И рядом с Вадимом молодая женщина, почти девочка, Людмила Кушева. Впоследствии, в Бутырках, я не раз получал от нее передачу как от племянницы. Кто не знает Люды среди честных людей Москвы? Она везде и всюду, где требуется дружба, участие, тепло. Она везде и всюду, где требуется ум нежность, решительность, смелость. «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» Как отрадно встречать в мире хороших, добрых людей. И женщины… В одном из своих последних произведений, в «Строматах» (1968 г.), я сказал несколько горьких слов о женщинах, хотя тут же привел примеры героических женщин в нашей среде… И вот снова слово о женщинах. Женщины. О них говорят все революционеры, все мистики, все вдумчивые люди. У Герцена в его «Былом и думах» есть лирическое место, где он вспоминает женщин, стоящих у плахи, у виселицы. «И у креста были женщины…» — заканчивает он эту страницу. Да, были. Об этом говорит Иоанн: «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин. 19:25 ). И Лука: «…И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» ( Лк. 23:27 ). И Марк: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломея, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» ( Мк. 15:40-41 ). И Матфей: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» ( Мф. 27:55 ). И я во время моего заключения все время чувствовал женскую ласку, женскую заботу, женскую любовь . Тут была и жена отца моего, заменившая мне мать, и многие другие, которые не позволяют мне говорить о них. Но спустимся с лирических высот; спустимся, чтоб сойти в очень мрачное место — в отделение милиции на Волгоградском проспекте, из которого в ночь с 15 на 16 сентября меня повезли в тюрьму. В первом часу ночи меня вывели из милиции и втиснули в «воронок». Боже! Что это было за зрелище: мрачные субъекты с небритыми перекошенными физиономиями, в шляпах с отломленными тульями, воры, бандиты, развратители малолетних. Среди них мне предстояло жить одиннадцать месяцев.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Иосиф же купил покрывало и, сняв Его, завернул в покрывало и положил Его в гробнице, высеченной в скале, и прикатил камень ко входу в гробницу. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где положили Его. Глава 16 Когда закончилась суббота, Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Саломея купили благовония, чтобы пойти умастить Иисуса. И ранним утром первого дня недели, на рассвете, пришли они к гробнице. И говорили друг другу: «Кто откатит нам камень от входа в гробницу?» И, оглядевшись, увидели, что камень откатили. А был он очень большим. И, войдя в гробницу, увидели юношу, сидящего справа, облаченного в белые одежды, и застыли. Он же сказал им: «Не пугайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он восстал, Его нет здесь. Се, место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предшествует вам в Галилее. Там увидите Его, как Он и сказал вам». И они, выйдя, побежали от гробницы. Объяли же их дрожь и трепет, и ничего они никому не сказали, ибо боялись. Иисус же, восстав утром первого дня недели, явился сперва Марии Магдалине, из коей изгнал семь демонов. Она, пойдя, возвестила тем, кто был с Ним, скорбящим и плачущим. И они, услышав, что Он жив, и она Его видела, не поверили. После сего явился Он в ином образе двоим из них, прогуливающимся по пути на виллу. И они, пойдя, возвестили остальным, но те и им не поверили. Последними явился Он одиннадцати, бывшим за столом, и укорял их за неверие и жестокость сердец их, что не поверили тем, кто видел Его воскресшим. И сказал им: «Идите к целому миру, проповедуйте Евангелие всему творению. Кто поверит и будет крещен, спасен будет. Кто же не поверит – осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: будут именем Моим изгонять демонов, говорить новыми языками, брать змей и, если выпьют что смертоносное, не повредит им; на больных будут возлагать руки, и те будут исцеляться». И воистину Господь Иисус, сказав это им, взят был на небо и сидит одесную Бога. Они же пошли и проповедовали повсюду, и Господь содействовал им и подтверждал слово, сопровождая знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда они ушли, Господь сказал народу об Иоанне: – Он пророк и больше пророка. Он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший (по возрасту – то есть Сам Христос – прим. авт.) в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Все пророки и Закон прорекли до Иоанна. Он есть Илия, которому должно прийти. (Ибо Иоанн исполнил служение пророка Илии, обличавшего нечестие народа – прим. авт.) Между тем настал день рождения Ирода. Он устроил большой пир своим вельможам. И когда все напились вина, дочь Иродиады Саломея плясала и угодила царю. Он поклялся, что исполнит любую ее просьбу, даже даст полцарства. Она посоветовалась с матерью и сказала: – Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить клятву (хотя только так он мог сохранить Закон Бога). Он