Ризница и библиотека. Помещается в пристройке к соборной церкви, вверху, с правой стороны, в той самой палате, в которой царь Алексий Михайлович стоял во время богослужения. Большая часть вещей, хранящихся в ризнице, пожертвованы сим царём и украшены его именем. Некоторые вещи принесены в дар монастырю настоятелями саввинскими и частными лицами. Почти все древние драгоценности доселе сохранены в целости, исключая риз, которые по ветхости в разные времена были уничтожаемы и заменяемы новыми. Особенно достопримечательны следующие предметы, Евангелие в большой лист Московской печати 1644 года. Рукописный псалтирь 1656 г., по которому царь Алексий Михайлович учился читать. Сосуды драгоценные с камнями весом 4 ¾ фунта – дар царя Алексия Михайловича 1651 г. Драгоценнейший из хранящихся в ризнице предметов – риза преподобного Саввы; риза эта вся белая, тафтяная, оплечье шито по голубому бархату струйчатым золотом, серебром и шёлком, наискось по подольнику шита разными шелками, полосочками. По своей драгоценности ещё замечательны: покров на гробницу преподобного и подвесная пелена к передней стороне напрестольной одежды. На покрове вышит образ препод. Саввы и над головой преподобного образ св. Троицы; венец у препод. весь унизан жемчугом и драгоценными камнями. Осыпавшихся с риз и других вещей жемчуга и камней хранится в ризнице более трёх фунтов. Затем, шапка малинового бархата, на ней крупного жемчуга 382 зерна и шёлковая темно-вишневого цвета скатерть царя Алексия Михайловича. Длина её 12 аршин. – Библиотека помещается под колокольней, в среднем ярусе, и занимает две комнаты, из которой в первой хранятся рукописные дела монастырские, а во второй книги. Гостиницы. Против северных ворот, вне монастыря. Гостиницы существовали при монастыре с древнейших времён. Ныне существующие гостиницы устроены сравнительно в недавнее время. Тут останавливаются богомольцы, приезжающие или приходящие на поклонение мощам преподобного. Бедным отпускается безмездно монастырская пища. Святой колодезь. На юго-западной стороне, под горой. По преданию, ископан самим преподобным Саввой. Над колодцем устроена часовня. – Неподалёку от святого колодезя находится пруд, образовавшийся из речки Разварни, преграждённой в сем месте каменной плотиной, устроенной ещё при царе Алексие Михайловиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Со времени построения Воскресенского монастыря (в 1656 году) до низложения Патриарха Никона (в 1666 году), управляли Воскресенскою обителью три Настоятеля: первым был Игумен Стефан, возведенный при освящении первого храма обители (деревянного) в 1657 году, 18 Октября, в сан Архимандрита; второй Архимандрит Герасим с 1659 по Декабрь 1665 года, скончался и погребен в сей обители. Место его занял Архимандрит Акакий, из Казначеев той же обители, возведен в сан Архимандрита самим Патриархом 25 Декабря, 1665 года, управлял по 1669 год, скончался и погребен в сем монастыре. Чрез год по низложении Патриарха (в 1667 году), когда Царь Алексей Михайлович, в Декабре месяце, по обычаю, приезжал на храмовой праздник Пр. Саввы Звенигородского, тогда Воскресенский Архимандрит Акакий, по чину, как было при Святейшем Патриархе, ездил в Саввин монастырь с образом и хлебом в поднос Великому Государю, при чем докладывал ему, Государю, «о чине и уставе церковном и монастырском и о звоне», что, де, в Воскресенском монастыре чин и устав церковный и монастырской звон отменны, не как в прочих обителях Московских». На это Царь Алексей Михайлович приказал Архимандриту изустно своим Государевым словом: «Как, де, было у вас при Патриархе, чин и устав монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте!» И в то же время, из того же похода, из Саввина монастыря приезжал в обитель Воскресенскую, для соглядания строения великие каменные церкви и всего монастыря и церковного чина и монастырского, Его Царского Пресветлого Величества Духовник его, Протопоп Государев, Андрей Саввинович, и он приказывал Государским словом Архимандриту с подкреплением великим, чтобы чина и устава церковного и монастырского, как было при Святейшем