По Житию св. Нины, она была уроженкой Каппадокии (г. Коластра), дочерью полководца рим. имп. Максимиана (284-305) святых Завулона и Сосанны . Согласно груз. традиции, св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой вмч. Георгию Победоносцу. После того как ее родители целиком посвятили жизнь Церкви, св. Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой (Ниофорой). Услышав от нее рассказ о хитоне Господнем , хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне. Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в Своем уделе (Грузии), вручив деве крест из виноградной лозы, к-рый она, проснувшись, обвила волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино») является символом ГПЦ. В 303 г., спасаясь от преследований рим. имп. Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия, Гаиания и неск. девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь Трдат III. Святые Рипсимия, ее подруги и старица Гаиания были жестоко замучены, а св. Нина, спасаясь, оказалась на севере. Древнейшая версия Жития не упоминает имени рим. императора; сведения Жития царя Мириана относят дату мученичества святых Рипсимии и Гаиании к времени царствования имп. Лициния ( Патаридзе. Обращение грузин. 2000. С. 8-16). Однако большинство историков считают, что бегство св. Нины произошло намного раньше. Ежевичный куст и ц. св. Нины в мон-ре Самтавро в Мцхете Ежевичный куст и ц. св. Нины в мон-ре Самтавро в Мцхете Накануне дня празднования культа груз. языческого божества Армаза (5 авг.) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у сев. границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен жен. мон-рь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая ц. св. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломея Уджармская , жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская , супруга св. царя Мириана св. царица Нана , к-рую св. Нина исцелила от тяжелой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Мцхетского Сидония.

http://pravenc.ru/text/638558.html

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Саломея Уджармская , невестка (жена сына Рева) 1-го христ. груз. царя св. Мириана (1-я пол. IV в.) и, по сведениям еп. Леонтия, дочь 1-го христ. арм. царя Трдата III . Другие редакции Жития Н. Груз. историк XI в. еп. Леонтий Мровели на основе соединения и переосмысления 2 древних редакций Жития Н., представленных в «Мокцеваи Картлисай», создал новую версию - «Обращение царя Мириана и с ним всей Картли святой и блаженной матерью нашей апостолом Нино», к-рая сохранилась во мн. рукописях древнегруз. свода летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 795, XI в. Л. 37-117; Q 207, XVI в. Л. 51-99; S 30, 1633-1648 гг. Л. 192-286; 11 рукописей XVIII-XIX вв.; Леонтий Мровели. 1955; Он же. 2008). На основе переработки и соединения тех же 2 редакций Жития Н. возникла и метафрастическая версия Жития Н. Первая метафрастическая редакция - «Житие и подвиги святой и преподобной матери нашей Нино, которая проповедовала Христа, Бога нашего, в стране северной и просвятила народ грузинский» - была написана в XI-XII вв. прп. Арсением Икалтойским (НЦРГ. Q 762, XII-XIII вв. Л. 347-466; A 707, XII-XIII вв. Л. 1-18 об. (ркп. дефектна); А 518, 1708 г. Л. 408-521 об.; ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 7-51). Как указывал автор в приписке, он был вынужден переложить текст кименной редакции Жития Н., поскольку повествование там непоследовательно и его трудно понять чтецам в церкви и слушателям ( Чхартишвили. Автор метафрастической редакции... 1980). Сокращенным вариантом этой версии является 2-я метафрастическая редакция - «Житие и подвиг преподобной и равноапостольной блаженной Нино», которая сохранилась в поздних рукописях (НЦРГ. А 587, XVIII в. Л. 1-78; Ц. Арх. 20, 1734 г. Л. 1-26; ИВР РАН. Н 22, XVII-XVIII вв. Л. 32-43; также НЦРГ. Н 357, Н 963, S 1449, S 4284; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 216-231; ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 52-83). В ней, в отличие от 1-й метафрастической редакции, присутствуют нек-рые сведения, свидетельствующие о том, что анонимный автор пользовался также и редакцией Жития Н. еп. Леонтия Мровели.