3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Шкаровский М.В., «История Болгарской Православной Церкви и ее отношений с Русской Церковью в первой половине XX века» Лучшая книга для молодежи 2-е место. Издательство «Сибирская благозвонница». Морозова Е.А., «Диалоги о семье и браке» Лучшее справочное и краеведческое издание 1-е место. Вятская епархия. Коллекционный дом Абрамовых. Давыдова Е.В., Гнутова С.В., Абрамов В.А.ч, «Благословенное древо. Резная православная икона и скульптура XVII-XX веков» 2-е место. Варшавская православная митрополия. Федукина Е.В., «Лексикон православной терминологии русско-польской» 3-е место. Издание Тульской духовной семинарии. Сост. Петрова М.В., «Альбом родословий Тульской епархии. История и современность» Лучшее учебное издание 1-е место. Издание православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск). Покровский Н.Н., «Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках» 2-е место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Лега В.П., «История западной философии» 3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Добыкин Д.Г., «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» 3-е место. Издательство Московской Патриархии. Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот, «Основы христианской нравственности: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень» Лучшее художественное произведение 1-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Иеромонах Симон (Бескровный), «Единственный мой Бог» 2-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Священник Ярослав Шипов, «Тоскующие по небесам» 2-е место. «Арт Деко». Хотулев В.В., «Свет огня» 3-е место. ООО «Зёрна-Слово». Рожнева О.Л., «Тесный путь. Рассказы для души» Лучшее электронное издание 1-е место. Центр культурных инициатив «Сретение», кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы. Коллектив ООО «Центр культурных инициатив «Сретение»», мультимедийный проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» 2-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Авторский коллектив под редакцией протоиерея Димитрия Юревича, Мультимедийные пособия «Библейская археология. Малая Азия», «Библейская археология. Святая Земля», «Библейская археология. Иордания»,

http://pravoslavie.ru/74990.html

В 1892 году была учреждена Финляндская и Выборгская православная епархия. Святейший Синод Русской Православной Церкви вынес при этом такое определение: “По обширности Санкт-Петербургской епархии и по значительной в ней численности православного населения, храмов Божиих, учебных заведений и служащего духовенства, неизбежно встречаются неудобства и затруднения в управлении православными приходами Финляндии, особливо же в благоуспешном течении дел, касающихся священнослужителей, и мероприятий к вящему укреплению в православном населении Финляндии истин православной веры Христовой. Для устранения таковых неудобств и затруднений и в целях ближайшего архипастырского воздействия на православных чад Церкви Христовой в Финляндии Синод полагает: взамен существующего ныне в Санкт-Петербургской епархии первого викариатства учредить в Финляндии самостоятельную архиерейскую кафедру на следующих основаниях: 1) в состав учреждаемой епархии включить все находящиеся в Финляндии православные приходы и монастыри; 2) епархиальному архиерею сей епархии именоваться Финляндским и Выборгским и местопребывание иметь в г. Выборге; 3) содержание Финляндского архиерея, его свиты, архиерейского дома, кафедрального собора и Финляндской духовной консистории определить штатами, которые внести, особо от сего, на утверждение, в установленном порядке; 4) с открытием Финляндской духовной консистории существующее в г. Выборге Духовное правление закрыть и дела оного передать в Консисторию” 4 . На учрежденную кафедру был назначен с возведением в сан архиепископа ректор Санкт-Петербургской Духовной академии епископ Выборгский Антоний (Вадковский) 5 . За время его управления Финляндской епархией (1892–1898 гг.) были открыты несколько новых храмов, школ, основана Линтульская женская обитель, учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских (учреждено в 1885 году) стало ежемесячно издавать на финском языке журнал “Aamun Koitto” (“Утренняя заря”) и на русском “Рождественские” и “Пасхальные” листки. Выдающимся архипастырем Финляндской и Выборгской епархии длительное время (с 1905 по 1917 гг.) был Высокопреосвященный Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (†1944). С целью лучшего ознакомления с жизнью вверенной ему епархии он посещал приходы и сам расспрашивал финляндское духовенство о его нуждах. Его заботами при кафедральном соборе в г. Выборге была организована специальная миссия, целью которой было распространение и утверждение Православия среди карел.

http://pravmir.ru/istoriya-pravoslaviya-...

