К таковым принадлежал и игумен Волокаламского монастыря (1439-1515 гг.) Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин. Именно он, позднее канонизированный Русской православной церковью, сыграл, как утверждает автор, «выдающуюся роль в борьбе с «ересью жидовствующих», грозившей России страшным потрясением». Здесь следует заметить, что теме иудаизма митрополит Иоанн уделяет достаточное количество страниц в разных своих работах, которые можно поставить в одном ряду с трудами таких известных писателей и философов конца ХХ-го века, как И. Шафаревич, В. Кожинов, А. Солженицын. Труды последних отличаются, к слову сказать, большей научной беспристрастностью и основательностью, чем очерки митрополита Иоанна, но надо понимать, что Владыка здесь выступает как «воин Христов», и ведёт свою линию со всей эмоциональностью убеждённого в своей правде проповедника. Христианство и иудаизм на протяжении многих веков сосуществуют рядом, но, как утверждает Владыко, разнятся «по своему мистическому, нравственному, этическому и мировоззренческому содержанию». Пожалуй, только две значимые исторические фигуры на огромном историческом поле России - Иоанн Грозный и Иосиф Сталин - вызывают на протяжении длительного времени столько споров как среди учёных-историков, и в обществе в целом. Отрадно, что Владыко не обошёл стороной фигуру царя Иоанна IV Грозного, посвятив ему один из очерков, который начинает так: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1;5). «Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передаёт суть многовекового спора, который ведётся вокруг событий царствования Иоанна Грозного. С «лёгкой» руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской. Даже самые консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобском риторике, говоря о «дикости», «свирепости» ... «терроре»... И всё же правда рвалась наружу ... среди тьмы предвзятости, разрушая устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы»... - пишет автор. И отмечает, что «решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/03/...

В начале XX в. в монастыре было 5 храмов, неподалеку действовал скит Всех святых с «колодезем Иосифа Волоцкого». Жила обитель по древнему Студийскому уставу, управлял ею архимандрит. При монастыре действовали гостиница, странноприимный дом, богадельня, больница, церковно-приходская школа. Ежегодно совершалось 4 крестных хода. В 1920-е гг. Иосифо-Волоколамский монастырь был закрыт. Книги монастырской библиотеки забрали в собрание ГБЛ, в 1929-1931 гг. были переплавлены все колокола. В монастыре разместился музей (филиал Волоколамского краеведческого, позднее - областного краеведческого). В 1941 г. была уничтожена монастырская колокольня, так до сих пор и не восстановленная. Иосифо-Волоколамский мужской монастырь возрожден в мае 1989 г. В 1999 г. стал ставропигиальным. Текст статьи из книги " МОНАСТЫРИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Справочник-путеводитель. " Выпуск 1. Изд. Моск. Патриархии. 2001 г. Иосифо-Волоколамский монастырь - выдающийся памятник русского зодчества 16-17 веков. Монастырь основан в 1479 году видным церковным деятелем Иосифом Волоцким (Иван Санин) (1439-1515), главой " иосифлян " , выступавшим против учения " нестяжателей " , отрицавших права церкви на владение материальными ценностями. Он обосновал самодержавную власть московских государей и приобрёл поддержку со стороны Великого князя, оказавшего значительную помощь в монастырском строительстве. Монастырь был одним из крупнейших хранилищ древней иконописи, шитья, рукописей. С 1484 года и до начала 16 века здесь неоднократно работал известный московский иконописец Дионисий (1440-1502). С постройки каменного собора в 1484-1486 годах начался процесс постепенной замены прежних деревянных зданий кирпичными, завершённый возведением в 1543-1566 годах крепостных стен с боевыми башнями. Этот оборонительный пояс выдержал в начале 17 века польскую осаду, но получил при этом повреждения и к середине века обветшал. С 1670-х по 1690-е годы монастырский комплекс коренным образом перестраивался с сохранением старой планировки. Вновь созданный ансамбль, похожий на сказочный город, - один из красивейших в русском зодчестве.

