Потому Бог не сказал: «Сотворим небо, сотворим землю, сотворим море». Но Он сказал: «Да будет небо!» – и стало так. И все остальное творение Он создал Один. Человека же Бог создавал не так, Он сказал: «Сотворим человека». Очевидно, Бог обращался к другому Лицу, с Которым Он беседовал и советовался. Кто советник Богу? Мне ответят: пророки. Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот – советник Богу, Иисус Христос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам... и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел...» ( Ис. 9, 6 ). Ему сказал Отец: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» ( Быт.1:26 ). Далее, желая показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог , пророк говорит о Нем: «Бог крепкий, Властелин, Князь мира» ( Ис. 9, 6 ). Далее, чтобы не думали, что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону» ( Исх. 7, 1 ); и Давид говорит: «Я сказал: вы – боги» ( Пс. 81, 6 ), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: «Бог крепок». Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не сохранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной земле, другой же – о своих грехах. Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, заключает: «Отец будущего века» ( Ис. 9, 6 ). Этим пророк пресек все нечестивые вымыслы! Ибо никто из людей не будет Отцом будущего века, но только Сын Божий, Он – и младенец, и Христос по человеческой природе, и Ангел, и Бог сильный, и Отец будущего века, и советник Отца в творении человека, а не таковой, как Моисей и Давид. Советником Отца также является Святой и Животворящий Дух. Но вначале пусть Священное Писание скажет о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, после – о Святом и Животворящем Духе. Мы уже видели, как еретик побеждается нашими доводами, когда понимает, что не только Богу, но и разумному человеку нелепо, занимаясь в одиночестве каким-либо делом, разговаривать самому с собой. Но жидовин упорствует и говорит, что слова: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему» – Бог сказал ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

На это скажут: Малахия противоречит и спорит с Моисеем. Но нет в словах Малахии ни противоречия, ни спора: ибо Моисей сказал о первой жертве, Малахия же сказал о Христовой жертве. Не думай, что это было сказано Малахией до пленения и сбылось в плену: пророк Малахия, сказавший это, жил после пленения, после возвращения из Вавилона, после возобновления города и обновления храма. Так же и Софония сказал: «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места...» ( Соф. 2, 11 ) Моисей повелел совершать богослужения в одном месте, Софония же сказал «Ему будут поклоняться, каждый со своего места». Ни в какое другое время, но только в настоящее, то есть после пришествия Христа, это исполнилось. Подобно этому говорит Давид: «В собраниях благословите Бога Господа» ( Пс. 67, 27 ). Моисей повелел совершать жертвоприношения и благословлять Бога в одном городе и в одном храме, Давид же повелевает не в одной церкви, но во всех собраниях благословлять Бога. Разве противоречит Давид Моисею? Конечно, нет, такая нелепость недопустима! Моисей говорит о том, что должно быть по Ветхому закону, Давид же ясно говорит о том, что должно быть по Новому закону – в Новом законе от востока солнца и до запада, во всех Божественных церквах, по предсказанию Давида, благословят Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Услышим еще Моисея, а через него Бога, взывающего и говорящего: «Не можете совершать пасху нигде, только в Иерусалиме, месте, избранном Богом, в четырнадцатый день первого месяца; также и пятидесятницу, и праздник кущей» (Ср.: Лев. 23 ). И иудеи нигде не праздновали, кроме Иерусалима, как это показывает Писание, говорящее: «И сказал Господь Моисею: скажи сыновьям израилевым: если находящийся в путешествии не успеет вернуться в Иерусалим в первом месяце, пусть не празднует пасху вне города, но во втором месяце творит пасху, когда вернется в Иерусалим, пусть согрешит против времени, но не против города» (Ср.: 2Пар. 30 ). Божественный Златоуст говорит об этом: «Что скажут творящие пасху вне города, когда и пророки не совершали вне Иерусалима пасху и жертвоприношения?»