387 В июле 1472 г. хан Золотой (Большой) Орды Ахмат взял штурмом город Алексин и двинулся в сторону Оки. В разгроме войск Ахмата активное участие приняли дружины дмитровского князя Юрия Васильевича. В войсках Большой Орды началась эпидемия, и татары бежали. 388 Воротынск – город в Калужской земле, существовавший уже в XII в., центр удельного княжества с середины XV в. В патериковом рассказе речь идет о первом удельном князе Федоре Львовиче Воротынском. В 1442 г. он дал великому князю Литовскому Казимиру грамоту, в которой обязался служить ему. В 1448 г. стал наместником Козельским. В 1455 г. получил от короля Казимира жалованную грамоту на свои владения. Был женат на Марии Дмитриевне, внучке Ольгерда. В 1493 г. его сыновья Семен и Дмитрий Федоровичи перешли на службу к московскому князю Ивану III. Из князей Воротынских самым известным был воевода Иван Михайлович, одержавший в первой четверти XVI в. ряд побед над татарами и литовцами, затем попавший в опалу и сосланный на Белоозеро. 391 Варсонофий Неумой – старший брат Саввы Тверского, вместе с которым они основали Саввин (по главному храму – Сретенский) монастырь на реке Тме недалеко от Твери (1397). После пяти лет игуменства Варсонофий удалился в пустыню, передав правление монастырем своему брату. В уединении он прожил сорок лет, любил нищету и нестяжение, знал наизусть Священное Писание . У него по богословским вопросам консультировался митрополит Фотий; именно Варсонофий дал совет Иосифу Волоцкому отправиться в Боровский монастырь к Пафнутию и там начать свой монашеский путь. В глубокой старости Варсонофий вернулся в Саввин монастырь; прожил более ста лет; умер в первой половине 60-х годов XV в., раньше Саввы, скончавшегося около 1467 г. Савва и Варсонофий причислены к лику местночтимых тверских святых, память им празднуется 2 марта. 392 Далила – возлюбленная Самсона, предавшая его. См. ниже, коммент, к словам «Самсон великий... женою предан бысть иноплемянником». 394 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Из-за любви к женам, которое большей частью были язычницами, Соломон разрешил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. См. Втор.17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В РГБ (собр. Ундольского) находится список 40-х годов XVII в. Лествицы патриарха Филарета (1619–1633). Ее полное название: «Сказание о властех Россиискаго государъства митрополитом и архиепископом, и епископом, архимаритом и игуменом, которые живут у святеишаго Филарета патриарха Московъскаго и всея Росии на соборе и кто под которым стоит на соборе» 503 . Список датируется до 1649 г., так как назван «игумен Кириловъскои». Известно, что Кириллов Белозерский монастырь получил архимандрию в июле 1649 г. 504 . Временем составления Лествицы следует считать 20-е годы XVII в., поскольку упомянут архиепископ Тобольский – архиепи- скопия в Тобольске учреждена с сентября 1620 г. 505 Сопоставление Лествицы патриарха Филарета с соответствующей патриарха Иова показывает их близость – названо одинаковое число монастырей W7), хотя в Филаретовской отсутствует Корнилиев Введенский монастырь под Вологдой, а в Лествице патриарха Иова – Богоявленский в Костроме. Существенные различия касаются персонального состава соборных властей, а стало быть неоднозначной роли иерархического принципа. Лествица патриарха Иова после архимандритов и игуменов приводит поименный список 26 соборных старцев от девяти известных монастырей, среди них Троицкого Сергиева – келарь, казначей p Шесть старцев; Ипатиевского Троицкого – строитель; Чудова – ке- ЛаРь, казначей и два старца; Кириллова Белозерского – строитель, три старца; Пафнутиева Боровского – келарь, казначей; Иосифова Волоколамского – четыре старца; ярославского Спасского – строи, тель; Соловецкого – старец; Болдина Троицкого монастыря – старец 506 . В Лествицах патриархов Филарета и Иоасафа I соборные старцы не упоминаются. К семнадцатому веку относятся опыты систематического учета и краткого описания монастырей как церковными, так и правительственными учреждениями – приказами. Духовные и светские власти придерживались разных принципов их классификации. Действовали и общепринятые признаки характеристики монастырей: деление на мужские и женские, или девичьи; городские и загородные; вотчинные и безвотчинные; большие и мелкие; «приписные» и «пустые» 507 . ружные, т. е. состоявшие на государственном денежном и хлебном обеспечении. Ряд монастырей относились к ставропигиальным: московские Чудов, Симонов, Новоспасский, Саввин Сторожевский, Воскресенский Новоиерусалимский, Спасский в Ярославле, Ипати- евский Троицкий в Костроме, Соловецкий на Белом море и другие. Дворцовыми в разное время числились разные обители, среди них Саввин Сторожевский монастырь в царствование Алексея Михайловича, Воскресенский Новоиерусалимский при царе Федоре Алексеевиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Колокольня. Примыкает к полуденной стороне трапезы, готической архитектуры, в три яруса, с четырьмя башнями. На одной из башен висят колокола, из коих большой вылит иждивением царя Алексея Михайловича и весит 2125 пуд. и 30 фунт. На нём замечательна надпись о времени отлития колокола, состоящая из 425 тайных знаков. В верхнем ярусе колокольни устроены большие боевые часы, польской работы, привезённые царём Алексием Михайловичем из Смоленска и подаренные им в монастырь. Сделаны в 1636 году. В среднем ярусе колокольни находится церковь препод. Сергия чудотворца, которая, как уже сказано выше, посвящена была имени Св. Троицы. В 1849 г. она впервые обновлена позлащением иконостаса и вновь написанными иконами. Царский дворец. Стоит к западу от Рождественского собора, каменный двухэтажный, расположенный в длину на пространстве 50 саж., а в ширину 5 саж. Выстроен на иждивение царя Алексия Михайловича, на случай своих приездов в монастырь. Отделан окончательно при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Он состоит из расположенных амфиладой 11-ти комнат, разделённых по середине обширной каменной лестницей и площадкой. Комнаты украшены портретами Иоанна Грозного, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича и последующих государей и государынь, а также и архиереев. Из залы выход на балкон, откуда чудный вид на Москву-реку и на окрестности. В последней комнате, обращённой к югу, замечательны изображения св. Афанасия Великого , св. Феофилакта и патриарха Никона. Кроме того, во дворце хранится портрет царевны Софии Алексеевны, изображённой в монашеском одеянии. – К северной стороне дворца примыкает сад. Братские келии. Находятся на восточной стороне монастыря. Это одноэтажное каменное здание, имеющее в длину 25, а в ширину 5 саж. – Далее к югу от сего здания находится другое, почти такой же величины, здание, в котором также помещаются братские кельи. Ограда. Ею обнесён весь монастырь. Она каменная. Имеет в окружности 357 саж. Вышина её 4 саж., а в некоторых местах и более, толщина 4 арш. Её начали строить в 1650 г., по указу царя Алексия Михайловича, а окончили в 1654 г. На одной из башен, называемой Красной, поставлен, по повелению царя Алексия Михайловича, государственный герб. В амбразурах стен расставлены были пушки. В настоящее время башен считается шесть. С особыми названиями известны только две башни: угловая, западная башня, позади дворца, называется Житенной, а башня с государственным гербом – Красной. В последней сделаны со многими ступенями врата, в которых торжественно встречали царственных особ, посещавших обитель. Другие врата, проезжие, находятся на северной стороне монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.       Колязин. 2.       Отроч. 3.       Борисоглебский. 4.       Ново-Воскресенский. 5.       Желтиков. 6.       Бежецкий Антониев. 7.       Успенский Старицкий. 8.       Селижаров. 9.       Нилов Столбенский. 10.       Кашинский Сретенский. 11.       Тверский Рождественский. 12.       Клобуков. 13.      Кашинский Дмитровский. 14.       Капшин. 15.       Могилевский. 16.       Ржевский Воздвиженский. 17.       Пелагиин. 18.       Тверский Феодоровский. 19.       Войнищский. 20.       