Наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень – архимандрия, или архимандрития 486 . Ряд старинных обителей, таких как Кириллов Белозерский, московский Богоявленский, Саввин Сторожевский Рождества Богородицы, Иосифов Успенский Волоколамский, получили архимандрию сравнительно поздно, в середине XVII в. Четыре новгородских монастыря: Антониев Рождества Богородицы, Духов (Сошествия Св. Духа), Тихвин Успенский, Вяжицкий Николаевский пожалованы архимандритским настоятельством, когда Новгородской кафедрой управлял Никон 487 . К концу века архимандриями становятся Донской Богородичный и Знаменский в Москве, Спасо-Мирожский в Пскове, Троицкий Павлов Обнорский под Вологдой и другие монастыри 488 . Известный по летописям древний титул архимандрита в Новгороде включал и название города: «архимарит Юрьевскаго монастыря и Великаго Новгорода» 489 . В XVII в. титул архимандрита включал только название обители: «Каменнаго монастыря архимарит», «архимарит Андроников» и т. д. Случай пожалования сана архимандрита строителю пустынного Покровского монастыря на Убогом дому» Спиридону Потемкину – исключение из правил. Образованный старец состоял в родстве с известными боярскими Фамилиями, среди них Милославские, Морозовы, Ртищевы, Хит- Р°во, Одоевские. По прибытии в Москву из Речи Посполитой он отказался от предложенной ему царем через Ф. М. Ртищева Нов- городской митрополии, определившись на жительство в Покровский монастырь 490 . Сан архимандрита сохранялся при переводе его обладателя в другой монастырь или освобождении «на покой» от должности настоятеля 491 . При исключительных обстоятельствах архимандрия жаловалась монастырю в период его строения. Архимандрией стал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в патриаршество Никона (1652–1666). Его сооружение началось в 1656 г. Собор задуман по образу Иерусалимского храма Воскресения Христова. Первоначально обитель получила название в соответствии с древнерусской традицией (жалованная грамота на московское подворье Воскресенского монастыря 9 октября 1657 г.) 492 . Во время освящения деревянной церкви Воскресения 18 октября 1657 г. присутствовавший на церемонии царь Алексей Михайлович, восхищенный красотой местности, сравнил ее со старым Иерусалимом и дал якобы второе название «и нарече имя монастырю Новый Иерусалим» 493 . Автор этой версии архимандрит Леонид (Кавелин) : ему был известен текст надписи на каменном Кресте (ныне утраченном), сооруженном монахами в память о царском посещении Воскресенской обители. Мною обнаружено принадлежавшее ученому иеромонаху Епифанию Славинецкому сочинение (Слово) под названием «Светись, св-Ьтись Новый Иерусалиме» 494 495 . Как приближенный к патриарху Никону он мог присутствовать на освящении Воскресенской церкви и говорить торжественную речь. Скорее всего он был родоначальником самой идеи. По мысли Епифания, Новый Иерусалим символизирует торжество Нового Завета над Ветхим 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одесская епархия Дата создания: 1837 г. Описание: В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи. В церковном отношении эти земли были подчинены митрополиту Екатеринославскому Гавриилу (Банулеску-Бодони). При основании Одессы в 1794 г. митрополит Гавриил совершил молебное пение, положив первые камни в основание нового города и одесских храмов. С образованием Кишиневской кафедры Одесса стала управляться архипастырями Кишиневскими. Так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архиерея в Одессе. В 1859 г. в связи с выделением Таврической епархии в самостоятельную Херсоно-Таврическая архиепископия была переименована в Херсонскую и Одесскую. В 1971 г. епархия стала называться Одесско-Херсонской, а с 1991 г. после выделения Херсона в самостоятельную епархию — Одесской и Измаильской. Решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 г. ( журнал 103 ) из состава епархии выделена Балтская епархия . В составе Одесской епархии Синод оставил г. Одессу, Белгород-Днестровский, Беляевский, Овидиопольский, Арцизский, Татарбунарский, Саратский, Тарутинский, Килийский, Коминтерновский, Измаильский, Болградский и Ренийский районы Одесской области Украины. За правящим архиереем Синод оставил титул «Одесский и Измаильский». Одесская духовная семинария Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор Успенский Одесский мужской монастырь Епархия сегодня Благочиннические округа Монастыри Кафедральные соборы — Успенский (Одесса), Спасо-Преображенский  (Одесса), Покровский (Измаил). Средства массовой информации Учебные заведения Страна: Украина Город: Одесса Адрес: 65012, г. Одесса, ул. Пантелеимоновская, д. 58 Телефон: +38 (048) 222-40-73 Факс: +38 (048) 746-30-38 Web-caйm: http://eparhiya.od.ua E-mail: od-eparhia@mail.ru Викарный архиерей: Сергий, архиепископ Болградский, викарий Одесской епархии (Михайленко Александр Александрович) Виктор, архиепископ Арцизский, викарий Одесской епархии (Быков Владислав Олегович) Правящий архиерей: Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский (Саввин Алексей Михайлович) Викарный архиерей: Диодор, архиепископ Южненский, викарий Одесской епархии (Васильчук Виталий Семенович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244322...