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Римская элита ела, пила, исторгала из себя пищу и снова ела и пила. Пока римляне завоевывали мир, они ели меньше меры, а завоевав, стали есть сверх меры. Их отцы состязались в простоте и аскетизме, эти же состязались в чревоугодии. Царь Ирод хорошо знал вкусы и привычки своих гостей, поэтому потрудился угодить им, пресытить их чувства до рвоты, усладить их до горечи. Музыка, песни и танцы бодрили их сонный аппетит, пряные восточные ароматы возбуждали нервы, яркие цвета и формы заставляли глаза блестеть. И все говорило, восклицало и гремело: «Наслаждений, больше наслаждений!» И ничьих ушей не мог достичь глас узника-пророка: «Правды, больше правды!» Пир во дворце Ирода превратилось в настоящую оргию после танцев Саломеи, дочери Иродиады от первого брака. Своим танцем, своей красотой и грацией Саломея обворожила и опьянила всех присутствующих и больше всех самого Ирода. «Проси, чего хочешь – все будет твоим!» – сказал ей в упоении Ирод, после того как она закончила танец. Саломея, улыбнулась, подошла к своей матери и спросила ее: «Чего мне просить?» Иродиада выразительно посмотрела на дочь и ответила: «Саломея, Саломея, дитя мое, будь осторожна, в этот час решается судьба и моя, и твоя. Она в твоих руках, и как ты решишь, так и будет. Не проси золота, ибо золотом ты не сможешь откупиться от грозного пророка, который сидит в подземелье под нашими ногами. Не проси, дочь, ни благовоний, ни нектара, ни меда, ибо все это грозный пророк сделает горьким. Не проси ни рабов, ни евнухов, не требуй ни висячих садов, ни заморских ковров, не проси, Саломея, ни красивых юношей еврейских, ни благородных витязей римских, ибо все это будет отравлено ядом бичующего языка грозного пророка. Саломея, Саломея, дитя мое драгоценное, проси прежде всего голову пророка, а все остальное ты легко получишь. Голова пророка стоит дороже половины царства Ирода. Я знаю твою кровь, дочь моя, твоя кровь от моей крови, а моя кровь не выносит правды пророка». Мать и дочь поняли друг друга. И судьба встала между ними и открыла им тайну их крови. «Наслаждений, больше наслаждений!» – говорила их кровь, которая ударила им в голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Римская аристократия ела и пила, изрыгала пищу и снова ела и пила. Пока римляне завоевывали мир, они ели в меру, а, завоевав его, потеряли меру. Их отцы состязались в простоте и воздержании, а дети стали состязаться в обжорстве. Царь Ирод хорошо знал привычки своих гостей и постарался ублажить все их чувства до пресыщения, до тошноты, усладить до горечи. Музыка, песни и танцы пробуждали уже утоленный аппетит, пьянящие восточные ароматы раздражали нервы, от разноцветья одежд и манящих форм разгорались глаза гостей. И все говорило, восклицало, гремело об одном: «Наслаждений, больше наслаждений!» Но ничьего уха не достигал глас узника-пророка: «Правды, больше правды!» После танца Саломеи, дочери Иродиады от первого брака, пиршество во дворце Ирода превратилось в настоящую оргию. Своим танцем, красотой и грацией Саломея заворожила и одурманила всех присутствующих — и больше всех самого Ирода. «Проси чего хочешь — все тебе отдам!» — обещал ей восхищенный царь. Саломея, рассмеявшись, подошла к своей матери и спросила ее: «Чего мне просить?» Иродиада многозначительно посмотрела на дочь и ответила: «Саломея, дитя мое, будь осторожна, в этот момент решается судьба и моя, и твоя. Она в твоих руках, и как ты решишь, так и будет. Не проси золота, ибо золотом ты не сможешь откупиться от грозного пророка, сидящего в темнице у нас под ногами. Не проси, дочь, ни благовоний, ни нектара, ни меда, ибо все это станет горьким от его речей. Не проси ни рабынь, ни евнухов, не требуй ни воздушных замков, ни заморских ковров, не проси, Саломея, ни красивых юношей еврейских, ни знатных витязей римских, ибо все это будет отравлено ядом бичующего языка грозного пророка. Саломея, Саломея, дитя мое драгоценное, в первую очередь проси  голову пророка, а все остальное ты легко получишь. Голова пророка стоит дороже половины царства Ирода. Я знаю твою кровь, дочь моя, твоя кровь от моей крови, а моя кровь не выносит правды пророка». Мать, и дочь поняли друг друга. И судьба встала между ними и открыла им тайну их крови. «Наслаждений, больше наслаждений! — говорила их кровь, бросившись им в голову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