Отмицкий. 21.       Малицкий. 22.       Тверский Афанасиевский. 23.       Тверский Саввин. 24.       Тверский Савватиевский. 25.       Нектариевский. 26.       Дмитровский. 27.       Остроганский. 28.       Дудин. 29.       Новоторжский Рождественский. 30.       Ново-Василиевский. 31.       Ново-Николаевский. 32.       Ново-Троицкий. 33.       Ново-Никитский. 34.       Холохолинский. 35.       Зоринский. 36.       Раков. 37.       Оршин. 38.       Тутанский. 39.       Опекалов. 40.       Удомельский. 41.       Бежинский Введенский. 42.       Бежинский Воздвиженский. 43.       Теребенский. 44.       Столпенский. 45.       Бежинский Макарьевский. 46.       Бежинский Покровский. 47.       Симеоновский. 48.       Видогощский. 49.       Перемерский. 50.       Волгиноверховский. 51.       Знаменский. 52.       Ширинский. 53.       Забережский. 54.       Добрынский. 55.       Тверский Архангельский. 56.       Тверский Спасский. 1 Макариев Троицкий, в Колязине, основан св. Макарием около 1459 г. Архимандрия с 1655. Ныне первоклассный. [IV, 585.] Игумены Св. Макарий Колязинский † 17 мар. 1483 г.; в лике святых 1521. Пафнутий , около 1485. Пахомий и Венедикт – Оба в начале XVI века. Паисий , 1511. Серапион , 1515. Иоасаф , 1517–22. (На покое в 1525). Евфимий , 1523–27. Пимен . 1530–34. Тихон , 1535–41. Иона , 1541–45. Иннокентий , 1545–51. Гурий , 1554 и 55. Кассиан , 1555. Лаврентий , 1559–63. Вассиан , 1566 и 67. Корнилий , 1569 и 70. Феодорит , 1571–73 (хирот. в епископа Тверского?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконопись сделана в византийском характере. Замечательнейшими иконами здесь почитаются: Образ Спасителя; Храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы; Образ преподобного Саввы, который был написан игуменом Дионисием; Смоленская икона Богоматери; Живоначальной Троицы; Святого апостола Петра. Кроме местных икон также замечательны: Спасителя, Казанской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Одигитрии Божией матери, Николая Чудотворца. Неопалимой Купины, Алексия человека Божия и другие. Подле иконостаса, у южных ворот, почивают святые мощи преподобного Саввы, в богатой серебряной раке, устроенной царём Феодором Алексеевичем в 1680 году. На южной стороне собора – придел во имя преподобного Саввы Сторожевского, где находится дубовая гробница, в которой обретены были мощи сего угодника. Другие церкви в этом монастыре: Преображения Господня, с огромной трапезой, у строенная царевной Софией Алексеевной в 1693 году; Живоначальной Троицы – в 1652 году, с приделом Казанской иконы Богоматери, устроен в 1807 году; Церковь в колокольне, во имя преподобного Сергия Радонежского. В Саввине монастыре замечательно по своей громадности и древней архитектуре колокольня. На ней самый большой колокол весит 2125 пудов, вылитый иждивением царя Алексия Михайловича, как видно из надписи на сем колоколе. Саввин монастырь замечателен своей богатой ризницей. В ней хранятся: Евангелия, кресты наперстные, сосуды, кадила, чаши, ризы и другие священные предметы. Из них замечательнейшими почитаются: Евангелие, украшенное золотом и драгоценными каменьями, пожертвованное царём Алексеем Михайловичем, в 1650 году; Псалтирь, писанная, по преданию царевной Софией Алексеевной; Крест напрестольный, пожертвованный царём Алексеем Михайловичем, серебряный, чеканный с позолотой, украшенный драгоценными каменьями, с частицами святых мощей; Крест большой, с изображением вокруг Распятия: Снятия с Креста, Погребения, сошествия во ад и Воскресения Иисуса Христа; Крест серебряный, вызолоченный с Афонской горы, с частицами святых мощей; Золотые сосуды для Святого Причащения с драгоценными каменьями, пожалованные царём Алексеем Михайловичем, в 1651 году; Серебряные сосуды – царя Михаила Феодоровича 1635 года и другие – царя Алексея Михайловича 1652 года; Фелонь преподобного Саввы Белая, тафтяная; Фелонь аксамитная, пожертвованная царём Алексеем Михайловичем, украшенная жемчугом и драгоценными каменьями; Здесь хранятся богатые