В книге своей под заглавием: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, т. I, Τυπικ, ч. 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», вышедшей в свет в Киеве в 1895 году, мы обнародовали полный и весьма любопытный по содержанию список ктиторского Евергетидского Типикона XII в. Найден нами этот ктиторский Типик в превосходной пергаменной рукописи 788 Афинской национальной библиотеки. Определяя время происхождения данного Типика 1 , его важное литургическое значение и отношение к однородным с ним памятникам древне-византийской литургической письменности и, в частности, к известному в науке сербскому афоно-хиландарскому Типикону св. Саввы сербского под названием Исписание и оуказание жити, соущее въ монастыри прстые Бце наставнице. прданное мною гршнимь и смреным Савою вамь о Гд возлублена чеда и мы позволили себе высказать несколько предположений относительно характера этого последнего Типика, его происхождения и возможной в будущем находке в славянском переводе и второй части этого Типика или Синаксаря, как нам казалось тогда, сходного с Синаксарем Евергетидского Типикона. «Мы не только не находим в Хиландарском Типиконе пр. Саввы Сербского каких-либо «положительных известий об иерусалимских порядках (о сем категорически говорил покойный проф. И. Д. Мансветов 2 , но даже слабых признаков знакомства его составителя с уставом обители пр. Саввы Освященного. Напротив, писали мы в свое время, из приведенной главы о бдениях и из других мест Типика (гл. 35, 36 на стр. 44–47; слич. Еверг. Типик гл. 35 и 36 на стр. 646–648, 446–448 и др.) мы получаем крепкую уверенность, что об этих порядках, при издании своего Типикона (что было несомненно до его путешествия в Иерусалим) пр. Савва не слыхал, и что первоначальный богослужебный порядок в Хиландарской обители весьма вероятно был тот же, какой практиковался в других константинопольских монастырях того времени, или, еще ближе к истине, тот самый, который пр. Савва Сербский изучил и вынес из «своей» Евергетидской обители. Ссылки в Хиландарском Типике на Синаксарь в таких выражениях: « а о вечернмь пнии Синаксарь вленно показетъ, или ко Синаксарь влетъ, или «о еже о светыхъ постхь въ Синаксар сь испытаниемь смотрти и коже показеть, тако и хранити» и др., при полном почти сходстве их по изложению в обоих уставах, дают основания для подобного предположения. Ничего поэтому не будет удивительного, если кому-либо из последующих ученых удастся где-нибудь отыскать славянский, или, вернее, славяно-сербский перевод и Синаксаря или Типикона церковного богослужения Евергетидского монастыря, конечно, с соответствующими и необходимыми дополнениями. Мы знаем, что Типикон этот был принят, как регулятор богослужения в монастыре св. Маманта, еще более естественно, при указанных выше постоянных связях двух обителей, видеть его в той же роли и в сербской Хиландарской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один - кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы - руководители воспитательных структур всех " силовых " ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются:

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

Доклад епископа Красногорского Саввы, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июня 2008 г. 21:51 Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Позвольте предложить высокому вниманию членов Освященного Архиерейского Собора обзор деятельности Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями за межсоборный период. Наш Отдел создан решением Священного Синода от 18 июля 1995 года и продолжил деятельность по взаимодействию с Министерством Обороны, начатую ОВЦС, в составе которого существовал сектор по взаимодействию с Вооруженными силами. Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях и тюрьмах). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью, рабочие заседания проводятся раз в полугодие. В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями нашей работы являются: За крайне редкими исключениями, Отдел в своей деятельности получает постоянную помощь и поддержку со стороны командования Вооруженных Сил и офицеров — ответственных за воспитательную работу. Руководство силовых министерств убедилось в том, что пастырская деятельность православного духовенства среди личного состава благотворно влияет на дисциплину и морально-психологический климат в коллективах, помогая предотвратить или минимизировать существовавшие и существующие, к сожалению, до сих пор негативные моменты, как-то: неуставные взаимоотношения в армии, нарушения режима в исправительных учреждениях.