   Римская аристократия ела и пила, изрыгала пищу и снова ела и пила. Пока римляне завоевывали мир, они ели в меру, а, завоевав его, потеряли меру. Их отцы состязались в простоте и воздержании, а дети стали состязаться в обжорстве. Царь Ирод хорошо знал привычки своих гостей и постарался ублажить все их чувства до пресыщения, до тошноты, усладить до горечи. Музыка, песни и танцы пробуждали уже утоленный аппетит, пьянящие восточные ароматы раздражали нервы, от разноцветья одежд и манящих форм разгорались глаза гостей. И все говорило, восклицало, гремело об одном: «Наслаждений, больше наслаждений!» Но ничьего уха не достигал глас узника-пророка: «Правды, больше правды!»    После танца Саломеи, дочери Иродиады от первого брака, пиршество во дворце Ирода превратилось в настоящую оргию. Своим танцем, красотой и грацией Саломея заворожила и одурманила всех присутствующих — и больше всех самого Ирода. «Проси чего хочешь — все тебе отдам!» — обещал ей восхищенный царь. Саломея, рассмеявшись, подошла к своей матери и спросила ее: «Чего мне просить?»    Иродиада многозначительно посмотрела на дочь и ответила: «Саломея, дитя мое, будь осторожна, в этот момент решается судьба и моя, и твоя. Она в твоих руках, и как ты решишь, так и будет. Не проси золота, ибо золотом ты не сможешь откупиться от грозного пророка, сидящего в темнице у нас под ногами. Не проси, дочь, ни благовоний, ни нектара, ни меда, ибо все это станет горьким от его речей. Не проси ни рабынь, ни евнухов, не требуй ни воздушных замков, ни заморских ковров, не проси, Саломея, ни красивых юношей еврейских, ни знатных витязей римских, ибо все это будет отравлено ядом бичующего языка грозного пророка. Саломея, Саломея, дитя мое драгоценное, в первую очередь проси голову пророка, а все остальное ты легко получишь. Голова пророка стоит дороже половины царства Ирода. Я знаю твою кровь, дочь моя, твоя кровь от моей крови, а моя кровь не выносит правды пророка».    Мать, и дочь поняли друг друга. И судьба встала между ними и открыла им тайну их крови. «Наслаждений, больше наслаждений!» — говорила их кровь, бросившись им в голову.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но отступить от данной в присутствии гостей клятвы он уже не мог. Вот почему Господь учит нас: «Сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:33-34 ). Как часто мы совершаем глупости, а то и подлости только для того, чтобы другие не подумали, что мы «слабаки», хотя на самом-то деле это и есть настоящая слабость и малодушие. Вот и Ирод проявил тогда малодушие — он отправил в темницу к Иоанну палача, и вскоре обещанное блюдо с головой пророка было передано дочери Иродиады, а та отнесла его матери. Вот так, просто ради забавы, был казнён тот, о ком Спаситель сказал, что он был «большим из всех рождённых жёнами»…   По теме: Саломея Евангелие не доносит до нас имени дочери Иродиады, но предание и исторические свидетельства называют ее Саломеей. Выйдя замуж за двоюродного брата по матери, Аристовула, сына Ирода Халкидского, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56–57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристовул Халкидский с подписью ΒΑΖΙΛΕΩΖ ΑΡΙΖΤΟΒΟYΛΟY («царя Аристовула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΖΙΛΙΖ ΖΑΛΟΜΗΖ («царицы Саломеи»). Если для Православного Востока Саломея навсегда осталась воплощением распутства и коварства, то на Западе, начиная с эпохи Возрождения, она становится эталоном роковой красавицы. Образ Саломеи вдохновлял Боттичелли, Дюрера, Тициана, Рембрандта, Караваджо, а также романтиков и декадентов. По теме: Три обретения главы Иоанна Предтечи Согласно Евангелию, тело Иоанна Предтечи было захоронено его учениками, а что же стало с его главой, которую передали Иродиаде? По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце. Оттуда честная глава была вынесена благочестивой служанкой, имя которой Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода (она упомянута в Евангелии от Луки ( Лк.8:3 )) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе, близ Иерусалима. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. После первого обретения в IV в. честная глава святого пророка переходила из страны в страну, то теряясь, то вновь обретаясь. Всего Церковь отмечает три обретения главы пророка. Второе обретение произошло в V в., а третье — в IX в. Сегодня точное нахождение этой священной реликвии, увы, неизвестно.  Дополнительное чтение