повелел дать ей просимое. Воин отсек голову пророка в темнице, ее принесли Саломее, а она отдала ее своей матери. Иродиада в ярости исколола язык Предтечи и желала утопить голову в нечистом месте. Но тайные ученики Господа похоронили ее на Елеонской горе, где она была обретена в IV веке. Ученики Иоанна похоронили его тело в гробнице. Так умер за правду Божию величайший пророк, крестивший Господа. Душа Иоанна Крестителя сошла в ад, и там он также стал Предтечей Христа. В аду он возвестил умершим приближающееся спасение. Память усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 11 сентября. Умножение хлебов (Мф. 14, 13–21; Мк. 6, 30–44; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–14) Незадолго до Пасхи Господь учил народ недалеко от Тивериады. День склонялся к вечеру, а до города было далеко. Тогда Христос, испытывая Филиппа, спросил: – Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? – Им и на двести динариев не хватит, чтобы каждому досталось хоть понемногу, – отвечал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Мф. 14: 1-12). «У Иоанна Крестителя был в доме тетрарха враг, уже давно добивавшийся его смерти, - Иродиада, жена Антипы. Первый раз она была замужем за его братом, которого Ирод Великий лишил наследства. Честолюбивая женщина тяготилась своим унизительным положением и мечтала о власти. Когда в 26 году Антипа гостил в доме брата, она сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в родственницу и решил жениться на ней. Препятствий для этого было немало. Предстояло развестись с первой женой, дочерью союзника, набатейского царя Ареты IV. Узнав о планах Антипы, его супруга с помощью верных бедуинов бежала к отцу в Набатею. Это привело к дипломатическому разрыву с Аретой. В самой Иудее поступок Ирода вызвал единодушное осуждение: Иродиада была его племянницей и женой брата - таким образом тетрарх дважды нарушил Закон. Но правителя ничто не могло остановить. Иоанн Креститель, еще будучи на свободе, открыто высказывался против этого кровосмесительного брака. Он не перестал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Поэтому узник продолжал быть опасным для Иродиады. Она искала повода разделаться с ним, но видела, что слабохарактерный муж едва ли решится осудить и казнить Иоанна. Долгожданный случай все же представился. Ирод справлял день своего рождения, и в махеронском дворце собралось много почетных гостей - военачальников и старейшин Галилеи. Когда пир был в разгаре, на середину зала выбежала Саломея, дочь Иродиады, и к неописуемому восторгу всех исполнила зажигательный сирийский танец. “Проси у меня, что хочешь!” - кричал пьяный тетрарх. Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно обещает выполнить любое пожелание девушки.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/05/...

Постепенно Христос оказался во главе большой толпы богомольцев. Многие узнавали Его и радостно приветствовали. А иные приближались и просили принять их в число учеников. Но теперь Иисус сразу же начинал говорить им о жертвах, которые нужно принести для Царства Божия, и о том, что времени для колебаний больше не осталось. Один человек, который желал присоединиться к Иисусу, сказал, что прежде должен похоронить отца. “Предоставь мертвым хоронить своих мертвых”, – был ответ. Другого, хотевшего сначала проститься с родными, Иисус предостерег: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не пригоден для Царства Божия” 310 . Все больше народа двигалось вслед за Христом. Шествие превращалось в настоящий мессианский поход. Реку пересекли у Иерихона. В городе жители спорили, кто примет Его, но Иисус выбрал не почтенную, всеми уважаемую семью, а дом мытаря Закхея . Нищий слепец, сидевший у ворот, кричал: “Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!” Его останавливали, но Христос, подойдя к нему, сказал: “Прозри! Вера твоя спасла тебя” 311 … Это чудо воспламенило энтузиазм народа. Все угрозы властей были забыты. Он – снова их галилейский Мессия, грядущий в мир Сын царя Давида. Повсюду раздавались возгласы: “Благословен Грядущий во имя Господне!..” Апостолы уже не сомневались в том, что “Царство Божие должно теперь же явиться” 312 . Близость этого чудесного события стала для них настолько реальной, что Саломея, мать Иоанна и Иакова, попросила у Господа посадить ее сыновей по правую и левую руку от Своего престола, когда Он будет “во славе”. Обернувшись к братьям, Иисус спросил: - Можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься? - Можем, – простодушно отвечали они. - Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. А сесть по правую Мою сторону или по левую – не Я даю, но кому уготовано. Остальные ученики зароптали. Всем хотелось занять эти почетные места. Но Иисус остановил их: Вы знаете, что те, которые считаются начальниками у язычников ,

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

