Если не будешь услышан – благодари, и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое – и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы. Ведь Бог не ненавидит, не отвращается от нас: Он слышит нас, но Он, как все чадолюбивые отцы, хочет, чтобы мы постоянно прибегали к Нему. Ибо отец, если видит, что чадо нерадиво, не сразу дает ему просимое – не потому, что не видит 64 его, но для того, чтобы тот, получив, не был нерадивым. Бог испытывает терпение молящихся. Поэтому надо молиться Ему часто и прилежно, со слезами и воздыханием, пока наша молитва не будет услышана. Вот как следует поклоняться Богу ныне, во времена Нового Завета! А о том, как и почему следует поклоняться святым иконам и прочим Божественным и освященным вещам, ты найдешь достаточно объяснений в вышеписанном втором слове 65 . Узнай же истину и о том, что следует Единому Богу служить – и как подобает ныне служить Ему Единому: не бессловесными жертвами, как иудеи и эллины, но прежде всего сохранять веру невредимой и чистой, как обещал при крещении во Отца и Сына и Святого Духа, и дела, которые обещал Христу, творить, – и со страхом и любовью соблюдай это. Какие же дела должен ты творить? – Послушай. Прежде всего «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» ( Лк. 10, 27 ), и да не отлучит тебя от любви этой «ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее» ( Рим. 8, 38 ). Постарайся сделать все обычаи свои и нравы и дела угодными Ему, будь праведным 66 , мудрым, утешителем скорбящих, питателем нищих, принимай странников, защищай обижаемых, будь благоговейным в общении с Богом и приветливым с людьми, терпеливым в напастях, не досаждай, будь щедр, милостив, в ответах сладок, кроток, не желай славы, не будь лицемерным, но будь чадом Евангелия, сыном воскресения, наследником жизни, не златолюбцем, не осуждающим, а часто молящимся, скорбящим о грехах, веселящимся о Боге, алчущим, жаждущим, смиренным, долу поникшим, умом же к Небу простирающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Пусть он сейчас и рассердится, все равно ничем не сможет тебе повредить, – а потом и благодать тебе вменится 62 . Даже если он и станет твоим врагом – Бог будет твоим другом, потому что поступая так, мы и братию спасем, и себе приобретем прощение согрешений и великое дерзновение пред Богом, и награду получим, чем просто молящийся: ведь он только о себе заботится, тот же, кто останавливает бесчинствующих, заботится о многих – прежде всего о тех, которые хотят предстоять Господу со страхом и работать Ему со смиренным сердцем, а потом и о тех, которые хотят бесчинствовать. Потому мы и получим сугубую пользу, и Сам Владыка будет посреди нас, подавая венец каждому из благочинно молящихся. Итак, мы сказали о благочинии церковной молитвы. Но если рядом нет церкви – не говори: «Я не могу молиться без церкви». Тот, кто с чистым сердцем и делами подобающими призывает Бога, будет услышан на всяком месте, и молитвы его послушает Господь, с усердием внимая, хотя место и кажется неподобающим: важно не место молитвы, но образ. Иеремия находился в пропасти, однако умолил Бога ( Иер. 38, 6–13 ; Плач. 3, 53–57 ). И три отрока были в пещи – и умолили Бога ( Дан. 3, 21–94 ). И Даниил был во рву львином – и умолил Бога ( Дан. 6, 16–23 ). Иов сидел на гноище – и умолил Бога и получил сугубое богатство 63 . Моисей был на море, но Бог услышал его и сказал: «Что взываешь ко Мне»? ( Исх. 14, 15 ) Разбойник висел на кресте, но отверз рай ( Лк. 23, 40–43 ). Так и ты, возлюбленный, где бы ты ни был: на море, на дороге или в доме, идешь ли ты, или сидишь, или спишь – на всяком месте непрестанно молись с чистой совестью, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И Бог услышит тебя, ведь земля и все концы ее принадлежат Ему. Хорошо и полезно молиться и воздыхать о грехах на всяком месте. Так и к Корнилию молящемуся пришел ангел и сказал: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» ( Деян. 10, 4 ). Разве повредила Корнилию домашняя молитва? Разве помогло фарисею предстояние в церкви, исполненное самомнения и гордости? ( Лк. 18, 10–14 ) Великое благо – молитва , произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: «Царства земные! пойте Богу... восшедшему на небеса небес на востоке» (См. Пс. 67, 33–34 ). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: «Вот муж, Восток имя Ему» (См. Зах. 6, 12 ) 50 . «И насадил Господь Бог рай... на востоке» ( Быт. 2, 8 ), – чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку – так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: «Как молния исходит от востока... так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 27 ). И ожидая этого, мы кланяемся на восток – не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей – тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили. И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек – церковь , ведь апостол Павел говорит: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3, 16 ), – и: «Вы храм Бога живого» ( 2Кор. 6, 16 ). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь – это не стены, но собрание верных и благочестивых людей. Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм 51 Божий живет в вас и что вы – храм Бога живого. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец – «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14, 23 . В цитате прп. Иосифа: «обитель в нем сотворим».). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали. Когда же Златоуст говорит: « Церковь – не стены, но собрание верных благочестивых людей», – то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви – ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: « Церковь светлее небес».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Некоторые указывают, что Христос, дунув, сказал ученикам Своим: «Примите духа святого» (См. Ин. 20, 22 ), – и потому они считают, что Дух Святой исходит от Сына. На это Афанасий Великий отвечает: следует знать, что когда Христос, дунув, сказал ученикам «Примите духа святого», – Он дал им не Существо Святого Духа, но дарование духовное, как и Сам Он свидетельствует, говоря: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не приидет к вам» ( Ин. 16, 7 ). Очевидно, что если Христос еще не ушел, то и дуновение это не было пришествием Утешителя, но дар благодати духовной. Когда же Он сказал: «Примите духа святого», – то добавил еще «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20, 23 ). Отсюда ясно видно, что дуновение это было духовным дарованием оставлять и прощать грехи, а не Ипостасью и Существом Святого Духа; ведь для Писания это обычно – называть духовный дар духом, как Исаия пишет о Христе «Произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его»( Ис. 11:1 ), и почиют на нем семь духов, то есть семь дарований духовных. И чтобы никто не раздумывал, что это за семь духов, он сам протолковал их как «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 1–2 ), «дух страха Божия» (См. Ис. 11, 3 ) 53 .. И Григорий Богослов говорит: действия, я имею в виду духовные, Исаие удобно называть духами, ведь духовное естество само не разделяется, но разделяет дарования. Когда же Он вознесся на Небеса, ученики приняли Духа Святого как Ипостась. Ибо Сам Господь говорит об этом «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» ( Деян. 1, 8 ). Как и случилось в день Пятидесятницы, о котором и апостол Петр свидетельствует, что апостолы тогда именно приняли Дух Святой – в день Пятидесятницы. Он говорит так: «Сего Иисуса Бог воскресил... Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян. 2, 32–33 ), – и это было в день Пятидесятницы, а не тогда, когда Христос дунул.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Точно так же следует почитать святые Божии церкви и с верой и страхом поклоняться им, потому что еще и в Ветхом Завете Бог повелел Моисею устроить скинию, скиния же есть не что иное, как церковь . Так, Бог сказал ему: «Видишь, и сделай все, как Я покажу тебе на горе, образец храма и образец всех сосудов его» (См. Исх. 25, 9 ) 48 . И после этого говорит: «Собери все общество ко входу храма собрания, чтобы они услышали слова Мои» (Ср.: Лев. 8, 3 ; Чис. 10, 3 ; Чис. 11, 16 ) 49 . И в книге Царств сказано «И Самуил лежал в храме Господнем» ( 1Цар. 3, 3 ). И Соломон создал церковь по Божественному повелению, ведь Бог сказал Давиду: «Сын твой построит дом имени Моему» ( 3Цар. 5, 5 ). И Сам Господь наш Иисус Христос говорит «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16, 18 ). И святые апостолы, по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, создали в Иерусалиме церковь , потому что в Деяниях говорится: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» ( Деян. 8, 1 ). И еще говорится об апостоле Петре «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян. 12, 5 ). Также и Петр и Иоанн в Лиде создали церковь во имя Богоматери. И Климент, ученик Петров, пишет, что когда апостол Петр в Риме исцелил Софию, родственницу царя, то блаженная София, по повелению апостола Петра, создала в своем большом дворце церковь во имя Пречистой Богородицы, которая и доныне существует в Риме и называется «Софией», и поручила ее Петру; Петр же освятил церковь, взяв мощи первомученика Стефана и положив в ней. Видишь: Сам Чудотворец Бог повелел созидать святые Божии церкви! Затем святые апостолы и святые отцы и учители, которые были после святых апостолов, заповедали создавать святые церкви и поклоняться им с верою, и почитать со страхом, и нет веры в Господа нашего Иисуса Христа без церкви, но где вера, там и церковь . Некоторые говорят, что лишь тогда подобает поклоняться святым иконам и святым церквам, если при этом кланяешься на восток, – если же не на восток, то не следует поклоняться. Посмотри – это не поучение, а скорее прелесть! Когда ты видишь царя или князя, то и не на восток кланяешься ему, но как получается. И если царю или князю кланяешься и на запад, и на север, и на юг – то тем более подобает поклоняться и на запад, и на север, и на юг, как когда придется, образу Небесного Царя и изображениям тех, кто угодил Ему от века, а также и Божиим