среди православных финнов и карелов становится преобладающей. 5-го марта 1883 г. было принято Постановление о православном духовенстве в Финляндии, первый параграф которого устанавливал, что «в священно-церковнослужители впредь назначались лица, обладающие достаточными познаниями и навыком в местном языке, преобладающем в приходе» , т.е. тем самым финский язык был официально введен в богослужебную практику финляндских православных приходов. В 1887 г. уже образовалась Синодальная Комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык.

http://pravoslavie.ru/72242.html

Вполне определенно обозначив богоборческую сущность репрессивной политики большевиков в принятом 22 января 1918 года в качестве соборного постановления послании св. Патриарха Тихона с анафемой всем православным христианам, участвовавшим в церковных гонениях и убийствах невинных людей, Русская Православная Церковь прежде всего в лице своего Первосвятителя на протяжении всего периода гражданской войны старалась вносить умиротворение в души охваченных смутой русских людей. Однако кровавые репрессии обрушивались в годы гражданской войны практически на все категории русского православного народа независимо от политической позиции и особенностей церковно-общественной деятельности, которые были присущи тем или иным их представителям. Так, уже в июне 1918 года в Перми был расстрелян архиепископ Андроник (Никольский), который в знак протеста против большевистских гонений затворил пермские приходские храмы. А в феврале 1920 года в Омске был заживо распят и затем заколот раскаленным шомполом архиепископ Сильвестр (Ольшевский), возглавлявший Сибирское Временное Высшее Церковное Управление и оставшийся со своей паствой после захвата Омска большевиками. В то же время в Петрограде еще в январе 1918 года на территории Александро-Невской Лавры толпа революционных матросов и солдат расправилась с далеким от какой-либо политической деятельности протоиереем Петром Скипетровым. А в июле 1918 года в Петрограде был схвачен известный своим либерализмом и народолюбием протоиерей Философ Орнатский, который вскоре был расстрелян с двумя своими сыновьями – штабс-капитаном Борисом Орнатским и военным врачом Николаем Орнатским. Начавшийся летом 1921 года в результате экономически разрушительной политики военного коммунизма широкомасштабный голод не только присовокупил к 13 миллионам погибших в результате гражданской войны 5 миллионов умерших от голода, но и способствовал началу нового этапа церковных гонений. Несмотря на активное и разностороннее участие духовенства в помощи голодающим, Русская Православная Церковь была обвинена в отказе употребить свои якобы несметные материальные ценности на борьбу с голодом и подверглась очередной серии массовых репрессий.

http://religare.ru/2_80390.html

Второй день конференции начался докладом Е. Б. Рашковского, заведующего отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, на тему “Время протоиерея Александра Меня: поиски свободы”. Доклад был посвящён условиям работы и проповеди отца Александра. Протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель Михайло-Архангельского храма города Сергиева Посада, раскрыл тему покаяния в проповедях отца Александра Меня, что явилось совершенно новым исследованием служения священника. И. К. Языкова, преподаватель истории искусства Коломенской Духовной семинарии, рассказала о той духовной традиции, которую отец Александр привнёс в советские времена из дореволюционной эпохи, о книгах, которые читал отец Александр, о людях, с которыми он был знаком. Доклад профессора университета “Париж X” Ива Амана (Франция) был посвящён восприятию отца Александра за рубежом. О духовных основаниях и богословском методе отца Александра рассказал протоиерей Лев Шихляров, настоятель храма Казанской иконы Богородицы в Хомяково, Сергиев Посад. Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском, выступил с докладом на тему «Движение “непоминающих” как среда духовного становления протоиерея Александра Меня». Поэт Д. В. Кантов рассмотрел вопрос о влиянии отца Александра на творчество Н. Я. Мандельштам и А. Галича. Д. А. Карпук, преподаватель Санкт-Петербург­ской Православной Духовной академии, провёл исследование об обучении отца Александра в Санкт-Петербургской семинарии на базе материалов, содержащихся в архиве духовных школ. Эти сведения вызвали оживлённую дискуссию, так как противоречили мнениям, бытующим среди прихожан отца Александра. Следующим выступающим была Е. Ю. Гениева, генеральный директор ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, которая рассказала о разных изданиях книг отца Александра, о его отношении к книгам, и поделилась своими личными воспоминаниями. Иеромонах Никон (Белавенец) говорил о необходимости полемики на Чтениях, так как только благодаря этому диалог будет развиваться, принося свои плоды. После этого, вслед за вопросами из зала, завязалась дискуссия о формах издания и распространении книг отца Александра.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

Для Православной Церкви Чешских земель и Словакии Русская Православная Церковь всегда была и остается одной из самых близких в семье Поместных Православных Церквей. В трудные периоды истории Русская Православная Церковь всегда протягивала руку помощи, поддерживая Святое Православие в наших землях. Именно Русская Церковь, сама находясь в  тяжелом положении всяческих притеснений, гонений и попыток уничтожения со стороны безбожной власти в Советском Союзе, поддержала зародившуюся Православную Церковь в Чехословакии. После мученической кончины святого Горазда Предстоятелями нашей Церкви стали выдающиеся архиереи Русской Церкви: митрополит Елевферий (Воронцов), митрополит Иоанн (Кухтин), митрополит Дорофей(Филипп). Многие наши священнослужители получили и по сей день получают богословское образование в духовных школах Русской Православной Церкви. Многие наши архиереи приняли монашеский постриг в стенах российских монастырей. Мы всецело ощущаем наше родство через веру, культуру и духовность. Сердечно благодарю Ваше Святейшество за предложенную насыщенную духовными переживаниями программу нашего здешнего пребывания, которая в рамках мирного визита предполагает наше совместное служение  в Успенском соборе древнего Московского Кремля, а также посещения Троице-Сергиевой лавры, Валаамского монастыря и святынь Северной столицы России – Санкт-Петербурга. Наша делегация также примет участие в открытии нового учебного года Санкт-Петербургских духовных школ, где обучался архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил, входящий в состав нашей делегации. Для него это будет особенной радостью – посетить свою альма-матер. Искренне верю и надеюсь, что предстоящий мирный визит укрепит братские отношения между нашими Поместными Церквями и даст импульс к более глубокому и обширному сотрудничеству между ними на благо Святой Православной Церкви по всему миру! От всей души желаю Вашему Святейшеству многая лета!». Далее в Тронном зале Патриаршей резиденции состоялась беседа Предстоятелей Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