митры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Никон, по видимому, успокоился: – он написал к государю письмо в расположении очень мирном, – напоминал царю, как он присылал когда-то Афанасия Матюшкина сказать ему: «не покину тебя во веки», напоминал и другие ласковые слова и поступки государя и просил, как прежде, снова обратиться на милость; «а что тебе лихие люди клевещут на меня, ей лгут», – прибавлял он в заключение. Письмо это он отправил, почему-то, не прямо во дворец, а к боярину Ртищеву, которого и просил доставить его государю. Здесь мы в первый раз встречаем боярина, и при том одного из лучших и самых образованных русских бояр того времени, который, если не хлопотал в пользу Никона, то с другой стороны, был далек и от той враждебной ему партии, которая окружала царя Алексея Михайловича и умела так ловко поддерживать в его доверчивом сердце нелюбье против старинного «собинного» друга; даже опала, которой подвергся Никон, не заставила Ртищева изменить прежних добрых отношений к патриарху, – он езжал к нему в Воскресенский монастырь, приказывал ему чрез своих родных, не один раз, чтобы «имел его в любви, как прежде»; при этом Ртищев умел сохранить к себе и полное расположение государя. 22 Избрав этого человека в посредники для доставления царю письма, после тех крупных объяснений с царскими посланными, после тех, вообще, смутных обстоятельств, какими сопровождалось дело Бабарыкина, Никон, вероятно, рассчитывал на лучший успех самого послания, надеялся, что и боярин скажет доброе слово в его пользу. Неизвестно, что отвечал и отвечал ли Алексей Михайлович на доставленное Ртищевым письмо патриарха Никона ; но в первых числах декабря 1665 года, когда уже отправлено было вторичное посольство на восток, был случай, который показал, что к этому времени отношения между царем и патриархом были таковы, что трудно было ожидать для дела Никона того исхода, к которому оно приближалось. Алексей Михайлович, по обычаю, приехал в Саввин монастырь на богомолье, ко дню памяти преподобного Саввы. Пользуясь этим обстоятельством, Никон послал к государю письмо, в котором писал, между прочим, «что тужит о нем»; он отправил с письмом своего воскресенского архимандрита, которому поручил бить государю челом, чтобы «смуте не верил никакой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

МИХАЙЛОВСКИЙ-ПЕРЕЯСЛОВСКИЙ, (см. Собор Михаила Архангела, в Переяслове). ИВАНОВСКИЙ, муж. существовавший в отдаленной древности в уездном городе Переяслове и давно уже уничтоженный. О времени основания его неизвестно. В XII веке содержался здесь под стражею и потом принял иночество св. в. к. Игорь II Олегович. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, муж. Обители эти находились некогда близ уездного города Переяслова; когда они были основаны, сведений нет; известно только, что в 1155 году сожгли их половцы, и вероятно они с тех пор уже не возникали. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. САВВИН, муж. КРАСНОГОРСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, муж. в уездном городе Золотоноше. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1786 году. До уничтожения управляли им игумены. УСПЕНСКИЙ-НЕХВОРОЩАНСКИЙ, муж. в Константиноградском уезде, в местечке Нехвороще; когда был основан, сведения нет; а уничтожен в 1786 году и до того времени находился под управлением игумена. МИХАЙЛОВСКИЙ-СОРОЧИНСКИЙ, муж. Миргородского уезда, в местечке Сорочинцы, уничтоженный в 1786 году. О времени основания его неизвестно. КРАСНОГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Гадяча, на горе, называемой Красною, у подошвы которой протекает река Псела. Он основан в XV веке; а когда уничтожен, неизвестно; в 1773 году, когда еще он существовал, управлял им игумен. Здесь церковь Николая Чудотворца. СКЕЛЬСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. с церковью Преображения Господня, в которой находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Сокольской, или Скельской; празднество ей совершается 23 февраля. Обитель упразднена в 1786 году и находилась