В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Закрыть Осознание искаженного знания под звон колокольный Мысли о переформатировании советского Общества «Знание» перед госпитализацией в тюремную больницу Николай Каклюгин   15:44 27.05.2021 1807 Время на чтение 27 минут « Правящая группа теряет власть по четырем причинам. Либо ее победил внешний враг, либо она правит так неумело, что массы поднимают восстание, либо она позволила образоваться сильной и недовольной группе средних, либо потеряла уверенность в себе и желание править. Причины эти не изолированные; обычно в той или иной степени сказываются все четыре. Правящий класс, который сможет предохраниться от них, удержит власть навсегда. В конечном счете решающим фактором является психическое состояние самого правящего класса» (Джордж Оруэлл «1984») У нас в колонии на День славянской письменности, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славянских зазвонили колокола. Совсем маленькое наше православное братство приглашали на Божественную Литургию, которую мы так ждали Страстную Седмицу и в дни Пасхального торжества . Колония наша общего режима – есть по сути своей малый срез всего российского общества, как бы маленькая модель государства. Коррупционеры в погонах за мзду решают вопросы входа сюда и выхода отсюда как людей, так и определенных товаров народного потребления, в том числе специфических, редкостных, а порой и запрещённых. Внутри установлена определённая система человеческих взаимоотношений и иерархия. За всем происходящим следит с высокой вышки видеокамера с высочайшей возможностью наблюдать даже мельчайшие детали на плацу, вокруг бараков, и т.д., и т.п. Камеры установлены повсюду по периферии и внутри лагеря. За малейшее неподчинение режиму на усмотрение руководства налагается взыскание или же более «удобный» заключенный остается без него. Православных и мусульман здесь считанные единицы. В процентном отношении это около 5% на каждое вероисповедание. Только на крупные праздники в наш храм или на молебен мусульман в одну из комнат бараков собирается от силы – 25-40 человек, из которых 5-10 до глубины души искренно верующие, старающиеся придерживаться не только на словах, но и в поступках традиционных догматов своей веры. Чрезвычайно трудно состыковывать принципы общежития в колонии с установленными веками заповедями и канонами, наставлениями почитаемых нашими предками святых отцов, пророков и мудрецов! Точно так же трудно делать это и там – на воле. Ведь практически всё, что мы наблюдаем здесь, является отражением, следствием многолетних гнилостных процессов в государственном организме.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/27/os...

Конспект Страстной седмицы Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней. 29 апреля, 2013 Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней. Долгих шесть недель Великого поста мы готовились к Святым дням Пасхи Крестной, как называли древние христиане Страстную седмицу, и прошедшие великопостные дни не были для нас лёгкими, потому что это были дни труда, собирания себя, своих сил для того, чтобы мы были в состоянии пережить это напряжённое и насыщенное смыслами время, когда Господь наш грядёт к вольной страсти. Страстная седмица — самое насыщенное время церковного года, время настолько содержательное, что мы не в состоянии воспринять всю полноту тех глубоких и таинственных знаков и откровений, которые предстают перед нами со всем своим неизбывным трагизмом и безжалостной честностью. В эти дни богослужение, как переполненная чаша, в избытке даёт нам пищу для ума и сердца: много читается текстов из Священного Писания, хор поёт пронзительные и трогательные песнопения, выносят Плащаницу, духовенство в особых облачениях совершает службу, читаются страстные Евангелия . Так много символов, что мы не в состоянии всему прикоснуться, всё объять, исчерпать всё содержание этих служб. Именно поэтому нам следует правильно настроить себя в первый из этих священных дней и понять, что здесь мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге, и шествие это совершается в смиренном и благоговейном изумлении перед тайной Крестной жертвы. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему. Шесть недель мы занимались собой, шесть недель мы “очищали смыслы”, мы каялись в наших грехах, будили нашу душу от обычной спячки, пытались усвоить какой-то новый урок, новое знание о себе самих. И в этом нам помогал сам ритм великопостного богослужения, строй и содержание постных дней.

http://pravmir.ru/konspekt-strastnoj-sed...