В первой половине XVII ст. в селе Козине существовала церковь во имя св. Николая чудотворца. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г.: «церковь Николы чудотворца в государеве дворцовом селе Козине, дани 3 алтына с деньгою, заезда 2 деньги, и января 30 дня на 1628 г. деньги взято». 11 января 1630 г. патриарх Филарет Никитич, отправившись из Москвы на богомолье в Саввин монастырь, шел мимо села Козина. Нет сомнения, что духовенство встречало святейшего патриарха, это было 15 января, святейший иерарх, выслушав молебен, «пожаловал села Козина Никольскому попу Герасиму на молебен гривну». В 1642 г. село Козино пожаловано боярину Борису Михайловичу Салтыкову «за Московское осадное сиденье королевичева приходу». При этом владельце в Козине была построена новая церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделами. По смерти Б.М. Салтыкова вотчина его досталась Петру Михайловичу Салтыкову и за ним утверждена в 1662 г. отказною книгою, в которой говорится: «в селе Козине церковь Введения Пресвятой Богородицы, да в приделах Николая чудотворца и Параскевы, нарицаемой Пятницы, а в церкви и в приделах образы, ризы, книги, колокола и всякое церковное строение вотчинниково…». В 1678 г. в селе находилось 3 двора боярских, людей в них 15 человек; 2 двора задворных, 35 дворов крестьянских и 8 дворов бобыльских. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1678 г. под статьею Николаевской церкви, что в селе Козине, сделана отметка: «велено писать церковь Введения Пресвятой Богородицы, да в приделе Николая чудотворца в вотчине Петра Михайловича Салтыкова, в селе Козине…». В том же порядке оная церковь писалась в приходных книгах того же Казенного Приказа до 1740 г. После П.М. Салтыкова село Козино досталось в 1691 г. его детям Алексею и Петру, с их племянниками Василием и Алексеем Федоровичами Салтыковым. В 1705 г. это село было во владении у Алексея Петровича Салтыкова; в 1769 г. село принадлежало Алексею Петровичу Салтыкову – внуку П.М. Салтыкова.

http://sobory.ru/article/?object=07367

Архив Документы истории Князь-староста. Часть 1. Из «Записной книги» князя А.М. Голицына Вступление Ш. Козина. Портрет князя Михаила Федоровича Голицына. 1840-е гг. ГИМ Был у прозванного «великим» князя Василия Васильевича Голицына, министра царевны Софьи Алексеевны, двоюродный брат – дядька Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Он-то, преданнейший государев слуга, имел старшего брата – комнатного стольника царя Иоанна Алексеевича князя Ивана Алексеевича, перед смертью принявшего монашеский постриг и скончавшегося в 1722 году. Этот Голицын был женат на княжне Анастасии Петровне Прозоровской и имел от нее двоих сыновей – Федора и Алексея. Генерал-майор князь Федор Иванович (1700–1759) от первой супруги Марьи Львовны Нарышкиной, кузины Петра I, детей не имел . А вот Анна Петровна Измайлова, вторая его жена, принесла ему двух дочерей и пятерых сыновей. Старший из них – генерал-поручик князь Николай Федорович (1728–1780) от брака с сестрой основателя Московского университета и Императорской Академии художеств Прасковьей Ивановной Шуваловой родил Федора Николаевича (1751–1827), тайного советника, вослед дяде своему Ивану Шувалову университетского куратора и автора любопытных записок . Пятый сын князя Федора от княгини Варвары Ивановны Волконской, рожденной Шиповой, – шталмейстер, звенигородский и богородский предводитель дворянства Михаил Федорович (1800–1873), женатый на графине Луизе Трофимовне Барановой, продолжил потомство этой ветви мощного голицынского древа. Сын князя МихаилаАлександр, автор публикуемых ниже записок , родился в 1838 году. Был он полной противоположностью своим трем братьям – Ивану, Михаилу и Владимиру. Суету света обходил он стороной, а к придворной или военной карьере не проявлял ни малейшего интереса. О земле, о хозяйстве, о крестьянах Александр Михайлович попечительствовал вседневно, потому местом своего постоянного пребывания выбрал Петровское и никогда в том не раскаивался, ибо мог там широко развернуться. Портрет детей Голицыных в Риме – Ивана, Александра и Михаила. 1844–1845 гг. ГИМ О любимом имении он много заботился и размышлял. Из «Камер-фурьерского журнала» за 1749 год делал выписки касательно паломничества императрицы Елизаветы Петровны в Звенигород – в Саввин и в Воскресенский монастыри . Ведь 12 июня по дороге туда, после села Хорошева, где изволила царица «кушание кушать», и остановки у графа Алексея Григорьевича Разумовского в Знаменском, осчастливила государыня своим присутствием вечернюю трапезу у князя Голицына в селе его Петровском.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080122154509...