Постепенно Христос оказался во главе большой толпы богомольцев. Многие узнавали Его и радостно приветствовали. А иные приближались и просили принять их в число учеников. Но теперь Иисус сразу же начинал говорить им о жертвах, которые нужно принести для Царства Божия, и о том, что времени для колебаний больше не осталось. Один человек, который желал присоединиться к Иисусу, сказал, что прежде должен похоронить отца. «Предоставь мертвым хоронить своих мертвых», — был ответ. Другого, хотевшего сначала проститься с родными, Иисус предостерег: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не пригоден для Царства Божия» 7 . Все больше народа двигалось вслед за Христом. Шествие превращалось в настоящий мессианский поход. Реку пересекли у Иерихона. В городе жители спорили, кто примет Его, но Иисус выбрал не почтенную, всеми уважаемую семью, а дом мытаря Закхея . Нищий слепец, сидевший у ворот, кричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» Его останавливали, но Христос, подойдя к нему, сказал: «Прозри! Вера твоя спасла тебя» 8 ... Это чудо воспламенило энтузиазм народа. Все угрозы властей были забыты. Он — снова их галилейский Мессия, грядущий в мир Сын царя Давида. Повсюду раздавались возгласы: «Благословен Грядущий во имя Господне!..» Апостолы уже не сомневались в том, что «Царство Божие должно теперь же явиться» 9 . Близость этого чудесного события стала для них настолько реальной, что Саломея, мать Иоанна и Иакова, попросила у Господа посадить ее сыновей по правую и левую руку от Своего престола, когда Он будет «во славе». Обернувшись к братьям, Иисус спросил:  — Можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься?  — Можем, — простодушно отвечали они.  — Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. А сесть по правую Мою сторону или по левую — не Я даю, но кому уготовано. Остальные ученики зароптали. Всем хотелось занять эти почетные места. Но Иисус остановил их: Вы знаете, что те, которые считаются начальниками у язычников , господствуют над ними, и вельможи их показывают над ними свою власть. Но не так — между вами. Но кто хочет стать великим между вами, пусть будет всем слугой, и кто хочет между вами быть первым, пусть всем будет рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих 10 .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ воскресных тропаря и кондака шестого гласа. Для начала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке. Тропарь: Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе. Кондак: Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех . Сила Воскресения В тропаре повествуется о событии, происходившем после Воскресения Спасителя. Придя ко гробу помазать Тело Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея увидели, как ангел, сошедший с небес, отвалил камень от гроба. В этот момент было землетрясение, и все были напуганы, в том числе и стражи, стригущии, или охраняющие гроб, «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Мария Магдалина стояла у гроба и плакала, так как не нашла тело Учителя. Далее в Евангелии от Иоанна повествуется, как она «наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 2–3). Пленение ада Христос пленил еси ад, то есть обезоружил его, лишил всякой власти и силы. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью, стало реальным свидетельством совершенного Им спасения человеческого рода, открыло путь ко всеобщему воскресению» , – пишет протоиерей Вадим Леонов. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия. Любая человеческая жизнь всегда может возобновиться в Спасителе, несмотря на грех. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия Иисус Христос не претерпел никакого ущерба в аду. По-церковнославянски это звучит как не искусився от него . Церковнославянское значение глагола искусити – «испробовать, подвергнуться искушению» .

http://pravoslavie.ru/143111.html

Свернуть Песнь 9 В девятой песни вторника, как и понедельника, преподобный Андрей приводит примеры из Нового Завета. Речь идет о Предтече и Крестителе Господнем Иоанне. Иоанн обличал царя Ирода Антипу за то, что тот женился на супруге своего брата Иродиаде. Дочь Иродиады, Саломея, в качестве награды за свой танец, по совету своей матери, попросила у Ирода голову Иоанна Предтечи. Ирод удовлетворил просьбу и приказал отрубить пророку голову. Вспоминая это событие, преподобный Андрей призывает подражать праведности и чистоте Иоанна Предтечи и уклоняться от беззаконий, подобных нечестию Иродиады. «Горлица пустынолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние (Пустыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; смотри, душа моя, чтобы не впасть тебе в сети беззаконных, но возлюби покаяние). Также преподобный Андрей вспоминает Самого Христа, Который совершил чудо в Кане Галилейской, превратив воду в вино, исцелил расслабленного и слугу сотника, кровоточивую женщину и многих других больных, воскресил сына Наинской вдовы. Также в этой песне упоминается беседа Христа с самарянкой. «Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив, исправи, глухия же и немыя, и ничащия низу исцели словом, да ты спасешися, окаянная душе (Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа). Читать полностью отрывок из Библии …Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу (Мф 14:3–12).