Г. А. Пожидаева ( Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина) оживила доклад о региональных особенностях московской и новгородской певческих школ второй половины XVI–XVII в. прекрасным вокалом. Высоко были оценены доклады К. В. Вершинина ( ИРИ РАН) «Особый перевод сказания Анастасия Синаита о достоинстве священников», Е. М. Юхименко ( Государственный исторический музей) «Источники Выговских Четьих Миней», Т. В. Пентковской ( Московский государственный университет (МГУ) им. М. В. Ломоносова) «Оглавление библейное»: к вопросу о времени и месте составления», Н. В. Савельевой ( Институт русской литературы (ИРЛИ) РАН) «Неизвестное» послание патриарха Гермогена» и др. В ряде выступлений речь шла об агиографических памятниках: А. В. Духаниной ( ИРИ РАН), К. Д. Прихотько ( Московская духовная академия), А. Е. Соболевой ( ИРЯ РАН). Одно из заседаний секции проходило под руководством чл.-корр. РАН Л. А. Беляева в ИА РАН и было посвящено истории московского Новодевичьего монастыря, Покровского собора в Измайлове, храма свт. Николая Чудотворца на Столпах. Во многих докладах секций 3 и 4 («История и культура Руси XI–XV вв., и «Русская история и культура XVI в.») рассматривались вопросы канонического права и литургики, церковных уставов: доклады Т. И. Афанасьевой и Г. С. Баранковой ( обе – ИРЯ РАН), М. В. Корогодиной ( Библиотека РАН), А. И. Алексеева ( Российская национальная библиотека), А. А. Манохина ( Российский государственный гуманитарный университет – РГГУ), А. С. Усачева ( РГГУ, Московский государственный институт международных отношений), Д. М. Буланина ( ИРЛИ РАН), Марии Кьяра Ферро ( Университет им. Г. д’Аннуцио, Кьетти и Пескара, Италия), Франчески Ромоли ( Университет Пизы, Италия). Л. И. Журова ( Институт истории Сибирского отделения РАН) посвятила свой доклад Судным спискам Собора 1531 г., Н. А. Шереметов ( ИРЛИ РАН) – службе прп. Феодосию Печерскому. Обращались докладчики и к материалу древнерусский житий – А. В. Носов ( МГУ, Архив РАН), Н. В. Евстафьев ( ИСл РАН), Т. Б. Карбасова ( ИРЛИ РАН).,взаимоотношений властей и церковных иерархов – Н. В. Башнин ( Санкт-Петербургский институт истории РАН). О связях Руси и афонского монастыря Хиландарь по данным антропонимии рассказал К. А. Максимович ( МГУ; ИРИ РАН; Университет Иоганна Гутенберга, Германия), локализацию двух московских монастырей предложил М. А. Гиршевич ( Столичное археологическое бюро). А. Е. Тарасов (МГУ) выступил с докладом «Русский вариант XV в. перечней митрополий и архиепископий Константинопольского патриархата».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

Духовное образование в жизни Святейшего Патриарха Путь научения церковным наукам Святейший Патриарх проходил под непосредственным руководством митрополита Никодима (Ротова) . Как вспоминал Святейший, «для меня … первым учителем был владыка митрополит Под его духовным водительством был избран путь монашеского служения, которое совмещалось с научной и преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургских духовных школах , самым молодым ректором которых будущий Патриарх становится в 1974 году, когда трудно еще было представить грядущие глубинные изменения в жизни Церкви и ее отношениях с государством. В десятилетие ректорства сложилось видение грядущего обновления духовного образования, была проделана огромная работа по совершенствованию учебного процесса, научной и воспитательной работы, создано первое в истории отечественного духовного образования регентское отделение. В дальнейшем этот опыт оказался неоценимым в служении будущего Святейшего Патриарха в Смоленской епархии , где была открыта одна из первых возрожденных семинарий, и в Отделе внешних церковных связей , при котором действовала аспирантура, впоследствии преобразованная в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Развитие духовного образования По инициативе Святейшего Патриарха Кирилла с 2009 года в Русской Церкви начинается реформа духовного образования. Главная ее цель повышение качества преподавания и обучения, воспитательной работы и научных исследований, ибо, по словам Первоиерарха «Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни. Мы передаем Основные идеи были сформулированы в докладе Святейшего Патриарха Кирилла «Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы» на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 Если главным положительным итогом в предшествующие десятилетия стало возрождение духовного образования и увеличение количества духовных школ, то теперь первостепенной задачей, поставленной перед Учебным комитетом, стало формирование единой системы высшего церковного образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099693...