тогда под начальством игумена; а когда и кем основана, неизвестно. ЛАВРЕНТИЕВ, муж. в Прилуцком уезде. Здесь церковь Покрова Богородицы, с приделом архидиакона Лаврентия. О начале сей обители, бывшей до уничтожения в 3 классе, ничего неизвестно. УСПЕНСКИЙ-НОВОМЛИНСКИЙ, женский, в местечке Новые Млины. Когда обитель эта была основана, сведений нет; а упразднена в 1786 году. ЦЕРКВИ: СПАСОВА НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА, древ. церковь , в губернском городе Полтаве, замечательна тем, что император Петр Великий, после блистательной победы над Карлом XII, принес в ней Господу Богу первую благодарственную молитву. – В 1838 году она назначена была к сломке по новому ресулированию улиц в Полтаве; но по желанию государя наследника, цесаревича, Александра Николаевича, изъявленному во время путешествия Его по России, не только оставлена в целости, но и высочайше повелено сделать на нее каменную одежду, по примеру домика Петра I, в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При входе в собор с западной паперти, на правой стороне, в углу, стоит каменная гробница на том самом месте, где был погребён преподобный Савва. К южной стороне Рождественского собора пристроен придел во имя преподобного Саввы. Он построен во второй половине XVII века, уже после открытия мощей преподобного. В этом приделе, на левой стороне, стоит дубовая гробница, в которой почивали мощи преподобного Саввы с 1652 по 1680 год, до устроения серебряной раки. На гробнице лежит древний покров, устроенный усердием царя Алексия Михайловича. Над гробницей находится древний образ препод. Саввы, вероятно тот самый, который писан игуменом Дионисием. 13 Церковь во имя св. Троицы. Находится к северо-востоку от Рождественского собора, близ царских красных врат. Построена в 1652 году иждивением царя Алексия Михайловича и посвящена была первоначально имени преподобного Сергия. В 1807 г. к ней приделана трапеза с приделом в честь Казанской иконы Богоматери, иждивением Нат. Влад. Шереметевой, коей родители и сродники погребены под нижним сводом трапезы в особой палатке. В 1825 г. сия церковь переименована во имя Св. Троицы, а имени препод. Сергия посвящён храм, устроенный во втором ярусе колокольни, который прежде был во имя Св. Троицы. В 1857 г. к главному храму Св. Троицы, с левой стороны, пристроен придел во имя четырёх святителей московских, значительно расширен и украшен новым иконостасом, иконами и живописью. Тогда же придел в честь Казанской иконы Богоматери, бывший в трапезе Троицкой церкви, перенесён на одну линию с главным храмом и расположен на правой южной стороне в симметрию с северным приделом святителей. Тут замечательна по древности икона Алексия человека Божия и заслуживает внимания, находящееся в приделе святителей, шитое шелками, в подражание древним образцам, изображение преподобного Саввы. Церковь во имя Преображения Господня. К северу от Рождественского собора. Устроена иждивением царевны Софии Алексеевны и освящена 10 декабря 1693 г. При церкви находится обширная трапеза, имеющая в длину 41, а в ширину 36 аршин. Эта трапеза называлась в старину столовой палатой и в ней обедало до 200 монахов. Теперь здесь классы духовных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Пришла зима и он снова съездил в Москву повидаться с царем, который принял его очень дружески, уважая его непоколебимую верность и самоотвержение. Не смотря на глухую вражду бояр и патриарха, положение митрополита оставалось непоколебимым, так как Алексей Михайлович вполне верил ему. В следующий свой приезд Никон отправился, по желанию царя, с патриархом Иосифом в Саввин-Сторожевский монастырь, близь Звенигорода, чтобы присутствовать при открытии мощей преп. Саввы, скончавшегося 3 декабря 1407 г. Торжество состоялось 19 января 1652 г. при стечении духовенства, в присутствии Алексея Михайловича и всего двора; по окончании церемонии открытия мощей царь угостил всех собравшихся и с «собиным» другом возвратился в Москву. Пользуясь удобным случаем, Никон, всегда заботившийся о величии