Об инициативах по поддержке семей священнослужителей в Белгородской епархии рассказал секретарь Белгородского епархиального управления протоиерей Алексий Москаленко. Благочинный Правобережного округа Красноярска протоиерей Максим Смоляков рассказал об успешных методах поддержки священнических семей, подчеркнув, что психологическая поддержка важна уже на этапе обучения в духовных школах. Нужно укреплять не только дух, но и психику будущего пастыря. Перед рукоположением следует проводить собеседование будущих священников с православным психологом. Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин выделил факторы, приводящие к кризису в семье священнослужителей, в том числе отсутствие единой цели существования, угасание чувств, неумение выстраивать диалог, разную степень воцерковленности. Важно начать подготовку учащихся духовных школ к вступлению в брак, создать программу «Семейное воспитание», предваряющую этот шаг, ввести в епархиях должности семейного психолога, проводить регулярные встречи епархиальных архиереев с супругами священнослужителей, приглашать их к активному участию в жизни епархии, создавать условия для совместного семейного отдыха членов семей священников. О феномене духовной незрелости пастыря и проблеме понимания пастырем врачующей силы Евхаристии говорил член научно-педагогического совета Санкт-Петербургской митрополии , доцент СПбДА иерей Игорь Лысенко. Он отметил, что отношение к Евхаристии и к собственной семье как к малой Церкви определяют духовную зрелость пастыря: если он не показывает своим примером, что семья — это самое важное, даже если он монашествующий, то шансов у России, где трудоспособное население сокращается примерно на один миллион человек в год, нет. В дискуссии участвовали члены комиссии Межсоборного присутствия, докладчики, благочинные и настоятели храмов Санкт-Петербургской епархии, представители СПбДА. В частности, председатель молодежного епархиального отдела протоиерей Константин Головатский отметил, что такие формы служения, как работа с молодежью, военными, спортсменами, социальная работа и взаимодействие с общественными организациями в интересах Церкви являются неотъемлемой частью пастырского служения. Супруга протоиерея Евгения Шогенова Александра Шогенова отметила важную роль института священнической семьи и моральной поддержки супругов, сотрудник управления делами Московской Патриархии Евгения Жуковская обратила внимание аудитории на важность работы с молодым поколением, потенциально склонным к служению Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5436470...

Еще одно перспективное направление пастырской практики — сотрудничество духовных школ со светскими учебными заведениями. Это возможность педагогической практики, когда студент семинарии преподает ОПК в средней школе, что позволяет ему не только развивать проповеднический навык, но и с новой стороны открывать Церковь для молодых людей. Организация площадок для диалога студентов духовных и светских учебных заведений — совместных конференций, форумов, выездов, молодежных лагерей (проходящих в неформальной обстановке, способствующей тесному общению), — все это может стать важным шагом к получению пастырского опыта учащихся, к осознанию миссионерской значимости таких мероприятий в духовных школах. Все перечисленное — штрихи к пониманию того, как воспитать будущего пастыря, получившего объем теоретических знаний и практического опыта, навык общения с людьми разных возрастов, социальных групп и убеждений, то есть всех, к кому обращает Господь наш Иисус Христос Свои слова: «Итак, идите, научите...» (Мф. 28:19). В завершение подчеркну, что мы должны действовать в рамках единого учебного плана, утвержденного Высшим Церковным Советом . Это решение было, в свою очередь, утверждено Священным Синодом 13 июля 2015 года ( журнал 40 ). Позднее Архиерейский Собор 2016 года постановил: «Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ» (пункт 12 постановлений Собора). Наконец, Архиерейский Собор 2017 года определил перечень приоритетных задач в сфере духовного образования, в том числе «завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата» (пункт 19 постановлений Собора). Кроме прочего, от перехода семинарии на этот план зависит аккредитация духовного учебного заведения. Между тем Архиерейский Собор 2017 года указал: «Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации» (также пункт 19 постановлений Собора).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5162895...

