Св. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.), монах-цистерцианец, аббат, богослов, doctor mellifluous (доктор медоточивый), великий подвижник и учитель католической церкви, имевший при жизни влияние на всю Европу, на Римских пап. Вдохновитель II Крестового похода. Автор книг аскетико-мистического содержания. Св. Фома Аквинский (12251274 гг.). Великий учитель католической церкви, doctor universalis, doctor angelicus, монах-доминиканец, систематизатор схоластического богословия. Автор известных трудов «Сумма философии» и «Сумма теологии». Св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский (1296 – 1359 гг.). Учитель афонского исихазма и благочестия. Прп. Григорий Синаит († 1360). Подвизался на Синае, Афоне и в Македонии, где основал три великие лавры. Писал сочинения аскетического исихастского содержания. Каллист, патриарх Константинопольский, и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы (XIV в.). Каллист был учеником прп. Григория Синаита . Сочинения Каллиста и Игнатия духовно-аскетического содержания вошли в сборник «Добротолюбие». Св. Фома Кемпийский (1379 – 1471 гг.), католический подвижник духовно-мистического направления. Ученик Бёме. Подвизался в монастыре Агнатенберге близ Цволле, священник. Автор знаменитой книги «О подражании Христу». Прп. Иосиф Волоцкий (Санин), игумен Волоколамский (14391515 гг.) Известный русский подвижник. Оправдывал слияние монашеской жизни с государственной и законность монастырского землевладения, а также борьбу с еретиками и казни их. В борьбе с ересью жидовствующих напи сал своё знаменитое сочинение «Просветитель». В своих сочинениях прп. Иосиф проявляется как древнерусский книжник-начётчик. Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.). Германский учёный, философ-гуманист. Профессор в Кембридже. Представитель рационализма в философии и богословии. Сохранил верность католической церкви, хотя о нём говорили, что он «снёс яйцо, которое высидел Лютер», то есть дал в некоторой степени повод к Реформации. Известно его сочинение «Похвала глупости». Прп. Максим Грек (ок. 1480 – 1556 гг.), учёный монах. Учился в Италии, подвизался на Афоне, бил приглашён Великим князем Василием III в Москву. Занимался переводами с греческого языка, исправлял богослужебные рукописи по древним оригиналам, писал богословско-полемические труды. Был заточён в темницу при Волоколамском монастыре и в Тверском Отрочь монастыре. По освобождении жил в Свято-Троицкой лавре, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

и) Еще более замечателен по благотворительности св. Иосиф Санин, называемый также Волоколамским или Волоцким († 5 сентября 1515 r.). Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время; к разным видам этой помощи принадлежало и то, что из обители, по велению игумена, раздавались поселянам семена для посева, земледельческие орудия и домашний скот (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 г. население на широком пространстве соседних местностей. Повергаемые в отчаяние, поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преп. Иосиф поспешил построить дом для них и с первых же пор принял более 50 человек на призрение Бога ради. Скоро дом этот превратился в настоящую странноприимницу, с церковью и монастырем при нем, под названием Богородного. Здесь находили пристанище и готовую пищу бедные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до шестисот и семисот человек; и на это, также и на свои нужды, издерживала в год по три тысячи четвертей хлеба и все вообще, что имела. Вообще же, для помощи голодающим преп. Иосиф велел отворить все имеющиеся где-либо житницы монастырские, и когда запасы их истощились, то, несмотря на ропот братии, делал займы, но не переставал помогать голодающим. Сведав об этом подвиге Иосифа, уважавший его вел. князь Василий Иванович посетил его обитель и, увидев оскудение ее, приказал отпускать ей из собственных сел разный хлеб в таком количестве, какое потребуется для нее и для оказывания помощи народу. Прислали свои пожертвования и братья князя, также и другие состоятельные лица, так что и помощь голодающим от обители не оскудевала. i) Троицко-Сергиева лавра в последние годы смутного времени, годы страшного голода и других бедствий народа, ознаменовала себя великим подвигом благотворительности. В 1608 году, когда, пользуясь наступившим голодом, хлебные торговцы в Москве подняли цены на хлеб до небывалых размеров, живший в Москве келарь лавры Авраамий Палицын, по предложению царя и патриарха Гермогена, открыл лаврские житницы, находившиеся в Москве, велел отпускать хлеб по два рубля за четверть и этим заставил и прочих продавцов продавать хлеб по той же цене.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ВАССИАН (САНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский Вассиан II (Санин) (+ 1515 ), архиепископ Ростовский , святитель Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . Вассиан от " юности сопребывал " с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , " осквернивъшаго святительский великий престол " , т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик. Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря . В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