Патриархе Никоне , пение, чтение и звон, так бы все творили, а ничего не изменяли 14 . Но «соглядание строения великой каменной церкви» на этот раз не имело никаких последствий: строение это остановилось тотчас же по удалении Патриарха в заточение, как по недостатку средств, так и еще более, по недостатку исполнителей 15 , и оставалось в том самом виде, как было при выезде Патриарха из обители, до конца 1678 года, в котором Воскресенский монастырь впервые удостоился Царского посещения после опалы, постигшей его, вкупе с Патриархом, и состоявшей главным образом в забвении его высокого значения, которое лежало в его основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Благодаря этому последнему обстоятельству, священники необходимо лишались очень многих доходов, а это, конечно, сильно побуждало их крепко держаться за старое привычное многогласие Наконец, и безотносительно к прихожанам и доходам, для очень многих членов тогдашнего клира, единогласие являлось крайне нежелательным по той простой причине, что значительная часть тогдашних клириков была малограмотна, не умела хорошо читать и петь. Таким, при многогласии, было очень удобно, так как стоявшие в церкви, ради многогласия, решительно не имели возможности разобрать, кто, что и как читает и поет, почему всякое сомнительное чтение и просто неразборчивое бормотанье по церковной книге полуграмотного чтеца, могло сходить за настоящее чтение. Иначе стояло дело при единогласии и соединенной с ним истовости службы, когда каждый стоящий в церкви мог понять и оценить всякого чтеца и певца, тут безграмотному клирику скрыться за других становилось невозможным, почему безграмотность клира и держалась упорно за многогласие. Очевидно, единогласие незаметно предъявляло новые, повышенные несколько требования к уменью клира петь и читать в церкви, что и вызывало среди малограмотных клириков противодействие единогласию. 56 Путеш. антиох. патр. Макария, перев. Муркоса, вып. II, стр. 100 164; вып. III, стр. 185, 194; вып. IV, стр. 85, 161. 57 Что патриарх Иосиф допускал многогласие только в приходских церквах, а в монастырях требовал единогласия, это видно из его грамоты в Саввин монастырь в 1648 году, где он пишет: «архимандриты, и игумены, и попы черные, и строители и старцы о церковном пении и благочинии не радеют… в церквах Божиих поют поскору, неединогласно, со всяким безстрашием». (Опис. госуд. архива старых дел – Иванова; стр. 302 Ак. Эксп. т. IV, 325). 59 Эта челобитная патриарха Иосифа на Стефана, напечатана в нашей книге: патр. Никон, в приложении. Читать далее Источник: Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович : Т. 1-2/Проф. Н.Ф. Каптерев. — Сергиев-Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1909-1912./Т. 1. — 1909. — VI, 525 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Под 1646 г. говорится: «в селе Никольском, на Вяземе, церковь Живоначальной Троицы, да в приделе церковь Николы чудотворца, а иные пределы стоят пусты без пения; у церкви во дворе поп Симеон, во дворе дьячок Ивашко Титов, во дворе попадья Марфица, во дворе пономарь Васка, да в селе крестьянских 66 дворов». 8 декабря 1655 года патриарх Никон ходил в государево село Вязему встречать государя, и в том походе дано стрельцам, которые стояли у государя на стану на карауле, на калачи рубль». По писцовым книгам стольника Ивана Афросимова и подьячего Ивана Васильева 1675-77 гг.: «село Никольское, Вязема тож, а в селе церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, да у той же церкви два придела каменных же: придел Благовещения Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила не освящены, да близ той церкви место, что был монастырь Иоанна Богослова, да место церковное Николы чудотворца с приделами, да дворое место царя Бориса Годунова…». 23 марта 1694 г., по именному великих государей указу, дворцовое село Вяземы пожаловано боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну в вотчину, и в том же году утвержденное за ним отказною книгою. В это время в селе, кроме Троицкой церкви, существовала деревянная церковь во имя Николая чудотворца со всякою церковною утварью. В 1701 г. князь Б.