Еще одна проблема - острая нехватка священников. Вроде возможность открыть приход есть - пожалуйста, приезжайте, открывайте, но где брать кадры? На сегодня у нас примерно 15 тысяч человек духовенства. Даже если у нас будет на приходе по одному священнику, то это всего лишь 15 тысяч приходов. А если мы планируем увеличить их число в три раза, то это только священников 45 тысяч надо иметь! А подготовить духовенство не так просто. Если приход можно открыть в течение месяца, то батюшку за месяц не подготовишь. Для этого как минимум четыре года нужно. При этом надо найти и кандидатов в священство. -  Каковы же тогда реальные способы и сроки выполнения поставленной задачи? - Мы создаем новые епархии. Потому что когда епархия одна и равна целой европейской стране, то нереально одному архиерею в каждой точке создать приход и построить храм. Разукрупнение епархий идет для того, чтобы приблизить архиерея к народу, чтобы открывались новые приходы, находились священники и церковная жизнь возрождалась. В перспективе реальный срок для воплощения этого решения - примерно 15 лет. Если мы каждый год будем открывать по тысяче приходов, то за 15 лет мы удвоим их количество. А если хотим утроить, добавьте еще один срок в 15 лет. При этом все священники должны иметь высшее образование. Ведь священник - это духовный врач. В начале 90-х, в первые годы религиозной свободы, когда стали открывать очень много приходов и не хватало священнослужителей, рукополагали в сан и благочестивых прихожан без высшего богословского образования. Теперь времена изменились. Сейчас у нас достаточно много семинарий, в которых можно получить образование: Московская, Петербургская, Нижегородская, Белгородская и другие. Там, где есть духовные школы, всем батюшкам возможно получить высшее образование. Однако есть епархии, где это пока нереально: там нет ни семинарий, ни академий, ни других духовных школ. Но выход есть всегда. Например, учиться заочно, временно получить неполное образование, параллельно учиться и служить. Если поднимется уровень духовенства, то поднимется и уровень прихожан.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

За Литургией молились игумении и насельницы женских монастырей, представители Союза православной молодежи Мордовии, сестры милосердия, казаки, кадеты, учащиеся воскресных школ. Богослужебные песнопения исполнили сводный митрополичий хор Саранской епархии под управлением монахини Фомаиды (Синицкой) и хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Ю.А. Герасимова. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Горбунов, ректор Саранского духовного училища, настоятель Предтеченской церкви г. Саранска. Многочисленные верующие, не попавшие в переполненный храм, следили за трансляцией Патриаршего богослужения на больших экранах, установленных на территории храма. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Согласно данным представителей МВД, всего в храме и на прилегающей территории в этот день собралось более 10 тысяч человек. По завершении Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, глава Республики Мордовия В.Д. Волков, участвовавшие в богослужении архиереи и руководители Республики Мордовия вышли на возвышающийся над площадью стилобат с восточной стороны храма, где молилось большое количество жителей Саранска. К Предстоятелю Русской Церкви и всем собравшимся обратился глава Республики Мордовия В.Д. Волков. Глава региона, в частности, отметил: «Ваше Святейшество, мы всегда будем с глубочайшей благодарностью помнить, что Вы с первых дней контролировали ход работ по возведению этого храма. Четыре года назад, во время своего очередного приезда в Мордовию, Вы благословили его создание. Год спустя Вы заложили памятную капсулу в основание строящегося собора. Это произошло в дни празднования тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства — единения, важнейшей основой которого была святая наша православная вера. И сегодня для всех нас Ваше участие в освящении храма и открытии памятника Кириллу и Мефодию является большой честью и огромной радостью».

http://patriarchia.ru/db/text/4247417.ht...