http://patriarchia.ru/db/text/4595441.ht...

Завершил второй день конференции круглый стол «Проблема границ Церкви и исторические мегарасколы». Участники круглого стола коснулись отдельных аспектов проблематики границ Церкви, связанных с историческими периодами V-VII веков, X века, а также особенностей расколов второго тысячелетия как особого исторического явления. В докладах и последующем обсуждении темы был затронут широкий контекст полемики о границах Церкви в русском богословии XX века; особое внимание было уделено экклезиологической концепции священника Михаила Легеева, предпринявшего попытку преодоления противоречий этой полемики. Участниками круглого слова была подчеркнута важность созидательной экклезиологической работы сегодня — перехода от критики к формулировкам положительного содержания, учитывающим опыт разных богословских школ. 21 февраля в преддверии открытия конференции состоялось два круглых стола, которые также прошли в профессорской Санкт-Петербургской духовной академии. Тема первого заседания — «Троический аспект экклезиологии и история». Ученые обсудили, как догматическое понимание бытия Святой Троицы применялось различными богословами для обоснования собственных представлений об устройстве Церкви. Центральное внимание было уделено экклезиологической концепции митрополита Иоанна (Зизиуласа), которая, как отметили участники круглого стола, выстраивается на основании искаженного троического богословия, идущего вразрез с богословием каппадокийских отцов (идеи «сверхипостаси» Отца и конституции Божественной сущности общением Лиц). В ходе обсуждения были сформулированы перспективные направления для дальнейших разработок в этой области, основанные на адекватном применении таких положений каппадокийской мысли, как «монархия Отца», «кинония», «перихоресис», «обладание природой», «отношения Лиц» к области экклезиологии. Оживленную дискуссию также вызвал вопрос о значении троически-экклезиологических разработок протоиерея Думитру Станилоае для современных исследований. Второй круглый стол организаторы посвятили теме «Свобода и необходимость в истории». Секция стала площадкой для обсуждения историософских положений концепций Н.А. Бердяева, А.В. Карташева, протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Сергия Булгакова и протопресвитера Александра Шмемана. Также ученые рассмотрели развитие подходов к моделированию истории в современных богословских концепциях, отметив факторы определенного преемства и развития в подходах отца Сергия Булгакова, архимандрита Софрония (Сахарова) и священника Михаила Легеева; были рассмотрены такие понятия, используемые в различных моделях, как «модальная свобода», «предельные состояния», «серая область», «нарастающая синусоида», «двухвекторный подход». Отдельное внимание было уделено идеям апокатастасиса в современной экклезиологической мысли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6006705...

Затем делегация посетила Академию имени святителя Афанасия Александрийского и встретилась с ее руководством и студентами. В актовом зале академии был проведен совместный семинар, посвященный современной системе церковного образования в России и актуальным направлениям профессиональной деятельности Санкт-Петербургской духовной академии и других высших учебных заведений Московского Патриархата. Состоялось детальное обсуждение процесса реализации договоренностей, достигнутых в рамках предыдущего раунда переговоров, который прошел в июне 2022 года в Санкт-Петербурге, планов дальнейших совместных проектов СПбДА, ОЦАД и Эль-Мухарракской обители, а также иных вопросов, представляющих взаимный интерес. Стороны согласовали ряд совместных предложений, которые будут вынесены на рассмотрение двусторонней Комиссии по диалогу и на утверждение Священноначалия. В завершение в честь представителей Русской Православной Церкви был дан торжественный прием. Пребывание делегации в Египте продлилось до 4 декабря. Гости посетили основанные на рубеже IV-V столетий на территории нынешней провинции Сохаг коптские обители — монастырь святого Шенуды (Белый монастырь), монастырь святого Псоя (Красный монастырь) и два монастыря в границах городского поселения Ахмим, освященные во имя Пресвятой Богородицы и 8000 мучеников, пострадавших за Христа в 284 году при императоре Диоклетиане. В Каире делегация посетила христианские святыни и культурные достопримечательности египетской столицы, в числе которых Патриаршие кафедральный собор в честь апостола Марка и собор первоверховных апостолов Петра и Павла; знаменитая «Висячая церковь» (Муалляка), построенная на развалинах древнеримской крепости «Вавилон египетский», долгое время являвшаяся кафедральным собором Коптских Патриархов; храм мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство; церковь Божией Матери в Зейтуне, в небе над которой в 1968-1971 годах происходили таинственные явления Пресвятой Богородицы; Коптский музей, Египетский музей и Национальный музей египетской цивилизации.

http://radonezh.ru/2023/12/08/v-egipte-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010