Саввин монастырь – Саввино-Сторожевский мужской монастырь (Звенигородский уезд Московской губернии). Основан ок. 1398 г. преподобным Саввой Звенигородским. Пользовался особым покровительством царской фамилии Романовых, особенно Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Закрыт в 1919 г., позднее преобразован в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Возобновлен с 1995 г. Воскресенский монастырь – Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь (Звенигородский уезд Московской губернии). Основан в 1656 г. патриархом Никоном как подмосковное подобие святых мест Палестины, в первую очередь Иерусалима и его окрестностей. В XVIII–XIX вв. – один из наиболее почитаемых монастырей Подмосковья. Закрыт в 1919 г., с 1920 г. – историко-архитектурный музей. Возобновлен в 1995 г., сосуществуя параллельно с музеем. Голицына С.Н. Воспоминания. Рукопись. Архив И.И. Голицына. Последующие цитаты из «Воспоминаний» Софьи Голицыной приводятся по данному источнику. Избранные места из «Записной книги» князя А.М. Голицына публикуются в соответствии с нормами и требованиями современного русского языка. Знаменитый дом на Покровке, сохранившийся до наших дней 38), был родовым гнездом князей Голицыных. Около 1780 г. строился по указанию И.И. Шувалова, который позднее подарил его своему племяннику князю Ф.Н. Голицыну. В 1812 г. не горел. Находился в приходе церкви Воскресения в Барашах на Покровке, где настоятелем был один из самых авторитетных священников Москвы протоиерей Стефан Протопопов. Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов; 1621–1690) – девятый, и предпоследний в досинодальный период, Патриарх Московский и всея Руси (26 июля 1674 – 17 марта 1690). Перечислены архимандриты крупнейших монастырей – духовных центров России. Чудов монастырь – Алексеевский Архангело-Михаиловский мужской монастырь, подле Малого дворца в Кремле. Основан в 1365 г. святителем Алексием Московским, который и был погребен в нем в 1378 г. На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории.

http://pravoslavie.ru/arhiv/080122154509...

Когда меня привезли в больницу, врач сказал: “Тебя крест спас”. Конечно, Господь сохранил меня, но, думаю, я остался жив благодаря молитвенному ходатайству митрополита Иосифа. Если бы я был внимательней, то этой травмы можно было бы избежать, ведь Владыка предупреждал меня во сне об опасности, поскольку обещался быть защитой моей до самой смерти. Протоиерей Валерий Захаров, настоятель Свято-Никольского собора г. Алма-Аты. Владыка Иосиф при жизни своей завещал, чтобы на его могиле стоял крест с надписью: “Христианство имеет особенные свойства”. Но, к сожалению, после смерти Владыки это завещание не было исполнено. На могиле был поставлен памятник — красивый, мраморный, но это было не то, чего желал Владыка. Но Господь, зная желание Своего угодника, исполнил его следующим образом. В 1984 году на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру был назначен епископ Евсевий (Саввин), бывший наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Перед его отъездом в Алма-Ату его духовный друг и горячий почитатель покойного митрополита Иосифа архимандрит Иннокентий (Просвирнин) сказал: “Ты там обрати внимание на завещание своего предшественника, ведь оно не выполнено”. И владыка Евсевий по прибытии в Алма-Ату постарался исполнить завещание Митрополита — лучшим мастерам он заказал крест из редкой породы темно-красного гранита. И те мастера, которые изготавливали этот крест, говорили: “Это не простой, а уникальнейший гранит. У нас только два таких камня. Из одного из них мы уже изготавливаем памятник бывшему первому секретарю Компартии Казахстана Д. А. Кунаеву, ну, а второй камень — для вашего Церковного иерарха”. И этот замечательный крест, с той надписью, которую завещал написать на нем владыка Иосиф, через 10 лет после его кончины, весной 1985 года, был поставлен на его могиле. И я считаю, что совершилось чудо, и совершилось оно по молитвам самого приснопамятного Владыки. Иерей Владимир Стрельников, Архангельская область. Эту историю мне рассказал мой друг Александр Михайлович Ларичев. Мы дружили с ним до ухода в армию, а после потеряли друг друга, и вот, по прошествии нескольких лет, в 1992 году мы встретились, и он пригласил меня к себе в гости.