А. Голицын разделил вотчины между детьми своими князьями Алексеем, Сергеем и Василием, последнему досталось село Никольское, Вязема тож, в котором в 1702 г. находилась каменная церковь во имя Преображения Господня, «у церкви во дворе поп Алексей Кузмин, во дворе диакон Андрей Феофилактов, во дворе дьячок Максим Саввин, в приходе 99 дворов, пашни церковной земли по 4 десятины в поле, сенных покосов на 100 копен». Под 1704 г. в селе Вяземах значится: «двор боярский, двор конюшенный и скотный, 13 дворов дворовых людей – конюхов и каменщиков, людей в них 35 человек, крестьянских и церковных бобылей 29 дворов, людей в них 99 человек». После князя Василия Голицына имением владел сын его князь Михаил, а от него перешло в 1749 г. к его вдове княгине Авдотье Михайловне с детьми: Николаем, Василием и Александром, которые между собой имение разделили в 1755 г., и село Никольское, Вяземы тож, досталось князю Николаю Михайловичу Голицыну. В 1772 г. священно-церковно-служители Николаевской церкви, что в селе Вяземах, церковные пустоши Мясоедово, Иваниково, Пашково, Шарапово и Горлово, находившимся во владении у прежних вотчинников, отдали в вечное владение князю Николаю Михайловичу Голицыну.

http://sobory.ru/article/?object=00606

В 1885-1886 гг. прихожане храма по приглашению настоятеля прот. В.П. Рождественского на своих собраниях решили войти с прошением к митр. Иоанникию о разрешении восстановить церковь в прежнем виде, сделать прикладку с левой стороны трапезной церкви для алтаря и устроить в ней новые иконостасы. В главном храме древний иконостас, лепка и роспись стен почернели при бывшем прежде дурном устройстве печей. Предположено вызолотить иконостас, промыть роспись, причем все произвести без всякого изменения; иконы в иконостасе, как не требующие изменения, оставить в прежнем виде. Иконостасы приделов ветхи и не имеют художественного достоинства, поэтому их предполагается устроить заново применительно к главному иконостасу настоящей церкви, а также сделать соответствующую лепку и росписи на стенах. В сентябре 1886 г. разрешение получено; работы начаты после торжественной закладки нового придела 26 апреля 1887 г. В создании Ризоположенского храма принимали деятельное участие служившие здесь в первой трети XVIII века приходские священники: Василий Михайлов, Алексий Андреев, Григорий Саввин и диакон Матфей Иванов. В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход - сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов. Обновленным встречает Ризоположенский храм - уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 г.) со дня своего основания. Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого, кому дорога православная культура, дороги памятники родной истории и искусства нашего славного прошлого. Четверик основного объема храма, увенчанный мощным и одновременно изящным пятиглавием, украшен по красному фону белокаменными порталами, наличниками, обрамляющими окна, расположенные в два яруса, белокаменным карнизом. Под самой кровлей четверика, в больших кокошниках - декоративные белокаменные раковины, придающие всему зданию особенно нарядный, торжественный вид. Декор трапезной лаконичен и сдержан, он словно подчеркивает барочное великолепие четверика. Облик храма дополняет восьмигранная колокольня, завершающийся невысоким шатром с окошечками - " слухами " . На колокольне - один из колоколов, отлитый в год московской чумы. Интерьер храма отличается богатством убранства, созданного творческим полетом фантазии мастеров XVIII века. Своды и стены четверика покрыты лепниной высокого рельефа, высокий резной шестиярусный иконостас поражает проработкой сложных деталей узора. Особо чтимыми являются иконы святого апостола Иакова Алфеева и святой великомученицы Екатерины. Замечательны иконы Успения Пресвятой Богородицы (XVIII в.), Нерукотворенного Образа Спасителя (XVIII в.), Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери (XVIII в.). На западной стороне столпа образ Архангела Михаила (XVIII и.), написанный в яркой выразительной манере.