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И еще говорит Писание «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3, 36–38 ). Таковы книги Божиих повелений, и закон этот – на века; все придерживающиеся его будут живы, а оставившие его умрут. И вот Иисус Христос Бог наш, оставаясь, как Он изначально пребывал, в Божестве, нашел все пути премудрости. Он родился Человеком от Святой Девы, ради нашего спасения, явился на земле и жил с людьми; и все, придерживающиеся Его закона, будут жить вечной и блаженной жизнью, оставившие же Его закон умрут смертью души. Михей сказал: «От Сиона выйдет закон» ( Мих. 4, 2 ). Так же и Исаия говорит «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис. 2, 3 ). Бог, желая явно и истинно показать благодать Нового закона, предсказал его через многих пророков. Михей и Исаия одинаково, слово в слово, сказали о Новом законе из-за жестокосердия иудеев, которые «слухом услышат – и не уразумеют» (Ср.: Ис. 6, 9 ), – поэтому оба пророка сказали одними и теми же словами «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима»( Ис. 2, 3 ). Пусть не подумает кто-либо, что эти слова сказаны о законе Моисея: закон Моисея был дан до Исаии и Михея в пустыне горы Синайской, а не на Сионе и не в Иерусалиме. От Сиона и от Иерусалима выйдет Новый закон Евангелия Христа; из Иерусалима начнется апостольская проповедь и распространится по всему миру. Об этом и Малахия говорит: «Прииму ли вас милостиво?» – говорит Господь Вседержитель... Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. Вы же оскверняете Имя Господне» (Ср.: Мал. 1, 9, 11–12 ). Когда сбылись эти слова? Когда на всяком месте приносится фимиам Богу? Только после пришествия Христа, ибо Моисей повелел ни в каком другом месте не приносить жертв, кроме того, которое изберет Господь Бог, – в одном городе повелел Моисей совершать жертвоприношения. Малахия же сказал: «на всяком месте будут приносить фимиам... чистую жертву».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Когда же святой апостол Павел говорит: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..» ( 1Кор. 9, 5 ) – он говорит это о право верующих женщинах, которые последовали за апостолами и служили им во время проповеди Евангелия, как прежде служили Христу. Потому апостол и называет их сестрами, говоря: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?..» И священномученик Климент, Петров ученик, говорит так: когда святой апостол Петр пришел в Рим и излечил от недуга Софию, которая была из царского рода, пришли к нему царь и муж Софии, старейший в синклите города Рима. И София и муж ее раньше всех уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, и в тот же день уверовали три тысячи, и была в городе радость великая. И апостол повелел всем поститься 40 дней, когда же пришло время крещения, крестил всех во имя Отца и Сына и Святого Духа. После этого он повелел всем войти в церковь и пребывать в молчании, и стал учить, и сказал, улыбаясь: «Вот новый Израиль, вот святой народ, очищенный водою и Святым Духом», – и еще много говорил, подходящего к случаю. Потом он сказал: «Братья и сестры, каждый, насколько пожелает, воспримет этот образ жизни. Если кто захочет истинно чистой жизни, нетленной светлости бесплотного воинства, пусть признает красоту девства и удаление от мирских соблазнов и приходит к нам, и мужчины, и женщины, как сестра София». И 160 человек из них раздали имущество, и пришли к ним, и восприняли целомудренную жизнь. Апостол же повелел их постричь, одеть в черные суконные ризы и препоясать по чреслам смиренными поясами. И сказал апостол: «Если кто хочет воздержания, чтобы стать легким для высокого, пусть идет в уединенные и тихие места, пусть услаждается там молитвами, постом, чтением и очищением ума. Остальные же – кто как захочет, по своим свойствам». Итак, всем понятно, что великий апостол Петр установил иноческое житие. Марк же, Петров ученик, в Египте, написал Евангелие, создал церкви, устроил множество монастырей и научил иноческому житию тех, которые были названы многомудрыми, как свидетельствует весьма ученый древний муж Евсевий Памфилий ский.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И еще апостол пишет: «Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою». Что значит «тогдашний мир»? Это люди, которые были потоплены водою во времена Ноя. Водой, которую дал им Бог для пищи и пития и для многих других нужд, – этой же водой Он погубил нечестивых. Блаженный Петр недаром вспоминает мир во времена Ноя, ведь и тогда не верили Ною, который взывал: «Покайтесь!» Если бы они поверили, что будет потоп, то покаялись бы и оставили свои злые дела; однако они не поверили, и от неверия погибли. Так и теперь говорят, что апостольские писания ошибочны, – поскольку, утверждают еретики, Христос пришел в последние времена, а теперь минуло тысяча пятьсот лет, но второго пришествия нет. И еще апостол сказал: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом...» – то есть теперь и небеса, и земля удерживаются тем же Словом Божиим, чтобы они не погубили нечестивых, как прежде, при Ное, водой с небес, или водой от земли, или как погибли содомляне – огнем и серой и пылающими камнями с неба. И еще он сказал: «сберегаются огнем», – то есть освещаются солнцем, луною и звездами, ибо Священное Писание называет огнем солнце, луну и звезды. И еще он говорит: «...