Преосвященный пригласил меня к себе, в Саввин монастырь, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, куда я и поехал. В Саввине монастыре я не был года с три; в продолжение этого времени я слышал, что там, благодаря усердию боголюбивого владельца тамошних мест, Павла Григорьевича Цурикова, благолепно возобновлен соборный храм и приведен, по возможности, в тот вид, в котором, согласно описанию, был при царе Алексее Михайловиче. Я все осматривал, и действительно, восстановление вышло удачно, паче чаяния и так хорошо, что на собор как внутри, так и снаружи, кажется, все глядел бы и не нагляделся, Саввин монастырь во всех отношениях один из лучших штатных монастырей Московской епархии. Местность монастыря очень хороша и в особенности вид на всю окрестность с верхнего балкона архиерейского дома. Монастырь на высоком холме, а в расстоянии полуторы версты далее, на другом холме, древнем, – собор некогда удельного города Звенигорода, в особенности процветавшего при сыне Дмитрия Донского, князе Юрие Дмитриевиче, благоговевшем пред преподобным Саввой, и его покровительству и щедротам и обязан Саввин Сторожевский монастырь своим первоначальным существованием. Назван монастырь Сторожевским потому, что на одном весьма высоком холме в древнее время, когда так часто повторялись у нас неприятельские набеги, существовал сторожевой столб, с которого открывалась взору необъятная даль. Таковых сторожевых столбов бывало прежде немало, на всех возвышенных местах, с которых можно было наблюдать в ту сторону, откуда преимущественно нам грозили нечаянные нападения неприятеля – ордынцев, а впоследствии – крымцев. Этот сторожевой столб существовал близ того места, где находится пещера, в которую уединялся преподобный Савва и которая до 1860 годов была почти забыта. Усердием Павла Григорьевича Цурикова и старанием деятельного наместника (тогда еще игумена), отца Галактиона, над этой пещерой устроена скитская каменная, небольшая, но весьма изящная церковь во имя преподобного Саввы, а около выстроено несколько келий для братии этого скита; он кругом обнесен небольшой каменной оградой; братии человек до 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Обратимся теперь к чисто историческим данным о монастыре и к его святыням и достопамятностям. В XVI веке Саввин Сторожевский монастырь приобретает особенно большую известность: на богомолье туда стали приходить самодержцы, князья, бояре и щедро обогащали его вкладами. В это время в монастыре было уже много братий, и в числе их находились мужи жизни отличной, так что с некоторыми из них имели духовную переписку митрополиты московские, и сами от них получали письма. Иоанн Васильевич Грозный приезжал в Саввин монастырь вместе с супругой своей Анастасией Романовной, в сентябре 1548 г., и видел там до восьмидесяти братий, и по одиннадцати клирошан на каждом клиросе. По смерти Иоанна, воцарился кроткий и набожный сын его Феодор. Он в 1592 г., великим постом, ездил на богомолье в обитель Саввы Сторожевского. ΧVΙΙ век был веком славы монастыря Сторожевского, особенно со второй половины его. Но в начале этого века, в смутные времена самозванцев, обитель преподобного Саввы много потерпела от насилия и хищничества иноплеменников, которые не щадили обители и оставили в ней страшные следы разорения. При царе Михаиле Феодоровиче обитель преподобного Саввы начала снова процветать. Государь часто ездил туда на богомолье и проводил там по несколько дней, жалуя обитель грамотами и богатыми вкладами. Но в истории монастыря Саввина наиболее замечательно царствование царя Алексия Михайловича, который во всей обители оставил следы своего к ней усердия. Первое посещение им сей обители относится к первому году его царствования, и с тех пор он посещал её почти ежегодно. В январе 1652 г. царь поехал уже туда, вызванный радостным известием об обретении нетленных мощей преподобного Саввы. Нет точных известий о случае к открытию мощей преподобного. В монастыре, однако ж, сохранилось предание, что явление преподобного Саввы самому царю Алексию Михайловичу было первым поводом к обретению мощей преподобного. Это рассказывается так: царь Алексий Михайлович, в своё декабрьское путешествие в монастырь пред открытием мощей, ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя, и он остался один, медведь внезапно выбежал из лесу и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его появлением зверь убежал от царя. Вопрошенный об имени, старец ответствовал, что его зовут Саввой, и что он один из иноков монастыря Сторожевского. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошёл к монастырю. Скоро пришёл в обитель и сам царь Алексий Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь ещё неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он, велел отслужить молебен и свидетельствовать гроб его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Геронтий (Кургановский) , архимандрит, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря в 1902–1903 гг. Из кн.: Геронтий, архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Иосифо-Волоцкий монастырь (начало XX в.). Из кн.: Геронтий. архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (начало XX в.). Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Камень миропомазания в Воскресенском соборе. Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Внутренний вил Воскресенского собора (начало XX в.)   Скит патриарха Никона . Из кн.: Монастырские ансамбли Московии. М., 2008   Саввино-Сторожевский монастырь. Дворец царя Алексея Михайловича (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Внутренний вид собора Рождества Богородицы (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б.м., 1904   Высочайший выход с Красного крыльца 30 марта 1903 г. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Высочайший выход из Успенского собора московского Кремля. 1903 г. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий в 1900–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Епархиальный дом в Москве. Западный фасад (начало XX в.). ЦИА ПСТГУ   Г.Э. Зенгер, министр народного просвещения в 1903–1904 гг.   Евдоким (Мещерский), архимандрит, инспектор МДА в 1898–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   А.И. Введенский , профессор МДА по кафедре метафизики и логики   Л.А. Камаровский, юрист-международник, профессор Московского университета  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

На случай своих пребываний в Саввине монастыре, царь Алексий Михайлович построил для себя дворец, от которого сделан был крытый переход к Рождественскому собору. Этот переход вёл в малую палату, в которой были устроены места для царской фамилии. Тут государь обыкновенно стоял во время церковного служения. Иногда царь подолгу живал в Саввине монастыре со всем своим семейством, с супругой Марией Ильиничной, с сёстрами и дочерьми своими. В праздники и в торжественные дни, в присутствии их, стреляли из пушек, которые расставлены были по стенам и на башнях монастырских. Для этих случаев около монастыря царь поселил стрельцов особой слободой, и они назывались пушкарями или стрельцами саввинскими. Сын и преемник царя Алексия Михайловича царь Феодор Алексиевич продолжал, по примеру родителя, делать вклады в Саввин монастырь, и часто посещал его. После царя Феодора Алексиевича к Саввину монастырю усердствовали цари: Иоанн и Пётр Алексиевичи. К сему расположило государей особенно то обстоятельство, что они нашли в нём убежище во время бунта стрелецкого, в 1682 г., в сентябре месяце. Своё усердие к монастырю цари засвидетельствовали жалованными грамотами. В то же время, как цари Иоанн и Пётр утверждали благосостояние монастыря и отчин его грамотами, царевна Софья, ещё с детства посещавшая обитель преподобного Саввы, оставила в ней великолепный памятник своего к ней усердия, соорудив на своё иждивение трапезную церковь во имя Преображения Господня. Из посещений монастыря царственными особами в XVIII веке известны: приезд туда государыни Елисаветы Петровны и императрицы Екатерины Обе государыни жаловали монастырь вкладами. В настоящем столетии, при вторжении неприятелей в Россию в 1812-м году, Саввин монастырь увидел в своих стенах французов. Двадцатитысячный корпус Евгения Богарне, вице-короля Итальянского, пришёл к Звенигороду 31-го августа, и с этого дня до 15-го октября французы занимали монастырь и грабительством ознаменовали шестинедельное в нём пребывание. Впрочем, дорогие по цене и по древности вещи ещё в августе вывезены были в сундуках из монастыря, но всё не могло быть взято и сохранено, и многое осталось добычей неприятеля, многое повреждено и разбито. Но святые мощи преподобного Саввы остались неприкосновенными. Предание гласит, что сам вице-король, вразумлённый ночным видением, на другой день по прибытии своём в монастырь, велел запереть соборную церковь , запечатал её своей печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек воинов. Верность предания подтверждается тем, что в соборной церкви немного сделано похищений и повреждений: только с внешней стороны раки похищены пять серебряных кругов, снят венец с одной иконы и одежда с престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