http://patriarchia.ru/db/text/423834.htm...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 140. Песенный Часослов Приходской Часослов на «Азбуке веры» Пятница. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о приходском варианте Часослова . Почему варианте? Потому что у нас в обиходе такого Часослова нет, как нет и приходского Типикона. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена еще при Патриархе Адриане , т.е. 3 века назад. Но даже само заглавие его показывает, что он будучи изображением церковнаго последования лавры Саввы Освященного, не предназначен для жизни приходской. И хотя на Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 обсуждался вопрос о новой редакции Типикона в Русской церкви, но он так и остался нерешённым. А так как данный Типикон большинством воспринимался и воспринимается как «нечто тягостное и духовно невыносимое», то церковным служителям ничего не остается делать как призывать уделять больше внимания состоянию души, чем внешнему соблюдению устава. Но как показывает весь опыт церковной жизни путь игнорирования существующих уставных требований проблему все равно не решает. Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с представленным вариантом приходского Часослова, который с одной стороны, продолжает традицию древних не-монастырских форм богослужения, а с другой – сочетает в себе и привычные нам богослужебные элементы, в том числе и домашнего моления. Такой Часослов можно еще именовать песенным, т.к. при его составлении использовались принципы песненных последований, которые являются самыми древними в христианской Церкви и прочно связанными с церковной иерархией. Основной особенностью этих последований было преобладание пения над чтением. Именно такого рода последования, совершавшиеся в константинопольском храме св. Софии оказали сильное впечатление на послов Киевского князя Владимира и повлияли на принятия нашим народом православной веры. Устав данного храма, известный как Устав Великой Церкви действовал в то время наряду с известными нам монашескими уставами (Иерусалимским и Студийским), отличаясь от них большей торжественностью и общественным характером, изобилуя всевозможными молебнами и крестными ходами.

http://azbyka.ru/video/140-pesennyj-chas...

Речь при открытии 3 января 1913 г. новгородского церковно-археологического общества Господин Великий Новгород, лежавший на великом водном пути «из Варяг в Греки», весьма рано, почти на заре своей государственной политической жизни приобщился культуре блестящей столицы Св. Константина – Византии. С принятием христианства, благодаря постоянному общению по торговым делам Новгорода с Константинополем, это живое и многоразличное культурное влияние Византии усилилось и захватило все стороны быта древнего Новгорода. Величественно-помпезный богослужебный ритуал, выработанный в дивном создании императора Юстиниана – Св. Софии, пришелся по сердцу богатому Новгороду и, благодаря щедрым пожертвованиям его обитателей на создание храмов и их благоукрашение, нашел себе свободный и легкий доступ и в Новгородский соборный храм Софии Премудрости Божьей, построенный в 1045 году новгородским князем Владимиром Ярославичем, внуком св. князя Владимира, а равно и в другие древнейшие храмы Новгорода и даже Пскова, как его пригорода. Сюда из Византии удобно и легко могли стекаться многочисленные художественные произведения религиозного быта и находить себе место и применение сначала в церковной богослужебной практике, а затем, по выходе из употребления, с заменою величественного по своим сложным торжественным церемониям древнего Новгородского Софийского Устава современным монотонным монашеским Типиконом обители пр. Саввы Освященного, становились мало-помалу лишь естественным достоянием ризниц и сосудохранительниц. Нисколько поэтому не удивительно для нас, что ризница Новгородского Софийского собора и доселе хранит в своих недрах такие любопытные предметы древнего религиозного быта, какие встречаются не часто в других местах, а некоторые из них являются положительными униками и, благодаря своей исключительности, служат «знаменем пререкаемым» и «камнем соблазнов» для многих специалистов археологов, знатоков христианского искусства. Чтобы не быть голословным, укажем на факты. На последнем XV археологическом съезде в Новгороде два серебряные древние «сиона» или «Иерусалима» были предметом обширного доклада известного археолога проф. Н.В. Покровского . Но вопросы, им возбужденные относительно этих богослужебных принадлежностей местной соборной ризницы, далеко не все были разрешены в положительном и более или менее удовлетворительном для многих специалистов смысле. Остался неразрешенным вопрос о месте происхождения этих «сионов», не прочитана существующая на одном из них греческая весьма сложная надпись, совершенно не выяснено богослужебное назначение этих весьма громоздких и богатых по конструкции сосудов и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Скачать epub pdf В издательстве ПСТГУ вышли в свет две новые книги протоиерея Олега Давыденкова , доктора теологии, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, – научная монография «Богословие Феодора Абу Курры , епископа Харранского» и книга переводов «Арабские сочинения Феодора Абу Курры , епископа Харранского» . В связи с этим мы побеседовали с отцом Олегом об этом выдающемся арабоязычном богослове, его литературном наследии, особенностях его богословской мысли и о мире, в котором он жил – Не могли бы Вы вкратце описать деятельность епископа Феодора Абу Курры , чтобы читатель мог понять исторический масштаб этой личности? – Феодор Абу Курра – самый значительный мелькитский, то есть православный арабоязычный писатель, живший во второй половине VIII – начале IX вв. Предположительно он умер ок. 830 г. Феодор был уроженцем города Эдесса (ныне город Урфа в Турции). Скорее всего, он был монахом в лавре преподобного Саввы Освященного, в Палестине, а затем стал епископом города Харран (в настоящее время небольшой поселок на территории Турции недалеко от турецко-сирийской границы). Абу Курра был весьма плодовитым писателем. Большая часть его обширного литературного наследия была создана и сохранилась на арабском языке. Кроме того, он был автором нескольких десятков небольших богословско-полемических трактатов (опускул) на греческом языке. Таким образом, Феодор был последним мелькитским автором, писавшим по-гречески, а также первым известным христианским писателем, который начал составлять богословские сочинения на арабском языке. В одном из своих арабских сочинений Абу Курра сообщает, что он составил также около 30 богословских трактатов на сирийском языке, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. Несколько сочинений Харранского епископа сохранились только в переводах на грузинский язык. – Каковы основные направления писательской деятельности Абу Курры? – Сфера интересов епископа Феодора была очень обширна. У него много размышлений на общефилософские темы: рациональные доказательства бытия Бога, природа религиозной веры, предпосылки и способы богопознания, вопрос о свободе воли человека. В нескольких своих работах Абу Курра пытается обосновать превосходство христианства над другими религиями (более всего он полемизирует с иудаизмом и манихейством), а также доказать истинность и богооткровенность Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ [греч. Ηλας] (ок. 759 - 1.02.779 или ок. 775 - 1.02.795), мч. Дамасский (пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.). Сведения об И. сохранились в анонимном Мученичестве (BHG, N 579), к-рое предположительно датируется Х в. Этот памятник дошел в единственной рукописи рубежа Х и XI вв. (Paris. Coislin. 303), содержащей также Мученичество монахов лавры св. Саввы Освященного (BHG, N 1200). Во вступлении агиограф сообщает о составленных им ранее 2 сказаниях о мучениках ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1907. Σ. 42), однако эти тексты неизвестны. Из-за отсутствия упоминания о К-поле и визант. реалиях, а также об опасности обнаружения властями тайно сохраняемых мощей И. (Там же. Σ. 58) можно заключить, что Мученичество было написано на подчиненной арабам территории Сирии, в христ. общине Дамаска. Вероятно, сохранившаяся версия Мученичества является переработкой неизвестного нам более раннего текста ( McGrath. 2003. P. 89). Согласно Мученичеству, И., грек по происхождению, воспитывался в христ. вере. Первые 10 лет своей жизни он провел вместе с матерью и 2 братьями в Гелиополе (ныне Баальбек, Ливан, захвачен арабами в 637), а затем, выучившись плотницкому ремеслу, отправился в Дамаск, где нанялся в мастерскую к некоему сирийцу-христианину, к-рому покровительствовал один богатый араб. Через 2 года сириец по наущению араба отрекся от христианства, однако И. продолжал работать у него. Вскоре сын араба устроил праздник по случаю рождения наследника. И. прислуживал на пиру и понравился гостям, к-рые предложили ему отречься от Христа. Когда И. отказался, гости во время танца как будто бы в шутку сорвали с него пояс (т. н. зуннар, от греч. ζωνριον - поясок, элемент облачения христиан в араб. Сирии). На следующий день, когда И., по своему обычаю, подпоясался, ему сказали, что прошлой ночью он принял ислам и теперь возвращение к христианству будет считаться преступлением и караться смертью. По настоянию братьев И. покинул Дамаск и следующие 8 лет провел в Гелиополе.