церкви, явился с предложением перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. Дело было серьезное, так как оно должно было внушить народу мысль о первенстве церкви и о правоте ее, а вместе с тем, обличить неправду светской власти, произвольно посягнувшей на права цер­ковной. В видах развития идеи самодержавия со временя Ивана IV Грозного, венчавшегося царским венцом 25 ав­густа 1547 г., царю Алексею следовало отклонить предложение Никона, но он вполне доверял своему другу, который напомнил ему при этом эпизод из византийской истории, когда императрица Евдокия-Элия изгнала Иоанна Златоустого и тот умер в Комане в 407 г.; тогда сын Евдоксии, император Феодосий II, чтобы исходатайствовать у Бога прощение для грешной матери, перенес мощи великого иерарха 27 января 438 г. в патриаршую усыпальницу в Византии. Разделяя мысли Никона, Алексей Михайлович рассказал в свою очередь, что ему во сне являлся уже митрополит и велел перенести его мощи туда, где почивают прочие митрополиты. С этой стороны вопрос был решен. Между тем, за время отсутствия митрополита Никона, в Москве совершилось важное событие: 15 апреля скончался патриарх Иосиф, почти неожиданно для всех, в четверг на стра­стной неделе, вскоре после перенесения праха патриарха Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

186 Это было в 1392 году. Игуменство преп. Саввы в лавре Сергиевой, по словам Маркелла, писавшего житие Саввы в половине XVI века, продолжалось около 6 лет, а потому переселение его на Сторожу должно полагать около 1398 года. Будучи игуменом лавры, преп. Савва извел своими молитвами источник воды за стенами обители. Этот источник существует и теперь, под именем Саввина кладезя близь Воскресенской церкви, что в Кокуеве. 187 Саввин Сторожевский монастырь находится в 50 верстах от Москвы к западу, и в версте с половиною от Звенигорода, на берегу р. Москвы и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов на горе стояла воинская стража для наблюдения за движением неприятелей, которые проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду. С этой горы открывается превосходный вид на Звенигород и на окрестные села. Она усыпана множеством благоухающих растений, и самому преподобному Савве показалась она «небесным раем, насажденным благовонными цветами». 188 Этот храм построен в самом начале XV века. Зодчество и размеры его совершенно сходны с Троицким собором Сергиевой лавры, который начат строением в 1422 году. Можно думать, что Сторожевский храм служил образцом длМощи преп. Саввы обретены нетленными, после 245-летнего пребывания в земле, 19 январи 1652 года, в присутствии цари Алексия Михайловича, который особенно благоволил к Сторожевской обители и сам на себе испытал благодатную помощь преп. Саввы. Мощи блаженнаго основателя обители почивают открыто в созданном им храме, на правой стороне близь южных дверей алтаря, в серебряной раке, устроенной в 1680 году. Сторожевский монастырь, бывший некогда ставропигиальным, ныне считаетсяя Троицкого. 189 Мощи преп. Саввы обретены нетленными, после 245-летнего пребывания в земле, 19 январи 1652 года, в присутствии цари Алексия Михайловича, который особенно благоволил к Сторожевской обители и сам на себе испытал благодатную помощь преп. Саввы. Мощи блаженнаго основателя обители почивают открыто в созданном им храме, на правой стороне близь южных дверей алтаря, в серебряной раке, устроенной в 1680 году. Сторожевский монастырь, бывший некогда ставропигиальным, ныне считается первоклассным, а с 1800 года находится в управлении епископов Дмитровских, викариев Московских. Он был весьма богат: до учреждения штатов, 1764 года, за ним числилось более 17.000 душ крестьян и к нему было приписано 15 монастырей. В обители сохранилась белая тафтяная Фелонь преп. Саввы. Подробности о жизни и чудесах преп. Саввы и об основанной им обители можно найти в превосходном описании Саввина Сторожевского монастыря, составленном г. ординарным профессором Москов. духовной академии С. К. Смирновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010