http://sobory.ru/article/?object=00394

309 Пафнутий Боровский (1394–1477) – внук татарина, принявшего христианство, родился в селе Кудиново недалеко от Боровска, при крещении был назван Парфением. В возрасте двадцати лет постригся в Покровском монастыре на Высоком у игумена Маркела и после его смерти был тридцать лет настоятелем этого монастыря. Во время тяжелой болезни оставил игуменство, принял великую схиму, а после выздоровления, в 1444 г., ушел из обители и поселился с одним иноком на берегу реки Протвы, где вскоре собралась братия и был основан монастырь Рождества Богородицы, каменный собор которого расписывал Дионисий. В 1610 г. монастырь был разорен войсками Лжедмитрия II, восстановлен при царе Михаиле Федоровиче. 310 Иосиф Волоцкий (1439–1515), в миру Иван Санин, церковный писатель и публицист, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. Происходил из семьи богатого вотчинника, предки которого были выходцами из Литвы. Принял постриг в Боровском монастыре и стал любимым учеником Пафнутия. В 1479 г. основал волоколамский монастырь Успения Богородицы, позднее получивший его имя. Первоначально Иосиф Волоцкий был связан с удельными князьями, братьями Ивана III, но в 1507 г. он порвал с удельно-княжеской оппозицией и перевел монастырь под патронат великого московского князя. На церковном соборе 1503 г. Иосиф и его сторонники добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями и поддержанного Иваном IIІ, на соборе 1504 г. – расправы над еретиками. Иосиф Волоцкий выступил с обоснованием идеи божественного происхождения великокняжеской власти. Основные литературно-публицистические сочинения Иосифа – книга на еретиков «Просветитель», послания к Нифонту Суздальскому, Вассиану Санину, Ивану III, Василию IIІ, И.И. Третьякову-Ховрину, Б.В. Кутузову и др. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось при митрополите Антонии с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. 311 Прадед Иосифа Волоцкого Александр (Саня) «от Литовскыя земли влечашеся родом». По предположению А.А. Зимина, переселение Саниных в Волоколамский уезд относится к 1408 г., когда целый ряд выходцев из Литвы вместе с князем Свидригайлом перешли на службу к московскому князю (см. Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVІ в.). М., 1977. С. 40–41). Отцу Иосифа Волоцкого Ивану принадлежали село Язвище (Покровское) и деревня Спировская, ставшие впоследствии вотчинами Иосифо-Волоколамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн Кассиан (ок. 360 — после 430), прп., основатель монашества в Галлии. Странствовал по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества, позднее поселился в Массилии (Марселе), где основал мужской и женский монастыри. Благодаря страннической жизни, греческому и латинскому образованию и равной укорененности в восточной и западной духовной традиции, сумел органично перенести на Запад восточное понимание монашества. Написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских», которые были использованы св. Бенедиктом как основа для составления монашеского устава, и 24 «Собеседования» с египетскими отцами-пустынниками. Память 29 февраля. Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич) (1829—1908), св. праведный, протоиерей, духовный писатель. Был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Пользовался огромной популярностью как проповедник, духовник и целитель, обладал даром прозорливости. Среди его обширного наследия наиболее известна книга «Моя жизнь во Христе». Память 20 декабря. Иоанн Лествичник (ок. 570 — ок. 649), прп., византийский христианский писатель, монах-отшельник. Около 40 лет провел в пустыне, в конце жизни был избран настоятелем монастыря на Синае. Автор аскетико-дидактического трактата «Лествица, возводящая к небесам» о 30 ступенях на пути духовного самосовершенствования и о подстерегающих монаха духовных опасностях. Этот трактат, представляющий собой синтез опыта многовековой монашеской традиции, получил широчайшее распространение. Память 30 марта и в Неделю четвертую Великого поста. Иоанн Мосх (ок. 550 — между 619 и 634), византийский духовный писатель. Вместе со своим учеником Софронием, будущим патриархом Иерусалимским, путешествовал по монастырям Египта, Синая, Антиохии. Составил сборник рассказов о жизни отцов-пустынников, известный под названием «Луг духовный», оказавший большое влияние на всю позднейшую христианскую культуру (в том числе и на русскую литературу). Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439 или 1440—1515), прп., основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, церковный писатель. Укреплял авторитет великокняжеской власти, был яростным борцом против ересей и инакомыслия и суровым настоятелем, благотворителем и социальным реформатором, сделавшим служение неимущим и больным одной из непременных черт русской монашеской жизни. Автор обличительной книги против жидовствующих «Просветитель» и ряда посланий в защиту законности монастырского землевладения. Канонизирован в 1579. Память 9 сентября и 18 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Кстати, косвенным подтверждением вывода о генетической связи умствований русских еретиков с иудейской каббалой является то обстоятельство, что буквально тогда же – только чуть позже, в кон. XV – нач. XVI в., – и в Западной Европе каббала использовалась как положительный источник знания. Так, её всерьез пытались приспособить к христианству – причем с целью создания более совершенной, чем все существующие, универсальной и синкретической теологии – итальянец Джованни Пико делла Мирандола и немец Иоганн Рейхлин 371–373; 48:254, 486–487]. И, между прочим, в лоне католической Церкви взгляды названных мыслителей-гуманистов были тоже квалифицированы как еретические. Без сомнения, отмеченная здесь культурно-историческая параллель не только оправданна, но и весьма показательна, – особенно если рассматривать её в контексте хорошо известных контактов Московской Руси в XV в. как раз с Италией и Германией. Преподобный Иосиф (1439–1515), в миру Иван Санин, был учеником преподобного Пафнутия Боровского, его преемником по игуменству в Рождество-Богородицком Пафнутьевом монастыре, а затем основателем Успенской обители на Волоке Ламском (1479), которая в XVI в. получила в Московской Руси известность и большое влияние как церковно-общественный и культурно-просветительный центр, цитадель подвижников и архипастырей русского народа. Преподобный Иосиф Волоцкий – один из самых ярких и энергичных людей своего времени; последовательный сторонник иноческого общежития на основе всецелого послушания и твердой уставной дисциплины; ревнитель социального служения Церкви миру через духовное наставничество, благотворительность и милосердие и потому твердый защитник церковно-монастырского имущества и хозяйственной деятельности монастырей в качестве крупных землевладельцев; горячий проповедник богоответственной власти царя, охранитель национальных религиозных традиций и святынь и потому непримиримый обличитель вероотступников – по существу, врагов православия и православной государственности. Вместе с тем преподобный Иосиф Волоцкий самый крупный и плодовитый русский писатель (полемист, публицист, богослов, идеолог) рубежа XV–XVI вв., оставивший и большое и удивительно разнообразное идейно-тематически и стилистически литературное наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иосиф Волоцкий, Волоколамский, прп. - житие Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский чудотворец (память 9 сентября и 18 октября по старому стилю) Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским. В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (Кондак 4). В Боровском монастыре преподобный Пафнутий постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539) и святой Макарий (U 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515), епископы Симеон Суздальский (U 1515), Досифей Крутицкий (U 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563) и Герман (U 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576).

http://pravicon.com/info-2540

Почва монашеских подвигов – не плоть, а мысль и сердце. Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви. Чем жертвовать на Церкви, лучше раздавать нищим. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. § 29. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий (1439/401515) (Прозвище – Санин), знаменитый полемист. Родился в 1439 г. или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского. Назначенный после смерти Пафнутия настоятелем этой обители, он пытается ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа, было беспрекословное повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Большая часть дня уходила на богослужение, и потом Иосиф считал необходимым и вполне законным для содержания монахов и помощи бедным, чтобы монастыри владели селами и землей. Ересь жидовствующих нашла в Иосифе сурового обличителя, Иосиф требует казни для еретиков. В своем «Просветителе», состоящем из 16 обличительных слов, он старается доказать неправильность «нового учения» с целью преследования еретиков. Заволжские старцы, выступившие против казни еретиков, вызвали со стороны Иосифа целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и так далее. Мнение Иосифа одержали верх над мнениями противников благодаря близости Иосифа к великому князь, власть которого Иосиф всегда старался окружить ореолом божественности. Иосиф утверждал, что государь «естеством подобен всем человекам, властью же – Богу», что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В.