Также в адрес ПСТГУ поступили поздравления от Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония, архиепископа Львовского и Галицкого Августина, ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Гатчинского Амвросия, ректора Минских духовных школ архимандрита Иоасафа (Морзы), ректора Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Н.М. Рассадина и ректора Кубанского государственного университета М.Б. Астапова. В этом году актовый день был совмещен с началом ежегодной богословской конференции. Работу форума открыл епископ Женевский Михаил, выступивший с пленарным докладом «Отношение Русской Зарубежной Церкви к богоборческой власти в России и вопрос сохранения церковного единства». Затем состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры — сводный ПСТГУ, хорового училища при факультете церковного пения и богословского факультета ПСТГУ, исполнившие произведения церковных композиторов Бортнянского и Попова-Платонова, а также традиционные грузинские церковные песнопения. Осенняя сессия богословской конференции продлится до 23 ноября 2010 года. Форум проходит под эгидой Синодальной библейско-богословской комиссии. Всего на конференции заявлено 13 секций по истории Церкви, патрологии, библеистике, философии, религиоведению и грузиноведению. В рамках конференции 17 ноября состоялось заседание секции картвелологии, работу которой возглавил митрополит Горийский Андрей. Источник: Патриархия.ru 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова , ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. В ноябре того же года в Ленинграде открываются Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована указом Святейшего Патриарха из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии. С 1946 года и по настоящее время С-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в здании бывшей Петроградской духовной семинарии. За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые несли в течение последних десятилетий свое служение в Церкви Христовой. С 1995 года СПбПДА находится под архипастырским попечением Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Митрополит Владимир окончил ЛДА в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем Священного Писания Ветхого Завета. Ныне митрополит Владимир является Почетным членом академии. Решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2008 года епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ назначен Преосвященнейший Амвросий (Ермаков). Устройство [ править править код ] Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия) состоит под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви; финансируется из средств Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

В 1844 году иеромонах Иоанн (Соколов) был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию 7 , где занял место преподавателя на кафедре канонического права, на которой трудился десять лет. Данный перевод состоялся благодаря обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, который привлекал талантливые кадры в столицу Империи. Помимо иеромонаха Иоанна (Соколова) граф Протасов в то же время привлек из Киевской духовной академии иеромонаха Макария (Булгакова) , прославившегося впоследствии в качестве богослова и историка Русской Церкви. Именно петербургский период отмечен наиболее значимыми учеными трудами епископа Иоанна. По замечанию Прокошева П. А. : «этот период жизни Иоанна был временем в высшей степени многотрудной и плодотворной деятельности его» 8 . Однако помимо занятий наукой, он имел и практические послушания при Академии. В 1845 году освободилось место помощника инспектора, которое занял иеромонах Иоанн. В том же году он был назначен членом комитета, в задачи которого входил анализ учебных конспектов для преподавания в семинариях. После ревизии Санкт-Петербургской академии митрополитом Антонием иеромонах Иоанн получил от него положительный отзыв, следствием чего стало получение особого благословения Святейшего Синода. В 1848 году отец Иоанн стал действительным членом конференции столичной Академии 9 и за образцовое несение возложенных послушаний получил сан архимандрита 10 . С 1848 года по 1857 о. Иоанн являлся членом Санкт-Петербургского Цензурного комитета 11 . В качестве источника о данной деятельности послужила заметка Котовича Алексея Никаноровича 12 . По свидетельству данного автора, архимандрит Иоанн являлся человеком, который следовал общему духу времени правления императора Николая I и политике своего патрона – графа Протасова. Именно общими условиями и фоном, на котором трудился арх. Иоанн, можно прояснить ту ситуацию с различием между сотрудником Цензуры и редактором «неблагонамеренного» журнала «Православный собеседник» в конце 50-х гг. С точки зрения Котовича, архимандрит Иоанн не выделялся из общего состава членов Комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Для многих верующих родителей обучения детей только в воскресной школе, естественно, видится недостаточным. Ребенок проводит там всего пару часов в неделю, а основное время - в обычной светской школе, где отсутствует православная составляющая. Поэтому вполне резонно, что родители хотят видеть свое чадо в обществе единоверцев и единомышленников из православных семей. В Санкт-Петербурге действуют пять православных общеобразовательных школ:  1. Медицинская гимназия (с православным воспитанием); 2. Школа народного искусства императрицы Александры Федоровны; 3. Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского; 4. Свято-Владимирская общеобразовательная школа при Новодевичьем Воскресенском монастыре; 5. Гимназия имени святого Амвросия Оптинского на подворье Оптиной пустыни. Святейший Патриарх обратил внимание на еще одну проблему - отсутствие в большинстве епархий православных детских садов. В Санкт-Петербурге имеются лишь дошкольные группы в некоторых приходах и монастырях. Это связано с несколькими причинами, в том числе и с очень строгими требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреждениям. Повышенные меры безопасности - отличительная черта работы с детьми дошкольного возраста. Должна быть создана полноценная система православного образования, включающая детский сад и школу, а для тех, кто хочет служить - духовную семинарию. Надо рассмотреть возможность осуществления этой идеи на приходах, особенно где есть воскресные школы с большим количеством детей, в том числе дошкольного возраста. Это будет стимулом для развития приходской жизни, привлечет новых людей. В рамках темы образования напомню о важности преподавания модуля " Основы православной культуры " в школах. Процент тех, кто его выбирает в Санкт-Петербурге, в течение нескольких лет остается в целом без изменений. Необходимо на уровне благочиний налаживать сотрудничество с районными отделами образования, говорить прихожанам о важности этого предмета, заниматься популяризацией данного модуля среди жителей района. Радует, когда на приходах проходят встречи с преподавателями ОПК - ведь некоторые, ведя этот предмет, являются людьми нерелигиозными. Нужно вводить их в курс дела, рассказывать о нашем вероучении, храме, богослужении - в атмосфере взаимного уважения и благожелательности. Тогда они будут передавать ученикам свой положительный опыт от знакомства с православием.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-m-va...