Около нее он поставил себе хижину. Ночью он молился на горе, а днем приходил, незримый людьми, в один из храмов Калуги через подземный ход, соединяющий храм с его хижиной. Часто он посещал дом калужского князя Симеона.  Раз татары напали на Калугу. Князь Симеон выступил с войском им навстречу. Вдруг св. Лаврентий, находившийся в доме князя, громко воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую. Обошли псы князя Симеона! Да обороню князя Симеона от псов!» И ушел с секирой. Татары уже теснили русских, но внезапно блаженный появился среди них с секирой и сказал им: «Не бойтесь!» И сейчас же счастье вернулось к русским, и они прогнали врагов, а св. Лаврентий оказался опять в доме князя и сказал: «Оборонил князя Симеона от псов!»  Он скончался 10 августа 1515 г. Святые мощи его почивали в  Лаврентьевском монастыре, построенном неизвестным лицом в 2 верстах от Калуги, на месте, где, по преданию, любил уединяться блаженный. От  святых мощей его подавалось множество исцелений. •  В 1505 г. Калуга стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном Ш как удел сыну Симеону. Рождественский монастырь на месте подвижничества св. блж. Лаврентия был основан, вероятно, князем Симеоном. Мощи святого почивали под спудом у левого клироса. Время начала церковного почитания блаженного относится ко времени Иоанна Грозного. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец (+ 1515) Память его празднуется 9 сент. в день преставления, 18 окт. 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых. Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них.  Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

342 Потир – греческое название сосуда, в виде чаши на высокой ножке, употребляемого во время литургии для вознесения святых даров. 343 Это чудо, с небольшими разночтениями входящее и в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы (ВМЧ. Сентябрь. 1–13. СПб., 1868. Стлб. 475), близко к распространенным в средневековье христианским легендам о спасении святыни от поругания. О традиционных мотивах этого рассказа Патерика и литературных параллелях к нему см. подробнее: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. 1–5. Варшава, 1902. С. 148–159. Чудо о попе-еретике имеет под собой реальную историческую основу: «жидовствующие» не отрицали евхаристии, но пытались реформировать это понятие, видя в хлебе и вине только символы, а не подлинные тело и кровь Христа. 344 Вассиан Санин (ум. 1515), архиепископ Ростовский, писатель, брат Иосифа Волоцкого , родился в середине 40-х годов XV в., в начале 60-х годов постригся, как и его брат, в Пафнутьево-Боровском монастыре. Поддерживал Иосифа, выступавшего за введение в монастыре строгого общежительного устава, однако, по мнению Я.С. Лурье, не ушел вместе с братом на Волок, что привело к «разлучению» между ними, о чем Иосиф упоминает в Послании к Вассиану Санину. С 1502 по 1506 г. Вассиан – архимандрит московского Симонова монастыря, где какое-то время жил Досифей Топорков. Переход Досифея от Иосифа в Симонов монастырь был, видимо, связан не только с «немощью» или существованием внутренних разногласий в иосифлянской среде, но и с потребностями общего с Вассианом литературного дела. В Житии Пафнутия Боровского, созданном Вассианом, и в Волоколамском патерике Досифея Топоркова много «общих мест». В Симоновом монастыре произошло сближение Досифея Топоркова и Вассиана Патрикеева. Идейный противник Досифея, свидетельствовавшего против него на соборе 1531 г., обвиняя в ереси, Вассиан Патрикеев тем не менее вспоминал о нем как о «старце великом, добром». Таким образом, иосифлянскую ориентацию Симонов монастырь сохранил и после ухода из него Вассиана Санина, который в 1506 г. стал архиепископом Ростовским. В 1509 г., во многом благодаря хлопотам Вассиана, с Иосифа Волоцкого было снято отлучение от церкви, наложенное новгородским архиепископом Серапионом. Вассиан Санин умер в Москве, похоронен в кафедральном соборе Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих Слово первое Слово второе Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово шестое Слово седьмое Слово восьмое Слово девятое Слово десятое Слово одиннадцатое Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Слово двенадцатое Слово тринадцатое Слово четырнадцатое Слово пятнадцатое Слово шестнадцатое Послесловие Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV – XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня. Предисловие Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению. В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа. Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Вассиан Санин, брат Иосифа Волоцкого , не смешивался со своим тезоименитым предшественником в сборниках XVI–XVII в., где исчислялись архиепископы Ростовские. В Истории Росс. Иерархии (ч. I, стр. 119) он поставлен тридцать шестым святителем Ростова. Между им и его предшественником Вассианом Рыло было два архиепископа: Иоасаф, князь Оболенский и Тихон Малышкин. Житие написано в то время, как автор его был архиепископом; Вассиан Санин был им от 18 января 1506 до 28 августа 1515 года; следовательно, житие писано в этот девятилетний промежуток. Житие это сохранилось в большом количестве списков. Оно между прочим помещено в Макарьевской Минее за май, и в сокращении в Четьи-Минеи Димитрия Ростовского под первым же числом мая. Список рассматриваемой рукописи один из лучших и полнейших. В житие включены Беседы Пафнутия, встречающиеся и отдельно от жития. Оно начинается следующими словами: «светел и сладок есть зело, иже добродетели прилежай в очию зрящих и сопребывающих тому и к уподоблению может двигнути и предводити и по восхищении его»; разделено на главы, каждая под своим названием и оканчивается похвалой преподобному. VII. Сборник XVI в. , в 4-ку; Московской духовн. акад. 152/515, из рукописей Волоколамского монастыря. л. 395. Повесть о кончине Пафнутия Боровского, написанная учеником его Иннокентием. Автор изо дня в день пересказывает все, что делал Пафнутий с тех пор, как почувствовал близость кончины. В этом памятнике между прочим есть сведения о том, что лица, обеспокоившиеся болезнью Пафнутия, присылали к нему грамоты: «Пришли Тферския грамоты и золотыя деньги»... «Грамоту от великаго князя привез Федя Викентьевичь»... «От великия княгини Софи грекини приспе посланный с посланием»… л. 419. Сказание о преподобном Пафнутии, то же, что и в предыдущем сборнике. л. 420. Грамота духовная преп. Иосифа Волоцкого великому князю Василию Ивановичу (см. выше II, л. 201). л. 511. Летопись событий конца XV и начала XVI в., писанная в Волоколамском Иосифове монастыре в правление Елены Глинской. Первое известие: «Лета 6987 мая 28 родился князь великий Василий Ивановичь. Того же лета поставлен монастырь Иосифов». Под 7038 годом означено, что приходили гости «из Ногаи с таваром, с коньми, и пригоноу было п ». Известие о Ногаях и конях их повторяется и под другими годами. Подобные летописные вставки встречаются в сборниках Иосифова монастыря среди статей, даже и в канонниках, среди молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В XVI веке в Волоколамском монастыре сменилось не менее 20 игуменов. Во второй половине столетия сравнительно недавно основанная обитель заняла высокое 19-е место в «Лествице духовных властей» , при этом по степени влиятельности Волоколамская обитель не уступала крупнейшим монастырям - Троице-Сергиеву и Кириллову Белозерскому. Игумены Иосифова Волоколамского монастыря были участниками важнейших церковных и земских соборов. Настоятели Иосифова монастыря регулярно посещали царскую резиденцию в Александровской слободе и походные станы Иоанна IV Васильевича . В первой половине XVI века Волоколамская обитель в судебном отношении подчинялась вел. князю или его дворецкому, о чем свидетельствуют грамоты вел. князей Василия III Иоанновича 1522 г. , Иоанна IV 1534 г. . Действие таких грамот было аннулировано решениями Собора 1551 г. (см. «Стоглав»), но при этом, видимо, подчинение игумена и братии Новгородскому архиепископу не произошло. Так, в грамоте 1556 г. царя Иоанна IV указывается, что игумена и братию судит Московский митр. свт. Макарий «по новому соборному уложению» . Хотя в дек. 1563 г. была установлена подсудность волоцкой братии Новгородскому архиепископу , в 1578 г. царь Иоанн IV подчинил монастырь своему суду . Неизвестно, сохранялось ли такое положение при преемниках Иоанна Грозного. На протяжении XVI века 24 постриженика Волоколамского монастыря занимали 19 архиерейских кафедр и столько же раз становились архимандритами и игуменами влиятельнейших монастырей. Численное преобладание среди епископата XVI века выходцев из сравнительно молодой Волоколамской обители имело политическое значение, которое хорошо осознавалось современниками. Мон. Досифей (Топорков) писал об основанной прп. Иосифом монашеской общине: " Аще и последи всех начало прият, но многих превзыде, великим же сравнаяся " . Еще при жизни прп. Иосифа два его сподвижника заняли архиерейские кафедры: брат преподобного Вассиан (Санин) в 1506-1515 годах являлся Ростовским архиепископом (с 1502 он был архимандритом московского Симонова монастыря), ученик Иосифа Симеон (Стремоухов) 21 августа 1509 года стал епископом Суздальским.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