Затем митрополит Кирилл перешел к главной теме конференции — 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Следует поговорить о том, что именно кронштадтский угодник Божий помог понять своим современникам, — ведь в начале ХХ века материализм и позитивизм господствовали в сознании не только российской, но и европейской интеллигенции, и вера была делом непопулярным, сказал иерарх. «В те годы Церковь прочно ассоциировалась с отсталостью, с консервативностью, реакционностью в сознании российской интеллигенции, которая жила в условиях православной империи... В это самое время на берегах Невы — не в патриархальной православной Москве, а там, в Петербурге, в вестернизированном городе, находившемся под огромным влиянием новомодных либеральных идей, — появляется священник, который силой своего слова и своего примера в наиболее критический момент нашей национальной истории помог многим самоопределиться». Митрополит Кирилл особо подчеркнул, что отец Иоанн сумел соединить с Церковью многих подверженных духовным сомнениям представителей интеллигенции. Вспоминая о десяти годах своего пребывания на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии, Патриарший Местоблюститель сказал, что в 1960–1970-х годах дореволюционные профессора сошли с кафедр, среднего поколения богословов вовсе не оказалось, и на смену прежнему поколению пришла послевоенная молодежь. Этот временной разрыв болезненно отразился на всей высшей школе. По словам митрополита Кирилла, «исторические катаклизмы выбили очень важное звено, лишив нас возможности опираться на авторитет отцов». Вот почему во второй половине ХХ века в Духовных школах северной столицы акцент был сделан на повышение научного уровня: «Мы, хоть и с трудом, искали какие-то выходы; опираться на светскую школу было невозможно, поэтому возникла необходимость быстро кого-то готовить», — сказал Местоблюститель Патриаршего престола, выразив убеждение, что и сегодня следует серьезно думать о повышении научного уровня учебных заведений, создании сильной классической филологической основы богословских исследований, формировании новой школы богословов, экзегетов, патрологов, религиозных философов. «Это все еще предстоит сделать, хотя, выступая в этих стенах, я должен со всей очевидностью свидетельствовать, что уже многое и многое сделано», — подчеркнул архипастырь.

http://e-vestnik.ru/reports/sobr_bogoslo...

И в эти минуты я молю Господа Воскресшего и Его Пречистую Матерь, чтобы немощная душа моя всегда была поддержана уздой благодати и любви на многотрудном апостольском пути, на который я ныне готовлюсь вступить. Приуготовлением к этому пути были все предыдущие годы. Промыслом Божиим приведенный под святительский омофор Его Высокопреосвященства митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, я учился у него смирению и любви и сподобился монашеского пострига как милостыни последования Христу. Санкт-Петербургские духовные школы, где я учился и которым благодарен за рождение осмысленного отношения к вере, были также духовными школами владыки Исидора, где он сначала сам черпал сокровища истины Христовой, а затем и щедро одаривал этими сокровищами других. Под его богомудрым руководством проходило мое пастырское становление, а затем становление как преподавателя уже екатеринодарских духовных школ и раскрылось значение слов святителя Иоанна Златоуста: «Чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать». И теперь я, будучи призван быть Вашим помощником, милостивейший владыка, благодарю Вас в сердечном умилении за оказанное доверие и прошу смиренно и впредь не оставлять меня, недостойного послушника Вашего, своими отеческими попечениями. Выражаю искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Егорьевскому Марку, чью внимательную заботу и мудрое руководство я постоянно чувствовал в последние три года, неся служение на Свято-Николаевском приходе города Рима. С чувством сыновнего благоговения благодарю свою маму, которая дала мне первые уроки веры и благочестия. Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. Епископ Игнатий (Брянчанинов), чье святительское служение проходило на Кавказе, в том числе и в Кубанской области, призывал: «Внимательно бодрствуй, чтобы сохранить, удержать при себе благодать Божию». Верю, что по вашим святым молитвам Господь Вседержитель споспешествует сохранению внимательной бодрости на всем моем пути, ибо Он блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие... Ему честь и держава вечная! (1 Тим. 6, 15–16). Аминь.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_german_...