на день суда и погибели... человеков», – то есть теперь Он все освещает огнем, потом же будет огнем мучить нечестивых. Слова «на день суда» означают, что если теперь Он и не мучит нечестивых, то в день Суда они не избегнут мучения. И еще говорит апостол: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет», – то есть Бог на небесах не исчисляет время тысячами лет, Бог неподвластен ночи: разве солнце всходит или заходит у Него, или луна увеличивается и умаляется? Нет, у Него всегда день. Как сказал Исаия пророк: «Не будет уже солнце служить... светом дневным, и сияние луны – светить ночью» (См. Ис. 60, 19 ). Потому великий апостол Петр и говорит, что «у Господа один день, как тысяча лет». Подобно этому и святой Давид сказал «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» ( Пс. 83, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», – и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя – насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См. Дан. 9, 25 ). Что значат слова: «когда выйдет повеление»? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима – с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти – не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего – 483 года. Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, ...и вострубите трубой... по всей земле на следующий год» (Ср.: Лев. 25, 1, 8–9 ). Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7. И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу «Хронограф».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И не только эта книга, но и другие Божественные пророки свидетельствуют, что поклонялись скинии. Прежде всего приведем в свидетельство первого и великого в пророках царя Давида, ибо сам Давид свидетельствует о себе, что он поклонялся скинии. Он говорит: «Ты услышал все слова уст моих», и вслед за этим: «Поклонюсь святому храму Твоему» (См. Пс. 137, 1, 2 ). Видишь, какое благоговение имел Давид к храму! Он не говорит: «Ты услышал все слова уст моих, и поклонюсь Тебе»; но сказал: «Поклонюсь святому храму Твоему». Почему услышал Бог слова уст его, ведь Давид поклонялся храму? Если не Богу, а кому-то иному, – то иной и услышал бы слова уст его. Но нет! Пророк хотел показать, что одно и то же – поклоняться Богу и поклоняться храму Божьему. И еще говорит пророк: «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5, 8 ). Не просто говорит: «поклонюсь», но «в страхе Твоем». Видишь, как поклоняется Давид храму – боится не храма, но Бога. Разве он поклоняется другому и его боится? Отнюдь нет; он Самому Богу поклоняется и имеет страх Божий. Этим пророк показывает, что надлежит поклоняться храму, ибо поклоняющийся храму поклоняется Господу Богу, Который повелел создать храм во славу Свою. И если бы не нужно было поклоняться храму, не сказал бы пророк: «Поклонюсь святому храму Твоему». Разве лжет Давид, говоря это? Нет, он поклоняется храму со словами: «Поклонюсь святому храму Твоему». Если Давид лжет, то кто говорит правду? Ведь выше Давид сказал: «Ты погубишь говорящих ложь» ( Пс. 5, 7 )! Если же Давид правдиво говорит: «Поклонюсь святому храму Твоему», – и не единожды, но многократно говорит, – кто осмелится сказать, что не нужно поклоняться храму? Еще подобно этому в другом псалме говорит Давид: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» ( Пс. 98, 5 ) Почему он не сказал здесь: поклоняйтесь Ему? Раньше многократно говорил Давид, говорили и другие пророки, что надлежит поклоняться Господу. Сейчас же, желая показать, что надлежит поклоняться и Божественному храму, он говорит: «Поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» Кто-нибудь может сказать: мы не знаем, что такое подножие Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» ( Быт. 18, 16–17 ) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство? Далее Господь говорит: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» ( Быт. 18, 18 ). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: «Благословятся в тебе все народы земли» (См. Быт. 12, 3 ) 23 . И сейчас Этот же Бог вновь говорит Аврааму: «Благословятся в тебе все народы земли». Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но Бог явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого «обратились мужи оттуда и пошли в Содом... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом... И пришли те два Ангела в Содом» ( Быт. 18:22, 33, 19:1 ). Знай же, что Бог Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь» ( Ин. 12, 49 ); и о Святом Духе Сын говорит: «Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца» (Ср.: Ин. 15:26, 16:7 ). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: «Сотворим человека» ( Быт. 1, 26 ). Когда Бог Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: «Сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт. 11, 7 ). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Бог Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Если где-либо в Писании и говорится, что век – это тысяча лет, то ведь и сама тысяча не есть нечто определенное, подтверждение чему можно легко найти в Писании. Так, Давид сказал: «Слово, которое заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму» ( Пс. 104, 8–9 ). И ты не найдешь в Писании, что Бог завещал Аврааму слово на тысячу лет; но посмотри внимательно, что завещал Бог Аврааму. Ибо написано «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17, 1 ). И потом еще сказал: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный» ( Быт. 17, 7 ). Слышишь, что сказал Он: «завет вечный, – а не в тысячу родов». Далее божественный Давид говорит «...И клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный» ( Пс. 104, 9–10 ). Неужели Он возлюбил Израиля больше, а Авраама не так? Никоим образом; но для Священного Писания это обычно – называть тысячею неопределенное количество лет. Так и великий Иоанн, Богослов и евангелист, говорит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя Христа (Ср.: Откр. 20, 4–6 ). Исходя из этого, некоторые начали говорить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста – тысяча лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А если бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: ведь Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном числе лет. То, чему Священное Писание нас учит и что законополагает явно и неприкровенно, – следует принимать как закон и хранить. А то, что говорится прикровенно, в притчах или многомудрыми словами, – о том подобает молиться Богу со смирением и многим трудом, и, советуясь с искусными, осваивать более делом, чем словом. Того же, что скрыто Священным Писанием, никоим образом не подобает отыскивать, ибо это по-скотски. Как сказал великий апостол: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9, 20 ) И нам следует этого отвращаться, потому что мы недостойны. Ведь в Священном Писании сокрыто много неведомых и неизреченных таинств, и всякое слово Божие или кого-либо из святых имеет в себе потаенный смысл. И никто да не дерзает говорить: «Я понимаю смысл, заключенный Богом в Священном Писании», – ибо тот, кто хочет узнать волю Божию и смысл Священного Писания, как сказал Лествичник, должен прежде очистить себя от страстей – сохранением Божественных заповедей, вниманием и многим старанием по Богу, безмолвием, слезами, смиренномудрием и страхом Божиим. И тогда душа, соединившаяся чистотою с Богом, не потребует другого слова для поучения, нося в себе, блаженная, присносущное Слово – как учителя, наставника и просветителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Мы так ответим жидовину: если бы Бог обращался к ангелам, то не было бы написано: «Сотворил Бог человека, по образу и по подобию Божию сотворил его» (Ср.: Быт. 1, 27 ), но было бы написано, что человек создан по подобию и образу Божию и по подобию и образу ангелов. Никто не осмелится сказать, что подобие Божие и ангельское – едино; ибо нигде не написано, что Бог сотворил ангелов по образу и по подобию Божию. Когда Бог создал тьмы тем ангелов и тысячи тысяч архангелов, Ему не нужен был советник. Когда же Он захотел создать маленького и слабого человека – неужели Богу потребовался ангел для совета? Ангелы, создания Бога, не принимали участия в творении мира вместе с Богом, как Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: «Когда Я сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня» (См. Иов 38, 7 ) 2 . Но после сотворения человека Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт. 3, 22 ). Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я». Но Он сказал не так: «как один из Нас». И еще сказано: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1, 27 ). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы сказано: «Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его». Но Бог перед созданием человека сказал: «Сотворим человека»; после творения Он сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас»; и еще: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его». И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не одноипостасно, но Триипостасно! Далее Писание говорит о смешении народов: «Сойдем и смешаем там язык их» (См. Быт. 11, 7 ) 3 . К кому это сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу? В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог . Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Ср.: Быт. 18, 1–3 ) 4 . Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична – Ипостасями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010