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Неочищенный бензин был ее «духами»: этим лекарством она натирала болевшие части тела. У нее были постоянные головные боли, и я ее спросил как-то: – Может быть, тебе нужно лекарство? – Нет, отче. Я молюсь Божией Матери, чтобы Она избавила меня и от шума в ушах, и от боли. Никогда не пропускала она церковных служб и наедине много молилась. Всегда молилась по четкам. Однажды вечером я подслушал ее смиренную молитву, которую она сопровождала многими поклонами: «Господи, умири мир. Господи, прости прегрешения всего мира. Даруй им покаяние и любовь к Тебе и друг ко другу. И мне, грешной, даруй прощение. Сотвори благо моему духовному отцу, духовным братьям моим». Поминала какие-то имена и молилась о них. Я предложил ей монашеский постриг, а она ответила: «Нет, геронда, я недостойна такой чести». Часто говорила о том, что видела во время литургии, но как бы недоговаривая: «Сегодня Христос сиял из Чаши. Сегодня на литургии ты был не один. Было много батюшек в алтаре, но я, недостойная, не должна говорить об этом». В другой раз говорила, что видела приходского батюшку, то в свете, то во тьме совершающего литургию: «Сегодня батюшка не был чист. Его постоянно окружало темное облако». Как-то летом я сказал в Прусо: «Давайте посадим кипарисы за оградой, чтобы не осыпалась дорога». Саломея это запомнила и следующей зимой претворила в дело. Однажды вечером я вижу: вся в снегу и инее, старая Саломея с двумя мешками кипарисов приближается к монастырю. – Саломея, что же ты делаешь? Как ты одолела вершину по снегу? Как ты дотащила все эти деревья от Фермо досюда? Сколько дней ты шла до монастыря? – Я шла два дня. Но несла-то не я, а другой. – Кто нес, Саломея? – Только что ушел. Я повел ее в храм Божией Матери, и мы совершили благодарственный молебен. – Не бойся, я в порядке. Я служу Божией Матери, и Она не оставит меня погибнуть. Непорочная душа, чистая, всегда мирная, всегда смирялась, всегда молилась. Пост был единственным ее спутником. Настоящая мироносица Божией Матери, священномученика Космы Этолийского , монастырей Миртья и Прусу. Нищая и убогая, но богатая любовью и делами служения. До земли кланялась священнослужителям, шепча: «Простите меня, недостойную».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Случайно палатка этого начальника разбита была на Голгофе, у Лобного места. Подходя к палатке, Саломея с ужасом увидела, что римский легионный орел — государственное знамя Рима — был святотатственно водружен при входе в палатку, в ту священную лунку, в которую тридцать семь лет перед этим был водружен крест, принявший на себя распятого Спасителя, и которую верующие оберегали как святыню, а сама Саломея ежегодно, в дни страстей Христовых и воскресенье, вливала в нее благовонное миро. Увидав поругание святыни, Саломея схватила легионного орла, наплевала на него, бросила на землю и стала топтать ногами. Мариам, ее девочка, подражая матери, тоже топтала орла своими ножками… Солдаты увидели это оскорбление императорского знамени, схватили Саломею и вместе с Мариам отвели к Титу, который, по требованию всех легионов, и велел судить преступниц полевым судом. Несчастных присудили к смертной казни через растерзание львами на арене в Риме. “Маленькая Афродита!.. Народившаяся Венера!” — слышалось в восторженной толпе. Наконец, наступил день гладиаторских состязаний и звериной травли — травли людей зверями. Весь Рим, казалось, наполнил собою Великий Цирк, который мог вмещать в себя до полумиллиона зрителей. Ничто так не привлекало жестоких, бездушных римлян, как кровавые зрелища. Нынешний же день представлял собой особый интерес для кровожадных латинян: смертельный бой гладиаторов с двумя силачами-иудеями, приведенными легионами Тита из только что павшего Иерусалима, и отдание на растерзание нумидийскому льву красивой иудейской женщины с прелестною малюткою. Иудейские богатыри были: Иуда, сын Мертона, и Симон, сын Иаира, от могучей руки которых пало в бою немало римских воинов при штурмах Иерусалима. Ложи и галереи амфитеатра наполнены сверху донизу. Лучшие места, ближе к арене, заняты сенаторами, начальниками легионов, знатнейшими всадниками и другими представителями правящего, державного Рима. Следующие ярусы битком набиты были римскими гражданами, воинами. Верхние ряды, как исполинский цветники, пестрели женщинами — от знатных матрон с золотом украшений до простых, жадных до кровавых зрелищ, римлянок.

http://azbyka.ru/fiction/malenkoj-xristi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010