Осенью, в сентябре-октябре, планируется Всенощное бдение с участием трех духовных епархиальных хоров - Хора духовенства, женского и детского - в одном из соборов Санкт-Петербурга. " Мы понимаем, что в выходные дни верующие захотят пойти в свои приходские храмы, а люди светские - на какие-то светские увеселения, - сказал отец Илия. - Поэтому мы решили, что это богослужение состоится в будний день, чтобы все желающие смогли прийти " . Дата и место пока уточняются. 1 ноября состоится Большой юбилейный концерт на сцене Ледового дворца. " На этой площадке Святейший Патриарх Кирилл встречался с молодежью " , - напомнил отец Илия. В конце года пройдет традиционный декабрьский концерт. Юрий Гермасимов рассказал об истории хора, особо коснувшись последнего периода, когда хор был возобновлен. " Молодые священнослужители и студенты Санкт-Петербургских духовных школ, вошедшие в новый состав, были воспитаны на выступлениях Хора духовенства, основанного владыкой Никодимом, они слушали записи хора на грмапластинке, выпущенной фирмой " Мелодия " . В 2011 году я стал художественным руководителем хора. Поскольку хор состоит из действующих священнослужителей, в исполнении особенно слышен молитвенный опыт " . Игорь Копылов сказал, что для него участвовать в постановке выступлений хора - большая честь, а слушать их - как глоток свежего воздуха. " Мы выступали на разных площадках, и нигде не встретили ни одного препятствия: у всех людей была потребность стать соучастниками. Особенное воодушевление было заметно на благотворительных мероприятиях хора " . Татьяна Орлова напомнила, что в Санкт-Петербурге немало хоровых коллективов, исполняющих духовную музыку, но Хор духовенства отличается от прочих особой проникновенностью, одухотворенностью. Татьяна Николаевна рассказала, что комитет по культуре сотрудничает с хором много лет и всегда оказывает хору информационную и организационную поддержку: было это и в 2014 году, когда отмечали 700-летие преподобного Сергия Радонежского, и в 2015-м, в год 1000-летия преставления святого великого князя Владимира.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Первой архиерейской хиротонией, которую возглавил владыка Никодим, стало рукоположение в 1961 году во епископа Таллинского архимандрита Алексия (Ридигера), будущего Патриарха Московского и всея Руси. В 1969 года митрополит Никодим совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева, с наречением имени Кирилл; 7 апреля того же года он же рукоположил инока Кирилла во иеродиакона, а 1 июня — во иеромонаха. 14 марта 1976 года владыка Никодим возглавил хиротонию архимандрита Кирилла во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Вечером в субботу Патриарх возглавил воскресне всенощное бдение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Предстоятелю РПЦ сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, епископ Петергофский Маркелл, наместник Александро-Невской обители архимандрит Назарий (Лавриненко), духовенство Санкт-Петербурга, насельники монастыря в священном сане. В соборе собрались несколько тысяч богомольцев. Обращаясь к собравшимся, Патриарх назвал Троицкий собор " купелью российского епископата " : " В Синодальное, дореволюционное время именно здесь совершались архиерейские хиротонии, отсюда выходили на служение архипастыри Русской Православной Церкви, которые в XX веке увенчали себя бессмертной памятью и любовью народа, ибо в годы безбожных гонений многие из них стали новомучениками и исповедниками " , - отметил предстоятель РПЦ. Утром 5 апреля, в Неделю Пятую Великого поста, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе - самом большом храме Санкт-Петербурга. Предстоятелю РПЦ сослужили те же архиери, что накануне за всенощным бдением. За малым входом Патриарх возвел в сан протодиакона с возложением камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью диакона Андрея Кураева.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010