http://sobory.ru/article/?object=03311

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф , из иеромонахов, определён в 1758, а 8 янв. 1759 произведён в архим. Златоустовского. Рафаил , из Киевских иеромонахов, определён в янв. 1759. Паисий , игум., 1762 и 63. (См. Давидова пустынь, Столбовский мнтрь). Архим. 1764–67. Мисаил , строитель Давыдовой пустыни, 1768. Варнава , строитель Давыдовой пустыни, игум., 1775–77; перев. в Угрешский. Константин , 1813. Феофилакт , строитель Сретенский, потом игум. Угрешский, 1816–19. Иоанникий Холуйский , из экономов, посвящён 12 мар. 1834; с 15 июня 1839 архим. Златоустовский; с 3 дек. 1845 архим. Знаменский. В июле 1857 от наместничества уволен. 10 авг. 1859 перев. в Высокопетровский. 8 Саввин Сторожевский, близ города Звенигорода, основан около 1380 св. Саввою. С исх, XVII века ставропигиальный; ныне первоклассный, под ведением викария Московского. [II, 548.] Игумены Св. Савва Сторожевский † 3 дек. 1407 44 . Мощи его обретены 16 янв. 1652. Варсонофий Неумоя , ученик св. Саввы, по 1413. (1416; Оп. б. гр. Тол., II, 174)? Феодор , 1428. Иосиф , 1435. Евфросин , 1454. Варлаам , 1462. Евсевий , 1470. Досифей Зосима при кн. Андрее Васильевиче. ? Герасим , прежде 1481 (П. С. Л., VI, 233, прим.). Дионисий , в янв. 1490. Каллист , 1505–1507. Савва , 1517–19. Паисий , 1520 и 21. Варсонофий , 1524. Серапион , 1524 и 25. Филофей , 1527–29. Мисаил , 1539. Афанасий , 1543–49. Филарет , 1549–54. Филофей , 1558. Гурий , 1565, а в 1567 – в братстве Симоновом. Варлаам , 1567–70. Феодосий , 1589. Герман 4 апр. 1592 перев. из Песношского, по 1594. Боголеп , 1598. Исаия , 1607–1612, 29 июля (кандидат на митрополию Крутицкую). Макарий , в нояб. 1629. Давид , 1631. Антоний , бывший Колязинский, определён 1 мая (sic) 1634. Никон , 1635–43. Варлаам определён 16 дек. 1643–1650. Архимандриты Гермоген , 1650–53. Никанор , 1653–60. После на покое в Соловецком. (Убит там 31 янв. 1676). Тихон , 1661–66. Варнава (из Симонова?), 1666–73 (в Чудове?). Сильвестр Черницкий , из монахов Иверских. 1673 (упом. в апр.), а 26 мар. 1699 хирот. в митрополита Смоленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третье различие монастырей состояло ещё в том, что одни по древнейшему церковному праву были вместе с Настоятелями своими в зависимости от Архиереев Епархиальных, в области коих оные находились; а другие исключены были из-под ведения их и состояли под непосредственной властью Всероссийских Митрополитов или Патриархов, и Великих Князей или Царей. Таковое право независимости первому из Российских монастырей Киево-Печерскому пожаловал в 1159 году Великий Князь Киевский Андрей Георгиевич Боголюбский, повелев оному состоять под непосредственным ведением своим и Константинопольского Патриарха, и наименовав оный Лаврой и Ставропигией, по примеру таковых же, находящихся Греческих церквях 41 . Первый также из Российских монастырей Киево-Печерский уставил у себя правило, чтобы Настоятелей себе избирать из своей же братии. Во время разделения России на мелкие Княжества и уделы, а наипаче во время властительства Татар, как выше уже сказано, разные притеснения, со всех сторон делавшиеся монастырям, заставляли оные домогаться прав подобных Киево-Печерскому монастырю, и испрашивать у Всероссийских Митрополитов и Татарских Ханов, а потом и у своих Великих Князей и Царей, так называвшихся несудимых или бессудных грамот. Но в последствии времени неумеренное раздаяние повсюду таковых исключительных грамот произвело некоторым образом расстройство в Иерархии. А потому Царь Иоанн Васильевич в 43 главе своего Судебника и Стоглавый Собор в 67 главе своих правил положили несудимые грамоты