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошёл, отсек ему голову в темнице, и принёс голову его на блюде, и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе ( Мк.6:14-29 ). Лариса Т. под редакцией Ильи Селиванова Танец Саломеи День рождения владыки – Много выпито вина. Хохот, музыка и крики, Вдруг является она! Видит царь, от вин хмелея, Действо редкой красоты: В жарком танце Саломея Сводит гибкие персты Над главой работы тонкой, Мягкий шелест покрывал Спорит со струною звонкой. Деве вздохов и похвал Тихий рокот слушать лестно. Танец кончен, царь кричит: «Всё исполню, ты — прелестна!» Потрясённый двор молчит. «Ах! Такой счастливый случай Вновь судьба не повторит», - Радости полна зыбучей, Дева к матери спешит. Та не медлит ни мгновенья: «А теперь моя чреда! Иоанна обличения Пусть замолкнут навсегда». И хоть казнь за танец — внове, И народ пророка чтит, Пойман на монаршем слове, Царь неправый суд вершит.  Жизнь Господа Иисуса Христа. Раздел II. Евангельские чудеса Урок 10. Первое чудо Христа и призвание апостолов Начало проповеди Евангелия Синагога (греч.) – дом для молитвенных собраний В прошлый раз мы уже кратко упомянули о 1том, что, вернувшись в Галилею, Спаситель начал проповедовать, крестить и творить множество чудес. Сейчас мы расскажем подробнее, как всё начиналось. Христос ходил по Галилее, от одного селения к другому с проповедью о Царствии Небесном. Все с нетерпением ждали прихода Господа в свой город, чтобы послушать Его, ведь Он проповедовал так, как никто до Него — просто, доступно, очень человечно, но в то же время сильно и убедительно, «как власть имеющий». Однажды Христос пришёл в Назарет — Свой родной город. В субботний день Он вместе с другими верующими явился в молитвенный дом — синагогу — и встал перед собравшимися, чтобы прочитать отрывок из Священного Писания. Служитель дал Ему книгу пророка Исаии, Христос открыл её и прочитал: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Ис.61:1-2 ). Да, это было сказано о Нём!

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Саломея ступила на лед одной ногой, словно проверяя его прочность. Потом поставила вторую ногу и пошла, легко скользя по гладкой поверхности. Уже ближе к середине реки она услышала хруст льда и увидела разбегающиеся от подошв трещинки. В сердце заполз холодок страха. «Повернуть?» — задала она сама себе вопрос, а потом, махнув рукой, заскользила дальше. Треснуло сильнее. Саломея обернулась и увидела, что позади нее, у берега, льда уже не было, только потоки воды. На стены крепости высыпали солдаты, а от ворот бежал центурион с двумя легионерами к ней на выручку. У противоположного берега тоже была вода. Льдина зашевелилась и тронулась с места. На нее стала наезжать другая льдина. Саломея испугалась по-настоящему. Она в растерянности вертела головой то в одну, то в другую сторону. «Мне не выбраться отсюда, — промелькнуло в ее сознании, — я погибла. Зачем не осталась дома?» — с тоской подумала Саломея и поглядела на стены крепости. Не менее сотни человек наблюдали за ней, кто просто с любопытством, кто с сочувствием, а кто и со злорадством. «Смотрят, как я погибаю, — с горечью подумала Саломея, — Смотреть, как умирает человек, всегда интересно». Ее вдруг охватила досада, она зло подумала: «Умереть можно по-разному». И правнучка Ирода Великого решила умереть красиво. Она выпрямилась, подняла руки и легко закружилась, и в этом кружении стала скользить по льдине то в одну, то в другую сторону. Защелкала пальцами и в такт щелчкам стала вытанцовывать ногами. В вихре танца она уже не думала об опасности, ее кровь волновала мысль, что она в центре внимания. На нее смотрят. Ею восхищаются. Солдаты на стенах крепости действительно оценили по достоинству поступок женщины и стали аплодировать. Суровые легионеры били в ладоши, и глаза, привычные к ужасам смерти и крови, подернулись влагой. Ритм аплодисментов придал танцу какой-то магический оттенок древнего жертвоприношения. Танец был недолгий. Льдина раскололась пополам. Танцовщица еще успела ловко пере- прыгнуть на большую половину. Хотела продолжать свой танец смерти, но льдина заколебалась и стала накреняться. Саломея упала и, успев вскрикнуть, соскользнула по льдине в воду, сразу же погрузившись с головой. Затем на миг ее голова показалась над водой. Этого мига было достаточно, чтобы огромный кусок льда, заостренный словно секира, стремительно обрушился по наклонной плоскости на несчастную и легко отсек ей голову. Тело танцовщицы утянуло под воду течением, а голова осталась лежать на льдине.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010