В эпоху Ивана III возникает многолюдный «государе© двор», складывается по-византийски пышный " придворный церемониал. Монастырские «старцы» вынуждены были считаться с мнением двора, вникать в его тайны, искать покровителей среди вельмож. В связи с этим появляется и новый тип «старца»: вкрадчивый и льстивый, искушенный в придворных интригах, он сильно напоминает влиятельного прелата при дворе западноевропейских правителей. Приближенные ко двору «старцы» уже не могли сохранять в чистоте иноческий идеал. Знаменитый е свое время боровский игумен Пафнутий (1444—1477) перед смертью, оглядываясь на прожитое, сокрушался: «Шестьдесят лет угождал я миру и мирским людям, князьям и боярам, встречая их, суетился; а сколько в беседах с ними было суетного наговорено; провожая их, снова суетился, а того и не ведаю — чего ради?» Когда умиравший «старец» отказался принять по-сланца великого князя, его ученик Иннокентий пришел в ужас и стал умолять Пафнутия: «Бога ради, о нашей участи подумай: ведь этого желает князь великий; осердится он за это, не разгневай его!» Вскоре после кончины Пафнутия церковники стали прославлять его как святого. Однако с этим были согласны далеко не все. В 1531 г. известный писатель и переводчик Максим Грек был обвинен в том, что не признает святости Пафнутия. В ответ на обвинения Максим заявил: «Он держал села, и на деньги росты имал (т. е. занимался ростовщичеством.— Н. Б.), и люди и слуги держал, и судил, и кнутьем бил, ино ему чудотворцем как быти?» Ближайшим учеником Пафнутия Боровского был Иосиф Санин, основатель и игумен Успенского монастыря близ Волоколамска (1479—1515). В истории русской церкви Иосиф Волоцкий известен главным образом своей борьбой с еретиками. Преследуя их, Иосиф обнаруживал фанатичную нетерпимость к любому отступлению от церковных догм. Однако скрытой пружиной его деятельности была жажда власти. В глубине души он лелеял мечту об обществе, где судьбами народа и отдельных людей распоряжаются священники. Разжигая «охоту на ведьм», волоцкий игумен хотел сыграть роль верховного судьи, перед которым трепещут не только простолюдины, но и знать. Как и его покровитель, ярый гонитель еретиков новгородский архиепископ Геннадий, Иосиф восхищался практикой испанской инквизиции. При случае он и сам охотно выступил бы в роли Великого инквизитора. Именно Иосиф добился небывалой в истории русской церкви расправы: сожжения еретиков в Москве и Новгороде в 1504 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

«Отбрось временное – и получи вечное» Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения      22 сентября исполняется 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515). Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его монастыре. Прп. Иосиф помимо тяжелого труда на послушаниях ухаживал за недвижимым отцом 15 лет 18 лет отец Иосиф смиренно и усердно трудился на тяжелых послушаниях в поварне, пекарне, больнице и быстро возрастал духовно под руководством великого святого. Вслед за сыном приняли монашество его отец, мать, а также его братья. Отец вскоре был парализован, и преподобный Пафнутий также принял его в свой монастырь и вручил попечению сына, который помимо тяжелого труда на послушаниях самоотверженно ухаживал за недвижимым отцом 15 лет – до самой его смерти. После блаженной кончины преподобного Пафнутия отец Иосиф возглавил обитель. Подвижнику не было и 40 лет, но он достиг духовной зрелости и стяжал дары духовного рассуждения, благодатной молитвы и особенный дар – усматривать самые тонкие отклонения от православной истины. Ревнуя о подвиге, отец Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям. В Кирилло-Белозерской обители он нашел всю полноту и строгость общежительного устава, который был заповедан преподобным Кириллом. Иосифо-Волоцкий монастырь      Не все иноки Пафнутиева монастыря смогли понести подвиг такого сурового устава, и преподобный Иосиф с единомысленной братией удалились в лесную пустошь, чтобы основать там новую обитель. В этой обители были приняты отсечение своей воли, полное нестяжание, самая простая пища, непрестанный труд и ревностная молитва с тысячей поклонов в день. Братия носили худые одежды, у дверей келий не было запоров, но в голодные годы обитель кормила множество неимущих. Преподобный Иосиф Волоцкий трудился наравне с братией, одевался как нищий, ночи пребывал на молитве. За духовным наставлением к нему стекались люди всех сословий. Он стал известен как ревностный поборник Православия: вместе со святителем Геннадием Новгородским преподобный Иосиф боролся с ересью жидовствующих и церковными нестроениями. Его замечательная книга «Просветитель» – мудрая, живая, благодатная – звучит так, будто написана в наше время и обращена к читателям XXI века.

http://pravoslavie.ru/82335.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010