Итак, какое же орудие следует избрать для повторения украинского опыта на Российской почве? Очень просто: найти и героизировать подобного выродка, только на сей раз русского происхождения. Долго искать не пришлось. Таким аналогом украинского «героя» сделали русского «героя» – командующего «русской освободительной армией», бывшего советского военачальника, генерала Андрея Андреевича Власова. Такая попытка переворота в общественном сознании была предпринята не кем-нибудь, а действующим священником Русской Православной Церкви, заведующим исторической кафедрой Санкт-Петербургских Духовных школ, профессором, настоятелем университетского храма Петра и Павла, протоиереем Георгием Митрофановым. Скандалов в средствах массовой информации, по поводу деятельности данного персонажа, было предостаточно. Доходило до того, что отец Георгий был выведен из состава комиссии по канонизации святых, а также лично патриархом ему было запрещено давать интервью в СМИ на определённый срок. Однако эти административные меры далеко не полностью обезвредили возродителя власовского движения. Самое страшное, что он остаётся учителем и воспитателем поколений и поколений будущих священников нашей церкви. Если сейчас генерал Власов, мягко говоря, у нас в народе популярностью не пользуется, то следует вспомнить, что и Бандера 30 лет назад не очень-то был любим на Украине. Бандера – не просто личность. Бандера – это идеология. Точно так же и Власов есть целое мировоззрение. Мировоззрение тотального предательства, обесценивания смыслов национальной истории, способное взорвать Россию изнутри и окончательно выпустить на волю древнего демона междоусобной брани. На этот результат работает протоиерей Георгий Митрофанов. Это с его профессорской подачи в либеральных кругах громко звучит, в отношении Великой Победы хлесткий термин «победобесие». Это он учит своих студентов профессиональному цинизму, заявляя на своих лекциях: «Святой Руси никогда не было и не будет!». Это он, отвечая на вопрос, «чей Крым?», глумливо говорит: «Крым сдан» ( кстати, в этом интервью программе «Ещё непознер» о.Митрофанов помимо фразы «Крым сдан» говорит о том, что в нашей Церкви уже нет Христа!, интересно, что он тогда делает в такой Церкви, кому служит? – РНЛ). И конечно он выступает против СВО.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/05/or...