Жмакин Иосиф (Санин), преподобный волоцкий, род. в 1439 или 1440 году, скончался 9 сентября 1515 г.; причислен к лику святых 20 декабря 1578 г. Он был сыном вотчинника села Язвище, в пределах волоколамских; дед его вышел из Литвы. Первоначальное образование Иосиф получил в монастыре, куда он отдан был на восьмом году жизни. По словам своих биографов, Иосиф уже в молодости отличался столько же красотою, силою и мужеством, сколько разумом и силою воли. С детства он почувствовал стремление к монашеской жизни и 20-ти лет постригся в монастыре Пафнутия боровского. В обители Пафнутия он пробыл 18 лет и это время имело для Иосифа огромное воспитательное значение. Пафнутий боровский отличался особенною привязанностью к московским князьям, которые в свою очередь платили ему особенным уважением и почти благоговением к его личности, так что после смерти он сделался как бы семейным святым у московских князей; такие отношения уважаемого наставника к представителям светской власти не остались без влияния на сложившееся у Иосифа мировоззрение. Вместе с тем монастырь преподобного Пафнутия, отличавшегося особенными хозяйственными способностями, выделялся редким благоустройством, обширностью и таким богатством, которое служило предметом удивления не только для простых людей, но даже для князей и бояр. И эта сторона монастырского быта не осталась без влияния на Иосифа. По кончине преп. Пафнутия, последовавшей в 1477 г., настоятельство в его монастыре, согласно желанию великого князя Uoahha III и избранию братии, получил Иосиф. Но игуменство его в Боровском монастыре продолжалось недолго. Он задался целью ввести в нем строгое общежитие и применить еще более строгий устав в этом и без того строгом монастыре. Среди братии поднялся ропот. Тогда Иосиф решился проверить и расширить сложившиеся у него взгляды на обязательный для монахов образ жизни посредством путешествия по разным монастырям своего отечества, тайно оставил свой монастырь и около года странствовал по русским обителям. Из этого странствования он вынес решение основать свою собственную обитель по своему собственному плану и уставу, и в 1479 году, на живописном месте вблизи родовой вотчины Саниных, недалеко от города Волоколамска, основал монастырь, получивший впоследствии название Иосифова Волоколамского и скоро приобретший громкую известность. В том же 1479 году удельный князь волоцкий Борис Васильевич пожертвовал основанному в его владениях монастырю деревню; средства нового монастыря начали быстро возрастать и через шесть лет после основания в нем уже была построена большая каменная церковь во имя Успения Богородицы; вскоре отлично обстроился и весь монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: прп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря; прп. Иосиф (Литовкин, 1837-1911 гг.), знаменитый Оптинский старец; священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский (1597-1671 гг.), ставший жертвой восставших казаков-разинцев. Из иерархов Русской Православной Церкви средневековой эпохи, статьи о которых представлены на завершающих страницах 25-го тома, наиболее примечательны: Патриарх Московский и всея Руси Иосиф (1652 г.); Иосиф (Болгаринович), митрополит Киевский и всея Руси (1501 г.); Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1675 г.); Иосиф (Бобрикович, 1635 г.), епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский, и его преемник по кафедре Иосиф (Кононович-Горбацкий, 1653 г.); Иосиф (Волчанский, 1745 г.), архиепископ Московский и Владимирский, а также Иосиф (Иезекииль, князь Курцевич), бывший архиепископ Суздальский и Тарусский (1642 г.). Среди архиереев, чье служение пришлось на новый и новейший период церковной истории, особо примечательны: Иосиф (Семашко 1798-1868 гг.), митрополит Литовский и Виленский, инициатор воссоединения западнорусских униатов в 1839 г., и митрополит Иосиф (Петровых, 1872-1937 гг.), лидер т.н. иосифлянства — оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому) церковного движения. В числе заключительных статей 25-го тома — материалы, посвященные современным архиереям Московского Патриархата: Иосифу (Балабанову, род. 1954 г.), епископу Биробиджанскому и Кульдурскому, и Иосифу (Македонову, род. 1964 г.), епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому. Помимо названных публикаций в 25-й том «Православной энциклопедии» вошла также большая статья, посвященная Иоахиму Флорскому (1202 г.) — знаменитому итальянскому средневековому богослову, экзегету и мистику, основателю флорского монашеского ордена, вдохновителю религиозного движения иоахимитов. Тему истории западного христианства продолжает и такой специфический материал, как статья о легендарной Иоанне Папессе, вымышленному персонажу, якобы жившей в IX или XI вв.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010