Особое время Страстной Стараюсь помнить о том, где сейчас Христос. Вот я варю кашу детям, а Господь в Иерусалиме говорит народу: «Больший из вас да будет всем слуга». 17 апреля, 2014 Стараюсь помнить о том, где сейчас Христос. Вот я варю кашу детям, а Господь в Иерусалиме говорит народу: «Больший из вас да будет всем слуга». Христос идёт навстречу мне. Но я знаю, что Он идёт на Крест, на страдание, а значит и я – часть Его страдания, одна из причин этой безвинной муки. Тем не менее, каждый год у меня есть возможность присоединиться к тем, кто не покинул Господа, – переживаниями Страстной седмицы делится мать троих детей Кира Салимова: Живой опыт веры, если его удаётся донести в словах, всегда изумляет, потому что нарушает привычные человеческие представления о мире и его законах. И, признаться честно, хоть мне и неловко открывать сокровенное и делиться своими личными переживаниями о Страстной Седмице, я попытаюсь это сделать. Мне жаль, что празднование нами Пасхи внешним людям кажется чем-то вроде гражданского нового года. Подготовка пышного стола, поздравления в ночи, толпящийся народ… Да, и ещё белые яйца временно пропадают с прилавков. Но что скрыто за этой подготовкой, чем так остро отличается праздник Пасхи от всех прочих? Как художник могу сравнить переход из Страстной Седмицы в Воскресение с самым сильным контрастом, со смысловым и композиционным центром картины богослужебного годового круга и всей человеческой истории. Из самого печального дня в жизни человечества, со дна горя леденящей Великой Пятницы, с померкнувшим Солнцем, с обнажившейся пустотой моего сердца за разодранной завесой привычной бытовой суеты, – в радость победы над смертью. Победы, которую у нас уже никто не отнимет. Страстная Седмица – особые, драгоценные дни, когда быть ближе к Богу получается естественно, даром. Это как ежегодный аванс святости, сосредоточенности, духовного подъёма. Шествие Великого поста сравнивают с дорогой людей к Богу, а Страстную Седмицу – со временем, когда Христос Сам преодолевает оставшуюся между нами дистанцию.

http://pravmir.ru/osoboe-vremya-strastno...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 2  голоса:  5.0 из  5) «Тайну царскую прилично хранить, а о делах Божиих похвально объявлять» ( Тов. 12:7 ) 1. Призыв и устремленность на Афон В феврале текущего года, в одном из подмосковных храмов на столе для раздачи книг прихожанам увидел Акафист Пресвятой Богородице в Честь Иконы Ея АФОНСКАЯ («ЭКОНОМИССА»). Никогда раньше не видел такой акафист и решил взять его для ознакомления. Оказалось, промыслительно… Через пару месяцев после получения Акафиста мне раздается звонок от Никиты — энергичного молодого предпринимателя, несколько лет назад инициировавшего совместный миссионерский IT-npoekm. Проект мы не довели до окончательной реализации, но получили определенный коммуникационный и духовный опыт. Мы изредка переписывались в «вацапе» и с тех пор не виделись. Оказалось он активно воцерковляется, после наших тогдашних монастырских паломничеств, творческих и духовных поисков: «Собираюсь поехать в ближайшие дни на Афон , приглашаю вас в свою компанию! — Говорит мне по телефону Никита. «Как-то неожиданно, — отвечаю. Да у меня и загранпаспорта, и денег нет на поездку. «Не переживайте, все решается!» — поддерживает Никита.«Как уж духовник благословит» — говорю. Прочитал, пригодившийся Акафист Иконе «Афонской» («Экономисса») и его особый рефрен: — «Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение», — звоню духовнику: — Приглашает друг с собой в паломничество на Афон. Он спрашивает: — Но мы же не находимся в духовном общении с Константинополем? — Мы поедем к русским монахам! — Отвечаю. - Только не в Страстную седмицу! Хорошо. Думаю, не запретил. А если Богородица благословит и есть воля Божия — все получится! Начинаю ежедневно читать Акафист Пресвятой Богородице «Афонская» («Экономисса»). «Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение» Действую. Срочно заказываю загранпаспорт. Никита говорит, что время поездки нужно согласовывать с греческим гидом и друзьями, которых он пригласил. Но гид может, только, в ближайшие дни текущего месяца. Как только стали готовы паспорт и виза, звоню Никите. Отвечает:

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/vizantij...

Рыбные блюда к Благовещению и Вербному: рыба в Великий пост 2013 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… 7 апреля, 2006 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… Когда можно есть рыбу в Великий пост в 2013 году Уставные послабления в Великом Посту Жизнь духовная, как и жизнь мирская, не бывает равномерной. После долгого рабочего дня мы отдыхаем, благодаря Бога за сон. После трудного дела следует передышка. Так и в посту: не все дни одинаково строги. Самый строгий пост приходится на первую (из нее выделяются первые два дня) и Страстную седмицы Великого Поста (на Страстной особо выделяется Великий Пяток, который надлежит проводить с самой большой строгостью во всем году, вспоминая страдания Спасителя). Многие стараются также построже проводить средопостную седмицу — Крестопоклонную. Церковный устав о пище предписывает послабление в субботу и воскресенье, и мы в эти дни готовим постные, но более вкусные и праздничные блюда, утешая свою семью. Каждой хозяйке при этом виднее, какое блюдо в ее семье более праздничное. Для одних это будут пироги (но это плохо подойдет для тех, кто печет пироги два-три раза в неделю), для других — блюда из хороших грибов или из более редких и дорогих овощей, или блюда, собирающие на кухне для работы всю семью: вареники или манты.

http://pravmir.ru/rybnye-blyuda-k-blagov...

Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маиумскому, кроме канона на Великую Субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утренняго богослужения предшествующих седмиц Святой Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырехпеснцы, которые в течении недели как бы составляют один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на Понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на Вторник – 2-я, 8 и 9-я, на Среду – 3-я, 8 и 9-я, на Четверток – 4-я, 8 и 9-я, на Пяток – 5-я, 8 и 9-я, на Субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно также первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различием, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на великий Вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на великий Четверток по причине особенной торжественности сего дня вместо трех песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из осьми песней. Все же сии песнопения на великую седмицу св. песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шестистопными стихами: T δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), T μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песпь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальныя буквы ирмосов и тропарей трипеснца на великий Понедельник и трипеснца на великую Среду; по второму – ирмосы и тропари канона на великий Четверток – ирмосы и тропари трипеснца на великий Пяток и 6-й, 7, 8 и 9-й песней канона на великую Субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения великой Субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й, 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σ μερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие еще прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на великую Субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

В Венесуэле на Страстную седмицу и Пасху запретили продажу алкоголя Москва, 5 апреля 2007 г. Правительство Венесуэлы впервые ограничило и даже частично запретило продажу алкоголя в пасхальные дни, поскольку на Страстной неделе число дорожных происшествий резко увеличивается. Владельцы магазинов, баров, ресторанов и отелей считают, что это перебор, цитирует сайт Инопресса газету " Frankfurter Rundschau " . Запрет удивил многих венесуэльцев, которые привыкли брать на время пасхальных праздников отпуск, выезжать за город и там предаваться веселью либо в отелях и пансионатах, либо в кругу семьи. До Пасхи продажа и торговля в розлив спиртными напитками разрешена только с 10:00 до 17:00, в Чистый четверг, Страстную пятницу, а также в воскресенье торговля алкоголем и вовсе запрещена. Не успел президент страны Уго Чавес сообщить на прошлой неделе о запрете, как люди бросились скупать алкоголь. Эта мера, какой бы разумной она ни казалась, вызвала в Венесуэле скорее отрицательную реакцию. Чавес был вынужден тут же довести до сведения населения, что распитие алкогольных напитков вовсе не запрещено. Правительство попыталось оправдать первый в истории страны подобный странный шаг, прежде всего, количеством дорожно-транспортных происшествий, которое резко возрастает на Страстной неделе. Согласно печальной статистике, около 100 человек каждый год погибают в результате аварий именно в это время. Возрастает и число преступлений - в основном совершенных в состоянии аффекта, вызванного алкоголем. 26 млн венесуэльцев являются самыми заядлыми любителями пива во всей Латинской Америке. Потребляя около 80 литров на человека, они возглавляют питейную статистику. Алкоголь укрепился здесь как неотъемлемая часть повседневной жизни больше, чем где бы то ни было. Это касается и дорожного движения: здесь не стоит удивляться, увидев в конце недели водителя навеселе, который сидит за рулем с банкой пива. Полиция смотрит на это сквозь пальцы. Однако во время пасхальных празднеств власти Венесуэлы планируют привлечь для работы на улицах на 27% больше полицейских.

http://pravoslavie.ru/21623.html

Человек Все рубрики Священник Иоанн Миролюбов Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила Владыка на хорошем уровне знал около 30 языков, изучал древние языки, практически владел основными современными европейскими, классическими и многими восточными. Кроме того, новопреставленный обладал высоким поэтическим даром, хорошо известны его переводы древнегреческих басен на русский язык и басен Крылова на английский язык. С другой стороны, он не был исключительно кабинетным интеллектуалом. Так, например, в молодости он серьезно увлекался парусным спортом. Редакция " Правмира " Владыка Якутский и Ленский Зосима: " Если брать от жизни все, другим не достанется " Однажды ко мне подошли люди, дали деньги и знаками, как глухонемые, показали, сколько им свечей нужно. Один из них говорил на ломаном русском. Я спросил: " Откуда вы? " Он ответил, что из Германии, приехали на Страстную седмицу, а потом будут встречать православную Пасху. Я говорю: " Если вы не знаете языка, вам тяжело будет стоять на службах " . И он мне ответил: " Мы не понимаем языка, но ощущаем в ваших храмах присутствие Божие " . Ангел Ирийской Церкви. Светлой памяти епископа Даниила Владыка на хорошем уровне знал около 30 языков, изучал древние языки, практически владел основными современными европейскими, классическими и многими восточными. Кроме того, новопреставленный обладал высоким поэтическим даром, хорошо известны его переводы древнегреческих басен на русский язык и басен Крылова на английский язык. С другой стороны, он не был исключительно кабинетным интеллектуалом. Так, например, в молодости он серьезно увлекался парусным спортом. Священник Иоанн Миролюбов Владыка Якутский и Ленский Зосима: " Если брать от жизни все, другим не достанется " Однажды ко мне подошли люди, дали деньги и знаками, как глухонемые, показали, сколько им свечей нужно. Один из них говорил на ломаном русском. Я спросил: " Откуда вы? " Он ответил, что из Германии, приехали на Страстную седмицу, а потом будут встречать православную Пасху. Я говорю: " Если вы не знаете языка, вам тяжело будет стоять на службах " . И он мне ответил: " Мы не понимаем языка, но ощущаем в ваших храмах присутствие Божие " . Редакция " Правмира "

http://pravmir.ru/category/chelovek/nash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010