http://pravenc.ru/text/389339.html

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного. На территории Лавры Саввы Освященного. Часовня Иоакима и Анны и третья (затворническая) келья (исихастерий) Саввы. Находится в наиболее южной части территории монастыря внутри стен. Состоит из трех помещений – собственно часовни Иоакима и Анны, коридора и затворнической кельи Саввы (третья келья Саввы в монастыре). От площади перед церковью Благовещения к часовне ведет дорожка, проходящая через монастырский сад. Представляется, что особая святость места повлекла за собой возведение монастырских стен таким образом, чтобы оно оказалось внутри монастыря. Коридор имеет в длину 15 м, 1,25-3,2 м в ширину, 1,75-1,9 м в высоту. В южной своей части коридор представляет высеченный в скале тоннель. С севера к входу ведет лестница в 14 ступеней. Восточная стена коридора в северной его части построена на краю утеса. Перед тем местом, где ход превращается в высеченный в скале тоннель, в этой стене имеется окно. Часовня Иоакима и Анны представляет собой комплекс из трех помещений к востоку от затворнической кельи Саввы. Центральное помещение имеет размеры 3,85х2,5 м. Перекрыто крестовым сводом высотой в 3,25 м, опирающимся на четыре колонны по углам помещения. Сверху свисают три масляных светильника. Вход в это помещение из коридора с севера. Восточная стена представляет собой подобие иконостаса. В ней проход в дополнительное помещение, служащее алтарем. На стене иконы в два уровня. Слева от прохода икона, изображающая Иоакима и Анну с надписью по-гречески «святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна». Справа от прохода – образ Саввы с длинной бородой и нимбом вокруг головы. Выше, на уровне тимпана, образ Иисуса Христа, сидящего на престоле, слева от него Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. На противоположной, западной, стене по обе стороны лаза в пещеру затворнической кельи Саввы помещаются еще две иконы – слева св. Антоний, справа св. Стефан Савваит. Еще одна икона – образ Михаила Архангела – на северной стене.