в рассуждении независимости от Епархиальных духовных властей отменить, а оставить монастырским и прочим духовным людям только право неподсудности мирским властям. Однако же, несмотря на то, после сам Царь Иоанн Васильевич и преемники его продолжали подтверждать и вновь давать некоторым монастырям право независимости и от местной Иерархии. Царь Алексий Михайлович в 153 статье 10 главы своего Уложения отменил было также все вообще несудимые грамоты 42 . Но после сам и преемники его до XVIII столетия продолжали подтверждать некоторым монастырям прежде данные. Со времени царствования Государя Царя Феодора Алексиевича многие из знатнейших монастырей приписаны были даже к непосредственному ведению Двора, и титуловались первостатейными и комнатными; потому что зависли от так называвшихся комнатных или кабинетных Бояр. Таковы были монастыри Новоспасский, Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, Саввин Сторожевский, Ипатский и другие, которые после наименованы Ставропигиальными. Со своей стороны и Российские Патриархи до конца бытности их удерживали в непосредственном своём ведомстве многие монастыри по разным Епархиям, каковы были Серпуховский Высоцкий, Дмитровский Борисоглебский, Брянский Предтечев и другие, кои потом считались под Синодальным ведомством, о чём сказано будет ниже, в V главе. Самые приходские церкви в вотчинах таковых Комнатных и Патриарших монастырей имели такое же право неподсудности Епархиальным Архиереям, и подлежали тому же начальству, какому и монастыри их.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

27, on. 1, д. 140, ч. 1, л. 78а. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1656), 305 (1656); напоминает и (1657, 1658). Рукопись плохой сохранности: чернила выцвели, бумага ветхая, во многих местах прогнила, имеются множественные механические утраты текста. Челобитная изд.: Гиббенет 1, 176 – 177. Сравнение оригинала с изданием показало, что к настоящему времени текст сохранился еще меньше. Механические утраты фраз и отдельных слов реконструируются мной по изданию; восстановленные фрагменты выделяются курсивом и заключаются в угловые скобки; части слов восстанавливаются мной по смыслу и выделяются курсивом. а Благочестивейшему, , самодержавнейшему, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу Великия и Малыя и Белыя Росии , милость, мир от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Богомолец ваш, государев, смиреный Никон патриарх , Господа Бога молю о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии, и о еже на сопостаты о победе и о одолении. Твоя милость великая ко мне, богомольцу вашему. от Савы чудотворца а порохов нисколько не имеют. Пожалуй, милостивый, великий государь, пороху, сколько тебе Господь известит. Да есть, великий государь, лошадка на патриаршем дворе моя, а мне прислал грузинский царь Александр. А у меня завечена было челом дарить государю моему свету, о святьм сыну, благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю. Изволь, милостивый государь, тое лошадку взять, а там даром изволочится. Да есть, , коретишка худенькие на патриарше дворе мои, у Василья Волынского а другую Иван Голицын старой Вели, великий государь, выдать, хотя бы из обоих восчишко зделать для дороги. А была , в которой съехал, и та монастырь не в чем. , государево, жалованье, , государь, . Да по . Примечания Стрельцы от Савы чудотворца пришли... – Саввин-Сторожевский-Рождество-Богородицкий монастырь основан недалеко от города Звенигорода, на левом берегу реки Москвы около 1380 г. по просьбе князя звенигородского Юрия Дмитриевича его духовником и учеником св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010