церквам. И святые апостолы и бывшие после них божественные отцы и учители наши заповедали нам писать в святых церквах всечестные и святые образы Бога и Владыки и святых Его и на северной, и на западной, и на всех стенах, заповедали поклоняться этим образам и почитать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Свет же и Дух Святой, истинный и животворящий Бог, совершенен и единосущен Отцу и Сыну, всемогущ, вседержавен, всех освящает, господствует, обладает, царствует, владычествует, безначальный, невидимый, непостижимый, неисследованный, неизреченный, создавший с Отцом и Сыном разумную и чувственную тварь, исходящий от Отца, – но не от Сына, как утверждают, мудрствуя, еретики-латиняне. Кто свидетельствует о том, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Сына? – Сама Истина, Господь наш Иисус Христос. Ибо Он сказал: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» ( Ин. 15, 26 . В рукописи архиеп. Григория после этого текста следуют слова: «Видишь, Он не сказал: «От Меня исходит».). И еще Он говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин. 14, 15–17 ). И еще: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 25–26 ). Видишь, Он нигде не говорит: «Дух Святой исходит от Отца и от Меня»! И что истиннее этого свидетельства? Отвечайте нам на это! И если Христос есть Слово Божие и именуется Божией Премудростью и Истиной, и все знает, как Бог, то кто может сказать, что Он говорил неправду? Лишь тот, кто не исповедует, что Господь наш Иисус Христос – Бог истинный. Если же кто-либо называет Его Богом истинным, то исповедует, что сказанное Им – истина. Еретики утверждают, что Христос сказал это как смиренный Человек, по человеческому естеству, ведь Христос многое говорил о Себе смиренно, по-человечески, как например: «Ищете убить Меня, Человека» ( Ин. 8, 40 ). Это он сказал как Человек. И много подобного есть в Святом Евангелии. Христос говорил и смиренно, как Человек, и со властью, как Бог. Именно по человеческому смирению, утверждают еретики, Христос говорил и о том, что Дух Святой исходит от Отца, но не отнес это к Себе. Но это – ложные еретические учения! Когда Господь сказал: «Которого Я пошлю вам», – Он сказал это ученикам не как Человек, но именно как Бог: ведь человек не посылает Бога. Поскольку Дух Святой есть Бог, то и Господь говорит как Бог: «Которого Я пошлю вам». И не один раз, но многократно говорил Он о том, что Дух от Отца исходит, чтобы заградить уста желающих утверждать, будто бы Дух Святой исходит от Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И апостол говорит «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф. 5, 11 ). И еще «Извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5, 13 ), «ибо какое общение праведности с беззаконием?» ( 2Кор. 6, 14 ) И еще говорит апостол: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3, 10 ). И много сказано об этом в Священном Писании. Вот как следует кланяться друг другу. Еретику же не то что кланяться, но следует отворачиваться от него. Если ты поклоняешься или служишь царю, или князю, или начальствующему, то следует поклоняться и служить потому, что это угодно Богу – оказывать властям покорность и послушание: ведь они пекутся и думают о нас. Ибо написано «Начальника в народе твоем не поноси» ( Исх. 22, 28 ). И апостол говорит: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2, 17 ), – и: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом» ( Еф. 6, 5 ), – как людям, которым Бог оказал предпочтение и наделил их властью и которые могут благодетельствовать и мучить тело, но не душу. Поэтому следует поклоняться и служить им телом, а не душой, и воздавать им честь как царю, а не как Богу, ибо Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22, 21 ). Если ты так поклоняешься и служишь, это не будет для тебя в погибель души, но ты таким образом еще более научишься бояться Бога: ведь Царь «есть Божий слуга» ( Рим. 13, 4 ), для милости и наказания людям. Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула, – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. Такого царя, за его лукавство, Господь наш Иисус Христос называет не царем, а лисицей: " Пойдите, – говорит Он, – скажите этой лисице» ( Лк. 13, 32 ). И пророк говорит: «Царь надменный погибнет, потому что пути его темны» (Ср.: Иез. 28, 17–19 ; Дан. 5, 20 ) 52 . И три отрока не только не покорились повелению царя Навуходоносора, но и назвали его врагом беззаконным, ненавистным отступником и царем злейшим на всей земле ( Дан. 3, 32 ). И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям. И довольно об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Чтобы уразуметь, что это воистину так, выслушай несколько примеров. Саул, царь Израилев, однажды помиловал, против воли Божией, Агага, царя амаликитян, и за это помилование был осужден Богом, – не только он сам, но и все потомки его ( 1Цар. 15 ). И Ахав, захватив царя Ассирийского Адера, помиловал его, вопреки тому, что было угодно Богу, и отпустил его с великими почестями; и Бог послал к Ахаву некоего пророка, сказавшего: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека-убийцу... душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (Ср.: 3Цар. 20, 26–34, 42 ). Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, «по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» ( 3Цар. 20, 35–37 ). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший – пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться. Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков. Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем». И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Когда Он говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», то этим Он показывает нам Свою власть и величие, ибо воистину Он есть Судия живых и мертвых, по свидетельству пророка Исаии: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел... Бог крепкий, Властелин, Князь мира» ( Ис. 9, 6 ). Если Он «Бог крепкий, Властелин, Князь мира», то Он – Судия живых и мертвых. Приведенные выше слова сказаны Господом нашим Иисусом Христом о Своем втором пришествии, когда Он будет судить живых и мертвых. Когда же читаешь Его слова: «Я не сужу никого, – то знай, что здесь Он говорит о Своем первом пришествии, о котором Он сказал – Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин. 12, 47 ). Господь говорит: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно», ибо «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Ин. 8, 14, 18 ): и Сам, и через пророков. Сам Бог Отец свидетельствует о Сыне на Иордане и на Фаворской горе, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте» ( Мф. 3:17, 17:5 ); свидетельствуют о Сыне Божьем также и неизреченные знамения и чудеса, явленные при Рождестве и при Распятии Господа Иисуса Христа; поэтому истинно свидетельство Сына Божьего о Себе. Однако Господь Иисус Христос сказал: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». Если это так, то почему Он многократно говорил: «Я свет и жизнь» (Ср.: Ин. 8:12, 14:6 )? Почему Он сказал самарянке и слепому: «Я Христос» (Ср.: Ин. 4:26, 9:37 )? Почему Он много раз называл Себя Богом, равным Отцу, говоря: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ), – и еще: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин. 16, 15 )? Как соединить все сказанное со словами: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно»? Если Его свидетельство не истинно, то какая может быть у нас надежда на спасение? Господь Иисус Христос сказал это из-за иудеев, хотевших так обличить Его: «Ты свидетельствуешь Сам о Себе, но никто, свидетельствующий сам о себе, не достоин веры» (См. Ин. 8, 13 ). Возражая им, Господь говорит: «Если, по вашему мнению, Я не достоин веры, поскольку Я Сам о Себе свидетельствую, то есть другой человек, свидетельствующий обо Мне, – Предтеча» (См. Ин. 5, 32–33 ). Ведь жиды посылали спросить Предтечу о Христе, и Иоанн отвечал им: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1, 34 ). И еще сказал Иоанн: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни» ( Ин. 3, 36 ). Много других свидетельств о Христе дал Предтеча пришедшим к нему иудеям. Поэтому сказал им Христос: «Вот, вы послали спросить Иоанна обо Мне, ибо вы верите ему и слушаете его более, нежели Меня. Поэтому говорю вам по вашим мыслям: если Мое свидетельство не истинно, тогда устыдитесь свидетельства Предтечи, к которому вы сами послали, считая его достойным веры, ибо вы все свидетельствуете о нем, что он – истинен. Я имею трех свидетелей: Моего Отца, Мои дела и Иоанна – все они свидетельствуют обо Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Есть у Соломона такие слова: «Веселись, юноша, в юности твоей» ( Еккл. 11, 9 ), – а немного дальше он говорит: «Детство и юность – суета» ( Еккл. 11, 10 ). Соломон сказал: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить» ( Еккл. 5, 17 ), – а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» ( Еккл. 7, 2 ). Слова: «Веселись, юноша, в юности твоей», – сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит «Детство и юность – суета», – то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить», – сказаны царем Соломоном в печали, ибо «вино... веселит сердце человека... и хлеб... укрепляет сердце человека» ( Пс. 103, 15 ). Когда же он говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира», – то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти. В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое – как ответ, что-то сказано из-за плотского желания 24 , иное – в печали, иное – в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл. Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5, 22 ), и потом Он же говорит: «Я не сужу никого» ( Ин. 8, 15 ). И еще говорит «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» ( Ин. 8, 14 ), – и Он же говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» ( Ин. 5, 31 ). Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: «Я не сужу никого»; и еще Господь говорит: «Свидетельство Мое истинно», а в другом месте: «Свидетельство Мое не есть истинно». Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010