http://sobory.ru/article/?object=12030

Кореновск. Церковь Саввы Освященного. Саввинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Саввы Освященного Год постройки:Между 2002 и 2008. Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Кореновск, перекресток улиц Пурыхина и Первомайской, сквер школы 3 Координаты: 45.478267, 39.452913 Проезд:Церковь расположена на окраине города в сквере школы 3 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход Храма Святого Преподобного Саввы Освященного был зарегистрирован, как религиозная организация 19 августа 2002 г. Строить храм решили на его историческом месте. История храма начинается с конца XVIII века. Первой деревянной церковью, постороенной в станице Кореновской (ныне г.Кореновск) была церковь Святого Саввы с приделом святителю Николаю Чудотворцу. Располагалась она в центре станицы и была построена предположительно в конце XVIII века двумя братьями, сыновьями богатого купца, одного из которых звали Саввой. В 1933-34 гг. церковь была разгромлена. В 1905 году в станице на северной стороне реки Бейсужек (ныне на этом месте находится сквер средней школы 3) была возведена каменная церковь, огороженная высоким кирпичным забором, и названа также во славу святого Саввы. После революции эта церковь тоже была разрушена. В 2002 году по благословлению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора первый настоятель строящегося храма отец Василий Максимец приступил к строительству нового храма в честь святого преподобного Саввы Освященного. При выборе места закладки искали фундамент прежнего храма, он оказался частично под памятником-мемориалом погибшим воинам, расположенном на территории сквера, поэтому новый храм был заложен рядом. С 2003 года строительство храма продолжает назначенный правящим Архиереем новый настоятель храма протоиерей Василий Лебединский. Строился храм на пожертвования прихожан, как говорится всем миром. И сам настоятель, отец Василий Лебединский не гнушался никакой работой, вместе с рабочими строил храм. Благотворительной организацией, оказавшей большую помощь в завершении строительных работ, стал известный своей торговой маркой Кореновский молочно-консервный комбинат в лице его директора Ялового Игоря Владимировича. Благодаря ему были завершены внутренние работы и обустройство храма, приобретены и установлены 3-х ярусное паникадило и колокола, сделана ограда храмовой территории, а так же оказана помощь в строительстве административного здания прихода, где расположены классная комната воскресной школы, кухня под просфорню, комната для швеи, трапезная. За благотоворения по строительству храма, по представлению владыки Исидора, Яловой И.В. был удостоен Патриаршей награды — ордена Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=30402

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Бейт-Суфья Церковь. Не действует.   Год постройки:657. Адрес: Координаты: 31.70767, 35.33252 Проезд:От Лавры Саввы Освященного следует идти по мощеной, местами разрушенной, тропе около 400 метров на север по западному берегу Кедрона. Тропа ответвляется от бетонной дорожки-лестницы, огибающей Лавру с севера, и проходит по береговому обрыву примерно в 30-40 метрах выше русла потока Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории Лавры Саввы Освященного. Церковь св. Софии (матери прп. Саввы) – Бейт-Суфья. Комплекс, построенный в скальном желобе на западном берегу Кедрона в 400 метрах к северу от Мар-Саббы. С внешней, восточной стороны, комплекс огораживает стена, выстроенная на краю желоба. Северный и южный торцы также защищены стеной. С запада – уходящая вверх отвесная скала. Комплекс включает в себя церковь, двор, келью и водяную цистерну. По преданию, здесь были захоронены останки Софии – матери св. Саввы. В начале XX века комплекс был основательно отремонтирован, включая окружающую его стену. Ныне в келье при церкви нет насельника, комплекс обычно заперт. От нижних ворот монастыря к калитке Бейт-Суфьи ведет мощеная тропа (сохранилась частично). Комплекс имеет размеры 28х6 м. Калитка в южной стене ведет в первый внутренний двор, в котором высечена в скале водяная цистерна, действующая до сих пор. С северной стороны двора поставленная на арочный пролет лестница ведет во второй внутренний двор. Лестница, пристроенная к южной стене церковки св. Софии, поднимается к узкому проходу между западной стеной церкви и скалой. Вход в церковь с севера из второго двора. Входной проем имеет 0,75 м в ширину. Сама церковь имеет в плане форму трапеции размерами 2,7х2,05-2,2 м. Толщина стен около метра. С восточной стороны апсида шириной 0,8 м и высотой 1 м, апсида перекрыта полукупольным сводом. На уровне пола в апсиде прямоугольная ниша, где, возможно, были захоронены кости св.

http://sobory.ru/article/?object=12032

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010