Музей истории религиипередал ряд своих экспонатов в пользование Церкви Государственный музей истории религии заключил договоры с приходами Казанского кафедрального собора и Софийского собора в Пушкине, по которым ряд предметов, находившихся ранее в ведении музея, переданы в безвозмездное пользование верующим. Как пояснил Борис Аракчеев, директор музея, «церковные ценности не могут быть переданы храмам из музеев в собственность, так как по действующему российскому законодательству все, что записано в книгу поступлений государственных музеев, принадлежит государству и числится в этих музеях на вечном хранении». Однако с выходом новых законодательных актов оказалось возможным передать приходам некоторые предметы во временное пользование. Согласно заключенному договору, Казанский кафедральный собор получил 88 музейных предметов на срок от 3 до 5 лет, Софийский собор - 78 предметов на 5 лет. Верующим были переданы святые мощи, старинные дарохранительницы, иконы, картины, лампады, облачения. Роль монастырейобсудили в Петербурге Конференция «Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества» состоялась 23 октября в Музее христианского искусства при храме св. прпмч. Андрея Критского (подворье Константино-Еленинского монастыря). На заседаниях были затронуты темы истории монастырей Русского Севера, роли монастырей в просвещении Древней Грузии, традиций воскресных школ при монастырях Петербурга, значения паломничеств и миссионерской деятельности. В Петербурге появитсяянтарный храм Церковь свв. Царственных страстотерпцев при Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии станет первым в мире янтарным храмом. По словам настоятеля иерея Евфимия Добрянского, планируется отделать янтарем разных цветов все внутреннее пространство храма. Идея принадлежит русскому бизнесмену из Лос-Анжелеса, владельцу фирмы, производящей изделия из янтаря. В данный момент храм находится в аварийном состоянии, работы по его восстановлению планируется завершить примерно через семь лет.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Мы находимся в его доме. В этом же доме после Великой Отечественной войны подобно тому, как некогда в доме апостола и евангелиста Иоанна Богослова поселилась Божия Матерь, оказалась икона Пресвятой Владычицы, именуемая Царскосельская. Сегодня хозяин этого дома, апостол Иоанн, принимает на праздничном торжестве всех нас. Я хотел бы сугубо поблагодарить вас, дорогой владыка, за то, что вы прибыли по велению своего сердца в Академию, которую вы некогда заканчивали, для того, чтобы разделить нашу радость. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто приехал к нам и из других стран, из дальних приходов и епархий за ваши молитвы, за вашу любовь к апостолу любви. Вчера во время литии, дорогой владыка, мы перечисляли святых, которые вышли из нашей Духовной Академии, и среди них был тот, кто в этих стенах особо молится за вашу епархию - святитель Амвросий, епископ Сарапульский. Я желаю, чтобы его небесное покровительство помогало вам в вашем святительском служении. Всем вам, дорогие отцы, братия и сестры, желаю милости и благословения Божия, продолжающейся и неперестающей пасхальной радости " .  Епископ Антоний в приветственном слове поблагодарил архиепископа Амвросия за возможность совершить Литургию в родной для него Духовной школе и произнес самые теплые пожелания начальствующим, учащим и учащимся Академии: " Дорогой владыка, отцы, братья и сестры! В эти пасхальные дни как никогда актуальны слова, которые мы сегодня слышали за Божественной литургией в соборном послании апостола Иоанна Богослова. В нынешний день для нас совершенно очевидно, что никакой страх не должен нами овладеть. Любовь Божия побеждает всякое зло и всякий страх. Сегодня мы празднуем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, который всей своей жизнью доказал, что любовь побеждает все. Было время, когда эти стены были разрушены и поруганы. Но здесь возродилась духовная жизнь. Сейчас мы видим как по молитвам апостола Иоанна Богослова, трудами владыки ректора, сотрудников, учащихся Духовных школ, возрождается новыми масштабами жизнь Академии. Заканчивается учебный год, кто-то скоро покинет стены Духовной школы, но каждый из вас обязательно заберет отсюда частицу любви апостола и ученика Господня Иоанна Богослова. И каждому из нас, взирая на него, необходимо подражать его служению и вере, следовать за ним в служении Любви.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко, председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , руководитель Художественно-производственного предприятия  «Софрино»  Е.А. Пархаев, помощник председателя Правительства Российской Федерации Г.Г. Онищенко, настоятельницы женских обителей, священнослужители Москвы и Подмосковья, сотрудники синодальных и иных церковных структур, представители приходских советов, преподаватели и учащиеся церковных учебных заведений. Предстоятель Русской Православной Церкви совершал богослужение в интронизационных облачениях. В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. За Литургией пели хор Храма Христа Спасителя (регент — Илья Толкачев) и Московский синодальный хор (регент — заслуженный артист России Алексей Пузаков). На малом входе за усердное служение на благо  Московской городской епархии  Предстоятель Русской Православной Церкви возвел  архиепископа Истринского Арсения , первого викария Святейшего Патриарха по г. Москве, в сан митрополита. В связи с назначением управляющим  Пензенской епархией , правящий архиерей которой является также главой  Пензенской митрополии ,  епископ Серафим (Домнин)  был возведен в сан митрополита. Во внимание к усердным трудам в сан архиепископа были возведены: ректор  Санкт-Петербургских духовных школ   епископ Петергофский Амвросий ,  епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт ,  епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон ,  епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий  и  епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Борис Левшенко, клирик  храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе  в Москве. По окончании Литургии был совершен молебен. Благодарственную молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

http://patriarchia.ru/db/text/3552232.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010