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa-iz...

Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …». После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа. В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю. Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км) Аксиньино. Никольский храм. В 12 км к востоку от Звенигорода, на левом берегу Москвы-реки, восточнее с. Аксиньина (ныне Одинцовского района) издавна стоял храм свт. Николая Чудотворца. Около 1448 г. владелец села Игнатий Минин дал село с храмом свт. Ионе Московскому: «господину своему Ионе епископу нареченному в святейшую митрополью Русскую, или кто по нем будет иный митрополит, и з деревнями … куды моя соха ходила, куды коса ходила, куды и топор ходил … А дал есмь то село на поминок своим родителем, и себе, и всему своему роду». В некоторых документах отдельно стоящий храм обозначен как «монастырек». «В Звенигородском уезде, в Городском стану село Оксиньинское з деревнями, да церковь святого Николы на Песку монастырек…» (1522 г.). А в других – как погост: «погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец» (1558 г.). Позже вместо церкви на погосте выстроили храм в самом Аксиньине, также Никольский. От царя Алексея Михайловича село поступило в Саввин-Сторожевский монастырь, а затем стало «казенным». В 1876 г. здесь выстроили новый каменный храм. На месте монастырька в советское время возник дачный поселок работников Академии наук и искусства (сокращенно РАНИС). Мудреное название не прижилось, и поселок стали называть Николина Гора. Храм в Аксиньине восстановлен и действует.

http://pravoslavie.ru/1889.html

Быстрая вода реки и дождь вдвоем дружно с меня смыли следы пота, которым часов пять к ряду обливался я. К ночи навестил именинника, больного иерея Сергия, которому любовь ваша принесла великую пользу. Не знаю, что дальше будет, ибо не умею придумать, как и куда поеду; надобно бы ездить по берегу Пахры, а как туда доберусь? Полагаю дотянуть до 9-го и – в обратный путь. Мирствуйте и здравствуйте! Приветствие отцу строителю и благодарность за радушный прием, а также подражателю Терция! 56 Леонид, епископ Дмитровский. Угреша 6 июля 1873 года.» «Высокопреподобнейший отец архимандрит! Как один день, прошли эти семнадцать дней, а надобно оставить, не знаю, надолго ли, любезную Угрешу. Сегодня рождение брата, молился я в училищной церкви, призывая на вас и училище благословение Небес. Как прилично и благоговейно вели себя стоявшие в алтаре; как усердно пели на клиросе, как чинно совершали литургию остальные! Оттуда я ездил на реку, где холодные волны хорошо меня освежили, и я спешу в Москву к докладу и делам, кои будет нужно исполнить до отъезда, если Бог даст, в Саввин. Приношу вам братское искреннее благодарение за спокойствие, которым у вас наслаждался и с которым, признаюсь, неохотно расстаюсь. Мирствуйте, лечитесь, берегитесь, не спешите к делу, чтобы лучше делать дело. Помянем вас сердечно у преподобного Саввы. Простите! Приветствую отца строителя и брата Димитрия; диктуйте ему без сожаления к нему и к бумаге. Христос посреде нас! Возвращаюсь ко владыке с доношением, что видел до 25 приходов. Леонид. Угреша. 8 июля 1873 года.» Заимствуем из Воспоминаний отца Пимена небольшой отрывок, относящийся к его пребыванию в Екатерининской пустыни. «Окрестности монастыря довольно низменны для прогулок, и я облюбовал полуденную сторону по направлению к селу Суханову, имению князя Волконского, внука известного князя Петра Михайловича, бывшего столько времени министром Высочайшего Двора. Почти от самого монастыря до села тянется длинный и прекрасный березовый проспект... Местность Суханова не представляет ничего особенно привлекательного. Дом в полном смысле жилище вельможи; парк старинный, прекрасно разбитый и хорошо содержанный, очень обширен. К дому примыкает церковь , которая служит как бы домовою: она позднейшего времени, а другая, также каменная, старинная, на некотором расстоянии с противоположной стороны парка, служит усыпальницей рода князей Волконских. 57