V. Саввин монастырь За двадцать верст от Нового Иерусалима, обитель св. Саввы Звенигородского приняла Государя Наследника в свою древнюю ограду. Ученик и собеседник св. Сергия, Савва пришел уединиться на живописных высотах Москвы реки, и сын Донского Юрий упросил его основать обитель на Сторожевской горе, где стояла стража от набегов. Иноки заменили воинов, и с тех пор место сие было предметом набожных странствий Великих Князей Московских. Царь Алексей Михайлович избрал его своим любимым летним приютом и, устроив палаты, часто отдыхал там от соколиной охоты, которой благоприятствовала окрестность. В стенах той же обители искала безопасности, при начале Стрелецких бунтов, Царевна София с малолетними братьями, и памятником ее усердия осталась величественная трапеза теплого Преображенского собора. Великий Князь, поклонясь мощам пустынного основателя, который почивает в соборе Рождества Божией Матери, созданном по подобию Троицкой лавры, взошел отдохнуть в жилище своего предка и полюбопытствовал видеть его домашнюю утварь: двое ветхих кресел стояли в приемной зале, а дубовая кровать Царя в одном из отдаленных покоев. С балкона любовался Великий Князь живописным течением Москвы реки, по глубокой цветущей долине, оживленной селами и стадами, осененной рощами на прибрежных высотах. Местоположение Саввина монастыря одно из самых привлекательных. Отцы пустынные, удаляясь от сожительства людей для созерцания Бога, всегда избирали себе очаровательное уединение, чтобы душа их самою красотою природы, естественно была расположена к прославлению Творца. Посещением Петровского села Князя Голицына, и Архангельского Князя Юсупова окончилась сия замечательная поездка. Прелестная дорога довольно долго пролегала берегом Москвы реки, и всякий раз, как мы встречались с нею, она нас дарила одним из своих очаровательных видов. Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 1. - VIII, II, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава X. Церковный Устав Воскресенского монастыря Церковный Устав Воскресенской обители изложен в рукописи 118 , предисловие которой знакомит нас с самою судьбою его Устава. Это предисловие носит заглавие: «Надоглавление церковного Устава и монастырского Чина обители Святой Воскресенской (рекомого Новаго Иерусалима), противо книг: Старописанного нашего харатейного Устава в лето 6954 (1446) г. и вторые книги старца Арсения Суханова : «Хождение во Иерусалим описания ради святых мест и всего чина церковного, како во Иерусалиме во святей велицей церкви и во Александрии у Святейшего Православного Патриарха и во всей Палестине Православные Греки чин церковный содержат, и противо книги Шестоднева, иже напечатана в царство Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, по благословению Митрополитов и Архиепископов меж Патриаршества в лето 7169, месяца Октяврия в 25 день» (1660). За сим оглавлением, показывающим, из каких именно источников заимствован сей Устав, следует самое предисловие к оному, в котором излагается происхождение, так сказать, история сего Устава, писанная одним из Настоятелей сей обители, постриженцем Святейшего Патриарха Никона , Архимандритом Никанором (1686–1698). «Сей Чин и Устав, пишет он, держася у нас во обители Святого Живоносного Христова Воскресения Нового Иерусалима, строения Великого Господина Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, егда ему, бывшу во обители Воскресенской в 166 (1658) по 175 (1667) год, держася твердо и неизменно, тако же и по себе заповеда хранити твердо же и нерушимо во веки, дóндеже стоит и обитель святая. Егда же ему отсюду в преселении бывшу во страны Белоезерские в монастыри Ферапонтов и Кириллов, и того же 175 (1667) года, Декемврия в 3 день, было Государское пришествие в Саввин монастырь, на память Святого Саввы Чудотворца, тогда нашея обители Архимандрит Акакий по чину, как было при Святейшем Патриархе Никоне , ездил в Саввин монастырь с образом и хлебом в поднос Великому Государю, и Великому Государю Архимандрит докладывал о Чине и о Уставе церковном и монастырском и о звоне, яко у нас Чин и Устав церковный и монастырской и звон, отменито, не тако как в прочих обителех Московских. И Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович приказал изустно своим Государским словом Архимандриту: «Как, де, было у вас при Патриархе Чин и Устав церковной и монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Источник: стенд у ворот храма Село Хорошёво (Хорошово) с находившейся в нем каменною церковью во имя Св. Троицы в конце XVI и в начале XVII вв. состояло Московского уезда, Горетова стана, в числе вотчин инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича. После этого село поступило в дворцовое ведомство. В писцовых книгах 1631-33 гг. значится: «село Хорошово, а в нем церковь Живоначальной Троицы каменная, пашни церковные земли пономарские четверть в поле, да сена под деревнею в Пупкове полторы десятины». При возвращении преосвящ. Филарета Никитича митрополита Ростовского и Ярославского из польско-литовского плена, по указу государя были назначены для встречи митрополита «на последнем стану, в селе Хорошове» 1619 г. 13 июня преосвящ. Иона митрополит Сарский и Подонский, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин; на другой день, 14 июня, митрополит Филарет «в стану из села Хорошова пошел в Москву». При Троицкой церкви находился придел во имя св. Николая. «5 декабря 1650 г. государь Алексей Михайлович праздновал Николе чудотворцу в селе Хорошове, слушал государь вечерни и всеношного, а к Москве государь приехал за час. 20 мая 1673 г. на праздник Алексея митрополита государь Алексей Михайлович изволил слушать всеношного и обедни в церкви Живоначальной Троицы в селе Хорошове; 21 мая в четверг, государь изволил идти из села Хорошова к Москве. 6 декабря 1675 г. на праздник великого святителя и чудотворца Николы божественной литургии государь слушал в селе Хорошове, и столовое кушанье было в том же селе, а после столового кушанья изволил идти в село Преображенское. 2 декабря 1676 г. государь Федор Алексеевич изволил идти в Саввин монастырь, стан был в селе Хорошове. 6 декабря, на праздник чудотворца Николая, изволил государь слушать всеношного бдения и божественные литургии в церкви св. Николая, что в селе Хорошове; 7 декабря изволил государь идти из села Хорошова в село Павловское и 8 декабря – в Саввин монастырь». Церковь Св. Троицы в селе Хорошове была обложена данью, об этом имеется запись в приходной книге Патриаршего казенного приказа под 14 декабря 1676 г., по указу св. патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, в государевом дворцовом селе Хорошове, дани 7 алтын 4 деньги, заезда гривна.

http://sobory.ru/article/?object=03258

«Душа душе весть подает». Сегодня верующий помолился праведнику, почтил его, ничего у него не прося и не имея в данную минуту вообще ни к кому никакой просьбы. А завтра, или через месяц, или чрез год, или чрез многие годы у этого человека какая-нибудь тяжелая нужда — и святой, которого он почтил, без его даже просьбы спешит ему на помощь. Или грозит ему какая-нибудь внезапная и страшная опасность, которую он и не подозревает, и тот же святой заслоняет его своей чудотворной силой. Царь Алексей Михайлович чрезвычайно благоволил к Сторожевскому монастырю преподобного Саввы, верстах в пятидесяти от Москвы. Случилось читать переписку царя по делам этого монастыря, из которой видно, с какою заботою строил царь благолепие этого монастыря, лил для него колокола и украшал его живописью, как велико было стремление царской души посетить эту дорогую для него обитель. Объясняется эта любовь царя к обители тем, что пре-подобный Савва спас царя в минуту смертельной и безвыходной опасности. Тешась медвежьей охотой в окрестностях Саввина монастыря, царь, как-то случайно оставленный другими охотниками, очутился лицом к лицу со страшным медведем, который, поднявшись на задния лапы, пошел на него. Царь прощался уже в мыслях с жизнью, как вдруг на медведя вышел старый инок и отогнал его. Прибыв затем в Саввин монастырь, царь узнал по иконе являвшегося ему старца — его спас преподобный Савва. Так же замечательно спасение преподобным Саввой своего монастыря чрез два века, от разорения французами. В двенадцатом году в Саввин монастырь пришел со своим отрядом пасынок императора Наполеона, принц Евгений Богарне. Ночью явился ему старец с приказанием охранять его обитель, и за то обещал ему невредимое возвращение домой. Принц запретил своим солдатам что-нибудь трогать и поставил для охраны собора у их дверей часовых. Евгений Богарне принадлежал к немногим из военачальников Наполеона, благополучно вернувшихся с похода. Впоследствии сын его, принц Максимилиан Лейхтенбергский, женился на дочери императора Николая Павловича, великой княжне Марии Николаевне, посетил обитель преподобного Саввы и рассказывал, со слов своего отца, об этом явлении преподобного Саввы принцу Евгению.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