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Водцкия пятины Дмитриевского Городенского погоста, вместо попа Михея Максимова, Михаил Спиридонов, сын Кашкаров подал челобитную, а в челобитной ево написано: владеет он поп, Великих Государей жалованьем, церковною землею на погосте на Городне, да пустошью Вязовым, да в пустоше Блохине, да в деревне Раковне Большом, да в пустоши Чорной. А та де церковная земля, в последних писцовых книгах, прописана вся. А какие де крепости были на тое церковную землю у старых священников, и те де крепости сгорели, а та де церковная земля написана в старой писцовой книге Дмитрия Китаева, и чтоб Великие Государи пожаловали его попа и велели из той писцовой книги Дмитрия Китаева дать выпись для писцов и мерщиков, по чему ему попу тою церковною землею владеть; а в писцовой книге водцкия пятины Дмитрия Китаева, 7008 году, написано: в воцкой пятине Дмитриевской Городенский погост, а на погосте церковь Дмитрий Великий Селунский, да на погосте-ж церковь Покров Пречистыя Монастырек, да на погосте Дмитриевском, во дворе, поп Иван, во дворе диакон Федор, во дворе сторож Ермилка, крестьян во дворе Родионко строй (?) во дворе Фетько Степанов, все не пашут. К сей выписи Великих Государей... боярин и воевода князь Федор Семенович приложил печать приложена черного воску. На обороте по склейкам подписал дьяк Василий Мануилов. Справил Патрикейко Моклоков». 4) Акт полюбовного раздела земли в пустоши Чорной, с означением границ церковной и помещичьей земли, выданный в копии из Лугского уездного суда 1844 г. 9 июня 1525; 5) копия с определения Лугского уездного суда о законном признании части земли в пустоше Вязове церковною принадлежностью, выданная 1791 г. 24 марта, за 306, и 6) акт на землю кладбищенскую, отведенную 1852 г. сентября месяца. До 1844 года здесь было два причта, с 1844 г. – один. Из прежних священников известны: Покровского прихода священники: Петр Михайлов († 1817 г.), Агапий Иванов († 1829) и Михаил Саввин († 1842); Дмитриевского прихода: Никита Герасимов († 1812), Алексей Гаврилов († 1817) и Алексей Ермиллов († 1837 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Потом произведён в Архимандрита в Саввин монастырь и в Синод Членом, а скоро переведён и в Троицкую Лавру, где быв с небольшим три года, посвящён во Епископа в Псков, и там скончался, 1763 года, в младых летах, не более от роду имея, как 33 года, к общему сожалению всех, прямо знавших его. Сей Гедеон имел особенный дар красноречия. Столь приятно и сладостно произносил свои слова, что все слушатели, яко вне себя, от уст его висели и боялись, чтобы не перестал 184 . Чему был свидетелем многократно сам Платон. Учения был хотя не отличного, но от природы остроумен и проницателен. Свойства был весьма горячего, сердца открытого, уст весьма свободных и смелых. И сею свободностью много нажил недоброжелателей, и многим бедствиям себя подверг, кои, может быть, подали случай и к сокращению его жизни. Однако то служит ему в похвалу истинную, что даже от тех, кои не любили его за свободность слов, похваляем был за добросердечие. Таков был Гедеон. А Платон, его любимец, находясь при нём в Лавре безотлучно, кроме должности учительской и сказывания по временам проповедей, исправлял нередко, по должности перводиакона в Лавре, священнослужение, и первую литургию исправно совершил, начальствуя при служении Архимандрита, сентября 5 дня, хотя Архимандрита лаврского служение по многому сходно со служением Архиерейским; и имея Платон голос приятный и светлый, лице лепое и младое, и в служении по всему исправный, заслужил ту честь, что признавали его лучшим из всех тогда, а может быть и прежде бывших иеродиаконов. По отбытии из Лавры в Петербург благодетеля своего, Архимандрита Гедеона, Платон в некоторое впал уныние и грусть, по обыкновенным человеческим искушениям: что узнав, Архимандрит дабы его ободрить, потребовал его к себе в Петербург на сырную неделю 1759 года, где пробыв дней с десять, возвратился с большею духа бодростью. Потом в том же году паки, потребован был в Петербург, во время вакаций, и пробыл там недель шесть; да и в 1760 году на время вакаций туда же потребован к 5-му числу Июля; и по случаю праздника преподобного Сергия, в оба года говорил проповеди, в принадлежавшей тогда к Троицкой Лавре и великим её коштом вновь по всему помянутым Архимандритом Гедеоном устроенной, Ново-Сергиевской, что по Петергофской дороге, пустыне, принадлежащей ныне к С.-Петербургской епархии в числе второклассных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010