«Душа душе весть подает». Сегодня верующий помолился праведнику, почтил его, ничего у него не прося и не имея в данную минуту вообще ни к кому никакой просьбы. А завтра, или через месяц, или чрез год, или чрез многие годы у этого человека какая-нибудь тяжелая нужда – и святой, которого он почтил, без его даже просьбы спешит ему на помощь. Или грозит ему какая-нибудь внезапная и страшная опасность, о которой он и не подозревает, и тот же святой заслоняет его своей чудотворной силой. Царь Алексей Михайлович чрезвычайно благоволил к Сторожевскому монастырю преподобного Саввы, верстах в пятидесяти от Москвы. Случилось читать переписку царя по делам этого монастыря, из которой видно, с какою заботою строил царь благолепие этого монастыря, лил для него колокола и украшал его живописью, как велико было стремление царской души посетить эту дорогую для него обитель. Объясняется эта любовь царя к обители тем, что преподобный Савва спас царя в минуту смертельной и безвыходной опасности. Тешась медвежьей охотой в окрестностях Саввина монастыря, царь, как-то случайно оставленный другими охотниками, очутился лицом к лицу со страшным медведем, который, поднявшись на задние лапы, пошел на него. Царь прощался уже в мыслях с жизнью, как вдруг на медведя вышел старый инок и отогнал его. Прибыв затем в Саввин монастырь, царь узнал по иконе являвшегося ему старца – его спас преподобный Савва. Так же замечательно спасение преподобным Саввой своего монастыря через два почти века от разорения французами. В двенадцатом году в Саввин монастырь пришел со своим отрядом пасынок императора Наполеона, принц Евгений Богарне. Ночью явился ему старец с приказанием охранять его обитель и за то обещал ему невредимое возвращение домой. Принц запретил своим солдатам что-нибудь трогать и поставил для охраны собора у дверей часовых. Евгений Богарне принадлежал к немногим из военачальников Наполеона, благополучно вернувшихся из похода. Впоследствии сын его, принц Максимилиан Лейхтенбергский, женился на дочери императора Николая Павловича, великой княжне Марии Николаевне, посетил обитель преподобного Саввы и рассказал, со слов своего отца, об этом явлении преподобного Саввы принцу Евгению.

http://azbyka.ru/mir-very-pochitanie-svy...

Пётр , Иов . Оба, по актам, при Всероссийском митрополите Ионе (между 1437–1461). Сергий , 1506. Иона , 1535–44. Пётр , 1597–1600. Александр , 1634 37. Евфимий , 1641 и 42. Пафнутий , 1644 и 45. Галактион , 1647 и 48. N ... N ... в 1654. (Дв. Зап., II, 219). Архимандриты Феодорит , в 1666–68. Сергий , в 1673–75. Моисей , в 1676–82. Иосиф , в 1685–88. Иов , с 1689; 28 апр. 1694 перев. в Троицкий Сергиев мнтрь. Иосиф Римский-Корсаков , с 1694; 18 сент. 1698 хирот. в митрополита Псковского. Иоасаф 2 февр. 1699 перев. из Лихвинского Доброго монастыря; 22 сент. 1708 – в Троицкий Сергиев. Леонид , с 1709; 18 февр. 1722 хирот. в архиеп. Сарской епархии. Сергий Белоградский , с апр. 1722; 9 дек. 1731 хирот. в еписк. Великоустюжского. Аввакум Львов в дек. 1731 перев. из Угрешского монастыря; в 1735 отдан под суд; в 1739, лишённый монашества, сослан. Пахомий управлял мнтрём с 1735, перев. из Устюжского Архангельского в 1738–56; †… Иоасаф Хотунцевский 12 мая 1757 перев. из Заиконоспасского монастыря; 24 мая 1758 хирот. в викария Новгородской епархии. Иосиф Золотой 18 июня 1758 перев. из Тульского Предтечева монастыря; 16 дек. 1761 хирот. в еписк. Вологодского. Сильвестр , из Александро-Невских иеромонахов, в 1762–75; † … Феофилакт в мае 1775 перев. из Новоторжского Борисоглебского, а 17 сент. 1776 – в Саввин Сторожевский мнтрь. Сергий , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, определён 15 сент. 17?6; † 1787. Погребён в Симонове мнтре. Мельхиседек Заболоцкий определён в 1787, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, а в 1788 перев. в Саввин Сторожевский мнтрь. Иоанникий Гаврилов определён 28 авг. 1788, из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры; † 7 апр. 1816. Лаврентий Бакшевский 26 июня 1816 перев. из Московского Богоявленского монастыря; 19 янв. 1819 хирот. в викария Московской епархии. Никанор Клементьевский 19 апр. 1819 перев. из Голутвина монастыря; 28 мар. 1826 хирот. в викария С.-Петербургской епархии. Платон в 1826 перев. из Дмитровского Борисоглебского, а в 1828 – в Киево-Братский мнтрь, но † …

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010